Закон Украины Об инвестиционной деятельности

 

Закон Украины «Об инвестиционной деятельности»

Настоящий Закон определяет общие правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности на территории Украины. Он направлен на обеспечение равной защиты прав, интересов и .

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Инвестиции

Инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые вкладываются в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которой создается прибыль (доход) или достигается социальный эффект.

Такими ценностями могут быть:
— средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги;
— движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности);
— имущественные права интеллектуальной собственности;
— совокупность технических, технологических, коммерческих и других знаний, оформленных в виде технической документации, навыков и производственного опыта, необходимых для организации того или иного вида производства, но не запатентованных («ноу-хау»);
— права пользования землей, водой, ресурсами, домами, сооружениями, оборудованием, а также другие имущественные права;
— другие ценности.

Инвестиции в воспроизводство основных фондов и прирост материально-производственных запасов осуществляются в форме капитальных вложений.

Статья 2. Инвестиционная деятельность

1. Инвестиционной деятельностью является совокупность практических действий граждан, юридических лиц и государства по реализации инвестиций.

2. Инвестиционная деятельность осуществляется на основе:
— инвестирования, осуществляемого гражданами, негосударственными предприятиями, хозяйственными ассоциациями, союзами и обществами, а также общественными и религиозными организациями, другими юридическими лицами, основанными на коллективной собственности;
— государственного инвестирования, осуществляемого органами власти и управления Украины, Крымской АССР, местных Советов народных депутатов за счет средств бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств, а также государственными предприятиями и учреждениями за счет собственных и заемных средств;
— иностранного инвестирования, осуществляемого иностранными гражданами, юридическими лицами и государствами;
— совместного инвестирования, осуществляемого гражданами и юридическими лицами Украины, иностранных государств.

Статья 3. Инновационная деятельность

1. Инновационная деятельность как одна из форм инвестиционной деятельности осуществляется с целью внедрения достижений научно-технического прогресса в производство и социальную сферу, включает:
— выпуск и распространение принципиально новых видов техники и технологии;
— прогрессивные межотраслевые структурные сдвиги;
— реализацию долгосрочных научно-технических программ с большими сроками окупаемости затрат;
— финансирование фундаментальных исследований для осуществления качественных изменений в состоянии производительных сил;
— разработку и внедрение новой, ресурсосберегающей технологии, предназначенной для улучшения социального и экологического положения.

Статья 4. Объекты инвестиционной деятельности

Объектами инвестиционной деятельности могут быть любое имущество, в том числе основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, нтеллектуальные ценности, другие объекты собственности, а также имущественные права.

Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям санитарно-гигиенических, радиационных, экологических, архитектурных и других норм, установленных законодательством Украины, а также нарушает права и интересы граждан, юридических лиц и государства, которые охраняются законом.

Инвестирование и финансирование строительства объектов жилищного строительства с использованием негосударственных средств, привлеченных от физических и юридических лиц, в том числе в управление, может осуществляться исключительно через фонды финансирования строительства, фонды операций с недвижимостью, институты совместного инвестирования, а также путем выпуска целевых облигаций, исполнение обязательств по которым обеспечивается единицей такой недвижимости, согласно законодательства. Другие способы финансирования строительства таких объектов определяются исключительно законами.

Статья 5. Субъекты инвестиционной деятельности

1. Субъектами (инвесторами и участниками) инвестиционной деятельности могут быть граждане и юридические лица Украины и иностранных государств, а также государства.
Негосударственные пенсионные фонды, страховщики и финансовые учреждения — юридические лица публичного права осуществляют инвестиционную деятельность согласно законодательства, определяющего особенности их деятельности.

2. Инвесторы — субъекты инвестиционной деятельности, принимают решение о вложении собственных, заемных и привлеченных имущественных и интеллектуальных ценностей в объекты инвестирования.
Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, кредиторов, покупателей, а также выполнять функции любого участника инвестиционной деятельности.

3. Участниками инвестиционной деятельности могут быть граждане и юридические лица Украины, других государств, которые обеспечивают реализацию инвестиций как исполнители заказов или на основании поручения инвестора.

Статья 6. Законодательство об инвестиционной деятельности

Отношения, возникающие при осуществлении инвестиционной деятельности в Украине, регулируются настоящим Законом, иными законодательными актами Украины.

Инвестиционная деятельность субъектов Украины за ее пределами регулируется законодательством иностранного государства, на территории которой эта деятельность осуществляется, соответствующими договорами Украины, а также специальным законодательством Украины.

Особенности осуществления инвестиционной деятельности на территории Украины субъектами инвестиционной деятельности, расположенными за пределами Украины, а также этих субъектов и субъектов Украины в зонах свободного предпринимательства на Украине определяются специальным законодательством Украины.

II. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 7. Права субъектов инвестиционной деятельности

1. Все субъекты инвестиционной деятельности независимо от форм собственности и хозяйствования имеют равные права по осуществлению инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено законодательными актами Украины.
Размещение инвестиций в любых объектах, кроме тех, инвестирование в которые запрещено или ограничено настоящим Законом, иными актами законодательства Украины, признается неотъемлемым правом инвестора и охраняется законом.

2. Инвестор самостоятельно определяет цели, направления, виды и объемы инвестиций, привлекает для их реализации на договорной основе любых участников инвестиционной деятельности, в том числе путем организации конкурсов и торгов.

3. По решению инвестора права владения, пользования и распоряжение инвестициями и результатами их осуществления могут быть переданы другим гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном законом. Взаимоотношения при такой передаче прав регулируются ими самостоятельно на основе договоров.

4. Для инвестирования могут быть привлечены финансовые средства в виде кредитов, выпуска в установленном законодательством порядке ценных бумаг и займов.
Имущество инвестора может быть использовано им для обеспечения его обязательств. В залог принимается только такое имущество, которое находится в собственности заемщика или принадлежит ему на праве полного хозяйственного ведения, если другое не предусмотрено законодательными актами Украины. Заложенное имущество при нарушении залоговых обязательств может быть реализовано в соответствии с действующим законодательством.

5. Инвестор имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиций, включая реинвестиции и торговые операции на территории Украины, в соответствии с законодательными актами Украины.
Для государственных предприятий, выступающих инвесторами за пределами Украины и которым открыт ипотечный кредит, устанавливается гарантия по этим инвестициям со стороны государства.

6. Инвестор имеет право на приобретение необходимого ему имущества в граждан и юридических лиц непосредственно или через посредников по ценам и на условиях, определяемых по договоренности сторон, если это не противоречит законодательству Украины, без ограничения по объему и номенклатуры.

Статья 8. Обязанности субъектов инвестиционной деятельности

1. Инвестор в случаях и порядке, установленных законодательством Украины, обязан:
— подать финансовым органам декларацию об объемах и источниках
осуществляемых им инвестиций;
— получить необходимое разрешение или согласование соответствующих государственных органов и специальных служб на капитальное строительство;
— получить разрешение на выполнение строительных работ в случаях и порядке, установленных Законом Украины «О регулировании градостроительной деятельности «
— получить позитивное комплексное заключение государственной экспертизы относительно соблюдения в инвестиционных программах и проектах строительства действующих нормативов по вопросам санитарного и эпидемического благополучия населения, экологии, охраны труда, энергосбережения, пожарной безопасности, прочности, надежности и необходимой долговечности зданий и сооружений, а также архитектурных требований, за исключением объектов гражданского и производственного назначения, для утверждения проектов строительства которых комплексный вывод государственной экспертизы не является обязательным. Перечень объектов, для утверждения проектов строительства которых комплексный вывод государственной экспертизы не является обязательным, утверждается центральным органом исполнительной власти в сфере строительства и архитектуры.

2. Субъекты инвестиционной деятельности обязаны:
— соблюдать государственные нормы и стандарты, порядок установления которых определяется законодательством Украины;
— выполнять требования государственных органов и должностных лиц, предъявляемых в пределах их компетенции;
— подавать в установленном порядке бухгалтерскую и статистическую отчетность;
— не допускать недобросовестной конкуренции и выполнять требования законодательства о защите экономической конкуренции.
— уплачивать налоги, сборы (обязательные платежи) в размерах и в порядке, определенных законами Украины.

3. Для проведения хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию, участники инвестиционной деятельности должны получить соответствующую лицензию, которая выдается в порядке, установленном законодательством.

Статья 9. Отношения между субъектами инвестиционной деятельности

Основным правовым документом, регулирующим взаимоотношения между субъектами инвестиционной деятельности, является договор (соглашение).

Заключение договоров, выбор партнеров, определение обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений, не противоречащих законодательству Украины, является исключительной компетенцией субъектов инвестиционной деятельности.

Инвестирование и финансирование одной квартиры в объекте строительства несколькими инвесторами возможно исключительно при условии заключения между ними договора в письменной форме, в котором определяются доля каждого инвестора и порядок внесения им соответствующей инвестиции.
Вмешательство государственных органов и должностных лиц в реализацию договорных отношений между субъектами инвестиционной деятельности сверх своих компетенции не допускается.

Статья 10. Источники финансирования инвестиционной деятельности

1. Инвестиционная деятельность может осуществляться за счет:
— собственных финансовых ресурсов инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, возмещение убытков от аварий, стихийного бедствия, денежные накопления и сбережения граждан, юридических лиц и т.п.);
— заемных финансовых средств инвестора (облигационные займы, банковские и бюджетные кредиты);
— привлеченных финансовых средств инвестора (средства, полученные от
продажи акций, паевые и другие взносы граждан и юридических лиц);
— бюджетных инвестиционных ассигнований;
— безвозмездных и благотворительных взносов, пожертвований организаций, предприятий и граждан.

III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 11. Цели государственного регулирования инвестиционной деятельности

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется с целью реализации экономической, научно-технической и социальной политики. Оно определяется показателями экономического и социального развития Украины, республиканскими и региональными программами развития народного хозяйства, республиканским и местными бюджетами, предсказуемыми в них объемами государственного финансирования инвестиционной деятельности.

При этом создаются льготные условия инвесторам, осуществляют инвестиционную деятельность в наиболее важных для удовлетворения общественных потребностей направлениях, прежде социальной сфере, техническом и технологическом усовершенствовании производства, создании новых рабочих мест для граждан, нуждающихся социальной защите, внедрении открытий и изобретений, в агропромышленном комплексе, в реализации программ ликвидации последствий Чернобыльской аварии, в производстве строительных материалов, в области образования, культуры, охраны культурного наследия, охраны окружающей среды и здоровья.

Статья 12. Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности

1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности включает управления государственными инвестициями, а также регулирование условий инвестиционной деятельности и контроль за ее осуществлением всеми инвесторами и участниками инвестиционной деятельности.

2. Управление государственными инвестициями осуществляется республиканскими и местными органами государственной власти и управления и включает планирование, определение условий и выполнение конкретных действий по инвестированию бюджетных и внебюджетных средств.

3. Регулирования условий инвестиционной деятельности осуществляется путем:
— предоставления финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных регионов, отраслей, производств;
— государственных норм и стандартов;
— мероприятий по развитию и защите экономической конкуренции;
— разгосударствления и приватизации собственности;
— определение условий пользования землей, водой и другими природными ресурсами;
— политики ценообразования;
— проведения государственной экспертизы инвестиционных программ и проектов строительства
— других мероприятий.

Статья 13. Порядок принятия решений по республиканским государственным инвестициям

1. Решение по республиканским государственным инвестициям принимаются на основе прогнозов экономического и социального развития республики, схем развития и размещения производительных сил, целевых научно-технических и комплексных программ и технико-экономических обоснований, определяющих целесообразность этих инвестиций.

2. Проекты целевых республиканских программ разрабатываются в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины с участием заинтересованных государственных органов и общественных организаций, и представляются Кабинетом Министров Украины на утверждение Верховной Раде Украины в составе Основных направлений экономического и социального развития республики.

3. Верховная Рада Украины утверждает в составе Основных направлений экономического и социального развития республики объемы государственных инвестиций, осуществляемых за счет средств республиканского бюджета.

Статья 14. Порядок размещения государственного заказа выполнение работ в капитальном строительстве

1. Одной из форм реализации республиканских государственных инвестиций является республиканский государственный заказ на выполнение работ в капитальном строительстве.

2. Государственный заказ размещается, как правило, на конкурсной основе с учетом экономической выгодности этих заказов для предприятий и организаций.

3. Прием в эксплуатацию объектов республиканского государственного заказа осуществляется в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины.

Статья 15. Государственная экспертиза инвестиций

1. Обязательной государственной экспертизе в полном объеме подлежат инвестиционные программы и проекты строительства, осуществляемые с привлечением средств Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым, местных бюджетов, а также средств государственных предприятий, учреждений и организаций, за исключением объектов гражданского и производственного назначения, для утверждения проектов строительства которых комплексный вывод государственной экспертизы не является обязательным. Инвестиционные программы и проекты строительства, осуществляемые за счет других источников финансирования, подлежат экспертизе согласно части первой статьи 8 настоящего Закона.

Государственная экспертиза инвестиционных программ и проектов строительства проводится на принципах организационного единства в порядке, определенных центральным органом исполнительной власти по вопросам строительства и архитектуры.

2. В случае необходимости экспертиза отдельных инвестиционных проектов и программ может осуществляться экспертными комиссиями, создаваемыми Верховной Радой Украины.

Статья 16. Регулирование инвестиционной деятельности Верховным Советом Крымской АССР и местными Советами народных депутатов

Верховная Рада Крымской АССР и местные Советы народных депутатов в пределах своих полномочий осуществляют регулирование инвестиционной деятельности на своей территории, в том числе путем согласования вопросов о создании производственных и социальных объектов, использование природных ресурсов субъектами инвестиционной
деятельности.

Статья 17. Ценообразование в инвестиционной деятельности

Стоимость продукции, работ и услуг в процессе инвестиционной деятельности определяется по свободным ценам и тарифам, в том числе по итогам конкурсов (торгов), а в случаях, предусмотренных законодательными актами, по государственным фиксированным и регулируемым ценам и тарифам.

Стоимость строительства определяется с использованием государственных сметных норм, которые являются обязательными при осуществлении строительства объектов с привлечением средств Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым, местных бюджетов, а также средств государственных предприятий, учреждений и организаций.

IV. ГАРАНТИИ ПРАВ СУБЪЕКТОВ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАЩИТА ИНВЕСТИЦИЙ

Статья 18. Гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности

1. Государство гарантирует стабильность условий осуществления инвестиционной деятельности, соблюдения прав и законных интересов ее субъектов.
Условия договоров, заключенных между субъектами инвестиционной деятельности сохраняют свою силу на весь срок действия этих договоров, в том числе, если после их заключения законодательством (кроме налогового, таможенного и валютного законодательства, а также законодательства по вопросам лицензирования определенных видов хозяйственной деятельности) установлены условия, ухудшающие положение субъектов или ограничивающие их права, если они не договорились об изменении условий договора.

2. Государственные органы и их должностные лица не имеют права вмешиваться в деятельность субъектов инвестиционной деятельности, кроме случаев, когда такое вмешательство допускается действующим законодательством и осуществляется в пределах компетенции этих органов и должностных лиц.
Никто не вправе ограничивать права инвесторов в выборе объектов инвестирования, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
В случае принятия государственными или другими органами актов, нарушают права инвесторов и участников инвестиционной деятельности, убытки, причиненные субъектам инвестиционной деятельности, подлежат возмещению в полном объеме этими органами. Споры о возмещении убытков разрешаются судом.

Статья 19. Защите инвестиций

1. Защита инвестиций — это комплекс организационных, технических и правовых мер, направленных на создание условий, способствующих сохранению инвестиций, достижению цели внесения инвестиций, эффективной деятельности объектов инвестирования и реинвестирования, защиты законных прав и интересов инвесторов, в том числе права на получение прибыли (дохода) от инвестиций.
Государство гарантирует защиту инвестиций независимо от форм собственности, а также иностранных инвестиций. Защита инвестиций обеспечивается законодательством Украины, а также международными договорами Украины. Инвесторам, в том числе иностранным, обеспечивается равноправие, что исключает применение мер дискриминационного характера, которые могли бы помешать управлению инвестициями, их использованию и ликвидации, а также предполагаются условия и порядок вывоза вложенных ценностей и результатов инвестиций.
Для обеспечения благоприятного и стабильного инвестиционного режима государство устанавливает государственные гарантии защиты инвестиций.
Государственные гарантии защиты инвестиций — это система правовых норм, направленных на защиту инвестиций и не касаются вопросов финансово-хозяйственной деятельности участников инвестиционной деятельности и уплаты ими налогов, сборов (обязательных платежей). Государственные гарантии защиты инвестиций не могут быть отменены или сужены относительно инвестиций, осуществленных в период действия этих гарантий.

2. Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы или к ним не могут быть применены меры, тождественные по результатам. Такие меры могут применяться только на основе законодательных актов Украины с возмещением инвестору в полном объеме убытков, причиненных в связи с прекращением инвестиционной деятельности. Порядок возмещения убытков инвестору определяется в указанных актах.
Внесеные или приобретенные инвесторами целевые банковские вклады, акции и другие ценные бумаги, платежи за приобретенное имущество или за арендные права в случае изъятия в соответствии с законодательными актами Украины возмещаются инвесторам, за исключением сумм, оказавшихся использованными или утраченными в результате действий самых инвесторов или совершенных с их участием.

3. Споры, возникающие в результате осуществления инвестиционной деятельности, рассматриваются в соответствии судом или третейским судом.

4. Инвестиции могут, а в случаях, предусмотренных законодательством, должны быть застрахованы.

Статья 20. Ответственность субъектов инвестиционной деятельности

При несоблюдении договорных обязательств субъекты инвестиционной деятельности несут имущественную и другую ответственность, предусмотренную законодательством Украины и заключенным договорам.
Уплата штрафов и неустоек за нарушение условий договоров, а также возмещения причиненных убытков не освобождают виновную сторону от выполнения обязательств, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 21. Условия прекращения инвестиционной деятельности

Приостановление или прекращение инвестиционной деятельности производится
по решению:
— инвесторов, при этом инвесторы возмещают убытки участникам инвестиционной деятельности;
— правомочного государственного органа.

Решение государственного органа о приостановлении или прекращении инвестиционной деятельности может быть принято по следующим причинам:
— если ее продолжение может привести к нарушению установленных законодательством санитарно-гигиенических, архитектурных, экологических и других норм, прав и интересов граждан, юридических лиц и государства, которые охраняются законом;
— объявление в установленном законом порядке инвестора банкротом вследствие неплатежеспособности;
— стихийного бедствия;
— введения чрезвычайного положения.

Статья 22. Международные договора

Если международным договором Украины установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве об инвестиционной деятельности Украины, то применяются правила международного договора.

Председатель Верховной Рады Украины Л. КРАВЧУК
г. Киев, 18 сентября 1991
N 1560-XII

ЗАКОН УКРАИНЫ

(В редакции Законов Украины от 10.12.1991 г. №1955-12, 05.03.1998 г. №185/98-ВР, 21.05.1999 г. №697-XIV, 20.12.2001 г. №2899-III, 04.07.2002 г. №40-IV, 26.12.2002 г. №380-IV, 15.05.2003 г. №762-IV, 20.11.2003 г. №1294-IV, 27.11.2003 г. №1344-IV, 03.02.2004 г. №1407-IV, 23.12.2004 г. №2285-IV, 25.03.2005 г. №2505-IV, 15.12.2005 г. №3201-IV, 19.01.2006 г. №3370-IV, 16.05.2007 г. №1026-V, 25.12.2008 г. №800-VI, 29.06.2010 г. №2367-VI, 09.09.2010 г. №2518-VI, 17.02.2011 г. №3038-VI, 02.06.2011 г. №3461-VI, 22.12.2011 г. №4218-VI, 22.12.2011 г. №4220-VI, 05.07.2012 г. №5080-VI, 16.10.2012 г. №5463-VI, 20.11.2012 г. №5492-VI, 04.07.2013 г. №406-VII, 10.10.2013 г. №639-VII, 15.04.2014 г. №1206-VII, 23.03.2017 г. №1981-VIII, 23.05.2017 г. №2059-VIII (вступил в силу 18.12.2017 г.), 08.06.2017 г. №2095-VIII, 20.09.2019 г. №124-IX (вступил в силу 16.10.2020 г.), 03.10.2019 г. №155-IX, 19.06.2020 г. №738-IX (вступил в силу 01.07.2021 г.), 17.12.2020 г. №1116-IX, 21.10.2021 г. №1818-IX, 16.11.2021 г. №1881-IX, 12.05.2022 г. №2254-IX)

(По всему тексту Закона слова «инвестиционная программа» и «инвестиционная программа (проект)» во всех падежах и числах заменены словами «инвестиционный проект» в соответствующем падеже и числе в соответствии с Законом Украины от 22.12.2011 г. №4218-VI)

(По всему тексту Закона слова «центральный орган исполнительной власти по вопросам экономической политики» во всех падежах заменены словами «центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере экономического развития» в соответствующем падеже в соответствии с Законом Украины от 16.10.2012 г. №5463-VI)

Настоящий Закон определяет общие правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности на территории Украины.

Он направлен на обеспечение равной защиты прав, интересов и имуществ субъектов инвестиционной деятельности независимо от форм собственности, а также на эффективное инвестирование экономики Украины, развития международного экономического сотрудничества и интеграции.

(В преамбулу внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 22.12.2011 г. №4218-VI)

I. Общие положения


Статья 1. Инвестиции

Инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которой создается прибыль (доход) и/или достигается социальный и экологический эффект.

Такими ценностями могут быть:

денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги (кроме векселей);

(В абзац второй части второй статьи 1 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 22.12.2011 г. №4218-VI)

движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности);

имущественные права интеллектуальной собственности;

совокупность технических, технологических, коммерческих и других знаний, оформленных в виде технической документации, навыков и производственного опыта, необходимых для организации того или иного вида производства, но не запатентованных («ноу-хау»);

права пользования землей, водой, ресурсами, зданиями, сооружениями, оборудованием, а также иные имущественные права;

Инвестиции, направляемые на создание (приобретение), реконструкцию, техническое переоснащение основных средств, ожидаемый срок полезного использования которых превышает один год, осуществляются в форме капитальных вложений.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 23.03.2017 г. №1981-VIII)

Статья 2. Инвестиционная деятельность

1. Инвестиционной деятельностью является совокупность практических действий граждан, юридических лиц и государства по реализации инвестиций.

2. Инвестиционная деятельность осуществляется на основе:

инвестирования, которое осуществляется гражданами, негосударственными предприятиями, хозяйственными ассоциациями, союзами и обществами, а также общественными и религиозными организациями, другими юридическими лицами, основанными на коллективной собственности;

государственного инвестирования, которое осуществляется органами государственной власти за счет средств государственного бюджета, заемных средств, а также государственными предприятиями и учреждениями за счет собственных и заемных средств;

Инвестиционное законодательство Украины

1. Общая оценка инвестиционного климата в Украине (регионы, области, риски).

Приоритетными отраслями инвестиционной деятельности в Украине являются: машиностроение; пищевая промышленность; черная и цветная металлургия; легкая промышленность, химическая промышленность, производство строительных материалов. Эти отрасли развиты в основном в восточных и южных областях. Все большие темпы приобретает поступление инвестиций в сельское хозяйство (центральные и западные области) и строительство (центр).

Основные риски – нестабильность политической ситуации, что может иметь в дальнейшем изменение правового регулирования.

2. Правовое регулирование инвестиционной деятельности.

Инвестиционная деятельность в Украине регулируется внутренними нормативно-правовыми актами и международными договорами о поощрении и взаимной защите инвестиций (Украиной заключено более 50 таких договоров с другими странами).

Инвестиция – это все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в объекты предпринимательской и другие виды деятельности, в результате которой создается прибыль (доход) или достигается социальный эффект. Под инвестиционной деятельностью понимается совокупность практических действий граждан, юридических лиц и государства по реализации инвестиций.

Для иностранных инвесторов на территории Украины устанавливается национальный режим инвестиционной и другой хозяйственной деятельности. То есть, для них устанавливаются условия не менее благоприятные, чем для отечественных юридических лиц. В данном случае инвесторы должны руководствоваться законодательством Украины, а не законами своей страны. Для отдельных субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих инвестиционные проекты с привлечением иностранных инвестиций, может устанавливаться льготный режим инвестиционной и другой хозяйственной деятельности.

3. Схемы и формы инвестирования.

Объектом инвестиционной деятельности согласно ст. 4 Закона «По инвестиционной деятельности» может быть любое имущество, в том числе основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, интеллектуальные ценности, другие объекты собственности, а также имущественные права.

Инвестиции в ценные бумаги могут осуществляться путем приобретения акций публичных и частных акционерных обществ, облигаций предприятий, облигаций местных займов, государственных облигаций Украины, ипотечных сертификатов, ипотечных облигаций, сертификатов фондов операций с недвижимостью, векселей, инвестиционных сертификатов и других.

Акции публичных акционерных обществ могут свободно отчуждаться и находиться в листинге на бирже. Акции частных акционерных обществ могут продаваться третьим лицам при отсутствии спроса со стороны других акционеров. Покупка корпоративных прав в обществах с ограниченной ответственностью (ООО), которые являются самой распространенной формой ведения бизнеса, в обществах с дополнительной ответственностью, – возможна при условии, если другими участниками общества не реализовано преимущественное право на их покупку. Отчуждение акций частных акционерных обществ (АО) и обществ с ограниченной ответственностью (ООО) иным, кроме покупки, способом, возможно без ограничений, если другое не предусмотрено уставом. Передача доли в полном и коммандитном обществе возможна лишь с согласия всех остальных участников.

Предприятие, иностранная инвестиция в котором составляет не менее 10%, признается предприятием с иностранными инвестициями. Статус предприятия с иностранными инвестициями приобретается со дня зачисления иностранной инвестиции на баланс предприятия. Имущество, которое ввозится в Украину как взнос иностранного инвестора в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями, освобождается от обложения пошлиной. Продукция предприятий с иностранными инвестициями не подлежит лицензированию и квотированию при условии ее сертификации как продукции собственного производства.

Предприятие, созданное в соответствии с законодательством Украины, действующее исключительно на основе собственности иностранцев или иностранных юридических лиц, или действующее предприятие, приобретенное полностью в собственность этих лиц, считается иностранным предприятием. Иностранные предприятия не могут создаваться в отраслях, которые по закону имеют стратегическое значение для безопасности государства. В остальном правовой режим иностранного предприятия почти не отличается от правового режима предприятия с иностранными инвестициями.

Иностранные предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность на территории Украины, имеют право на открытие своих представительств. Представительство не является юридическим лицом и осуществляет деятельность на территории Украины от имени и по поручению иностранной компании, указанной в свидетельстве о регистрации представительства.

Инвесторы могут выступать не только в роли покупателей предприятий, но и их кредиторов. Инвестиционные кредиты могут предусматривать финансирование капиталовложений и нормативного оборотного капитала.

Инвестирование и финансирование строительства объектов жилищного строительства может осуществляться исключительно через:

  • фонды финансирования строительства;
  • фонды операций с недвижимостью;
  • институты совместного инвестирования;
  • путем выпуска целевых облигаций, исполнение обязательств по которым обеспечивается единицей такой недвижимости.

Инвестирование в другие виды недвижимости осуществляется в общем порядке.

Земли сельскохозяйственного назначения согласно ч. 5 ст. 22 Земельного кодекса Украины не могут передаваться в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам и иностранным государствам. Иностранные граждане, иностранные юридические лица и совместные предприятия могут приобретать право собственности на земельные участки несельскохозяйственного назначения, а также пользоваться землями как сельскохозяйственного, так и несельскохозяйственного назначения на условиях договора аренды. Продажа земельных участков, находящихся в собственности государства, иностранным государствам и иностранным юридическим лицам осуществляется Кабинетом Министров Украины по согласованию с Верховной Радой Украины. Продажа земельных участков, находящихся в собственности территориальных громад, иностранным государствам и иностранным юридическим лицам осуществляется соответствующими советами по согласованию с Кабинетом Министров Украины.

4. Защита инвестиций.

Украина согласно ст. 19 Закона «Об инвестиционной деятельности» гарантирует защиту инвестиций независимо от форм собственности, а также иностранных инвестиций. Инвесторам, в том числе иностранным, обеспечивается равноправный режим, исключающий применение мер дискриминационного характера, которые могли бы воспрепятствовать управлению инвестициями, их использованию и ликвидации, а также предусматриваются условия и порядок вывоза вложенных ценностей и результатов инвестиций.

Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним не могут быть применены меры, равные по последствиям. В случае прекращения инвестиционной деятельности, иностранный инвестор имеет право на возврат ,не позднее шести месяцев со дня прекращения этой деятельности, своих инвестиций, в натуральной форме или в валюте инвестирования в сумме фактического взноса, без уплаты пошлины, а также доходов с этих инвестиций по реальной рыночной стоимости. Иностранным инвесторам после уплаты налогов гарантируется беспрепятственный и немедленный перевод за границу их доходов в иностранной валюте, полученных на законных основаниях вследствие осуществления иностранных инвестиций.

Судебная защита осуществляется через:

  • национальные суды (как правило, украинские);
  • Европейский Суд по правам человека;
  • Международный центр по урегулированию инвестиционных споров;
  • арбитражные учреждения (в т.ч. арбитраж «ad-hoc»).

5. Открытие инвестиционного счета в национальной или иностранной валюте.

Для открытия инвестиционного счета необходимо предоставить:

  • заявление об открытии текущего счета, в котором обязательно указывается, что счет открывается с целью осуществления инвестиции в Украину;
  • копию легализованной или удостоверенной путем проставления апостиля выдержки из торгового, банковского или судебного реестра, или регистрационное удостоверение местного органа власти иностранного государства о регистрации юридического лица, заверенное нотариально. От иностранного инвестора – физического лица – такой документ не требуется;
  • копию легализованной или заверенной путем проставления апостиля доверенности на имя лица, которое имеет право открывать и распоряжаться счетом, заверенную нотариально. В случае выдачи иностранным инвестором такой доверенности на территории Украины, подается копия этой доверенности, заверенная нотариально. Если счет открывается лично иностранным инвестором – физическим лицом – то такой документ не требуется;
  • карточку с образцами подписей нерезидента-инвестора, заверенную нотариально.

Дополнительно предоставляется копия документа, подтверждающего взятие нерезидента-инвестора на учет в государственной налоговой службе, заверенная органом, выдавшим документ, нотариально или подписью уполномоченного работника банка, если нерезидент-инвестор является участником соглашения о разделе продукции в соответствии с Законом Украины «О соглашении о разделе продукции». Лица, которые открывают счет, должны предъявить паспорт или документ, его заменяющий, а также документы, подтверждающие их полномочия.

Источник https://inventure.com.ua/tools/legislation/zakon-ukrainy-abob-investicionnoi-deyatelnostibb

Источник https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=9268

Источник https://pravdop.com/publications/kommentarii-zakonodatelstva/investicionnoe-zakonodatelstvo-ukraini/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *