Метро без рекламы: почему столичная подземка расторгла контакт со своим эксклюзивным подрядчиком

 

Они снова это сделали: рекламу в метро выиграла «Гема»

Победителем рекламных торгов московского метрополитена стала компания, аффилированная со структурами Александра Геллера

В это нелегко поверить, но группа «ГЕМА», структура которой была предыдущим партнером столичного метрополитена и задолжала ему более 1 млрд рублей по суду, вновь будет размещать рекламу в подземке, теперь уже через другую компанию. Ситуация 2011 г. повторилась один в один: только что зарегистрированная, никому не известная компания выиграла аукцион метрополитена, предложив наибольшую сумму.

Сегодня был раскрыт протокол по итогам аукциона, победитель которого получит 10-летний контракт на размещение рекламы в московском метро. Победителем, согласно опубликованным материалам, признана компания «Трейд Компани», предложившая 21,4 млрд рублей при стартовой цене в 17,5 млрд. Как эта компания связана с группой Александра Геллера и чего ждать от ее победы, разбирался Sostav.ru.

История вопроса

Централизованная система реализации рекламных возможностей в столичной подземке появилась в 2002 г., тогда же были проведены первые торги среди аутдор-операторов. Их выиграли компании «Метрореклама», «Максима», «ТВ-Проект» и «Альмакор», которые образовали агентство «Олимп». Оно занималось размещением рекламы в московском метро вплоть до 2011 г.

В 2010-2011 гг. команда нового столичного градоначальника Сергея Собянина объявила о новой политике в отношении рекламной индустрии: на рынок допускался любой участник, способный принести городу больше средств. «Олимп» выплачивал по контрактным обязательствам порядка 680 млн. рублей в год, что московские власти посчитали недостаточным. В результате было принято решение провести торги.

Победителем аукциона 2011 г. стало только что созданное агентство «Авто Селл», аффилированное с группой «Гема» Александра Геллера. Никому не известный игрок, никак не связанный с рекламным рынком, без какой-либо клиентской и сервисной экспертизы легко победил известных операторов, просто предложив сумму, в 4,5 раза превышающую стартовую. Речь идет о сумме 2,4 млрд рублей в год при пятилетнем контракте.

На самом деле платежи были оформлены таким образом, что первый год взнос «Авто Селла» был минимальным, а в последний год — максимальным. Но партнерство оператора с метрополитеном не продлилось до окончания контракта. Проблемы с выплатами наступили довольно быстро и усугубились с началом экономического кризиса. В апреле 2015 года стало известно, что «Авто Селл» перестал выполнять финансовые обязательства перед метрополитеном, и руководство подземки заморозило размещение рекламы.

Стороны обменялись исками: метрополитен обвинил рекламного партнера в невыплате по контракту более 1 млрд. рублей, а «Авто Селл» — в том, что подземка размещала рекламу в вагонах, стоящих в депо, в результате чего компании не было оказано услуг, за которые она заплатила. Фемида поддержала позицию метрополитена, после чего оператор подал заявление о банкротстве. В мае 2016 года столичный арбитраж банкротство признал.

Новый аукцион

После скандала с «Авто Селлом» метрополитен незамедлительно приступил к поиску нового партнера, поскольку вынужден был демонтировать все рекламные конструкции и остался без многомиллиардного дохода. Однако, печальный опыт заставил подойти к отбору партнера более взвешенно. Тендер был объявлен лишь спустя полгода — 30 января 2016 года. Условия участия в торгах существенно ужесточились.

Так, участников обязали предоставить безотзывную банковскую гарантию. Появились и другие условия, касающиеся жесткого обеспечения выплат по контакту. Также будущему партнеру вменили в обязанность самостоятельно обеспечить инфраструктуру для digital-рекламы, которую город анонсировал в прошлом году.

Жан-Эммануэль де Витт, управляющий директор Russ Outdoor

Негативный опыт взаимодействия с недобросовестным оператором — реклама в метро не размещалась более года, лишил город значительной суммы запланированных в бюджете средств. Москва заинтересована и ищет партнерства с опытным, финансово состоятельным профессиональным оператором и в этой связи гарантии, содержащиеся в тендерной документации, выглядят обоснованными.

Новый размер обеспечительной части увеличивает финансовую нагрузку на победителя торгов, который в течение первых трех лет по условиям проекта договора также обязан инвестировать в создание сети цифровых носителей по разным оценкам свыше 1 млрд. рублей.

Столь значительный рост финансовых обязательств предполагает получение победителем дополнительного дохода, и даже обладая необходимыми финансовыми ресурсами, выполнение условий договора станет для любого из операторов непростой задачей, в решении которой лишь опыт и знания позволят рассчитывать на результат.

С первой попытки столичной подземки найти оператора не удалось: в марте 2016 года стало известно, что рекламные торги метрополитена были признаны несостоявшимися, т.к. единственным претендентом на контракт стала компания «Экспо медиа», аффилированная с Russ Outdoor. 1 июня метрополитен объявил новый аукцион, который, несмотря на претензии операторов и жалобы в ФАС, довел до конца.

Сегодня на официальном сайте госзакупок был опубликован протокол подведения итогов, согласно которому победителем аукциона было признана компания «Трейд Компани».

И вновь «ГЕМА»

Начальная стоимость 10-летнего контакта на размещение рекламы в столичной подземке составляла 17,5 млрд рублей.

Согласно документации, всего до торгов было допущено пять участников. Среди них «Лайса Диджитал», «Рекламное агентство ЛБЛ», «Экспо Медиа» (Russ Outdoor), «Провансик» и «Трейд Компани». Согласно протоколу подведения итогов, в процедуре аукциона участвовали «Лайса Диджитал» (21343 млрд руб ), «Экспо Медиа» (20201млрд руб) и «Трейд Компани» (21431 млрд руб). Победила компания, предложившая наибольшую сумму.

Так что же это за компания — «Трейд Компани»? В отличие от других претендентов, она совершенно неизвестна на рынке. И не мудрено: согласно выписке ЕГРЮЛ, она была зарегистрирована 2 декабря 2015 года — всего за два месяца до объявления первого аукциона. У компании нет сайта, о ней нет никаких публикаций в интернете и никаких других сведений в открытых источниках, кроме данных налогой службы.

В базе налоговой службы указано, что учредителем и собственником ООО «Трейд Компани» с уставным капиталом в 10 тыс рублей является некая Елена Борисова, которой принадлежит 100% компании. Должность генерального директора занимает 27-летняя Рима Согомонян, согласно данным в ее Facebook-аккаунте, сотрудник компании «Гема». К сожалению, г-жа Согомонян не согласилась побеседовать с корреспондентом Sostav.ru.

Рима Согомонян, скриншот facebook.com

Среди фотографий на страничке Римы Согомонян есть, например, совместная фотография с Гюлей Коган, генеральным директором предыдущего рекламного партнера метрополитена — компании «Авто Селл». Коган также является заместителем генерального директора оператора наружной рекламы ТРК, также аффилированного с группой «Гема».

Рима Согомонян (слева) и Гюля Коган. Скриншот facebook.com

ТРК также была образована на скорую руку, после чего выиграла значительное количество рекламных мест в Москве в ходе торгов 2013-2014 гг, предложив наибольшую сумму. В настоящее время компания находится не в лучшем положении. Согласно обнародованной недавно информации, чистый убыток оператора за 2015 г. вырос до 1,8 млрд рублей — в 8 раз за год. Чтобы расплатиться по контракту, оператору пришлось привлечь кредит.

Теперь, по сути, история повторилась, несмотря на обещания метрополитена тщательнее отсеивать кандидатов. Связь «Трейд Компани» с группой «Гема» и оператором ТРК даже особо и не скрывается. Так, Гюля Коган подтвердила победу оператора на торгах московской подземки в беседе с корреспондентом газеты «Ведомости». На звонки и запросы Sostav.ru она не ответила.

Актуальна ли наружка в метро?

Если абстрагироваться от результатов торгов, то встает вопрос об актуальности и перспективности такого формата, как нон-диджитал реклама в метро. Все-таки около года размещение наружки в столичной подземке не проводилось, рекламодатели, которым был важен этот канал коммуникации, вполне освоили цифровые форматы, в частности wi-fi в метро, что принесло компании «МаксимаТелеком» большие доходы.

Опрошенные Sostav.ru эксперты говорят о том, что, несмотря на очевидное перераспределение бюджетов в пользу диджитал каналов, есть категории рекламодателей, для которых нон-диджитал в метро остается актуальным и востребованным. Однако, все будет зависеть от того, насколько профессиональной будет работа нового оператора и насколько он будет готов инвестировать в развитие форматов и услуг.

Руслан Самаев, генеральный директор агентства Arena

Тренд последнего времени – это перераспределение бюджетов и дополнительные инвестиции в рекламу на телевидении и в digital. Тем не менее, компании должны позитивно воспринять возможность полноценного возвращения в метрополитен, поскольку это дополнительный канал, обеспечивающий географический таргетинг аудитории и близость к точкам оффлайн-продаж.

Первыми, кто оценит возможность обеспечить полноценное присутствие своей рекламы в метрополитене, скорее всего станут компании из сферы ритейла, телекома, фармацевтики, некоторые FMCG-категории, возможно online-магазины. Ритейл, сетевые магазины оценят возможность более четкого таргетинга, привязанного к конкретным веткам и станциям метро. А такие клиенты, как фарма или телеком, смогут донести более детальную информацию до клиентов, поскольку в метро есть время изучить рекламное сообщение в деталях.

Илья Шершуков, директор по закупкам наружной рекламы АДВ

Безусловно, реклама в метро — большой по объему рынок. Каждый день примерно половина населения Москвы пользуется этим видом транспорта, что дает рекламе в метро основное преимущество — большой охват. Второй ее плюс – высокая частота контакта, так как человек, пользующийся метро, обычно спускается в него два раза в день 20 дней в неделю. Поэтому существует ряд клиентов, которые любят этот канал коммуникации со своей аудиторией.

И несмотря на то, что почти год 95% востребованных носителей были недоступны для размещения рекламы (стикеры, лайт-боксы и т.д.), можно ожидать, что возвращение рекламодателей в метро пройдет быстро, т.к. все игроки — и агентства, и клиенты — давно ждали возможности снова размещаться в московской подземке. Конечно, возвращение клиентов будет зависеть от того, как именно победитель аукциона организует размещение рекламодателей: например, важную роль будет играть ценовой фактор.

Жан-Эммануэль де Витт, управляющий директор Russ Outdoor: «Для достижения успеха победителю потребуется реализовать принципиально новую концепцию размещения и продажи рекламных возможностей московского метрополитена, в основу которой, ввиду отсутствия в России опыта реализации проектов сопоставимых по масштабу и инвестиционной емкости, может лечь опыт подземки любой мировой столицы, будь то Берлин, Мадрид, Прага или Гон-Конг. Лишь внимательное детальное изучение международного опыта и его применение с учётом особенностей московского метро позволит обеспечить рентабельность проекта и гарантирует регулярность поступлений в бюджет города».

Подводя итог, скажем, что рекламодатели и байеры с нетерпением ждут возможности вновь размещаться в московском метрополитене. Вопрос лишь за тем, оправдает ли их надежды «новый / старый» рекламный партнер подземки.

Метро без рекламы: почему столичная подземка расторгла контакт со своим эксклюзивным подрядчиком

По данным СМИ, на нескольких станциях Московского метрополитена исчезла наружная реклама. О возможном расторжении контакта столичной подземки со своим эксклюзивном подрядчиком ООО «Трейд компани» стало известно в начале декабря. Причиной этому стало непредоставление компанией банковской гарантии в размере 6,8 миллиардов рублей, согласно условиям договора. В Московском метрополитене «360» рассказали, что контракт с подрядчиком расторгнут — демонтаж рекламы он обязан завершить до 30 декабря.

Метро без рекламы: почему столичная подземка расторгла контакт со своим эксклюзивным подрядчиком

Контакт расторгнут

В столичном метрополитене проходит демонтаж наружной реклама, сообщил Varlamov News. Баннеры исчезли со станций Киевская, Октябрьская и «Университет». Фото опустевших стен выложили пассажиры столичной подземки.

О возможном расторжении контракта Московского метрополитена со своим эксклюзивным подрядчиком стало известно 4 декабря текущего года. Согласно сообщению столичной подземки, 1 декабря компания не предоставила банковскую гарантию в размере 30% от общей стоимости контракта — эта сумма составляет более 6,5 миллиардов рублей. Финансовое обеспечение должна выплачивать ежегодно за 60 рабочих дней до окончания действия текущей гарантии, следует из договора. Это требование является важнейшим условием соглашения о сотрудничестве с компанией и строго контролируется московским метро, говорится в сообщении подземки.

«Мы расторгли контракт с „Трейд Компани“ в одностороннем досудебном порядке», — рассказали «360» в ГУП «Московский метрополитен». До 30 декабря подрядчик обязан произвести демонтаж всей наружной рекламы на станциях столичного метро. Если компания не сможет исполнить требование своими силами, Московский метрополитен осуществит это самостоятельно. О размещении очередного аукциона на размещение наружной рекламы в столичной подземке будет объявлено дополнительно, сообщил собеседник «360».

Миллиарды за рекламу

— структура автохолдинга «Гема». Аукцион на размещение рекламы в Московском метрополитене она выиграла в августе 2016 года, после чего был заключен десятилетний контракт, сумма которого составляет 22,66 миллиарда рублей. Согласно договору, к 2019 году подрядчик обязуется установить плазменные мониторы в вагонах и на эскалаторах, а также разместить в столичной подземке видеостены и широкоформатные экраны. Кроме того, в контракте прописаны и финансовые обязательства : в первый год работы с Московским метрополитеном она должна выплатить 5% от общей суммы сделки, во второй — 7%, а во все последующие — 11%.

Компания пыталась оспорить сумму контакта через суд и снизить до заявленной первоначально — 21,4 миллиарда рублей. Эту цифру называла на первом аукционе Московского метрополитена, но один из участников торгов подал жалобу в Федеральную антимонопольную службу. ФАС обязала провести конкурс повторно: контракт вновь выиграла , но сумма увеличилась до 22,66 миллиарда рублей. Компании удалось оспорить решение ведомства в суде, однако Московский метрополитен подал апелляционную жалобу.

С предыдущим подрядчиком, , столичная подземка рассталась два года назад. Компания, также принадлежавшая автохолдингу «Гемма», выиграла пятилетний контракт в 2011 году — за него она обязалась заплатить московскому метро 14 миллиардов рублей. Спустя три года, «Авто Селл» начала испытывать финансовые трудности падения рынка наружной рекламы и прекратила выплаты столичному метрополитену. Партнерство закончилось судебными разбирательством: «Авто Селл» обанкротилась требования представителей московской подземки компенсировать около четырех миллиардов рублей.

Реклама в московском метро

Сам Ткачев в телефонной беседе с корреспондентом «Русского фокуса» через несколько дней после нападения связал покушение с предстоящими конкурсами в московском метрополитене. Еще в ноябре 2001 года руководство News Outdoor направило письмо Юрию Лужкову, в котором предложила мэру передать группе на семь лет эксклюзивные права на продажу рекламы в метро, пообещав перечислить метрополитену за это время $45 млн (в среднем около $6,4 млн в год). «Наша компания в любом случае будет участвовать в тендере», – заявил «Русскому фокусу» Ткачев, отметив, правда, что пока ряд условий по проведению конкурсов остаются непонятными.

Руперт Мердок, основной владелец News Corp., в которую тогда входила News Outdoor, лично обратился к президенту Владимиру Путину с просьбой уделить особое внимание тому, как расследуется это преступление.

Наталья Семина, главный редактор «Индустрии рекламы»: На рынке стреляют

Максим Ткачев шел утром на работу. Один, без охраны – она не очень-то нужна, в общем. Когда он открыл дверь в здание, где расположен офис компании, его встретил человек в желтой майке распространителя рекламной продукции. Человек протянул руку. Максим решил, что ему предлагают газету, и хотел отказаться. Человек не предлагал газету – он выстрелил. Несколько раз, практически в упор. Максим чудом остался жив. Что творится в королевстве датском?

Максим Ткачев возглавляет компанию News Outdoor Russia, которая является одни из самых крупных подрядчиков в наружной рекламе. News Outdoor Russia входит в News Corp., глобальную медийную компанию, принадлежащую известному медиамагнату Руперту Мердоку.

Максим – одна из самых противоречивых и неординарных фигур на рынке наружной рекламы. Да и вообще на рекламном рынке. На мой взгляд, при всей неоднозначности того, что он делает, в общем, эти действия способствуют тому, что мы с вами жили в ситуации, когда бизнес-проблемы решаются не путем отстрела, а другими способами, более цивилизованными.

Стрелявшего в Ткачева и его сообщников задержали в апреле 2003 года. Исполнителем, по версии следствия, оказался бывший служащий московской части Внутренних войск МВД, рабочий одного из тверских заводов Артем Соколов. В организации покушения, по версии следователей, участвовали также его бывшие сослуживцы: рядовой внутренних войск Руслан Молоканов, заместитель командира роты по воспитательной работе Александр Демченко, прапорщик-интендант Анатолий Богданов и уволившийся из внутренних войск и устроившийся в ГАИ Вячеслав Хаяркин.

Имя заказчика в Московском окружном военном суде, который начал рассматривать это дело летом 2004 года, названо не было, хотя, как писали «Известия», оперативники неоднократно неофициально говорили, что оно им известно – якобы это «бизнесмен в области рекламы». Сам Ткачев тогда заявил «Известиям», что ему имя заказчика неизвестно.

— В правоохранительных органах неофициально намекали, что знают заказчика этого преступления. Вы его знаете? Или предполагаете?

— Не знаю. И не предполагаю. Я слишком ответственный человек для того, чтобы делать такие публичные предположения.

— Вы уже давали показания суду. Вы узнали кого-то, кто находится на скамье?

— Я бы не хотел об этом говорить. Ведь есть решение суда о том, что заседания проходят в закрытом режиме.

Все обвиняемые были оправданы присяжными. По их единодушному мнению, следствие не собрало веских доказательств того, что именно эти бывшие и действующие военнослужащие организовали нападение. В январе 2005 года военная коллегия Верховного суда отменила оправдательный приговор и направила дело в тот же Московский военный окружной суд на новое рассмотрение. В июне 2005-го он вновь вынес оправдательный приговор.

19 июля 2002 года торги «на право размещения средств рекламы в московском метрополитене» были официально объявлены. Формально это был один конкурс, на который были выставлены девять лотов: семь крупных веток метро по отдельности, объединенные вместе Арбато-Покровская (синяя) и Филевская (голубая) линии, а также Замоскворецкая (зеленая) и Каховская (бирюзовая) линии. Разыгрывались лоты всего на один год, с ноября 2002-го по октябрь 2003-го. Сами торги были назначены на 23 августа.

Самым дешевым лотом оказалась Люблинская (салатовая) линия, чья стартовая, то есть минимальная, цена была определена в 12,6 млн руб. ($401,8 тыс. по среднему курсу ЦБ за 2002 год). Самыми дорогими – Калужско-Рижская (оранжевая), а также Замоскворецкая и Каховские линии – по 113,4 млн руб. ($3,6 млн). Всего метрополитен на торгах рассчитывал выручить минимум 617,3 млн руб. ($19,7 млн) – сумму, значительно превосходящую даже приписываемые «Метрос Медиа» доходы.

На такой сумме настоял сам метрополитен, рассказывал впоследствии «Русскому фокусу» Павел Шмидт из управления по делам наружной рекламы, информации и оформления. По словам чиновника, руководство подземки ссылалось на собственные расчеты, которые, однако, так и не раскрыло. Но поскольку деньги предназначались метрополитену, то у конкурсной комиссии, сетовал Шмидт, не было никакой возможности снизить стартовую сумму. Профильное управление настаивало на более реальных, по его мнению, цифрах – порядка $6 млн в год.

Столь высокая стартовая цена не могла не сузить круг претендентов. К примеру, News Outdoor прошла обязательный предшествующий конкурсу квалификационный отбор, но не стала подавать заявки. «Мы посчитали это суицидом. Даже победа в этом тендере была бы пирровой», – объяснял уже после торгов журналу «Компания» управляющий директор News Outdoor Russia Сергей Железняк. А глава российского подразделения Clear Channel Сергей Колесников заявил тому же изданию: «Это не тендер, это экзотика».

В итоге в конкурсе участвовали всего четыре компании – «Метрос Медиа», его крупнейший дилер до 2000 года «Альмакор» и входящие в АФК «Система» Владимира Евтушенкова рекламное агентство «Максима» и оператор наружной рекламы «ТВ-Проект».

Сам конкурс начался 23 августа 2002 года со скандала. В столичный департамент государственного и муниципального имущества пришел судебный исполнитель и уведомил конкурсную комиссию о том, что Свердловский районный суд Иркутска запретил проведение в этот день торгов. Некий житель этого города подал жалобу на московское правительство, и пока она не будет рассмотрена, конкурс проводить нельзя. Чиновники департамента решили предписание иркутского суда проигнорировать. Свою позицию они обосновали так: иск был подан к правительству Москвы, тогда как департамент является самостоятельным субъектом права, статус которого не тождествен статус правительства Москвы, его постановление о проведении конкурсов не отменено, поэтому оснований не проводить торги нет.

Проданы были только три лота. ЗАО «Метрос Медиа» выиграло Сокольническую и Калужско-Рижскую линии, заплатив за них соответственно 86 млн и 145 млн руб., что было на 30% и 28% больше стартовой цены. А ЗАО «Альмакор Эдвертайзинг Групп», одна из структур «Альмакора» Альберта Теплицкого, получило Кольцевую линию за 125 млн руб. (+42%).

На все лоты подавало заявку только ОАО «Рекламное агентство «Максима». На Люблинскую, Калининскую (желтую) и объединенные Арбато-Покровскую и Филевскую линии больше желающих не нашлось, и по этим лотам конкурс был признан несостоявшимся. На оставшиеся три лота – Таганско-Краснопресненскую (фиолетовую), Серпуховско-Тимирязевскую (серую) и объединенные Замоскорецкую и Каховские линии – заявки подало также и ЗАО «Метрос Медиа», но в них указало сумму, меньше стартовой. «По досадной технической ошибке», уверяли потом представители «Метрос Медиа». В результате компания в конкурсе по этим лотам участвовать не могла, и «Максима» и здесь оказалась единственным участником – торги по этим лотам также были признаны несостоявшимся.

Продажа шести из девяти лотов «была преднамеренно сорвана, причем теми же компаниями, что выиграли торги по трем другим лотам», но не смогли «честно признать свое поражение», цитировало агентство «РИА Новости» заместителя мэра Олега Толкачева, курировавшего конкурс. «Метрос» якобы случайно занизил цену именно по тем линиям, где наши предложения доминировали», – возмущался на страницах «Коммерсанта» гендиректор «Максимы» Олег Панов, называя конкурс фарсом.

«Максима» оспорила в арбитражном суде Москвы решение департамента, признавшего конкурс несостоявшимся по тем самым трем лотам, на которые подавало заявку «Метрос Медиа» с заниженной суммой. В ноябре 2002 года суд признал правоту «Максимы», но к этому времени чиновники провели уже новый конкурс на ранее не разыгранные ветки метро. Причем стартовые цены по всем лотам были снижены на 10%.

Новые торги состоялись 10 октября. На этот раз были проданы пять лотов. Два вновь получил «Альмакор», заплатив за Таганско-Краснопресненскую, а также Замоскворецкую и Каховские линии чуть больше скорректированной стартовой цены, что свидетельствует о крайне низком интересе к этим веткам. Входящие в АФК Владимира Евтушенкова «ТВ-Проект» и «Максима» переплатили 5-8% за Люблинскую, Калининскую, а также Арбато-Покровскую и Филевскую линии.

Оставшийся лот – Серпуховско-Тимирязевскую линию – удалось продать только с шестой попытки. Желающих участвовать в конкурсе, назначенном сначала на 21 ноября, потом на 24 декабря, затем на 29 января 2003 года¸ не нашлось. И только 5 марта, когда стартовая цена снизилась по сравнению с первым, августовским, конкурсом на 44%, до 42 млн руб., торги состоялись. Победителем был признан «Альмакор», предложивший сумму на 100 тыс. руб. большую стартовой. Второй участник – «ТВ Проект» – был согласен лишь на 42,05 млн руб.

Победитель Итоговая цена
(млн руб.)
Изменение
к последней стартовой цене (%)
ЗАО «Метрос Медиа»* 86 30
ЗАО «Альмакор Эдвертайзинг Груп»** 102,31 0,01
ЗАО «ТВ-Проект»* 36 6
ЗАО «Альмакор Эдвертайзинг Груп»** 125 42
ЗАО «Метрос Медиа»* 145 28
ЗАО «Альмакор Эдвертайзинг Груп»** 82,41 0,01
ЗАО «ТВ-Проект»*** 18,5 8
ЗАО «Альмакор Эдвертайзинг Груп»** 42,1 0,24
ОАО «Рекламное агентство «Максима»*** 12 5

* Компания учреждена ГУПом «Московский метрополитен» (58%), итальянской Aipagest (32%) и немецкой Faso Export-Import (10%).
** Компания учреждена Альбертом Теплицким.
*** Компании, входящие в АФК «Система» Владимира Евтушенкова
**** Сейчас Люблинско-Дмитровская линия.
Источники: Департамент имущества Москвы, данные AdIndex

В итоге на первых в истории московского метро торгах по выбору рекламных партнеров ГУП смог выручить 649,3 млн руб., или $20,7 млн руб. по среднему курсу ЦБ за 2002 год. В истории столичной поземки начался новый период: размещением рекламы под землей заинтересовались олигархи.

Источник https://www.sostav.ru/publication/oni-sdelali-eto-snova-reklamu-v-metro-vnov-poluchila-gema-23490.html

Источник https://360tv.ru/news/tekst/metro-bez-reklamy-pochemu-stolichnaja-podzemka-rastorgla-kontakt-so-svoim-ekskljuzivnym-podrjadchikom/

Источник https://adindex.ru/specprojects/adhistory-live/themes/131983.phtml

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *