Инвестиции на основании соглашений о защите и поощрении капиталовложений: новое регулирование
1 апреля 2020 в силу вступил Федеральный закон «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации». Закон направлен на создание «предсказуемых и благоприятных условий» для ведения бизнеса и потому предоставляет ряд преференций организациям, реализующим инвестиционные проекты.
Первоначальный законопроект, внесенный на рассмотрение Госдумы, был более широкой направленности и имел неофициальное название «инвестиционный кодекс». Он предусматривал два инвестиционных режима: общий и проектный. Общий инвестиционный режим должен был определять основные правила инвестиционной деятельности, распространяющиеся на всех инвесторов вне зависимости от объема инвестиций. Проектный режим в свою очередь должен был действовать как специальный и применяться лишь при заключении СЗПК.
Впоследствии общий инвестиционный режим был исключен: предмет регулирования закона стал ограничен лишь отношениями, возникающими в связи с осуществлением инвестиций на основании СЗПК.
При этом от идеи «инвестиционного кодекса», положения которого как раз и должен были закреплять общий инвестиционный режим, не отказались: его разработка планируется в рамках следующего этапа совершенствования инвестиционного законодательства.
Что представляет собой СЗПК?
СЗПК – это соглашение между РФ и/или ее субъектами и организацией, реализующей проект, положения которого должны гарантировать стабильность условий реализации проекта и устанавливать взаимные права, обязанности и ответственность каждой из сторон соглашения. Организацией, реализующей проект, может быть российское юридическое лицо, в том числе проектная компания – организация, специально созданная для реализации инвестиционного проекта. При этом в качестве инвестора могут выступать как российские физические и юридические лица, так и иностранные инвесторы.
Заключение СЗПК предоставит перечень преимуществ организациям, реализующим проект: в их отношении будет действовать стабилизационная оговорка, запрещающая применять положения законодательства, ухудшающие условия ведения деятельности, связанной с осуществлением проекта. В частности, не подлежат изменению налоговые условия, условия землепользования и градостроительной деятельность на срок от 6 до 20 лет. Кроме того, закон устанавливает меры поддержки по возмещению определенных затрат, понесенных в целях создания или модернизации транспортной, энергетической, коммунальной, социальной инфраструктуры за счет бюджетных средств.
Заключить СЗПК можно будет двумя способами: путем направления заявления о заключении СЗПК в уполномоченные органы и в порядке публичной проектной инициативы на конкурсной основе.
Способы разрешения споров из СЗПК
Что касается разрешения споров из СЗПК, закон прямо предусматривает возможность их передачи не только в государственные суды, но и арбитраж, администрируемый постоянно действующими арбитражными учреждениями (ПДАУ). Для этого стороны инвестиционного соглашения должны включить в СЗПК арбитражную оговорку, позволяющую точно определить арбитражное учреждение, в которое стороны договорились передавать споры. В таком случае СЗПК должно будет содержать не только арбитражную оговорку, но и альтернативное условие о возможности разрешения споров в компетентном государственном суде: сторона, инициировавшая спор, по своему усмотрению выберет способ разрешения возникших разногласий.
Рассмотрение споров, вытекающих из деятельности по реализации инвестиционных проектов, путем арбитража является повсеместной практикой. В настоящее время инвестиционный арбитраж становится все более востребованным, государства заключают между собой двусторонние и многосторонние инвестиционные соглашения, которые в большинстве случаев содержат оговорку о возможности разрешения споров между государством и иностранным инвестором путем арбитража. Обращение в арбитраж дает инвестору ряд преимуществ, в том числе возможность рассмотрения спора специалистами в конкретной сфере инвестиционной деятельности (будь то строительство, технологии, нефтегазовое производство). Более того, арбитраж предоставляет дополнительные гарантии независимости арбитров, что зачастую является для инвесторов особенно важным с учетом того, что одной из сторон спора всегда является государство.
Потенциал включения в СЗПК арбитражных оговорок достаточно велик: наличие у арбитров особой экспертизы, а также их независимость могут стать ключевыми факторами при выборе способа разрешения споров как российскими, так и иностранными инвесторами. В настоящее время такие споры могут быть рассмотрены в Российском арбитражном центре, Международном коммерческом арбитражном суде, Арбитражном центре при РСПП, а также в двух иностранных арбитражных учреждениях, признаваемых ПДАУ в соответствии с правилами данных ПДАУ (Гонконгском и Венском международных арбитражных центрах).
Несмотря на то, что практически все положения Закона вступили в силу, пока заключить СЗПК невозможно: требуется ряд принятия подзаконных актов: например, Правительство должно установить форму заявления на заключения СЗПК. Эти акты планируется подготовить до середины лета. Сами же СЗПК можно будет заключить не позднее 1 января 2030 года.
Пока рано говорить о реальном эффекте закона, однако предоставление инвесторам большей гарантии защиты прав при реализации инвестиционных проектов должно благосклонно сказаться на российском инвестиционной климате, а сам механизм СЗПК может стать эффективным способом привлечения инвестиций в российскую экономику.
Авторы мнения:
Юлия Муллина
Ответственный администратор Российского арбитражного центра при Российском институте современного арбитража
Федеральный закон от 01.04.2020 г. № 69-ФЗ
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением инвестиций на основании соглашения о защите и поощрении капиталовложений, а также отношения, связанные с информационным обеспечением процессов осуществления инвестиционной деятельности и предоставления мер государственной (муниципальной) поддержки в рамках государственной информационной системы «Капиталовложения». (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 344-ФЗ)
Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:
1) государственная (муниципальная) поддержка — содействие в реализации инвестиционной и (или) хозяйственной деятельности, осуществляемое органом государственной власти (органом местного самоуправления) в целях повышения социально-экономического эффекта от указанной деятельности;
2) инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта;
21) инвестиционная стадия — стадия реализации инвестиционного проекта, которая осуществляется:
а) с момента начала выполнения строительно-монтажных работ по созданию (строительству) либо реконструкции и (или) модернизации объектов недвижимого имущества и (или) комплекса объектов движимого и недвижимого имущества, связанных между собой, и до момента их ввода в эксплуатацию, если инвестиционный проект предусматривает создание (строительство) либо реконструкцию объектов недвижимого имущества и (или) комплекса объектов движимого и недвижимого имущества, и (или) до момента приемки модернизированных объектов недвижимого имущества и (или) комплекса объектов движимого и недвижимого имущества;
б) с момента начала выполнения работ по созданию результатов интеллектуальной деятельности и (или) приравненных к ним средств индивидуализации и до момента государственной регистрации таких результатов и (или) таких средств и (или) до момента создания результатов интеллектуальной деятельности и (или) приравненных к ним средств индивидуализации, если в соответствии с гражданским законодательством государственная регистрация результатов интеллектуальной деятельности и (или) приравненных к ним средств индивидуализации не требуется;
(Пункт введен — Федеральный закон от 02.07.2021 № 344-ФЗ)
3) инвестиционный проект — ограниченный по времени осуществления и затрачиваемым ресурсам комплекс взаимосвязанных мероприятий и процессов, направленный на создание (строительство) и последующую эксплуатацию новых либо на реконструкцию и (или) модернизацию и последующую эксплуатацию существующих объектов недвижимого имущества (в том числе на реконструкцию и (или) модернизацию и последующую эксплуатацию существующих объектов недвижимого имущества на основании концессионного соглашения или договора аренды) и (или) комплекса объектов движимого и недвижимого имущества, связанных между собой, и (или) на создание и использование результатов интеллектуальной деятельности и (или) приравненных к ним средств индивидуализации в целях извлечения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта, в том числе предотвращения или минимизации негативного влияния на окружающую среду; (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 344-ФЗ)
4) инвестор — российское физическое или юридическое лицо либо два лица или более, действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), которые осуществляют инвестиционную и (или) хозяйственную деятельность, а также иностранный инвестор; в целях настоящего Федерального закона публично-правовое образование не является инвестором;
5) капиталовложения — вложенные в инвестиционный проект на предынвестиционной и инвестиционной стадиях денежные средства организации, реализующей проект, а в целях реализации инвестиционного проекта в сфере здравоохранения, образования, культуры или физической культуры и спорта — также средства, предоставленные организации, реализующей проект, ее инвестором (инвесторами) в качестве пожертвований, при этом такие денежные средства не являются:
а) заемными денежными средствами (за исключением денежных средств, предоставленных организации, реализующей проект, по договорам конвертируемого займа, при условии, что заимодавец реализовал свое право по указанному договору конвертируемого займа на приобретение акций или долей в уставном капитале организации, реализующей проект, до завершения инвестиционной стадии и что сумма вложенных денежных средств, не являющихся заемными, и сумма реализованного права требования заимодавца по договору конвертируемого займа не менее, чем объем капиталовложений, предусмотренный соглашением о защите и поощрении капиталовложений);
б) денежными средствами, полученными из бюджета бюджетной системы Российской Федерации;
в) денежными средствами, полученными от организации с публичным участием, которые подлежат казначейскому сопровождению;
(Пункт в редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 344-ФЗ)
6) новый инвестиционный проект — инвестиционный проект, в отношении которого соблюдается одно из следующих требований:
а) организация, реализующая проект, приняла решение об осуществлении инвестиционного проекта, в том числе об определении объема капитальных вложений (расходов), необходимых для его реализации, до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, но не ранее 7 мая 2018 года и при этом выполнила следующие условия:
не ранее 7 мая 2018 года получила разрешение на строительство объектов недвижимого имущества, создаваемых или реконструируемых в рамках инвестиционного проекта, или начала осуществление капитальных вложений, если инвестиционный проект предусматривает модернизацию объектов недвижимого имущества и (или) создание результатов интеллектуальной деятельности и (или) приравненных к ним средств индивидуализации;
не позднее 31 декабря 2022 года подала заявление о заключении соглашения о защите и поощрении капиталовложений в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона;
б) организация, реализующая проект, приняла решение об утверждении бюджета на капитальные вложения (расходы) (без учета бюджета на расходы, связанные с подготовкой проектно-сметной документации, проведением проектно-изыскательских и геолого-разведочных работ) после дня вступления в силу настоящего Федерального закона и подала заявление о заключении соглашения о защите и поощрении капиталовложений в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона не позднее одного года после принятия такого решения;
(Пункт в редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 344-ФЗ)
7) обеспечивающая инфраструктура — объекты транспортной, энергетической, коммунальной, социальной, цифровой инфраструктур, используемые исключительно в целях реализации инвестиционного проекта и не являющиеся объектами сопутствующей инфраструктуры; (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 344-ФЗ)
8) организация, реализующая проект, — российское юридическое лицо, реализующее инвестиционный проект, в том числе проектная компания (за исключением государственных и муниципальных учреждений, а также государственных и муниципальных унитарных предприятий);
9) организация с публичным участием — для целей настоящего Федерального закона одно из следующих юридических лиц:
а) государственная корпорация;
б) государственная компания;
в) публично-правовая компания;
г) государственное учреждение;
д) хозяйственное общество или товарищество, в уставном или складочном капитале которых доля прямого или косвенного участия публично-правового образования и (или) организаций, перечисленных в настоящем пункте, превышает 50 процентов;
е) фонд, одним из учредителей (единственным учредителем) которого выступает Правительство Российской Федерации;
ж) управляющая компания, созданная в целях реализации положений Федерального закона от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;
91) предынвестиционная стадия — стадия реализации инвестиционного проекта, которая осуществляется с момента принятия решения об осуществлении инвестиционного проекта или решения об утверждении бюджета на капитальные вложения (расходы) и до момента начала выполнения строительно-монтажных работ по созданию (строительству) либо реконструкции и (или) модернизации объектов недвижимого имущества и (или) комплекса объектов движимого и недвижимого имущества, связанных между собой, если инвестиционный проект предусматривает создание (строительство) либо реконструкцию и (или) модернизацию таких объектов, и (или) до момента начала выполнения работ по созданию результатов интеллектуальной деятельности и (или) приравненных к ним средств индивидуализации, если инвестиционный проект предусматривает создание указанных объектов гражданских прав; (Пункт введен — Федеральный закон от 02.07.2021 № 344-ФЗ)
10) проектная компания — организация, реализующая проект, специально созданная для реализации инвестиционного проекта, соответствующая совокупности следующих требований:
а) в уставе организации содержится положение о том, что предметом ее деятельности является реализация инвестиционного проекта;
б) не менее 90 процентов ежегодной выручки организации составляет выручка, полученная ею от реализации инвестиционного проекта на стадии эксплуатации созданных (построенных) либо реконструированных и (или) модернизированных объектов недвижимого имущества и (или) комплекса объектов движимого и недвижимого имущества, связанных между собой, и (или) использования созданных результатов интеллектуальной деятельности и (или) приравненных к ним средств индивидуализации; (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 344-ФЗ)
11) публично-правовое образование — Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование;
12) регулируемая организация — субъект естественных монополий и (или) иная организация, в отношении которой в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется государственное регулирование цен (тарифов);
13) сопутствующая инфраструктура — объекты транспортной, энергетической, коммунальной, социальной, цифровой инфраструктур, используемые как в целях реализации инвестиционного проекта, так и в иных целях, в отношении которых организация, реализующая проект, понесла затраты, связанные с их созданием (строительством) либо реконструкцией и (или) модернизацией, при условии, что указанные объекты соответствуют одному из следующих требований:
а) находятся в государственной (муниципальной) собственности или подлежат передаче организацией, реализующей проект, в государственную (муниципальную) собственность;
б) находятся в собственности регулируемой организации и (или) по договору, заключенному с регулируемой организацией, в том числе договору технологического присоединения, поступают в собственность этой организации;
в) остаются в собственности организации, реализующей проект, в случае одновременного соблюдения следующих условий:
у организации, реализующей проект, имеется техническая (технологическая) возможность предоставить указанные объекты инфраструктуры в пользование иным лицам или обеспечить доступ к ним;
отсутствуют установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации ограничения, препятствующие предоставлению организацией, реализующей проект, таких объектов инфраструктуры в пользование третьим лицам;
такие объекты инфраструктуры расположены на территории субъекта Российской Федерации, на территории которого реализуется инвестиционный проект в соответствии с соглашением о защите и поощрении капиталовложений, или на территории нескольких субъектов Российской Федерации, если инвестиционный проект реализуется на территории нескольких субъектов Российской Федерации в соответствии с соглашением о защите и поощрении капиталовложений;
такие объекты инфраструктуры востребованы, в частности, у Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации имеется подтвержденная соответствующим федеральным органом исполнительной власти и (или) уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации потребность в их создании (строительстве) либо реконструкции и (или) модернизации и последующей эксплуатации;
в соответствии с федеральным законом, иным нормативным правовым актом, публичным договором и (или) иным договором (за исключением договоров с лицами, входящими в одну группу лиц с организацией, реализующей проект) у организации, реализующей проект, имеется обязательство предоставлять объект инфраструктуры в пользование и (или) обеспечивать доступ к нему любому лицу (за исключением лиц, входящих в одну группу лиц с организацией, реализующей проект), которое обратится к организации, реализующей проект, с соответствующим требованием;
(Пункт в редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 344-ФЗ)
131) стадия эксплуатации (эксплуатационная стадия) — стадия реализации инвестиционного проекта, связанная с использованием введенных в эксплуатацию объектов недвижимого имущества и (или) комплекса объектов движимого и недвижимого имущества, связанных между собой, и (или) созданных результатов интеллектуальной деятельности и (или) приравненных к ним средств индивидуализации в целях извлечения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта, в том числе предотвращения или минимизации негативного влияния на окружающую среду; (Пункт введен — Федеральный закон от 02.07.2021 № 344-ФЗ)
14) федеральный финансовый орган — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности;
15) этап реализации инвестиционного проекта — этап создания (строительства) либо реконструкции и (или) модернизации одного или нескольких объектов недвижимого имущества, если такой объект может быть введен (такие объекты могут быть введены) в эксплуатацию и эксплуатироваться для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг независимо от иных объектов недвижимого имущества, создание (строительство) либо реконструкция и (или) модернизация которых предусмотрены инвестиционным проектом. (Пункт введен — Федеральный закон от 02.07.2021 № 344-ФЗ)
2. Понятия «капитальные вложения» и «инвестиционная деятельность» применяются в значениях, определенных в Федеральном законе от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
3. Понятие «иностранный инвестор» применяется в значении, определенном в Федеральном законе от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
4. Понятие «группа лиц» применяется в значении, определенном в Федеральном законе от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». (Часть введена — Федеральный закон от 02.07.2021 № 344-ФЗ)
5. В целях заключения соглашения о защите и поощрении капиталовложений в соответствии со статьями 7, 10 и 16 настоящего Федерального закона инвестиционный проект должен соответствовать требованиям в отношении нового инвестиционного проекта, предусмотренным пунктом 6 части 1 настоящей статьи. (Часть введена — Федеральный закон от 02.07.2021 № 344-ФЗ)
Статья 3. Законодательство Российской Федерации о защите и поощрении капиталовложений и международные договоры
1. Законодательство Российской Федерации о защите и поощрении капиталовложений состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
2. Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, регулируемым настоящим Федеральным законом, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
3. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Часть введена — Федеральный закон от 08.12.2020 № 429-ФЗ)
Статья 4. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере защиты и поощрения капиталовложений
1. В сфере защиты и поощрения капиталовложений Правительство Российской Федерации:
1) устанавливает порядок заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений, в том числе порядок проведения конкурса в рамках публичной проектной инициативы с учетом требований статьи 8 настоящего Федерального закона, изменения и прекращения действия таких соглашений, особенности раскрытия информации о бенефициарных владельцах организации, реализующей проект, а также общие требования к порядку заключения, изменения и прекращения действия соглашений о защите и поощрении капиталовложений, в том числе общие требования к порядку проведения конкурса в рамках публичной проектной инициативы, в отношении соглашений, по которым Российская Федерация не является стороной;
2) утверждает типовую форму соглашения о защите и поощрении капиталовложений;
3) утверждает порядок осуществления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, указанным в пункте 5 настоящей части, мониторинга исполнения условий соглашения о защите и поощрении капиталовложений и условий реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключено такое соглашение, в том числе этапов реализации инвестиционного проекта (далее — мониторинг), а также общие требования к порядку осуществления мониторинга органом государственной власти, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 344-ФЗ)
4) утверждает форму декларации о реализации инвестиционного проекта при формировании публичной проектной инициативы федеральным органом исполнительной власти;
5) определяет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который в установленных настоящим Федеральным законом случаях и порядке от имени Российской Федерации подписывает соглашения о защите и поощрении капиталовложений и дополнительные соглашения к ним, а также принимает решения о расторжении соглашений о защите и поощрении капиталовложений и об урегулировании вытекающих из них споров, осуществляет мониторинг и исполняет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом; (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 344-ФЗ)
Путин подписал закон о защите и поощрении инвестиций в России
Закон распространяется на компании, которые заключили договор с государством. Их инвестиции в сфере культуры и спорта должны превышать 250 млн руб., в обрабатывающем производстве — 1,5 млрд. В других сферах — 5 млрд руб.
Президент России Владимир Путин подписал закон о защите и поощрении капиталовложений. Документ опубликован на портале правовой информации.
Цель закона — создание «предсказуемых и благоприятных условий» для инвестиционных проектов, а также для ведения бизнеса. Он действует в отношении компаний, которые заключили с государством договоры на реализацию отдельного инвестиционного проекта (СЗПК).
Документ гарантирует, что для них не будут меняться налоговые условия, а также условия использования земли на срок от шести до 20 лет. Закон внедряет механизм возмещения затрат инвесторов на энергетическую, транспортную, коммунальную, социальную и цифровую инфраструктуры в объеме уплаченных налогов. В документе также прописано, какой объем инвестиций должен быть осуществлен для получения подобного поощрения.
Источник, близкий к РСПП, отметил интерес у ряда компаний к заключению СЗПК, но без подзаконных актов, которых пока нет, этот закон не заработает.
В области культуры, спорта, здравоохранения и образования объем инвестиций должен быть не менее 250 млн руб., в сфере сельского хозяйства, цифровой экономики, а также экологии — от 500 млн руб. В сфере обрабатывающего производства сумма должна составлять не менее 1,5 млрд руб., а в других отраслях — от 5 млрд руб.
В Минфине РБК сообщили, что «сейчас уже можно говорить о привлечении инвестиций на условиях СЗПК в объеме до 10 трлн руб.». Как пояснили в министерстве, обсуждаются такие проекты, как проект комплексного развития общественного транспорта в городах-миллионниках общей стоимостью около 0,5 трлн руб., создание нефтегазохимических производств, в том числе по выпуску полиэтилена и моноэтиленгликоля, а также проекты в сфере лесопереработки.
Источник https://pravo.ru/story/220816/
Источник http://www.kremlin.ru/acts/bank/45357
Источник https://www.rbc.ru/finances/01/04/2020/5e847bdd9a79475ae619b811