Налоговое стимулирование инвестиций в реальный сектор экономики – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

 

Модели государственного стимулирования инвесторов

Непредсказуемое изменение рыночной или политической конъюнктуры в одной стране как банкротство банка, резкие изменения курса национальной валюты или фондовых индексов, проблемы на рынке недвижимости или чрезвычайное происшествие может тотчас же отразиться на экономике другого государства. При этом географическое соседство вовсе не обязательно. Изменения в мировой экономике заложили основы «новой реальности» и будущем график экономического развития больше не будет напоминать сглаженную синусоиду, а будет стремиться вперед зигзагами беспорядочных колебаний.

Мир вступил в новую эпоху все более частых и интенсивных периодов турбулентности в глобальной экономике. В отличие от предыдущих рецессий, нынешний кризис сделал необходимым скорейший переход к новому образу мышления, который позволит инвестору процветать на фоне тревожных волнений и постоянной угрозы хаоса. Происходит сдвиг в работе экономических систем глобальной и национальных. В обозримом будущем новая экономическая реальность может представлять собой постоянно и неожиданно прерывающуюся последовательность периодов экономического благополучия и спада активности. В нынешних условиях основной тон задают турбулентность, хаос, риск и неопределенность. Все это и образует «новую реальность», которая теперь считается нормальной для работы рынков и компаний. Правительства, бизнес-сообщество и население в целом должны быть готовы к тому, что им придется столкнуться с таким сценарием и научиться жить в этой новой реальности. В Эпоху Турбулентности, которая будет продолжаться еще достаточно долго, даже тем компаниям, которые успешно преодолели экономические спады в прошлом, потребуется скорректировать стратегии своего поведения, чтобы устоять под натиском рисков и неопределенности.

Термин «рецессия» уже устарел и есть заблуждение называть теперешние глобальные проблемы рецессией, то есть затяжным снижением общей экономической активности с характерным падением реального ВВП на протяжении двух кварталов подряд, поскольку развитие мировой экономики уже утратило цикличный характер. Кризис как негативный фон это не повод для паники, а реальная возможность для серьезных и стимулирующих интеллектуальных дискуссий. Политика стимулирования инвесторов различная для стран с развитой и развивающейся рыночной экономикой. Стимулирование инвесторов в странах с развитой рыночной экономикой опирается на финансовые методы. В странах с развивающейся рыночной экономикой преобладают фискально-налоговые методы стимулирования: льготные таможенные пошлины на импортируемое производственное оборудование, снижение ставок налога на прибыль, предоставление иных налоговых послаблений для инвесторов. За счет использования налоговых стимулов страны с развивающейся рыночной экономикой стимулируют инвестиционный процесс в целях интенсификации роста и развития национальной экономики, ее реструктуризации.

Методы стимулирования инвесторов следующие.

Налоговые каникулы — установленный законом срок, в течение которого освобождаются от уплаты того или иного налога.

Налоговый кредит — вычет из налога на прибыль части инвестиционных расходов.

Система инвестиционных скидок, которая может использоваться в форме снижения налоговых ставок.

Инвестиционные субсидии — разновидность инвестиционных скидок или налоговых кредитов, но их предоставление проблематично.

Стимулирование инвесторов с использованием косвенных налогов и свободная экономическая зона — зона с особым юридическим и экономическим статусом, благоприятным для инвестиций.

С 2015 года в России начинает действовать новый формат инвестиций на фондовом рынке — с помощью индивидуальных инвестиционных счетов. Эти счета предназначены для долгосрочных регулярных инвестиций на относительно небольшие деньги, но они могут приносить гарантированный государствомдоход, значительно превышающий обычные ставки по банковским вкладам.

В зависимости от формы финансового участия государства модели развития инвестиционной деятельности делятся на 4 группы:

  • прямое инвестирование государственных средств в компании;
  • инвестирование государственных средств через государственные или частные фонды;
  • смешанные программы инвестиционной деятельности, когда создается фонд с участием банков, предприятий, частных инвесторов и государства. Как правило, в данном случае государство участвует лишь номинально, показывая другим инвесторам свою поддержку и стимулирование данного вида деятельности;
  • гарантированные программы развития инвестиционной деятельности, при реализации которых государство предоставляет инвесторам гарантии по возмещению возможных убытков, связанных с инвестициями в малые инновационные предприятия. Эти гарантии могут быть реализованы как в форме гарантий по кредитам или займам, или в форме возврата потерянных инвестиций путем предоставления фирмам определенных налоговых льгот.

Модель государственного стимулирования для инвесторов это метод государственного управления экономикой. Ведь с 2015 года в России появляется совершенно новый инструмент для инвесторов – индивидуальный инвестиционный счет (ИИС). Инвестор может заключить с управляющей компанией или брокером специальный договор ИИС, на котором можно размещать в течение календарного года сумму в пределах 400 тыс. рублей. Такой счет может быть только один, и договор должен действовать не менее трех лет. При этом условии государство предоставляет инвестору специальный инвестиционный вычет в размере 13%, то есть с максимальной суммы в 400 тыс. это будет 52 тыс. рублей.

Предусмотрено два вида вычетов: «на входе» и «на выходе». В первом случае, внеся на ИИС до 400 тыс. рублей в течение 2015 года, уже в 2016-м, подавая налоговую декларацию, можно будет запросить 52 тыс. возврата уплаченного НДФЛ. Во втором случае можно получить освобождение от налога на всю сумму доходов, полученных от инвестирования на ИИС. Совмещение налоговых вычетов невозможно, то есть придется выбирать. При закрытии ИИС ранее установленных законом трех лет все полученные из

ФНС суммы возврата по первой схеме придется вернуть в бюджет.

Инвестор может направлять деньги с ИИС в различного рода разрешенные инструменты инвестирования – от простых акций и облигаций до паевых фондов и более сложных

структурных продуктов. Также можно будет переводить ИИС от одного брокера или управляющего к другому, не прерывая срока своего договора. На перевод активов с ИИС в таком случае отводится один месяц. Частичное изъятие денег с ИИС не допускается и горизонтом инвестирования становятся три года. Расчеты показывают, что 13-процентный стимулирующий вычет и, например, сравнительная с депозитной доходность по облигационным стратегиям могут заинтересовать и привлечь не только уже действующих розничных инвесторов (пайщиков ПИФов, владельцев структурных продуктов ДУ, работающих на фондовой бирже напрямую через брокерские счета), но и более широкий круг, тех, кто имеет депозиты свыше 700 тыс. рублей, не покрываемых страхованием вкладов, и заинтересованных в более высокой доходности. Для государства сейчас очень важна тема появления источника «длинных» денег для стабилизации и развития фондового рынка, который призван быть источником капитала для российских эмитентов. Возможно к 2016 году в России «армия» владельцев ИИС может составить около 1 млн. человек.

Например, в начале 90-х годов прошлого века в США огромную популярность стали приобретать различные пенсионные планы, которые действуют и по сей день. Это индивидуальные инвестиционные счета (ИИС), на которых американские граждане создают свой долгосрочный капитал на будущую пенсию. Одной из самой главных особенностей, которой данные счета обладают, является наличие налоговых льгот. Отчисляя часть своих доходов на такие счета, американцы имеют возможность освободить эту часть от налогообложения. Более того, работодатель также может поспособствовать накоплениям своего сотрудника, перечисляя на его накопительный счет суммы, которые исключаются из расчетной базы налога на прибыль.

В России подобные программы, были популярны разве что среди работодателей, пытающихся оптимизировать налоги, а граждане слабо участвовали в программе государственного софинансирования пенсии тысяча на тысячу, но не более12тысяч.

В чем же такая разница в развитии стратегий накопления в Америке и России, в причинно-следственных связях. Американцы получают все доходы на руки, а потом самостоятельно уплачивают налоги, подавая декларацию и прибегая к помощи финансовых консультантов. В России же налоговым агентом для НДФЛ по основному месту работы является работодатель и граждане изначально не видят этих денег, поэтому сложно убедить людей экономить то, чего они даже не держали в руках. Институт НПФ в России очень сильно зависит от экономической, а в последнее время и от политической обстановки в стране. Но самое главное, эти счета можно использовать только в качестве накопительной стратегии формирования капитала. Вывод средств со счета будет приравниваться к расторжению договора на ведение счета. Кстати, такие счета родители смогут открыть для своих несовершеннолетних детей, чтобы созданный капитал в будущем послужил хорошим подспорьем для начала их взрослой жизни.

Например, японские домохозяйства отличаются достаточно высоким уровнем накоплений, составляющих около 16 трлн. долларов США. При этом 55% денег хранятся в наличной валюте или на депозитах. В то время как всего 9% вложены в акции и 5% – в инвестиционные фонды. При этом в Германии доля депозитов составляет 40%, во Франции и Великобритании – 30%, в США – менее 15% (более 30% – доля акций).

При слабом внутреннем инвесторе слаб и национальный фондовый рынок Японии: 23%

биржевых операций на Токийской бирже приходятся на индивидуальных внутренних инвесторов и 67% – на иностранных. Из-за такого перевеса высоки спекулятивность и неустойчивость фондовых индексов. Главные цели введения счетов – во-первых, в принципе подтолкнуть людей, особенно молодых, к началу накоплений, во-вторых, сдвинуть баланс накоплений из сбережений в инвестиции. При этом попутно решается задача поднятия фондового рынка. В России приход денег новых розничных массовых инвесторов также способен изменить ситуацию на рынке в пользу долгосрочного роста. Частично решить эту задачу и призваны индивидуальные инвестиционные счета. Интересно, что появление ИИС может удачно совпасть с привлекательными уровнями входа в фондовый рынок и разворотом тренда, что может благоприятно сказаться на доходности инвестирования в дальнейшем

Налоговое стимулирование инвестиций в реальный сектор экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / THE REAL SECTOR OF ECONOMY / TAX INCENTIVES / TAX INSTRUMENTS / INVESTMENT / INVESTMENT CLIMATE / FINANCIAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попелышева Юлия Сергеевна, Костина Людмила Сергеевна

Не существует в мире государства, экономика которого может функционировать без инвестиционных вложений. В течении многих лет развитые страны апробируют множеством методов, которые смогут создать и регулировать благоприятный инвестиционный климат . Одним из таких методов, которые являются наиболее актуальными на сегодняшний день, считается развитие и внедрение принципов налогового регулирования и стимулирования инвестиционной деятельности. В статье рассматриваются основные методы налогового стимулирования реального сектора экономики , являющиеся основными медами его поддержания. Помимо этого, изучены основные проблемы, с которыми сталкивается экономика страны в настоящее время с налоговыми инвестициями .

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Попелышева Юлия Сергеевна, Костина Людмила Сергеевна

Основные проблемы налогового стимулирования инвестиций в инновационное развитие реального сектора экономики России

Налоговое стимулирование инновационного развития промышленного производства на основе анализа передового зарубежного опыта

There is no state in the world whose economy can function without investment . For many years developed countries have been testing a variety of methods, that can create and regulate a favorable investment climate . One of such methods, which are the most relevant for today, is the development and implementation of the principles of tax regulation and stimulation of investment activities. The article reviews the main methods of tax incentives of the real sector of the economy, as a method of its supporting. In addition, the main problems faced by the country’s economy at present with tax investments are explored.

Текст научной работы на тему «Налоговое стимулирование инвестиций в реальный сектор экономики»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 https://naukovedenie.ru/

Том 9, №5 (2017) https ://naukovedenie. ru/vo l9-5.php

URL статьи: https://naukovedenie.ru/PDF/04EVN517.pdf

Статья опубликована 14.10.2017

Ссылка для цитирования этой статьи:

Попелышева Ю.С., Костина Л. С. Налоговое стимулирование инвестиций в реальный сектор экономики // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №5 (2017) https://naukovedenie.ru/PDF/04EVN517.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Попелышева Юлия Сергеевна

ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Россия, Москва

Костина Людмила Сергеевна

ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Россия, Москва

Аспирант E-mail: ludmila.92@mail.ru

Налоговое стимулирование инвестиций в реальный сектор экономики

Аннотация. Не существует в мире государства, экономика которого может функционировать без инвестиционных вложений. В течении многих лет развитые страны апробируют множеством методов, которые смогут создать и регулировать благоприятный инвестиционный климат. Одним из таких методов, которые являются наиболее актуальными на сегодняшний день, считается развитие и внедрение принципов налогового регулирования и стимулирования инвестиционной деятельности.

В статье рассматриваются основные методы налогового стимулирования реального сектора экономики, являющиеся основными медами его поддержания. Помимо этого, изучены основные проблемы, с которыми сталкивается экономика страны в настоящее время с налоговыми инвестициями.

Ключевые слова: реальный сектор экономики; налоговое стимулирование; налоговые инструменты; инвестиции; инвестиционный климат; финансовая система

Экономика развитых рыночных стран показывает, что функционирование двухуровневой финансовой системы не дает возможности решить задачи долгосрочного финансирования сферы материального производства. Для достижения этих целей экономически развитые страны создают специальные кредитные институты, которые обеспечивают реструктуризацию предприятий, финансируют проекты и программы, имеющие народнохозяйственную значимость, оказывают финансовую поддержку путем создания жизнеспособных малых и средних предприятий.

В условиях развития рыночной экономики, проблемы повышения эффективности налоговой системы имеют важное значение, поэтому роль налогов в поддержке и развитии предпринимательской деятельности выступает одной из предпосылок экономического роста и развития страны [1].

Известно, что для развития предпринимательства важно наличие научно обоснованного и отработанного механизма налогообложения. В таких условиях на первый план выходит совершенствование и использование новых систем налогообложения, основанных на полученном отечественном и зарубежном опыте, а также объективная оценка и обоснованное улучшение всего механизма налогообложения, и совершенствование практики налогового контроля. При этом следует заметить, что одно из важных значений для развития экономики страны и стимулирования инвестиционной активности отводится малому предпринимательству, так как оно существенно влияет на развитие всего народного хозяйства, способствуя решению социальных проблем и увеличению количества рабочих мест [9].

Отметим, что подъем российской экономики во многом зависит от роста предпринимательской активности и возрождения инвестиционных процессов. По этой причине основная задача заключается в создании и поддержании условий для прироста частных инвестиций в реальный сектор экономики, который будет полностью удовлетворять спросу на обеспечение высоких темпов развития, повышая конкурентоспособность в условиях рыночной экономики, во многом определяющихся уровнем их инвестиционной активности [13].

Однако существует потребность регулирования функций налогообложения, особенно в сфере стимулирования инвестиций. Причиной этому является высокая степень износа основных фондов, а также наличие дефицита финансирование и базовых инновационных технологий.

Так, в последние годы в экономике страны сложилась такая структура налоговой нагрузки на отрасли (см. таблица 1).

Налоговая нагрузка на сектора российской экономики1

2013 2014 2015 2016

Промышленность 51,8 % 52,1 % 51,2 % 49,9 %

Промышленность без ресурсных платежей 47,1 % 47,1 % 43,2 % н/д

Сельское хозяйство 2,9 % 2,8 % 3,0 % н/д

Транспорт и связь 40,5 % 42,9 % 34,2 % 28,8 %

Строительство 27,4 % 26,5 % 26,4 % 25,8 %

Торговля и общественное питание 19,0 % 21,9 % 22,0 % 22,8 %

Всего (в % к добавленной стоимости в рыночных ценах по системе национальных счетов) 34,2 % 34,7 % 34,1 % 34,1 %

Из табл. 1 видно, что в ходе налоговых реформ 2013-2016 гг. значительно сократилась налоговая нагрузка на предприятия транспорта и связи (с 40,5 % в 2013 г. до 28,8 % в 2016 г.) и промышленности, без учета ресурсных платежей (с 47,1 % в 2000г. до 43,2 % в 2015 г.). При этом общая нагрузка в промышленности также снизилась хотя и ненамного (с 52 % в 20132014 гг. до 49,9 % в 2016 г.), это говорит о том, что в ходе проводимых реформ повысилась доля ресурсных платежей в налоговом бремени отечественных компаний. Некоторое послабление налоговая реформа принесла строительным предприятиям (с 27,4 % в 2013 г. до 25,8 % в 2016 г.). Несколько повысилась нагрузка на торговые предприятия (с 19,0 % в 2013 г. до 22,8 % в 2016 г.).

Далее, традиционными рычагами налогового регулирования являются два основных инструмента налоговой системы — ставки и льготы [12]. Что касается ставок, то на сегодняшний день данный рычаг налогового регулирования использован государством в достаточной степени. Так, уменьшена ставка по налогу на прибыль с 35 до 20 %, что в свою очередь, привела

1 Составлено авторами на основе данных — http://www. gks.ru/.

к созданию потенциальных возможностей расширения производства посредством то, что большая часть прибыли остается в распоряжении предприятия. При этом стимулирующее воздействие ставки срабатывает в большей степени в динамике.

Говоря о таком рычаге налогового регулирования как льготы, следует заметить, что для создания более эффективной обстановки необходимо добиваться либеральность, нейтральность и справедливость налоговой системы. А для достижения таких качественных характеристик важно исключить многочисленные необоснованные и бессистемные льготы, так как льготный режим для одних налогоплательщиков неизбежно приводит к дополнительному налоговому бремени других [11].

Для решения множества возникающих проблем, необходимо, чтобы инвестиционная деятельность была взаимовыгодной для всех участников процесса, поэтому одним из возможных способов создания такой системы является государственное налоговое стимулирование инвестиционной активности, которая позволит решить противоречия данной сферы деятельности [7].

Опыт развитых стран показывает основные методы работы с налоговыми инструментами в инвестиционном поле. Так, вычет части прибыли из налогообложения с последующим направлением их на инвестиционные нужды, является одним из самых результативных методов стимулирования на сегодняшний день. Данный принцип по существу становится полезным для производителей, так как создает возможность снижать налоговый гнет, тем самым повышая уровень инвестиционной привлекательности [5].

Не менее эффективным методом является налоговое кредитование по инвестиционным мотивам. Такой метод основывается на создание определенного дисконта, саму которого будет вычитаться непосредственно из начисленного налога, а не из всей прибыльной части им облагаемой. Однако следует заметить, что такая скидка может быть использована только при соблюдении условия оснащения производства новым высококачественным оборудованием [4].

Каждая страна имеет свои условия и направления вложений, за которые подразумевается получение инвестиционного налогового кредита. Например, в США ими стали энергоносители и энергосберегающие технологии, а в Японии — разработка новых технологий.

Одним из эффективных методов стимулирования, который еще не укоренился в России, но широко применяющийся на Западе, является принцип, который заключается в ускоренной амортизации, способствующей обеспечению наибольшей эффективности притока инвестиционных средств. При этом, цели и задачи такого регулирования достаточно просты. Посредством сокращения срока амортизации оборудования происходит динамичная смена уровня оснащенности производства [3].

На практике можно увидеть множество примеров, которые показывают, как разные методы налогового регулирования инвестиций дают сильный толчок повышению уровня инвестиционной привлекательности. Так, например, в США давно функционирует рынок продажи налогов льгот. Такая возможность вытекает их превышения налоговыми льготами по ускоренной амортизации налоговых обязательств.

Предприятия нашей страны практически 20 лет пытаются получить выгоду от ускоренной амортизации, однако такая схема регулирования не может заработать в полном объеме. Для получения максимального эффекта от нее, важен пик подъема уровня инвестиций. В такой момент будет идти максимально быстрый оборот вложенных средств, обновляться база технологий и наблюдаться структурные изменения в производстве. При этом, наиболее хорошо данный принцип стимулирования может проявлять себя в условиях максимальной стабильности и финансовой независимости экономики государства [14].

В последнее время российская экономика развивается достаточно динамично, однако существуют важные проблемы создания и применения принципов налогового регулирования инвестиций. В этом направлении идет серьезная работа правительства [2].

Создание благоприятного инвестиционного климата является основной задачей в настоящее время. При этом важно заметить, что производственные комплексы требует сильного послабления налогового гнета для продолжения движения вперед. Такие условия, использующие мировой опыт и создающие новые подходы, лежат в основе будущего процветания и выхода страны на первые позиции в рейтингах экономик государств [7].

Так, сегодня предприятия, которые могут быть привлекательны для инвесторов разного уровня, стоят на места по причине тяжелых условий налогообложения. При этом наличие банковских кредитов с высокими ставками и значительные сумму налоговых отчислений сдерживают движение по этому пути.

Это, в свою очередь, приводит к тому, что иностранные инвесторы не желают вкладывать средство в российское производство. Однако в случае преодоления фискальных недоработок, работа инвестиционных проектов станет стабильной [5].

Важным моментом для этого является внедрение новых подходов к налоговому стимулированию инвестиций в научные разработки для предприятий страны. При создании для предприятий нормы освобождения от выплат по налогам в 10 %, можно говорить о сильном толчке для развития научно-технической базы предприятий, при этом высвобождаемые средства необходимо использовать по целевому назначению [3].

Таким образом, налоговое стимулирование инвестиций будет обеспечивать полноценное функционирование всего производственно-промышленного сектора экономики. А инвестиции различного объема и уровня станут исключительной возможностью для полноценного роста и развития всего хозяйства страны, именно поэтому необходимо уделять максимальное внимание их привлечению.

Несмотря на то, что по уровню развития технологий Россия еще не может претендовать на первые места в мировом рейтинге, почвой для положительных прогнозов служит разработка Правительством РФ новых программ, которые основаны на изменении подходов к налоговому регулированию инвестиций.

Все меры, предпринимаемые в этом направлении, уже дали свои результаты, выражающиеся в притоке инвестиционных вложений как отечественного происхождения, так и иностранного, что в свою очередь позволило говорить о продвижении страны вверх по ступеням инвестиционного рейтинга всех стран.

Таким образом, можно сделать вывод, что одним из основных методов, который позволит оживить инвестиционную деятельность в реальном секторе экономики, на наш взгляд, является установление государственное регулирование цен на определенные виды товаров и услуг посредством установления различных тарифов, применение налоговых льгот и совершенствование амортизационной политики, которая позволит увеличить собственные средства предприятий на инвестиционные вложения.

1. Алиев Б. Х., Сулейманов М. М. Модернизация российской модели налогового федерализма как фактор повышения эффективности налоговой системы // Налоги и финансовое право. — 2011. — № 7. — С. 178-182.

2. Алексеев А. В. Российский реальный сектор — трамплин для инновационной экономики // Вестник института Кенанна в России. — 2013. -№20. — С. 20-25.

3. Балдин К. В. Инвестиции: системный анализ и управление. — М.: Дашков и К, 2013. 288 с.

4. Берне В., Хавронек П. М. Руководство по оценке эффективности инвестиций. -М., 2015.

5. Бескоровайная В. С. Стимулирование экономического роста региона методами налогового регулирования // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». — N1 (12). — 2014.

6. Голов Р. С. Инвестиционное проектирование. — М.: Дашков и К, 2014. — 368 с.

7. Косякова И. В. Интернационализация мировой экономики и реализация концепции устойчивого развития // Проблемы экономики. — 2017. — № 1. — С. 146152.

8. Кобылатова М. Ф. Инвестиционная деятельность как объект государственного налогового регулирования // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». — N6. — 2007.

9. Кузнецова Н. Г. Национальная экономика. Система потенциалов: — М.: Юнита -Дана, 2010. — 367 с.

10. Мальгин В. А. Проблемы интеграции реального и финансового секторов экономики России. — Казань: Познание, 2011. — 200 с.

11. Митрофанова И. А. Налоговые льготы как форма государственной поддержки малых инновационных предприятий // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — 2011. — № 48. — С. 39-45.

12. Налоги и налогообложение. Палитра современных проблем: монография / под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. — 375 с.

13. Погорлецкий А. И. Налоговая политика ведущих зарубежных стран: современные аспекты // Международный бухгалтерский учет. — 2012. — № 20. -С. 71-80.

14. Тютюкина Е. Б. Инвестиции и инновации в реальном секторе российской экономики: состояние и перспективы. — М.: Дашков и К, 2014. — 220 с.

Popelysheva Iuliia Sergeevna

State university of management, Russia, Moscow E-mail: Yulia.popelysheva@mail.ru

Kostina Lyudmila Sergeevna

State university of management, Russia, Moscow E-mail: ludmila.92@mail.ru

Tax incentives for investment in the real sector of the economy

Abstract. There is no state in the world whose economy can function without investment. For many years developed countries have been testing a variety of methods, that can create and regulate a favorable investment climate. One of such methods, which are the most relevant for today, is the development and implementation of the principles of tax regulation and stimulation of investment activities.

The article reviews the main methods of tax incentives of the real sector of the economy, as a method of its supporting. In addition, the main problems faced by the country’s economy at present with tax investments are explored.

Keywords: the real sector of economy; tax incentives; tax instruments; investment; investment climate; financial system

Инвестиции в реальный сектор экономики

Экономика на любом уровне обычно рассматривается, как система, где каждая структура состоит из различных компонентов и подсистем. Любая хозяйственная система представляет собой совокупность множества связей между субъектами, включая их управление объектами и установление отношений между собой. Экономическая наука занимается вопросами исследования, изучения, поиска закономерностей и определенных принципов устройства систем различного уровня. Так, для удобства анализа национальной экономики принято разбивать ее на сектора.

Экономический сектор является условным объединением определенных институциональных единиц, схожих по своим целям, функциям, принципам устройства и работы.

Единой системы разделения экономики на сектора нет. Однако, сегментация может проводиться по следующим принципам:

  1. В зависимости от лица, владеющего собственностью выделяют государственный и частный сектора. Последний включает в себя финансовый, корпоративный и индивидуальный подсектора.
  2. По принципу реализации хозяйственной деятельности выделяют непроизводственный, финансовый, а так же производственный или реальный сектор экономики.
  3. Относительно содержания этапа создания экономического блага говорят о первичном, вторичном и так далее секторах.

Реальный сектор экономики формируется субъектами и объектами, чья деятельность направлена на создание материальных и нематериальных экономических благ. Именно здесь реализуется производственная цепочка, на основе которой строятся хозяйственные отношения в любом обществе. Доходы реального сектора являются базой для развития национальной экономики. Кроме того, этот сектор во много определяет направленность хозяйственной системы страны, уровень ее развития и способность противостоять мировым кризисным явлениям.

Готовые работы на аналогичную тему

Определение и виды инвестиций. Их цели

Согласно законодательству Российской Федерации под инвестициями понимаются любые виды вложений в предпринимательскую деятельность, включающие в себя деньги, ценные бумаги, имущество, имущественные и иные права, с целью увеличения дохода, либо получения дополнительных финансовых средств. То есть инвестор производит определенные вложения с целью получения положительного эффекта, либо увеличения прибыли.

Инвестирование может преследовать следующие цели:

  • модернизация, либо расширение производственной деятельности;
  • создание или повышение эффективности производственной инфраструктуры;
  • формирование запасов или резервов;
  • развитие научной деятельности;
  • модернизация социальной инфраструктуры;
  • повышение квалификации наемных работников и так далее.

Под инвестированием чаще всего понимается денежное вливание в проект, но вклады могут осуществляться посредством других инструментов. Например, физические лица могут размещать свои средства на депозитных счетах в банках для получения дополнительного дохода в долгосрочной перспективе. Пайщик может внести средства в компанию, который станет долей этого предприятия. Покупка акций дает возможность получить право управления, либо выплаты дивидендов в пользу их владельца.

Инвестиции могут быть реализованы в виде новых более совершенных технологий, либо оборудования, способных увеличить производительность труда и оборачиваемость денежных средств. Так же инвестирование может быть нематериальным, например, в виде товарного знака, получения лицензии на определенный вид деятельности, интеллектуальной собственности.

Так же инвестиции принято делить по срокам вложения. Краткосрочные реализуются сроком до года. Обычно такое инвестирование совершается в ценные бумаги и другие инструменты, обладающие высокой степенью ликвидности. Среднесрочные инвестиции действуют сроком от года до трех лет. Здесь ликвидность активов ниже, кроме того, сюда можно отнести инвестирование в реконструкцию. Долгосрочные инвестиции обычно подразумевают капитальное строительство объектов и зданий.

Вкладывая деньги, инвестор, прежде всего, стремится к получению будущей выгоды. Однако, его вложения подвергаются воздействию большого числа факторов среды, а их успешность во многом зависит от стабильности объекта вложения. На положительную отдачу от инвестиций влияет политический климат в стране, четкость и прозрачность законодательной базы, социальная стабильность, экономической, финансовой, экологической и криминогенной обстановки в стране.

Инвестирование в реальный сектор экономики

Работа предприятий реального сектора экономики предполагает постоянное инвестирование в их деятельность. Однако, оно обычно представлено вложением собственных средств в капремонты, реконструкцию, обновление основных фондов компании и так далее. Для более эффективного развития объектов реального сектора, а значит и экономики страны в целом, необходимо привлекать сторонние инвестиции. Государство должно выступать основным источником создания подобных условий, через повышение инвестиционной привлекательности собственных отраслей народного хозяйства.

Наиболее важными проблемами реального сектора, требующими дополнительных инвестиционных средств можно назвать:

  • воспроизводственные диспропорции;
  • увеличение объемов неконкурентоспособной продукции;
  • низкая степень отдачи от размещения фондовых инструментов;
  • высокая степень энергоемкости производства.

Инвестиционная активность в реальный сектор падает в случае кризисных экономических состояний и общего падения уровня доходов населения. Такие условия формируются возрастающими темпами инфляции, высокими инвестиционными рисками, связанными с потенциальным невыполнением планов по продажам. Кроме того, инвестиции в реальный сектор чаще всего являются долгосрочными и отдача от них происходит только в течении нескольких лет, поэтому такие вклады могут производить только крупные инвесторы. При снижении доходов населения, индивид старается производить вклады в краткосрочные или среднесрочные депозиты. Основой развития инвестирования в реальный сектор экономики являются долгосрочные банковские вклады от населения.

Иностранные инвестиции в российскую экономику так же сталкиваются с рядом проблем, которые снижают желание сторонних инвесторов вкладываться в реальный сектор. Прежде всего, на данную сферу влияют политические изменения в мире, сложность российского законодательства, отсутствие прозрачности финансовой системы, низкая степень развития российского фондового рынка.

Таким образом, основные инвестиции в реальный сектор экономики реализуются из собственных средств предприятий, формируемых за счет амортизационных отчислений и полученной прибыли, а так же благодаря кредитным средствам, получаемых от банков.

Источник https://www.klerk.ru/boss/articles/404488/

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/nalogovoe-stimulirovanie-investitsiy-v-realnyy-sektor-ekonomiki

Источник https://spravochnick.ru/ekonomika/struktura_sektorov_ekonomiki/investicii_v_realnyy_sektor_ekonomiki/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *