Инвестиции как фактор развития региона (на примере Волгоградской области) – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

 

Инвестиции как фактор экономического роста регионов

2 ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» Новгородский филиал

Статья посвящена проблемам изучения динамики и структуры инвестиций как фактора экономического и социального развития Новгородской области. Рассматриваются основные показатели динамики и структуры инвестиций в регионе. Проведен анализ относительных показателей динамики и структуры инвестиций в Новгородской области за период 2000-2017 гг.: индекса физического объема инвестиций в основной капитал, видовой структуры. Выявлены основные тенденции динамики инвестиций в Новгородской области за рассматриваемый период на основе их структурного и динамического анализа в целом по региону, в разрезе отраслей, видов деятельности, по источникам финансирования, проанализирована динамика инвестиций в научные исследования и разработки. Сформулированы выводы, характеризующие особенности динамики относительных показателей изменения инвестиций (цепных темпов роста), в отраслях экономики Новгородской области. На основе анализа распределения инновационных разработок в зависимости от продолжительности периода их внедрения в Новгородской области в 2013-2016 гг выявлена проблема избыточной продолжительности периода внедрения инноваций. Обосновывается необходимость стимулирования инвестиций в инновационный сектор экономики с поддержкой венчурных компаний и осуществлением полного инновационного цикла от формирования идеи до внедрения инвестиционного проекта.

1. Лебедева Г.В. Количественные и качественные показатели экономического роста как критерии экономической безопасности региона // Экономическая безопасность: стратегические риски и угрозы: III Межвузовская научно-практическая конференция с международным участием: сборник статей / Под ред. Т.И. Безденежных, Р.В. Дронова, В.В. Шапкина. 2016. С. 77–80.

2. Лебедева Г.В. Особенности формирования оценочных показателей экономического роста // Вестник Новгородского филиала РАНХиГС. 2016. Т. 1. № 5–1. С. 50–57.

3. Лебедева Г.В. Формирование системы показателей и критериев оценки эффективности экономического роста // Социально-экономические и правовые основы развития экономики. Уфа: Аэтерна, 2016. С. 51–63.

4. Статистический ежегодник Новгородской области. 2018: Статистический сборник / Новгородстат. В.Н., 2018. 331 с.

5. Лебедева Г.В. Подходы к формированию оценочных показателей экономического роста // Научное обозрение. 2015. № 17. С. 313–317.

6. Волковинская М.Л., Белова Л.А. Особенности механизма управления инвестиционной политикой региона // Экономика и управление в условиях современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 63–66.

7. Гойхер О.Л., Данилов А.И. Роль экономических институтов в инвестиционной политике региона // Экономика и предпринимательство. 2015. № 12–3 (65). С. 1146–1149.

8. Грасмик К. Агентства по привлечению прямых иностранных инвестиций и их роль в региональной инвестиционной политике // Проблемы теории и практики управления. 2016. № 1. С. 75–81.

9. Дулина К.С. Воздействие санкций на инвестиционный климат и индустриальную политику российской федерации // Научный потенциал XXI века: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. 2017. С. 86–89.

10. Игнатова О.В. Влияние цифровой экономики на инвестиционную политику // Финансовая стратегия предприятий в условиях нестабильности экономики: материалы II Международной научно-практической конференции. 2018. С. 61–64.

11. Киреев А.А., Смолягин И.В. Инвестиционная и бюджетная политика муниципальных образований // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2015. № 1 (123). С. 20–23.

12. Климова Н.В., Мурашкина С.Ю. Влияние санкций на инвестиционный климат и промышленную политику России // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 106. С. 162–174.

13. Коковихин А.Ю. Методы управления инвестиционной политикой региона // Кластеры в экономике России: сущность, проблемы и перспективы развития: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. 2017. С. 64–66.

Инвестиции являются не просто средством вложения каких-либо активов предпринимателей, а способом достижения экономической и социальной эффективности, на основе которой могут быть решены многообразные социальные и экономические задачи. Поэтому инвестиционный процесс в конечном счете имеет социальную ориентацию. В свою очередь, инвестиционный процесс формируется под влиянием объективных экономических факторов и социально-политического положения в стране. Совокупность этих факторов и образует инвестиционный климат. Существование примеров позитивного опыта формирования благоприятного инвестиционного климата и инвестиционной политики на региональном уровне, например в Новгородской области, расширения активной политики в области вложений и реализации инвестиционных проектов позволяют создавать условия для успешного развития бизнеса.

lebed1.wmf

Рис. 1. Инвестиции в основной капитал, млн руб.

Цель исследования: анализ динамики и структуры инвестиций и выявление особенностей практики реализации инвестиционной политики в Новгородской области.

Материалы и методы исследования

При выполнении исследования были использованы следующие методы: сравнения, графический, табличный, монографический. Логической основой исследования послужили труды российских и зарубежных специалистов в области государственного и муниципального управления, экономистов, менеджеров, статистические данные, а также данные периодических изданий и официальных интернет-сайтов. Объектом исследования является Новгородская область. Предметом исследования являются динамика и структура инвестиций, инвестиционная политика Новгородской области.

Результаты исследования и их обсуждение

Развитие экономики невозможно при отсутствии активизации инвестиционной деятельности. Определяющую роль в этом процессе играет государственное регулирование инвестиционной сферы. Непосредственным результатом создания благоприятного инвестиционного климата и принятия инвестиционного законодательства стал быстрый рост иностранных и отечественных инвестиций в Новгородской области с 1995 г. [1–3].

Общий объем инвестиций в 2017 г. в основном определяется инвестициями в следующие отрасли: обрабатывающие производства – 8819,8 млн руб., транспортировка и хранение – 41757,5 млн руб., обработка древесины 1672 млн руб., обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха – 2596,5 млн руб., деятельность по операциям с недвижимым имуществом – 2849,1 млн руб., образование – 1163,4 млн руб., сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство – 1079,4 млн руб.

На рис. 1 и в табл. 1 [4, 5] представлены данные об инвестициях в Новгородской области в основной капитал за 2000–2017 гг. Очевидная динамика роста инвестиций сменяется их сокращением в 2017 г.

Инвестиции в основной капитал (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами; в фактически действовавших ценах)

Инвестиции как фактор развития региона (на примере Волгоградской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Процесс преобразований в России остро поставил проблему привлечения инвестиций в экономику страны. Увеличение темпов экономического роста региона сегодня напрямую зависит от качества формирования инвестиционной политики. В статье дана оценка привлекательности Волгоградской области для инвесторов и разработан ряд рекомендаций по преодолению основных проблем политического, экономического и инфраструктурного характера, предложены меры по улучшению инвестиционного климата региона.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шабельский А.А.

Устойчивое развитие регионов через обеспечение инновационной политики и повышение инвестиционного потенциала

Территориальные диспропорции инвестиционного развития регионов Российской Федерации (на примере Центрального федерального округа)

Текст научной работы на тему «Инвестиции как фактор развития региона (на примере Волгоградской области)»

ватно использовать лучшие наработки в сфере управления государственными финансами, проверенные временем, при построении отечественной системы контроля государственных финансов.

Вопросы построения современной эффективной системы оценки государственных финансов крайне актуальны. Однако большинство исследований не содержит обоснования положительных и отрицательных аспектов возможного воспроизведения зарубежной практики в отечественных условиях [3]. С другой стороны, необходимо учитывать динамизм происходящих в обществе изменений, вызывающих соответствующие изменения в контрольных системах различных государств.

1. Колэндер Д. Смерть неоклассической экономической теории // Социальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литература. Сер. 2. Экономика: РЖ/РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. ис-след. отд. экономики. — М., 2002. — № 1. — С. 7-11.

2. Морозова Е.А. Модели бюджетного федерализма в развитых странах и особенности их применения в Российской Федерации: автореф. дисс. . доктора экономических наук. — М., 2009.

3. Муравьева З.А. Финансово-кредитные системы зарубежных стран: учеб.-метод. комплекс / З.А. Муравьева. — 2-е изд., доработанное. — Мн.: Изд-во МИУ 2006.

4. Немова ЛА. Межбюджетные отношения: зарубежный опыт и уроки для России [Электронный ресурс] // Россия и Америка в XXI веке. Электронный научный журнал. — 2008. — Режим доступа: http://www.rusus.ru/.

5. Олейник А.Н. В поисках альтернативного курса реформ: размышления о работах французского экономиста В. Андреффа // Экономический вестник Ростовского государственного университета. — 2004. — Т. 2, № 1. — С. 38-44.

ИНВЕСТИЦИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Российская академия народного хозяйства и государственной службы,

Процесс преобразований в России остро поставил проблему привлечения инвестиций в экономику страны. Увеличение темпов экономического роста региона сегодня напрямую зависит от качества форми-

рования инвестиционной политики. В статье дана оценка привлекательности Волгоградской области для инвесторов и разработан ряд рекомендаций по преодолению основных проблем политического, экономического и инфраструктурного характера, предложены меры по улучшению инвестиционного климата региона.

Привлечение инвестиций является важным инструментом регулирования экономики и способно привести к решению проблем не только локального уровня, как развитие малого и среднего бизнеса, создание новых рабочих мест, но и проблем государственной значимости, например, расширение экспортного потенциала страны и повышение конкурентоспособности отечественного производства, ускорение экономического развития и технического прогресса, подготовка кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики и общему реформированию экономики.

Объем поступающих инвестиций является своего рода индикатором того, насколько комфортно вести бизнес в России в целом, и в ее регионах в частности, а выявление сильных и слабых сторон проводимой национальной и региональной политики необходимо для дальнейшего стратегического планирования в данной сфере.

В Волгоградской области в настоящее время основной целью региональной инвестиционной политики является обеспечение экономического подъема за счет привлечения инвестиций в эффективные и конкурентоспособные экологически безопасные производства и виды деятельности, способные обеспечить рост производства продукции, создание и сохранение рабочих мест, расширение налогооблагаемой базы.

В Южном федеральном округе Волгоградская область по объему инвестиций в основной капитал занимает третье место после Краснодарского края и Ростовской области.

Динамика инвестиций в основной капитал Волгоградской области по полному кругу организаций в 2006-2013 гг. [5]

Год Инвестиции в основной капитал Темп роста

в млрд. рублей в % к предыдущему периоду

2006 39,6 (для справки)

2013 (по оценкам) 140,4 111 %

По данным табл. 1, в 2012 году на развитие экономики и социальной сферы Волгоградской области по полному кругу организаций было направлено 126,12 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что выше уровня

2011 года в действующих ценах — на 21 процент. А в 2013 году было направлено 140,40 млрд. рублей, что опять же выше показателя за прошлый период. После наступления мирового финансового кризиса 2008-2009 гг., объем инвестиций в регион снизился, однако начиная с 2009 года и по сей день наблюдается тенденция к постепенному росту данного показателя. В целом, с 2006 года по 2012 год инвестиции в основной капитал в действующих ценах увеличились в 3,2 раза: с 39,6 млрд. рублей до 126,1 млрд. рублей.

Улучшение ситуации произошло благодаря обновлению нормативно-правовой базы, в частности были приняты:

— Закон Волгоградской области от 29 ноября 2011 года N 2257-ОД «Об участии Волгоградской области в государственно-частном партнерстве».

— Закон Волгоградской области от 2 марта 2010 года N 2010-ОД «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области».

— Постановление главы администрации Волгоградской области от 7 сентября 2011 г. N 983 «Об образовании рабочей группы по организации взаимодействия для реализации инвестиционных проектов на территории Волгоградской области с участием государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

— Постановление Правительства Волгоградской области от 26 июня 2012 г. N 143-п «Об образовании Совета по развитию государственно-частного партнерства в Волгоградской области».

Результатом этой работы стали новые производства и предприятия, которые уже созданы в регионе. Самые заметные примеры:

— модернизация производств на волжском заводе «Газпром-Химво-локно», Волгоградском молочном комбинате;

— создание нового производства на площадке «Праксэйр-Каустик»;

— открытие двух логистических центров в Светлоярском районе и недалеко от поселка Гумрак;

— в 2013 году — пуск асфальтобетонного завода «Штрабаг» и начало нового производства на крупнейшем в России заводе детского питания компании «Сады Придонья»;

— торгово-развлекательный центр «Акварель» [3].

К числу наиболее крупных отечественных инвесторов, осуществивших инвестиционные вложения, относятся:

1. Общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Волгоград-нефтепереработка»;

2. Общество с ограниченной ответственностью «ЕвроХим-Волга-Калий»;

3. Приволжская железная дорога — филиал открытого акционерного общества «Российские железные дороги»;

4. Открытое акционерное общество «Волжский трубный завод»;

5. Общество с ограниченной ответственностью совместное предприятие «Волгодеминойл»;

6. Открытое акционерное общество «Себряковцемент»;

7. Закрытое акционерное общество «Газпром химволокно»;

8. Общество с ограниченной ответственностью «Донагрогаз»;

9. Открытое акционерное общество «Волтайр-Пром» [5].

Инвестиции в основной капитал в Южном федеральном округе в 2009-2011 гг.

Всего, Индекс физического объема

млрд. рублей в % к п редыдущему году

2009 2010 2011 2009 2010 2011

Российская Федерация 7976,0 9152,1 10776,8 84,3 106,0 108,3

Южный федеральный округ 709,4 895,6 1026,6 98,4 117,5 106,2

Республика Адыгея 15,9 14,0 16,7 114,3 82,7 107,0

Республика Калмыкия 8,1 7,0 9,3 88,1 77,5 125,2

Краснодарский край 377,0 577,8 676,2 111,7 138,7 108,1

Астраханская область 62,0 59,9 68,7 87,6 94,2 110,0

Волгоградская область 75,6 78,4 100,8 83,6 99,1 120,2

Ростовская область 170,8 158,5 154,9 85,6 92,7 90,3

По данным табл. 2, индекс физического объема Волгоградской области имел положительную тенденцию на протяжении всех трех лет, и к концу 2011 года был меньше только индекса республики Калмыкии и составил 120,2 %. Однако величина инвестиций в основной капитал Волгоградской области значительно отстает от показателей Ростовской области и Краснодарского края.

К основным показателям инвестиционной деятельности организаций -инвестиции в основной капитал, также относятся финансовые вложения организаций и иностранные инвестиции.

Финансовые вложения организаций (без субъектов малого предпринимательства) в 2012 году составили 195,32 млрд.рублей, в том числе долгосрочные — 11,78 млрд.рублей, краткосрочные — 183,54 млрд.рублей. Источником инвестиций в основном была нераспределенная прибыль предприятий и специально созданные фонды.

Иностранные инвестиции в Волгоградскую область в 2011-2012 гг.

Год Объем иностранных инвестиций Страна, лидирующая по размеру инвестиций Доля лидирующей страны-инвестора

млн. долларов США темп роста в % к предыдущему году

2010 193 (для справки)

2011 424,8 220 % Германия 58,40 %

2012 489,9 115 % Австрия 43,05 %

В соответствии с табл. 3, объем иностранных инвестиций в экономику Волгоградской области в 2012 году составил 489,9 млн. долларов США. Это в 1,15 раза больше, чем в 2011 году. Наиболее привлекательными видами деятельности для иностранных инвесторов в 2012 году стали обрабатывающие производства, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, строительство. В 2012 году иностранные инвестиции получены из 27 стран. Наиболее крупная страна-инвестор — Австрия. Волгоградская область заняла третье место по объемам поступления иностранных инвестиций среди регионов Южного федерального округа.

Иностранные инвестиции в регионы Южного федерального округа в 2010-2011 гг. [6]

Поступило, В том числе

млн. долларов Прямые Портфельные Прочие

США инвестиции инвестиции инвестиции

2010 г. 2011 г. 2010 г. 2011 г. 2010 г. 2011 г. 2010 г. 2011 г.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Республика Адыгея 102,3 110,8 22,4 45,7 — — 77,6 54,3

Краснодарский край 543,2 767,5 38,4 33,2 0 0,8 61,6 66

Астраханская область 15,3 11,6 29,7 29,5 0 0 70,3 70,5

Волгоградская область 192,4 423,7 8,6 13 0,8 — 90,6 87

Ростовская область 1460,9 2295,7 3 7,4 0 0 97 92,6

По данным Национального рейтингового агентства «Эксперт РА» Волгоградская область по итогам 2012 года находится на 22 месте по инвестиционному потенциалу, с долей в общероссийском потенциале — 1,128 %. Рейтинг региона остается стабильным на протяжении нескольких лет [4]. Волгоградская область попала в группу 3В1, что означает пониженный инвестиционный потенциал — умеренный инвестиционный риск. Это самая многочисленная группа, включающая в себя 36 регионов Российской Федерации. Помимо рисков и проблем, актуальных для всей России, есть те, которые наиболее остро стоят в Волгоградской области:

— Риски волатильности внешних платежей.

Данные риски связаны с возможным дефицитом вышестоящих бюджетов и, как следствие, — снижением субвенций и субсидий. Это может привести к неисполнению или несвоевременному исполнению обязательств.

По данным табл. 5 видно, что государственный долг с марта 2011 года по март 2012 года увеличился примерно на 7500 миллионов рублей, а доходы бюджета практически не изменились. Это говорит об отсутствии средств для погашения долга, и он будет только расти в следующих периодах.

Соотношение государственного долга и показателей бюджета Волгоградской области в 2011-2012 гг. [1]

Показатёль __ 01.03.2011 01.03.2012

Государственный внутренний долг Волгоградской области (млн. руб.) 11427.27 18955.63

Налоговые и неналоговые доходы (млн. руб.) 9153.52 9195.73

Соотношение государственного долга и показателей бюджета 1.248 2.061

Структура государственного внутреннего долга Волгоградской области на 1 марта 2012 года [2]

Государственный внутренний долг Волгоградской области (млн. руб.) всего, 18955.63

эмиссионные ценные бумаги, указанные в валюте Российской Федерации 5700.00

бюджетные кредиты, полученные от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, всего 3309.22

кредиты, полученные в валюте Российской Федерации от кредитных организаций 9000.00

государственные гарантии субъекта Российской Федерации 946.41

В табл. 6 представлены составные части государственного долга региона, среди которых долг перед кредитными организациями за полученные кредиты составляет 9000 миллионов рублей. Этот долг чреват тем, что проценты растут, и соответственно размер долга тоже растет.

Причиной дефицита вышестоящих бюджетов может быть нестабильная работа предприятий области по добыче и переработке углеводородов, являющихся одними из крупнейших налогоплательщиков на территории Волгоградской области.

Основными подходами к минимизации риска являются детальное финансовое планирование, взаимодействие с вышестоящими органами власти, вхождение в федеральные целевые программы, а также создание собственных резервов.

К таким рискам следует отнести частую смену власти региона. За период с 2010-2014 года, сменилось 3 губернатора, а значит и вся администрация Волгоградской области. Следствием из этого является сложность поиска компромисса между инвесторами и властью.

Из-за чрезмерно частой смены местной власти изменения претерпевают и инвестиционное законодательство, и порядок и условия предоставления государственных гарантий, что соответствующим образом отражается на инвестиционном климате Волгоградской области.

К сожалению, до сих пор не был реализован так называемый «принцип одного окна», то есть создание единого органа по сопровождению инвестиционных проектов от привлечения инвестора до его поддержки и предста-

вительства интересов в органах власти на протяжении срока реализации проекта. Наличие нескольких структур, частично пересекающихся по функциям, приводит к дезориентации потенциальных инвесторов и как следствие, потере доверия к органам власти в целом.

— Неразвитость транспортно-логистической инфраструктуры.

Многие бизнесмены отмечают, что сдерживающим фактором для вложения крупных инвестиций в производство является отсутствие в области развитой транспортно-логистической инфраструктуры. Несмотря на удачное географическое расположение региона, наличие автомобильного, железнодорожного, речного и воздушного сообщения, транспортная инфраструктура региона в целом находится в упадочном состоянии и не готова выдерживать большие нагрузки, с которыми связана реализация крупных инвестиционных проектов.

Задача региональных органов власти в этой связи, обеспечить в регионе качественное функционирование транспортной системы и ее стабильность вне зависимости от сезонных условий, что в условиях местного климата представляет собой весьма сложную задачу.

— Отсутствие устойчивого бренда региона.

Создание регионального бренда является первым этапом работы по формированию позитивного имиджа территорий. Однако не менее важным моментом является постоянное продвижение и поддержание сформированного бренда, способствующего узнаванию региона как на национальном, так и на международном уровнях, тем самым повышая его привлекательность для инвесторов. Так, например, Волгоградская область работает над продвижением своего бренда с помощью участия в международных выставках и форумах.

Однако здесь имеются две проблемы противоречивого характера. Первая состоит в непоследовательности использования брендообразующих компонентов из года в год, что вовсе не способствует узнаваемости образа, поскольку, делая акцент каждый раз на новых компонентах без упоминания тех, которые выдвигались на первый план в предыдущие годы, невозможно сформировать устойчивые ассоциации с регионом.

Вторая же заключается в том, что попытка вести последовательную брендовую политику сводится к шаблонному копированию информации об инвестиционных проектах, ежегодно представляемых в печатных и других рекламно-информационных изданиях, что свидетельствует об отсутствии результатов таких рекламных компаний и, более того, может вызвать подозрение у потенциальных инвесторов. Если состояние инвестиционных объектов из года в год не меняется, то есть никто из других инвесторов в течение нескольких лет ими не заинтересовался, такой проект скорее всего приобретает статус неперспективного и будет обречен.

Таким образом, при разработке концепций инвестиционных проектов необходимо тщательно взвешивать допустимый уровень преемственности регионального бренда и новизну в презентации самих проектов.

Решение ключевых проблем Волгоградской области в управленческой, транспортной, производственной, социальной отраслях напрямую повлияет на улучшение ее инвестиционного климата. В качестве основных рекомендаций органам власти по решению этих проблем можно обозначить следующие:

— Обеспечение преемственности власти и стабильности в реализации политических решений;

— Уменьшение бюрократических процедур для инвесторов за счет открытия единого центра поддержки проектов;

— Обеспечение бесперебойной работы транспортно-логистической системы региона;

— Проведение ответственной и взвешенной политики в сфере определения приоритетных направлений развития региона и координации интересов региона с интересами инвесторов;

— Разработка, поддержание и продвижение эффективного регионального бренда, способствующего узнаванию региона на национальном и международном уровнях.

— Детальное финансовое планирование, вхождение в федеральные целевые программы, а также создание собственных резервов.

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2022

Инвестиции представляют собой одну из важнейших экономических категорий, одну из составляющих ВНП, наиболее изменчивую и в то же время определяющую развитие экономики. Объем инвестиций очень трудно предсказать на макроуровне, если потребление функционально связано с доходом, государственные расходы и чистый экспорт достаточно предсказуемы. Они могут резко и внезапно увеличиваться или уменьшаться. Объем инвестиций сократился на 100% во время Великой депрессии в Соединенных Штатах. За период перестройки (с 1992 по 1998 год) в России он сократился более чем в три раза. Это было обусловлено несколькими причинами, но главная из них заключалась в том, что у вкладчиков не было экономических причин конвертировать свои средства в инвестиции.

Ведущая роль инвестиций в экономическом развитии определяется тем, что они приводят к накоплению общественного капитала, внедрению научно-технических достижений. Таким образом, создается основа для расширения возможностей стран в области производства и их экономического роста.

Инвестиции определяют процесс расширенной переработки. Строительство новых объектов, возведение домов, укладка дороги и, следовательно, обеспечение занятости зависят от процесса инвестирования или реального накопления капитала.

Концепция мультипликатора-ускорителя помогает понять проблемы баланса, типичные для соотношения между инвестициями и сбережениями.

Великие экономисты (А. Смит, Д. Рикардо, Дж.-Б. Сэй), которые рассматривали инвестиционный процесс как процесс обращения капитала в его различных формах, заложили основы для изучения пропорций переработки и роли инвестиции в этот процесс. Следует подчеркнуть, что инвестиции как экономическая категория в ходе эволюции экономической науки тесно связаны с категориями устойчивого роста, экономической системы в целом и макроэкономического равновесия.

Макроэкономическое равновесие — одно из основных понятий современной макроэкономической теории. На нем основаны общие рекомендации по устойчивости и эффективности рыночной экономики как системы экономических отношений, основанной на децентрализованной деятельности хозяйствующих субъектов. Кейнсианские и неокейнсианские модели роста основаны на восприятии стабильности экономической системы и, следовательно, сосредоточены на проблеме повышения производственного потенциала экономической системы.

Инвестиционный спрос — это свойство сложной экономической системы, которое позволяет системе адаптироваться к изменениям внешней среды, помогая занять более стабильное положение в конкурентной среде (т.е. увеличить запас организационной и экономической устойчивости).

Именно поэтому при разработке современной концепции устойчивого развития и экономического роста для Российской Федерации следует учитывать генезис устойчивости экономической системы и макроэкономического равновесия (в тесной взаимосвязи с категорией “инвестиции”).

Инвестиции являются важным фактором, влияющим на рост валового национального продукта.

Инвестиции очень изменчивы, и их изменчивость гораздо более гибка, чем изменчивость валового национального продукта. Давайте возьмем в качестве примера срок службы оборудования. Следует отметить, что этот фактор не подчиняется каким — то строгим правилам. С экономической точки зрения здесь все кажется определенным. Необходимо менять оборудование до тех пор, пока не истечет срок амортизации. В реальной жизни все гораздо сложнее. Но для некоторых по причинам, известным только предпринимателю, срок действия оборудования может быть продлен сверх срока амортизации. Он может быть частично обновлен, обновлен на ½, 1/4, но основной капитал может не обновляться в течение некоторого периода. В связи с этим амплитуда инвестиций в общественное производство определяется решениями предпринимателей: они либо расширяются, либо сужаются. Производство может быть предметом инвестирования до истечения срока его амортизации, если это требуется с точки зрения технического прогресса.

Нерегулярность является характерной чертой инвестиций. Инвестиции в тот или иной сектор экономики в ближайшем будущем нельзя прогнозировать на перспективу. Однако исправления могут произойти немедленно. Технические и технологические достижения в одном секторе могут привести к быстрым и интенсивным инвестициям в некоторые другие смежные сектора экономики. Например, технический прогресс в автомобильной промышленности всегда предопределяет приток инвестиций в нефтехимическую промышленность. То же самое верно и для всех взаимосвязанных секторов экономики. Размер текущей прибыли определяет колебания инвестиций: стабильная прибыль делает инвестиции стабильными; увеличение прибыли приводит к росту инвестиций. Падение прибыли немедленно ограничивает инвестиции. Волатильность прибыли увеличивает нестабильность инвестиций. Наконец, нестабильность инвестиционных ожиданий определяет их изменчивость. Ожидания подвержены колебаниям из-за большого числа обстоятельств, включая состояние фондовой биржи. Колебания стоимости акций являются созданный искусственно спекулянтами для получения прибыли от спекулятивных операций с ценными бумагами и вызывающий нестабильность в инвестиционной политике предпринимателей и домовладельцев.

Инвестиции принесут компании дополнительный доход при условии, что она сможет продавать свою продукцию за большие деньги. Это означает, что совокупный объем производства (или валовой продукт) и, следовательно, доход являются очень важным фактором для инвестиций.

Инвестиции, таким образом, зависят от дохода, который, в свою очередь, определяется состоянием общей экономической климат. Некоторые исследования показывают, что колебания объема производства влияют на динамику инвестиций в ходе бизнес-циклов.

Теория и динамика инвестиций основана на принципе “мультипликатора”. Понятие мультипликатора было введено в экономическую теорию английским экономистом Р. Каном в 1931 году. Он подчеркнул, что государственные расходы на социальные работы, предпринятые администрацией Ф. Рузвельта для сокращения безработицы , привели к мультипликативному эффекту занятости. Расширение социальных работ приводит к увеличению занятости в большей степени значительно, чем увеличение числа сотрудников, непосредственно участвующих в социальных работах. Например, рабочие, занятые на строительстве автомобильных дорог, увеличивая спрос на потребительские товары, “вызывают” таким образом дополнительную занятость в отраслях, специализирующихся на производстве этих товаров во “вторичном” секторе. В свою очередь, рост доходов и потребления этой группы работников потребует расширения отраслей, связанных с производством потребительских товаров, – “третичный” сектор. Цепочка распространяется в порядке убывания на другие сектора. Мультипликативный эффект будет зависеть от значения “инициирующего” действия.

Современные теории экономического роста основывались на двух источниках: неоклассической теории, основанной на теоретических взглядах Дж. Б. Сэя, которые получили дальнейшее развитие в работах американского экономиста Дж. Б. Кларка (1847-1938), и кейнсианской теории макроэкономического равновесия.

Идея оптимальности рыночной системы рассматривается как совершенный саморегулирующийся механизм, позволяющий наилучшим использование всех факторов производства не только отдельным экономическим агентом, но и экономикой в целом находится в центре неоклассического движения.

Этот баланс нарушается в реальной экономической жизни общества. Однако моделирование равновесия позволяет нам найти отклонение реальных процессов от идеальных. Факторная модель Кобба-Дугласа и простая односекторная модель экономической динамики Р. Солоу хорошо известны. Факторная модель Кобба-Дугласа показывает взаимодействие и взаимозаменяемость труда и капитала, степень зависимости продукта при его создании от того или иного фактора, а также комбинацию для достижения максимума производства при наименьших затратах.

Такой же рост национального продукта может быть получен в результате либо увеличения инвестиций, либо расширения использования рабочей силы. Таким образом, производственные функции предопределяют технологическое сочетание этих факторов в конкретных обстоятельствах.

Модель Кобба-Дугласа была модифицирована в ходе дальнейших исследований, проведенных экономистами (Э. Денисон, Р. Солоу), и дополнена введением других факторов роста: возраста основного капитала, масштаба производства, квалификации работников, продолжительности рабочей недели.

Значительный вклад в развитие теории экономического роста внес Р. Солоу. Он разработал две модели: модель факторного анализа источников экономического роста и модель, которая раскрывает взаимосвязь сбережений, накопления капитала, инвестиций и экономического роста. Производственная функция Кобба-Дугласа является основой первая модель. Он был изменен путем ввода другого фактора – уровня развития технологий:

где Q — производительность; К — капитал; L – труд (в виде заработной платы); Т – уровень технологического развития.

Солоу предположил, что изменение технологии приводит к одинаковому увеличению предельного продукта К и L, т.е.

где F (K, L) — обычная неоклассическая производственная функция Кобба-Дугласа.

Рост выпуска можно представить следующим образом:

s Q= sTF (K, L) + s K • TFK + s L • TFL (3)

Это означает, что увеличение выпуска продукции пропорционально темпу роста технологии (sT), валовому основному капиталу образование (sK) и темп роста затрат труда (sL). Доля изменения капитала в выпуске равна s, умноженной на на предельный продукт капитала (ТФК), а доля труда в выпуске равна s L, умноженной на предельный продукт труда (ПТР).

Темпы роста выпуска можно представить уравнением:

s Q/Q = s T/T + SL + s L/L +Sk + SK/K

Как видно, скорость роста выпуска s Q/Q зависит от:

• темп технического прогресса s T/T

• темп роста затрат труда L s/L, умноженный на долю заработной платы (труда) в общем объеме производства SL (доля

доли заработной платы в продукте определяется как отношение номинальной заработной платы к цене вопроса);

• темп прироста капитала – s К/К , умноженный на долю капитала в выпуске СК.

Если доля труда и капитала в выпуске измеряется на основе производительности труда, капитала на одного работника и фондоотдача вклад технического прогресса представляется как остаток после вычета из увеличение производства на долю, полученную за счет увеличения труда и капитала, т. е. – s T/T – это так называемый коэффициент Солоу. остаток, выражающий долю экономического роста за счет технического прогресса или прогресса в знаниях.

Другая модель Солоу показывает взаимосвязь между сбережениями, накоплением капитала и экономическим ростом.

Если обозначить выработку на одного работника q, количество капитала на одного рабочего – k (капитальная – или фондовооруженность), производственная функция принимает вид:

К основным факторам, сдерживающим инвестиционную активность в настоящее время, относятся:

• большая зависимость национальной экономики, государственных финансов и платежного баланса от внешнеэкономической

условия в существующей структуре ВВП;

• чрезмерные административные барьеры для предпринимателей;

• недостаточная правовая защита отечественных и иностранных инвесторов, слабая правоприменительная практика;

• высокая цена коммерческого кредита, несмотря на заметное снижение ставок на финансовом рынке;

• отсутствие эффективных механизмов трансформации сбережений в инвестиции;

• неразвитость фондового рынка.

Создание условий для устойчивого экономического роста, который может быть достигнут за счет улучшения использования задействованных ресурсов и существующего экономического потенциала, является одной из ключевых задач в развитии любой экономической системы.

Существенное увеличение инвестиций и улучшение их качественных параметров имеет принципиальное значение.

Рост — это конечная цель любой экономики, независимо от ее характера. Определение этой цели позволяет достичь двух результатов одновременно: удовлетворения роста индивидуальных и коллективных потребностей (повышение уровня жизни) и создания самые выгодные условия для участия в международном конкурсе.

Активность инвестиционных ресурсов как экономического фактора определяется их умножающим свойством, суть которого заключается в том, что инвестиционные ресурсы увеличивают равновесный уровень национального производства на величину, большую, чем инвестиционные ресурсы.

Основными факторами экономического роста являются население, инвестиции, инновации и обмен опытом в области развития.

Поиск оптимального сочетания этих факторов и условий для их использования является предметом целенаправленной государственной политики в среднесрочном планировании.

Достижение устойчивого и сбалансированного роста в целях опережающего и догоняющего развития, переход к инновационной стадии экономического развития и создание соответствующей инфраструктуры являются основными задачами на пути увеличения экономического роста в России.

Для реализации стратегических целей Россия заинтересована не только в экономическом росте, но и в высоких темпах роста не менее 5% в год, что значительно превышает темпы роста развитых стран.

Общие условия для траектории устойчивого роста для стран с формирующимися рынками включают:

1) Ориентация на внешний спрос, открытость экономики. Слабо развитый и ограниченный внутренний рынок не создает достаточных условий для существования рыночных стимулов и поиска потенциальных сильных сторон экономики.

2) Распределение рыночных ресурсов. Свободный поток ресурсов и капитала являются основополагающими требованиями успешной стратегии устойчивого роста. Однако главное заключается в том, что государство должно наполнять рынок, а не подменять его. Вмешательство правительства не должно искажать рыночные стимулы. Это единственный случай, когда это способствовало бы успеху, а не препятствовало бы ему.

3) Высокая норма сбережений. Уровень накопления в странах догоняющего развития составляет не менее 25-30% ВВП. Этот вывод имеет фундаментальное значение для анализа перспектив экономического роста в России и разработки политики, направленной на его стимулирование. В последнее время уровень инвестиций в основной капитал в России остается на уровне 20-22%, что все еще не отвечает требованиям устойчивого роста.

4) Макроэкономическая стабильность. Страны с устойчивым ростом переживали разные периоды. Макроэкономические условия должны быть благоприятными для существования рыночных стимулов, предполагающих конкурентоспособную валюту. Уровень инфляции должен быть простым числом (до 10%). Слишком быстрый рост государственных расходов создает угрозу макроэкономической стабильности и неоправданно повышает роль государства в экономике.

Давайте сформулируем выход к экономическому росту в российских условиях с учетом общих условий:

1. Ориентация на снижение инфляции изменит механизм денежной массы, усилит тенденцию к долгосрочным сбережениям и инвестициям, а также снизит зависимость экономики от внешних рынков. Достижение стабильно положительной ставки рефинансирования и ее снижение до простых цифр является основной целью снижения инфляции. Такая политика изменит механизм денежной массы. Роль валютного рынка будет уменьшаться, в то время как роль процентной ставки будет увеличиваться.

2. Устранение институциональных барьеров, сдерживающих экономический рост, таких как: высокие барьеры для выхода на рынки, чрезмерное и неэффективное регулирование, снижение налоговой нагрузки, коррупция, неравенство рыночных агентов. Для устранения этих препятствий необходимо совершенствование нормативно-правовой базы.

3. Улучшение делового климата, направленное на устранение наиболее чувствительных к экономическому росту институциональных ограничений и привлечение инвестиций.

4. Инвестиции в человеческий капитал. Концепция человеческого капитала исследует взаимосвязь между инвестициями в людей и накоплением человеческого капитала, с одной стороны, и доходами, получаемыми отдельными лицами, фирмами и государством от этих инвестиций, с другой. Человеческий капитал — это совокупность знаний, навыков, способностей и производственных возможностей человека.

5. Уменьшить влияние негативных факторов и максимально использовать преимущества.

6. Поощрять сбережения и увеличивать норму накопления.

Оживление внутренней экономики — это не устойчивый рост. Экономическая ситуация характеризуется лишь некоторыми положительными тенденциями в динамике основных социально-экономических показателей. Обладая мощным инвестиционным потенциалом и соответствующими ресурсами, российская экономика характеризуется низкой инвестиционной активностью и не имеет устойчивой тенденции к росту.

Причины заключаются в следующем:

− ошибочная экономическая политика и стратегические просчеты привели к оттоку капитала;

− разрушение научно-производственного потенциала страны;

− снижение конкурентоспособности национальной экономики;

− разрушение государственной финансовой системы из-за ошибочной денежно-кредитной политики и создания денежно-кредитными властями “финансовых пирамид”, что повлекло за собой фактическое банкротство государства, его резкое ослабление, вовлечение в долговой кризис и нарушение денежного обращения;

− недооценка инвесторами российских инвестиционных проектов; их ошибочный отказ от многочисленных выгодных проектов как неэффективных из-за несоответствия стандартов учетной ставки (NPV, IRR, PB) процессам развития и реальному росту современных отраслей, особенно в области создания инновационных продуктов и услуг;

− слабое распространение методов регулирования в отраслях, что приводит к низкой инновационной активности, снижает тэффективность инвестиций и конкурентоспособность российских компаний и отраслей в целом;

− разрушение системы законодательного и общественного контроля за деятельностью высших государственных должностных лиц и органов исполнительной власти; бюрократия в системах управления, включая регулирование инвестиционных потоков.

Однако главное — повысить инвестиционную привлекательность и инвестиционную активность, и на этой основе экономическому росту мешает отсутствие единой, четко определенной стратегии развития государства.

Стратегия улучшения делового климата и Стратегия повышения инвестиционной привлекательности являются ключевыми элементами при формировании новой модели экономического роста. Они необходимы для решения важнейших проблем развития российской экономики на современном этапе. Среди этих проблем — зависимость от внешних рынков, отсутствие “длинных” денег и качественных инвестиций, стремительный рост внутренних цен, низкая конкурентоспособность российских товаров. Все эти проблемы не могут быть решены без улучшения качества бизнес-среды и инвестиционного климата.

Любой тип экономического роста, будь то увеличение масштабов производства (экстенсивный тип экономического роста) или повышение качества (интенсивный тип), требует дополнительных инвестиций. Возможность инвестиционного процесса и его реализации становится главным двигателем и регулятором экономического роста.

Для решения проблемы дальнейшего регулирования экономики можно было бы предложить следующие меры:

− усилить налогово-бюджетную политику не только за счет увеличения издержек, но и за счет более сильного снижения налогов в производственном секторе;

− обновить макроэкономическую политику, создав центр, который будет координировать деятельность различных государственных органов; —

— внедрение антикоррупционных механизмов с учетом международного опыта;

− следует уделять больше внимания развитию фондового рынка, самофинансированию, привлечению денег с помощью IPO, а также с помощью других инструментов фондового рынка;

− банковская система должна быть улучшена, должна развиваться дальше, должна предлагать много услуг населению;

— малый и средний бизнес — это самые слабые элементы нашей экономики;

− использовать новейшие научные разработки и достижения: инвесторы стимулируют экономический рост страны, внедряя результаты научно-технического процесса. В то же время развитие и рост экономики являются стимулом для получения дохода от бизнеса и работы экономически активного населения, принося прибыль собственникам и государству, тем самым определяя инвестиционную активность в стране.

Список литературы:

Шарп, У.Ф., и Александер, Г.Ж., (1990). Инвестиции . (4- еизд .). Prentice Hall International, Inc.

Ван Хорн, Дж.К. (1995). Финансовое управление и политика. (10-е изд.). Нью-Йорк: Прентис-Холл.

Уильямс, Дж.Б. (1938). Теория инвестиционной ценности. Кембридж, издательство Гарвардского университета.

Будиаф Мессауд, Зриби Эль-Гак Техени. (2014). Регулирование бизнеса и экономический рост: что можно объяснить? Международный Обзор стратегического управления 2, 112 , 69-78.

Зверев С. А. (2013). Понятие среднего класса в России. Сборник научных трудов поста “Современные решения современных Наук”. Т.3. Йошкар-Ола, С. 89-96.

Калабашкина Е. В. (2014). Критерий эффективного использования бюджетных средств. Сборник научных трудов аспирантов “Современные решения современной науки”. Том 4. Йошкар-Ола, 2014. С. 126-131.

Меньшиков В. А. (2014). Проблемы современной экономики: Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции / Марийский государственный Университет. – Йошкар-Ола, Т. 21. 312 с.

Нурмухаметов И. М. (2014). III-я Всероссийская научно-практическая конференция на базе Заочного интернет-форума “Рынок Трансформаций российской экономики: проблемы, перспективы, пути развития”. Научная секция: Актуальные проблемы теории и практики банковского дела и страхования. Йошкар-Ола: МОСИ, С.

Источник https://science-economy.ru/ru/article/view?id=1004

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/investitsii-kak-faktor-razvitiya-regiona-na-primere-volgogradskoy-oblasti

Источник https://scienceforum.ru/2022/article/2018032042

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *