Перспективы привлечения зарубежных инвестиций в банковскую систему РФ – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

 

Что такое прямые иностранные инвестиции. Объясняем простыми словами

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) — вложение инвестором своего капитала в предприятие другого государства в размере, позволяющем оказывать влияние на управление этим предприятием.

Прямому инвестированию противопоставляют портфельное — покупки ценных бумаг без намерения получить контроль над предприятием.

Центробанк РФ под прямыми инвестициями понимает вложения средств, когда иностранный инвестор (государственные и частные организации, физические и юридические лица либо их объединения) владеет 10% и более в капитале российской компании.

Аналогичным образом Министерство торговли США считает инвестиции прямыми, когда любое иностранное предприятие контролирует по меньшей мере 10%-ю долю в американской фирме.

Страны, как правило, борются за привлечение иностранных инвестиций, так как их приток приводит к росту ВВП страны — расширению производства, обновлению устаревших основных фондов и доступу к передовым зарубежным технологиям. Показатель ПИИ отражает уровень развития стран и регионов, а также степень заинтересованности зарубежных инвесторов в ведении бизнеса в том или ином государстве.

Как правило, источниками ПИИ выступают компании из развитых стран. Основные экспортёры капитала в формате прямых инвестиций — крупные транснациональные компании. Они вкладываются в производство, строительство новых заводов и филиалов зарубежных компаний, а также в приобретение уже действующих предприятий через покупку пакетов акций.

Пример употребления на «Секрете»

«По итогам года Россия потеряла несколько позиций в списке 20 самых привлекательных для инвестиций стран Европы, опустившись с восьмого на 11-е место. Тем не менее EY отметило, что уменьшение числа проектов с прямыми иностранными инвестициями было характерно для всего мира в целом, так что РФ не одинока в этой отрицательной динамике».

Нюансы

Пример положительного эффекта прямых иностранных инвестиций: политика Саудовской Аравии, направленная на диверсификацию её доходов от нефти и газа, привела к существенному росту ПИИ в обрабатывающие отрасли промышленности, а также в инфраструктуру и в сферу услуг.

В то же время существуют и отрицательные эффекты:

  • ухудшение состояния платёжного баланса из-за репатриации прибыли;
  • ущемление местных производителей;
  • приход в страну «грязных производств»;
  • иностранные компании могут перенести низкоквалифицированную и низкооплачиваемую работу за рубеж, сохранив более квалифицированную и высокооплачиваемую у себя на родине.

Факты

Согласно подсчётам Ernst&Young (EY), в 2020 году зарубежные инвесторы вложили средства в 141 проект на территории России (11-е место в списке 20 наиболее привлекательных для инвестиций стран Европы).

В 2020 году, по сравнению с 2019-м (191 проект), объём ПИИ в РФ сократился в 4 раза из-за пандемии, высокой базы прошлых лет и санкционных рисков в отношении РФ (индекс геополитического риска страны в 2020 году составил 126 пунктов, что на 11% выше среднего уровня за предыдущие 10 лет).

Тройка стран-лидеров, активнее всего инвестировавших в российскую экономику в 2020 году: Германия (26 проектов), Китай и США (по 15), а также Италия (13). Более половины американских компаний, как и немецкий бизнес, инвестировали в агропродовольственный сектор.

Производство — самая привлекательная отрасль для иностранных инвестиций в России (107 проектов). Благодаря импортозамещению и продовольственному эмбарго лидер по объёму вложений зарубежных средств — агропродовольственный сектор (42).

Самые востребованные у иностранных инвесторов регионы: Москва и Московская область (41 проект), Санкт-Петербург и Ленинградская область (16) и Татарстан (10).

Проблема

За показателями ПИИ в России скрываются несколько негативных особенностей:

    (то есть российское) происхождение существенной доли поступающих в страну инвестиций (в частности, «круговорот капитала» — схема, при которой местные деньги перемещаются за рубеж, а затем возвращаются в отечественную экономику в форме прямых инвестиций).
  • Крайне неравномерное распределение инвестиций между отдельными регионами страны.
  • Высокая отраслевая волатильность.

По оценкам экономиста РАН Бориса Хейфеца, до введения западных санкций в середине 2010-х и старта государственной кампании по деофшоризации от 60% до 80% прямых иностранных инвестиций в Россию приходилось на офшоры (например, Британские Виргинские Острова), куда они были до этого отправлены из России же. По итогам 2016 года РФ вошла в пятёрку стран — крупнейших инвесторов в офшорные зоны, писали экономисты РАНХиГС. Несмотря на то что с 2014 года поступление ПИИ в российскую экономику из офшорных зон значительно сократилось, офшорный сектор по-прежнему составляет её весомую часть. Примерно половина инвестиционного обмена России приходится на офшорные зоны.

Широкое распространение офшорных схем может свидетельствовать о неудовлетворительных условиях ведения бизнеса, вынуждающих предпринимателей регистрировать свои компании в офшорных зонах ради минимизации налогов и пр. Эксперты прямо указывают на то, что офшоризация российской экономики отрицательно влияет на состояние её инвестиционного климата.

Перспективы привлечения зарубежных инвестиций в банковскую систему РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Наибольшая часть зарубежных инвестиций в банковскую систему Российской Федерации приходится на долю стран «дальнего» зарубежья-96,7%.Лидерами по объемам инвестиций являются Германия, Франция, США, Австрия, Нидерланды и Турция. Причем в РФ зарубежные учредители стараются не привлекать местных партнеров для создания дочернего банка.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шарипов М.А.

Конкурентные возможности российских банков в условиях проникновения иностранного капитала на российский финансовый рынок

Текст научной работы на тему «Перспективы привлечения зарубежных инвестиций в банковскую систему РФ»

в банковскую систему РФ

Наибольшая часть зарубежных инвестиций в банковскую систему

_Российской Федерации приходится на долю стран «дальнего»

зарубежья — 96,7%. Лидерами по объемам инвестиций являются

_Германия, Франция, США, Австрия, Нидерланды и Турция.

Причем, в РФ зарубежные учредители стараются не привлекать местных партнеров для создания дочернего банка.

аспирант экономического факультета Академии народного хозяйства при Правительстве РФ

На банки, находящихся под контролем зарубежных инвесторов (более 50% уставного капитала), в настоящее время приходится около 90% всех зарубежных инвестиций в банковский сектор. В это число входят дочерние организации 10 банков из тридцатки крупнейших банков мира по размерам активов, являющихся лидерами мирового банковского бизнеса — BNP-Dresdner, Citibank, Credit Swiss, Deutsche Bank, Garanti Bank, ING Barings, Raiffeisenbank Austria, Republic National Bank of New YOrk.

Масштабы участия зарубежного капитала в банковском секторе РФ остаются скромными. Уменьшение доли нерезидентов в совокупных активах объясняется довольно высокими темпами роста активов банков РФ, которые довольно быстро восстановились после кризиса 1998 года.

Для банков с зарубежным участием ситуация на данный момент является переходной, когда стратегия ведения работы в РФ может претерпеть определенные изменения. Но на отдельных сегментах рынка банковских услуг зарубежные банки уже сейчас играют заметную роль. Прогнозы и оценки доказывают, что сте-

кое предпринимательство, 2008, № 8 (1)

пень участия зарубежного капитала в банковском секторе РФ, в том числе путем слияний и поглощений, уже в ближайшее время заметно расширится.

Достаточно важным является то, что у многих банков РФ, результаты их финансовой деятельности не позволяют создавать резервы, необходимые в случае увеличения масштабов кредитования. Сегодня большое влияние на конкурентоспособность банков РФ оказывает их переориентация в сторону операций с населением.

Особенностью является и то, что с юридической точки зрения в РФ отсутствуют какие-либо ограничения на открытие филиалов зарубежных банков. Законодательно, а именно законом «О банках и банковской деятельности» предусмотрено, что банковская система РФ включает в себя ЦБ РФ, кредитные организации, представительства и филиалы зарубежных банков.

Снятие барьеров на открытие филиалов сделает для зарубежных банков доступ на рынок РФ наиболее комфортным. Позволит уменьшить не операционные расходы. Это все будет означать повышение конкурентной борьбы за клиентов, в ходе которой банки РФ могут оказаться в неравных условиях. Все это связано со следующими моментами. Для филиалов зарубежных банков не могут устанавливаться специальные требования по формированию обязательных резервов, и это ставит их в наиболее выгодное положение. Филиалы зарубежных банков будут иметь гораздо больше шансов по оптимизации налогообложения, по причине того, что они не должны предоставлять в полном объеме отчетность налоговым органам страны их пребывания. В связи с этим нельзя исключать тот факт, что различия в условиях регулирования банковской деятельности могут создавать определенные преференции филиалам при проведении отдельных операций. Также с деятельностью филиалов зарубежных банков могут быть

масштабы участия зарубежного капитала в банковском секторе РФ

в банковском секторе

РФ, в том числе путем

слиянии и поглощении,

уже в ближайшее время

связаны перемещения спекулятивного капитала, которые способны дезорганизовать местные финансовые рынки и повысить уровень риска банковской деятельности. Отсюда следует, что проникновение зарубежных банков с сомнительной репутацией может осложнить борьбу с отмыванием доходов, полученных преступным путем.

Для ограничения возможного зарубежного контроля над банками РФ установлена квота на участие нерезидентов в уставном капитале, от совокупного уставного капитала и, более того, покупка акций банка РФ нерезидентом требует одобрения ЦБ РФ. В противном случае подобная операция будет считаться недействительной. Процесс же получения разрешения может, растянуться на достаточно длительное ремя. За это время желание потенциальных нвесторов может быть утрачено. Однако законодательные ограничения еще не амое большое препятствие. Намного важнее нежелание частных владельцев и правительства РФ продавать банки зарубежным инвес-ам. Государство заинтересовано в сохранении контроля над государственными бан-ами, например, такими как Внешторгбанк и бербанк. Именно эти банки доминируют на рынках коммерческого кредитования и обслуживания физических лиц.

Трудно будет представить себе продажу зарубежным инвесторам контрольного пакета акций Сбербанка, держащего наибольший объем частных вкладов в РФ. Государство всегда стремилось и стремится сохранять контроль над Внешторгбанком и Сбербанком, чтобы оказывать влияние на экономическое и социальное развитие в РФ. Подобного рода логика действует и для региональных банков, которые контролируют местные власти. Многие банки в частном секторе принадлежат лицам, связанным с финансово-промышленными группами, отдельными компаниями или экономическими секторами

1ское предпринимательство, 2008, № 8 (1)

(в основном нефтегазовым). у многих банков РФ, Сферы деятельности и поли-

тика данных банков тесно результаты их финансовой

связаны с интересами их

владельцев. Подобного рода деятельности не позволяют банки, выполняют расчетно-

кассовую роль отделов в ком- создавать резервы, паниях своих владельцев. Но

ценность, зависящая от инте- необходимые в случае ресов хозяев, в любом случаи,

сведется к нулю в случаи их увеличения масштабов

В РФ частные банки доста- кредитования

точно редко действуют как _

независимые и обособлен- _

ные коммерческие единицы с диверсифици- _

рованным портфелем клиентов. С точки зре- _

ния зарубежного инвестора банковский сек- _

тор РФ остается очень рисковым. В том случаи, _

если бы российские банки проявляли серьез- _

ную активность в этом вопросе, нашлось бы _

немного зарубежных инвесторов, которых бы _

это привлекло. _

На сегодняшний день банковский сектор РФ _

напоминает некую достаточно замкнутую _

организацию. Если говорить о процентах по _

кредитам и депозитам, то здесь основную роль _

играет Сбербанк. Что касается работы с кор- _

поративными клиентами, то здесь самые круп- _

ные организации и предприятия от частных _

компаний до федеральных и местных органов _

управления привязаны к определенным бан- _

кам в зависимости от того, кто ими владеет, _

или же какова система личных отношений. Для _

зарубежного банка было бы достаточно труд- _

но прорваться в этот очень тесный круг. _

Еще один фактор озабоченность по поводу _

состояния правовой базы, гарантирует в пол- _

ной мере права кредиторов и собственников. _

В частности, применение закона о банкротс- _

тве остается непредсказуемым и слабым. _

В дополнение, потенциальные покупатели _

не имеют четкого представления о том, что _

они покупают в РФ. Российская бухгалтерская _

отчетность не отражает достоверного эконо- _

мического положения банка. Большое коли- _

снятие барьеров чество банков не публикуют __отчетов в соответствии с меж-

на открытие филиалов дународными стандартами,

которые сами по себе несо-

сделает для зарубежных вершенны и довольно часто

банков доступ на рынок РФ августа 1998 г. банковскому

сектору РФ пришлось практи-

наиболее комфортным чески начинать с нуля. А уже

__со второй половины 1999 г.

__вся отчетность ведется заново.

__Несмотря на вышеизложенное, ряд между__народных банков уже успешно активизи-

__ровали свою деятельности в РФ. Некоторые

__из них расширили объем операций даже

__еще в 1999 г., после августовского кризиса

__1998 года и связанного с ним свертывания

__деятельности. Как правило, зарубежные банки

__обслуживают российские операции крупных

__корпораций. Но некоторые стараются проник__нуть на потенциально высокодоходный рынок

__обслуживания частных лиц.

__Наиболее активными зарубежными банками

__в РФ являются Qtibank, Credit Swiss, Deutsche

__Bank, турецкий Garanti Bank, ING Barings,

__Raiffeisenbank. Российские власти достаточно

__активно обсуждают возможность привлечения

__прямых зарубежных инвестиций в банковс-

__кий сектор. Но пока высокий рисковый про__филь российских банков и их привязанность к

__финансово-промышленными группам остают-

__ся фактом российской жизни, уровень прямых

__зарубежных инвестиций в банковский сектор

__РФ еще не скоро сравняется с объемами вло-

__жений в банки соседних с Россией стран.

1. Иностранные инвестиции в России. Современное состояние и перспективы / Под общим рук. и ред. проф., д.э.н. И.П.Фаминского. — М.: Международные отношения, 2007. С. 450.

2. Абалкина A.A. Иностранные банки в России: итоги и перспективы деятельности // Бизнес и банки. 2007. С.3-37.

Иностранные инвестиции в банковском секторе экономики России

Кандидат юридических наук Е.Е. Веселкова рассматривает основные вопросы, относящиеся к привлечению иностранных инвестиций в банковский сектор экономики России. Особое внимание уделяется особенностям данной правовой формы иностранных инвестиций.

Иностранный инвестор закономерно использует правовые формы иностранных инвестиций (ПФИИ) в зависимости от целей и направления его экономической интеграции. В условиях современного этапа в экономической системе России сложилась определенная особенность. Наибольшая концентрация национального капитала наблюдалась в банковском секторе (уступает он только энерго-сырьевому сектору). В ряде случаев такая концентрация была обусловлена наличием у коммерческих банков большого объема денежных средств, привлеченных из-за рубежа. Последующее развитие банковского сектора, в частности наращивание его капиталов, до начала мирового финансового кризиса 2008 — 2009 гг. (МФК) превратило коммерческие (и государственные) банки в основного субъекта инвестиционной деятельности, осуществляемой как на рынках капиталов, так и посредством реализации инвестиционных проектов.

В соответствии с Законом РФ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» коммерческие банки могут создаваться в форме как акционерного общества, так и общества с ограниченной ответственностью. Кредитная организация как специальный вид хозяйственного общества подлежит исследованию. Рассмотрим правовую основу для интеграции иностранного элемента посредством учреждения (вхождения в уже созданную) кредитной организации.

В условиях развивающегося финансового кризиса вопрос об иностранных инвестициях в российский банковский сектор по-прежнему актуален. Об этом свидетельствует как статистика Банка России, отражающая продолжающееся увеличение доли иностранного капитала в совокупном зарегистрированном капитале действующих кредитных организаций, так и поступающая от участников рынка информация о проводимых переговорах с потенциальными стратегическими партнерами из-за рубежа. На фоне пока еще не воплощенных в жизнь инициатив Центрального банка РФ, направленных на упрощение процедур проведения сделок по слиянию и поглощению (далее — сделки М&А) в банковском секторе, финансовый кризис определенно поспособствовал принятию законодательными органами страны мер, направленных на упрощение порядка приобретения банков, испытывающих острую нехватку ликвидности.

В соответствии с информацией Банка России по состоянию на 1 июля 2008 г. лицензию на осуществление банковских операций в России имели 215 кредитных организаций с участием нерезидентов, расположенных в 39 субъектах Федерации, при этом большинство из них (125) — в Москве. В 70 кредитных, организациях уставный капитал сформирован за счет средств нерезидентов на 100%. По оценкам Ассоциации российских банков к 2020 г. доля иностранного участия в капитале и активах российской банковской системы может составить 30 — 35%.

В сентябре 2008 г., в самый разгар финансового кризиса в Америке и Европе, от крупных зарубежных инвесторов в капитал Инвестиционного торгового банка поступили 200 млн. долл. Это означает, что российский банковский рынок интересен зарубежным инвесторам и в условиях кризиса. Однако для более точной оценки перспектив вхождения зарубежных инвесторов в капитал российских банков следует прежде всего проанализировать правовое поле, определяющее условия таких инвестиций.

Российская Федерация не создает какие-либо необычные требования в отношении участия нерезидентов в капитале российских банков. Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 2 Гражданского кодекса РФ).

Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ст. 1) не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, которые регулируются законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности. Банк России выдает разрешения на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков в соответствии с порядком, установленным федеральными законами. Увеличение размера уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов регулируется федеральными законами (ст. 52 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Совет директоров Банка России определяет в соответствии с федеральными законами условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации (ст. 18 Закона N 86-ФЗ).

Российские банки с иностранным участием и филиалы иностранных банков могут открываться на территории России только в пределах квоты участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации. Эта квота рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах кредитных организаций с иностранными инвестициями, и капитала филиалов иностранных банков к совокупному уставному капиталу кредитных организаций, зарегистрированных на территории нашей страны.

Несмотря на то что Закон N 86-ФЗ и Закон N 395-1 предусматривают право иностранных банков создавать филиалы на территории Российской Федерации, сегодня это право не может быть реализовано. Официальная позиция по филиалам изложена в совместном Заявлении Правительства РФ и Центрального банка РФ от 5 апреля 2005 г. N 983п-П13/01-01/1617 «О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 г., в котором, в частности, говорится, что создание в Российской Федерации филиалов иностранных банков на текущем этапе развития банковского сектора следует считать преждевременным, прежде всего исходя из необходимости поддержания равных конкурентных условий для всех кредитных организаций, оказывающих банковские услуги. Вместе с тем, как указано в Заявлении, Правительство РФ и Банк России рассматривают деятельность иностранных банков, осуществляемую посредством участия в создании или приобретении долей (акций) в уставном капитале российских кредитных организаций, в качестве важного фактора развития рынка банковских услуг.

Рост интереса зарубежных инвесторов подтверждается и статистическими данными. В сентябре 2002 г. в Российской Федерации были зарегистрированы 129 банков с иностранным участием в уставном капитале, в сентябре 2003 г. — 127, в сентябре 2004 г. — 129, в сентябре 2005 г. — 131.

Создание кредитных организаций с иностранными инвестициями регулируется соответствующим Положением Банка России «Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями» (Приказ ЦБ РФ от 23 апреля 1997 г. N 02-195). В соответствии с Положением Банк России выдает предварительное разрешение на создание кредитной организации с иностранными инвестициями. При рассмотрении вопроса о выдаче разрешения учитываются:

  • уровень использования квоты участия иностранного капитала в банковской системе России;
  • финансовое положение учредителей-нерезидентов;
  • деловая репутация учредителей-нерезидентов;
  • очередность подачи заявления.

Размер квоты участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации на сегодняшний день не установлен, так как нет соответствующего федерального закона. 29 марта 1993 г. решением Совета директоров Банка России был установлен лимит участия иностранного капитала в банковской системе страны на уровне 12%, который не пересматривался вплоть до отмены с 1 декабря 2002 г. (указание ЦБ РФ от 4 ноября 2002 г. N 1204-У). Стоит отметить, что в период ее действия доля иностранного капитала в банковской сфере была менее 12%.

Оценка финансового положения приобретателей-нерезидентов, являющихся юридическими лицами, для проверки правомерности оплаты приобретаемых акций производится территориальным учреждением Банка России в соответствии с Положением «О порядке и критериях финансового положения юридических лиц — учредителей (участников) кредитных организаций» (утв. Банком России 19.06.2009 N 337-П). Приобретатель-нерезидент должен представить бухгалтерский баланс и расчет стоимости скорректированных чистых активов.

Оценка финансового положения приобретателей-нерезидентов, являющихся физическими лицами, для проверки правомерности оплаты приобретаемых акций производится территориальным учреждением Банка России в соответствии с Положением от 19 апреля 2005 г. N 268-П «О порядке и критериях финансового положения физических лиц — учредителей (участников) кредитных организаций». Достаточность собственных средств приобретателя-нерезидента оценивается с использованием показателя, экономическое содержание которого соответствует понятию «чистые активы», применяемому в Российской Федерации. При расчете чистых активов используются статьи баланса, аналогичные или близкие по характеристике статьям, принятым при расчете указанного показателя приобретателями-резидентами. При этом следует исходить из того, что «чистые активы» — показатель, определяемый как разница между реальной стоимостью активов и величиной обязательств приобретателя.

Банк России может принимать во внимание размер иностранных инвестиций в банковской системе России из государств места нахождения учредителей, а также характер двусторонних отношений между Россией и государством места нахождения каждого из учредителей. В отношении организаций с иностранным участием дополнительным требованием до недавнего времени являлся повышенный размер уставного капитала. Минимальный размер уставного капитала для кредитных организаций с иностранными инвестициями составлял 10 млн. евро. Эта норма перестала действовать с 1 января 2007 г. — из статьи 18 Закона N 395-1 исключили право Банка России устанавливать обязательные нормативы и минимальный размер капитала вновь регистрируемых кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков. Таким образом, на сегодня минимальный размер уставного капитала для банков с иностранным участием такой же, как и для банков без иностранного участия — 5 млн. евро. Учредители представляют в Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности заявление (ходатайство) о выдаче разрешения на создание кредитной организации с иностранными инвестициями. При приобретении нерезидентом более 10% уставного капитала создаваемой кредитной организации-резидента заявление должно содержать информацию об учредителях такого юридического лица-нерезидента с указанием их места нахождения и кратким описанием направления их деятельности. К заявлению прилагаются документы, содержащие сведения об учредителях-нерезидентах:

  • учредительные документы;
  • решение уполномоченного органа юридического лица о его участии в уставном капитале кредитной организации на территории России;
  • балансы за три предыдущих года деятельности, подтвержденные аудиторским заключением, и т.п.

Для принятия окончательного решения Банк России может запросить дополнительную информацию.

Разрешением на участие нерезидентов в уставном капитале кредитной организации с иностранными инвестициями является информационное письмо Банка России, которое действительно в течение одного года со дня его получения. Дальнейшие действия регулируются Инструкцией Банка России «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций». Перечень документов, представляемых в Банк России для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций, содержится в главе 3 Инструкции.

Привлечение иностранных инвесторов путем продажи доли в уставном капитале банка имеет ряд принципиальных преимуществ перед другими формами привлечения ресурсов. В частности, привлечение акционерного капитала позволяет улучшить баланс банка. Однако, несмотря на все преимущества, следует учитывать, что в действительности к размещению акций путем открытой публичной подписки могут прибегнуть лишь немногие банки. К ним относятся наиболее крупные кредитные институты с государственным участием, а также крупные банки с прозрачной структурой собственников и понятным, диверсифицированным бизнесом. Более доступным способом привлечения иностранных инвестиций в капитал банка является размещение акций путем закрытой подписки.

Однако в случае проведения размещения долей уставного капитала банка среди заранее определенного круга инвесторов, как показывает практика Инвестиционного торгового банка, много времени уходит на прохождение due diligence и подготовку письма, в котором необходимо представить подробную информацию о банке, его дочерних обществах, существенных контрактах, сомнительной задолженности, всех корреспондентских счетах банка с указанием реквизитов и остатков денежных средств, имуществе на праве собственности и аренды и др.

Другим важным фактором является размер банка, поскольку участие в акционерном капитале в объеме менее 100 млн. долл. практически не представляет интереса для зарубежных инвесторов.

До 1 января 2007 г. в соответствии со статьей 18 Закона N 395-1 кредитная организация обязана была получить предварительное разрешение Банка России на увеличение своего уставного капитала за счет средств нерезидентов, на отчуждение (в том числе продажу) своих акций (долей) в пользу нерезидентов, а участники кредитной организации — резиденты — на отчуждение принадлежащих им акций (долей) кредитной организации в пользу нерезидентов. Указанные сделки по отчуждению акций (долей) нерезидентам, совершенные без разрешения Банка России, являлись недействительными. Сегодня такого требования нет.

С 31 января 2007 г. признана утратившей силу глава 3 Положения N 437 «Порядок получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов». Приобретение более 20% (долей) кредитной организации требует предварительного согласия Банка России. Порядок приобретения более 20% акций (долей) кредитной организации в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, устанавливается Инструкцией Банка России от 21 февраля 2007 г. N 130-И.

Юридическое лицо — нерезидент (включая кредитную организацию) в дополнение к документам, указанным в пункте 2.2 настоящей Инструкции, представляет решение уполномоченного органа об участии данного юридического лица в уставном капитале кредитной организации на территории Российской Федерации, а также письменное согласие соответствующего контрольного органа страны места нахождения этого юридического лица на участие в уставном капитале кредитной организации на территории Российской Федерации либо заключение указанного органа об отсутствии необходимости получения такого согласия.

Физическое лицо — нерезидент дополнительно представляет «подтверждение первоклассного согласно международной банковской практике иностранного банка (краткосрочные обязательства которого имеют по классификации IBCA, Moody’s, Standart & Poor’s рейтинг не ниже АА, prime-1) платежеспособности этого лица (способности оплатить свою долю в уставном капитале)».

Аккумулирование средств в процессе эмиссии (на этапе размещения) акций кредитными организациями осуществляется путем открытия банком-эмитентом накопительного счета, режим которого устанавливается Банком России. Инструкция Банка России «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации» конкретизирует данную норму.

Накопительными счетами признаются:

  • корреспондентский счет кредитной организации — эмитента, открытый в Банке России в российской валюте;
  • корреспондентский счет кредитной организации — эмитента, открытый в уполномоченном банке или банке за пределами территории Российской Федерации в соответствующей иностранной валюте;
  • накопительный счет со специальным режимом, который не является банковским счетом.

Последний открывается в подразделении расчетной сети Банка России, где открыт корреспондентский счет кредитной организации — эмитента. На накопительный счет со специальным режимом могут зачисляться только денежные средства, поступающие в оплату акций кредитной организации — эмитента. Решение о выпуске (дополнительном выпуске) акций кредитной организации — эмитента должно содержать указание на то, какие накопительные счета будут использоваться при оплате акций, при этом для одного выпуска не могут использоваться счета с различными режимами.

Кредитная организация — эмитент до регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) акций не вправе использовать в своем обороте денежные средства, находящиеся на накопительном счете со специальным режимом.

Данные денежные средства могут:

  • возвращаться лицам, ранее перечислившим их в оплату акций, если итоги выпуска не зарегистрированы;
  • возвращаться лицам, ранее перечислившим их в оплату акций, при расторжении договора купли-продажи акций в период проведения подписки на них.

После регистрации отчета об итогах выпуска средства в российской валюте с накопительного счета со специальным режимом перечисляются на корреспондентский счет кредитной организации в Банке России, а накопительный счет закрывается.

Нерезиденты (юридические и физические лица) вправе оплачивать акции кредитной организации — эмитента при их размещении в иностранной валюте, если это предусмотрено в зарегистрированных эмиссионных документах кредитной организации. Нерезиденты оплачивают акции иностранной валютой со своих банковских счетов (банковских вкладов) в иностранной валюте, открытых в уполномоченных банках, а также со своих банковских счетов (банковских вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации.

Для поступления средств в иностранной валюте может быть использован корреспондентский счет кредитной организации — эмитента или накопительный счет со специальным режимом. Инструкция ЦБ РФ N 128-И устанавливает требования к таким счетам. Иностранная валюта должна поступать на корреспондентский счет кредитной организации — эмитента, открываемый в соответствующей иностранной валюте в Сберегательном банке РФ, Банке внешней торговли или первоклассном банке «группы развитых стран» (краткосрочные обязательства которого имеют по классификации Moody’s, Standart & Poor’s рейтинг не ниже АА, prime-1), а также иностранном банке, оплачивающем не менее 50% размещаемых акций своей дочерней кредитной организации — эмитента.

Для государственной регистрации изменений, вносимых в устав и связанных с увеличением уставного капитала, кредитная организация направляет в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор над ее деятельностью:

  • платежные поручения с отметкой об исполнении, свидетельствующие об оплате долей в уставном капитале кредитной организации;
  • заключение федерального антимонопольного органа (в установленных в соответствии с федеральными законами случаях). Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что для приобретения более 25% голосующих акций акционерного общества требуется получить предварительное согласие со стороны Федеральной антимонопольной службы.

С момента регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг снимаются все ограничения и запреты на использование денежных средств и иного имущества, внесенного в оплату размещенных акций, и эти средства подлежат включению в расчет величины собственных средств (капитала) и обязательных нормативов деятельности кредитной организации.

Таким образом, как показывает позитивный опыт Инвестиционного торгового банка, привлечение иностранных инвесторов в капитал банка является вполне доступным для любого российского банка с прозрачной структурой и понятным бизнесом. Процедура вхождения иностранцев в капитал стала проще и понятнее для банков и инвесторов. Некоторые сложности, встречающиеся при подготовке иностранными инвесторами документов для Банка России, носят технический характер и вполне преодолимы.

Библиография

Богуславский М.М. Международное частное право. М., 2006.

Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс (академический курс). М.: Волтерс Клувер, 2004.

Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт. М., 2001.

Гущин В.В., Овчинников А.А. Инвестиционное право. 2-е изд. М.: Эксмо, 2009.

Майфат А.В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования. М.: Волтерс Клувер, 2007.

Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право: теория и практика применения. М., 2005.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Источник https://secretmag.ru/enciklopediya/chto-takoe-pryamye-inostrannye-investicii-obyasnyaem-prostymi-slovami.htm

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-privlecheniya-zarubezhnyh-investitsiy-v-bankovskuyu-sistemu-rf

Источник https://wiselawyer.ru/poleznoe/57826-inostrannye-investicii-bankovskom-sektore-ehkonomiki-rossii

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *