Инвестиции в человеческий капитал

 

Инвестиции в человеческий капитал

Все факторы процесса производства являются результатом различных видов инвестиций, которые обеспечивают качественное их совершенствование. Все то, что составляет человеческий капитал, также приобретается или преумножается посредством инвестиций в человека, в развитие его производительных способностей.

Инвестиции в человеческий капитал – это любое действие, которое повышает квалификацию и способности и тем самым – производительность труда рабочих. Затраты, которые способствуют повышению чьей-либо производительности, можно рассматривать как инвестиции, ибо текущие расходы, или издержки осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем

В данном определении отражается причинно-следственная связь между инвестициями в человека, ростом производительности и доходов работника. Определяется также и экономическая сущность самих инвестиций как вложения капитала в различные объекты в целях получения дохода либо другого положительного эффекта.

Однако важно знать, что одних инвестиций для формирования производительных способностей, особенно творческих способностей, недостаточно, так как необходимо желание самого человека.

Инвестирование в человеческий капитал – это осознанная и целенаправленная деятельность самого носителя этих производительных качеств. Поэтому важна мотивация работников к повышению производительности и качества труда, т. е. к инвестированию в человеческий капитал.

Виды инвестиций в человеческий капитал:

• расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку работника по месту работы;

• расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий и др.;

• расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью в места со сравнительно высокими производительностью и доходами.

Инвестиции в человеческий капитал имеют специфические черты, отличающие их от других видов инвестиций:

• формирование человеческого капитала путем инвестиций выгоднее всего осуществлять в начальный период жизни человека, так как доходность инвестиций в человеческий капитал прямо зависит от срока его службы;

• результаты инвестирования в человеческий капитал не всегда имеют денежную форму, а могут приобретать социальный, психологический, культурный, моральный и другие эффекты, увеличивающие экономический результат;

• инвестиции в человеческий капитал преумножают производительные качества человека, эффективность и производительность его как работника, но и как обучающегося, т.е. инвестиции ускоряют и облегчают процесс дальнейшего накопления знаний и опыта;

• передача человеческого капитала может осуществляться и неформальными путями, в процессе совместной трудовой деятельности (например, передача производственного опыта);

• накопленный в результате инвестиций человеческий капитал выступает значимым фактором его воспроизводства в следующем поколении (например, уровень образования матери является определяющим фактором будущего уровня образования ее детей).

Инвестиции в человеческий капитал могут осуществлять сам его обладатель, т.е. индивид, предприятия и организации, образовательные учреждения и общество в лице государства.

Однако инвесторы будут вкладывать свой капитал только тогда, когда ожидают получить от этого вложения соответствующую отдачу, превышающую первоначальные вложения.

Так почему же государство участвует в этом процессе в качестве инвестора? Причин тому несколько.

Во-первых, внедрение достижений научно-технического прогресса в производство требует постоянного переобучения и повышения квалификации работников, иначе будет расти структурная безработица. Переобучение легче происходит у работников, имеющих некоторый уровень знаний, быстрее усваивающих новые навыки. Поэтому государство, прибегая к “принудительным” мерам, устанавливает норму всеобщего среднего образования.

Во-вторых, высококвалифицированный работник более производителен и продуктивен, а значит, вносит больший вклад в рост общественного продукта.

В-третьих, любое государство стремится утвердить определенные ценности, установки, приоритеты, т.е. проводит соответствующую идеологию, для скорейшего восприятия которой необходимо грамотное население.

В-четвертых, инвестируя в здравоохранение, государство обеспечивает себя здоровыми трудовыми ресурсами, эффективно использующими рабочее время, а значит, и более продуктивными, и др.

Почему же предприятия и организации инвестируют собственные средства в своих работников? Ради получения более высокого дохода от вложенных в работника инвестиций. Инвестируя в своих работников, организации стремятся активизировать их трудовую отдачу, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым укрепить конкурентоспособность. Кроме того, переподготовить работника гораздо выгоднее, чем заменить его новым. По расчетам, проведенным в компании “Дженерал электрик”, затраты на переподготовку одного инженера втрое меньше, чем на поиск, прием на работу и на адаптацию нового работника.

Однако риск таких вложений достаточно велик, ведь повысив свое образование и квалификацию за счет средств организации, работник может в любой момент поменять место работы, и тогда отдачу от вложенных инвестиций в человека организация не получит. Чтобы снизить такой риск, организации инвестируют свои средства не в общий человеческий капитал (т. е. в знания и навыки общего хакера, которые могут быть использованы практически в каждой организации), а в специальный (который нужен и применим преимущественно в данной организации), продать который другой организации для работника проблематично. Но если уж такое случилось, то организация заключает с работником договор о том, что последний обязуется проработать в организации определенный срок (обычно 7-10 лет) и не увольняться, в противном случае работник полностью возмещает организации сумму инвестиций в его человеческий капитал (например, стоимость обучения).

Частные инвестиции – это инвестиции человека в самого себя. Их размер и интенсивность зависят от ряда факторов. Самостоятельно принимая решение об инвестировании (особенно в образование), человек не знает, каким будет соотношение спроса и предложения в момент получения им профессии, будет ли он востребован как работник или пополнит армию безработных. Такая неопределенность тормозит инвестиционную активность человека. Кроме того, сегодня цена получения профессии постоянно растет, а значит, потенциально возрастает период окупаемости затрат на образование, причем о будущей доходности с большой долей вероятности мы судить не можем.

Тем не менее инвестиции в человеческий капитал являются основой накопления нематериального богатства общества, которое происходит в сфере образования, культуры и здравоохранения, включая в себя накопление опыта во всех отраслях и сферах экономики.

Инвестиции в человеческий капитал

В современных условиях проблема использования человеческого капитала становится все более актуальной. Решающая роль в развитии экономики страны отдается человеку как носителю богатства, что предопределяет максимальное и всестороннее использование человеческих ресурсов.

Одно из важных положений теории человеческого капитала заключается в том, что его увеличение находится среди главных причин экономического развития, поскольку человеческий капитал составляет большую часть благосостояния общества. Исследователи указывают, что большие социальные и экономические достижения являются результатом вложений капитала в образование, обучение, здравоохранение и питание, а также другие виды деятельности, обеспечивающие создание человеческого капитала. Поэтому инвестирование в человеческий капитал является абсолютно необходимым для любой национальной экономики.

Эффективность вложений в человеческий капитал довольно высока, но инвестиционный период более длительный, чем у физического капитала: до 12-20 лет.

Экономисты выделяют три вида инвестиций в человеческий капитал:

— расходы на образование, включая общее и специальное, формальное и неформальное, подготовку по месту работы;

— расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий;

— расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью.

Оригинальный подход к изучению этой проблемы разработал Дж. Кэндрик. Все виды инвестиций он классифицировал следующим образом: вещественные, воплощенные в людях; вещественные, не воплощенные в людях; невещественные, воплощенные в людях; невещественные, не воплощенные в людях;

«Вещественный капитал имеет материальную, вещную форму, невещественный капитал не имеет собственной материальной формы, он воплощается в вещественном капитале, повышая его качество и продуктивность. Обе части совокупного капитала распределяются в свою очередь на капитал не воплощенный в людях и «человеческий капитал».

Вещественный капитал воплощенный в людях, является одним из главных признаков расширительной концепции Дж.Кендрика. К этому капиталу он относит затраты на формирование человеческого капитала, т.е. издержки воспитания детей до 14 лет, без учета затрат на их образование. К невещественному человеческому капиталу Дж. Кендрик относит накопленные затраты на общее образование и специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение и затраты на перемещение рабочей силы, а к невещественному капиталу не воплощенному в людях — расходы, необходимые для накопления используемых в производстве знаний и практического опыта, включая знания, воплощенные в новых или улучшенных потребительских товарах, средствах производства, производительных процессах и системах. Эти расходы относятся к инвестициям, так как одни способствуют снижению издержек производства и увеличивают производительность труда, другие создают новые или улучшенные потребительские товары, которые служат удовлетворению потребностей.

Инвестиции в человеческий капитал имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций.

1. Отдача от инвестиций в человеческий капитал непосредственно зависит от срока жизни его носителя . Чем раньше делаются вложения в человека, тем быстрее они начинают давать отдачу.

2. Человеческий капитал не только подвержен физическому и моральному износу, но и способен накапливаться и умножаться.

3. По мере накопления человеческого капитала его доходность повышается до определенного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности, а затем резко снижается.

4. Не всякие инвестиции в человека могут быть призваны вложениями в человеческий капитал.

5. Характер и виды вложений в человека обусловлены историческими, национальными, культурными особенностями и традициями.

6. По сравнению с инвестициями в иные различные формы капитала инвестиции в человеческий капитал являются наиболее выгодными как с точки зрения отдельного человека, так и с точки зрения всего общества.

Инвестирование в человеческий капитал предполагает преследование для инвестора каких-то выгод, как для себя непосредственно, так и для третьих лиц. Так, для работника – это повышение уровня доходов, большее удовлетворение от работы, улучшение условий труда, рост самоуважения. Для работодателя – повышение производительности, сокращение потерь рабочего времени и эффективности труда, что в конечном итоге способствует повышению конкурентоспособности фирмы. Для государства – повышение благосостояния граждан, рост валового дохода, повышение гражданской активности.

Инвестиции в человеческий капитал

Мировое экономическое господство развитых стран во многом обеспечивается инновационной экономикой. Здесь предполагается перманентное инновационное и технологическое совершенствование, высокотехнологичное производство и непосредственное производство технологий.

Названный тип экономики формирует и соответствующие ресурсные запросы, в которых материальное производство и финансы уходят на второй план, освобождая место человеческим ресурсам. При этом человеческий ресурс востребован как на уровне инноваций в качестве интеллектуальных усилий, так и непосредственно на уровне производства, где навыки и умения работника позволяют обеспечить реализацию инноваций.

Сегодня эффективность деятельности и прибыль организации напрямую определяется удовлетворенностью персонала условиями и оплатой труда. Это обусловливает необходимость постоянного инвестирования в человеческий капитал, не только через оплату труда, но через обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности и здоровья, обучение и профессиональное развитие работника.

Теория и практика выработали разнообразные подходы к определению понятия человеческого капитала, которые можно объединить в следующие направления:

  • человеческий капитал как система профессиональных навыков и умений, а также способностей работника, в том числе наличествующих изначально, «от природы»;
  • человеческий капитал как система навыков и умений, приобретенных исключительно в процессе профессионального образования;
  • человеческий капитал как сумма инвестиций в работника, которые позволяют обеспечить формирование у него необходимых с профессиональной точки зрения умений и качеств;
  • человеческий капитал как система социально-психологических, поведенческих, мировоззренческих и иных характеристик работника.

Структура человеческого капитала

Традиционное понимание человеческого капитала как системы определенных свойств индивида, таких как его профессиональные и природные умения, знания и навыки, психологические и поведенческие характеристики (в том числе коммуникабельность, мотивация, целеустремленность, работоспособность, социальная активность), состояние здоровья, уровень материального обеспечение позволяет выделить следующие структурные элементы рассматриваемого явления:

Готовые работы на аналогичную тему

  • знания, умения, способности и навыки, которые наличествуют у работника «от природы»;
  • знания, умения, способности, навыки и опыт, которые работник приобрел в процессе профессионального обучения и развития и практической деятельности;
  • знания, умения, способности и навыки, которые индивид способен развить посредством дополнительного обучения и саморазвития;
  • личностные характеристики – морально-нравственные и общекультурные установки работника;
  • здоровье, как физическое, так и психическое;
  • условия жизни и деятельности индивида и его семьи.

Субъекты и направления инвестиций в человеческий капитал

В самом общем виде инвестиции можно определить как размещение или вложение финансовых и иных средств для последующего извлечения прибыли. При этом инвестиции всегда характеризуются повышенным риском – возврат вложенных средств и прибыль возможны только в тех случаях, когда инвестиции оправдались. С этой позиции инвестиции в человеческий капитал представляют собой одно из наименее рискованных и перспективных направлений.

Сегодня профессиональные знания и умения с одной стороны выступают необходимым условием материального и социального благополучия работника, с другой – гарантом эффективности деятельности организации, прогрессивного развития экономики и общества. Иначе говоря, инвестиции в индивида, его профессиональное и культурное развитие, это инструмент повышения производительности трудовой деятельности и эффективности производства, уровня жизни индивида и населения в целом.

Таким образом, субъектами инвестирования в человеческий капитал могут выступать, как государство и организации, так и сам индивид. При этом сегодня в России наличествуют кризисные тенденции в системе профессионального образования:

  • профессиональное образование в недостаточной степени ориентировано на практику;
  • экономически востребованные отрасли теории и практики развиваются крайне медленно;
  • отсутствует комплекс мероприятий по повышению профессионального уровня работника исходя из реалий его ежедневной практической деятельности.

Предлагаемые учебными заведениями инструменты дополнительного образования, повышения квалификации зачастую носят глубоко теоретический характер, фактически не оказывая влияния на непосредственную трудовую деятельность.

Указанные тенденции наряду с низкой вовлеченностью работников в процесс самообразования тормозят развитие отечественной экономики.

Образование не единственное перспективное направление инвестирования в человеческий капитал.

Морально-нравственные ориентиры и общекультурные установки работника определяют его репутацию, напрямую формируют психологическую атмосферу в коллективе и образ организации на рынке – в среде конкурентов и потребителей. Работодатель и работник должны стремиться к взаимовыгодному взаимодействию, позволяющему раскрыть лучшие качества работника, которые впоследствии будут работать и на положительный имидж организации.

Кроме того, инвестирование в человеческий капитал нельзя признать эффективными без инвестиций в здоровье работника. Обеспечение высокого уровня работоспособности требует контроля заболеваемости и способствование росту периода продуктивной жизнедеятельности индивида. Состояние здоровья, в свою очередь, во многом определяется уровнем качества предоставляемых работнику услуг здравоохранения, качеством условий его труда и отдыха. Потому современные организации должны вкладывать средства в дополнительное медицинское страхование, предоставление курортно-санаторных условий отдыха работникам и членам их семей, обеспечивать надлежащие условия труда и другое.

Источник https://studopedia.ru/19_22459_klassifikatsiya-vidov-truda.html

Источник https://be5.biz/ekonomika1/r2009/1435.htm

Источник https://spravochnick.ru/ekonomika/teoriya_chelovecheskogo_kapitala/investicii_v_chelovecheskiy_kapital/