Инструкция для новичка: как успешно участвовать в тендерах ЧОПу на охранные услуги?
Как участвовать в тендерах на оказание охранных услуг? Какие способы закупки выбирают заказчики? Какие документы заказчик вправе потребовать в составе заявки? На все эти вопросы ответим в статье.
Какие охранные услуги вы можете предложить заказчикам
Услуги частной охраны необходимы заказчикам, которым не предоставляют ведомственную и государственную охрану. Например, образовательным и медицинским учреждениям, организациям, подведомственным органам власти.
В связи с вступлением в мае в силу приказа Росгвардии от 15.02.2021 № 45 заказчики обязаны применять новый порядок определения НМЦК. В формуле предусмотрены отдельно услуги по реагированию на сигнальную информацию технических средств охраны, по проектированию таких технических средств, по монтажу и эксплуатационному обслуживанию. Заказчик выбирает и рассчитывает НМЦК только тех услуг, которые непосредственно нужны ему.
При подготовке коммерческого предложения пропишите цены отдельно без учета НДС. А дальше заказчик должен применить формулу из п. 2 приказа № 45. То есть умножить среднюю цену за единицу услуги на индекс инфляции и прибавить НДС. Заказчик не применяет порядок расчета НМЦК на услуги охраны в случае, если такие услуги закупаются у единственного поставщика по п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ.
Какие объекты не может охранять ЧОП
Частная охранная деятельность не распространяется на объекты, указанные в постановлении Правительства от 14.08.1992 № 587. К ним относятся:
- объекты недвижимости и прилегающие территории федеральных органов законодательной и исполнительной власти,
- аэропорты,
- федеральные музеи,
- другие объекты повышенной важности.
Перед тем как вы начнете поиск подходящего тендера, сверьте объекты, которые вам потенциально придется охранять, с объектами из перечня и оцените свои возможности.
Как происходит закупка услуг по охране
Обычно проводят конкурентную процедуру или закупку у единственного поставщика для закупки услуг охраны.
Особенности проведения конкурса
Электронный конкурс, например, позволяет отобрать организацию с квалифицированными охранниками, хорошей деловой репутацией и опытом оказания охранных услуг. Для оценки участников заказчики устанавливают показатели по критерию «квалификация участников закупки», значимость критерия и баллы по критерию оценки заявок. Смотрите пример такого оформления в таблице. Показатели в ней могут различаться. В зависимости от потребностей заказчика их может быть больше или меньше.
Показатели нестоимостных критериев и максимальное значение в баллах в документации заказчика
Особенность проведения аукциона
Охрана не входит в аукционный перечень, но Закон № 44-ФЗ не запрещает его проведение на закупку услуг охраны. Заказчики выбирают этот способ, когда хотят выбрать победителя по наиболее низкой цене оказания услуг. Что, конечно же, не очень выгодно для поставщика.
Закупка у единственного поставщика
Вы можете заключить контракт с заказчиком на оказание услуг охраны по п.23 ч.1 ст.93 44-ФЗ, если ранее заключали контракт с пользователем нежилым помещением из того же здания. Но это касается только охраны нежилых помещений, так что будьте внимательны в таких закупках и запрашивайте у заказчика разъяснения по этому поводу.
Документы, которые нужно прикрепить к заявке
К участникам тендеров на оказание охранных услуг предъявляют единые и дополнительные требования, как и в любых других закупках, но со своими особенностями.
Что заказчик не может потребовать в документации?
Заказчик не должен включать в документацию избыточные требования. Например, требовать предоставить в составе заявки удостоверения частных охранников или предоставить договор страхования профессиональной ответственности охранного предприятия, наличие группы быстрого реагирования с установленной ГЛОНАСС-навигацией.
Что заказчик может потребовать в документации. Заказчик может потребовать приложить к заявке участника копию лицензии на частную охранную деятельность по конкретным видам услуг, выписку с реестровой записью из реестра лицензий. Если в вашей лицензии отсутствует необходимый заказчику вид услуг, заявку отклонят. Но при условии, что заказчик перечислил в описании объекта закупки виды охранных услуг, которые ему нужны.
При закупке услуг охраны для образовательных и научных организаций заказчики устанавливают доптребования. Например, опыт исполнения подобных контрактов за последние три года. Подтвердить такое требование вам будет нужно копией контракта, который вы исполнили без неустоек. А также подтвердить актом приемки, что стоимость исполненного контракта или договора — не меньше 20 процентов НМЦК или цены лота текущей закупки.
Может ли частная охранная организация принять участие в тендере, если она на стадии продления ранее выданной лицензии на охранные услуги?
Да, такую заявку заказчик должен допустить к закупке. У заказчика нет права требовать от участника новую лицензию. Лицензию юрлицу предоставляет Росгвардия или ее территориальные подразделения на пять лет.
Если юрлицо продлевает лицензию, то документ переоформляют. Для этого организация направляет в Росгвардию заявление о продлении и документы в соответствии с видами охранных услуг. Лицензию переоформляют в течение 30 календарных дней. Но на это время срок действия лицензии не приостанавливают. Так как лицензия действует, выходит, что участник предоставляет в составе заявки надлежащий документ и отклонять заявку нельзя. Но помните, что заказчик может проверить, отвечаете ли вы требованиям п.1 ч.1 ст. 31 44-ФЗ уже при исполнении контракта.
Если Росгвардия не продлила вам лицензию после рассмотрения заявок и вашей победы в тендере, заказчик имеет право расторгнуть контракт в одностороннем порядке по п.1 ч.15 ст.95 44-ФЗ.
Когда заказчик будет применять типовой контракт
При закупке охранных услуг заказчик должен применять типовой контракт, если закупку проводят по коду ОКПД2 80.10.12 — услуги охраны — и ОКВЭД2 80.10 — деятельность частных охранных служб.
Заказчик не обязан применять типовой контракт на оказание охранных услуг при заключении контракта с единственным поставщиком по п.4 ч.1 ст.93 44-ФЗ. Правила применения типовых контрактов устанавливает постановление Правительства от 02.07.2014 № 606. П.18 постановления № 606 прописывает случаи, когда типовые контракты могут не применяться. В том числе в данный перечень входит и закупка малого объема по п.4. Также прямое разрешение заключать такой договор в любом виде содержит и п.15 ст.34 44-ФЗ.
При этом ни Закон №44-ФЗ, ни постановление № 606 не содержат каких-либо ограничений по применению типового контракта при заключении контракта с единственным поставщиком. Это право заказчика.
Как заказчик будет принимать охранные услуги
Порядок приемки оказанных услуг прописан в контракте. При возникновения спора при расторжении контракта суды всегда с особой тщательностью изучают порядок приемки. Изучите внимательно раздел, чтобы понимать не только, как исполнять контракт, но отчитаться и получить оплату за него. К примеру, в контракте приемка может быть прописана как на образце ниже.
Фрагмент контракта, в котором прописана приемка охранных услуг
Как вам статья?
Как закупать охранные услуги: пошаговая инструкция
Закупка услуг охраны у Росгвардии — это выбор органа власти для защиты территории, информации или собственности. Как правило, процедура проводится по ст. 93 44-ФЗ у единственного поставщика, но есть исключения.
Скачать письмо Росгвардии с ФАС № ИА/48336/18/1/5277 от 27.06.2018 с ответами на сложные вопросы о закупках охранных услуг |
Как определить предмет закупки
Для начала определите категорию охраняемого объекта и вид закупаемых услуг.
Законодательство различает 4 вида охраны:
- Частная охранная деятельность. Ее осуществляют ЧОПы, имеющие лицензию на частную охранную деятельность, в соответствии с законом №2487-1 от 11.03.1992.
- Ведомственная. Правила ее осуществления регулирует федеральный закон №77-ФЗ от 14.04.1999. Она создается федеральными органами исполнительной власти, такими как Минкульт, Минтранс, Минфин и другие. Полный перечень органов — в постановлении правительства №514 от 12.07.2000. Кроме того, ведомственная охрана есть и у некоторых государственных корпораций (Росатом, Роскосмос, Ростех), организаций топливно-энергетического комплекса. В ее полномочия входит охрана объектов, которые находятся в ведении создавших ее органов (ст. 8 закона №77-ФЗ от 14.04.1999), и объектов, находящихся в ведении Судебного департамента ВС РФ, Генеральной прокуратуры, Следственного Комитета РФ — до момента создания ими собственной ведомственной охраны (распоряжение правительства №239-р от 10.02.2017).
- Вневедомственная охранная деятельность. Ее осуществляют войска Росгвардии на основании ФЗ №226-ФЗ от 03.07.2016. Перечень и адреса объектов, которые охраняют исключительно войска Росгвардии, утвержден распоряжением правительства №928-р от 15.05.2017. Это административные здания Верховного суда РФ, Московского городского суда, здания и хранилища федеральных государственных музеев и федеральных библиотек, объекта Банка России и т.п. Ответ на вопрос, может ли Росгвардия участвовать в аукционе или ином конкурентном способе определения поставщика для охраны иных объектов, — да, это не запрещено законом.
- Услуги ФГУП «Охрана». ФГУП «Охрана» — это подведомственное Росгвардии учреждение. Но оно не входит в структуру Росгвардии и не наделено ее полномочиями. ФГУП «Охрана» вправе охранять любые объекты, кроме указанных в Перечне №514 и 928-р.
Как выбрать способ закупки
Постановление правительства №587 от 14.08.1992 определяет перечень объектов, которые не подлежат государственной защите. Эти объекты запрещено охранять ЧОПам.
Если такой объект включен в Перечень №514 или 928-р, закупайте охранные услуги у Росгвардии или у своей ведомственной охранной организации по п. 6 ч. 1 ст. 93 ФЗ №44-ФЗ. А вот, например, заключение договора по п. 6 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ с Росгвардией и СОШ или детским садом невозможно, т.к. эти объекты не включены в распоряжение №928-р.
Если ведомственная охрана не создана или объект не включен в Перечни №514 и 928-р, придется проводить конкурентную закупку или заключать контракт с единственным поставщиком по иным основаниям.
Перечень возможных способов закупки в таблице:
Единственный критерий выбора победителя — цена
Критерии выбора победителя: стоимостные и нестоимостные по постановлению правительства №1085 от 28.11.2013
Критерии выбора победителя: стоимостные и нестоимостные по постановлению правительства №1085 от 28.11.2013.
Устанавливаются дополнительные требования к участникам по постановлению правительства №99 от 04.02.2015
НМЦК не превышает 500 000 рублей.
Сумма всех закупок не превышает 10% СГОЗ и 100 000 000 рублей
Цена контракта не превышает 600 000 рублей.
Сумма всех закупок не превышает 2 000 000 рублей или 10% СГОЗ и 50 000 000 рублей
Цена контракта не превышает 600 000 рублей.
Сумма всех закупок не превышает 5 000 000 рублей или 50% СГОЗ и 30 000 000 рублей
При любой цене контракта.
Единственный поставщик Росгвардия (по Перечню №928-р) или собственная ведомственная охрана (по Постановлению №514)
Как определить НМЦ
Определение НМЦ производится методом сопоставимых рыночных цен. Исключение — услуги Росгвардии; цена услуг охраны ВНГ подлежит госрегулированию. Правила установления тарифов определены в постановлении правительства №1303 от 06.12.2016.
Росгвардия хочет устанавливать цены охранных услуг по госзаказу. Постановлением №645 от 08.05.2020 правительство уполномочило Росгвардию определять НМЦ на все услуги по согласованию с Минфином. Сам порядок пока не утвержден.
Что прописать в документации на конкурентные закупки
Шаг 1. Установите требования к участникам по п. 1 ч. 1 с. 31 ФЗ № 44-ФЗ. При закупке услуг ЧОПа потребуйте наличие лицензии на частную (охранную) деятельность. Пропишите необходимые виды деятельности согласно ст. 3 закона №2487-1 от 11.03.1992. Для объектов, включенных в Перечень №587, установите требование: участник не является ЧОПом.
Шаг 2. Пропишите дополнительные требования к участникам по ч. 2 ст. 31 ФЗ № 44-ФЗ. Если закупаете услуги по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций, установите дополнительные требования к участникам закупки.
Дополнительные требования к участникам
Документы, которые подтверждают, что участник соответствует доптребованиям
Наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке исполненного контракта (договора) по 44-ФЗ или 223-ФЗ на оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий).
Цена такого контракта (договора) — не меньше 20% от НМЦК
Копия контракта (договора), сведения о котором есть в реестре контрактов. Этот контракт исполнялся без неустоек (штрафов, пеней).
Копия акта (актов) выполненных работ, который содержит обязательные реквизиты по ч. 2 ст. 9 Федерального закона о бухучете и подтверждает его стоимость. Этот акт подписывается не раньше 3 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке
Дополнительные требования устанавливают при проведении открытого конкурса с ограниченным участием в электронной форме или электронного аукциона. При выборе иных способов закупки они не предъявляются.
Шаг 3. Применяйте КТРУ при описании объекта закупки. Описание объекта закупки на услуги ЧОП формируйте согласно КТРУ. На иные услуги позиции КТРУ отсутствуют.
Шаг 4. Предусмотрите правила оценки заявок. В конкурсе с ограниченным участием пропишите правила оценки заявок. Их устанавливают в соответствии с постановлением правительства №1085 от 28.11.2013. Критерии оценки: стоимостные (цена контракта) и нестоимостные (качественные характеристики, квалификация участника). Предельная значимость критериев:
- стоимостные — 40%;
- нестоимостные — 60%.
Показатель квалификации участника — опыт. Его значимость должна составлять не менее 45% значимости всех нестоимостных критериев.
Показатель «Опыт участника» оценивается только по подпоказателям:
- общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
- общее количество исполненных контрактов (договоров);
- наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Как заключить контракт с единственным поставщиком по п. 6 ч. 1 ст. 93 ФЗ №44-ФЗ
Охрана Росгвардией или собственной ведомственной охраной подпадает под п. 6 ч. 1 ст. 93 ФЗ №44-ФЗ.
Тендеры в частном охранном бизнесе – путь выбора идеального поставщика охранных услуг
Тендерные закупки услуг охраны все чаще встречаются в практике продаж услуг ЧОПов. Конкурсная модель организации закупок услуг охраны находит все более широкое применение. Что дает ЧОПу участие в тендерах? Когда в них стоит принимать участие? Как построить свои взаимоотношения с организаторами?
Попытаемся обобщить опыт участия в тендерах на примере Ассоциации предприятий безопасности «Группа Р».
С завершением этапа реструктуризации и внедрения новых технологий работы с потенциальными заказчиками АПБ «Группа Р» принимает активное участие в тендерах на оказание охранных услуг компаниям и государственным учреждениям. Как правило, компании сами обращаются к нам с приглашением поучаствовать в тендере, присылая официальные приглашения. Такой способ организации тендеров характерен для западных компаний, которые по всему миру работают по отлаженной технологии проведения тендерных закупок. Все чаще и российские компании перенимают этот опыт.
Существует три основные процедуры проведения тендеров. Это запрос котировочных заявок, конкурс и аукцион.
Первая схема характерна для государственных, муниципальных, бюджетных учреждений. Информация о проведении таких тендеров публикуются в Интернете на специально организованных для этого площадках. Фактически, это конкурс прайс-листов. Заказчик получает предложения от участников и выбирает из них лучшее по цене. Как правило, выигрывает прайс- лист с низшей ценой. Например, в июле этого года, мы принимали участие в запросе котировок с начальной объявленной заказчиком стоимостью контракта в 350 тыс. рублей. В официально опубликованном протоколе рассмотрения котировочных заявок было обозначено 9 участников. Выиграл ЧОП, который предлагал заказчику заплатить за контракт 149 тыс. рублей. Речь идет об одном круглосуточном невооруженном посте. Срок контракта 5 месяцев. Путем несложных арифметических действий получаем месячную стоимость поста – 29 800 рублей.
Конкурс или тендер—
-самая распространенная форма приобретения услуг охраны среди крупных коммерческих организаций. Как правило, это предприятия с разветвленной филиальной сетью: банки, розничные сети, производственно – коммерческие предприятия. В таких компаниях существуют отделы, отвечающие за закупки различных услуг. Тендерные задания очень хорошо формализованы и иногда включают в себя довольно внушительные перечни вопросов. Например, один западных банк прислал нам тендерное задание на 37 страницах. При чем коммерческая часть – стоимость услуг и порядок расчетов – поместился на одной странице. Какую информацию в первую очередь хотел получить наш потенциальный заказчик? В первую очередь, его интересовало, с кем в дальнейшем он будет иметь дело – правовая форма организации, учредители, уставной капитал, история компании, процессы управления в компании, построение системы взаимоотношений и отчетности в компании, наличие средств оперативной связи. То есть все то, что в дальнейшем, при условии победы в тендере, сделает работу с ЧОП наиболее эффективной, оперативной и бесконфликтной. И цене контракта в данном случае отводится второстепенное значение. Однако это не означает, что ЧОП может выставить запредельную цену. Еще одной особенностью тендерных заданий западных компаний является условие отсрочки платежа за оказанные услуги. Так, например, один западный производитель запросил отсрочку платежа в три месяца, с даты подписания актов оказания услуг. Не каждый ЧОП сможет вынести такой финансовой нагрузки. Ведь выплату зарплаты сотрудникам охраны не отсрочить на три месяца. Как правило, заявки подаются в закрытой форме. Способы взаимодействия с тендерной комиссией могут быть различными. Как правило, до определенного момента представители тендерной комиссии предпочитают общение по электронной почте или телефону. Например, один из западных банков предпочел получать ответы на тендерное задание по электронной почте. При этом оговаривался срок, в течение которого ЧОП должен был предоставить ответы. В большинстве случаев ЧОП просят передать тендерную документацию к определенному сроку в запечатанном конверте. После чего конкурсный комитет вскрывает их и определяет победителя. Как устроена «кухня» внутри можно только догадываться. Смею предположить, что при подведении итогов по цене контракта за основу берется цена прошлогоднего контракта, которую до определенного уровня понижают, в зависимости от текущей финансовой политики компании. Руководство ЧОПов, которые прислали наиболее полные ответы на тендерные задания и вписываются в финансовую политику компании, приглашается на «собеседование», в ходе которого помимо презентации ЧОП есть возможность уточнить некоторые положения тендерного задания и ответить на вопросы тендерной комиссии. После подведения итогов тендера комиссия сообщает всем участникам о решении. Я встречал два варианта подобного рода сообщений. Первый, когда ЧОП получает благодарственное письмо за участие в тендере с вежливой формой отказа. Второй, когда участникам тендера рассылается копия протокола с решением о признании победителя в тендере. На усмотрение организаторов тендера остается вопрос публиковать или нет список участников тендера. На мой взгляд, такая информация необходима. Это позволит участникам рынка вести более цивилизованную рыночную конкуренцию, исключить «случайных» победителей с запредельно низкой ценой.
Еще одной формой проведения тендера является аукцион.
Мы сталкивались только с аукционом в электронной форме. ЧОП посредством регистрации на отведенном Интернет ресурсе передает в тендерный комитет все необходимые документы – лицензии, банковские карточки и т . д. После чего, при условии, что электронная система примет вашу заявку на участие в аукционе, ЧОП допускается к участию. Начальная цена фиксируется организаторами. Дальше идет игра на понижение в реальном времени при непосредственном участии всех претендентов. Я встречал случаи, когда начальная цена аукциона понижалась в разы в ходе его проведения. При данной форме организации тендера главное- цена и формально правильно оформленная заявка. Никто вас не спрашивает, как организована ваша работа, кто ваши сотрудники и как вы поддерживаете качество услуги. Наряду с запросом котировок аукционы широко распространены в организации тендеров на охранные услуги малобюджетных государственных учреждений – библиотеки, поликлиники и т. д.
Какую форму участия в тендере выбрать?
Ответ на этот вопрос лежит, на мой взгляд, в плоскости рыночной стратегии компании или ее отсутствии как таковой. Крупные игроки рынка частных охранных услуг, безусловно заинтересованы в участии в конкурсах. Но информация о конкурсах не всегда доступна и публична. Как правило, информация о конкурсах распространяется тендерным комитетом с подачи служб безопасности, которые только по ведомым им критериям определяют «широкий» список участников тендера. Окажется ЧОП в этом списке и получит ли он тендерное задание, зависит от ряда объективных и субъективных факторов. Например, доступность информации о ЧОП в Интернете и поисковых системах, публичность и открытость компании.
Принятая в АПБ «Группа Р» рыночная стратегия позволяет нам участвовать и в аукционах, запросах котировок в конкурсах. Мы стараемся участвовать во всех конкурсах. И конечно всегда мы настроены на победу. Но если не получается выиграть, то участие дает нам возможность еще раз заявить о себе, продемонстрировать наши технологии, в ходе отработке заявки, понять рынок, узнать цены, которые предлагают конкуренты. Очень важно постоянно быть «в тонусе». Для участия в аукционе нужно очень хорошо знать рынок, чтобы прогнозировать минимально возможную цену.
Источник https://star-tender.ru/poleznye-stati/instruktsiya-kak-uchastvovat-v-tenderah-na-ohrannye-uslugi
Источник https://goscontract.info/tender/fas-i-rosgvardiya-razyasnili-kak-zakupat-okhrannye-uslugi
Источник http://pult.pult-sb.ru/index.php?option=com_zoo&task=item&item_id=168&Itemid=23