Какие бывают тендеры: как не запутаться новичку
Довольно часто понятие «тендер» связывают исключительно с госзакупками по 44-ФЗ. Однако это неверный подход. В этой статье разберемся, какие тендеры проходят в России, и как не запутаться в их многообразии.
Что такое тендер
Если обратиться к определению в международном словаре, то в дословном переводе это понятие означает коммерческий конкурс. Из чего можем сделать вывод, что любая процедура по выявлению лучшего участника на возмездной основе может называться тендером. На международном рынке проходит огромное количество так называемых goverment tenders, и с некоторыми странами у России заключены международные соглашения. Соответственно, российские юрлица могут участвовать в тендерах на равных с местными правах, например в госзакупках Казахстана.
В России тендеры реализуются в двух основных формах:
Разница заключается в сути процедуры: когда заказчику необходимо удовлетворить свою потребность в нормальной жизнедеятельности компании, он проводит закупку. Обратный процесс по отчуждению имеющегося имущества называют торгами.
Подробнее о закупках
Самыми популярными принято считать госзакупки в рамках 44 ФЗ и закупки отдельными видами юридических лиц (223 ФЗ). Вместе с тем необходимо обязательно сказать о государственном оборонном заказе для обеспечения деятельности силовых ведомств. Такая деятельность регулируется 275 ФЗ.
В последнее время крупные коммерческие компании перенимают опыт у бюджетных учреждений и все больше размещают собственные корпоративные заказы. И последний, довольно молодой вид, — это закупки по Постановлению Правительства № 615 от 01.07.2016. Оно регулирует порядок привлечения подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту.
Таким образом, в здоровой конкуренции достигается экономия бюджетных средств и оборотных средств внутри коммерческих организаций.
Все госзакупки и заказы по 223-ФЗ размещаются в Единой информационной системе.
Для размещения гособоронзаказов создана отдельная платформа — АСТ ГОЗ.
При этом коммерческие юрлица, как правило, используют функционал электронных торговых площадок и размещают корпоративные заказы именно на них.
На ЭТП размещаются и заказы по выбору подрядчиков по ПП № 615.
В основном закупки различаются между собой по трем основным критериям:
- Какой статус у заказчика (например, отдельные виды юридических лиц — 223-ФЗ).
- Какие средства расходуются (например, средства бюджета по 44-ФЗ).
- Специализированность сферы (например, капремонт или гособоронзаказ).
Подробнее о торгах
Одним списком перечислить все торги, которые проходят в России, невозможно. В эту когорту можно включить и аукционы (конкурсы) по банкротству (когда выкупается имущество у организации, признанной банкротом по решению суда), и продажу конфискованного и арестованного имущества. Довольно часто продается жилой фонд местным самоуправлением, а также солидную долю занимают торги по гражданскому и земельному кодексам.
Существует одна система, которая объединяет большое количество торгов, но не всех. Это система торги гов ру.
На этом сайте вы можете найти информацию о продаже земельных участков или приватизации муниципального имущества (178-ФЗ), а также здесь размещаются торги по приказу № 67 Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров:
- аренды;
- безвозмездного пользования;
- доверительного управления имуществом;
- иных договоров.
В результате происходит переход прав в отношении государственного или муниципального имущества.
В качестве вывода подчеркнем, что понятие «тендер» многогранное и нельзя связывать его только с госзакупками.
Как называется тендер для подрядчиков
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее — конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее — приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
2. Конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее — электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее — закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее — электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее — закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее — электронный запрос котировок).
3. Для целей настоящего Федерального закона, электронный конкурс, электронный аукцион, электронный запрос котировок, закупка товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, считаются также электронными процедурами, а закрытый электронный конкурс, закрытый электронный аукцион — закрытыми электронными процедурами.
4. Победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
5. Победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 настоящего Федерального закона, — наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
6. Заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.
7. Заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, не включенных в перечни, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, путем проведения аукционов.
8. Закупки услуг по организации отдыха детей и их оздоровления не осуществляются путем проведения аукционов.
9. Победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона).
10. Заказчик вправе проводить в соответствии с настоящим Федеральным законом электронный запрос котировок:
1) в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения электронного запроса котировок, не должен превышать двадцать процентов совокупного годового объема закупок заказчика или сто миллионов рублей в отношении заказчика, совокупный годовой объем закупок которого в прошедшем календарном году составил менее пятисот миллионов рублей. Правительство Российской Федерации вправе принять решение об увеличении начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок в целях закупки отдельных наименований медицинских изделий;
(в ред. Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) независимо от начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок, предусмотренных пунктом 1 настоящей части, в случае осуществления:
а) закупки, по результатам которой заключается контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан;
(пп. «а» в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) закупки товаров, работ или услуг, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком на основании части 9 или 15 статьи 95 настоящего Федерального закона. При этом такая закупка осуществляется с учетом положений части 18 статьи 95 настоящего Федерального закона;
в) закупок заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства;
г) закупок лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале принятых на заседании врачебной комиссии решений. Количество закупаемых лекарственных препаратов не должно превышать количество лекарственных препаратов, необходимых пациенту в течение срока лечения;
д) закупок спортивного инвентаря, оборудования, спортивной экипировки, необходимых для олимпийской команды России, паралимпийской команды России, а также для подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации к спортивным соревнованиям и для участия в них;
е) закупок услуг по защите интересов Российской Федерации в случае подачи физическими лицами и (или) юридическими лицами в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи исков к Российской Федерации при необходимости привлечения российских и (или) иностранных специалистов, экспертов и адвокатов к оказанию таких услуг;
ж) закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
з) закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
11. Закрытые конкурентные способы применяются в случаях:
1) закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;
2) закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта;
3) закупок услуг по страхованию, транспортировке, охране:
а) ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации;
б) музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение, в том числе в случае их передачи и (или) получения заказчиками во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств;
4) закупок услуг для обеспечения деятельности органов принудительного исполнения Российской Федерации по техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю, текущему ремонту зданий и сооружений, по уборке таких зданий и сооружений, прилегающих к ним территорий, по перевозкам грузов, пассажиров и багажа;
Закупки, извещения о которых размещены, контракты с единственным поставщиком, которые заключены до включения заказчика в перечень, предусмотренный п. 5 ч. 11 ст. 24 (в ред. ФЗ от 16.04.2022 N 104-ФЗ), завершаются по правилам, действовавшим на дату их размещения, заключения.
5) закупок товаров, работ, услуг заказчиками, являющимися федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, в области государственной охраны, государственного управления в области обеспечения безопасности Российской Федерации, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, а также заказчиками, в отношении которых иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которых иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств, государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера. Перечень указанных заказчиков утверждается Правительством Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) закупок на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание, утилизацию вооружения, военной и специальной техники;
7) закупок на проведение работ по исследованию и использованию космического пространства, по созданию (в том числе разработке, изготовлению и испытанию) космических материалов и космических технологий, по созданию (в том числе разработке, изготовлению и испытанию), модернизации, поставке, ремонту, сервисному обслуживанию, использованию (эксплуатации), утилизации космической техники, по разработке, производству и поставке объектов космической инфраструктуры.
12. В случае осуществления закупок заказчиками из числа судов, закупок для обеспечения деятельности судей могут применяться закрытые конкурентные способы.
13. В случаях, указанных в пунктах 3 — 7 части 11, части 12 настоящей статьи, проводятся закрытые электронные процедуры в соответствии со статьями 75 и 76 настоящего Федерального закона. Правительство Российской Федерации вправе установить:
1) случаи проведения закрытых электронных процедур при осуществлении закупок, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 11 настоящей статьи;
2) особенности проведения закрытых электронных процедур, аккредитации на специализированных электронных площадках;
3) случаи заключения контракта по результатам проведения закрытых электронных процедур без использования единой информационной системы.
14. При проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона могут выделяться лоты, в отношении которых в приглашении, в документации о закупке отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, размер обеспечения заявки на участие в закупке (если требование об обеспечении заявки на участие в закупке установлено заказчиком в соответствии со статьей 44 настоящего Федерального закона), сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, размер обеспечения исполнения контракта (если требование об обеспечении исполнения контракта установлено заказчиком в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона), размер обеспечения гарантийных обязательств (если требование об обеспечении гарантийных обязательств установлено заказчиком в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона). В этих случаях участник закупки подает одну заявку в отношении определенного лота. Заказчик вправе в соответствии со статьей 36 настоящего Федерального закона отменить закупку в отношении определенного лота. Закупка признается несостоявшейся в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в части определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.
Что такое тендер? Виды, подготовка и проведение тендера
Среди представителей различных организаций и предприятий все чаще можно услышать о таком термине как «тендер». Однако мало кто знает, что именно этот комплекс мер помогает одним компаниям подыскивать другие фирмы-подрядчики с максимальной выгодой для себя. Подробнее, что такое тендер и обо всех нюансах его проведения, мы и расскажем в нашей статье.
Краткая предыстория о тендере
О таком понятии как «тендер» впервые заговорили в Америке в период окончания Второй Мировой войны. Именно американцам пришла в голову идея разработать систему тендеров. Определенную долю в этом сыграла борьба с коррупцией. Как оказалось, много денег оседало в карманах нечестных чиновников и совсем не использовалось на нужды общественности.
В России же узнали о том, что такое тендер несколько позднее, ближе к суровым 90-м годам. Однако большинство руководителей предприятий не стремились воспользоваться удачными нововведениями, поскольку еще не успели толком во всем разобраться.
К тому же, на тот момент в городах царил дух национализации и мешал вникнуть в суть вопроса. Но время расставило все на свои места, и о тендерах заговорили всерьез. Так что же это такое и для чего его можно использовать?
«Ху из ху», или что представляет собой тендер
Что такое тендер, можно узнать из дословной интерпретации данного слова. С английского «тендер» переводится как «торг» или «конкурс». Иными словами, это понятие подразумевает проведение некого условного состязания между поставщиками товаров и услуг с целью привлечения наиболее перспективных заказчиков. Причем данная конкурентная борьба происходит с учетом правил, указанных в регламенте компании, ее организующей.
Несколько особенностей тендера
Как и любой конкурс или мероприятие, связанное с торгами, тендер имеет ряд собственных особенностей. К примеру, все сведения, касающиеся того или иного финансового события, как правило, находятся в открытом доступе и максимально прозрачны. Победить в таком своеобразном состязании может лишь тот участник, который, по мнению заказчика, предоставил наиболее привлекательные услуги или выгодные товары.
В свою очередь в роли организатора конкурса могут выступать частные либо государственные компании, которых интересует тендер торгов. В отличие от коммерческой структуры, государственные организации проводят мероприятие за счет бюджета, а не за счет средств спонсоров.
Для участия в торгах необходимо подать заявку на рассмотрение специальной конкурсной комиссии. И, наконец, данное действо имеет свой норматив, состоящий из трех частей: аукциона, конкурса, а также запроса котировок.
Где могут проводиться торги?
Большинство торгов принято проводить на специальных виртуальных платформах. При этом их выбор зависит от рода деятельности, потребностей и опыта будущего участника, желающего выиграть тендер. Электронная торговая площадка в свою очередь служит отправной точкой для организаторов и поставщиков услуг и товаров.
На просторах этого интернет-ресурса, фактически выполняющего роль посредника между продавцом и заказчиком, проводятся специализированные электронные аукционы, выполняются онлайн-сделки и проходит полноценное обучение для новичков. Ярким примером является платформа РТС.
РТС-площадка: что, где и как?
«РТС-тендер» — электронная торговая площадка, существующая с 2010 года и позволяющая выполнять закупки для нужд муниципального и государственного значения. Согласно ее регламенту, во время аукциона привлекаются следующие лица:
- заказчики;
- операторы сайта;
- представители специализированного уполномоченного органа власти;
- поставщики услуг и товаров;
- независимые регистраторы;
- представители контролирующих и проверяющих органов;
- сотрудники удостоверяющего центра.
«РТС-тендер» (электронные площадки данного типа относятся к платформам федерального значения) содержит отдельные вкладки по правилам проведения торгов, дает советы новичкам и предоставляет целый ряд услуг для заказчиков и исполнителей.
Например, покупателям на портале предлагают полную законодательную базу, касающуюся торгов, позволяют воспользоваться аналитикой для мониторинга всех электронных закупок по региону.
Продавцам же площадка «РТС-тендер» дает возможность пройти аккредитацию и найти подходящего заказчика. Кстати, самим заказчикам предоставляется бесплатная проверка поставщика сразу, после того, как они пройдут процедуру регистрации и поместят заявку на организацию торгов. При этом они имеют возможность отслеживать статус возможного контрагента на протяжении всего тендера.
Как работает тендерное кредитование?
Помимо этого на сайте работает тендерное кредитование, позволяющее заказчику участвовать в большом количестве аукционов, что повышает его шансы выиграть торги. Для его оформления необходимо лишь войти на страничку интересующего вас аукциона и кликнуть на ссылку «Заявка на кредит».
После этого портал «РТС-тендер» автоматически переправит вас в ваш личный кабинет для заполнения необходимого электронного бланка и скрепления его виртуальной печатью.
Как осуществляется проведение торгов?
Перед самым проведением тендера происходит ряд подготовительных мероприятий, помогающих обезопасить всех участников торгов. В частности, фирмой-заказчиком производится сбор независимой комиссии, члены которой обладают необходимыми знаниями для анализа предмета или объекта, участвующего в тендере. Именно они помогают контролировать все этапы аукциона.
Далее сведения о предстоящих торгах с учетом требуемого для участия пакета документов появляются в СМИ и на электронных площадках. В это же время все желающие подают заявки, каждая из которых рассматривается и заносится в единый перечень участников и специальный журнал. После происходит регистрация всех потенциальных претендентов и рассмотрение их предложений. По итогам торгов оглашается победитель, имя которого также попадает в публичные источники.
Какие документы нужны для участия?
Для участия в тендере необходимо предоставить следующие документы:
- заявку и анкету с указанием основной информации о поставщике услуг или продавце;
- коммерческое предложение;
- пояснительную записку (в ней, как правило, проводятся расчеты и указываются сроки выполнения);
- списки возможных субподрядчиков, необходимых для дальнейшей реализации договора.
Какие документы предусмотрены для заказчика?
При участии в тендере заказчику необходимо предоставить коммерческую и техническую документацию. При этом в первом случае он обязан выполнить следующие пункты:
- описать сам объект торгов;
- указать детальную информацию о требованиях к претендентам;
- описать условия будущего контракта;
- предоставить всем участникам открытую информационную карту;
- указать порядок предоставления заявок для торгов.
Во втором же случае заказчик описывает стоимость, которая его устраивает, график платежей, детали оплаты и предполагаемые варианты финансирования.
Какие виды тендеров бывают?
Условно тендеры можно разделить на пять видов:
- открытого типа;
- закрытого типа;
- двухуровневые;
- тендеры, предусматривающие запрос ценовых котировок;
- тендеры, предполагающие торги с закупками лишь у единственного поставщика товаров и услуг.
Открытие торги: что это?
Открытые торги предполагают, участие всех желающих поставщиков и отличаются здоровой конкуренцией, открытостью и максимально прозрачными условиями. Детали и условия конкурса можно узнать из прессы и Интернета. Также подробную информацию о времени проведения, об участниках и правилах подачи заявок можно получить с виртуальной площадки тендеров (электронной платформы, где и проводятся торги).
Что такое закрытый тип торгов?
Зарытые торги предусматривают участие строго ограниченного числа компаний-участников, владеющих определенной лицензией. Такой конкурс, как правило, проводится при необходимости реализации или заказа специфической продукции или услуг. К примеру, закрытый тендер актуален во время госзакупок продукции, необходимой для нужд оборонной промышленности.
Что такое двухэтапный тендер и запрос котировок?
Двухэтапные тендеры предполагают организацию сложных закупок либо решение специфических вопросов технического характера. И, исходя из названия, такие торги состоят из двух этапов: сначала подаются базовые заявки без указания деталей, сделанные на основании первичного задания от заказчика; затем, происходит повторная подача заявки, но уже с учетом конкретных цен, сроков и графиков.
При запросе котировок заказчик, как правило, подбирает поставщиков с учетом их идентичных особенностей. К примеру, он может выбирать между несколькими фирмами, предоставляющими клиринговые услуги. Победителем в таком тендере становится поставщик, предлагающий свой сервис по наиболее низкой цене.
Когда возможна закупка товаров и услуг у одного продавца?
Закупки товаров и услуг у одного поставщика возможно в таких ситуациях:
- когда продавец является эксклюзивным представителем (монополистом);
- при отказе остальных участников аукциона;
- в случае исключения из торгов всех заявок, кроме одной.
В отличие от других видов тендеров, в данном случае не проводятся торги. При наличии лишь одного поставщика происходит упрощенная система заключения сделки, заканчивающаяся лишь подписанием контракта обеими сторонами.
Источник https://goscontract.info/shkola-goszakupok/kakie-byvayut-tendery-kak-ne-zaputatsya-novichku
Источник http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/1a53d0d0a68bafedeba16e5a1d0b19e4ad8c2a76/
Источник https://businessman.ru/new-chto-takoe-tender-vidy-podgotovka-i-provedenie-tendera.html