Роль инвестиций в социально-экономическом развитии муниципального образования

 

Инвестиционное развитие муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

В статье дано понятие инвестиционной стратегии муниципального образования , рассмотрены основные преимущества стратегического развития.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Молвинских Н.А.

Программа «Alpine Space» как пример имплементации политики сплочения Европейского Союза в горных регионах

Совершенствование стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования

Инновационный подход в реализации инвестиционной политики на территории муниципальных образований Краснодарского края

Текст научной работы на тему «Инвестиционное развитие муниципального образования»

18. Alpine Space Programme. European Territorial Cooperation 2014-2020. Operational Programme (draft) [Электронный ресурс]. — URL: www.alpine-space.eu/fileadmin/media/2014-2020/OP_draft_Chap_1-2-8.pdf (дата обращения: 09.05.2015).

19. European Parliament resolution on a macro-regional strategy for the Alps, European Parliament 2013 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.europarl. europa.eu/sides/getDoc.do?type=MOTION&reference=P7-RC-2013-0190&lan-guage=EN (дата обращения: 09.05.2015).

20. Conclusions, European Council 2013 [Электронный ресурс]. — URL: www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_data/docs/pressdata/en/ec/140245.pdf (дата обращения: 09.05.2015).

21. http://www.carpathianconvention.org/national-focal-points-26.html (дата обращения: 09.05.2015).

ИНВЕСТИЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург

В статье дано понятие инвестиционной стратегии муниципального образования, рассмотрены основные преимущества стратегического развития.

Ключевые слова: муниципальное образование, инновация, инвестиционная стратегия муниципального образования.

В настоящее время стали популярны такие понятия, как «инновационная политика», «инновационное развитие муниципального образования». Под понятием «инновации» здесь подразумеваются уже не только результаты НИОКР, но и новые методы развития экономики территории, переход от экстенсивного развития к интенсивному на базе нововведений.

Существует множество методов инновационного развития муниципального образования, одним из них является создание инвестиционной стратегии муниципального образования.

Инвестиционная стратегия муниципального образования — это долгосрочный комплексный план привлечения и развития бизнеса на территории муниципального образования и практические меры по его осуществлению. Ее целью является решение проблемы экономической и социальной стабильности и развития муниципального образования в условиях нарастающего дисбаланса между превышением обязательств по развитию инфра-

Магистрант кафедры Финансов, денежного обращения и кредита.

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

структуры и социальной сферы над финансовой базой в виде налогов. Только создание комплексного стратегического плана инвестиционного развития может существенно увеличить инвестиционный поток.

Для этого необходимо выполнить следующее:

— создать условия, способствующие привлечению инвестиций;

— определить перспективные направления и приоритетные объекты для инвестирования;

— определить источники и механизмы привлечения инвестиций;

— реализовать механизм привлечения инвестиций.

Повышение инвестиционной активности территории является важной и непростой задачей. В данном процессе муниципальное образование является продавцом инвестиционного климата и борется за инвестиционный капитал покупателя-инвестора.

Для более полного представления о «товаре», инвестор должен иметь следующую информацию:

— стратегические цели развития территории;

— точки экономического роста.

Основные преимущества инвестиционной стратегии:

1. Самостоятельное решение основных проблем в развитии муниципального образования за счет собственных средств вызовет доверие, уважение, поддержку территории на областном уровне и, как следствие, позволит получить дополнительное финансирование;

2. Создание новых конкурентоспособных предприятий, которые обеспечат появление новых рабочих мест, насыщение рынков и решат существенную часть социальных и инфраструктурных проблем территории;

3. Минимизация зависимости территории от региональных и федеральный трансфертов, увеличение налоговой базы за счет основных налогов: части НДФЛ и налога на имущество.

4. Развитие бизнеса и повышение уровня жизни способствует решению самых сложных и недофинансированных проблем — реконструкцию и развитие транспортной, инженерной, социальной инфраструктуры, энергетики и ЖКХ. Это создаст комфортную социальную атмосферу и обеспечит действительную поддержку властям со стороны населения.

Одним из важных факторов, влияющих на инвестиционный климат, является существующая система законодательства, регулирующая отношения инвесторов с органами государственной власти и местного самоуправления с одной стороны и иными участниками экономических отношений — с другой. Важнейшим нормативно-правовым актом, регулирующим инвестиционную деятельность в РФ, является Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-

ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». В данном документе определены правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории РФ, а также установлены гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

Помимо нормативно-правовой базы одним из важных направлений инвестиционной привлекательности муниципального образования является маркетинг территории, или улучшение ее «инвестиционного имиджа» в глазах потенциальных инвесторов. В основополагающих муниципальных актах данному направлению должно уделяться особое внимание.

Таким образом, привлечение инвестиций в экономику муниципального образования является одной из наиболее важных задач, решение которой позволит достичь динамичного социально-экономического развития территории. Инвестиционная политика муниципального образования напрямую зависит от политики региона. Поэтому необходима теснейшая взаимосвязь между региональной и муниципальной инвестиционной политикой. Политика региональных, муниципальных органов власти и деятельность бизнесструктур существенно влияют на уровень инвестиционной активности и темпов экономического роста территорий. Важнейшим условием повышения инвестиционного потенциала муниципального образования выступает наличие инфраструктурно обустроенных площадок под строительство или размещение объектов инвестирования, которые требуют взаимоувязанной работы региональных органов власти и органов местного самоуправления.

Принятие мер по повышению инвестиционной привлекательности муниципальных образований, формированию максимально комфортных условий работы для инвесторов может стать эффективным инструментом повышения благосостояния населения, будет способствовать финансовой устойчивости, стабильности, эффективному развитию экономики муниципального образования и региона в целом.

1. Саак А.Э. Инвестиционная политика муниципального образования: учебное пособие. — Питер, 2010. — 336 с.

2. Леонтьев И.Л. Моделирование инновационно-инвестиционного развития социально значимых объектов территории: автореф. дисс. . доктора экон. наук: 08.00.05 / И.Л. Леонтьев. — Екатеринбург, 2013. — 41 с.

3. О мерах по повышению инвестиционной привлекательности и бюджетной обеспеченности муниципальных образований: аналитическая записка Всероссийского совета местного самоуправления // Муниц. власть. -2013. — № 1. — С. 42-51.

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

4. Ример М. И. Экономическая оценка инвестиций: учебник для вузов. -3-е изд., переработанное и дополненное. — СПб.: Питер, 2010. — 416 с.

5. Теплова Т.В. Инвестиции: учеб. для бакалавров / Т.В. Теплова. — М.: Юрайт, 2012. — 724 с.

СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Волгоградский гуманитарный институт, г. Волгоград

В статье рассмотрена полемика взглядов на сущность конкурентного потенциала региональной экономической системы и методологию его формирования. Обозначена проблема отсутствия в экономической науке однозначного толкования сущности конкурентного потенциала региона. Предложен авторский подход.

Ключевые слова: конкурентоспособность региональной экономической системы, конкурентный потенциал региона, конкурентные ресурсы, конкурентные преимущества региона.

В экономический теории и практике вопросы, связанные с теорией и методологией формирования конкурентного потенциала региональной экономической системы (далее по тексту — РЭС) разработаны недостаточно и носят фрагментарный характер. Некоторые ученые, в рамках исследования такого явления как «конкурентоспособность» региона, лишь вскользь говорят о его потенциале, по-разному трактуя это понятие. Они либо вообще не упоминают термин «конкурентный потенциал», без которого формирование конкурентоспособности невозможно, либо полагают его тождественность понятиям «социально-экономический потенциал», «региональный потенциал». Так, профессор Л. Филобокова в статье «Комплексная оценка конкурентоспособности региона», говорит о том, что конкурентоспособность определяется «ее внешним и внутренним потенциалом и эффективностью механизма управления» [1]. Оценку и последующую дифференциацию уровня конкурентоспособности автор предлагает осуществлять на основе комплексного показателя, «сформированного из совокупности агрегированных показателей, отражающих определенный аспект потенциальных возможностей социально-экономической системы»: потенциал инновационной мобильности региона, предпринимательский потенциал региона, экономикофинансовый потенциал региона, природно-ресурсный потенциал региона, потенциал региональной мобильности, потенциал инвестиционной привлекательности региона, потенциал имиджа (бренда) региона.

Инвестиции как фактор развития муниципального образования

Аннотация
Инвестиционная деятельность муниципального образования является важной составляющей его экономической системы и играет огромную роль в функционировании всего муниципального образования. От уровня ее развития зависит объем общественного производства, структура экономики, занятость населения, доходы бюджета.

Библиографическая ссылка на статью:
Журавлева К.А. Роль инвестиций в социально-экономическом развитии муниципального образования // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2018/11/25320 (дата обращения: 02.06.2022).

Реализация планов социально-экономического развития муниципальных образований, а также отдельных целевых программ требует привлечения инвестиций. Муниципальная власть заинтересована в создании условий для привлечения и удержания инвестиций на своей территории. Целенаправленная деятельность органов местного самоуправления по привлечению и наиболее эффективному использованию средств, вкладываемых на территории муниципального образования, составляет суть муниципальной инвестиционной политики.

Акцентируя внимание на проблематике инвестиционного обеспечения устойчивого роста российской экономики можно сказать о том, что муниципальные образования выступают фокусы территориального социально-экономического развития, концентрирующие субъекты инновационно-инвестиционной активности и локализующие соответствующие финансово-инвестиционные ресурсы [2, с. 5].

Под комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования понимаются организующие действия органов местного самоуправления по созданию на подведомственной территории такого взаимосвязанного сочетания производств и видов деятельности, которое обеспечивает усиление конкурентных преимуществ и улучшение финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов, рост количества, ассортимента и качества предоставляемых на территории муниципального образования экономических благ, увеличение реальных доходов населения, что, в итоге, будет способствовать наиболее полному удовлетворению потребностей жителей местного сообщества.

Для обеспечения комплексного социально-экономического развития муниципального образования требуется рост инвестиций в его экономику и, в первую очередь, в инфраструктуру, разработка мер самой администрацией для привлечения и удержания инвестиций, усиление влияния инвестиций на улучшение условий жизнедеятельности населения и конкурентного положения и финансовых результатов хозяйствующих субъектов муниципального образования.

Особый характер субъекта управления – органы местного самоуправления и особый характер объекта управления – инвестиционная деятельность хозяйствующих субъектов и инвестиций, осуществляемые за счет средств местного бюджета, определяют особенности управления инвестиционными процессами органами местного самоуправления, к которым относятся:

— необходимость ориентации управления инвестиционными процессами на комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;

— способность к самоорганизации, которая в наибольшей степени присуща инвестиционной деятельности в крупных и крупнейших городах;

— особое место органов местного самоуправления в системе управления инвестициями в государстве, заключающееся в одновременном равенстве органов местного самоуправления с другими участниками инвестиционной деятельности в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, и установлении органами местного самоуправления как носителей публично-властных отношений общеобязательных правил в инвестиционной деятельности на территории муниципального образования и контроле за их соблюдением [1, с. 129].

Эти особенности оказывают непосредственное влияние на методы управления инвестициями, которые классифицируются по трем основным группам:

— экономические методы (регулирующие методы, методы прямого участия);

Содержание управления инвестициями органами местного самоуправления определяется принципами – коренными началами и научными идеями, лежащими в основе деятельности соответствующей организации, обусловленные природой местного самоуправления и условиями его осуществления. Среди них:

— комплексность социально-экономического развития муниципального образования, которая означает, что управление инвестициями со стороны органов местного самоуправления должно быть ориентировано, прежде всего, на комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования, и это должно находить отражение в стратегии развития;

— единоначалие в координации действий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования и управления инвестиционными процессами;

— наличие первого должностного лица в структуре органа местного самоуправления, ответственного за весь блок вопросов, связанных с развитием и управлением инвестициями и способного определять приоритетность оперативных и стратегических проблем развития муниципального образования;

— согласованность муниципальных правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность в пространстве муниципального образования как между собой, так и с федеральными и региональными нормативно-правовыми актами по вопросам организации местного самоуправления и управления инвестиционными процессами;

— резонансность мероприятий по управлению инвестициями, который предполагает, что приоритетными представляются точечные инвестиции и регулирующие инвестиционную деятельность воздействия, находящие резонанс в самоорганизующееся системе, каковой и является по существу муниципальное образование. Важен не столько масштаб проводимых органами местного самоуправления мероприятий, а сколько многократно усиленный самой системой социально-экономический эффект от них;

— учет вектора саморазвития экономики муниципального образования, означающий, что действия органов местного самоуправления по управлению инвестиционными процессами должны поддерживать процессы самоорганизации и саморазвития экономики муниципального образования, за исключением случаев, когда они не отвечают стратегии социально-экономического развития муниципального образования [3, с. 81].

Таким образом, привлечение инвестиций в экономику муниципального образования является одной из наиболее важных задач, решение которой позволит достичь динамичного социально-экономического развития территории. Инвестиционная политика муниципального образования напрямую зависит от политики необходима теснейшая взаимосвязь между региональной и муниципальной инвестиционной политикой. Политика региональных, муниципальных органов власти и деятельность бизнес-структур существенно влияют на уровень инвестицион­ной активности и темпы экономического роста территорий.

  1. Ветров, Г.Ю. Управление муниципальным экономическим развитием / Г.Ю. Ветров. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2006. – 426 с.
  2. Игонина, Л.Л. Инвестиции: Учеб. пособие / под ред. д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. – М.: Экономист, 2003. – 478 с.
  3. Колчина, О.А. Разработка методики оценки инвестиционного климата муниципального образования / О.А Колчина // Муниципальная власть. – 2006. –№3.

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Особенности инвестиционной деятельности муниципальных образований Российской Федерации

Фирсова, Е. Г. Особенности инвестиционной деятельности муниципальных образований Российской Федерации / Е. Г. Фирсова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 354-356. — URL: https://moluch.ru/archive/76/12982/ (дата обращения: 17.06.2022).

Муниципальная власть всегда заинтересована в привлечении инвестиций на свою территорию. Инвестиции обеспечивают занятость населения, пополнение местного бюджета, возможность реструктуризации экономики. Деятельность органов местного самоуправления по привлечению и наиболее эффективному использованию инвестиций на территории муниципального образования составляет суть муниципальной инвестиционной политики.

В ведении местного самоуправления муниципальных образований (далее по тексту статьи-МО) Российской Федерации находятся вопросы местного значения, в рамках решения которых МО РФ осуществляют деятельность по привлечению инвестиций. Ниже приведен список некоторых вопросов местного значения, входящих в компетенцию МО РФ:

1) составление и рассмотрение проекта бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

4) организация электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов;

6) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения;

7) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

8) организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

9) организация мероприятий по охране окружающей среды;

10) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам;

11) утверждение схем территориального планирования;

12) формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов;

13) создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству;

Проводя анализ вышеуказанных вопросов местного значения можно условно разделить их на 3 группы.

Первая группа — вопросы, находящиеся под контролем и полным определением административных органов МО. К ним относятся, например, местные финансы и вопросы распоряжения муниципальной собственностью. Для МО эта группа вопросов является определенным административным ресурсом, с помощью которого формируются условия для развития МО, инвестиционный климат, решаются вопросы, относящиеся к другим группам. При взаимодействии с потенциальным инвестором эти вопросы формируют предложение МО, помогают в борьбе за привлечение инвестиций.

Вторая группа — задачи МО по обеспечению условий развития бизнеса, сферы услуг населению, сферы услуг населению, культуры и спорта. При решение этих вопросов МО интенсивно взаимодействует с частным капиталом.

Третья группа включает в себя вопросы социального значения, такие как содержание учреждений здравоохранения, образования, обеспечение населения электроэнергий, газом, теплом и водой. Это наиболее затратная группа вопросов, финансирование которых обеспечено только за счет местного бюджета, либо с привлечением средств населения. И тот и другой вид финансирования достаточны лишь для поддержания систем, но не для их развития. Для развития, ремонта и модернизации требуются внешние, привлеченные инвестиционные ресурсы [2,c.244].

Для привлечения инвестиций необходимы как объективные, так и субъективные условия и предпосылки.

К объективным предпосылкам относятся те реальные экономико-географические и иные факторы положения территории, которые могут представлять интерес для инвесторов. Это инвестиционные ресурсы, совокупность которых составляет инвестиционный потенциал территории. К субъективным факторам относится собственно деятельность муниципальной власти по раскрытию этого потенциала или муниципальный маркетинг. Инвестиционный потенциал территории могут составлять:

выгодное географическое положение;

наличие достаточных и высокоэффективных природных ресурсов: сырьевых, топливно-энергетических, водных, лесных и др.;

состояние окружающей природной среды;

уровень развития производственной и социальной инфраструктуры;

“цена” рабочей силы;

наличие квалифицированных кадров, научно-техническая, проектная, образовательная база;

уровень и качество жизни населения, емкость потребительского рынка;

деловой климат: уровень деловой активности, уровень местного налогообложения, политика местной власти по отношению к бизнесу и другие факторы.

Инвесторы всегда тщательно изучают инвестиционный потенциал территории, по прежде всего его должна хорошо изучить и представлять инвесторам сама муниципальная власть. Для этого она должна знать, в каком направлении будет развиваться экономика муниципального образования, т. е. иметь стратегический план развития, который может быть продемонстрирован инвесторам.

Подход к поиску и привлечению инвесторов на территорию в настоящее время существенно отличается от советского периода, когда такие решения принимались на уровне государственного планирования. Сейчас же этот процесс носит стихийный характер и его результат во многом зависит от случайных факторов. Здесь происходит то же, что и на товарном рынке: выигрывает тот, кто предложит лучший товар за меньшую цену.

Придание процессу привлечения инвесторов на территорию системного характера требует использования современных маркетинговых технологий. В основу маркетинга в мировой практике положены четыре принципа: продукт, цена, позиционирование, продвижение. Если этот подход применить к муниципальному маркетингу, то можно отметить следующее.

Маркетинговым продуктом в муниципальном образовании является его инвестиционный потенциал.

В зависимости от конкретного инвестиционного проекта его цена определяется по совокупности различных факторов. Основные ее составляющие включают в себя эксплуатационные расходы, транспортные расходы, расходы, связанные с выбором и подготовкой площадки, стоимость местных строительных материалов, стоимость и время оформления необходимых документов, доступность и своевременность получения достоверной информации и др. Как производитель любого товара ищет пути снижения его себестоимости, так и муниципальная власть должна искать пути снижения расходов инвесторов, которые могут прийти на территорию.

Для потенциальных инвесторов важным становится ответ на вопрос — для производства каких товаров и услуг более всего годится та или иная территория. Естественно, необходима информация о потребительском рынке и об уровне производства, которая будет формировать интерес к территории. Если ответ на этот вопрос уже известен, задача облегчается, поскольку сужается круг потенциальных инвесторов, с которыми можно вести целенаправленную работу.

Одним из направлений привлечения инвесторов могут стать объекты незавершенного строительства. Но для этого необходимо провести полную инвентаризацию таких объектов, оценку степени строительной готовности, возможностей перепрофилирования с учетом стратегических целей развития муниципального образования.

Другое возможное направление — высвобождающиеся в результате сокращения производства здания цехов и промышленных предприятий, имеющие транспортные подходы и инженерную инфраструктуру. И здесь муниципальной власти необходимы четкий перечень и технические характеристики таких зданий, а также соглашения с их собственниками о возможном размещении новых производств по инвестиционным проектам.

Третьим направлением привлечения инвесторов могут быть возможности использования ноу-хау мирового уровня. Такие разработки и технологии имеются в ряде муниципальных образований с развитым научным потенциалом. Крайне важно знать об имеющихся разработках, провести их соответствующую экспертизу, осуществить рекламу.

Нельзя сосредоточивать все усилия на разработке только одного варианта привлечения инвестиций, в запасе всегда должны быть как дополняющие, так и альтернативные варианты [3].

Важно отметить, что наиболее привлекательными для выбора региона для инвесторов являются факторы, накопленные в процессе многолетней хозяйственной деятельности: инфраструктурная освоенность территории, инновационный потенциал и интеллектуальный потенциал населения. Повысить инвестиционную привлекательность могло бы изменение законодательства в части предоставления налоговых льгот инвесторам, но это, в любом случае, разовое мероприятие, которое лишь снизит «планку», но не решит проблему [4].

Инвестиционная стратегия должна быть ясной, с обозначением приоритетов инвестиций в муниципальном образовании. Инвестор должен знать, «что и как мы улучшаем». Необходим наглядный план, дающий представление о перспективах застройки территории, развитии инженерной и социальной инфраструктуры в муниципальном образовании. План объединяет в одном документе перечень ключевых объектов всех видов, строительство которых запланировано в различных программах и планов органов власти муниципалитета. Такой план позволит инвесторам управлять рисками своих решений, а также принимать решения об участии в различных инфраструктурных проектах, выгодных в свою очередь муниципальному образованию [5].

1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

2. Муниципальная собственность и инвестиции / Р. Р. Манукян, В. В. Жуковский и др. Монография. — М.: ФГНУ РПЦГМУ, 2003.

3. Волкодав Ю. П., Олейников Е. А., Инвестиционная политика современной России. Под ред. акад. Е. А. Олейникова. М.: Рос. экон. акад. 2007. 410 с.

4. Лукасевич И. Я. «Финансовый менеджмент: Учебник/ И. Я. Лукасевич». — М.: Экмо, 2008. — 768 с.

5. Саак А. Э., Колчина О. А. «Инвестиционная политика муниципального образования», Спб.:Питер, 2010 г..336 с.

Основные термины (генерируются автоматически): муниципальное образование, муниципальная власть, привлечение инвестиций, инвестор, территория, инвестиционный потенциал территории, местное значение, местное самоуправление, местный бюджет, муниципальный маркетинг.

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/investitsionnoe-razvitie-munitsipalnogo-obrazovaniya

Источник https://human.snauka.ru/2018/11/25320

Источник https://moluch.ru/archive/76/12982/