Образование как инвестиции в человеческий капитал | Статья в журнале «Молодой ученый»

 

Образование как инвестиции в человеческий капитал

Кармазина, Ю. А. Образование как инвестиции в человеческий капитал / Ю. А. Кармазина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 349-351. — URL: https://moluch.ru/archive/66/11040/ (дата обращения: 17.06.2022).

Ни для кого не секрет, что XXI век — век инноваций, которые требуют от организаций и предприятий принципиально нового подхода к осуществляемой деятельности и понимания важности человека как основного стратегического ресурса. И ранее человек воспринимался как инструмент достижения различных целей предприятий, то в настоящее время мнение на этот счет в корне изменилось.

В экономике, основанной на знаниях, производительные силы человека реализуются в форме человеческого капитала. В настоящее время все более популярной становится точка зрения, в соответствии с которой человеческий капитал — это наиболее ценный ресурс общества, имеющий гораздо большее значение, чем природные ресурсы или накопленное богатство [1]. Понятие человеческий капитал означает не только осознание решающей роли человека в экономической системе общества, но и признание необходимости инвестирования в человека, поскольку капитал приобретается и увеличивается путем инвестирования и дает длительный экономический эффект [2].

Понятие человеческий капитал достаточно сложное и многогранное. Об этом свидетельствует тот факт, что в настоящее время существует достаточное количество его определений, которые объединяют в две группы.

Первая группа дает определение человеческого капитала в узком смысле как некую совокупность знаний, умений, навыков и способностей индивидуумов, которые последние приобретают в процессе получения общего образования, профессиональной подготовки и практического опыта, которая позволяет принимать активное участие в общественном производстве.

Совершенно иное мнение у сторонников второй группы определений, для которых характерным является расширенный подход к понятию человеческого капитала. Здесь среди характеристик человеческого капитала, кроме имеющихся у человека знаний, навыков, способностей, выделяются также мотивация, ценности и энергия, которые способствуют росту производительности труда и приносят доход [3].

Понятие человеческого капитала основывается на двух определениях образования — как ресурса (человеческий капитал) и как некой системы (в которой происходит его накопление), что делает возможным перекинуть мост между экономическим и социологическим подходом к образованию.

С экономической точки зрения образование — это источник экономического роста.

Накопление человеческого капитала происходит как на этапе школьного обучения, которое закладывает базовые знания и навыки, так и обучения послешкольного, имеющего своей целью получение определенной профессии, а также в процессе профессиональной деятельности. Причем умения и знания, полученные на предыдущих этапах обучения, повышают эффективность дальнейших инвестиций в человеческий капитал и, как результат, обеспечивают возможность успешной деятельности в различных областях. В высшем учебном заведении даются определенные профессиональные знания и навыки, возможность их применения на практике и получения первоначального представления о рынке труда в виде производственной практики. Также ВУЗ обеспечивает образовательные кредиты, котирующиесяна рынке труда и подтвержденные репутацией и именем вуза: дипломы бакалавра, специалиста, магистра и свидетельства о получении научных степеней. Но наиболее важной его функцией является развитие общего культурного капитала, закладывающего универсальную основу для дальнейшей профессиональной деятельности и последующего развития. На макроуровне высокообразованная рабочая сила представляет собой человеческий потенциал страны.

Конкурентоспособность страны определяет ее место в мировой экономике. Еще 15–20 лет назад в развитии фирмы решающее значение имела конкурентоспособность товаров и услуг. В конце ХХ столетия, с началом процессов всемирной экономической и политической интеграции, вопрос о конкурентоспособности фирм, отраслей и национальных экономик приобрел несколько иное содержание, которое определяется, прежде всего, качеством рабочей силы. В связи с этим необходимо заметить, что решающим фактором в экономическом развитии общества и в период индустриализации, и в период послевоенного возрождения экономики всегда был человек.

Теория осуществления затрат в повышении уровня квалификации работников в качестве капитала была выдвинула еще классиками политэкономии В. Петти, А. Смитом и Д. Рикардо. Она получила развитие в работах академика С. Г. Струмилина, В. С. Гойло, Р. И. Капелюшникова, В. И. Марцинкевича. Несколько позднее исследования в данном направлении велись С. А. Дятловым, С. А. Курганским, А. И. Добрыниным и др. [4].

Расходы, которые увеличивают производительные качества и характеристики индивида, «можно рассматривать как инвестиции, ибо текущие издержки осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем», говорят теоретики человеческого капитала.

Отход от восприятия затрат на формирование качественно новой рабочей силы как исключительно потребительских стал возможным благодаря использованию термина инвестиции в отношении данных расходов, которые в свою очередь были признаны как производительные, поскольку вложения в человека способны приносить ощутимый долговременный экономический эффект.

К. Макконнелл и С. Брю выделяют следующие виды инвестиций в человеческий капитал:

во-первых, расходы на образование, которые включают в себя общее и специальное, а также формальное и неформальное образование, подготовку кадров по месту работы и т. п., признаются наиболее очевидным и, возможно, наиболее важным видом инвестиций в человеческий капитал. Образование формирует рабочую силу, которая становится более квалифицированной и более производительной.

Во-вторых, расходы на здравоохранение также играют достаточно важную роль. Хорошее здоровье как результат расходов на профилактику различных заболеваний, качественное медицинское обслуживание, а также диетическое питание и улучшение жилищных условий продлевает срок жизни, повышает работоспособность и производительность труда рабочих.

В-третьих, расходы на мобильность, благодаря которым рабочие мигрируют из мест с относительно низкой производительностью в места с относительно высокой производительностью, составляют наименее очевидную форму инвестиций в человеческий капитал. Как и образование, географическая миграция рабочих влечет за собой рост издержек в настоящем, чтобы получить выгоду в будущем от повышения рыночной стоимости их трудовых услуг. Иначе говоря, нанимаемые рабочие воплощают в себе будущий поток новых трудовых услуг.

Несмотря на то, что существуют различные формы инвестиций в человеческий капитал, образование в современном мире является одной из основных.

Каждое инвестиционное решение предполагает дилемму между потреблением, которое способно немедленно удовлетворить потребности, и инвестициями, способствующими созданию дополнительных возможностей для производства товаров и услуг в будущем. Выбор между потреблением и инвестициями базируется на экономическом анализе, проводящимся в широком социально-политическом контексте и принципиально неотделим от этого контекста. Это же справедливо утверждать и в отношении выбора между всевозможными альтернативными инвестициями в условиях ограниченности ресурсов.

Инвестиционные решения, касающиеся образования достаточно специфичны. Это связанно с двойственной характеристикой образования, заключающейся том, что, в сущности, образование представляет собой как потребление, так и инвестиции. До начала 60-х годов образование рассматривалось как одно из основных прав человека, в основном связанное с потреблением. В дальнейшем все более полно раскрывалась двойственная природа образования. При этом акцент переносился на характеристику образования как инвестиций в человека.

Для выбора между осуществлением инвестиций в физический капитал или в человеческий капитал стали актуальными вопросы о том, какой вклад вносит образование в экономический рост, как сравнить этот вклад образования с вкладом физического капитала.

Фактически понимание того, что инвестиции в человеческий капитал непосредственно вносят вклад в экономический рост, связано еще со временами Адама Смита, классические экономисты уделяли должное внимание необходимости расходов на получение и развитие умений и навыков человеком. Однако только в 1960-х годах Т.Шульц и Е.Дэнисон показали, что образование способствует росту национального дохода посредством усовершенствования умений и навыков рабочей силы.

Е.Дэнисон подсчитал, что между 1930 и 1960 гг. 23 % прироста выпуска продукции в США связана с повышением образования рабочей силы. T.Шульц (1963) разработал метод измерения вклада образования в экономический рост, основанный на изучении нормы отдачи инвестиций в человеческий капитал, которую сравнил с нормой отдачи инвестиций в физический капитал. Этот метод анализа привел к тому же выводу: существенная доля прироста выпуска продукции как в развитых, так и в развивающихся странах объясняется инвестициями в образование [5].

Таким образом, состояние современной системы образования, в конечном счете, предопределяет развитие страны на ближайшие годы. Поэтому логично утверждать, что образование является ведущей отраслью производства человеческого капитала, фундаментом будущего благополучия человека и всего общества [6].

2. Гришнова О. А. Экономика труда и социально-трудовые отношения.Учебник — М.: Проспект, 2011

4. Боровских Е. А. Эффективность инвестиций в человеческий капитал // Ярославский педагогический вестник. — 2012. -№ 1.

5. Тихонов А. Н., Обромешин А. Е. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты

Основные термины (генерируются автоматически): человеческий капитал, образование, рабочая сила, экономический рост, инвестиция, физический капитал, вид инвестиций, навык, рынок труда.

Научная электронная библиотека

Развитие национального образования может иметь перспективу, если оно опирается на соответствующую отечественную финансовую базу. В передовых странах мира не менее 10 % ВНП выделяется на развитие системы образования. Эти расходы расцениваются как вложения в развитие человеческого капитала.

Образование определяется как ресурс – составляющая человеческого капитала и как система, в которой происходит его накопление. Этим обусловлен экономический и социологический подход к исследованию образования как фактора человеческого капитала. . Финансовые затраты на развитие образования являются как источником благосостояния страны, так и его следствием.

Ограниченность государственного финансирования образования приводит к снижению престижа умственного и творческого труда, понижению культурного и интеллектуального уровня нации, пагубно влияет не только на сферу интеллектуального труда, но и на социально-экономическое развитие страны. Необходимые для образования инвестиции обеспечивают развитие человеческого капитала в образовательной сфере. Они являются одним из важнейших источников экономического роста.

На материале обследования 192 стран мира установлено, что 16 % экономического роста в странах с переходной экономикой обусловлено физическим капиталом, 20 % – природным капиталом, a 64 % – человеческим и социальным капиталом. По расчетам известного американского теоретика Е. Денисона, инвестиции в человеческий капитал в том же образовании дают отдачу в 5–6 раз больше, чем инвестиции в материальное производство.

С другой стороны, установлено, что в развитых странах мира на протяжении ХХ в. накопление человеческого капитала за счет инвестиций образования в экономику опережало темпы наращивания физического капитала. См. работы Т. Шульц[160], Э. Денисон[161], Дж. Кендрик[162] и др., которые произвели количественную оценку вклада образования в экономический рост.

Жизнь «является наиболее ценным активом человеческого капитала»[163]. Индивид, реализуя высшую человеческую потребность в счастливой жизни, объективно заинтересован в таких условиях жизни, которые поддерживали бы его творческий потенциал на всем протяжении активной трудовой и общественной деятельности.

Средний временной горизонт таких инвестиций, обеспечивающих создание таких условий, составляет, примерно, 40–50 лет. Отсюда возникает проблема «взаимозависимых преференций», то есть проблема эволюционного, плавного перехода от одних инвестиций к другим, обусловленных возрастом. В свете этой проблемы человек рассматривается как обучающаяся машины. Как и у машины, у человека производственные способности со временем ухудшаются, и он не может работать так же эффективно и производительно, как в молодости. Поэтому ему нужны соответствующие возрасту инвестиции. При этом различные профессии по-разному влияют на расходование человеческого капитала. Например, военная служба оказывает наиболее интенсивное воздействие на расходование человеческого капитала, и поэтому для его поддержания необходимы инвестиции в человека, как во время его службы, так и после увольнения с нее.

Таким образом, система государственной социальной политики направленной на сохранение и развитие человеческого капитала, должна учитывать особенности возраста человека и его трудовой вклад в экономику страны. По сути, социальная политика – это умело созданная и проводимая государством инвестиционная политика вообще и относительно образования человека в частности.

Физический капитал (производственные мощности, технологическое оборудование) служит максимально быстрому возвращению инвестиционных вложений, направленных на получение максимальной прибыли желательно за сравнительно небольшой промежуток времени (3–5 лет). Мотив получения максимально больших прибылей (доходов) в максимально короткий срок приходит в серьезное противоречие с развитием «человеческого капитала».

Как отмечает С. Дятлов, «человеческий капитал – это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и производства, и тем самым влияют на рост доходов (заработков) данного человека»[164].

Человек, располагающий значительным «человеческим капиталом» – накопленными профессиональными знаниями, навыками эффективного использования этих знаний и мотиваций, подсознательно старается растянуть во времени расходование своего «человеческого капитала», поскольку сам процесс использования его приносит человеку психологическое, моральное и материальное удовлетворение.

Американский экономист Лестер Карл Туроу приводит такой пример: «Допустим, что кто-то захотел получить ученую степень доктора наук (Ph.D). Этот человек посещает учебные заведения на протяжении 20-ти и более лет перед тем, как он получит какую-либо отдачу от этого. Какие виды инвестиций в физический капитал могут сравниться с этим? Учитывая требующиеся объемы времени и продолжительность периода, в течение которого соответствующие затраты должны быть возмещены, степень вероятности не нахождения экономики, в которой такие знания могут быть применены, колоссальна»[165].

При этом средняя продолжительность активной человеческой жизни в таких странах, как США, Япония в среднем составляет 78–80 лет. Высокий уровень развития человеческого капитала в этих странах приносит реальные плоды.

Стимулирование притока национальных и иностранных инвестиций в сферу высоких технологий, науки, образования является важнейшей проблемой современности и ближайшего будущего нашей страны. Барьеры широкомасштабного привлечения иностранных инвестиций в человеческий капитал и в том числе в образование нашей страны вызваны рядом причин, в числе которых выделяются: несовершенное законодательство; финансовая нестабильность; отсталость инфраструктуры и внешняя задолженность; коррупция в отраслях, нуждающихся в инвестициях; нехватка высококвалифицированных кадров для презентации инвестиционных проектов – наиболее важный фактор.

Связь между современным качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, развития эффективной экономики и безопасного государства в целом очевидна. В России жизненно важно дать системе образования стимул движения вперед. Это первоочередная задача приоритетного Национального проекта «Образование», принятого Правительством в 2005 году. Препятствием для развития человеческого капитала в его научно-техническом измерении является продолжающийся уже полтора десятилетия кризис науки. Кризис науки не является простым следствием ее «недофинансирования», поскольку финансовые аспекты кризиса при всей их важности являются лишь моментом системного кризиса и сами обусловлены более глубокими причинами.

В 2004 г. Правительство Российской Федерации одобрило «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации»[166], которые базируются на концептуальных положениях теории человеческого капитала. Так, в «Приоритетных направлениях» записано: «На нынешнем этапе модернизации образования ключевой проблемой для Российской Федерации является проблема становления институциональных механизмов, обеспечивающих связь развития человеческого капитала с ростом благосостояния граждан страны»[167].

Структура российской науки, обусловливающей становление и развитие образования, ее организационные формы остались почти неизменными, будучи приспособленными к прежней советской административно-командной системе. Структура науки не приспособлена к рыночной конкурентной среде и потому в целом не адекватна современным реалиям.

В «Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» констатируется отставание системы образования России от требований современной экономики. Оно выражается в отсутствии реакции профессионального образования на потребности рынка труда. Поэтому основными приоритетами государственной политики в области образования являются: повышение инвестиционной привлекательности сферы образования; обеспечение доступности качественного общего образования; развитие современной системы непрерывного профессионального образования; повышение качества профессионального образования[168].

Перестройка системы образования в России направлена на создание эффективного взаимодействия системы образования и рынка труда. В частности, предполагается: введение профессионального обучения старшеклассников в школе; реконструирование сети учебных заведений начального и среднего профессионально-технического образования; переход на двухуровневую систему (бакалавриат и магистратуру) в высшей школе и т.д.

В «Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» предлагается развитие новых подходов к проблеме финансирования образования, среди которых использование внебюджетных источников: средств населения, вложений бизнеса, вовлечение образовательных учреждений в самостоятельное зарабатывание денег и др.

Бюджетные источники финансирования образования должны быть непосредственно связаны с потребителями образовательных услуг, что называется персонифицированным финансированием по принципу «деньги следуют за учащимися». На практике возможна реализация принципа персонифицированного финансирования и в сфере высшего профессионального образования («деньги следуют за студентом»). Для ее внедрения могут быть использованы: государственная система образовательного кредитования; государственные именные финансовые обязательства.

Достаточно важное место в «Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» отведено необходимости развития системы непрерывного профессионального образования. Концепция непрерывного профессионального образования в качестве научно-практической основы для решения как текущих, так и долгосрочных проблем в сфере подготовки кадров принята
ЮНЕСКО, a также рядом международных региональных организаций.

Концепция базируется на следующих принципах: обучение не должно ограничиваться во времени, оно продолжается всю жизнь; средством передачи знаний может быть не только формальная система образования, но и неформальная; необходимо создание условий для системного распространения знаний и образовательных ценностей с помощью средств массовой информации и неформальных форм учебной деятельности.

Следует отметить, что при этом основной акцент должен делаться не на усвоение обучаемыми фиксированного объема знаний, a на выработку у них умения учиться всю жизнь, на формирование профессиональной компетентности; на подготовку к трудовой деятельности, к самообразованию; на обучение поиску, отбору, анализу и обработке необходимой информации.

Предполагается совмещение обучения с трудовой деятельностью, использование ЭВМ и информационных систем, которые призваны коренным образом изменить традиционные формы обучения.

В «Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» содержится явная недооценка необходимости увеличения объемов государственного финансирования, которое в 1990-е годы было сокращено более чем в 2 раза. В последние годы хотя и произошло увеличение государственного финансирования, но его явно недостаточно для модернизации материально-технической базы для существенного повышения заработной платы работников сферы образования.

В «Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» основное внимание уделяется компьютеризации образования, развитию дистанционного обучения. Но при всей их важности они не могут заменить передовые технологии развивающего обучения. Не могут заменить прогрессивные педагогические методы и методики обучения, благодаря которым обеспечивается интенсификация учебного процесса и повышение качества образования.

Вместе с тем доля бюджетных расходов на образование и социальную защиту в общем объеме расходов бюджетной системы Российской Федерации ниже, чем в большинстве стран мира, a на здравоохранение – ниже всех стран «Группы семи». При этом на 2009–2011 гг. предусматривалось снижение доли бюджетных расходов на здравоохранение и образование в общем объеме расходов бюджетной системы Российской Федерации. Объём расходов федерального бюджета на 2008–2014 годы по разделам классификации расходов бюджета Российской Федерации представлен в табл. 9 «Государственные расходы на образование в Российской федерации, 2001–2014 годы (в миллиардах рублей)».

Государственные расходы на образование
в Российской федерации, 2001–2014 годы (в миллиардах рублей)[169]

Образование как вид инвестиций в человеческий капитал

  • Главная
  • ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ И РОСТА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ И РОСТА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

В работе рассмотрены различные подходы к пониманию человеческого капитала. Дано определение человеческого капитала и способов инвестирования в человеческий капитал.

Актуальность исследования заключается в том, что эффективное использование и развитие человеческого капитала является приоритетным направлением ведущих стран мира. Именно он способствует повышению качества жизни, а также росту эффективности национальной экономики.

Гипотеза исследования – образование это путь к успеху.

Объект исследования — человеческий капитал.

Предмет исследования – образование как фактор успешности и роста человеческого капитала.

Цель работы — рассмотрение теоретических и практических основ человеческого капитала в целом и образования в частности, а также роль образования в развитии успешности человека в современной России.

В соответствии с целью, определены следующие задачи:

Определить сущность и понятие человеческого капитала.

Проанализировать некоторые литературные источники по теме исследования.

Провести обзор видов инвестиций в человеческий капитал.

Рассмотреть образование как основной вид инвестиций в развитие человеческого капитала .

Выявление связи образования и успешности человека.

Проведение интернет опроса по теме исследования.

Проанализировать результаты интернет опроса

Исследование состоит из трех этапов: теоретического, практического и аналитического.

Теоретический: изучение и анализ литературных источников.

Эмпирические: интернет-опрос, анализ интернет-опроса.

1. Понятие «человеческий капитал»

Сущность человеческого капитала

Человеческий капитал (англ. human capital) — совокупность знаний, умений, навыков, которые используются для удовлетворения потребностей человека и общества в целом. Изначально под человеческим капиталом понималась совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду — образование и профессиональные навыки. На сегодняшний день понятие человеческого капитала существенно расширилось. Это затраты семей на питание, одежду, жилища, образование, здравоохранение, культуру, а также расходы государства на эти цели.

Понятие человеческого капитала определили американские ученые, лауреаты Нобелевской премии по экономике Гэри Беккер и Теодор Шульц. Они показали, что вложения в человеческий капитал могут давать высокий экономический эффект и что они все в большей степени определяют развитие экономики. Теодор Шульц говорил, что улучшение благосостояния бедных людей зависело скорее от знаний, а не от используемой техники, усилий или земли.

Человеческий капитал можно описать как комбинацию качеств человека и его способностей. То есть определенные качества, которые человек приносит в свою работу – это энергия и ум, позитивность, надежность, преданность. Способность человека учиться, означает одаренность, творческий характер личности, воображение и отличную смекалку.

Если рассматривать понятие человеческого капитала в узком смысле, то одной из форм человеческого капитала является образование. А если в широком смысле, то человеческий капитал образуется при помощи инвестиций в человека в виде затрат на образование, на охрану здоровья, миграцию, а также на поиск информации о ценах и доходах (Приложение 1).

Таким образом, капитал назвали «человеческим», потому что он становиться частью человека, а «капиталом» он является из-за того, что представляет собой источник для будущих заработков и удовлетворений.

Анализ некоторых литературных источников по теме исследования и особенности человеческого капитала

Шульц Т. предложил определение: «Все человеческие способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его способности. Приобретенные человеком качества, которые могут быть усилены вложениями, которые мы называем человеческим капиталом» [15, с. 45].

И. Бен-Порет считал, что человеческий капитал – это особый фонд, выполняющий функции производства трудовых ресурсов в общественных единицах измерения [16]. Кузьмичев С.М. определяет понятие человеческого капитала, как богатство государства, способное обеспечить его устойчивое развитие, поддерживать состояние конкурентоспособности [10].

Ф. Нойманн к главным составляющим человеческого капитала относит сочетание следующих элементов: культурно-этнические особенности, квалификационные качества, общее и профессиональное образование [14].

Е.В. Ванкевич выделяет такие компоненты человеческого капитала как образование и профессиональную подготовку, состояние здоровья, движущие потребности, мотивацию, ценности [7].

По мнению Ю.Г. Быченко человеческий капитал можно разделить на два вида: биологический человеческий капитал (уровень здоровья населения) и культурный человеческий капитал (совокупность моральных качеств, умений, навыков, интеллектуальных способностей) [6].

Особенности человеческого капитала

Со временем может быть увеличен или уменьшен.

Функционирование человеческого капитала зависит от самого человека.

Один из самых важных факторов экономического роста государства.

Человеческий капитал отличается от физического по степени ликвидности.

Инвестиции в человеческий капитал имеют разные источники и носят долгосрочный характер, при этом доходы, получаемые человеком, полностью принадлежат ему и распоряжается он ими самостоятельно.

2. Инвестиции в человеческий капитал

2.1. Виды инвестиций в человеческий капитал

Инвестиции в человеческий капитал – это любое действие, которое повышает квалификацию и способности, а значит и производительность труда. Затраты на повышение производительности можно рассматривать как инвестиции, т. к. эти затраты могут быть многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем. Важно отметить, что одних инвестиций недостаточно. Необходимо желание самого человека.

Виды инвестиций в человеческий капитал:

Расходы на образование.

Расходы на здравоохранение (профилактика заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий).

Расходы на мобильность, благодаря которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью в места со сравнительно высокими производительностью и доходами.

Инвестиции в человеческий капитал может осуществлять человек, предприятия (организации), образовательные учреждения и общество в лице государства. Частные инвестиции – это инвестиции человека в самого себя. Самостоятельно принимая решение об инвестировании (особенно в образование), человек не знает, каким будет соотношение спроса и предложения в момент получения им профессии, будет ли он востребован как работник или пополнит армию безработных. Это тормозит инвестиционную активность человека. Важное значение имеет профессиональная ориентация, мониторинг «будущих» профессий, саморазвитие в перспективных направлениях. Какими н сегодня является в частности изучение иностранных языков, информационные системы, робототехника.

Инвестиции в человеческий капитал являются основой накопления нематериального богатства общества, которое происходит в сфере образования, культуры и здравоохранения, включая в себя накопление опыта во всех отраслях и сферах экономики.

2.2. Образование как основной вид инвестиций в развитие человеческого капитала

С экономической точки зрения образование — это источник экономического роста. Накопление человеческого капитала происходит как на этапе школьного обучения, которое закладывает базовые знания и навыки, так и дальнейшего обучения, имеющего своей целью получение определенной профессии, а также в процессе профессиональной деятельности. Причем умения и знания, полученные на предыдущих этапах обучения, повышают эффективность дальнейших инвестиций в человеческий капитал и, как результат, обеспечивают возможность успешной деятельности в различных областях.

Конкурентоспособность страны определяет ее место в мировой экономике. В конце ХХ века вопрос о конкурентоспособности фирм, отраслей и национальных экономик определяется, прежде всего, качеством рабочей силы, тогда как раньше решающее значение имела конкурентоспособность товаров и услуг. В связи с этим необходимо заметить, что решающим фактором в экономическом развитии общества всегда был человек.

Расходы, которые увеличивают производительные качества и характеристики индивида, «можно рассматривать как инвестиции, ибо текущие издержки осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно компенсированы возросшим потоком доходов в будущем», говорят теоретики человеческого капитала.

Образование формирует рабочую силу, которая становится более квалифицированной и более производительной. Расходы на образование людей влекут за собой рост издержек в настоящем, чтобы получить выгоду в будущем от повышения рыночной стоимости их трудовых услуг. Среди существующих форм инвестиций в человеческий капитал, образование сегодня является одной из основных.

Понимание того, что инвестиции в человеческий капитал вносят вклад в экономический рост, связано еще со временами Адама Смита. Классические экономисты уделяли должное внимание необходимости расходов на получение и развитие умений и навыков человеком. Однако только в 1960-х годах Т. Шульц и Е. Дэнисон показали, что образование способствует росту национального дохода посредством усовершенствования умений и навыков рабочей силы.

Таким образом, состояние современной системы образования, в конечном счете, предопределяет развитие страны на ближайшие годы. Поэтому логично утверждать, что образование является ведущей отраслью производства человеческого капитала, фундаментом будущего благополучия человека и всего общества [10].

3. Образование как фактор успешности.

3.1. Как образование влияет на успешность человека

Успех — это способность сделать жизнь такой, какой человек сам хочет, чтобы она была. Успех предполагает добиваться поставленных целей и получать от этого удовольствие и удовлетворенность. Поэтому, успешный человек обладает такими качествами, как независимость; уверенность (человек принимает обдуманные решения и не боится ошибиться); настойчивость, которая помогает человеку двигаться к поставленной цели и не отступать; креативность (все, что способен человек вообразить, он сможет воплотить в жизнь); осознанность, когда человек знает себе цену, ставит простые, ясные цели и достигает их; целеустремлённость; позитивное мышление; з аинтересованность в своём деле.

Возможности, которые дает нам образование:

1. Новые знания . Получить новые знания можно прочитав литературу, но с педагогом изучать что-либо гораздо легче, ведь вам в любой момент могут помочь.

2. Работа по специальности . Многие из профессий можно получить, только после обучения в ВУЗе. Диплом пригодится и обеспечит вас работой, а значит, и средствами к существованию.

3. Престиж. Сегодня устоялось мнение о том, что хороший работник обязательно должен быть образован, а человек без высшего образования не стоит ни хорошей работы, ни приличной зарплаты. Именно престиж, закрепленный за получением диплома, до сих пор обусловливает появление тысяч желающих поступить в высшие учебные заведения.

4. Приобретение социальных навыков во время обучения. Человек учится взаимодействовать с коллективом, договариваться, находить выход из трудных ситуаций, что может очень пригодится в дальнейшей жизни.

Нужно ли образования для того, чтобы стать успешным? Однозначного ответа на этот вопрос нет, однако у образованного человека больше возможностей для реализации своих целей. Пример — жизнь Била Гейтса.

Родился Билл в зажиточной семье. Отец работал успешным юристом, а мать занималась благотворительностью. С детства родители пытались привить сыну дух соревнования. Родные заботились о том, чтобы мальчик стремился к науке. Билл любил играть в различные игры, в которых часто был победителем. В 10 лет он решил, что войдет в круг успешных людей. Примером для подражания был его отец. Вместо спортивных игр и веселья с друзьями мальчик много читал и уделял время учебе. Уже тогда его заинтересовала уникальная машина — компьютер. Интуитивно он чувствовал, что мир изменят программы, а не приборы, на которых они установлены. Именно в это время Билл создавал первые проекты. Директор поощрял учеников премиями. За свою работу мальчик получил в 15 лет первые 500 долларов. Окончив школу, парень поставил перед собой цель — зарабатывать на программировании.

3.2. Интернет-опрос на тему исследования

Мне стало интересно узнать, сколько людей считают себя успешными и что, по мнению опрошенных, определяет эту самую успешность.

Мной был составлен опросник, состоящий из 2 вопросов по теме исследования. Опросник размещен в сети Интернет в форме для опроса Google . form . В опросе приняли участие родители учащихся МБОУ Одинцовская гимназия №14, всего 100 человек.

Опросник включал следующие вопросы.

Считаете ли вы себя успешным человеком?

Что, по вашему мнению, определяет успешность человека? (выберите 3 наиболее значимые для вас варианта)

Начитанность 2) Образованность 3) Соблюдение ЗОЖ

Наличие начального капитала 5) крепкая семья

богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите

трудолюбие 8) везение 9) непрерывный процесс обучения

10) умение правильно ставить цели и достигать их

Ссылка на опрос https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSeahtTrL-4ozzF_Lp6zftTG-J55Jc24qnqSRwmnmpxogFZCdQ/viewform?usp=sf_link

3.3. Анализ результатов интернет-опроса

По результатам опроса я выяснила, что 34 % опрошенных (34 человека), считающими себя неуспешными людьми.Они отмечают, что для достижения успешности им необходимо:

умение правильно ставить цели и достигать их – 44 % (15 человек)

богатые родители (родственники) – 44% (15 человек)

Везение – 41% (14 человек)

трудолюбие — 38% (13 человек)

наличие начального капитала – 38% (13 человек)

образованность – 35% (12 человек)

крепкая семья – 21% (7 человек)

непрерывный процесс обучения — 18% (6 человек)

начитанность – 18% (6 человек)

соблюдение ЗОЖ – 0% (0 человек)

66% опрошенных (66 человек) называли себя успешными, а также отметили, что их успешность определяется:

Образованностью – 59% (39 человек)

Умением правильно ставить цели и достигать их – 50% (33 человек)

Непрерывным процессом обучения — 47% (31 человек)

Наличием крепкой семьи – 32% (21 человек)

Начитанностью – 30% (20 человек)

Соблюдением ЗОЖ – 28% (19 человек)

Трудолюбием — 27% (18 человек)

Наличием начального капитала – 21% (14 человек)

Наличием богатых родителей (родственников) – 0% (0 человек)

Везением – 6% (4 человек)

Результаты опроса представлены в приложении 4

Обозначим группы опрашиваемых цифрами 1 – те, кто считает себя успешными и 2 – кто не считает себя успешными

Выводы по опросу

По результату опроса видно, что группа 1 и группа 2 считают важным правильно ставить перед собой цели. Только 1 эти цели себе ставили, а 2м этого не хватало. Более чем в два раза отличается показатель «непрерывный процесс обучения» и «образованность». То есть группа 1 выделяет эти показатели крайне важными для достижения успеха. А группа 2 — нет.

Особо хочется отметить результаты опроса по параметрам «соблюдние ЗОЖ» и «наличие богатых родителей». Группа 1 отметила важность соблюдения ЗОЖ для достижения усеха, то есть они придают большое значение совему здоровью. Дйствительно, для достижения успеха, для достижения целей важно иметь хорошее здоровье, не болеть и чувствовать себя хорошо. Группа 2 даже не задумываются о своем здоровье. Противоположная ситуация обстоит с показателем «наличием богатых родителей». Группа 2 уверена что им не хватает этого для успеха, а группа 1 вообще не отетили этот вариант в своих ответах.

То есть можно сделать вывод: добиться успеха реально своими силами. Для этого надо быть целеустремленным, заботиться о своем здоровье, быть образованным человеком и не переставать обучаться в течении всей жизни. Ведь очень важно развиваться, «не стоять на месте», много трудиться, иметь крекую любящую семью, забоиться о близких.

В данной исследовательской работе был рассмотрек очень важный и актуальный вопрос инвестиций в человеческий капитал, в частности роль обазования как одного из основных факторов развития человеческого капитала и успешности человека.

Поставленные в начале работы задачи выполнены. А именно:

Определены сущность и понятие человеческого капитала.

Проведен анализ некоторых литературных источников по теме исследования.

Проведен обзор видов инвестиций в человеческий капитал.

Рассмотрено образование как основной вид инвестиций в развитие человеческого капитала.

Выявлены связи образования и успешности человека.

Проведен интернет-опроса по теме исследования.

Проведен анализ результатов интернет-опроса.

Цель исследования достигнута, т.е. рассмотрены теоретические и практические основы человеческого капитала в целом и образования в частности, а также роль образования в развитии успешности человека в современной России.

Вывод. Образование играет, и я думаю, будет играть важнейшую роль в развитии человека. Оно — основа на пути к успешной жизни. Образованный человек интересен в общении, обладает огромным багажом знаний и умений, которые он сможет передать потомкам. Значит нельзя допускать, чтобы в сознании людей сформировалось ошибочное представление о том, что для успеха не обязательно много учиться и трудиться.

Инвестиции в образование это вклад в себя, в свое будущее, в свой успех!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Авраменко А.И. Экономическая теория: практикум – Минск, 2015. – 480 с.

2. Басовский Л.Е. Микроэкономика: Учебник. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 224 c.

3. Бахшиян Д.В., Зевеке О.Ю. Человеческий капитал – основной ресурс эффективного предприятия, как резонанс на вызовы современного мира // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2017. – №3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2017/03/14317 (дата обращения: 30.09.2017).

4. Беккер Г. Экономическая теория. – Н, 1971. – 360 с.

5. Микроэкономика: Базовый курс: Учебник для бакалавров / Под ред. Г.А. Родина, С.В. Тарасова. – М.: Юрайт, 2014. – 263 c.

6. Быченко Ю.Г. Инновационный механизм устойчивого развития человеческого капитала. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 532 c.

7. Ванкевич Е.В. Оценка эффективности инвестиций в человеческий капитал Беларуси // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2009. – №4. – С. 43–49.

8. Вечканов Г.С. Микроэкономика: Учебник для вузов: Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2014. – 464 c.

9. Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном воспроизводстве. – СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1996. – 189 с.

10. Кармазина Ю. А. Образование как инвестиции в человеческий капитал // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 349-351. — URL https://moluch.ru/archive/66/11040/ (дата обращения: 19.01.2020).

11. Кузьмичев С.М. Актуальные вопросы понимания человеческого капитала и его роль в современных экономических процессах // Молодой ученый. – 2017. – №28. – С. 63–64.

12. Критский М. М. Человеческий капитал. – Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. – ISBN 5-288-00703-9:2.40. – 117 с.

13. Маховикова Г.А. Микроэкономика: продвинутый курс: Учебник и практикум. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 322 c.

14. Нойманн Ф. Методика экономической оценки человеческого капитала // Тезисы докладов международной научно-практической конференции: Государственное управление: трансформационные процессы в современном мире. – Ч. 2. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. – 98 с.

15. Шульц Т. Инвестиции в человеческий капитал. – Лондон, 1971. – 522 с.

16. Ben-Porath Y. The Production of Human Capital over Time / W. Lee Hansen, editor // Education, Income, and Human Capital. – NBER. – 1970. – ISBN 0-870-14218-6. – PP. 129–154.

Результаты интернет — опроса (таблица)

образованность, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения

начитанность, образованность, крепкая семья

образованность, соблюдение ЗОЖ, умение правильно ставить цели и достигать их

трудолюбие, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения

наличие начального капитала, богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите, везение (одним везет, другим нет, как бы они не старались)

образованность, наличие начального капитала, крепкая семья

наличие начального капитала, трудолюбие, умение правильно ставить цели и достигать их

образованность, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения

образованность, соблюдение ЗОЖ, трудолюбие

начитанность, образованность, умение правильно ставить цели и достигать их

образованность, трудолюбие, непрерывный процесс обучения

образованность, наличие начального капитала, богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите

начитанность, наличие начального капитала, непрерывный процесс обучения

начитанность, наличие начального капитала, умение правильно ставить цели и достигать их

образованность, крепкая семья, везение (одним везет, другим нет как бы они не старались)

начитанность, богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите, везение (одним везет, другим нет, как бы они не старались)

образованность, крепкая семья, трудолюбие

трудолюбие, везение (одним везет, другим нет, как бы они не старались), умение правильно ставить цели и достигать их

начитанность, наличие начального капитала, умение правильно ставить цели и достигать их

образованность, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения

наличие начального капитала, везение (одним везет, другим нет как бы они не старались), умение правильно ставить цели и достигать их

образованность, соблюдение ЗОЖ, крепкая семья

соблюдение ЗОЖ, крепкая семья, трудолюбие

наличие начального капитала, богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите, везение (одним везет, другим нет, как бы они не старались)

наличие начального капитала, богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите, трудолюбие

крепкая семья, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения

образованность, наличие начального капитала, умение правильно ставить цели и достигать их

образованность, наличие начального капитала, везение (одним везет, другим нет как бы они не старались)

богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите, везение (одним везет, другим нет, как бы они не старались), умение правильно ставить цели и достигать их

образованность, везение (одним везет, другим нет как бы они не старались), непрерывный процесс обучения

образованность, соблюдение ЗОЖ, крепкая семья

трудолюбие, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения

трудолюбие, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения

начитанность, образованность, умение правильно ставить цели и достигать их

начитанность, образованность, соблюдение ЗОЖ

трудолюбие, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения

образованность, крепкая семья, непрерывный процесс обучения

крепкая семья, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения

начитанность, образованность, умение правильно ставить цели и достигать их

наличие начального капитала, богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите, везение (одним везет, другим нет, как бы они не старались)

трудолюбие, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения

начитанность, образованность, непрерывный процесс обучения

начитанность, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения

образованность, крепкая семья, везение (одним везет, другим нет как бы они не старались)

крепкая семья, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения

начитанность, образованность, непрерывный процесс обучения

соблюдение ЗОЖ, трудолюбие, непрерывный процесс обучения

начитанность, трудолюбие, умение правильно ставить цели и достигать их

образованность, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения

наличие начального капитала, трудолюбие, умение правильно ставить цели и достигать их

богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите, трудолюбие, везение (одним везет, другим нет, как бы они не старались)

образованность, соблюдение ЗОЖ, умение правильно ставить цели и достигать их

начитанность, образованность, трудолюбие

крепкая семья, везение (одним везет, другим нет, как бы они не старались), умение правильно ставить цели и достигать их

образованность, наличие начального капитала, умение правильно ставить цели и достигать их

образованность, соблюдение ЗОЖ, крепкая семья

образованность, крепкая семья, непрерывный процесс обучения

богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите, везение (одним везет, другим нет, как бы они не старались), умение правильно ставить цели и достигать их

образованность, крепкая семья, умение правильно ставить цели и достигать их

начитанность, образованность, наличие начального капитала

образованность, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения

начитанность, образованность, наличие начального капитала

наличие начального капитала, трудолюбие, непрерывный процесс обучения

образованность, крепкая семья, умение правильно ставить цели и достигать их

образованность, соблюдение ЗОЖ, наличие начального капитала

трудолюбие, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения

образованность, крепкая семья, трудолюбие

наличие начального капитала, крепкая семья, везение (одним везет, другим нет, как бы они не старались)

образованность, соблюдение ЗОЖ, наличие начального капитала

крепкая семья, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения

начитанность, трудолюбие, непрерывный процесс обучения

начитанность, образованность, непрерывный процесс обучения

начитанность, образованность, непрерывный процесс обучения

начитанность, трудолюбие, непрерывный процесс обучения

начитанность, образованность, соблюдение ЗОЖ, наличие начального капитала

начитанность, образованность, соблюдение ЗОЖ, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения

соблюдение ЗОЖ, крепкая семья, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения

богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите, трудолюбие, умение правильно ставить цели и достигать их

начитанность, образованность, соблюдение ЗОЖ, трудолюбие

крепкая семья, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения

начитанность, соблюдение ЗОЖ, непрерывный процесс обучения

соблюдение ЗОЖ, крепкая семья, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения

образованность, богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите, крепкая семья

трудолюбие, непрерывный процесс обучения

крепкая семья, трудолюбие, непрерывный процесс обучения

начитанность, соблюдение ЗОЖ, наличие начального капитала

наличие начального капитала, богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите, везение (одним везет, другим нет, как бы они не старались)

наличие начального капитала, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения

образованность, крепкая семья, умение правильно ставить цели и достигать их

образованность, соблюдение ЗОЖ, наличие начального капитала

образованность, умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения

богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите, трудолюбие, везение (одним везет, другим нет, как бы они не старались)

богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите, крепкая семья, умение правильно ставить цели и достигать их

везение (одним везет, другим нет, как бы они не старались), умение правильно ставить цели и достигать их, непрерывный процесс обучения

начитанность, образованность, наличие начального капитала

богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите, трудолюбие, умение правильно ставить цели и достигать их

наличие начального капитала, крепкая семья, трудолюбие

образованность, крепкая семья, везение (одним везет, другим нет, как бы они не старались)

образованность, трудолюбие, умение правильно ставить цели и достигать их

образованность, трудолюбие, умение правильно ставить цели и достигать их

Результаты опроса в виде диаграммы

По результатам опроса я выяснила, что 34 % опрошенных (34 человека), считающими себя неуспешными людьми. Они отмечают, что для достижения успешности им необходимо:

умение правильно ставить цели и достигать их – 44 % (15 человек)

богатые родители (родственники), дело которых вы продолжите – 44% (15 человек)

везение – 41% (14 человек)

трудолюбие — 38% (13 человек)

наличие начального капитала – 38% (13 человек)

образованность – 35% (12 человек)

крепкая семья – 21% (7 человек)

непрерывный процесс обучения — 18% (6 человек)

начитанность – 18% (6 человек)

соблюдение ЗОЖ – 0% (0 человек)

66% опрошенных (66 человек) называли себя успешными, а также отметили, что их успешность определяется:

образованностью – 59% (39 человек)

умением правильно ставить цели и достигать их – 50% (33 человек)

непрерывным процессом обучения — 47% (31 человек)

наличием крепкой семьи – 32% (21 человек)

начитанностью – 30% (20 человек)

соблюдением ЗОЖ – 28% (19 человек)

трудолюбием — 27% (18 человек)

наличием начального капитала – 21% (14 человек)

наличием богатых родителей (родственников), дело которых они могут продолжить – 0% (0 человек)

везением – 6% (4 человек)

Результаты опроса представлены в приложении 4

Обозначим группы опрашиваемых цифрами 1 – те, кто считает себя успешными и 2 – кто не считает себя успешными

По результату опроса видно, что группа 1 и группа 2 считают важным правильно ставить перед собой цели. Только 1 эти цели себе ставили, а 2м этого не хватало. Более чем в два раза отличается показатель «непрерывный процесс обучения» и «образованность». То есть группа 1 выделяет эти показатели крайне важными для достижения успеха. Тогда как для групы 2 это не представляется важным. Может поэтому они и н добиваются успеха?

Особо хочется отметить результаты опроса по параметрам «соблюдние ЗОЖ» и «наличие богатых родителей». Группа 1 отметила важность соблюдения ЗОЖ для достижения усеха, то есть они придают большое значение совему здоровью. Дйствительно, для достижения успеха, для достижения целей важно иметь хорошее здоровье, не болеть и чувствовать себя хорошо. Группа 2 даже не задумываются о своем здоровье. А зря! Совсем противоположная ситуация обстоит с показателем «наличием богатых родителей». Группа 2 уверена что им не хватает этого для успеха, тогда как группа 1 вообще не отетили этот вариант в своих ответах.

То есть можно сделать вывод: добиться успеха реально своими силами. Для этого надо быть целеустремленным, заботливым о своем здоровье, образованным человеком и не переставать обучаться в течении всей жизни. Ведь очень важно развиваться, «не стоять на месте», много трудиться, иметь крекую любящую семью, забоиться о близких.

Источник https://moluch.ru/archive/66/11040/

Источник https://monographies.ru/en/book/section?id=11079

Источник https://school-science.ru/9/14/43612

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *