Как инвестировать через p2b-платформы по новым правилам
Платформы онлайн-кредитования (краудлендинговые, p2b-платформы), через которые малый и средний бизнес привлекает займы, в том числе от населения, а люди могут таким образом инвестировать свободные деньги, работают в России уже не первый год. Самые известные из них – «Поток» (им владеют Альфа-банк и фонд FinTech Capital), Ozon.Invest (Ozon), Start Track (Фонд развития инициатив), «Город денег» (холдинг General Invest), Penenza (АО «Пененза», принадлежит бизнесменам Дмитрию Пангину, Дмитрию Пономареву и Сергею Васильеву). В декабре собственную платформу «Сберкредо» запустил Сбербанк.
Однако до последнего времени их деятельность не регулировалась, взаимоотношения сторон займов опирались лишь на Гражданский кодекс. Платформы произвольно устанавливали правила игры для инвесторов и заемщиков (условия допуска к сделкам, суммы и сроки займов, порядок расчетов и т. д.). Доход платформ складывается из комиссии за услуги, а в некоторых случаях – из процентов, полученных от участия в финансировании заемщиков.
Вступивший в январе в силу закон «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» наконец установил для них единые требования и принципы работы и поставил таких организаторов заимствований под контроль ЦБ.
Новости для компаний
С 2015 г. ЦБ занимался лишь мониторингом краудлендинга. Однако точных данных о его масштабах и участниках рынка у регулятора не было: до сих пор инвестплатформы предоставляли отчетность добровольно. По приблизительным оценкам, в 2018 г. общий объем «публичного» краудфандинга (включает p2b-кредитование и сегмент, где инвесторы выдают деньги в обмен на нефинансовое вознаграждение) мог составлять 15,2 млрд руб., из них 14,9 млрд руб. приходилось на краудлендинг, рассказал «Ведомостям» представитель ЦБ. С нового года ЦБ должен вести реестр платформ, а их операторы – сдавать ему отчетность. Какая информация будет содержаться в отчетах, какова их периодичность, определит нормативный акт ЦБ, который пока находится на регистрации в Минюсте. Реестр будет сформирован к июлю 2020 г.
Сбербанк предложил вкладчикам еще одну альтернативу депозитам
По закону уставный капитал оператора должен составлять не менее 5 млн руб. Юридические лица, зарегистрированные на территориях государств, не раскрывающих информацию о финансовых операциях, не могут владеть более чем 10% его капитала.
Теперь операторам запрещено совмещать свою деятельность с брокерской, дилерской, клиринговой, депозитарной и т. д. По закону оператор помимо предоставления услуг инвестору и заемщику сможет сам привлекать инвестиции, например, на собственное развитие, рассказал «Ведомостям» представитель ЦБ. На вопрос, может ли сам оператор кредитовать заемщиков, он по существу не ответил.
Через инвестплатформы бизнес получил право привлекать займы и размещать эмиссионные ценные бумаги и токены (утилитарные цифровые права требования передачи вещей, авторских прав, выполнения работ и др.). Компаниям закон разрешает привлекать совокупно на всех площадках не более 1 млрд руб. в год. Исключение делается для ПАО, продающих токены: на них ограничения не распространяются.
Денежки врозь
Собственные средства оператора должны быть отделены от денег участников. Займы будут выдаваться и погашаться только через номинальный счет платформы, индивидуальный учет средств каждого инвестора на нем будет вести оператор, вмешиваться в «общий котел» он сможет лишь для взимания комиссии с инвестора или заемщика.
Операторы будут обязаны проводить идентификацию инвесторов и заемщиков перед допуском к работе.
Платформам придется отвечать за убытки, вызванные предоставлением неполной и вводящей в заблуждение информации (например, об инвестпредложении, порядке его принятия, сроках передачи денег пользователям).
А вот платить по неисполненным обязательствам заемщиков платформы операторы не должны. Новый закон не дал инвесторам гарантий возврата выданного займа. В случае дефолта заемщика инвесторы по-прежнему должны будут взыскивать долги с неплательщика самостоятельно через суд и коллекторов или с помощью платформ.
«Данный вид инвестирования несет существенные риски частичной или полной потери вложенных средств, инвестор должен тщательно оценивать бизнес-проект, в который он предполагает инвестировать», – напоминает представитель ЦБ.
Лимитированные инвестиции
Вложения неквалифицированных инвесторов теперь ограничены суммой в 600 000 руб. в год совокупно на всех платформах. Планка установлена для того, чтобы люди понимали риски и принимали осознанное решение, объясняет представитель ЦБ. Чтобы вложить больше, придется получить статус квалифицированного инвестора – его присвоит платформа.
Сумму, которую инвестор просто держит на номинальном счете, закон не регламентирует, уточняет представитель ЦБ: «На номинальных счетах инвестора может быть больше 600 000 руб., например, с учетом полученного дохода». Физлица должны будут сами «задекларировать» платформе инвестиции, сделанные на других площадках. Следить за соблюдением лимитов вложений должна будет платформа, и в случае выхода за них она обязана выкупить у инвестора права или бумаги на сумму превышения. Но порядок обмена информацией между платформами, а также ответственность для нарушителей в законе не прописаны. По словам члена набсовета «Потока» Юрия Попова, единой базы данных об инвесторах у рынка сейчас нет, а если инвестор предоставит недостоверные сведения, ответственность с платформы фактически снимается.
Как изменится рынок
По словам представителей опрошенных «Ведомостями» краудлендинговых платформ, соответствовать новым стандартам будет несложно. По словам Попова из «Потока», платформа и сейчас им соответствует. «Мы перестроим работу с учетом введения обязательной отчетности ЦБ, номинальных счетов и ограничений по суммам займов. Кодеры напишут соответствующие надстройки внутри самой платформы, это несложная работа», – уверен замглавы Penenza Иван Васильев.
«Для рынка краудлендинга с такими темпами роста, связанного со сбережениями граждан, законодательное регулирование необходимо», – считает вице-президент Ozon по цифровым финансовым сервисам Никита Сайгутин. Создание единого реестра поможет клиентам ориентироваться, работают ли платформы в правовом поле, и даст инструменты для их сравнения, говорит он. «Рынок изменится: если мы раньше гонялись за инвесторами, учили, убеждали, просвещали, то сейчас инвесторы пойдут сами. Основная борьба будет между платформами за качественного заемщика, чтобы снизить риски заимодавца», – рассчитывает Васильев.
Гендиректор «Города денег» Армен Минасян надеется, что инвесторы перестанут связывать краудлендинг с финансовыми пирамидами. Такими, как «Кэшбери», которая предлагала инвесторам вложиться в микрозаймы физлицам и малому бизнесу и сулила 600% годовых, ущерб от ее деятельности ЦБ оценил в 3 млрд руб.
Собеседники «Ведомостей» отмечают, что законодатели сняли не все вопросы p2b-кредитования. Например, по Налоговому кодексу граждане должны платить 13%-ный налог с доходов от инвестиций. Площадкам надо было предоставить статус налоговых агентов по этим доходам физлиц, это требует изменений в Налоговый кодекс, напоминает пресс-служба Сбербанка. Еще один вопрос, должны ли платформы облагаться НДС. «Поскольку по новому закону мы оказываем услуги, значит, 20% НДС с нас потребуют. Банки, занимающиеся, по сути, аналогичным бизнесом, плательщиками НДС не являются. Боюсь, НДС задушит рынок, который в силу молодости и так уязвим», – переживает Васильев.
Закон не предполагает налоговых льгот для частных инвесторов, как на бирже, этот вопрос требует дальнейшей проработки, считает управляющий партнер юридической фирмы «Рафиков и партнеры» Рустам Рафиков.
Что привнес в нашу жизнь новый закон о краудфандинге?
Федеральный закон «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» от 02.08.2019 г. № 259-ФЗ был подписан Президентом и вступил в силу с 1 января 2020 года. Разберемся, станет ли легче жить стартаперам и инвесторам в России.
Закон о краудфандинге наконец-то подвел законодательную основу для подобной деятельности в России. Новый закон внес ясность в порядок взаимодействия участников, ввел в оборот новые термины и понятия, определился с числами — кому сколько можно, а сколько нельзя. Разберемся.
Определимся с основными понятиями
инвестиционная платформа — информационная система в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, используемая для заключения с помощью информационных технологий и технических средств этой информационной системы договоров инвестирования, доступ к которой предоставляется оператором инвестиционной платформы;
инвестиции — денежные средства, используемые в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта путем приобретения ценных бумаг или цифровых прав либо путем предоставления займа;
инвестор — физическое лицо (гражданин) или юридическое лицо, которым оператор инвестиционной платформы оказывает услуги по содействию в инвестировании;
лицо, привлекающее инвестиции, — юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, или индивидуальный предприниматель, которым оператор инвестиционной платформы оказывает услуги по привлечению инвестиций;
оператор инвестиционной платформы — хозяйственное общество, созданное в соответствии с законодательством РФ, осуществляющее деятельность по организации привлечения инвестиций и включенное Банком России в реестр операторов инвестиционных платформ;
инвестиционное предложение — предложение лица, привлекающего инвестиции, заключить с ним договор инвестирования;
договор инвестирования — договор между инвестором и лицом, привлекающим инвестиции, по которому осуществляется инвестирование с использованием инвестиционной платформы способами, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Основные выводы из понятийной части закона о краудфандинге:
Это договорные отношения;
Деятельность будет надзорной;
Факт инвестирования фиксируется через ценные бумаги или цифровые права.
Что должно быть на инвестиционных платформах?
условия договора об оказании услуг по привлечению инвестиций и договора об оказании услуг по содействию в инвестировании;
порядок присоединения к договору об оказании услуг по привлечению инвестиций и (или) к договору об оказании услуг по содействию в инвестировании, включая порядок установления лиц при заключении таких договоров;
требования к участникам инвестиционной платформы;способы инвестирования с использованием инвестиционной платформы;
требования к содержанию инвестиционного предложения;
порядок принятия инвестиционного предложения;сроки передачи денежных средств участникам инвестиционной платформы с номинального счета, открытого оператору инвестиционной платформы;
размер вознаграждения оператора инвестиционной платформы или порядок его определения либо указание на отсутствие вознаграждения;
состав информации, раскрываемой оператором инвестиционной платформы, а также порядок и сроки раскрытия такой информации;
порядок обмена информацией между инвесторами с использованием инвестиционной платформы;
порядок применения мобильного приложения либо указание на то, что для доступа к инвестиционной платформе не применяется мобильное приложение.
А также другие пункты не противоречащие вышеуказанным, а дополняющие их.
Основные параметры возможного привлечения средств
Привлечение средств через инвестиционные платформы, законодательно приравнивается к размещению ценных бумаг, поэтому попадает под действие требований Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», а защита прав и законных интересов инвесторов осуществляется с учетом положений Федерального закона от 5 марта 1999 года № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».
Регистрация проспекта ценных бумаг не является обязательной, если привлекается сумма менее 1 млрд. рублей или иная в соответствии с возможными поправками в будущем в подпункт 4 пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», где данная сумма оговорена.
Неквалинвесторы смогут инвестировать не более 600 тыс. рублей ежегодно через инвестиционные платформы. Получение статуса квалинвестора снимает данное ограничение, что указано в статье 7 нового ФЗ.
Инвестиционные платформы должны иметь собственный капитал не менее 5 млрд. рублей и быть зарегистрированы в реестре Банка России, а значит, как указано выше, подвергаться контролю и надзору.
Закон устанавливает понятие «утилитарных прав»
В инвестиционной платформе помимо ценных бумаг могут приобретаться, отчуждаться и осуществляться следующие цифровые права (утилитарные цифровые права):
право требовать передачи вещи (вещей);право требовать передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) прав использования результатов интеллектуальной деятельности;
право требовать выполнения работ и (или) оказания услуг.
Утилитарное цифровое право закрепляется цифровым свидетельством — неэмиссионной бездокументарной ценной бумагой, не имеющей номинальной стоимости, удостоверяющей принадлежность ее владельцу утилитарного цифрового права, распоряжаться которым имеет возможность депозитарий, и закрепляющая право ее владельца требовать от этого депозитария оказания услуг по осуществлению утилитарного цифрового права и (или) распоряжения им определенным образом. Цифровое свидетельство выдается депозитарием обладателю утилитарного цифрового права, учет которого осуществляется этим депозитарием.
Инвестор, по новым правилам, может требовать право на владение музыкой, программным обеспечением, криптовалютами и алгоритмами майнинга, мобильным приложениям, цифровым контентом и пр. Это создает новые правила и уравнивает в правах все стороны процесса инвестиций!
Вывод: новый закон ввел много новых понятий в правовое поле РФ, которых не хватало как инвесторам, так и ищущим инвестиций. Это важный шаг в правильном направлении. Есть предположение, что этот ФЗ — первая ласточка в целом ряде законов и положений, которые упорядочат этот участок делового пространства России.
Мы обратились за комментариями к участникам рынка. На нашу просьбу откликнулась платформа Planeta.ru. Приводим комментарий эксперта отрасли.
Заместитель директора Planeta.ru по правовым вопросам Алексей Чесноков:
«Проект федерального закона «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на наш взгляд, не предполагает регулирование таких платформ, как Planeta.ru. Это следует из пункта 2 статьи 1 указанного законопроекта. Сфера его применения сведена исключительно к следующим способам инвестирования: займы, эмиссионные ценные бумаги и утилитарные цифровые права. Ни один из указанных способов на нашей платформе не используется. Многие ошибочно продолжают называть этот закон законом о краудфандинге, но на 61 странице законопроекта нет ни одного слова «краудфандинг». От него отказались, чтобы не путать людей. Для обычных инвесторов, которые используют инструменты инвестиционных платформ, этот закон даст более понятные условия инвестирования. Определен правовой статус самих платформ, а также инструментов, с помощью которых можно инвестировать. Пользуясь случаем, в очередной раз скажу, что краудфандинг (по модели Planeta.ru) и инвестиции — это разные финансовые инструменты. Краудфандинг предполагает, что участник может поддержать проект безвозмездно или получить нефинансовое вознаграждение, например, сам будущий продукт проекта (календарь, книгу, диск, гаджет и пр.) или приглашения на какие-нибудь мероприятия».
Федеральный закон от 02.08.2019 г. № 259-ФЗ
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с инвестированием и привлечением инвестиций с использованием инвестиционных платформ, определяет правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ, регулирует возникновение и обращение утилитарных цифровых прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также выдачу и обращение ценных бумаг, удостоверяющих утилитарные цифровые права.
2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие в связи с инвестированием способами, не предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) инвестиционная платформа — информационная система в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», используемая для заключения с помощью информационных технологий и технических средств этой информационной системы договоров инвестирования, доступ к которой предоставляется оператором инвестиционной платформы;
2) инвестиции — денежные средства, используемые в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта путем приобретения предусмотренных настоящим Федеральным законом ценных бумаг или цифровых прав либо путем предоставления займа;
3) деятельность по организации привлечения инвестиций — оказание услуг по содействию в инвестировании и услуг по привлечению инвестиций с использованием инвестиционной платформы;
4) инвестор — физическое лицо (гражданин) или юридическое лицо, которым оператор инвестиционной платформы оказывает услуги по содействию в инвестировании;
5) лицо, привлекающее инвестиции, — юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, или индивидуальный предприниматель, которым оператор инвестиционной платформы оказывает услуги по привлечению инвестиций;
6) участники инвестиционной платформы — инвесторы, лица, привлекающие инвестиции, а также лица, указанные в части 9 статьи 8 настоящего Федерального закона;
7) оператор инвестиционной платформы — хозяйственное общество, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляющее деятельность по организации привлечения инвестиций и включенное Банком России в реестр операторов инвестиционных платформ;
8) инвестиционное предложение — предложение лица, привлекающего инвестиции, заключить с ним договор инвестирования;
9) договор инвестирования — договор между инвестором и лицом, привлекающим инвестиции, по которому осуществляется инвестирование с использованием инвестиционной платформы способами, предусмотренными настоящим Федеральным законом;
10) утилитарные цифровые права — цифровые права, указанные в частях 1 и 3 статьи 8 настоящего Федерального закона; (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ)
11) раскрытие информации оператором инвестиционной платформы — обеспечение доступности информации неопределенному кругу лиц путем размещения информации в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте, владельцем которого является оператор инвестиционной платформы;
12) предоставление информации оператором инвестиционной платформы — действия оператора инвестиционной платформы, направленные на получение информации участниками инвестиционной платформы и (или) передачу информации участникам инвестиционной платформы;
13) мобильное приложение — программное обеспечение, применяемое физическими лицами с использованием технического устройства (мобильного телефона, смартфона или компьютера, включая планшетный компьютер), подключенного к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», для доступа к инвестиционной платформе.
2. Понятия «контролирующее лицо» и «подконтрольное лицо (подконтрольная организация)» используются в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».
3. Понятие «информационная система» используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Статья 3. Деятельность по организации привлечения инвестиций
1. Деятельность по организации привлечения инвестиций осуществляется на основании договоров об оказании услуг по привлечению инвестиций и договоров об оказании услуг по содействию в инвестировании. Услуги по привлечению инвестиций могут быть оказаны только лицам, соответствующим требованиям статьи 14 настоящего Федерального закона.
2. По договору об оказании услуг по привлечению инвестиций одна сторона (оператор инвестиционной платформы) обязуется в соответствии с правилами инвестиционной платформы предоставить другой стороне (лицу, привлекающему инвестиции) доступ к инвестиционной платформе для заключения с инвестором договора инвестирования с помощью информационных технологий и технических средств этой инвестиционной платформы.
3. По договору об оказании услуг по содействию в инвестировании одна сторона (оператор инвестиционной платформы) обязуется в соответствии с правилами инвестиционной платформы предоставить другой стороне (инвестору) доступ к инвестиционной платформе для заключения с лицом, привлекающим инвестиции, договора инвестирования с помощью информационных технологий и технических средств этой инвестиционной платформы.
4. Если это предусмотрено правилами инвестиционной платформы, плата за оказание услуг по привлечению инвестиций и (или) плата за оказание услуг по содействию в инвестировании не взимается.
5. Договор об оказании услуг по привлечению инвестиций и договор об оказании услуг по содействию в инвестировании являются договорами присоединения, условия которых определяются оператором инвестиционной платформы в правилах инвестиционной платформы.
6. Оператор инвестиционной платформы обязан установить лицо, с которым заключается договор об оказании услуг по привлечению инвестиций или договор об оказании услуг по содействию в инвестировании. При этом оператор инвестиционной платформы вправе устанавливать таких лиц и (или) обновлять информацию о них с использованием сведений, полученных из единой системы идентификации и аутентификации.
7. Оператор инвестиционной платформы до заключения договора об оказании услуг по содействию в инвестировании обязан получить от инвестора — физического лица подтверждение того, что он ознакомился с рисками, связанными с инвестированием, осознает, что инвестирование с использованием инвестиционной платформы является высокорискованным и может привести к потере инвестиций в полном объеме, и принимает такие риски.
8. Оператор инвестиционной платформы представляет в Центральный банк Российской Федерации (Банк России) отчеты об осуществлении деятельности по организации привлечения инвестиций в порядке, форме и сроки, которые установлены нормативными актами Банка России.
Статья 4. Правила инвестиционной платформы
1. Оператор инвестиционной платформы вправе осуществлять деятельность по организации привлечения инвестиций при условии раскрытия правил инвестиционной платформы в соответствии с требованиями статьи 15 настоящего Федерального закона.
2. В правилах инвестиционной платформы должны содержаться:
1) условия договора об оказании услуг по привлечению инвестиций и договора об оказании услуг по содействию в инвестировании;
2) порядок присоединения к договору об оказании услуг по привлечению инвестиций и (или) к договору об оказании услуг по содействию в инвестировании, включая порядок установления лиц при заключении таких договоров;
3) требования к участникам инвестиционной платформы;
4) способы инвестирования с использованием инвестиционной платформы;
5) требования к содержанию инвестиционного предложения;
6) порядок принятия инвестиционного предложения;
7) сроки передачи денежных средств участникам инвестиционной платформы с номинального счета, открытого оператору инвестиционной платформы;
8) размер вознаграждения оператора инвестиционной платформы или порядок его определения либо указание на отсутствие вознаграждения;
9) состав информации, раскрываемой оператором инвестиционной платформы, а также порядок и сроки раскрытия такой информации;
10) порядок обмена информацией между инвесторами с использованием инвестиционной платформы;
11) порядок применения мобильного приложения либо указание на то, что для доступа к инвестиционной платформе не применяется мобильное приложение;
12) иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
3. Правила инвестиционной платформы могут содержать не предусмотренные настоящим Федеральным законом положения, не противоречащие настоящему Федеральному закону.
4. Оператор инвестиционной платформы вправе в одностороннем порядке вносить изменения в правила инвестиционной платформы. При этом такие изменения не могут распространяться на отношения между участниками инвестиционной платформы и оператором инвестиционной платформы, возникшие до вступления в силу таких изменений.
5. Правила инвестиционной платформы и вносимые в них изменения утверждаются оператором инвестиционной платформы. Изменения, вносимые в правила инвестиционной платформы, вступают в силу не ранее чем через пять дней после дня раскрытия информации об этом в соответствии с требованиями статьи 15 настоящего Федерального закона.
Статья 5. Способы инвестирования с использованием инвестиционной платформы
Инвестирование с использованием инвестиционной платформы может осуществляться следующими способами:
1) путем предоставления займов;
2) путем приобретения эмиссионных ценных бумаг (далее — ценные бумаги), размещаемых с использованием инвестиционной платформы, за исключением ценных бумаг кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, а также структурных облигаций и предназначенных для квалифицированных инвесторов ценных бумаг;
3) путем приобретения утилитарных цифровых прав;
4) путем приобретения цифровых финансовых активов. (Пункт введен — Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ)
Статья 6. Ограничения на привлечение инвестиций
1. В течение одного календарного года одно лицо может привлечь с использованием инвестиционных платформ инвестиций на сумму, соответствующую значению (подпункт 4 пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»), при котором в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» составление и регистрация проспекта ценных бумаг не являются обязательными.
2. Ограничения, установленные частью 1 настоящей статьи, не распространяются на публичные акционерные общества, привлекающие инвестиции путем приобретения инвесторами утилитарных цифровых прав и (или) цифровых финансовых активов. (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ)
3. Если инвестирование с использованием инвестиционной платформы осуществляется путем приобретения размещаемых ценных бумаг, такие ценные бумаги могут размещаться только путем закрытой подписки в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», а защита прав и законных интересов инвесторов осуществляется с учетом положений Федерального закона от 5 марта 1999 года № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».
4. Оператор инвестиционной платформы обязан осуществлять контроль за соблюдением ограничений, установленных частью 1 настоящей статьи, в отношении лица, привлекающего инвестиции, при каждом привлечении им инвестиций с использованием инвестиционной платформы этого оператора.
Статья 7. Особенности инвестирования физическими лицами
1. Оператор инвестиционной платформы может предоставить возможность физическому лицу инвестировать в течение одного календарного года денежные средства с использованием этой инвестиционной платформы с учетом инвестирования такого физического лица в тот же период с использованием иных инвестиционных платформ, в сумме не более 600 тысяч рублей, если иное ограничение не предусмотрено федеральными законами.
2. Ограничение, указанное в части 1 настоящей статьи, не распространяется:
1) в отношении граждан, которые являются индивидуальными предпринимателями, и (или) физических лиц, признанных оператором инвестиционной платформы квалифицированными инвесторами в соответствии со статьей 512 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
2) в отношении физических лиц при приобретении ими утилитарных цифровых прав по договорам инвестирования, заключенным с публичным акционерным обществом.
3. Признание физического лица квалифицированным инвестором осуществляется по его заявлению оператором инвестиционной платформы.
4. Оператор инвестиционной платформы обязан осуществлять контроль за соблюдением ограничения, установленного частью 1 настоящей статьи, в отношении физического лица (гражданина) при каждом его инвестировании с использованием инвестиционной платформы этого оператора. Контроль, предусмотренный настоящей частью, осуществляется оператором инвестиционной платформы на основании заверений физического лица (гражданина) о соблюдении указанного ограничения, представляемых в порядке, предусмотренном правилами инвестиционной платформы.
5. Последствием инвестирования с использованием инвестиционной платформы гражданином, который не является индивидуальным предпринимателем, и (или) физическим лицом, которое не является квалифицированным инвестором, в том числе при неправомерном признании указанного физического лица квалифицированным инвестором, с превышением ограничения, указанного в части 1 настоящей статьи, является возложение на оператора этой инвестиционной платформы обязанности по требованию указанного физического лица (гражданина) приобрести у него имущественные права, ценные бумаги, утилитарные цифровые права и (или) цифровые финансовые активы, приобретенные в этой инвестиционной платформе, на сумму такого превышения. Предусмотренное настоящей частью последствие не применяется в случае, если физическое лицо (гражданин) дало оператору инвестиционной платформы недостоверные заверения о соблюдении ограничения, указанного в части 1 настоящей статьи. Иск о применении последствия, предусмотренного настоящей частью, может быть предъявлен инвестором в течение одного года с даты совершения сделки с превышением ограничения, указанного в части 1 настоящей статьи. (В редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ)
6. Инвестирование гражданином с использованием инвестиционной платформы не требует государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя.
Статья 8. Утилитарные цифровые права. Особенности совершения сделок с утилитарными цифровыми правами и цифровыми финансовыми активами в инвестиционной платформе и через оператора обмена цифровых финансовых активов
(Наименование в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ)
1. В инвестиционной платформе, отвечающей признакам, предусмотренным частью 5 статьи 11 настоящего Федерального закона, могут приобретаться, отчуждаться и осуществляться следующие цифровые права (утилитарные цифровые права):
1) право требовать передачи вещи (вещей);
2) право требовать передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) прав использования результатов интеллектуальной деятельности;
3) право требовать выполнения работ и (или) оказания услуг.
2. Утилитарными цифровыми правами не могут являться право требовать имущество, права на которое подлежат государственной регистрации, и (или) право требовать имущество, сделки с которым подлежат государственной регистрации или нотариальному удостоверению.
3. Права, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, признаются утилитарными цифровыми правами, если они изначально возникли в качестве цифрового права на основании договора о приобретении утилитарного цифрового права, заключенного с использованием инвестиционной платформы, в соответствии с правилами статьи 13 настоящего Федерального закона.
4. Лицо, привлекающее инвестиции, определяет в соответствии с правилами инвестиционной платформы содержание и условия осуществления утилитарных цифровых прав, в том числе:
1) существо права (требования);
2) порядок осуществления утилитарных цифровых прав;
3) количество предлагаемых утилитарных цифровых прав.
5. Содержание и условия осуществления утилитарных цифровых прав определяются в инвестиционной платформе способом, обеспечивающим их доступность для последующего использования, в том числе для воспроизведения в неизменном виде.
6. Изменение содержания и (или) условий осуществления утилитарных цифровых прав после начала срока действия инвестиционного предложения о приобретении этих утилитарных цифровых прав не допускается.
7. Возникновение утилитарного цифрового права, его осуществление, распоряжение им, в том числе передача, залог, обременение утилитарного цифрового права другими способами, или ограничение распоряжения утилитарным цифровым правом возможны только в инвестиционной платформе. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, утилитарное цифровое право возникает у первого приобретателя, переходит от одного лица к другому лицу и (или) прекращается с момента внесения информации об этом в инвестиционной платформе в соответствии с правилами этой инвестиционной платформы. Правила инвестиционной платформы должны содержать порядок внесения информации о возникновении, переходе и прекращении утилитарного цифрового права, а также порядок определения момента, с которого такая информация считается внесенной в инвестиционной платформе.
8. Оператор инвестиционной платформы обеспечивает всем участникам инвестиционной платформы техническую возможность приобретать утилитарные цифровые права при их обращении, знакомиться с их содержанием, осуществлять утилитарные цифровые права, а также распоряжаться ими.
9. Оператор инвестиционной платформы вправе предоставить возможность приобрести или принять для учета утилитарные цифровые права при их обращении лицам, не являющимся инвесторами и лицами, привлекающими инвестиции. В этом случае оператор инвестиционной платформы осуществляет установление таких лиц по правилам, предусмотренным для установления лиц при заключении договоров об оказании услуг по содействию в инвестировании.
10. В случае прекращения обязательства (статья 407 Гражданского кодекса Российской Федерации), права по которому являются утилитарными цифровыми правами, в инвестиционной платформе должна быть внесена информация о прекращении указанных утилитарных цифровых прав.
11. Утилитарные цифровые права могут учитываться депозитарием в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — депозитарий).
12. Утилитарные цифровые права могут предлагаться физическим и юридическим лицам только при условии, что они возникают в инвестиционной платформе, в соответствии с требованиями,
Источник https://www.vedomosti.ru/personal_finance/articles/2020/01/16/820731-p2b-platformi
Источник https://vc.ru/u/476314-nip-rf/116903-chto-privnes-v-nashu-zhizn-novyy-zakon-o-kraudfandinge
Источник http://www.kremlin.ru/acts/bank/44616