Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 11.06.2022) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Судебная практика и законодательство — 44-ФЗ о госзакупках
В целях организации работы по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для нужд Министерства экономического развития Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» приказываю:
— отсутствие организации в реестре недобросовестных поставщиков по результатам оказания услуг в рамках исполнения контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
7.9. В соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при оценке соответствия поставляемого товара требованиям государственного контракта получателем может проводиться экспертиза. Экспертиза может проводиться получателем своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций. При привлечении экспертных организаций (экспертов) получатель уведомляет поставщика о дате и месте проведения экспертизы, а также об экспертной организации (эксперте), осуществляющей экспертизу. По факту необходимости проведения экспертизы или привлечения экспертной организации (эксперта) получатель информирует Генеральную прокуратуру Российской Федерации о предполагаемой дате проведения экспертизы и ее стоимости.
по строке 1001 — суммы оплаты в соответствующем финансовом году по контрактам (договорам), заключенным до начала очередного финансового года, при этом в графах 7 — 9 указываются суммы оплаты по контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон N 44-ФЗ), а в графах 10 — 12 — по договорам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Федеральный закон N 223-ФЗ);
в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
19. Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) мероприятий Программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» .
Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрены случаи, при которых заказчик вправе указывать торговые наименования лекарственных средств при осуществлении закупки лекарственных средств, а именно в случае закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе (осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний).
Информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, проводимых Росимуществом в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Поддерживается в актуальном состоянии.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе).
Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
Отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ: таблица сравнения на 2021 год
Правила проведения торгов, права и обязанности заказчиков и поставщиков различаются для 44-ФЗ и 223-ФЗ. Первый подробно описывает и строго регламентирует правила закупок, а второй устанавливает общие принципы и основные требования к торгам. Статья поможет разобраться, чем различаются эти законы.
В чем главное отличие?
Закон действует на закупки всех госзаказчиков, строго описывает этапы торгов: от планирования до заключения контракта, регламентирует порядок, сроки госзакупок, требования к участникам и действия государственных организаций на каждом этапе. У заказчиков по 44-ФЗ есть четкий план проведения тендера, а у поставщиков — уверенность, что с победителем заключат сделку и оплатят контракт в срок.
Нарушение закона для госзаказчиков грозит административными взысканиями и отменой уже проведенной закупки, а для участников — включением в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) с запретом участвовать в госзакупках на два года.
№ 223-ФЗ
Закон устанавливает только общие особенности проведения торгов и обязывает заказчиков составить свое положение о закупках, которое регулирует закупочную деятельность. В положении заказчик прописывает, какими способами будет проводить торги, в какие сроки, устанавливает требования к участникам, к форме заявки и т.д.
Закон дает заказчику определенную свободу действий. Чтобы поставщику участвовать в торгах по 223-ФЗ, сначала нужно ознакомиться с положением о закупке конкретного заказчика.
Таблица сравнения 44-ФЗ и 223-ФЗ
Рассмотрим принципиальные различия двух законов и их сходства в таблице.
- государственные органы власти,
- корпорации Роскосмос и Росатом, ,
- казенные учреждения, которые расходуют бюджетные деньги.
- госкорпорации и компании, в которых более 50 % имущества принадлежит государству, их дочки и внучки,
- естественные монополии, например, РЖД,
- организации, которые занимаются регулируемой деятельностью, например, энергетикой, теплоснабжением, обращением с твердыми бытовыми отходами,
- бюджетные и унитарные учреждения, которые проводят закупку за счет грантов, средств субподряда, подаренных и собственных денег.
Юридические и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых.
В 223-ФЗ самозанятые имеют те же преимущества, что и субъекты малого и среднего предпринимательства. То есть, они могут участвовать в торгах, которые проводят только для малого и среднего бизнеса.
Некоторые закупки проводят с преимуществом для:
- организаций инвалидов,
- уголовно-исполнительных учреждений,
- поставщикам товаров из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС),
- субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНКО).
Госзаказчики должны каждый год 15 % всего объема закупок проводить среди СМП и СОНКО.
Установить приоритет могут:
- субъектам малого и среднего бизнеса (СМП),
- поставщикам российской продукции и товаров из других стран ЕАЭС.
Малому и среднему бизнесу должны отдавать 20 % годового объема всех договоров.
- конкурентными:
- конкурсы: открытый, с ограниченным участием, двухэтапный, закрытый, закрытый с ограниченным участием, закрытый двухэтапный;
- аукционы: электронный, закрытый;
- запрос котировок;
- запрос предложений;
Заказчик прописывает в своем положении конкурентные и неконкурентные способы закупок, в том числе описывает случаи проведения закупок у единственного поставщика.
Конкурентные закупки с преимуществом для СМП можно проводить только в виде:
- конкурсов,
- аукционов,
- запросов котировок,
- запросов предложений.
В остальных случаях заказчик сам выбирает способы закупок и устанавливает их в положении.
Госзакупки проводят на восьми электронных торговых площадках (ЭТП): Сбербанк-АСТ, РТС-тендер, Росэлторг, НЭП, ZakazRF, Lot-online, ТЭК-Торг, ЭТП Газпромбанка.
Извещение и документы обязательно публикуют в ЕИС — сайт zakupki.gov.ru.
Участники должны зарегистрироваться в ЕИС, чтобы попасть в единый реестр участников закупок (ЕРУЗ). Регистрация бесплатная и действует три года.
Список ЭТП для закупок по 223-ФЗ не регламентирован. Заказчик по своему усмотрению может выбрать любую из действующих площадок или организовать свою.
Закупки публикуют в ЕИС, если
- начальная максимальная цена (НМЦ) больше 100 тыс. рублей;
- НМЦ больше 500 тыс. рублей при годовом обороте заказчика выше 5 млрд рублей.
Закупки по 223-ФЗ для МСП размещают в ЕИС независимо от цены и на тех же восьми федеральных площадках, что и тендеры по 44-ФЗ.
Квалифицированная электронная подпись (КЭП):
- на руководителя компании, чтобы зарегистрироваться в ЕИС и назначить полномочия на сотрудников,
- на сотрудников, которые будут заниматься закупками при наличии доверенностей.
Получить КЭП можно в аккредитованном удостоверяющем центре (УЦ).
Требования к ЭП устанавливает ЭТП, на которой проходит закупка.
Для участия в торгах по 223-ФЗ для МСП подойдет обычная КЭП.
Для закупок на общих основаниях некоторые площадки требуют ЭП со специальным платным расширением — OID-ом. Можно получить обычную КЭП, а OID добавить позднее.
Иногда достаточно неквалифицированной электронной подписи (НЭП).
Обеспечение заявки (ОЗ)
Заказчик может не требовать ОЗ в закупках до 1 млн рублей.
В зависимости от НМЦ требование составляет от 0,5 до 5 %. Точный размер заказчик указывает в извещении о закупке.
Участники до даты окончания подачи заявок переводят деньги на спецсчет или оформляют банковскую гарантию.
Банковская гарантия должна соответствовать требованиям ст. 45 44-ФЗ и документации закупки.
Обеспечение исполнения контракта (ОИК) и гарантийных обязательств
В конкурсах и аукционах заказчик обязан требовать обеспечение договора независимо от цены контракта.
Размер ОИК может быть от 5 до 30 % от начальной цены. В закупках среди СМП и СОНКО обеспечение рассчитывается от итоговой цены контракта.
Победитель может предоставить ОИК:
- путем перевода денег на счет заказчика,
- в виде банковской гарантии (БГ).
СМП и СОНКО могут вместо ОИК предоставить справку о добросовестности, если у них есть опыт исполнения трех контрактов без нарушений, и сумма цен этих контрактов должна быть выше НМЦ.
Обеспечение гарантийных обязательств (ОГО) заказчик устанавливает по своему усмотрению. Размер его не может превышать 10 % от НМЦ.
Исполнитель контракта предоставляет ОГО деньгами или БГ в момент подписания закрывающих документов по договору.
Обеспечение заявки
В закупках с НМЦ меньше 5 млн рублей ОЗ не требуется. Если начальная цена выше 5 млн рублей, то заказчик может требовать ОЗ — не больше 5 % от НМЦ.
Способы ОЗ заказчик прописывает в положении. Это может быть:
- банковская гарантия,
- перевод денег на счет заказчика или ЭТП.
Если закупка среди МСП, ОЗ переводят на тот же спецсчет, который используется для 44-ФЗ.
Обеспечение контракта
В законе нет требований к ОИК и ОГО. Наличие, размер, способ предоставление устанавливает сам в заказик в положении и документации закупки.
Победитель закупки платит площадке за победу:
- 1 % от суммы контракта, но не больше 5 000 рублей,
- 1 % от суммы контракта, но не больше 2000 рублей, если закупка проходит среди СМП и СОНКО.
В закупках среди МСП победитель платит ЭТП 1 % от НМЦ, но не более 2000 рублей.
В остальных случаях сумму устанавливает площадка: иногда для доступа к закупкам нужно оплатить тариф или перечислить единоразовую сумму на счет ЭТП или заказчика.
Сроки каждого этапа прописаны в законе: подача заявки, внесение изменений в документацию, рассмотрение заявок, подача запроса на разъяснение, подписание контракта.
Нарушение сроков заказчику грозит штрафами, а поставщику — попаданием в РНП.
В 223-ФЗ прописаны лишь некоторые сроки конкурентных торгов: срок публикации извещения в ЕИС, сроки запроса о даче разъяснений и ответа на него.
Остальные сроки заказчик прописывает в положении и документации о закупке.
Госзаказчики размещают в ЕИС:
- годовые отчеты по закупкам у СМП и СОНКО,
- обоснования закупки у единственного поставщика,
- документы об исполнении отдельных этапов контрактов.
Заказчики по 223-ФЗ публикуют на сайте госзакупок:
- ежемесячные отчеты по общей стоимости: всех договоров, контрактов с единственными поставщиками и договоров с гостайной,
- отчеты о закупках инновационной, высокотехнологичной продукции,
- годовые отчеты закупок среди МСП.
Заказчик прописывает в положении случаи, когда нужно обосновывать начальную цену контракта.
Если заказчик не опубликует вовремя положение о закупке или не проведет требуемый годовой объем закупок у МСП, то он должен будет обосновывать НМЦ по требованиям 44-ФЗ.
При годовом объеме закупок более 100 млн рублей заказчик создает контрактную службу.
Если объем меньше 100 млн рублей, то закупками занимается должностное лицо — контрактный управляющий.
Все сотрудники должны иметь высшее образование или дополнительное профобразование в сфере закупок.
Нет требования создавать специальную службу или назначать контрактного управляющего.
Сотрудникам, которые занимаются закупками, не требуется специальное образование.
В закупках 44-ФЗ подать жалобу в ФАС можно:
- на документацию закупки,
- на действие или бездействие заказчика,
- на оператора ЭТП.
Жалобу разместят в ЕИС в течение двух дней, а рассмотрят за пять рабочих дней.
Как правильно подать жалобу в ФАС мы писали в статье.
На заказчика можно жаловаться в ФАС, если он нарушил 223-ФЗ или свое положение о закупках.
Жалобы за нарушение закона рассмотрят за 7 дней. Остальные — за месяц (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).
По какому закону регулируются тендеры
КЛИЕНТЫ И ПРИБЫЛЬ
4 МИН
Что такое тендер
Тендеры — это возможность получить крупные заказы и постоянных клиентов на долгий срок. Объясняем, как это работает, какие законы регулируют закупки и где их отслеживать.
В российском законодательстве нет понятия «тендер», наиболее близкий ему по смыслу термин — торги.
Тендер — это один из способов совершать закупки. Заказчик хочет получить товар или услугу и объявляет об этом, а потенциальные исполнители предлагают свои варианты решения задачи или просто торгуются: кто предложит меньшую цену, тот и получит заказ.
В процедуре обычно три стороны: заказчик, оператор (организатор) торгов и исполнители (участники). Оператор торгов — это электронная система, которая помогает публиковать заказы в открытом доступе и регламентирует порядок проведения торгов.
Кто может объявить тендер
Тендеры проводят частные компании, а также госкомпании и бюджетные учреждения. Первые публикуют запросы на любых электронных площадках: собственных сайтах и агрегаторах. С остальными всё сложнее: информация о тендерах размещается на аккредитованных электронных торговых площадках (ЭТП).
Закупки частных предприятий регулируются нормами Гражданского кодекса. Например, если в торгах будет только один участник, их признают несостоявшимися.
ч. 5 ст. 447 ГК РФ
Государственные тендеры в России регулируют два основных закона:
- ФЗ-44. Регулирует закупки федеральных и муниципальных бюджетных учреждений, все этапы сделок. Исполнители госзаказов получают деньги напрямую из бюджета.
- ФЗ-223. Применяется, если торги объявляет госкомпания (доля государства в капитале больше 50 %), их «дочки» и «внучки», субъекты естественных монополий, бюджетные учреждения, которые оформляют закупку за счёт грантов или собственных средств (например, унитарные предприятия). Этот закон устанавливает только общие принципы, большую часть процессов заказчики прописывают сами в специальном документе — положении о закупках.
Кто может организовывать тендеры
Площадок для торгов много. Есть сайты-агрегаторы, на которых размещают только коммерческие закупки. Один из наиболее известных — B2B-Сenter . Крупные компании создают свои ЭТП — к примеру, они есть у Аэрофлота или МТС .
Существуют также ЭТП, на которых размещаются заказы и государственных, и коммерческих структур, например Сбербанк-АСТ .
Тендеры государственных структур можно проводить только на федеральных площадках:
- ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»;
- АО «Единая электронная торговая площадка»;
- АО «Российский аукционный дом»;
- АО «ТЭК-Торг»;
- АО «Электронные торговые системы»;
- АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
- ООО «РТС-тендер»;
- ООО «Электронная торговая площадка ГПБ»;
- Специализированная «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа».
Распоряжение Правительства РФ от 12 июля 2018 г. № 1447-р
Где удобнее искать тендеры
с
Все актуальные и выполненные заказы по 44-ФЗ и по 223-ФЗ размещаются на общем портале zakupki.gov.ru . В каждом есть ссылка на ЭТП, где проводятся (проводились) торги.
с
Коммерческие и государственные закупки можно отслеживать сразу на электронных торговых площадках, например Сбербанк-АСТ . Или на агрегаторах, которые собирают данные сразу со всех ЭТП, — они часто платные.
с
Информация о коммерческих торгах конкретных компаний размещается на их сайтах (корпоративных ЭТП).
т
Малому и среднему бизнесу стоит следить за сервисом «Берёзка» . Там размещаются заказы бюджетных организаций с закупкой у единственного поставщика на сумму до 300 тысяч рублей. Исполнители регистрируются в большом каталоге и отслеживают тендеры, а затем предлагают свои товары.
В теории, любая компания может участвовать в любой открытой закупке — достаточно зарегистрироваться на портале и отправить заявку. Но на практике малому бизнесу обычно доступны не все конкурсы: например, в торгах по 44-ФЗ часто требуется большой опыт работы с бюджетными организациями. Для компаний с небольшим оборотом надёжнее отслеживать тендеры на «Берёзке» и универсальных аккредитованных ЭТП: так можно найти подходящие заказы и госкомпаний, и коммерческих организаций.
Источник https://legalacts.ru/doc/44_FZ-o-kontraktnoj-sisteme/
Источник https://is-zakupki.ru/material/detail/2432d162-9da4-475a-b1d0-0867ccea17f8
Источник https://www.sberbank.ru/ru/s_m_business/pro_business/tendery-osnovnye-momenty/