ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИНВЕСТИЦИИ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ — Система государственного и муниципального управления

 

Содержание

Инвестиционная деятельность в регионе как объект государственного регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОДЕРЖАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЦЕЛЕВАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INVESTMENT ACTIVITY / SUBJECT OF INVESTMENT ACTIVITY / CONDITIONS AND FACTORS OF INVESTMENT ACTIVITY / STATE TARGET FUNCTION IN THE SPHERE OF INVESTMENT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борзаков Игорь Викторович

В данной статье проведен анализ существующих трактовок инвестиционной деятельности , раскрывающих ее содержание. Предложен авторский методологический подход к идентификации инвестиционной деятельности как объекта управленческого воздействия государства. Разработан состав факторов (потенциалов), определяющих возможности инвестиционной деятельности в регионе.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Борзаков Игорь Викторович

Investment activity in the region as an object of state regulation

The analysis of existing interpretations of investment activity revealing its content has been performed in this article. Author offers his own methodological approach towards identification of investment activity as an object of economical impact by the state. A list of factors (potentials), identifying capabilities of investment activity in the region was created.

Текст научной работы на тему «Инвестиционная деятельность в регионе как объект государственного регулирования»

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕГИОНЕ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ © И.В. Борзаков

В данной статье проведен анализ существующих трактовок инвестиционной деятельности, раскрывающих ее содержание. Предложен авторский методологический подход к идентификации инвестиционной деятельности как объекта управленческого воздействия государства. Разработан состав факторов (потенциалов), определяющих возможности инвестиционной деятельности в регионе.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность; содержание инвестиционной деятельности; условия и факторы инвестиционной деятельности; целевая функция государства в сфере инвестиционной деятельности.

Выявление роли государства в развитии инвестиционной деятельности в регионе сопряжено с четким определением объекта регулирования, управленческое воздействие на который может обеспечить рост ее масштабов и повышение эффективности.

При решении этой задачи полагаем целесообразным, прежде всего, обратиться к существующим трактовкам инвестиционной деятельности, раскрывающим ее содержание.

И.М. Подмолодина определяет инвестиционную деятельность как совокупность практических действий по реализации инвестиций [1].

Нетрудно заметить, что процессы мобилизации инвестиций выведены ею за пределы сферы инвестиционной деятельности.

Иная точка зрения у А.И. Балбекова, который определяет инвестиционную деятельность как целенаправленно осуществляемую совокупность мер организационного, финансово-экономического и коммерческого характера, которые используются участниками инвестиционного процесса в целях привлечения требуемого объема инвестиционных ресурсов, рационального формирования их структуры, выбора наиболее эффективных объектов для вложения инвестиций, а также разработки и реализации сбалансированной инвестиционной программы [2].

На наш взгляд, она не может быть оценена однозначно. С одной стороны, заслуживает поддержки позиция, раскрывающая инвестиционную деятельность в единстве различных процессов (привлечения инвестиций, формирования их структуры, разработки и реализации инвестиционных проектов). С другой стороны, автор абсолютизирует значение коммерческого успеха, достигаемого

соответствующими мерами. Инвестиции в человеческий капитал, например в систему государственного профессионального образования, изначально не ориентированы на извлечение прибыли.

Некорректна и другая крайность в определении инвестиционной деятельности как объекта государственного воздействия. Так, например, Е.А. Мамий, фиксируя контуры региональной инвестиционной политики, ограничивает сферу использования финансовых ресурсов государства только социальным сектором субъекта РФ [3].

Между тем в створе стратегических интересов государства находятся и другие сектора экономики: оборонно-промышленный, агропромышленный, топливно-энергетический,

выступающие реципиентами государственных инвестиций. В современных условиях они дополняются инновационным комплексом как межотраслевым образованием, в котором, наряду с организациями, реализующими креативный потенциал, функционируют предприятия разных отраслей реального сектора экономики.

Не ставя задачу систематизации множества представленных в литературе точек зрения, раскрывающих содержание инвестиционной деятельности, полагаем возможным предложить авторский методологический подход к ее идентификации как объекта управленческого воздействия государства. Его формируют следующие теоретические положения.

1. Инвестиционная деятельность в рыночной экономике является объектом воздействия разных субъектов: частных лиц (юридических, физических), государственных и местных органов власти и управления,

общественных объединений и организаций (профсоюзов, торгово-промышленных палат, саморегулируемых организаций и др.).

Каждый из них преследует вполне определенные интересы. Общность (однонаправленность) интересов разных субъектов является объективной основой интеграции их усилий.

В этом контексте очевидно, что необходимым моментом идентификации инвестиционной деятельности как объекта государственного воздействия является установление состава интересов государства, связанных с ее развитием.

2. В рамках сложившейся в России системы разграничения полномочий и предметов ведения между федеральным центром и субъектами РФ государственные органы власти и управления в регионе имеют вполне определенный состав ресурсов (финансовых, кадровых, информационных и др.) и основных задач, решение которых призвано обеспечить активизацию инвестиционной деятельности.

В этой связи выявление целевой функции государства, реализуемой им в сфере инвестиционной деятельности региона, является необходимым моментом содержательной характеристики этой деятельности как объекта управления.

3. Инвестиционная деятельность в регионе является сложной системой, имеющей множество параметров «входа» и «выхода». Аксиоматичны положения, относящие к параметрам «входа» объем и структуру инвестиций, «точки» (сферы, объекты) их приложения, к параметрам «выхода» — приращение объемов производства, повышение качества и рост конкурентоспособности продукции, освоение ее новых видов и др.

Полагаем, что в этом перечне важное место принадлежит также условиям и факторам инвестиционной деятельности, оказывающим существенное влияние как на объем инвестиционных ресурсов, так и на эффективность их использования. В современной рыночной экономике, где государство в основном применяет косвенные методы воздействия на частные предпринимательские структуры, процессы формирования благоприятных условий и факторов инвестиционной деятельности являются ключевым объектом его внимания и действий.

Безусловно, такое утверждение следует рассматривать в системном контексте, учитывающем и прямое воздействие государства на инвестиционную деятельность посредством выделения принадлежащих ему денежных средств, ценных бумаг, имущества, имущественных прав, вкладываемых в значимые для него инвестиционные проекты.

Установление и содержательная характеристика состава этих условий и факторов -необходимый момент идентификации инвестиционной деятельности в регионе как объекта государственного управления.

Реализация предложенного методологического подхода позволит, на наш взгляд, развить, уточнить и дополнить теоретические представления об особенностях инвестиционной деятельности как объекте государственного управления (регулирования).

В соответствии с обоснованными императивами реализуем итерационную технологию исследования, первым этапом которой является установление интересов, реализуемых органами власти и управления субъекта РФ.

Полагаем, что в числе основных интересов государства могут быть выделены: рост валового регионального продукта (ВРП) и улучшение его структуры; рост доходов регионального и местных бюджетов; рост доходов и занятости населения; рост доли региона в общероссийском объеме инвестиций; снижение территориальной социально-экономической асимметрии; повышение конкурентоспособности экономики и социальной сферы региона на основе развития инноваций; улучшение состояния окружающей среды.

По нашему мнению, «Дерево» целей и задач государственного управления инвестиционной деятельностью в регионе в современных условиях может быть построено следующим образом.

Основная цель — обеспечение устойчивого социально-экономического развития субъекта РФ на основе расширения масштабов и повышения эффективности инвестиционной деятельности, ориентированной на инновационное обновление основных фондов, технологий, человеческого капитала, продукции и услуг, механизмов внутрихозяйственного и государственного управления.

На втором уровне состав базовых целей определяется следующим образом:

1.1. Расширение финансовой базы инвестиций, обеспечивающих инновационное развитие перспективных секторов, отраслей, хозяйствующих субъектов социально-экономической системы субъекта РФ.

1.2. Развитие инновационной системы региона, обеспечивающей технологическими, продуктовыми и организационными инновациями субъектов хозяйствования в экономике и социальной сфере.

1.3. Повышение эффективности инвестиционной деятельности.

При декомпозиции этих целей на третьем уровне определяется состав задач государственного управления инвестиционной деятельностью в регионе, в числе которых следующие:

1.1.1. Активизация частных инвестиций.

1.1.2. Содействие мобилизации средств населения институциональными инвесторами.

1.1.3. Обеспечение роста инвестиционного компонента в бюджетном финансировании предприятий и организаций.

1.2.1. Содействие созданию и развитию экономико-организационных форм, реализующих долговременные связи между организациями, реализующими креативный потенциал (вузами, НИИ, КБ), и субъектами реального сектора экономики.

1.2.2. Создание условий для развития системы консалтинговых услуг и информационных коммуникаций.

1.2.3. Формирование в регионе институтов развития (инвестиционного фонда, венчурных фондов и др.), ориентированных на поддержку наиболее значимых инновационных проектов.

1.3.1. Создание необходимой законодательной базы для надежной защиты вкладываемых средств и снижения инвестиционных рисков.

1.3.2. Обеспечение возможности получения инвесторами достоверной информации об организациях-реципиентах.

1.3.3. Создание равных конкурентных условий хозяйственной деятельности всем инвесторам независимо от формы хозяйствования.

1.3.4. Упрощение процедур согласования и получения разрешительной документации.

1.3.5. Формирование и развитие инфраструктуры инвестиционной деятельности.

1.3.6. Содействие внедрению хозяйствующими субъектами эффективных инструментов менеджмента.

1.3.7. Обновление форм, методов и инструментов государственного управления инвестиционной деятельностью.

В определении состава условий и факторов инвестиционной деятельности целесообразно, на наш взгляд, обратиться к результатам исследований, предметом которых выступает инвестиционный потенциал, инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность региона, поскольку во всех случаях в фокусе внимания оказываются те параметры системы «инвестиционная деятельность», воздействуя на которые органы власти субъекта РФ могут оказывать существенное влияние как на масштабы инвестиционной деятельности, так и на ее результаты.

В.В. Алексеева в число факторов инвестиционной привлекательности региона включает производственно-финансовый, социальный, природно-географический потенциалы региона, а также его социально-политическую и экологическую безопасность, декомпозируя их на конкретные социальные, политические, экологические, природно-ре-сурные характеристики, налоговый потенциал и бюджетное состояние, человеческий потенциал, продовольственную безопасность [4].

Полагаем обоснованной позицию, в соответствии с которой к факторам, определяющим состояние и динамику развития инвестиционной деятельности в регионе, относят различного рода потенциалы, присущие конкретному региону. Вместе с тем отметим, что предложенный В.В. Алексеевой состав потенциалов не удовлетворяет критерию необходимого и достаточного разнообразия. Вне поля ее зрения остались такие ключевые потенциалы субъекта РФ, как инновационный и трудовой.

И. Ройзман определяет инвестиционный климат регионов как сложившуюся за ряд лет совокупность различных социально-экономических, природных, экологических, политических и других объективных условий, формирующих его инвестиционную привлекательность, и определяемый ею масштаб (объем и темп) привлечения инвестиций в основной капитал региона, т. е. инвестиционную активность в нем [5].

Ю. Рябов и Д. Дудоров относят к факторам инвестиционной привлекательности и инвестиционного климата региона: геополитическое и геоэкономическое расположение; обеспеченность природными ресурсами и их доступность; социально-экономическую ситуацию в области; политическую стабильность; нормативно-правовое поле; эффективность финансовой системы; региональный бюджет; состояние и развитие инфраструктуры регионального рынка; эффективность реализации административной реформы; наличие механизма стимулирования инвестиционного роста; систему льгот инвесторам [6].

На наш взгляд, в этом перечислении смешаны факторы, существование которых не зависит от действий властей, и условия, состав и содержание которых в существенной мере определяются действиями государственных органов власти и управления, отражают содержание социально-экономической политики, проводимой ими в конкретном субъекте РФ.

Государство воздействует и на факторы, способствуя их развитию и продуктивному использованию. Это воздействие может быть прямым и косвенным. В первом случае оно связано, например, с бюджетным финансированием научных исследований в ведущих вузах региона, результаты которых формируют инновационный потенциал территории. Во втором случае оно корректирует (улучшает) условия, в которых осуществляется инвестиционная деятельность. Так, вводя в действие новые правовые акты, регулирующие формирование перспективных форм интеграции вузов, НИИ и бизнеса (например, технопарки), государство способствует снижению длительности цикла «научные исследования — опытно-конструкторские разработки — производство».

Полагаем возможным предложить следующий состав факторов (потенциалов), определяющих возможности инвестиционной деятельности в регионе:

— географическое положение (для инвесторов значимы такие его характеристики, как размеры территории, плотность населения, близость к крупным географическим рынкам сбыта и др.);

— природные ресурсы (для инвесторов значимы такие характеристики, как структу-

ра и объем ресурсов, мощность отдельных месторождений и др.);

— трудовые ресурсы (для инвесторов значимы такие характеристики, как профессиональная и возрастная структура рабочей силы, уровень производительности труда и др.);

— производственный потенциал (для инвесторов значимы такие характеристики, как величина основного капитала, его структура, физический износ и др.);

— инновационный потенциал (для ин-

весторов значимы такие характеристики, как число инновационно-активных организаций, организаций, использующих информационно-коммуникативные технологии, объем

внутренних затрат на исследования и разработки и др.);

— инфраструктурный потенциал (для инвесторов значимы такие характеристики, как наличие производственных площадок с инженерной инфраструктурой, протяженность и качество транспортных коммуникаций, уровень развития банковской сети, системы телекоммуникаций и др.);

— потребительский потенциал (для инвесторов значимы такие характеристики, как уровень дифференциации населения региона по доходам, масштабы бедности, величина и структура потребительских расходов и др.).

В составе условий, значимых для ведения и развития инвестиционной деятельности в регионе, могут быть названы следующие:

— институциональные (для инвесторов значимы такие характеристики, как состояние правовой системы, регулирующей инвестиционные процессы в регионе, наличие правовых механизмов гарантии и защиты инвестиций, уровень бюрократизации процедур, регламентирующих реализацию инвестиционных проектов, условия предоставления инвесторам государственной поддержки и др.);

— экономико-организационные (для инвесторов значимы такие характеристики, как состав применяемых органами власти и управления форм, методов и инструментов стимулирования инвестиционной деятельности);

— финансовые (для инвесторов значимы такие характеристики, как бюджетная обеспеченность населения территории, объем финансовых ресурсов, выделяемых в рамках государственно-частного партнерства,

участие региона в реализации федеральных целевых программ и др.);

— социально-политические (авторитетность региональной и местной власти; уровень коррумпированности структур власти; уровень социальной напряженности; наличие социальных конфликтов; уровень развития социальной сферы и др.).

Нетрудно установить, что названные условия — результат вполне определенных решений и действий региональных органов власти и управления.

Важно при этом учитывать, что эффективность этих действий в существенной мере зависит от тесноты и характера взаимодействия властей и бизнеса, относящегося к реципиентам и инвесторам.

4. Алексеева В.В. Регулирование регионального развития с учетом инвестиционной привлекательности: автореф. дис. . канд. экон. наук. Воронеж, 2004.

5. Ройзман И.И. Современная и перспективная типология инвестиционного климата российских регионов // Инвестиции в России. 2006. № 3. С. 3-4.

6. Рябов Ю.П., Дудоров Д.В. Инвестиционная привлекательность региона в условиях мирового хозяйства: тенденции, основные факторы // Проблемы социально-экономического развития России: интеграция в мировое сообщество: материалы Международной научно-практической конференции. Тамбов, 2006.

Поступила в редакцию 3.12.2009 г.

1. Подмолодина И.М. Инвестиционная политика в целях экономического роста. Воронеж, 2006. С. 339.

2. Балбеков А.И. Инвестиционная стратегия предприятия. Воронеж, 2004. С. 118.

3. Мамий Е.А. Инвестиционная политика органов власти — фактор устойчивого развития территорий в условиях глобализации // Ресурсный потенциал национальной экономики в условиях глобализации: материалы Международной научно-практической конференции. Краснодар, 2008. С. 26-27.

Borzakov I.V. Investment activity in the region as an object of state regulation.

The analysis of existing interpretations of investment activity revealing its content has been performed in this article. Author offers his own methodological approach towards identification of investment activity as an object of economical impact by the state. A list of factors (potentials), identifying capabilities of investment activity in the region was created.

Key words: investment activity; subject of investment activity; conditions and factors of investment activity; state target function in the sphere of investment activity.

ИННОВАЦИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Выявлены и структурированы факторы развития локальных экономических систем (ЛЭС). Рассмотрены инновационные процессы, влияющие на развитие экономики регионов и страны в целом. Ключевые слова: инновации; локальные экономические системы.

Инновационное развитие является важнейшим компонентом экономического развития, отвечающим глобальным вызовам современности. Необходимо учитывать, что сегодня значительно возрастает не только практическая реализация инновационных технологий и процессов, но и теоретическое осмысление данных тенденций в теоретических исследованиях.

Исследуя природу инновационных процессов и факторов их стимулирования, экономическая наука фокусируется на широкомасштабном процессе генерирования идей и теорий, вопросов приоритетности проблем инноватики и экономико-культурных предпосылок необходимости инновационных идей. В зависимости от предмета исследования и объекта, инновации исследуются как:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИНВЕСТИЦИИ КАК ОБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

В развитии экономики любой страны важную роль играют инвестиции. От их объема, состояния инвестиционного процесса зависит решение многих социально-экономических задач, связанных с обеспечением экономического роста, соответствия структуры капитала и производства изменяющейся конъюнктуре рынка, роста жизненного уровня населения, конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и страны в целом, макроэкономической стабильности.

Инвестиции — относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось только одно понятие — «капитальные вложения», под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт.

В научной литературе эти два понятия трактуются по-разному. Традиционно под инвестициями принято понимать осуществление определенных экономических проектов в настоящем с расчетом получить доходы в будущем. Такой подход к пониманию инвестиций распространен в отечественной и зарубежной экономической литературе.

В широком смысле под инвестициями современная экономическая наука понимает затраты на производство и накопление средств производства и увеличение материальных запасов. А под средствами производства, инвестиционными товарами, капиталом — созданные человеком ресурсы, используемые для производства товаров и услуг, товары, которые непосредственно не удовлетворяют потребности человека.

Инвестиции, считает Э. Дж. Долан, совершаемые хозяйствующими субъектами, состоят из двух компонентов. Первый из них представляет собой инвестиции в основной капитал: приобретение вновь произведенных капитальных благ (производственное оборудование, здания производственного назначения, вычислительная техника и т.д.). Второй компонент — инвестиции в товарно-материальные запасы, представляющие собой накопление запасов сырья, подлежащего использованию в производственном процессе, и непроданных готовых товаров.

По мнению И.Т. Балабанова, инвестиции представляют собой применение финансовых ресурсов в форме долгосрочных вложений капитала. Похожее определение термина «инвестиции» дает А.С. Булатов. Инвестиции — сбережения, направляемые в хозяйственную жизнь; вложения в капитал. А капитал, по его мнению, представляет собой экономический ресурс, определяемый как сумма материальных, денежных и интеллектуальных средств, используемых для предпринимательской деятельности.

Очевидно, что последние трактовки сущности инвестиций являются неполными, так как рассматривают ее лишь с одной стороны и не затрагивают всех аспектов этой экономической категории.

Например, Д. Стоун и К. Хитчинг считают, что инвестиции — это расход наличных денег или их эквивалента, с тем чтобы в будущем получить сумму, превышающую израсходованные средства. Вложение спекулятивно по своей природе.

Г.Б. Поляк определяет инвестиции как долгосрочные вложения средств в целях создания новых и модернизации действующих предприятий, освоения новейших технологий и техники, увеличения производства и получения прибыли.

Аналогичной позиции придерживается С. А. Жданов, который понимает инвестиции как долгосрочное вложение капитала в предприятие, дело, различные отрасли хозяйства с целью получения прибыли.

Но эти определения также не лишены определенного недостатка, связанного с тем, что инвестиции не всегда предназначены только для получения прибыли. Прямые инвестиции направляются и на строительство школ, больниц, на природоохранные сооружения и другие объекты, связанные с решением социальных проблем. Естественно, это касается в основном государственных и муниципальных инвестиций.

В Федеральном законе от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвестициями называются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которой создается прибыль (доход) или достигается социальный эффект. Однако нетрудно заметить, что данная трактовка понятия «инвестиции» сформулирована в общем виде.

Учесть основные моменты вышеназванных определений термина «инвестиции» можно следующим образом. Под инвестициями в широком смысле необходимо понимать денежные средства, имущественные и интеллектуальные ценности государства, юридических и физических лиц, направляемые на создание предприятий, обновление основных фондов, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение недвижимости, на решение социальных проблем, а также на приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг и активов, в результате чего создается прибыль (доход) или достигается социально значимый эффект.

Таким образом, инвестиции — более широкое понятие, чем капитальные вложения. Термин инвестиции имеет финансовое и экономическое определение. Согласно финансовому определению, инвестиции — это все виды активов (средств), вкладываемых в хозяйственную деятельность в целях получения дохода. Экономическое определение формулируется следующим образом. Инвестиции — это расходы на создание, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение основного капитала, а также не связанные с этим изменения оборотного капитала.

Инвестиции принято делить на портфельные и реальные.

В зависимости от объекта инвестирования инвестиции делятся на производственные и финансовые. Производственные инвестиции представляют собой вложения средств в материальные и нематериальные активы предприятий. С их помощью обновляется действующее оборудование, расширяется производство, осуществляется научно- технический прогресс, готовятся кадры и развивается человеческий капитал, выполняются государственные инвестиционные программы и заказы. Финансовые инвестиции имеют целью капитализацию доходов, использование таких финансовых инструментов, как акции, облигации, банковские депозиты, сертификаты.

В международной статистической практике широко используется выделение в общем объеме инвестиций, предоставляемых государством или предприятиями одной страны другой, прямых и портфельных. Прямые инвестиции предполагают участие в их управлении или установление контроля над компанией за рубежом. Портфельными инвестициями называются вложения капиталов в иностранные облигации, ценные бумаги, акции зарубежных предприятий для получения дохода, а не установления контроля над хозяйственной деятельностью предприятия.

Инвестирование — сложный, многофакторный процесс. С его осуществлением связано решение многих макроэкономических задач. Оно невозможно только на базе рыночного саморегулирования. Рынок допускает множество провалов, которые можно ослабить или избежать, используя механизм государственного регулирования инвестиционного процесса.

В стабильной и развитой рыночной экономике, активно использующей инновационные и информационные технологии, многие проблемы инвестирования решаются на основе рынка как саморегулирующейся системы. Совсем по-другому дело обстоит в странах с переходной экономикой, к которым относится и Россия. В них, как правило, еще отсутствуют многие условия для использования движущих сил рынка. Значительная часть экономических структур, возникших в ходе рыночной трансформации, находится в состоянии становления. В таких условиях опора только на рынок не обеспечивает необходимых возможностей для осуществления инвестиционного процесса. Необходимо сочетание рыночного механизма с макроэкономическим механизмом регулирования процесса формирования, распределения и использования инвестиционных ресурсов.

Рыночный механизм предполагает свободу хозяйственного выбора и свободу хозяйственного действия в соответствии с целями и задачами хозяйствующего субъекта. Государственное регулирование инвестиционного процесса призвано не отменять принципы и механизмы рыночного хозяйствования и не заменять их директивным управлением, а, напротив, способствовать созданию благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов на основе рыночного механизма.

На деятельность государства по регулированию инвестиционного процесса оказывают влияние состояние и уровень развития рыночного хозяйства, степень его ориентированности на решение социальных целей и задач. Но во всех случаях это регулирование представляет собой сложный процесс, включающий цели, субъекты, объекты и средства этого регулирования.

Подчинение действий всех субъектов инвестиционного процесса общей цели государства, выражающей направленность социально-экономического развития страны, служит средством сочетания экономических интересов участников этого процесса, активизации их инвестиционной деятельности.

Положение об общей цели государственной инвестиционной политики как о системообразующем факторе предполагает разграничение стратегии и тактики в инвестиционном процессе. В стратегическом плане государственная инвестиционная политика призвана обеспечить устойчивый рост уровня жизни населения на основе мобилизации и рационального использования инвестиционных ресурсов. В краткосрочном периоде эта политика не исключает частных целей и задач, обусловленных конкретной текущей макроэкономической ситуацией, неотложностью решения возникших проблем.

В выработке национальной инвестиционной стратегии ключевую роль играет установление разумных отношений государства и бизнеса.

Оно предполагает не прямое вмешательство государства в дела предприятий и предпринимателей, а координацию, содействие, формирование и наблюдение за правилами бизнеса. В рыночной экономике крупное, среднее, малое, в том числе и государственное предпринимательство — движущая сила экономического роста. Государство должно создавать условия для эффективной работы предпринимателей, устанавливать и поддерживать единые для всех правила хозяйственной деятельности.

Активная поддержка и снятие административных барьеров с предпринимательства всех форм и видов, его развитие составляют основу государственной инвестиционной политики. Этому должны быть подчинены правовая, налоговая, банковская, земельная реформы. Все они обеспечили бы существенное улучшение инвестиционного климата в стране, создание условий для притока инвестиционных ресурсов в экономику, активизацию инвестиционного процесса в национальном масштабе. Государство своим участием в инвестиционном процессе ставит целью создание такой системы условий и форм, которая ориентируется на выбор наиболее эффективных вариантов использования имеющихся инвестиционных ресурсов.

Важно при этом учитывать, что государственное участие в инвестиционной деятельности влечет за собой определенные расходы государства и органов управления различного уровня. Поэтому оно должно быть тщательно соразмерено с ожидаемыми результатами и подвергаться частому пересмотру для подтверждения его целесообразности и масштабов.

Экономическая роль государства в инвестиционном процессе определяется различными показателями. Среди них наиболее важны два — объем инвестиций в государственном секторе экономики и объем государственных инвестиций из федерального бюджета страны. Возможность и реальность участия государства в инвестиционном процессе обеспечиваются не только тем, что государство является крупным собственником и распоряжается значительной частью ВВП и имуществом государственных предприятий, а также тем, что в руках государства сосредоточены правовые рычаги и структуры, реализующие его функцию собственника.

Кроме прямого участия в инвестиционной деятельности государство может регулировать инвестиционный процесс. Государственное регулирование инвестиционного процесса — это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями для стимулирования инвестиционной активности и на этой основе экономического роста. Сегодня инвестиции — неотъемлемый атрибут макроэкономического механизма регулирования экономики. Причем число и разнообразие форм и методов использования инвестиций как инструментов воздействия на макроэкономическую ситуацию за последние годы существенно возросли.

Государственный механизм регулирования инвестиционного процесса должен стать постоянным функционирующим механизмом в национальной экономике. Системы свободного рынка и директивного управления инвестиционным процессом изжили себя, и на смену им приходит система управления инвестициями, сочетающая рыночные и государственные методы регулирования. Поэтому задачи государственного регулирования инвестиционной деятельности — объединение преимуществ государственного регулирования инвестиций и рыночных преимуществ. Там, где рынок не может обеспечить оптимальное распределение инвестиционных ресурсов и, следовательно, терпит неудачу, рыночное саморегулирование инвестиционного процесса должно быть дополнено различными формами государственного участия. И наоборот, неэффективность государственных предприятий в инвестиционной сфере требует использования более гибких частных и смешанных форм инвестирования.

Концентрация производства и капитала, наличие крупных монополий и финансово-промышленных групп (ФПГ), успехи прогнозирования, компьютеризация и информатика усиливают необходимость и расширяют возможности государственного регулирования инвестиционной деятельности вплоть до учета размеров инвестиционного рынка, планомерного его регулирования в национальном масштабе.

В инвестиционной деятельности обе стороны — рынок и государство — значимы, и поэтому важно их оптимальное сочетание: нельзя абсолютизировать роль государства в инвестиционном процессе и недооценивать роль рыночных инструментов. Вместе с тем нельзя преувеличивать и возможности государства, не признавая роль саморегуляции и активизации инвестиционной деятельности. Разумный синтез государственного регулирования и механизма рынка позволяет решать основные инвестиционные задачи. Масштабы государственного участия в инвестиционном процессе не могут быть чрезмерны. Они зависят как от экономического порядка (уровни экономического развития, инвестиционной активности), так и от национальной специфики (традиционная роль государства в обществе). Точно определить приоритет того или иного невозможно. С уверенностью можно сказать, что государственное регулирование рыночного механизма в инвестиционной деятельности оправданно и допустимо в таких масштабах, которые способствуют повышению ее активности. В любом случае государственное регулирование инвестиционной деятельности должно быть ограничено, и поэтому одна из основных задач в инвестиционной сфере — добиться оптимального соотношения государственного механизма регулирования и рыночной стихии. Перекос в ту или иную сторону неизбежно приводит к негативным результатам.

Не менее важна проблема активизации инвестиционной деятельности государства. Системой определенных мер в области бюджетной, финансовой, кредитной и фискальной политики государство пытается поддержать нормальное функционирование рыночного механизма в инвестиционной сфере, преодолеть последствия инвестиционного кризиса, обеспечить условия повышения инвестиционной активности. Для этого оно стимулирует совокупный спрос на инвестиции, регулирует банковский процент и налоговые ставки.

Через регулирование инвестиций государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного производства, используя при этом финансовый и денежно-кредитный механизм. Например, для стимулирования частных инвестиций, осуществляемых за счет кредитов, государство покрывает часть ссудного процента за счет собственных средств. Такая политика требует от государства гораздо меньше ресурсов, чем если бы оно само занималось инвестированием проектов.

Вся деятельность государства в инвестиционной сфере в конечном счете должна быть направлена на обеспечение экономического роста, который осуществляется в интересах членов общества. Сфера государственного инвестирования достаточно широка, но в основном оно развито в таких отраслях, где срок окупаемости и капиталоемкость сравнительно высоки.

Проведение государственной инвестиционной политики требует согласованных действий всех участников — Правительства РФ, Федерального Собрания, субъектов Федерации, предприятий, инвестиционных и финансовых институтов, общественных организаций. Но на сегодняшний день такой согласованности нет.

Инвестиционная политика государства проводится административными структурами, подчинена достижению установленной на прочной научной базе цели и рассчитана на определенное время. Она предусматривает направление финансовых средств на воспроизводство в соответствии с интересами государства в данных социально-экономических условиях. За интересами государства стоят концентрированные интересы всего общества. Государство выступает от его имени, будучи наделенным политической властью, и обладает способностью реализовать свою волю в правовых актах, приоритетном финансировании и прочих средствах регулирования инвестиционного процесса. Государство должно являться субъектом первого уровня управления, тогда как инвестиционным фондам, банкам, корпорациям, концернам, акционерным обществам и прочим участникам инвестиционного процесса надлежит играть роль субъектов второго уровня, что, впрочем, отнюдь эту роль не принижает. Вторичность здесь касается, разумеется, лишь генеральной направленности действий, а не их масштаба, эффективности. Подобное распределение ролей следует к тому же обеспечивать не столько прямыми властными акциями государства (хотя они, конечно, не могут не приниматься во внимание), сколько действенностью устанавливаемых им правил экономического поведения.

Во многих работах в настоящее время поднимаются проблемы совершенствования инвестиционной политики и государственного регулирования инвестиционной деятельности. Особенность этих работ заключается в том, что авторами предлагаются различные подходы к решению этой важнейшей проблемы, а основная дискуссия ведется о роли государства в регулировании инвестиционной деятельности. Мнения специалистов по этому вопросу можно обобщить следующим образом.

  • 1. Государство принимает на себя большую часть инвестиционных функций, включая и финансирование. Полагают, что государство должно осуществить переход к координации всех инвестиционных ресурсов и инвестиционных направлений основных групп инвесторов с целью проведения эффективной инвестиционной политики.
  • 2. Государство определяет основные направления инвестиционной политики, но участвует в финансировании только наиболее важных инвестиционных программ. Общая точка зрения сводится к тому, что средства из бюджета должны направляться на финансирование только тех строек и объектов, ввод в действие которых позволит обеспечить выполнение принятых государственных целевых программ структурной перестройки экономики России.
  • 3. Государство предоставляет инвесторам значительную свободу действий, оставляя за собой лишь небольшую часть функций регулирования.

В последние годы наблюдается все более возрастающее внимание к проблеме управления инвестиционной сферой. Большая группа экономистов работает над проблемой определения инвестиционных приоритетов. Так как основа приоритетности состоит в выявлении наиболее перспективных направлений инвестирования и сосредоточении на них финансовых ресурсов, поэтому чем уже спектр направлений или чем меньше приоритетов, тем активнее и сильнее инвестиционная политика. И наоборот, чем больше приоритетов, тем пассивнее и слабее инвестиционная политика или тем меньше ее результативность.

Инвестиции как объект государственного регулирования

Экономическая сущность инвестиций, их разновидности: финансовые, реальные (прямые) и интеллектуальные. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в условиях рынка. Основные льготы и преимущества, предоставляемые инвестору государством.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 22.11.2012
Размер файла 25,4 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • 1. Инвестиции как объект государственного регулирования
  • 1.1 Экономическая сущность и классификация инвестиций
  • 1.2 Государственное регулирования инвестиционной деятельности
  • 1.3 Государственная поддержка инвестиций
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Цель контрольной работы — раскрыть государственное регулирование инвестиций. В соответствии с поставленной целью были определены следующие вопросы:

1. Экономическая сущность и классификация инвестиций.

2. Государственного регулирования инвестиционной деятельности.

3. Государственная поддержка инвестиций.

Развитие рыночных отношений в России характеризуется все более широким использованием терминов «инвестиции», «инвестиционная деятельность», «инвестиционный прогресс», «инвестиционная привлекательность» и целым рядом других, связанных с инвестиционной сферой. В своем развитии теория инвестиций прошла несколько этапов. Начальным можно считать работы австрийской экономической школы (Г. Бем-Бавери). В 20—30-х гг. прошлого столетия, в период зарождения теории финансов как науки, появились работы И. Фишера по теории процентной ставки. Теоретический подход к оценке капитальных активов был предложен в работах Ф. Вильямса.

Д. Кейнс в 1936 г. выделил мотивы, побуждающие хранить сбережения в денежной (ликвидной) форме. К ним он отнес трансакционный мотив, определяемый потребностью покупать товары, услуги и т. д., спекулятивный мотив — стремление выгодно разместить сбережения, мотив предосторожности, связанный- с риском потери капитала, вложенного в ценные бумаги. Определив эти факторы, Кейнс ввел в экономическую теорию проблемы формирования оптимального портфеля.

До 80-х гг. в отечественной экономической литературе термин «инвестиции» для анализа процессов воспроизводства практически не использовался, инвестиции большей частью отождествлялись с капитальными вложениями. Балдин К.В. Инвестиции: системный анализ и управление. — М.: Дашков и К, 2005. — с.6

1. Инвестиции как объект государственного регулирования

1.1 Экономическая сущность и классификация инвестиций

«Инвестиции» — в переводе — долгосрочное вложение капитала в какие-либо предприятия, социально-экономические программы, проекты в собственной стране или за рубежом с целью получения дохода и социального эффекта.

Термин «инвестиции» в России стал широко использоваться в годы рыночных реформ.

В отечественной и зарубежной научной литературе имеется ряд дефиниций (определений понятия инвестиций).

Наиболее распространенным, часто встречающимся является такое понятие инвестиций: это долгосрочные вложения денежных средств и иного капитала в собственной стране или за рубежом в предприятия различных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты в целях получения дохода или достижения иного полезного эффекта.

И, наконец, в Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ инвестициям дается следующее определение: «Инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта». Нешитой А. С. Инвестиции: учебник. — Изд. 5-е, перераб. и испр. — М.: Дашков и К, 2007. — c.13

Экономический смысл инвестиций — «использование денег в целях увеличения их количества путем получения дохода или увеличения капитала». В экономической литературе советского периода инвестиции часто отождествляли с капитальными вложениями, в то время как понятие инвестиций существенно шире.

В зависимости от направлений вложения капитала принято подразделять инвестиции на финансовые, реальные (прямые) и интеллектуальные.

Финансовые инвестиции (портфельные) — вложения в акции, облигации и другие ценные бумаги, выпущенные частными компаниями или государством.

Интеллектуальными инвестициями являются вложения в научно-исследовательские и опытно-конструкторские научные разработки, лицензии, ноу-хау и др.

Реальные инвестиции — вложения частной фирмы или государства в производство какой-либо продукции (услуг), в основной или оборотный капитал. Реальные инвестиции включают в себя:

— инвестиции в основной капитал, т. е. приобретение вновь произведенных капитальных благ, таких как производственное оборудование, здания производственного назначения, техническое перевооружение предприятия и т. д.;

— инвестиции в товарно-материальные запасы, которые представляют собой накопление запасов сырья, подлежащего использованию в производственном процессе, или нереализованных готовых товаров. Кучарина Е.А. Инвестиционный анализ. — СПб.: Питер, 2005. — с.11

1.2 Государственное регулирования инвестиционной деятельности

инвестиция государственное регулирование

В условиях рыночной экономики государство осуществляет функции регулирования предпринимательской, в том числе инвестиционной, деятельности с целью воздействия на экономику страны для развития рыночных отношений и недопущения кризисных явлений.

В условиях проведения реформ, а также кризиса регулирующая роль государства возрастает, а в условиях стабильности и оживления экономики — ослабевает.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». В главе III данного Закона раскрываются формы и методы государственного регулирования, порядок принятия решения, а также проведения экспертизы инвестиционных проектов.

В соответствии со ст. 11 названного Закона государственное регулирование включает:

— регулирование условий инвестиционной деятельности (косвенное регулирование);

— прямое участие государства в инвестиционной деятельности. Косвенное регулирование включает разнообразные методы и рычаги воздействия, стимулирующие развитие инвестиционной деятельности, а именно: налоговую, амортизационную политику, защиту интересов инвесторов и другие меры экономического воздействия. Его задачей является создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

— совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

— установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, но не носящих индивидуального характера;

— защиты интересов инвесторов;

— предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

— расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

— создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;

— принятия антимонопольных мер;

— расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

— развития финансового лизинга в Российской Федерации;

— проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

— создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности заключается в осуществлении за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации капитальных вложений в соответствии с федеральными и региональными целевыми программами, а также по предложениям Правительства и Президента РФ. Конкретными формами такого участия являются:

— разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также проектов, финансируемых за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;

— формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;

— предоставление государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;

— размещение средств федерального бюджета и средств бюджетов Российской Федерации на конкурсной основе на условиях срочности, платности и возвратности;

— закрепление в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, которые через определенный срок будут реализованы на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов;

— проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— защита российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;

— разработка и утверждение стандартов (норм и правил) и осуществление контроля за их соблюдением;

— выпуск облигационных займов (гарантированных целевых займов);

— вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;

— предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Подшиваленко Г.П. и др. Инвестиции. — М.: КНОРУС, 2006. — с. 29

Статьей 13 упомянутого Закона определяется порядок принятия решений, касающихся государственных капитальных вложений. Решения принимаются органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы на финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются в федеральном бюджете Российской Федерации и в бюджетах субъектов Российской Федерации при условии, что они являются частью расходов на реализацию федеральной и региональных целевых программ. Размещение заказов на подрядные строительные работы для государственных нужд производится путем проведения конкурсов. Контроль за целевым и эффективным использованием средств осуществляет Счетная палата Российской Федерации.

Все инвестиционные проекты, независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений, до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации. Экспертиза инвестиционных проектов производится в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности капитальных вложений.

Регулирование инвестиционной деятельности органами местного самоуправления осуществляется в соответствии с главой V Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Методы и формы регулирования тождественны применяемым на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации, а также могут использоваться и другие, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

1.3 Государственная поддержка инвестиций

Роль государства в инвестиционном процессе состоит в следующем: с одной стороны, государство реализует политику государственных капиталовложений как централизованных (за счет бюджетов различных уровней), так и децентрализованных (осуществляемых за счет собственных и заемных средств государственными предприятиями).

С другой стороны, функция государства заключается в регулировании инвестиционного процесса путем проведения гибкой экономической политики (налоговой, кредитной, амортизационной, таможенной и др.), регулировании движения средств на кредитном рынке, управлении ставкой процента государственных ценных бумаг и т. п.

Основные льготы и преимущества, предоставляемые инвестору, заключаются в следующем.

— Исключение из обложения налогом на прибыль амортизации, которая рассматривается как часть выручки, не облагаемая налогом,

— Исключение из обложения налогом на прибыль той ее части, которая направляется на финансирование капитальных вложений.

— Инвестиционный налоговый кредит. Данная практика наиболее развита на уровне регионов.

— Пониженные ставки ввозных таможенных пошлин на оборудование, не производимое в России.

Защита от изменения налогового режима в худшую для инвестора сторону в период реализации инвестиционного проекта («дедушкина оговорка»). Законами РФ по инвестиционной деятельности введены понятия «приоритетный инвестиционный проект» и «прямая налоговая нагрузка». Понятие «приоритетный инвестиционный проект» связано с его масштабом (сметная стоимость проекта не менее 1 млрд руб.). К прямой налоговой нагрузке отнесены все прямые налоги и обязательные платежи (кроме взносов в пенсионный фонд), выплачиваемые с вида деятельности и доходов от нее. Законами по инвестиционной деятельности установлено, что прямая налоговая нагрузка не подлежит изменению в худшую сторону на период окупаемости проекта, но на срок не более семи лет. Маховиков Г. А. и др. Инвестиции. — М.: Вектор, 2005. — c. 152

Заключение

Итак, инвестиции представляют собой накопленную и не использованную для потребления часть дохода (за определенный период хозяйственной деятельности), которая вновь функционирует в общественном воспроизводстве. Процесс инвестирования предстает в виде потока расходов, предназначенных для увеличения или поддержания реального капитала, существующего в форме физического или человеческого капитала.

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности заключается в осуществлении за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации капитальных вложений в соответствии с федеральными и региональными целевыми программами, а также по предложениям Правительства и Президента РФ.

Косвенное регулирование включает разнообразные методы и рычаги воздействия, стимулирующие развитие инвестиционной деятельности, а именно: налоговую, амортизационную политику, защиту интересов инвесторов и другие меры экономического воздействия. Его задачей является создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.

Одной из наиболее распространенных форм государственной поддержки является предоставление льгот по платежам в региональный и местный бюджеты. Наряду с этим органы государственной власти весьма часто попустительствуют тому, что предприятия своевременно не погашают своих задолженностей перед бюджетом либо делают это не в полном объеме. Такую политику государственных органов следует рассматривать как косвенное кредитование предприятий-должников, что само по себе негативно, поскольку такая форма кредитования не приводит, как правило, к увеличению инвестиционной активности предприятий.

Список использованной литературы

1. Балдин, К.В. Инвестиции: системный анализ и управление / К. В. Балдин. — М.: Дашков и К, 2005. — 288 с.

2. Кучарина, Е.А. Инвестиционный анализ / Е.А. Кучарина. — СПб.: Питер, 2005. — 160 с.

3. Маховиков, Г. А. и др. Инвестиции / Г. А. Маховикова, И. А. Бузова, В. В. Терехова. — М.: Вектор, 2005. — 224 с.

4. Нешитой, А. С. Инвестиции: учебник / А. С. Нешитой. — Изд. 5-е, перераб. и испр. — М.: Дашков и К, 2007. — 371 с.

5. Подшиваленко, Г.П. и др. Инвестиции / Г.П. Подшиваленко, Н.И. Лахметкина, М.В. Макарова. — М.: КНОРУС, 2006. — 200 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Рассмотрение государственного регулирования и проведение анализа инвестиционной политики России. Виды инвестиций: интеллектуальные, капиталообразующие, прямые, портфельные, реальные, финансовые и тезаврационные. Рентабельность капитала ОАО «Лукойл».

курсовая работа [810,6 K], добавлен 31.01.2014

Сущность инвестиций и инвестиционной деятельности. Объекты и формы инвестиционной деятельности. Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности. Определение показателей эффективности инвестиций и графика потоков наличных денег.

контрольная работа [91,1 K], добавлен 20.09.2010

Необходимость государственного управления инвестициями (капитальными вложениями). Оценка инвестиционной ситуации в России. Этапы осуществления инвестиционной политики предприятия. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности.

реферат [29,4 K], добавлен 22.02.2010

Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности как объекта государственного регулирования. Анализ современной практики государственного регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений.

курсовая работа [86,9 K], добавлен 18.05.2015

Государственное регулирование инвестиционной деятельности. Методы защиты финансовых инвестиций от риска. Классификация и оценка эффективности финансовых инвестиций. Пример расчета финансовых инвестиций. Признаки целевого назначения объектов инвестиций.

курсовая работа [4,7 M], добавлен 14.06.2010

Сущность инвестиций, классификация их видов. Понятие, субъекты и объекты, направления инвестиционной деятельности предприятий. Роль, формы и методы ее государственного регулирования. Государственные гарантии прав участников инвестиционной деятельности.

курсовая работа [40,5 K], добавлен 12.04.2014

Сущность и значение учета инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений. Реальные и финансовые, прямые и портфельные, оборонительные и наступательные инвестиции. Бухгалтерский учёт долгосрочных капиталовложений. Методы оценки инвестиций.

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/investitsionnaya-deyatelnost-v-regione-kak-obekt-gosudarstvennogo-regulirovaniya

Источник https://bstudy.net/786483/ekonomika/gosudarstvennoe_regulirovanie_investitsionnoy_deyatelnosti

Источник https://otherreferats.allbest.ru/finance/00223900_0.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *