Инвестиционный налоговый вычет в 2020 году
Понятие инвестиционного налогового вычета (ИНВ) появилось в гл. 25 НК РФ начиная с 2018 года (были добавлены ст. 286.1 и п. 5.1 ст. 270 НК РФ), и (по замыслу законодателей) ИНВ должен быть направлен на создание стимулов к инвестициям.
Право налогоплательщика на применение ИНВ должно быть установлено законами субъектов РФ. С 01.01.2020 во многих регионах России такие законы вступают в силу, а значит, организациям, планирующим осуществлять инвестирование, полезно ознакомиться с понятием ИНВ, порядком его применения, а также рассчитать, насколько им будет выгодно воспользоваться правом на применение ИНВ.
Кто из налогоплательщиков не имеет права применять ИНВ?
Сразу отметим, что не все налогоплательщики могут воспользоваться инвестиционным налоговым вычетом. Так, не вправе применять ИНВ следующие категории налогоплательщиков (п. 11 ст. 286.1 НК РФ):
1) организации – участники РИП;
2) организации – резиденты ОЭЗ;
3) организации – участники ОЭЗ в Магаданской области;
4) организации, осуществляющие деятельность, связанную с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья;
5) организации – участники СЭЗ;
6) организации – резиденты ТОСЭР либо резиденты свободного порта Владивосток;
7) организации – участники проекта Сколково или инновационных научно-технологических центров;
8) иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ.
Порядок применения ИНВ
Согласно п. 1 ст. 286.1 НК РФ законами субъектов РФ в порядке, предусмотренном этой статьей, может быть установлено право налогоплательщика уменьшить суммы налога (авансового платежа), подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов этих субъектов РФ, исчисленные им по налоговой ставке, установленной п. 1 ст. 284 НК РФ, по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений, на инвестиционный налоговый вычет. В силу п. 1 ст. 284 НК РФ сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18% (17% – в 2017 – 2024 годах), зачисляется в бюджеты субъектов РФ. Указанная ставка законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков.
НП в бюджет
субъекта РФ к уплате
НП в бюджет
субъекта РФ начисленный
В соответствии с п. 2 ст. 286.1 НК РФ инвестиционный налоговый вычет текущего налогового (отчетного) периода составляет в совокупности:
не более 90% суммы расходов на инвестиции (пп. 1 и 2);
не более 100% суммы расходов в виде пожертвований (пп. 3);
не более 85% расходов на создание объектов инфраструктуры (пп. 4);
не более 100% суммы расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктур, а также не более 80% суммы расходов на создание объектов социальной инфраструктуры (пп. 5).
Расходы, включаемые в состав ИНВ
Расходы на инвестиции
Подпунктами 1 и 2 п. 2 ст. 286.1 НК РФ предусмотрено включение в состав ИНВ не более 90% суммы расходов, составляющей:
первоначальную стоимость основного средства в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ;
величину изменения первоначальной стоимости основного средства в случаях, указанных в п. 2 ст. 257 НК РФ.
Обратите внимание: согласно п. 4 ст. 286.1 НК РФ инвестиционный налоговый вычет в виде названных расходов применяется к объектам ОС, относящимся к 3-й – 10-й амортизационным группам (за исключением относящихся к 8-й – 10-й амортизационным группам зданий, сооружений, передаточных устройств), по месту нахождения организации и (или) по месту нахождения ее ОП, к которым относятся указанные объекты, с учетом положений п. 6 данной статьи.
ИНВ применяется к налогу, исчисленному за налоговый (отчетный) период, в котором введен в эксплуатацию объект ОС либо изменена первоначальная стоимость объекта ОС, и за последующие налоговые (отчетные) периоды (п. 5 ст. 286.1 НК РФ).
Расходы в виде пожертвований
Подпунктом 3 п. 2 ст. 286.1 НК РФ предусмотрено включение в состав ИНВ не более 100% суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, а также перечисленных некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений.
ИНВ в виде названных расходов применяется по месту нахождения организации и (или) по месту нахождения ее ОП (п. 4 ст. 286.1 НК РФ). Он применяется к налогу, исчисленному за налоговый (отчетный) период, в котором перечислены соответствующие пожертвования, а также за последующие налоговые (отчетные) периоды (п. 5 ст. 286.1 НК РФ).
Расходы на создание объектов инфраструктуры
Подпунктом 4 п. 2 ст. 286.1 НК РФ предусмотрено включение в состав ИНВ не более 85% суммы расходов в виде денежных средств, перечисленных по договорам финансирования деятельности по созданию на территории предоставившего ИНВ субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории объектов инфраструктуры, которые в соответствии с законодательством РФ могут находиться исключительно в федеральной собственности.
ИНВ в виде указанных расходов на создание объектов инфраструктуры используется по месту нахождения организации в отношении объекта инфраструктуры, создаваемого на территории субъекта РФ, который предоставил право на применение ИНВ в отношении этого объекта, или в прилегающей к этому субъекту РФ акватории, при условии, что организация и создаваемый объект инфраструктуры находятся на территории одного субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории (п. 4 ст. 286.1 НК РФ).
ИНВ в виде расходов на создание объектов инфраструктуры применяется к налогу, исчисленному за налоговый (отчетный) период, в котором перечислены денежные средства, формирующие названные расходы (п. 5 ст. 286.1 НК РФ).
Расходы на создание объектов транспортной, коммунальной, социальной инфраструктур
Подпунктом 5 п. 2 ст. 286.1 НК РФ предусмотрено включение в состав ИНВ не более 100% суммы расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктур, а также не более 80% суммы расходов на создание объектов социальной инфраструктуры, в том числе затрат на их приобретение, сооружение, доведение до состояния, в котором они пригодны для использования, с учетом НДС и акцизов, не принимаемых к вычету в соответствии с положениями гл. 21 и 22 НК РФ.
При этом создание указанных объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур является обязательством, установленным условиями договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, заключенного с налогоплательщиком в соответствии с положениями ГрК РФ.
ИНВ в виде указанных расходов применяется к объектам транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур по месту нахождения организации и (или) по месту нахождения ее ОП, к которым относятся названные объекты (п. 4 ст. 286.1 НК РФ).
ИНВ в виде упомянутых расходов применяется к налогу, исчисленному за налоговый (отчетный) период, в котором налогоплательщиком осуществлена безвозмездная передача в государственную или муниципальную собственность объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, а также за последующие налоговые (отчетные) периоды (п. 4 ст. 286.1 НК РФ).
Какие положения по применению ИНВ должен устанавливать закон субъекта РФ?
Законом субъекта РФ могут устанавливаться (п. 6 ст. 286.1 НК РФ) права на применение ИНВ в отношении:
расходов на инвестиции (размеры ИНВ, не превышающие предельного размера; категории налогоплательщиков, которым предоставляется (не предоставляется) право на применение ИНВ; категории объектов ОС, в отношении которых налогоплательщикам предоставляется (не предоставляется) право на использование ИНВ);
расходов в виде пожертвований (предельные суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, а также перечисленных НКО (фондам) на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений, учитываемых при определении ИНВ; категории учреждений и НКО, пожертвования которым учитываются при определении ИНВ);
расходов на создание объектов инфраструктуры (размер ИНВ; виды объектов инфраструктуры);
расходов на создание объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, расположенных на территории этого субъекта РФ (категории объектов указанных инфраструктур и предельный размер расходов на создание этих объектов; категории налогоплательщиков, которым предоставляется (не предоставляется) право на применение ИНВ в отношении данных расходов).
Предельная величина ИНВ
Размер ИНВ текущего налогового (отчетного) периода в совокупности по всем видам расходов не может быть более предельной величины инвестиционного налогового вычета:
ИНВпредел
Как следует из п. 2.1 ст. 286.1 НК РФ, предельная величина равняется разнице между расчетными суммами налога, подлежащими зачислению в бюджет соответствующего субъекта РФ за налоговый (отчетный) период и определенными без учета ИНВ. При этом одна расчетная сумма исчисляется по общей ставке налога, действующей в данном субъекте РФ, а другая – исходя из ставки 5% (если иной размер ставки не определен решением субъекта РФ).
При этом расчетная сумма налога, подлежащая зачислению в бюджет соответствующего субъекта РФ за налоговый (отчетный) период, определяется также без учета амортизационной премии и соответствующей суммы амортизации в отношении объектов ОС, указанных в абз. 1 п. 4 ст. 286.1 НК РФ. Иными словами, эти расходы не должны участвовать в формировании облагаемой базы по налогу на прибыль.
Обратите внимание: сумма расходов на ИНВ, превышающая в налоговом (отчетном) периоде предельную величину ИНВ, может быть учтена при определении ИНВ в последующих налоговых (отчетных) периодах, если иное не предусмотрено законом субъекта РФ (п. 9 ст. 286.1 НК РФ).
Сумма налога, подлежащая зачислению в федеральный бюджет
Как гласит ст. 286.1 НК РФ, если налогоплательщик воспользовался правом на применение ИНВ в части инвестиционных расходов (расходов, указанных в пп. 1 и 2 п. 2 данной статьи), он также вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), подлежащую зачислению в федеральный бюджет, на величину, составляющую 10% суммы расходов первоначальной стоимости ОС и (или) 10% суммы расходов величины изменения ОС (за исключением частичной ликвидации объектов ОС).
При этом сумма налога (авансового платежа), подлежащая зачислению в федеральный бюджет, не может быть уменьшена на величину большую, чем расчетная сумма налога, исчисленная исходя из величины прибыли, приходящейся на соответствующее (соответствующие) ОП.
Под соответствующими ОП понимаются обособленные подразделения (в том числе организация), расположенные на территории субъекта РФ, законом которого установлено право на применение ИНВ, которым воспользовался налогоплательщик.
Указанное уменьшение осуществляется в налоговом (отчетном) периоде, в котором введены в эксплуатацию объекты ОС и (или) изменена их первоначальная стоимость.
Сумма налога (авансового платежа), подлежащая зачислению в федеральный бюджет, уменьшается на величину, составляющую 15% суммы расходов на создание объектов инфраструктуры, при условии, что в отношении таких платежей налогоплательщик воспользовался правом на применение ИНВ в части расходов, названных в пп. 4 п. 2 ст. 286.1 НК РФ.
При этом сумма налога (авансового платежа) в результате такого уменьшения может быть снижена до нуля.
Нюансы, которые следует учесть налогоплательщикам, реализующим право на применение ИНВ
Налогоплательщики, которые решат применять ИНВ (при условии, что субъектами РФ приняты соответствующие законы), должны учитывать следующие нюансы, предусмотренные как ст. 286.1 НК РФ, так и другими статьями НК РФ:
1. Объекты основных средств в части их первоначальной стоимости, сформированной за счет расходов, понесенных в случаях приобретения, создания, сооружения, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, в отношении которых налогоплательщик использовал право на применение ИНВ, не подлежат амортизации (пп. 9 п. 2 ст. 256, п. 7 ст. 286.1 НК РФ).
2. Налогоплательщик, использовавший право на применение ИНВ в отношении объекта основных средств, не вправе применять к нему амортизационную премию (п. 7 ст. 286.1 НК РФ).
3. Решение об использовании права на применение ИНВ применяется налогоплательщиком ко всем или к отдельным объектам основных средств, указанным в абз. 1 п. 4 ст. 286.1 НК РФ (речь идет об объектах ОС, относящихся к 3-й – 10-й амортизационным группам (за исключением относящихся к 8-й – 10-й амортизационным группам зданий, сооружений, передаточных устройств)), с учетом п. 6 данной статьи (то есть исходя из положений, установленных законом субъекта РФ) и отражается в учетной политике для целей налогообложения. При этом решение об использовании права на ИНВ принимается налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения, отдельно по каждому субъекту РФ, на территории которого расположены такие обособленные подразделения, и применяется ко всем или к отдельным обособленным подразделениям, расположенным на территории соответствующего субъекта РФ (п. 8 ст. 286.1 НК РФ).
4. Использование (отказ от использования) права на применение ИНВ допускается с начала очередного налогового периода. Изменить ранее принятое решение об использовании (отказе от использования) ИНВ налогоплательщик вправе только по истечении трех последовательных налоговых периодов применения такого решения (если иной срок не определен решением субъекта РФ) (п. 8 ст. 286.1 НК РФ). То есть, если ИНВ применяется с 01.01.2020, налогоплательщик вправе отказаться от его применения только с 01.01.2023.
5. Решение налогоплательщика об использовании права на ИНВ действует применительно к объектам ОС, относящимся к организациям или обособленным подразделениям организаций, расположенным на территориях субъектов РФ, которые предоставили право на применение в отношении таких объектов ИНВ, в период действия соответствующего закона (п. 8 ст. 286.1 НК РФ).
6. При реализации или ином выбытии объекта ОС (за исключением ликвидации), в отношении которого налогоплательщик использовал право на применение ИНВ, до истечения срока его полезного использования сумма налога на прибыль, не уплаченная в связи с применением такого вычета в отношении этого объекта, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным днем уплаты налога (п. 12 ст. 286.1 НК РФ). При этом налогоплательщик вправе уменьшить доходы от реализации такого объекта на его первоначальную стоимость (при условии восстановления суммы налога на прибыль) (пп. 4 п. 1 ст. 268 НК РФ).
7. При проведении камеральной налоговой проверки декларации по налогу на прибыль, в которой заявлен ИНВ, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, касающиеся применения ИНВ, и (или) истребовать в установленном порядке у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие правомерность использования такого налогового вычета (п. 8.8 ст. 88 НК РФ).
8. Сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является РФ, признается контролируемой, если хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода ИНВ по налогу на прибыль (пп. 9 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).
И последнее. Положения норм, регулирующие порядок применения ИНВ, действуют по 31.12.2027 включительно.
Особенности применения ИНВ ответственным участником КГН
Согласно п. 10 ст. 286.1 НК РФ при уплате налога (авансового платежа) по КГН ответственным участником КГН может быть применен ИНВ, уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, в порядке и на условиях, которые установлены данной статьей, с учетом следующих особенностей.
ИНВ применяется ответственным участником КГН в отношении суммы налога, подлежащей зачислению в бюджет субъекта РФ, приходящейся на соответствующего участника КГН (соответствующее ОП участника КГН), понесшего инвестиционные расходы, и определяемой в порядке, установленном п. 6 ст. 288 НК РФ.
Сумма налога (авансового платежа), подлежащая уплате в федеральный бюджет, не может быть уменьшена ответственным участником КГН на величину большую, чем расчетная сумма налога, исчисленная исходя из величины прибыли, приходящейся на соответствующего участника (участников) КГН (соответствующие ОП участника (участников) КГН) и определяемой в порядке, установленном п. 6 ст. 288 НК РФ, и ставки налога, предусмотренной абз. 2 п. 1 ст. 284 НК РФ.
Решение об использовании права на ИНВ принимается ответственным участником КГН отдельно по каждому субъекту РФ, на территории которого расположены участники этой группы (обособленные подразделения участников этой группы), и применяется ко всем участникам КГН (обособленным подразделениям участников этой группы), расположенным на территории соответствующего субъекта РФ.
Заполнение налоговой декларации организациями, применяющими ИНВ
Расчет уменьшения суммы налога (авансового платежа), подлежащей зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ, на ИНВ и уменьшения суммы налога (авансового платежа), подлежащей зачислению в федеральный бюджет, при применении налогоплательщиком ИНВ отражается в приложении 7 к листу 02 декларации по налогу на прибыль (форма утверждена Приказом ФНС России от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@).
В нем содержится четыре раздела, которые предназначены:
для расчета вычета из авансовых платежей и налога, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ, – разд. А;
для расчета предельной величины ИНВ из авансовых платежей и налога, подлежащих зачислению в бюджет субъекта РФ по организации, не имеющей обособленных подразделений, – разд. Б, и по организации, имеющей обособленные подразделения, – разд. В;
для расчета уменьшения суммы авансовых платежей и налога на прибыль, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, при применении ИНВ – разд. Г.
По организации, имеющей обособленные подразделения (ОП), разд. А и Г составляются по организации без входящих в нее ОП, по ОП (включая закрытые) или по группам ОП, к которым относятся объекты, указанные в п. 2 ст. 286.1 НК РФ, если в субъектах РФ по месту нахождения организации и ее ОП приняты законы о применении ИНВ. В разделах А и Г по реквизиту «КПП по месту учета организации/по месту нахождения обособленного подразделения (ответственного обособленного подразделения)» указываются соответствующие КПП.
В состав декларации по консолидированной группе налогоплательщиков включаются разд. А, В и Г приложения 7 к листу 02 декларации.
Что такое инвестиции для налогового органа
НК РФ Статья 67. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита
1. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов и (или) повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, или осуществление мероприятия или мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
(в ред. Федеральных законов от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
3) выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению;
4) выполнение организацией государственного оборонного заказа;
(пп. 4 введен Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ)
5) осуществление этой организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов, и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии, и (или) относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57 процентов, и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации;
(пп. 5 введен Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ)
6) включение этой организации в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с Федеральным законом «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
(пп. 6 введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 392-ФЗ)
2. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:
1) по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 5 пункта 1 настоящей статьи, — на сумму кредита, составляющую 100 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этих подпунктах целей;
(в ред. Федеральных законов от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 23.07.2013 N 248-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) по основаниям, указанным в подпунктах 2 — 4 пункта 1 настоящей статьи, — на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией;
(в ред. Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, — на сумму кредита, составляющую не более чем 100 процентов суммы расходов на капитальные вложения в приобретение, создание, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, предназначенного и используемого для осуществления резидентами зон территориального развития инвестиционных проектов в соответствии с Федеральным законом «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
(пп. 3 введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 392-ФЗ)
3. Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.
4. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией. В указанном заявлении организация принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с настоящей главой.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Форма договора об инвестиционном налоговом кредите устанавливается уполномоченным органом, принимающим решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита.
(в ред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 248-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса в течение 30 дней со дня получения заявления. Наличие у организации одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием для заключения с этой организацией другого договора об инвестиционном налоговом кредите по иным основаниям.
(в ред. Федеральных законов от 29.07.2004 N 95-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
При отсутствии обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 62 настоящего Кодекса, уполномоченный орган не вправе отказать заинтересованному лицу в предоставлении инвестиционного налогового кредита по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, в пределах суммы расходов этого лица на капитальные вложения в приобретение, создание, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, предназначенного и используемого для осуществления резидентами зон территориального развития инвестиционных проектов в соответствии с Федеральным законом «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на срок, указанный в обращении заинтересованного лица, с учетом ограничений, установленных статьей 66 настоящего Кодекса.
(абзац введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 392-ФЗ)
6. Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения платежей по соответствующему налогу, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита в срок, не превышающий срок, на который в соответствии с договором предоставляется инвестиционный налоговый кредит, порядок и срок погашения начисленных процентов, указание на способ обеспечения обязательств, ответственность сторон. Если инвестиционный налоговый кредит предоставляется под залог имущества, заключается договор о залоге имущества в порядке, предусмотренном статьей 73 настоящего Кодекса.
(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 23.07.2013 N 248-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи).
Не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке, менее одной второй и превышающей три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
(в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 392-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Если инвестиционный налоговый кредит предоставлен по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, на сумму задолженности проценты не начисляются.
(абзац введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 392-ФЗ)
Копия договора представляется организацией в налоговый орган по месту ее учета в пятидневный срок со дня заключения договора.
7. Законами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль организаций (в части суммы такого налога, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации) и по региональным налогам, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований по местным налогам могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.
Нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории «Сириус» о местных налогах, подлежащих уплате в федеральной территории «Сириус», могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.
Инвестиционный вычет по НДФЛ: как получить и в каком размере
Инвестиционный вычет по НДФЛ имеет большую популярность среди населения. Это особый тип вычета по НДФЛ. Кто им вправе воспользоваться? Что нужно сделать для получения такой преференции? Разбираем особенности реализации права гражданина на вычет, связанный с ценными бумагами, в нашей финансовой консультации.
Когда у инвестора появляется право на инвестиционный вычет
Инвестиционные налоговые вычеты доступны гражданам, которые производят некоторые действия на фондовом рынке. Как правило, это операции по торговле ценными бумагами или же внесение денег на индивидуальный инвестиционный счет (ИИС).
ВАЖНО! Индивидуальный инвестиционный счет — это специальный счет для осуществления операций на фондовом рынке.
Открывает ИИС для гражданина брокер. Совершать операции с ценными бумагами на нем может как само физлицо, так и управляющая компания. Особенность ИИС — наличие налоговых льгот при его использовании. Он и был придуман для того, чтобы путем снижения налогов простимулировать население заняться инвестициями. Вопрос напрашивается сам собой: по какому налогу применяется инвестиционный налоговый вычет? Раз речь идет о населении, очевидно, что инвестиционный налоговый вычет применяется по НДФЛ.
Отметим, что не любой гражданин имеет право на инвестиционный налоговый вычет. Воспользоваться налоговым вычетом за инвестиции могут только резиденты РФ, а одним из типов вычета — только резиденты, получившие в календарном году доход, облагаемый налогом в размере 13%.
В каком случае у обозначенных лиц появляется право на инвестиционный налоговый вычет по НДФЛ:
- У налоговых резидентов РФ:
- при наличии дохода от манипуляций с ценными бумагами, которыми лицо владело более трех лет;
- при появлении прибыли по операциям, проводимым на ИИС.
- У резидентов, которые получили в календарном году доходы, облагаемые по ставке 13%:
- при пополнении ИИС.
Как получить инвестиционный налоговый вычет, расскажем ниже.
А о том, как рассчитать налог по облигациям в 2022 году, читайте в нашей статье.
Вычет за обладание ценными бумагами более трех лет
Итак, расскажем об условиях инвестиционного вычета по НДФЛ при долгосрочном владении ценными бумагами. Для получения такого вычета не надо открывать дополнительные специальные счета, достаточно иметь обычный брокерский счет и проводить манипуляции с ценными бумагами на нем.
Какие ценные бумаги могут участвовать в данном виде вычета:
бумаги, допущенные к торгам российского организатора торговли;
инвестиционные паи ПИФов, управление которыми осуществляют российские компании.
Также есть следующие ограничения для получения вычета:
- бумаги должны быть куплены после 1 января 2014 года;
- они должны принадлежать владельцу более трех лет;
- не должны учитываться на индивидуальном инвестиционном счете.
Что представляет собой вычет
При получении дохода физлицо в общем случае должно уплатить налог. Так и в случае с доходами от продажи ценных бумаг. Гражданин купил ценные бумаги, продал их по более выгодной цене и получил прибыль в виде разницы стоимости, с которой необходимо уплатить налог. Вычет представляет собой уменьшение налоговой базы (прибыли), с которой уплачивается налог.
Рассматриваемый вычет равен финансовому результату (доход – расход = прибыль) от операций с ними. Другими словами, если вы продали бумаги, удовлетворяющие указанным выше условиям, получили положительный финансовый результат, то ваша налоговая база уменьшается до нуля и налог платить не требуется.
ПРИМЕР: Фомин А. В. продал в 2022 году 100 акций Сбербанка по 270 рублей, которые купил в 2016 году по 100 рублей. Он получил положительный финансовый результат: 270 × 100 – 100 × 100 = 27 000 – 10 000 = 17 000. При этом, выполнив все условия, необходимые для вычета, Фомин А. В. имеет на него право. Вычет предоставляется в размере финансового результата: 17 000 (финансовый результат) – 17 000 (вычет) = 0 — налоговая база. Соответственно, налог к уплате — 0 рублей.
Есть максимальный порог вычета, то есть если финансовый результат превышает порог, то с превышения надо будет уплатить налог. Порог равен произведению 3 000 000 на количество полных лет владения бумагами. Если в налоговом периоде были проданы бумаги с различными сроками владения, то коэффициент, на который умножается 3 000 000 исчисляется по формуле:
— финансовый результат от реализации всех ценных бумаг со сроком владения i;
N — сроков владения ценными бумагами (исчисляются в полных годах), если доход получен от продажи бумаг с разным сроком владения
Однако вычет сам себя не предоставит. Что нужно сделать, чтобы его получить, рассмотрим ниже.
Порядок получения вычета
При торговле на фондовом рынке НДФЛ за физлицо уплачивает налоговый агент — брокер либо доверительный управляющий, который занимается торговлей по поручению гражданина. Именно налоговый агент исчисляет НДФЛ. Есть два способа получения вычета:
- У налогового агента, которым является брокер или лицо, управляющее операциями с ценными бумагами, в течение налогового периода — в этом случае он исчислит налог с учетом вычета.
- Своими силами в филиале налоговой инспекции по завершении календарного года — в этом случае налоговая вернет гражданину излишне уплаченный налог.
Получать такой вычет можно каждый год.
ПРИМЕР: Допустим, Фомин А. В. Из предыдущего примера не обращался к налоговому агенту за вычетом. В этом случае прибыль от сделки будет перечислена ему без учета вычета, то есть налоговый агент исчислит НДФЛ и переведет Фомину сумму без него. 17 000 × 13% = 2 210 – НДФЛ. 17 000 = 2 210 (НДФЛ налоговый агент перечислит в бюджет) + 14 790 (Фомин получит на свой счет). НДФЛ в размере 2 210 рублей является переплаченным налогом.
Если бы Фомин А. В. обратился к брокеру с заявлением о предоставлении вычета, он получил бы на руки 17 000 рублей.
Фомин А. В. может обратиться в налоговую по окончании налогового периода, и ему вернут 2 210 рублей.
Список необходимых документов
Для получения вычета как самому, так и через брокера необходимо подготовить документы и отдать их тому, кто будет предоставлять вычет — налоговому агенту или налоговой.
Налоговому агенту достаточно предоставить заявление в свободной форме или определенной налоговым агентом. Всеми остальными данными налоговый агент обладает.
В налоговой потребуют следующие бумаги:
- 3-НДФЛ за прошедший календарный год;
- справка о доходах, которую получают у налогового агента;
- документы, подтверждающие право на вычет (например, отчет брокера, где видно, что срок владения бумагами превышает 3 года);
- расчет суммы вычета.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! К налоговому агенту можно обратиться в течение календарного года. Допустимый срок обращения в налоговую — 3 года с года возникновения права на вычет.
Про налогообложение валюты мы писали здесь.
Вычет за внесение средств на ИИС (вычет типа А)
Для двух других вычетов необходимо открыть ИИС. Это можно сделать у того же брокера. Можно иметь параллельно простой брокерский счет и ИИС, а вот иметь одновременно два индивидуальных инвестиционных счета запрещено.
Основное условие получения обоих типов вычета по ИИС — счет должен быть открыт не менее чем на 3 года.
Вычет за внесение средств на ИИС называется вычетом по ИСС типа А. Суть его заключается в том, что на открытый ИИС вносят денежные средства (не более 1 миллиона рублей в год). Вычет равен сумме внесения, но не более 400 тысяч рублей в год. Такой тип вычета можно получать ежегодно. Но если ИИС закрыть ранее трех лет, то полученные переплаты по налогу надо будет вернуть.
Отметим, что для получения вычета закон не прописывает обязательным условием наличие операций с ценными бумагами на ИСС. Однако лучше все-таки совершать куплю-продажу бумаг, иначе налоговая может не предоставить вычет, посчитав, что ИИС открыт не с целью инвестирования, а только с целью получения вычета.
Вычет типа А имеет смысл применять, если у гражданина есть доходы, облагаемые НДФЛ по ставке 13% (как правило, это работа в найме или предпринимательские доходы с применением общей системы налогообложения).
ПРИМЕР: Фомин А. В. в 2021 году открыл ИИС и внес на него 250 тысяч рублей. Также он работает в ООО «Приоритет», где получил 300 тысяч рублей (261 000 на руки + 39 000 НДФЛ, перечисленный налоговым агентом в бюджет). Если применить вычет, то расчет будет следующим: 300 000 (налоговая база) – 250 000 (вычет) = 50 000 рублей — налоговая база с учетом вычета.
50 000 × 13% = 6 500 — НДФЛ к уплате. А налоговый агент уплатил 39 000 рублей. Таким образом, переплата составила 39 000 – 6 500 = 32 500 рублей. Эту сумму Фомин сможет получить на свою карту.
Порядок получения вычета
Вычет типа А налоговый агент не предоставляет, его можно получить только самостоятельно по окончании налогового периода в налоговой. То есть по окончании года, в котором были внесены средства на ИИС, гражданин обращается в налоговый орган с пакетом документов. После рассмотрения бумаг контролирующий орган делает возврат переплаты или отказывает в возврате, если право на него не подтверждено.
Список необходимых документов
В налоговую для самостоятельного получения вычета типа А предоставляют следующий пакет документов:
- 3-НДФЛ за прошедший календарный год;
- справка о доходах, которую получают у налогового агента — работодателя;
- документы, подтверждающие право на вычет (договор на открытие ИИС, платежки или чеки о внесении денежных средств на ИИС).
Срок обращения за вычетом типа А — в течение трех лет с года внесения средств на ИИС.
Еще о вычетах по ИИС мы писали в статье.
Вычет по ИИС типа Б
Данный тип вычета также предоставляется при наличии ИИС у физлица. Можно выбрать лишь один тип вычета (А или Б) для получения вычета по одному ИИС. Вычет типа Б равен финансовому результату по операциям, проводимым на счете. То есть очевидно, что для его получения выгодно активно вести инвестиционную деятельность. Расчет финансового результата и вычета аналогичен их расчету для получения вычета при долгосрочном владении бумагами, но в данном случае срок владения акциями не имеет значения.
Если оперировать простыми понятиями, то прибыль, полученная от операций с ценными бумагами по ИСС, вообще не облагается налогом. Но не надо забывать, что внести на ИИС можно только 1 миллион рублей в год.
Порядок получения вычета
Здесь также возможны два пути получения вычета:
- у налогового агента, которым в данном случае является брокер или доверительный управляющий;
- через возврат переплаты налоговым органом.
Список необходимых документов
Для получения вычета типа Б у налогового агента всё равно сначала надо будет обратиться в контролирующий орган. Там выдадут справку о том, что ИИС, по которому гражданин хочет заявить вычет, является для него единственным и что вычеты типа А он по нему не получал.
Далее справку из налоговой и заявление на предоставление вычета передают налоговому агенту, который рассчитывает и переводит финансовый результат инвестору уже с примененным вычетом.
Если человек хочет оформить вычет самостоятельно в налоговой, то он собирает пакет документов:
- 3-НДФЛ за прошедший календарный год;
- справка о доходах, которую получают у налогового агента;
- документы, подтверждающие открытие ИИС и совершение операций на нем.
Самостоятельно обращаются за получением вычета в течение трех лет с момента появления права на него.
Подробный разбор всех существующих вычетов по НДФЛ мы делали в нашем материале.
ВАЖНО! С 2022 года можно получить инвестиционные вычеты по ИИС в упрощенном порядке. Суть этого порядка заключается в том, что между брокером и налоговым органом должен быть налажен обмен информацией об открытых ИИС налогоплательщика. Гражданин, желающий получить вычет, заполняет только заявление и не предоставляет иных бумаг ни налоговому агенту, ни брокеру.
Бланк для получения вычета инвестора в налоговой
О том, как заполнить 3-НДФЛ при продаже акций не через налогового агента, узнайте в готовом решении «КонсультантПлюс». Оформите пробный бесплатный доступ и узнайте алгоритм заполнения.
Остановимся на порядке заполнения и представления декларации по форме 3-НДФЛ для получения инвестиционного вычета.
Повторимся, что сдать в налоговую ее и подтверждающие право на вычет документы можно в течение трех лет с года получения права на вычет.
Способы отправки декларации:
- по почте письмом с описью вложения и уведомлением о получении;
- лично отнести в налоговый орган;
- отправить в налоговую своего представителя, обеспечив его доверенностью;
- через сайт налоговой при наличии регистрации на нем.
- через портал Госуслуг
Бланк декларации за 2021 год представлен в нашей статье.
Образец того, как заполнить в 3-НДФЛ инвестиционный вычет типа А по примеру из нашей статьи скачайте в начале этого материала в разделе «Документы и бланки».
Для заявления вычетов в виде финансового результата от сделок с ценными бумагами заполняют все те же разделы декларации, кроме приложения 5. Вместо него заполняют приложение 8.
Итоги
Оформить инвестиционный налоговый вычет может инвестор — резидент РФ. Различают три типа вычетов. Для двух из них требуется наличие ИИС у физлица. Вычет представляет собой финансовый результат от сделок с ценными бумагам или внесенные на ИИС средства. Для каждого из вычетов существуют определенные ограничения. Обратиться за возвратом переплаты можно в налоговую самостоятельно или оформить вычет через налогового агента — брокера либо управляющего. С 2022 года можно оформить инвестиционный вычет по ИИС в упрощенном порядке.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Источник https://www.audit-it.ru/articles/account/tax/a35/1004708.html
Источник http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/b27f4e6bdeea5735f6ef6e04fc6d4d9e649b0b40/
Источник https://nalog-nalog.ru/ndfl/vychety_ndfl/investicionnyj-vychet-po-ndfl-kak-poluchit-i-v-kakom-razmere-nn/