Открытие счета в казначействе для работы по госконтрактам в 2022 году
Федеральное казначейство – это орган, контролирующий расходование бюджетных средств. Через федеральное казначейство проходят деньги из федерального бюджета. Федеральное казначейство взаимодействует с получателями бюджетных средств, ими, как правило, являются бюджетные учреждения, в т.ч. Заказчики, работающие по государственным контрактам. Для федеральных Заказчиков вообще все операции по поступлению и расходованию средств осуществляются через органы Федерального казначейства. При этом получателями средств федерального бюджета могут быть не только бюджетные учреждения, но и коммерческие компании, которые для проведения расчетов должны открыть лицевой счет в Федеральном казначействе. Рассмотрим этот вопрос поподробнее.
В каких случаях коммерческой компании нужно открыть счет в казначействе?
- если компания является исполнителем контракта по Закону № 275-ФЗ от 29.12.2012 «О государственном оборонном заказе» (есть исключения, когда открывать счет не требуется);
- если с компанией заключен государственный контракт, стоимостью 100 миллионов рублей и более, по условиям которого предусмотрен аванс;
- если с компанией заключено соглашение на выделение субсидий и бюджетных инвестиций;
- если с компанией заключен договор о взносах в уставный капитал или имущество юридических лиц;
- если компания выступает соисполнителем или субподрядчиком по основному контракту, условиями которого предусмотрено казначейское сопровождение;
- eсли компания заключает контракт с Фондом капитального ремонта субъекта РФ, источником финансового обеспечения которого являются средства, получаемые фондом капитального ремонта субъекта РФ за счет взносов, уплаченных собственниками помещений в многоквартирных домах;
- если в рамках нормативно-правовых актов установлено условие предоставления субсидирования только при осуществлении расчетов через казначейский счет.
Какие лицевые счета открывает казначейство?
Для неучастников бюджетного процесса (для частных компаний и ИП) Федеральное казначейство открывает два лицевых счета: с кодом 41 и с кодом 71. Порядок действий и список документов, предоставляемых для открытия казначейского счета, зависит от того какой лицевой счет требуется открыть: 41-й или 71-й. По нашей практике, по абсолютному большинству заключаемых контрактов с казначейским сопровождением требуется открывать 71-й счет.
41-й счет открывается только в 2-х случаях:
- получателям субсидий по соглашениям в случае, если условиями соглашения не предусмотрено применение казначейского обеспечения обязательств, что бывает крайне редко т.к. понятия казначейского сопровождения и казначейского обеспечения почти неразделимы. Даже сотрудники казначейства не всегда понимают отличие между этими понятиями, поэтому по общему правилу открывают 71-й счет;
- Исполнителям, субподрядчикам и соисполнителям по уже заключенным контрактам, если головным исполнителям по этим контрактам, получателям субсидий, бюджетных инвестиций, взносов уже открыты лицевые счета с кодом 41.
Во всех остальных случаях Федеральное казначейство открывает лицевой счет с кодом 71. Совет с нашей стороны: чтобы не ошибиться уточняйте требуемый лицевой счет у бухгалтерии заказчика, с которым вы заключаете контракт. У них такая информация точно есть т.к. они все свои расчеты проводят через казначейство.
Как открыть счет в казначействе?
Порядок открытия лицевых счетов в Федеральном казначействе для неучастников бюджетного процесса (коммерческих компаний) с 2020 года регулируется приказом Федерального казначейства № 1н от 09.01.2020 О порядке открытия лицевых счетов юрлицам и ИП при казначейском сопровождении целевых средств.
Чтобы открыть счет в казначействе требуется подготовить следующие документы:
1. Заполненное заявление по форме 0531752 для лицевого счета с кодом 41 или 0531368 для лицевого счета с кодом 71 — подается в бумажном форме в одном экземпляре.
2. Заполненная карточка образцов подписей по форме 0531753, которая применяется, как для 41-го, так и 71-го счета. Карточка образцов подписей заверяется нотариально — подается в бумажном форме в одном экземпляре.
Если клиенту уже открыт лицевой счет, представление Карточки образцов подписей для открытия нового лицевого счета не требуется, при условии, что лица, имеющие право подписи, не поменялись.
3. Копия контракта или иного документа, на основании которого возникла потребность в открытии казначейского счета.
Особенности оформления следующие:
а) Если государственный контракт заключен на бумажном носителе и размещен в реестре контрактов Единой информационной системы, то заверения его копии не требуется. В остальных случаях необходимо заверение нотариусом, либо заказчиком.
б) Если государственный контракт заключен в электронном виде и размещен в реестре контрактов Единой информационной системы, то заверения его копии не требуется. В противном случае государственный контракт, соглашение (договор), контракт распечатывается с электронной площадки и представляется с приложением, содержащим сведения об электронных подписях лиц, его подписавших. Важно доказать казначейству факт подписания контракта электронными подписями на электронной площадке.
в) Если государственный контракт с пометкой «Для служебного пользования», то он представляется в Казначейство с сопроводительным письмом с пометкой «Для служебного пользования» в произвольной форме. Копия контракта заверяется нотариусом, либо заказчиком.
г) Если государственный контракт содержит сведения, составляющие государственную тайну, то вместо государственного контракта представляются выписка из контракта по форме казначейства.
Важный момент. В предоставляемых контрактах, соглашениях (договорах) необходимо указывать идентификатор, который необходимо найти в выкладываемых заказчиком сведениях о контракте. Без него казначейский счет вам не откроют.
4. Если казначейский счет планируется открыть для обособленного подразделения компании, то помимо обязательных документов, требуется подготовить ходатайство от головной организации об открытии счета для обособленного подразделения. Такое ходатайство составляется в произвольном виде, заверяется руководителем и главным бухгалтером головной организации.
Указанные документы направляются в территориальное отделение Федерального казначейства по местонахождению компании, открывающей счет.
Срок проверки документов для открытия счета в казначействе
Срок проверки документов для открытия лицевого счета, осуществляется в течение двух рабочих дней после дня поступления документов. Не позднее следующего рабочего дня после дня завершения проверки осуществляется открытие клиенту лицевого счета. В случае выявленных нарушений в оформлении документов или если предоставлены не все документы – Федеральное казначейство вправе приостановить открытие лицевого счета или отказать в его открытии.
После подачи документов на открытие казначейского счета необходимо дождаться включения организации или индивидуального предпринимателя в Сводный реестр. Проверить наличие юридического лица в Сводном реестре и определить код можно на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации.
После открытия лицевого счета в казначействе работать по нему вы не сможете – это только первый шаг, который требуется пройти для начала работы по контракту с казначейским сопровождением. Дальнейшие шаги зависят от того какой счет вы открыли: 71-й или 41-й. Тема большая, поэтому по ним у нас расписаны отдельные статьи:
Как работать с казначейским обеспечением обязательств в 2022 году
Казначейское обеспечение обязательств — это финансовая гарантия заказчика оплатить контракт за счет целевых средств. Способ расчетов заменяет авансирование по госконтрактам.
Скачать проект указаний ЦБ РФ об изменениях 2020 года «Формы документов КОО при банковском сопровождении» |
Скачать пустой бланк заявления на выдачу казначейского обеспечения обязательств |
Скачать образец заполнения заявления на выдачу КОО |
Скачать пустой бланк КОО в 2021 году |
Скачать образец заполнения КОО в 2021 году |
Скачать пустой бланк заявления на исполнение КОО |
Скачать образец заполнения заявления на исполнение КОО |
Скачать образец счета на оплату по новым правилам по госконтракту через Казначейство в 2021 году по-новому |
Что меняется в 2021 году
17.05.2021 опубликован приказ Минфина № 316н от 22.12.2020. Норматив закрепляет порядок казначейского обеспечения обязательств в случае сопровождения Федеральным казначейством целевых средств. Существенных изменений в процедуру не внесли: правила казначейского сопровождения на 2021 год привели в соответствие с действующим законодательством о бюджете — 385-ФЗ от 08.12.2020 (ч. 8 ст. 5 385-ФЗ).
В приказе приводится порядок обеспечения ТОФК операций с целевыми средствами, которые предоставляются бюджетникам, автономным учреждениям и индивидуальным предпринимателям. Кроме того, в нормативе описывается порядок обмена и проверки документов при оплате таких обязательств.
В мае 2021 года вступило в силу совместное положение Минфина и ЦБ РФ № 342н/750-П от 31.12.2020. В нем описывается обновленный порядок казначейского обеспечения обязательств при банковском сопровождении госконтрактов. Порядок регулирует взаимоотношения между заказчиками, исполнителями, ТОФК и банками, в которых у исполнителей открыт отдельный счет.
Что изменилось в 2020 году
Минфин обновил порядок: казначейское обеспечение обязательств при казначейском сопровождении доработали с учетом нового закона о бюджете на 2021 год и 2022-2023 плановый период.
По новым правилам:
- Заказчики и ТОФК осуществляют информационное взаимодействие по банковскому сопровождению через специальную систему ЦБ РФ и в программе ФК «Система удаленного финансового документооборота». Для этого понадобится ЭЦП.
- Поставщики обязаны передавать в ТОФК сведения о соисполнителях по госконтракту. Все сведения об изменениях, расторжении, заключении нового соглашения или привлечении других соисполнителей передаются по специальной системе в ЦБ РФ.
- Заказчики направляют в ТОФК заявление на выдачу финансового документа об оплате по госконтракту товаров, работ и услуг на сумму в пределах обеспечения обязательств ФК. ТОФК принимает и обрабатывает заявку, если документ прошел проверку, или возвращает документ госзаказчику в течение рабочего дня для внесения исправлений.
- Если заявка прошла проверку, ТОФК формирует обеспечение обязательств на сумму из заявления и блокирует лимиты бюджетных обязательств. Следующий шаг — направление обеспечения в банк.
- Банк обрабатывает документ, уведомляет исполнителя о проведении обеспечения и информирует ТОФК. Если в исполнении госконтракта участвовали соисполнители, подается заявление на перевод по установленной форме. Для проведения оплаты исполнитель направляет в банк платежное поручение о переводе денег с отдельного счета на указанные в заявлении реквизиты. Для проведения операции требуются подтверждающие сопроводительные документы.
Аналогичную схему по операциям с целевыми средствами Минфин утвердил для операций с целевыми деньгами. Заказчик передает в ТОФК заявление на выдачу обеспечения обязательств Казначейством. Казначейство проверяет заявку и при успешном результате проверки формирует обеспечение обязательств и блокирует лимиты. Сформированное обязательство передается в ТОФК по месту открытия лицевого счета исполнителем госконтракта — неучастником бюджетного процесса.
Исполнитель составляет заявление на перевод обязательства и подает его в ТОФК по месту открытия лицевого счета. Казначеи проверяют заявку и формируют денежный перевод на сумму из заявления. Все операции с целевыми средствами по оплате исполнения госконтракта подлежат санкционированию органов ФК.
В 2020 году Казначейство ввело новые формы документов, если организация планирует оформить казначейский аккредитив (приказ ФК № 34н от 25.11.2019).
Норматив предусматривает введение трех новых формуляров и правила из заполнения документации. Приказом ФК № 34н от 25.11.2019 введены:
- заявление на выдачу, перевод, изменение или отзыв казначейского обеспечения обязательств;
- сведения о КОО;
- заявление на исполнение казначейского обеспечения обязательств.
Формы раскрывают сведения о заказчике, исполнителе, ГРБС и реквизитах контракта, по которому предусмотрено обеспечение.
Чиновники не ограничились введением новых форм документов для КОО. Новые бланки ввел и Центробанк:
- форму при банковском сопровождении госконтрактов;
- заявление на выдачу обеспечения при банковском сопровождении госконтрактов.
Если КОО осуществляется при банковском сопровождении исполнения государственных контрактов, эти формы обязательны к исполнению.
Что такое казначейское обеспечение обязательств
По нормам Федерального казначейства, КОО — это платежный документ, который формируется органами Федерального казначейства. Аккредитив Казначейства создают на основании письменного заявления получателя средств бюджета (заказчика). По сути, это финансовая гарантия, что ПБС обязуется оплатить обязательства исполнителя госконтракта при выполнении установленных условий.
В системе государственных закупок применяется в качестве частичной или полной замены авансовых расчетов по контрактам и договорам. Вид финансового инструмента применяется с целью сокращения дебиторской задолженности и исключения авансов по неисполненным обязательствам.
Но чтобы получить аккредитив от УФК, исполнителю придется выполнить ряд условий. Например, подтвердить факт поставки товара или выполнения услуги.
Когда применяют
В приказе № 34н разъясняется, что такое аккредитив в казначейском сопровождении, — это обеспечение обязательств от Казначейства. Оно потребуется заказчику при казначейском или банковском сопровождении. Законодатели установили ряд условий, когда использовать КОО обязательно.
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы отразить аккредитив в бухгалтерском учете.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
Сопровождение Казначейства
Если исполнение контракта предусматривает использование целевого финансирования, то сопровождение Казначейства обязательно. В 2020 году сопровождение ТО ФК предусмотрено в отношении средств, указанных в ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.11.2018 № 459-ФЗ, с учетом исключений, установленных в ч. 3 ст. 5 закона № 459-ФЗ. В этих нормативах разъясняется, что такое депозит в Казначействе, — размещение средств федерального бюджета на банковских депозитах.
Если закупка требует КОО, то предусмотрите условие об аккредитиве Казначейства на этапе формирования проекта государственного контракта. Кроме того, КОО придется включить в договоры и соглашения, которые заключаются в рамках исполнения госконтракта.
Например, случаи, когда КОО обязательно:
- бюджетные инвестиции и субсидии организациям, кроме бюджетных и автономных учреждений, предоставляемые по ст. 80 БК РФ;
- авансы по государственным (муниципальным) контрактам на сумму, превышающую 100 миллионов рублей (исключение — гособоронзаказ);
- расчеты по договорам, заключаемым с единственным поставщиком (п. 2 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ), и по контрактам, заключаемым в рамках их исполнения;
- средства, получаемые организациями и ИП в случаях, предусмотренных правительством РФ.
Средства бюджета перечисляются для оплаты принятых обязательств только после получения КОО. Обеспечение поступает на счет исполнителя только в той сумме, которая подтверждена документально. Например, при предъявлении исполнителем документов, подтверждающих фактическую поставку или отгрузку товара, оказание услуги, выполнение работы.
Банковское сопровождение
В зависимости от случая, заявление заполняет:
- госзаказчик — на выдачу КОО;
- исполнитель или соисполнитель по госконтракту — на перевод. Заявление подается в банк;
- банк, который осуществляет банковское сопровождение госконтракта, — на исполнение.
Заявление о выдаче (переводе, исполнении) КОО при банковском сопровождении заполните по утвержденным формам (приказ Казначейства № 34н). В нем укажите сведения, предусмотренные порядком заполнения необходимой формы (ч. 9 ст. 5 Федерального закона от 02.12.2019 № 380-ФЗ).
Порядок работы с казначейским обеспечением обязательств в 2021 году
Алгоритм работы с КОО, подробная инструкция для заказчика и исполнителя:
Шаг 1. Заказчик или ГРБС формирует проект контракта, в котором предусмотрено КОО.
Шаг 2. После подписания госконтракта заказчик обращается в ТО ФК с заявкой о предоставлении депозита Федерального казначейства на срок 2 года или меньше. Вместе с заявкой подается контракт с исполнителем, подтверждающий сумму закупки и порядок расчетов.
Шаг 3. Работники Федерального казначейства проверяют полученную заявку и заказчика. Проверяются наличие открытого счета в ТО ФК, сумма и ИКЗ госконтракта, сумма казначейского сопровождения и т. д.
Шаг 4. При положительном результате проверки Федеральное казначейство блокирует лимиты бюджетных обязательств на счетах заказчика. Создает казначейское обеспечение обязательств и направляет его в территориальное отделение ФК по месту регистрации исполнителя.
Шаг 5. Представители ФК направляют уведомление заказчику о создании обеспечения по госконтракту.
Шаг 6. По факту исполнения госконтракта исполнитель направляет в УФК заявку на перечисление денежных средств. Вместе с заявкой подаются документы, подтверждающие факт исполнения госконтракта.
Шаг 7. Работники Казначейства проводят аналогичную проверку заявки исполнителя.
Шаг 8. По завершению проверки ФК переводит денежные средства на специальный счет исполнителя, открытый в УФК.
Шаг 9. По окончанию расчетов ФК уведомляет заказчика, что деньги переведены.
Заказчик отражает исполнение в бухучете и формирует проводки по казначейскому обязательству (письмо Минфина № 02-06-10/68702 от 20.10.2017):
- Дт КРБ 1 501 17 ХХХ Кт КРБ 1 502 11 ХХХ — принято бюджетное обязательство при заключении госконтракта;
- Дт КРБ 1 502 11 ХХХ Кт КРБ 1 502 12 ХХХ — приняты денежные обязательства на сумму аккредитива от Казначейства;
- Дт КРБ 1 502 11 ХХХ Кт КРБ 1 502 12 ХХХ — принято обязательство на сумму свыше аккредитива;
- Дт КРБ 1 302 ХХ 830 Кт КРБ 1 304 05 ХХХ — деньги перечислены исполнителю госконтракта;
- Дт КРБ 1 302 ХХ 830 Кт КРБ 1 304 05 ХХХ — перечислены деньги с лицевого счета в объеме обязательств, не обеспеченных аккредитивом.
Особые случаи
Если в контракте предусмотрены субподрядчики, то расчеты с ними проводятся в аналогичном порядке. Если в рамках исполнения госконтракта предусмотрено казначейское обеспечение обязательств, заключаются другие договоры, соглашения, контракты, то в них обязательно предусмотреть требование об обеспечении.
Если сумма обеспечения меняется, допускается изменить сумму аккредитива от Казначейства. Для этого заказчик или ГРБС подает в территориальное отделение Федерального казначейства заявку с требованием об изменении суммы обеспечения. Изменяют аккредитив только при выполнении двух условий:
- если новая сумма гарантии не превышает сумму аккредитива, установленную государственным контрактом;
- если новая сумма гарантии не превышает объем доведенных лимитов бюджетных обязательств на исполнение госконтракта.
Если условия не выполнены, то сумму обеспечения не изменят. Казначейство направит в адрес заказчика отказ в установленной форме.
С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.
Федеральное казначейство
Онлайн сервис подачи документов для получения сертификатов (Портал заявителя)
Для получения квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи (далее – сертификат), созданного Удостоверяющим центром Федерального казначейства (далее – УЦ ФК), необходимо:
Проверить настройку АРМ для работы с Порталом заявителя ИС УЦ (проверить).
Получить средство электронной подписи (КриптоПро CSP версии 4.0) в ТОФК, в случае его отсутствия.
Настроить автоматизированное рабочее место (далее – АРМ) для работы с Порталом заявителя:
Обеспечить на АРМ наличие одной из следующих операционных систем: ОС Windows 7 с пакетом обновления 1 (SP1) и выше, ОС Astra Linux («Астра Линукс»), ОС Альт Линукс, ОС GosLinux («ГосЛинукс»), РЕД ОС;
Обеспечить на АРМ наличие любого Web-браузера с поддержкой криптоалгоритмов ГОСТ: Internet Explorer (версии 9.х, 10.х, 11.х), Яндекс.Браузер (скачать), Браузер «Спутник» с поддержкой отечественной криптографии (скачать), Браузер Chromium ГОСТ (скачать);
Установить сертифицированную версию СКЗИ КриптоПро CSP 4.0;
Установить «КриптоПро ЭЦП Browser Plugin» версии 2.0 (скачать);
Установить драйвера ключевого носителя* (например, Рутокен (скачать), e-Token (скачать);
Установить сертификаты Минцифры России (ГУЦ) и УЦ ФК (инструкция);
Проверить работу КриптоПро ЭЦП Browser plug-in (проверить).
Подать документы на создание сертификата с использованием Портала заявителя:
Для подачи документов на создание сертификата без использования ЭП, необходимо руководствоваться инструкцией подачи запроса на сертификат без использования ЭП;
Для подачи документов на создание сертификата с использованием действующего ключа ЭП, который соответствует сертификату, созданному УЦ ФК, необходимо руководствоваться инструкцией по смене сертификата с использованием ЭП.
*Типы поддерживаемых ключевых носителей определены в технической и эксплуатационной документации к используемому средству криптографической защиты информации.
В случае возникновения ошибок при работе с Порталом заявителя рекомендуем воспользоваться « Списком часто задаваемых вопросов » либо обратиться в Единый контактный центр Федерального казначейства по номеру телефона 8(800) 301-07-77
Для работы с Порталом заявителя нажмите на кнопку ниже
Уважаемый пользователь, данный сайт производит обработку файлов cookie и пользовательских данных (информацию об ip-адресе, местоположении, типе и версии операционной системы, типе и версии браузера, источнике переадресации на сайт, и сведения об открытых страницах пользователя) в целях улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на сбор и обработку указанной информации (Статья 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «Закон о персональных данных»).
Источник https://bcstender.ru/info/kaznacheynie-scheta-2020/
Источник https://goscontract.info/tender/minfin-utverdil-novye-pravila-kaznacheyskogo-obespecheniya-obyazatelstv
Источник https://roskazna.gov.ru/gis/udostoveryayushhij-centr/onlayn-servis-podachi-dokumentov-dlya-polucheniya-sertifikatov-uts/