ИНВЕСТИЦИИ В ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ — Студенческий научный форум

 

Владимир Мау: Образование как инвестиция. Что это значит для человека, общества и государства

Формат образования стремительно меняется. Его современная модель скорее позволяет говорить об учебе как об инвестиции в свое будущее. О минусах стандартных программ и росте запросов на качественный индивидуальный подход «Снобу» рассказал ректор РАНХиГС Владимир Мау

Образование не услуга

Прежде всего, понимание образования как инвестиции непосредственно связано с принятыми недавно решениями не рассматривать впредь образование как услугу. По инициативе президента соответствующие поправки вносятся в российское законодательство об образовании. Это действительно не услуга. Для преподавателя, учителя это прежде всего служение. Для ответственного гражданина ― инвестиция в свое будущее. Для государства ― инвестиция в будущее страны. Это очень важно: услуга исчезает в момент потребления, тогда как инвестиция дает отдачу. И в этом смысле образование прежде всего инвестиция.

Для критиков понимание образования как инвестиции сводится почему-то к товарно-денежным отношениям. Это странный подход для людей, имеющих, наверное, какое-то образование и опыт учебы.

Инвестиция — это прежде всего затрата определенных усилий с ожиданием получить отдачу. Это могут быть и деньги, и время. И те, кто приходит учиться, — во всяком случае, в ведущие вузы — хотят не просто весело провести время. Они рассчитывают на результат ― эффект от затраченных усилий.

Между прочим, государство также хочет получить отдачу от вложений в образование ― и рост благосостояния, и рост производительности, и рост культуры. Для государства это тоже инвестиция.

Повышение доступности высшего образования

Тезис, что образование — это не услуга, а инвестиция, не противоречит задаче расширения доступности высшего образования и его бюджетного финансирования. Я в принципе выступаю за переход в перспективе к всеобщему бесплатному (то есть финансируемому государством) первому профессиональному образованию.

Решения президента и правительства по наращиванию количества бюджетных мест в вузах означают движение в этом направлении. Со временем мы придем к возможности любого гражданина получить высшее образование за государственный счет. Но это будет тоже инвестиция ― и со стороны человека (он должен будет затратить немало времени на образование), и со стороны государства.

Понимание образования как инвестиции важно и для обеспечения непрерывности образования, ведь сейчас люди должны учиться на протяжении всей жизни. Непрерывное образование — это в значительной мере образование взрослых, профессионалов. Они приходят в вузы и ― к вопросу о деньгах ― оплачивают свое образование самостоятельно или за счет компаний, для которых это также инвестиция.

Владимир Мау Фото: Владимир Гердо/ТАСС

Из этого вытекает следующий тезис: по мере роста благосостояния общества частный спрос на образование будет расти.

Когда удовлетворены основные материальные потребности человека, он начинает все больше вкладывать в здоровье и образование ― как собственное, так и своей семьи. Подчеркиваю, это будет происходить не от бедности государства, а от богатства общества. Более того, даже при достижении всеобщего высшего образования за счет госбюджета частные расходы на образование будут расти ― люди будут стремиться к постоянному обновлению своих знаний и умений. Собственно, это уже происходит на наших глазах.

Обучение по стандартной программе — не лучший путь

Но не следует сводить понимание инвестиции к оплате родителями обучения своих детей. Тем более искажать суть такого явления, как индивидуализации образования. Это не означает внешнее навязывание каких-то программ. Индивидуализация — это именно возможность выбора своей образовательной траектории на основе рекомендаций. Задачи обеспечить такую возможность неоднократно звучали в выступлениях президента.

Индивидуализация образовательных траекторий существовала и раньше. Но реализовывалась она преимущественно (или даже исключительно) через курсы по выбору ― большое число таких курсов было показателем качества вуза. Теперь же современные информационные технологии расширяют возможности этой индивидуализации, в том числе при помощи личностно-профессиональной диагностики, цифрового следа, искусственного интеллекта. Разумеется, это не отменяет возможность обучения по стандартной программе, заданной изначально. Но это не самый лучший путь в образовании.

К счастью, студенты и слушатели, которые приходят в хорошие вузы, все понимают правильно. И поэтому за последние лет десять четко наметился тренд ― более высокий спрос предъявляется на более сложные программы, в том числе сложные в реализации для вуза. Люди понимают: только затратив (инвестировав) труд и время, можно получить в дальнейшем отдачу — и для себя, и для своей семьи, и для своей страны.

А что вы думаете об этом?

Обсудить тему и поспорить с автором теперь можно в комментариях к материалу

Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект „Сноб” — Общество». Присоединяйтесь

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

ИНВЕСТИЦИИ В ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Обострение социальных проблем в России связано не только с прошедшим глобальным кризисом, но и с чрезмерно затянувшимися реформами. Непоследовательность принимаемых управленческих решений, кроме всего прочего, препятствует возрождению в обществе доверия к властным структурам, что усугубляет развитие социальной сферы.
Такая ситуация естественно обуславливает поиск новых путей и организационно-экономических инструментов достижения социального благополучия в обществе. Одним из таких способов должно стать активное развитие бизнеса, так как организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, обязаны нести определенную ответственность перед обществом (социумом) в процессе развития которого они и появились.

Актуальность решения вопросов социального инвестирования бизнеса в России определяется, прежде всего, возросшей ролью крупных корпораций в росте экономики страны; во-вторых, отчетливой тенденцией активной включенности бизнеса в решение социальных задач развития общества; и, в-третьих, практической значимостью корпоративных социальных программ, реализуемых на предприятиях.

Социальная рыночная экономика предполагает согласование и учет интересов всех социальных групп населения при выработке и реализации государственной макроэкономической политики, ориентацию на потребительский спрос деятельности корпораций и предприятий.

Эффективное развитие организаций направлено на создание новых рабочих мест, обеспечение работников достойным уровнем социального обеспечения. Такие предприятия вносят весомый вклад в формирование бюджета государства за счет налоговых отчислений. Корпоративные программы в основном направлены на поддержку местного сообщества, сохранение окружающей среды, развитие кадрового потенциала. Таким образом, в развитии бизнеса заинтересовано общество. От его деятельности зависит благосостояние и уровень жизни граждан, социально-экономическая стабильность.

Реализация социальной политики строится на значительном массиве исходных данных по различным предполагаемым к рассмотрению социальным программам, ориентированным на стратегию развития компании и ее миссию с точки зрения повышения эффективности развития. Сейчас отмечается превалирование двух «внутренних» направлений инвестирования, связанных с развитием персонала и охраной его здоровья, над четырьмя «внешними» направлениями, охватывающими местное сообщество, потребителей, деловых партнеров и экологию.

Для предприятий сферы услуг в целом характерна высокая по сравнению с другими секторами экономики доля социальных инвестиций, выделяемых на выстраивание отношений с контрагентами-потребителями (16,8%) и деловыми партнерами (2,0%). В то же время в энерго и материалоемких отраслях, представленных сырьевым и перерабатывающим секторами, наблюдается иная картина. В перерабатывающем секторе большое внимание уделяется вопросам экологии и охраны здоровья сотрудников (30,9 и 12,5% соответственно). В сырьевом же секторе, наряду с охраной окружающей среды и ресурсосбережением, значительная часть социальных инвестиций выделяется на поддержание местного сообщества (16,3 и 17,4% соответственно) [3].

Величина и структура социальных инвестиций компаний зависит от соотношения трудоемкости и капиталоемкости производств, что подтверждает именно инвестиционный характер социальных вложений. В потребительских отраслях основной капитал — человеческий, отсюда — радикальный акцент на внутрикорпоративных социальных инвестициях. В финансовом секторе основные социальные вложения осуществляются в персонал. На втором месте — добросовестная деловая практика и благотворительность. Это не удивительно: успех финансового сектора зиждется на доверии и репутации. В качестве примера рассмотрим компанию «Лукойл», все данные о политике и проектах которой можно узнать на официальном сайте.

Как известно, по законодательству РФ, работодатель обязан предоставить своему работнику ряд социальных услуг, социальный пакет. Таковыми являются, к примеру: оплата дней отпуска, выходное пособие в некоторых случаях прекращения трудового договора, страхование от несчастного случая и профессиональных заболеваний, пенсионное страхование и обеспечение, медицинское страхование, компенсация расходов при направлении в служебные командировки. Но работодатель может по собственному желанию включить какие-нибудь дополнительные услуги, в том числе в качестве постоянной политики.

Так, компания «Лукойл» решила внести некоторые изменения касательно пенсионного обеспечения своих сотрудников, сделав его долевым.

Корпоративная система негосударственного пенсионного обеспечения образована в 1994 году и является важной составляющей социальной политики. Вложенные работником на формирование своей будущей негосударственной пенсии средства увеличиваются на этапе накопления за счет инвестиционного дохода и являются собственностью работника. Негосударственная пенсия работника складывается из взносов работника по индивидуальному пенсионному договору, взносов работодателя по пенсионному договору и инвестиционного дохода, полученного на указанных взносах за время накопления.

В политике этой компании отображены следующие направления социальных инвестиций:

  • Поддержка детских домов и детских образовательных учреждений;
  • Программы в области образования;
  • Стипендиальные программы;
  • Развитие материально-технической базы вузов;
  • Поддержка медицинских учреждений;
  • Конкурс социальных проектов.

ОАО «ЛУКОЙЛ» оказывает поддержку ряду высших учебных заведений, в которых обучаются специалисты нефтегазового профиля, среди которых — Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, Пермский государственный технический университет, Московский физико-технический институт, Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова и т.д. [4].

Осуществление социальных программ ведет к позитивным изменениям в деятельности компании и создает преимущества в конкурентной среде. Отличительными особенностями программ социальной активности являются добровольность их проведения, системных характер и связанность с миссией и стратегией развития компании.

Сегодня можно уже вести речь о том, что в России существует социально ответственный бизнес. Но это, в первую очередь, относится к крупным компаниям и корпорациям и, в меньшей степени, к среднему и малому бизнесу. Особенно слабо мотивирован к социальной ответственности малый бизнес, в значительной степени, из за отсутствия собственных свободных финансовых ресурсов.

В России сложились все основные условия для создания качественного предложения форм и механизмов корпоративной ответственности, создаются все условия для понимания необходимости проведения социальной политики, в частности, социального инвестирования. Следует отметить, что в России оценка таких понятий бизнеса делается на основе социально — экономической ситуации страны, что не всегда отвечает установленным мировым стандартам, а точнее мировой практике. Есть ряд нерешенных проблем, в том числе в законодательной области, связанных с социальными инвестициями. В то же время информационная открытость сопровождается рядом рисков и угроз, требующих дифференцированного подхода при раскрытии и подаче информации. Социальные инвестиции заняли прочное место в корпоративных стратегиях, однако, отсутствие внятного публичного спроса на информацию о социальных инвестициях тормозит мотивацию компаний к информационной открытости.

Но международный опыт других компаний открывает новые возможности для российского бизнеса, формирует новый рынок труда, на котором требуются специалисты в области управления социальными программами.

Социальные и благотворительные программы являются для ОАО «Лукойл» составляющей корпоративной стратегии и помогают конструктивному сотрудничеству с государством, деловыми кругами и обществом. Корпоративные программы носят адресный характер и опираются на имеющийся в регионах профессиональный опыт и человеческий потенциал. При этом в Компании сложилось четкое понимание того, что благотворительная деятельность не должна порождать социальное иждивенчество. Поэтому ЛУКОЙЛ использует наряду с традиционными формами благотворительности программы стратегической благотворительности и социальных инвестиций, которые предполагают взаимосвязь способов решения социальных проблем со стратегическими целями Компании. Совместная деятельность коммерческого, некоммерческого и государственных секторов для решения актуальных социально-экономических проблем местных сообществ является необходимым атрибутом такого подхода.

Компания выстраивает свою деятельность по двум стратегическим направлениям:

социальные инвестиции:

  • Поддержка детских домов и детских образовательных учреждений
  • Программы в области образования
  • Стипендиальные программы
  • Развитие материально-технической базы вузов
  • Поддержка медицинских учреждений
  • Конкурс социальных проектов

программы спонсорства и традиционной благотворительности.

Сохранение культурного и исторического наследия

  • Поддержка музеев и творческих коллективов
  • Издательские проекты
  • Поддержка религиозных конфессий

Адресная помощь

  • Поддержка ветеранов войны и труда, инвалидов, социально незащищенных групп населения
  • Программа по возрождению народных промыслов
  • Помощь народам Крайнего Севера
  • Донорские акции

Приоритетным направлением деятельности Компании являются забота о подрастающем поколении и подготовка молодых квалифицированных специалистов для российской нефтяной отрасли. ОАО «ЛУКОЙЛ» оказывает поддержку ряду высших учебных заведений, в которых обучаются специалисты нефтегазового профиля, среди которых — Российский государственный университет нефти и газа им. И.М.Губкина, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Ухтинский государственный технический университет, Тюменский государственный нефтегазовый университет, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Волгоградский государственный университет, Волгоградский государственный технический университет, Астраханский государственный технический университет, Российский химико-технологический университет им. Д.М.Менделеева, Московский физико-технический институт,Национальный минерально-сырьевой университет «Горный» (г. Санкт-Петербург), Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова (Архангельский государственный технический университет)..

Кроме профильных вузов Компания оказывает финансовую поддержку Дипломатической академии МИД России, Национальному исследовательскому университету «Высшая школа экономики», Финансовому университету при Правительстве РФ, Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Волжском, Ростовскому государственному университету путей сообщений, а также учреждениям среднего и профессионального образования — Кстовскому нефтяному техникуму, Буденновскому региональному политехническому колледжу, Старооскольскому геолого-разведочному колледжу, Московской школе-гимназии № 45.

Пользуются поддержкой Компании и профильные учебные заведения ближнего зарубежья. Одно из них — Азербайджанская государственная нефтяная академия.

Начиная с 2000 г. для поддержки наиболее одаренных студентов вузов Компания учредила именные стипендии, которые выплачиваются студентам нефтяных и технических ВУЗов. Последние несколько лет корпоративную «лукойловскую» стипендию размером 2500 и 3000 рублей в месяц получают около 200 студентов в разных городах страны. За период с 2009 по 2012 годы была выплачена стипендия на сумму 19,4 млн. рублей, в том числе, в 2009г. — 3, 5 млн. руб., в 2010г. — 5, 1 руб., в 2011г. — 5,1 млн. руб, в 2012г. — 5,7 млн. руб.

Преподавательские кадры — основа сохранения научной школы

В рамках грантовой программы поддержки молодых преподавателей около 90 одаренных молодых преподавателям из ведущих нефтяных и других вузов страны получают именные гранты. За период с 2009 по 2012 годы были выплачены гранты на сумму 32,9 млн. рублей, в том числе в 2009г. — 4, 3 млн. руб., в 2010 г. — 11, 3 руб., в 2011г. — 7, 7 млн. руб., в 2012г. — 9,6 млн. руб.

Развитие материально-технической базы вузов

Помощь вузам в совершенствовании учебно-материальной базы позволяет вести учебный процесс на современном уровне. Компания помогает приобретать научное оборудование для лабораторий. В частности, в 2008-2011гг. были выделены значительные средства на развитие материально-технической базы и ремонт помещений Тюменского государственного нефтегазового университета, Ухтинского государственного технического университета, Уфимского государственного нефтяного технического университета, Пермского национального исследовательского политехнического университета, Астраханского государственного технического университета, Дипломатической академии МИД России, РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина.

Одним из важных направлений в области сотрудничества по совершенствованию учебного процесса является помощь Компании в обеспечении студентов современной учебной литературой. Так, несколько лет тому назад было профинансировано издание новых учебников для РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина и Тюменского государственного нефтегазового университета.

Одной из наиболее эффективных форм социальных инвестиций, осуществляемых ОАО «ЛУКОЙЛ», стал Конкурс социальных и культурных проектов, который ежегодно проводят Благотворительный фонд «ЛУКОЙЛ» и дочерние общества Компании. Конкурс предусматривает проектный подход, аналогичный распределению грантов в научной среде. Эта схема была выбрана для того, чтобы повысить экономическую эффективность организаций, которые работают в социальном секторе, и сделать их из простых получателей средств активными организаторами благотворительных проектов. В основе механизма социального проектирования лежат принципы состязательности, прозрачности, публичности.

Цель конкурса — поддержка проектов и инициатив местных сообществ в решении актуальных проблем территорий, повышение эффективности благотворительной помощи, оказываемой Компанией. Главная задача Конкурса в этой связи — создать условия для увеличения числа активных граждан, способных самостоятельно решать как свои проблемы, так и проблемы своего сообщества. Именно поэтому Компания считает необходимым стимулировать социальные инициативы «снизу», а не навязывать их «сверху». Любой человек и любая общественная организация могут обратиться со своим проектом в экспертную группу Конкурса социальных и культурных проектов — и, при соблюдении определенных условий, получить финансирование. По условиям конкурса его участники должны представить в специально созданную комиссию обоснование своих проектов, пояснить, как будут расходоваться выделенные средства и что это даст в конечном счете непосредственно населению конкретной территории.

Целевая аудитория Конкурса — местное сообщество, учреждения образования и культуры, некоммерческие организации и общественные объединения, средства массовой информации регионов присутствия.

Партнеры — местные некоммерческие организации, администрация муниципальных образований.

javascript:void(0);Конкурс социальных и культурных проектов проводится в регионах присутствия «ЛУКОЙЛ» с 2002 года. Впервые он был проведен в Пермском крае. За прошедшие годы география конкурса существенно расширилась. На сегодняшний день проект охватывает 10 субъектов РФ. С 2004 года Конкурс проводится в Волгоградской и Астраханской областях, с 2005 года — в Республике Коми и Западной Сибири, с 2007 года — в Нижегородской области, с 2008 года — в Калининградской области и Республике Калмыкия, с 2010 — в Татарстане, с 2012г. — в республиках Башкирия и Марий Эл, Владимирской, Вологодской областях.

Всего за время проведения Конкурса поступило более 9 тысяч заявок. Было реализовано более 2 100 проектов социальной направленности, на их реализацию было направлено около 360 млн. руб.

Бюджет конкурса 2012 года составил 83,7 млн руб.. В 2009 году он равнялся 39,2 млн руб, в 2010 — 60 млн руб., в 2011 — 74,5 млн руб.

Тематика номинаций на всех территориях едина: «Экология», «Милосердие», «Культура и искусство», «Физическая культура, спорт и туризм», «Родной край». Однако номинации могут дополняться какой-либо тематикой, актуальной именно для отдельно взятой территории или обусловленной государственными приоритетами в области социальной деятельности. Так в 2008 г., объявленном Годом семьи, дополнительно введена номинация «Семейные ценности». В 2009 году предложена особая номинация, посвященная Году молодежи. 2010 год прошел под эгидой 65-летия победы в Великой отечественной войне, и потому была введена номинация по поддержке проектов, развивающих данную тему. В 2011 году ряд номинаций был посвящен 20-летнему юбилею Компании, а также 50-летию Российской космонавтики. В 2012 году учреждена специальная номинация «Историческое наследие» в связи годом Российской истории.

Социально-экономическое развитие российских регионов в современных условиях может быть существенно улучшено посредством повышения степени социальной ответственности бизнеса. При этом в региональной политике следует предусмотреть меры по интеграции трех процессов. Во-первых, развития социальной ответственности бизнеса как системного элемента стиля деловой активности, принимаемого бизнесом добровольно и оказывающего значимое влияние на процесс принятия стратегических и тактических решений по использованию ограниченных производственных ресурсов. Во-вторых, повышения функциональной роли человеческого капитала в процессах формирования конкурентоспособности регионов в условиях глобальной конкуренции и перехода к экономике знаний. В-третьих, усиления мотиваций для социальных инвестиций со стороны частных бизнес-структур, которые посредством развития человеческого капитала создают предпосылки для роста размеров получаемой прибыли в долгосрочном периоде.
Интеграция отмеченных процессов позволит активно использовать фактор социальной ответственности бизнеса в региональном развитии.

1. Акопян А.Р., Балацкий Е.В. и др., Доклад о социальных инвестициях в России. Роль бизнеса в общественном развитии, под ред. Литовченко С.Е.- М.: Ассоциация менеджеров, 2010.

2. Коновалова Л.Н., Корсаков М.И., Якимец В.Н., Управление социальными программами компании, под ред. Литовченко С.Е.- М.: Ассоциация менеджеров, 2011.

3. Благов Ю. Е., Веденяпина Ю. А., Дынин А. Е. и др., Доклад о социальных инвестициях в России. Интеграция КСО в корпоративную стратегию, М.: Ассоциация менеджеров, 2011.

4. Официальный сайт компании «Лукойл». . — Электронный ресурс, — , дата обращения 2014 г.

5. Официальный сайт Ассоциации менеджеров России. — Электронный ресурс, -, дата обращения 2014 г.

6. Доклад о социальных инвестициях 2014г. — Электронный ресурс,

* Авторы поздравляют кафедру «Экономика и финансы предприятий» ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет» с 10-летним юбилеем.

Почему образование — драйвер социальных инвестиций

На образовательных проектах тестируются финансовые инструменты и инвестиции в социальную сферу — и все это является драйвером рынка. Почему? Рассказывает Андрей Андрусов, заместитель исполнительного директора Центра содействия инновациям в обществе «СОЛь».

Андрей Андрусов, фото пресс-службы

Образование — бизнес или социалка?

Начну с того, что для меня практически любой образовательный проект — это «социалка», то есть (в нашем определении) деятельность, нацеленная на решение социальной проблемы. Но как только образование становится платным, его начинают воспринимать как бизнес и часто забывают о его социальной природе.

В наших головах не укладывается, что «социальность» проекта не противоречит его «бизнесовости». В образовании это противопоставление наиболее заметно.

Но если социальная направленность школы или колледжа, пусть даже частного, очевидна (они непосредственно занимаются развитием людей, и это всегда социальная история), то как быть с инфраструктурой образования, — платформами, системами проверки знаний и так далее? Являются ли платформы СмотриУчись или Webinar.ru социальными проектами? А Youtube и Skype? С одной стороны, чистой воды бизнес. С другой стороны, на базе этих платформ одни люди обучают других, создавая инфраструктуру и возможность развития; возможность реализовать себя как педагога или ученика.

И чем дальше мы уходим от непосредственно обучения, тем сложнее говорить «бизнес — не главное», демонстрировать социальное воздействие, на достижение которого нацелен проект в области образования. Агрегаторы курсов, отраслевые СМИ, интерактивные доски, эргономичные парты… Это же тоже образование, тоже «социалка»? И я считаю, что если проект создан для изменения жизни людей, то да.

Две точки зрения

Именно поэтому каждый образовательный проект всегда можно рассматривать с двух точек зрения. Их можно увидеть не только как бизнес, но и как социальную историю, потому что это касается развития людей, инвестиций в человеческий капитал, носителей социальной функции. В этой полярности и состоит специфика социальных инвестиций.

Но чем образование принципиально отличается от производства кресел-каталок для инвалидов? На самом деле — не очень отличается, это тоже инфраструктура. Кто-то может называть ее бизнесом, кто-то — социалкой. Противоречие между социальным и коммерческим в области здравоохранения ещё ярче. С одной стороны, если, например, компания «Моторика» Ильи Чеха делает протезы для детей, польза очевидна. Но всегда находятся те, кто считает, что делать бизнес на людях с инвалидностью — это предел цинизма.

Важен первичный мотив, и то, как именно проект меняет жизни людей, какую социальную проблему он решает. А со стороны этого не понять. Именно поэтому при работе с социальными предпринимателями Центр «СОЛь» уделяет большое внимание тому, как они артикулируют социальное воздействие своего проекта, чтобы со стороны можно было понять, на какие социальные изменения он нацелен.

Зачем создаются образовательные проекты?

Ответ на вопрос, является ли образование «социалкой» или нет, во многом зависит от мотива автора проекта. Пообщавшись с сотнями предпринимателей в области образования, я делаю вывод, что подавляющим большинством этих людей изначально двигало желание изменить ситуацию в образовании, а не извлечение прибыли.

Есть две основные причины для запуска своего проекта в образовании. Либо человеку становится понятно, что для его ребенка существующие решения не подходят, надо делать что-то получше, поинтереснее, поудобнее. Либо человек хочет поделиться накопленным опытом и создает свой блог или курс. Чаще всего начинают на энтузиазме, без бюджета, без стратегии. Однако всякий разумный человек понимает, — если в проекте не будет денег, он умрет. Поэтому после создания организаторы ищут возможности развития и заработка (однако, повторим, для подавляющего большинства создателей заработок вторичен).

Благодаря заботе о своих детях были созданы почти все развивающие центры для дошкольников, а на базе популярных блогов — многие онлайн-курсы и платформы, например, математический блог Mathprofi или блог Pythonworld .

Эта ситуация характерна даже для крупных компаний. Они делают образовательный курс «для себя», а впоследствии открывают его для публики и начинают на этом зарабатывать. Например, Яндекс учил своих сотрудников в своей Школе анализа данных , а теперь на этих курсах может учиться каждый — достаточно открыть Coursera.

Есть люди, создающие масштабные проекты в образовании, которые изначально строились как бесплатная инфраструктура. Например, Михаил Лазарев создал Интернет-урок , потратил очень много денег на производство онлайн-курсов и оцифровал всю школьную программу с 1-го по 11-й класс (все существующие в стране учебники). Теперь они бесплатно доступны онлайн любому человеку в России. И таких проектов сейчас много. Эта инфраструктура уже создана — благодаря предпринимателям. И воздействие таких людей на общество очень велико. Возможность есть, осталось ей только воспользоваться!

Но даже относительно маленькие проекты в образовании оказывают существенное социальное воздействие. Оно не ограничивается той аудиторией, на обучение которой нацелен проект. Прямое воздействие может быть мизерным. Например, если говорить о частных школах, там учится менее 1% школьников России. Но косвенный эффект заключается в том, что они, во-первых, дают возможность получить другое образование тем, у кого раньше этой возможности не было, а во-вторых, показывают другим предпринимателям, что на этом направлении тоже можно создать экономически привлекательный бизнес.

Откуда берутся деньги?

В какой-то момент автор проекта видит, что его собственные ресурсы заканчиваются. Проект ещё не вышел на плановую прибыль, все накопления съедены, а команда хочет получать нормальную зарплату. В этот момент и появляется запрос на дополнительное финансирование. И люди начинают искать инвестиции . Напомню, что инвестор — это человек, который даёт деньги в обмен на долю в бизнесе и рассчитывает на то, что деньги вернутся в форме дивидендов или в момент продажи доли в 3-4 раза дороже. Плохая новость заключается в том, что далеко не каждый социально ориентированный проект может рассчитывать на многократный рост капитализации или высокие прибыли. Да и у инвесторов бывает стереотип, что социальный проект не может окупаться. Поэтому привлечь их в такие проекты сложно.

Но хорошая новость заключается в том, что для социально ориентированных проектов доступны не только инвестиции, но и другие источники и формы финансирования: краудфандинг, гранты (пожертвования) и займы. Самые продвинутые организации умеют пользоваться всеми ими одновременно. Существует также множество смешанных форм финансирования, например, конвертируемые займы, возвращаемые гранты, плата за социальный результат… Некоторые из них уже есть в российской практике.

Так вот, именно образовательные проекты, в силу своей близости к коммерческому сектору, первыми тестируют новые финансовые инструменты. Приведу самый распространённый пример. Если организация обучает детей в своих центрах доп.образования, то есть занимается образованием как основным видом деятельности, она по закону должна быть некоммерческой (п.1 ст 22 закона № 273-ФЗ от 29.12.2012). Также она может получать гранты и льготы, которые предоставляет государство.

При этом управление этой организацией может осуществлять коммерческая компания, например, в форме ООО. И это ООО может получать инвестиции на развитие, которые пойдут на маркетинг и создание новых образовательных центров. Таким образом, «коммерческие» виды деятельности живут в ООО по законам коммерческих организаций, а «некоммерческие» — в НКО. Это разделение очень условно, но бывает необходимо, чтобы обеспечить прозрачность для инвесторов, спонсоров и всевозможных проверяющих.

Касается каждого

Есть ещё одна причина, по которой в образование проникают новые финансовые инструменты. Образование касается каждого в этом мире. Это вписывается как в новую концепцию непрерывного образования, так и в концепцию развития. Получается, что продукты, произведенные такими предпринимателями, касаются всех. В отличие, например, от медицинских продуктов (они более нишевые — кому-то может просто повезти со здоровьем!). А в образовании каждый человек может найти для себя что-то, если проявит интерес. Кто-то — языки, кто-то — основы программирования, дизайн, искусство, кулинария — все, что угодно! Поэтому проекты «откликаются» у инвесторов и меценатов.

В последнее время инвестиции в образование стали очень популярны. Появляется все больше инвесторов, готовых вкладываться в образование, причем не столько для извлечения прибыли, сколько для воздействия на сферу образования, проблемы в которой очевидны. Одновременно увеличивается количество благотворителей, которые готовы давать деньги на социальные и образовательные проекты не только в форме традиционных пожертвований, но и в формах, предполагающих возврат (займы, инвестиции и смешанные формы).

Это меняет систему отношений между источником и получателем денег, но позволяет увеличить социальное воздействие на каждый потраченный рубль.

Для того, чтобы количество сделок по смешанному финансированию росло, необходимо рассказывать социальным предпринимателям и инвесторам/меценатам о преимуществах таких сделок по отношению к традиционным. Мы стараемся не упускать возможности поговорить об этом на всех мероприятиях, в которых мы участвуем и которые мы организуем сами.

Чтобы инвесторы/спонсоры и лидеры проектов узнавали друг о друге, Центр «СОЛь» создает карту сообществ тех, кто меняет систему образования ( Карта Лидеров инноваций в образовании , Gam-ma.ru ), также мы собираем вместе инновационные проекты ( Карта образовательных проектов России ), следим за сделками в области образования, ведь именно через эту сферу можно максимально эффективно воздействовать на изменение жизни к лучшему.

Благодаря этому, мы уже увидели появление огромного количества небюджетных (коммерческих и некоммерческих) проектов в образовании. Причем некоторые становятся столь масштабными, что начинают влиять на то, как работает традиционная (школьная) система. Мы ожидаем усиления этого тренда в ближайшие годы; граница между основным и дополнительным образованием будет размываться.

Так что если есть проблема, есть и решение. Нужно только найти того, у кого это решение уже есть, и помочь с выведением его на системный уровень.

5-7 ноября 2019 года Центр «СОЛь» представит эту концепцию на фестивале ImpactFest в Гааге — приглашаем к дискуссии всех заинтересованных!

Источник https://snob.ru/entry/238737/

Источник https://scienceforum.ru/2015/article/2015013732

Источник https://philanthropy.ru/cases/2019/09/23/80178/