Организационные формы реализации проекта — Организация управления инвестиционными проектами

Основные формы реализации инвестиционного процесса в строительстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федоров Максим Владимирович

Рассматриваются основные формы реализации инвестиционных процессов в России и зарубежный опыт в этой сфере. Выделены общие и специальные фор­­мы взаимодействия в инвестиционно-строительной деятельности. Отмечается важность ин­вестиционно-строительных процессов в компенсации дефицитов бюджетов регионов. Ука­зывается на то, что проблемой при сотрудничестве инвесторов в строительстве оказывается многообразие и сложность форм взаимодействия, а также отсутствие стабильно­сти нормативно-законодательной базы. С целью освоить накопленный практический опыт России для развития системы взаимоотношений между участниками инвестиционно-строи­тельного процесса предпринята попытка определения основных форм взаимодей­ствия в современной практике инвестиционно-строительных процессов на уровне регио­нов. Обозначена основная проблема при анализе отечественных теоретических источни­ков, а также отмечены плюсы и минусы зарубежных исследований. Исходя из практики, обобщены организационно-контрактные формы, существующие на современном эта­пе, в зависимости от параметров и конкретных условий реализации ин­вестиционно-строи­тельных процессов при взаимодействии с региональными и муниципальными властями, указаны доли данных форм реализации. Выделен ряд критериев, которые помогут инве­сторам выбрать форму взаимодействия при реализации инвестиционно-строительного процесса . Предложен критерий, по которому можно ранжировать формы инвестиционно-строительной деятельности.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Федоров Максим Владимирович

Формы, модели и механизмы реализации инвестиционных проектов на основе государственно-частного партнерства

Государственно-частное партнерство как инструмент эффективности международного инвестиционного сотрудничества

Использование концессионных соглашений в управлении инфраструктурными объектами экономики Российской Федерации

The main forms of implementation of the investment process in construction

Article focuses on the basic forms of realization of investment processes in Russia and the analysis of foreign experience in this field. General and specific forms of cooperation in investment and construction acti­vity have been allocated. The author noted the importance of investment and construction processes in compensation of budget deficit in regions. The author points out that the problem with the cooperation of investors in construction is the variety and complexity of forms of cooperation, as well as lack of stability of legislative framework. In this article the author attempted to identify the main forms of interaction in the modern practice of investment and construction process at the regional level in order to learn the accumulated practical experience in Russia for the development of the relations system between participants of investment and construction process. Outlined the main problem in the analysis of domestic theoretical sources, as well as noted the pros and cons of foreign studies. Based on the practice, there were summarized organizational and contractual forms that exist at the present stage, depending on the parameters and concrete conditions of realization of investment-construction processes in interaction with regional and municipal authorities. Also there were specified the shares of these forms of implementation. Identified a number of criteria, which will help investors to choose the form of cooperation in the implementation of investment and construction process. The author suggests a criterion by which we can rank the form of investment and construction activities.

Текст научной работы на тему «Основные формы реализации инвестиционного процесса в строительстве»

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Тюменский индустриальный университет (Тюмень, Россия)

Информация о статье

Дата поступления 12 июля 2016 г.

Дата принятия в печать 25 ноября 2016 г.

Инвестиционно-строительный процесс, форма взаимодействия участников, заказчик, инвестор

Аннотация. Рассматриваются основные формы реализации инвестиционных процессов в России и зарубежный опыт в этой сфере. Выделены общие и специальные формы взаимодействия в инвестиционно-строительной деятельности. Отмечается важность инвестиционно-строительных процессов в компенсации дефицитов бюджетов регионов. Указывается на то, что проблемой при сотрудничестве инвесторов в строительстве оказывается многообразие и сложность форм взаимодействия, а также отсутствие стабильности нормативно-законодательной базы. С целью освоить накопленный практический опыт России для развития системы взаимоотношений между участниками инвестиционно-строительного процесса предпринята попытка определения основных форм взаимодействия в современной практике инвестиционно-строительных процессов на уровне регионов. Обозначена основная проблема при анализе отечественных теоретических источников, а также отмечены плюсы и минусы зарубежных исследований. Исходя из практики, обобщены организационно-контрактные формы, существующие на современном этапе, в зависимости от параметров и конкретных условий реализации инвестиционно-строительных процессов при взаимодействии с региональными и муниципальными властями, указаны доли данных форм реализации. Выделен ряд критериев, которые помогут инвесторам выбрать форму взаимодействия при реализации инвестиционно-строительного процесса. Предложен критерий, по которому можно ранжировать формы инвестиционно-строительной деятельности.

Received July 12, 2016

November 25, 2016

Investment-construction process, the form of interaction between participants, customer, investor

THE MAIN FORMS OF IMPLEMENTATION OF THE INVESTMENT PROCESS IN CONSTRUCTION

Industrial University of Tyumen (Tyumen, Russia)

Abstract. Article focuses on the basic forms of realization of investment processes in Russia and the analysis of foreign experience in this field. General and specific forms of cooperation in investment and construction activity have been allocated. The author noted the importance of investment and construction processes in compensation of budget deficit in regions. The author points out that the problem with the cooperation of investors in construction is the variety and complexity of forms of cooperation, as well as lack of stability of legislative framework. In this article the author attempted to identify the main forms of interaction in the modern practice of investment and construction process at the regional level in order to learn the accumulated practical experience in Russia for the development of the relations system between participants of investment and construction process. Outlined the main problem in the analysis of domestic theoretical sources, as well as noted the pros and cons of foreign studies. Based on the practice, there were summarized organizational and contractual forms that exist at the present stage, depending on the parameters and concrete conditions of realization of investment-construction processes in interaction with regional and municipal authorities. Also there were specified the shares of these forms of implementation. Identified a number of criteria, which will help investors to choose the form of cooperation in the implementation of investment and construction process. The author suggests a criterion by which we can rank the form of investment and construction activities.

© М.В. Федоров, 2016

На современном этапе развития инвестиционных процессов в России происходит существенное преобразование форм взаимодействия участников инвестиционной деятельности, на государственном уровне принимаются законопроекты, способствующие развитию этих взаимоотношений. Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2015 г. № 708 была утверждена новая форма взаимодействия при реализации инвестиционно-строительных процессов — специальный инвестиционный контракт, который может быть применен в отдельных отраслях промышленности.

Данная документация актуализирует значение инвестиционно-строительных процессов на уровне регионов в связи с реформированием властных институтов. Реформа коснулась финансовой деятельности региона. В новых условиях регионы России все чаще переходят на систему самостоятельного обеспечения в связи со значительным сокращением бюджетов. Компенсировать дефицит бюджетов в новых условиях представляется возможным за счет инвестиционных процессов [1]. В объективно расширяющихся и усложняющихся процессах инвестиционно-строительная деятельность является наиболее значимой в экономике регионов России. Инвестиционно-строительный процесс является основным связующим звеном между финансовым и реальным секторами экономики. Доля инвестиций в строительство в России на 2015 г. превышает остальные области инвестирования [2]. Все это способствует важности изучения форм реализации инвестиционно-строительного процесса.

На современном этапе в инвестиционно-строительном процессе нет единых форм взаимодействия участников. Можно говорить о приемлемости и частоте использования в зависимости от территории, что показывает особенности взаимодействия на уровне региона, или от характеристик объекта строительства, что обусловливает состав участников и их заинтересованность.

В силу различных форм взаимодействия власти и инвесторов в строительстве, а также сложных механизмов организации деятельности, разнообразных факторов, отраженных в нормативно-правовой базе, противоречивых интересов участников возрастает актуальность изучения основных форм реализации инвестиционного процесса. Это относится как к развитию инвестиционно-строительного процесса,

Вам будет интересно  Карьера Бизнес и все её этапы в The Sims 4 – подробный обзор Darasims

так и к вопросам определения интересов сторон при реализации сотрудничества в рамках различных организационно-правовых форм.

Проблемным полем в сотрудничестве инвесторов в строительстве оказывается многообразие и сложность форм взаимодействия, а также отсутствие стабильности нормативно-законодательной базы, которая регулирует отношения инвесторов на различных этапах инвестиционно-строительной деятельности.

В настоящей статье предпринята попытка определения основных форм взаимодействия в современной практике инвестиционно-строительных процессов на уровне регионов с целью освоить накопленный практический опыт России для развития системы взаимоотношений между участниками инвестиционно-строительного процесса, что, как предполагает автор, позволит снять ряд барьеров, препятствующих взаимодействию на двух уровнях, характеризующихся особенностями участников инвестиционно-строительного процесса: взаимодействие между региональной властью, выступающей как соинвестор или инициатор, и инвесторами, в том числе зарубежными; общее разграничение форм, чтобы упростить деятельность участников.

Проблематика взаимодействия в инвестиционно-строительном процессе, в том числе практика применения различных форм в сравнительно-правовом аспекте, была предметом исследований ряда известных ученых как в России, так и за рубежом. Так, Е.А. Имыкшено-ва рассматривает основные черты новых правовых форм инвестиционной деятельности в России и проводит их сравнительный анализ, обращаясь к сопоставимым европейским моделям [3]. Д.В. Ломакин, изучая природу российского инвестиционно-строительного партнерства, сосредоточил свое внимание на изучении влияния специфики внутренних организационно-правовых форм участников инвестиционной деятельности [4].

В своих работах Х.С.-С. Садыков говорит о влиянии на формы взаимодействия участников при реализации инвестиционно-строительного процесса технологических инноваций, которые меняют весь облик строительной сферы [5]. Особенности участников в инвестиционно-строительном комплексе рассматриваются в работах А.Н. Асаул, А.В. Батрак [6-8]. В рамках их исследования определяются основные характеристики участников, а весь инве-

стиционно-строительный комплекс представляет собой «совокупность производственных и непроизводственных отраслей, включая управление, обеспечивающих осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений в региональных границах» [7]. И.Л. Владимирова высказывает идеи, что в инвестиционно-строительном комплексе идут процессы интеграции и перераспределения функций участников, которые инициируют социально-экономическое развитие территорий [9].

Одну из попыток классификации инвестиционных договоров в самом широком их понимании осуществила С.П. Мороз, указав в качестве классификационных критериев в том числе следующие: цель инвестирования; сроки инвестирования; национальная принадлежность инвестора; форма собственности; материальный / нематериальный характер; объект договора [10]. Применительно к нашей статье такая классификация по большинству критериев не имеет смысла, так как мы рассматриваем сравнительно узкую форму взаимодействия, в которой цель инвестирования имеет материальный характер, а объекты договора заранее определены.

Д. Гельтнер, Н. Миллер, Дж. Клейтон, П. Айхольтц анализируют опыт мировых инвестиционно-строительных проектов и выделяют некоторые обусловленные практикой формы взаимодействия участников в строительстве: ROT, RLT, BROT, BOOT, BOT, BTO, BOO и др. [11]. Р.А. Стронг говорит о формах взаимодействия в строительстве, основанных на формировании инвестиционных портфелей, с этой точки зрения он проводит классификацию отношений участников [12]. Ч.П. Джонс дает общую классификацию форм взаимодействия в инвестиционной деятельности, обобщая огромный массив практических данных зарубежного опыта [13].

Исследования российских авторов выявляют значимость изучения форм взаимодействия при реализации инвестиционно-строительного процесса. Основной проблемой при анализе теоретических источников можно обозначить отсутствие обобщенных результатов по формам инвестиционного взаимодействия в строительной сфере Российской Федерации. Зарубежные исследования более структурированы, но не учитывают российскую специфику взаимоотношений в инвестиционно-строитель-

ном процессе. Также необходимо отметить, что в работах зарубежных авторов подчеркивается выделение инвестиционно-строительного процесса из числа прочих многоаспектностью взаимодействия. Это представляет определенную сложность для выстраивания взаимоотношений участников. В России данный аспект проявляется в слабоупорядоченном режиме взаимодействия, сопровождающемся значительными социальными и экономическими потерями в инвестиционно-строительном процессе.

Для актуального перехода к планомерной реализации потенциала инвестиционно-строительного процесса в более экономически эффективном и социально приемлемом режиме необходимы новые научно-исследовательские усилия по теоретическому обоснованию современных форм взаимодействия, адекватных изменившимся условиям и задачам.

На современном этапе в зависимости от параметров и конкретных условий реализации инвестиционно-строительных процессов при взаимодействии с региональными и муниципальными властями в практике регионов можно обобщить следующие организационно-контрактные формы, предусматривающие вложение внебюджетных инвестиций:

1. Концессионные соглашения:

— концессионное соглашение со сбором платы в пользу концессионера;

— концессионное соглашение со сбором платы в пользу концессионера с гарантией минимальной ежегодной выручки концессионера;

— концессионное соглашение с платой концедента.

2. Инвестиционные соглашения:

— долгосрочное инвестиционное соглашение;

— инвестиционное соглашение на предын-вестиционной стадии [14].

Рассматривая представленные обобщенные формы, можно выделить ряд критериев, которые помогут инвесторам выбрать форму взаимодействия при реализации инвестиционно-строительного процесса (табл.). К сожалению, не все из представленных форм взаимодействия поддаются ранжированию и не могут быть выделены и описаны согласно представленным критериям в виду специфичности каждого отдельного случая применения таких соглашений.

Критерии выбора организационно-контрактной схемы реализации инвестиционно-строительного процесса

Критерий Формы взаимодействия

Концессия со сбором платы в доход концессионеру Концессия с платой концедента Долгосрочное инвестиционное соглашение

Тип сложности объекта строительства / реконструкции Высокий Высокий Средний / высокий

Тип работ на инвестиционной стадии Только новое строительство Строительство / реконструкция Строительство / реконструкция

Уровень социальных рисков Низкий Любой Любой

Уровень земельных рисков Низкий Низкий / средний Любой

Предусмотренный срок реализации инвестиционной стадии, включая подготовку территории строительства, а также подготовку и проведение конкурса Не менее 5 лет Не менее 5 лет Не менее 2,5 лет

При сроке строительства (реконструкции) — 2 года. При большем сроке строительства — увеличивается соразмерно такому сроку.

Выбор организационно-контрактной формы реализации инвестиционно-строительного процесса должен осуществляться с учетом технических параметров объекта, сроков реализации и рисков.

Реализация всех видов соглашений, указанных выше, за исключением инвестиционного соглашения на предынвестиционной стадии, осуществляется по схеме «контрактов жизненного цикла» и имущественно-правовой модели «строительство — передача — эксплуатация» (Build — Transfer — Operate), предусматривающих осуществление частным партнером строительства или реконструкции. Предметом данных соглашений может также предусматриваться осуществление частным партнером проектирования и (или) подготовки территории объекта соглашения.

Все соглашения, кроме концессионного соглашения с прямым сбором платы в пользу концессионера, предусматривают механизм возврата инвестиций частного партнера за счет платежей концедента в рамках концессионных соглашений.

Анализируя практику форм взаимоотношений властей и частных инвесторов в строительной сфере, представленную в исследованиях информационно-аналитического агентства INFOLine на начало 2016 г., можно ранжировать их виды следующим образом:

— аренда с инвестиционными обязательствами (обычно относится к проектам реконструкции);

— контракт жизненного цикла;

— особая экономическая зона;

— специнвестконтракт (новая форма, действующая с 2015 г.) [14; 15].

Изучение практики реализации инвестиционно-строительного процесса позволяет понять нормативные основы деятельности в рамках проектных взаимоотношений (рис.).

Значительную долю по формам взаимодействия (38 %) в инвестиционно-строительном процессе составляют концессионные соглашения. Концессионные соглашения в 2016 г. регулируют взаимоотношения участников строительства объектов ЖКХ (16 проектов) и дорожное строительство (18 проектов). С помощью инвестиционного фонда реализуются преимущественно проекты в области промышленного строительства (9 проектов). При реализации проектов реконструкции объектов ЖКХ сотрудничество осуществляется также и в форме аренды с инвестиционными обязательствами (11 проектов). Как правило, инвестиционно-строительные проекты в социально значимых отраслях поддерживаются контрактами жиз-

ненного цикла. По результатам анализа видно, что формы реализации инвестиционно-строительного процесса различаются в зависимости от области применения. Можно сказать, что те или иные формы более удачно реализуются в

Преимущественно взаимодействие строится на основе контрактных форм, которые повсеместно сопровождают практику инвестиционно-строительной деятельности.

В начале статьи было указано, что существует значительный зарубежный опыт классификации форм инвестиционного взаимодействия по ряду критериев. Российские ученые представляют ряд общих классификаций в инвестиционной деятельности, не выделяя строительную сферу, которая отличается высокой специфичностью взаимоотношений в инвестиционной деятельности. В правовом аспекте, анализируя современное российское законодательство, можно сказать, что формы взаимодействия не имеют какого-либо конечного перечня инвестиционных договоров, в том числе касающихся объектов капитального строительства.

В то же время представляется целесообразным предложить новую классификацию, которая базируется на правовых аспектах контрактных отношений в строительной сфере. Автор предлагает ранжировать формы инвестиционно-строительной деятельности в зависимости от того, закреплен этот вид в законодательстве или нет. Таким образом можно выделить общие и специальные формы взаимо-

российской практике. По мнению автора, это обусловлено нормативно-правовой проработанностью формы взаимодействия при реализации инвестиционно-строительного процесса, в том числе и на уровне конкретного региона.

действия в инвестиционно-строительной деятельности. К специальным формам можно отнести, например, концессионное соглашение, договор долевого участия в строительстве, договор подряда и т. п. К общим формам можно отнести инвестиционные контракты. Эта классификация позволяет учесть все контрактные формы взаимодействия в инвестиционно-строительном процессе, при этом специальные формы требуют особого осмысления, потому что составляют основную группу форм взаимодействия участников инвестиционно-строительных процессов на современном этапе.

Проблема классификации в российской практике форм взаимоотношений при реализации инвестиционно-строительного процесса обостряется в связи с постоянной динамикой в нормативно-правовой базе инвестиционной деятельности, относящейся к строительной сфере. В соответствии с существующим законодательством перечень инвестиционно-строительных договоров является открытым и, по сути, включает в себя любые договоры, заключаемые в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, при условии, что регулируемые ими правоотношения подпадают под определение «инвестиционных», а

Вам будет интересно  Дисконтирование денежных потоков: пример расчета | Современный предприниматель

Особая экономическая зона

Контракт жизненного цикла

Инвестиционный фонд Государственный контракт

Аренда с инвестиционными обязательствами

0 5 10 15 20 25 30 35 40 доля в %

Формы реализации инвестиционно-строительных проектов 2015-2016 гг. [15]

область применения очерчена строительной сферой.

Решением данной проблемы должно стать внедрение в промышленном строительстве практики специальных инвестиционных контрактов, которые гарантируют защиту инвесторов от неблагоприятных изменений в нормативно-законодательной базе, регулирующей взаимодействие в процессе инвестиционно-строительной деятельности, согласно Правил заключения специальных инвестиционных контрактов (Постановление Правительства РФ от 16 июля 2015 г. № 708). Целью введения данной формы было стимулирование инвестиций в инвестиционно-строительные проекты. Областью применения станет создание и модернизация промышленного производства. Для инвесторов специнвестконтракт должен предоставлять отраслевые льготы и обеспечивать стабильные условия как на начальном этапе -строительстве, так и в процессе развития производства на этапе эксплуатации.

В зарубежной практике строительной деятельности специальные инвестиционные контракты показывают эффективность применения такой формы взаимодействия участников инвестиционно-строительной деятельности. В Венгрии были реализованы инвестиционные проекты в промышленном строительстве. Со стороны государства были обеспечены индивидуальные налоговые льготы. Это позволило стране за 10 лет выйти на первое место по объему инвестиций на душу населения среди стран Восточной и Центральной Европы, а количество реализованных инвестиционно-строительных проектов исчисляется десятками. Среди практики специальных инвестиционных проектов заметно выделяется Китай, который в полной мере на данный момент освоил эту форму взаимодействия. Специнвестконтракт был реализован в сфере промышленного строительства. Область выбиралась из социально-значимых для государства направлений: энергетика, химия и металлургия, производство оборудования для добычи нефти, электроника и др. Итогом стало увеличение годового объема фактически вложенных прямых инвестиций в строительство, темп роста за 7 лет составил 934,1 %, практически в 10 раз увеличив изначальный объем [16].

Учитывая широкий позитивный опыт применения специальных инвестиционных контрактов, они должны существенно изменить соотношение долей форм взаимодействия и

расширить опыт сотрудничества участников при реализации инвестиционно-строительных процессов. Важным является устранение еще одного препятствия, мешающего плодотворному сотрудничеству в рамках инвестиционно-строительной деятельности.

С целью освоить накопленный практический опыт инвестиционно-строительных процессов России автором были определены и классифицированы основные формы взаимодействия в современной практике. К основным формам на уровне регионов относятся концессионные соглашения и инвестиционные контракты. Был выделен следующий ряд критериев, влияющих на выбор той или иной формы взаимодействия: типы сложности объекта строительства / реконструкции и работ на инвестиционной стадии; уровни земельных и социальных рисков; предусмотренный срок реализации инвестиционной стадии, включающий подготовку территории строительства, а также подготовку и проведение конкурса. На основании исследования информационно-аналитического агентства INFOLine были рассчитаны доли, которые включают в себя практические результаты по формам взаимодействия в инвестиционно-строительном процессе на уровне регионов Российской Федерации. Из представленного материала можно сделать вывод, что формы сотрудничества в инвестиционно-строительной деятельности основываются преимущественно на видах договорных отношений. При этом единой классификации форм взаимоотношений при реализации инвестиционно-строительного процесса в российском научном сообществе не принято. Автором предлагается классификация, основанная на правовой практике контрактных отношений в инвестиционно-строительной деятельности. Итогом является вывод, что инвестиционные договоры, касающиеся объектов строительства, весьма многообразны. Закрытого или примерного перечня таких договоров в современном законодательстве нет. Инвестиционные договора в современном российском законодательстве имеют две характеристики: они заключаются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и регулируют инвестиционные отношения в области строительства. При этом инвестиционные договора можно разделить на специальные и общие.

Учитывая отсутствие стабильности в нормативно-правовой базе строительной сферы,

со стороны государства была принята новая форма взаимоотношений в рамках инвестиционно-строительного процесса. Автор видит потребность в пристальном изучении данной формы взаимоотношений в дальнейшем, оценивая реальную практику. На данном этапе специнвестконтракт является лишь докумен-

тально одобренной формой, не имеющей опыта реального применения. Представленные данные актуализируют разработку методических основ формирования системы взаимоотношений между участниками инвестиционно-строительного процесса, которые автор предполагает изучать в дальнейшем.

1. Шумейко Н. Б. Оценка инвестиционной привлекательности региона // Актуальные вопросы экономических наук. — 2013. — № 33. — С. 86-91.

2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015 : стат. сб. / отв. за вып.

B. Б. Житков, И. В. Воронина, М. В. Максимова. — М. : Статистика России, 2015. — 1267 с.

3. Имыкшенова Е. А. Хозяйственное партнерство и инвестиционное товарищество — новые для России формы привлечения иностранного капитала: налоговые и правовые аспекты // Закон. —

2012.- № 4.- С. 137-147.

4. Ломакин Д.В. Хозяйственные партнерства и параллельная «реформа» гражданского законодательства // Вестн. Высш. Арбитраж. Суда Рос. Федерации. — 2012. — № 4 (233). — С. 57-77.

5. Садыков Х. С.-С. Организационно-методическое обеспечение синергичности при реализации инвестиционно-строительных проектов // Terra Economicus. — 2013. — Т. 11. — № 2. — Ч. 2. —

6. Корпоративные структуры в региональном инвестиционно-строительном комплексе / под ред. А. Н. Асаула. — М. : Изд-во Ассоц. строит. вузов, 2001. — 167 с.

7. Асаул В. В. Методология повышения конкурентоспособности строительных организаций : дис. . д-ра экон. наук. — СПб., 2007. — 401 с.

8. Асаул В. В. Синергетический эффект объединения строительных организаций в конкурентные структуры // Экономическое возрождение России. — 2008. — № 2. — С. 29-38.

9. Владимирова И. Л. Инвестиционно-строительная деятельность и социально-экономическое развитие территорий : дис. . д-ра экон. наук. — М., 2010. — 396 с.

10. Мороз С. П. Теоретические проблемы инвестиционного права (гражданско-правовой аспект) : дис. . д-ра юрид. наук. — Алматы, 2005. — 305 с.

11. Geltner D., Miller N., Clayton J., Eichholtz P. Commercial Real Estate Analysis and Investments. — South-Western Educational Pub, 2007. — 848 p.

12. Strong R. A. Portfolio Construction, Management and Protection. — 1993. — 561 p.

13. Jones Ch. P. Investments Principles and Concepts. — John Wiley & Sons, Inc. 2010. — 656 p.

14. Строительная отрасль России: жилищное, гражданское, инфраструктурное строительство: ежеквартальный обзор / INFOLine. — 2016. — № 1. — 53 с.

15. Строительная отрасль РФ: Макроэкономические показатели и состояние основных сегментов строительной отрасли. Итоги 2015 г. / INFOLine. — 2016. — 55 с.

16. Wang Jin. The economic impact of Special Economic Zones: Evidence from Chinese municipalities // Journal of Development Economics. — 2013. — Vol. 101. — P. 133-147.

1. Shumeiko N.B. Otsenka investitsionnoi privlekatel’nosti regiona [Assessment of investment appeal of the region]. Aktual’nye voprosy ekonomicheskikh nauk [Topical issues of economic sciences],

2013, no. 33, pp.86-91.

2. Regions of Russia. Socio-economic indexes. 2015, Statistical collection, Moscow, Statistika Ros-sii Publ., 2015, 1267 p. (in Russian).

3. Imykshenova E.A. Khozyaistvennoe partnerstvo i investitsionnoe tovarishchestvo — novye dlya Rossii formy privlecheniya inostrannogo kapitala: nalogovye i pravovye aspekty [Economic partnership and investment partnership — forms of attraction of the foreign equity, new to Russia: tax and legal aspects]. Zakon [Law], 2012, no. 4, pp. 137-147.

4. Lomakin D.V. Hozyaistvennye partnerstva i parallel’naya «reforma» grazhdanskogo zakono-datel’stva [Economic partnership and parallel «reform» of the civil legislation]. Vestnik Vysshego Arbi-trazhnogo Suda Rossiiskoi Federatsii, 2012, no. 4 (233), pp. 57-77.

5. Sadykov H.S-S. Organizational and nethodological support for the synergistic implementation of investment and construction projects. Terra Economicus, 2013, Vol. 11, no. 2, pt. 2, pp. 55-57. (in Russian).

6. Asaul A.N. (Ed.) Korporativnye struktury v regional’nom investitsionno-stroitel’nom komplekse [Corporate structures in a regional investment and construction complex]. Moscow, 2001, 167 p.

7. Asaul V.V. Metodologiya povysheniya konkurentosposobnosti stroitel’nykh organizacii [Methodology of increase in competitiveness of the construction organizations], Dissertation, St. Petersburg, 2007, 401 p.

8. Asaul V.V. Sinergeticheskii effekt obyedineniya stroitel’nykh organizatsii v konkurentnye struk-tury [Synergy effect of merging of the construction organizations in competitive structures]. Economic Revival of Russia, 2008, no. 2, pp. 29-38.

9. Vladimirova I.L. Investitsionno-stroitel’naya deyatel’nost’ i sotsial’no-ekonomicheskoe razvitie territorii [Investment and construction activities and social and economic development of the territories], Dissertation, Moscow, 2010, 396 p.

10. Moroz S.P. Teoreticheskie problemy investitsionnogo prava (grazhdansko-pravovoi aspekt) [Theoretical problems of the investment right (civil aspect)], Dissertation, Almaty, 2005, 305 p.

11. Geltner D., Miller N., Clayton J., Eichholtz P. Commercial Real Estate Analysis and Investments, South-Western Educational Pub, 2007, 848 p.

12. Strong R.A. Portfolio Construction, Management and Protection, 1993, 561 p.

Вам будет интересно  Рейтинг лучших инвестиционных компаний - отзывы клиентов | ТОП 10 Какую инвестиционную компанию лучше выбрать?

13. Jones Ch.P. Investments Principles and Concepts, John Wiley & Sons, Inc., 2010, 656 p.

14. Construction branch of Russia: housing, civil, infrastructure construction, Quarterly review, 2016, no. 1, 53 p. (in Russian).

15. Construction branch of the Russian Federation: Macroeconomic indicators and condition of the main segments of construction branch. Results of2015, 2016, 55 p. (in Russian).

16. Wang Jin. The economic impact of Special Economic Zones: Evidence from Chinese municipalities. Journal of Development Economics, 2013, Vol. 101, pp. 133-147.

Сведения об авторе

Федоров Максим Владимирович — аспирант кафедры «Управление строительством и ЖКХ» Адрес для корреспонденции: 625000, Россия, Тюмень, ул. Володарского, 38 E-mail: [email protected]

About the author

Fedorov Maxim Vladimirovich — graduate student of the Department «Construction and Housing Management» Postal address: 38 Volodarskogo ul., Tyumen, 625000, Russia

Федоров М. В. Основные формы реализации инвестиционного процесса в строительстве // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». 2016. № 4. С. 39-46.

Fedorov M.V. The main forms of implementation of the investment process in construction. Herald of Omsk University. Series «Economics», 2016, no. 4, pp. 39-46. (in Russian).

Организационные формы реализации проекта

Организационная форма реализации проекта — это организация взаимодействия и взаимоотношений между всеми участниками проекта.

Организационная структура УП — совокупность взаимосвязанных органов управления, которые находятся на разных ступенях (уровнях) системы.

Организационная форма реализации проекта зависит: от того, кто является менеджером проекта и от принятого распределения этапов и конкретных рабочих процедур между участниками проекта.

Существующие организационные формы довольно разнообразные, поскольку они зависят от конкретных параметров проекта: сроков, объема, целей и др. параметров, например, разработка рабочей документации с привлечением субподрядчиков из отдельных частей проекта или нет. В литературе существует, хотя довольно условная, классификация организационных форм УП:

1 — Основная система,

2 — Система расширенного управления,

3 — Система ускоренного строительства.

1. В соответствии с “основной системой” менеджер проекта есть представителем (агентом) заказчика и не несет финансовой ответственности за решение, которые принимаются. Полномочие менеджера проекта ограничиваются условиями, предусмотренными контрактом с заказчиком.

Менеджером проекта (агентом заказчика) может быть сотрудник практически любой фирмы — участницы проекта (заказчика, включительно) или консультативной фирмы. Обязанности между участниками проекта в этом случае распределяются следующим образом:

Заказчик: определяет масштабы проекта, укладывает контракты с менеджером проекта и другими участниками и несет ответственность по этим контрактам, руководит процессом взаимодействия между всеми участниками проекта.

отвечает за координацию и управление всем ходом разработки и реализации проекта (анализ концептуальных и проектных решений, строительно-технической документации, собственно управление строительством, включительно),

работает по контракту с заказчиком. С другими участниками отношения на условиях других контрактов недопустимые.

Другие участники проекта (архитектор, инженер, поставщики, подрядчики и др.) выполняют традиционные для них функции.

Преимущества этой организационной формы: снятие финансовой ответственности из менеджера проекта, который обеспечивает объективность решений, которые принимаются.

Недостатки: риск за судьбу проекта полностью ложится на заказчика. Кроме того нет уверенности в стабильности “предельных” затрат по проекту, поэтому он вынужден полностью полагаться на компетентность менеджера проекта.

2. Организационные формы УП, которые предусматривают установление фиксированной цены получили название “системы расширенного управления проектами”.,

Общая схема распределения ответственности между участниками проекта есть приблизительно такой.

Заказчик — отвечает за определение масштабов и параметров проекта, укладывает контракт с менеджером проекта, который должен обеспечить сооружение объекта, в большинстве случаев, “под ключ”.

Много кто из специалистов рассматривают такие организационные формы как своеобразные “общие предприятия” в состав которых входят все участники проекта за исключением заказчика.

Менеджер проекта обеспечивает управление и координацию процессов проектирования и строительства в соответствии с соглашением между участниками проекта в границах фиксированной (сметной) цены. Ним может быть представитель подчинительной организации или консалтинговой фирмы (иногда инжиниринговые), что управляет проектом, координирует поставки и работы по инжинирингу. Риск ложиться на подрядчика.

3. Система ускоренного строительства предусматривает, что проектирование и строительство осуществляется одной проектно-строительной фирмой, с которой заказчик укладывает контракт “под ключ” с заранее определенной ценой проекта. Эта модификация наиболее эффективная в тех случаях, если заказчик четко представляет основные характеристики проекта, его параметры, масштабы, требования к отдельных его частям и т.п..

21. Организационные формы реализации инвестиционных строительных проектов

Организационные формы реализации проекта - Организация управления инвестиционными проектами

«Генподряд» – общее руководство и управление строительством осуществляется заказчиком. Заказчик обосновывает целесообразность возведения объекта, заказывает изыскание площадки, оформляет отвод земли под строительство, заказывает разработку ПСД, заказывает изготовление оборудования, заключает договор с генподрядной организацией на строительство объекта, обеспечивает финансирование строительства, осуществляет общее руководство, организует приемку объекта в эксплуатацию.

«Проектирование-строительство» – заказчик заключает договор с генподрядчиком, который берет на себя функции проектирования и сооружения объекта и несет полную ответственность перед заказчиком за выполнение проекта в срок, за соблюдение заранее обусловленной стоимости и заданного уровня качества. Заказчик обеспечивает финансирование реализации ИСП. Фактически заказчик заключает с генподрядчиком договор «под ключ».

«Управление строительством» или форма «прямого подряда», при которой организации, ведущие работы, в том числе проектные, подчиняются не генеральному подрядчику, а непосредственно заказчику, представителем которого выступает управляющий строительством. Управляющий строительством осуществляет подготовку контрактов, проектирование, планирование, координацию проектирования и строительства до полного завершения работ по проекту, контролирует график строительных работ, корректирует его с целью максимального сокращения времени и строительства.

«Управление проектом» – предполагает, что весь период инвестиционного цикла действует «проектная команда» (управляющая компания) под руководством управляющего проектом. Заказчик заключает с управляющей компанией генеральный договор на управление проектом. В отличие от «управления строительством» форма «управление проектом» охватывает весь инвестиционный процесс. Управляющий проектом представляет интересы заказчика, наделяется соответствующими полномочиями и ресурсами, несет материальную ответственность за конечные результаты.

«Хозяйственная форма» – строительство объекта осуществляется силами инвестора или заказчика-застройщика. При этой форме инвестор (заказчик-застройщик) принимает непосредственное участие в проектировании и выполнении СМР. Данная форма присуща мощным производственным организациям: акционерным обществам, коммерческим объединениям, финансово-промышленным группам.

22. Основные функции заказчика

Организационные формы реализации проекта - Организация управления инвестиционными проектами

Основные функции заказчика при реализации ИСП:

Предпроектная подготовка:

Определяет цель инвестирования, назначение и мощность объекта строительства, место размещения (района) строительства.

Подает ходатайство о намерениях в местные органы исполнительной власти.

Получает решение местного органа исполнительной власти по ходатайству о намерениях.

Разрабатывает бизнес-план (мастер-план) или обоснование инвестиций в строительство.

Проведение технологического ценового аудита (ТЦА бизнес-плана).

Заключает договоры с инвесторами.

Разработка проектной документации:

Размещает заказы на разработку проектной документации. Определяет генпроектировщика (генпроектировщиков) по результатам конкурса. Заключает с ними договоры подряда на ПИР.

Формирует и утверждает задание на выполнение ПИР.

Обеспечивает сбор исходно-разрешительной документации для проектирования (ИРД).

Получает в местных органах исполнительной власти градостроительного плана земельного участка для строительства объекта.

Оформление и подписание акта выбора земельного участка.

Заключает договор аренды земельного участка на проведение ПИР.

Резервирование земельных участков в целях их последующего изъятия.

Проведение ТЦА проектно-сметной документации.

Организация проведения публичных слушаний.

Проведение экспертизы (государственной или негосударственной в соответствии с законодательством) проектно-сметной документации.

Осуществляет оплату и приемку разработанной проектно-сметной документации.

Производит оплату проведения ТЦА, государственной экспертизы проетно-сметной документации.

В ходе строительства объекта:

Размещает заказы на выполнение строительно-монтажных работ. Определяет по итогам конкурсных процедур генподрядчика (или управляющую компанию). Заключает с ним контракт на выполнение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ.

Оформляет правоустанавливающие документы на земельные участки на период строительства.

Получает разрешения соответствующих эксплуатирующих организаций на производство работ (в зоне ЛЭП, подземных коммуникаций, на вырубку леса и т.д.)

Решает имущественно-правовые вопросы с собственниками земельных участков, если изымаемые земли принадлежат на праве собственности.

Составляет титульные списки и разрабатывает планы капитального строительства.

Передает генподрядной организации проектную документацию по графику.

Заключает контракты на основе конкурсных процедур на поставку специализированного технологического оборудования, передает его подрядчикам.

Оформляет финансирование строительства.

Отвод земель под строительство.

Решают вопросы, связанные с обеспечением строительства водой, энергией, связью, теплоснабжением.

Осуществляет технический надзор за строительством.

Контролирует исполнение предписаний авторского и государственного строительного надзора.

Производит оплату и приёмку выполненных работ на основании подписанных актов приемки-сдачи.

При приемке объекта в эксплуатацию:

Обращается в орган исполнительной власти с заявлением о вводе объекта в эксплуатацию.

Совместно с подрядчиком осуществляет ввод в эксплуатацию принятого объекта и регистрирует ввод его в эксплуатацию в местных органах исполнительной власти.

Передает завершенные строительством объекты инвестору или организациям-пользователям.

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-formy-realizatsii-investitsionnogo-protsessa-v-stroitelstve

Источник https://studbooks.net/1457064/menedzhment/organizatsionnye_formy_realizatsii_proekta

Источник https://studfile.net/preview/15929939/page:13/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.