Статья 38. Основы регулирования рынка ценных бумаг КонсультантПлюс

 

Регулирование фондового рынка

Понятие регулирования фондового рынка представляет собой упорядочение деятельности на рынке всех участников и их операций.

Регулирование охватывает всех его участников, к которым относятся эмитенты, инвесторы, профессиональные фондовые посредники,субъекты хозяйствования инфраструктуры рынка.

Регулирование участников рынка может быть как внешним, так и внутренним. Последний представляет собой подчиненность деятельности данного субъекта хозяйствования его собственной нормативной документации. Внешнее регулирование говорит о подчиненности деятельности данного субъекта хозяйствования нормативному законодательству страны, иных субъектов хозяйствования, международным соглашениям. Регулирование фондового рынка проводится органами или субъектами хозяйствования, которые уполномочены на выполнение функций регулирования. С таких позиций различают такие виды регулирования, как государственное, которое осуществляется органами власти страны, осуществляемое профессиональными участниками рынка, общественное.

Процесс регулирования на рынке включает в себя следующие аспекты:

  • Создание нормативной базы деятельности рынка, то есть разработка законодательных актов и иной нормативно-правовой документации, которая ставит деятельность рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;
  • Отбор профессиональных участников рынка. Действующий в современных условиях фондовый рынок невозможен без профессиональных посредников;
  • Контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил деятельности рынка. Данный контроль осуществляется соответствующими органами власти;
  • Систему штрафов за несоблюдение норм и правил, которые были установлены на рынке. К ним можно отнести: предупреждения, штрафы, уголовные наказания и др.

Роль государства в регулировании фондового рынка

Органы государственной власти выступают на фондовом рынке в качестве:

  • Эмитента в вопросах выпуска ценных бумаг;
  • Инвестора в вопросах управления крупными портфелями акций промышленных субъектов хозяйствования;
  • Профессионального участника в вопросах торговли акции в процессе приватизационных аукционов;
  • Регулятора в вопросах создания законодательных актов. Государственное регулирование фондового рынка представляет собой процесс регулирования со стороны органов законодательной власти. Система государственного регулирования деятельности фондового рынка включает в себя следующие аспекты:
  • Законодательные и иные нормативно-правовые акты;
  • Государственные органы регулирования и контроля, которые подразделяются на прямые, административные и косвенные-административные. Первый вид управления рынком со стороны органов государственной власти проводится путем установления обязательных требований ко всем участникам рынка, регистрации участников и эмитируемых ими ценных бумаг, лицензирования профессиональной деятельности, обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка, поддержки соблюдения законодательства на рынке. Второй вид управления на фондовом рынке проводится органами государственной власти через находящихся в их распоряжении экономических рычагов и капиталов, к которым можно отнести систему налогообложения (например, налоговые ставки, льготы и т.п.), кредитно-денежную политику (например, процентные ставки по кредитам, МРОТ и т.п.), государственный бюджет (гос. бюджет и внебюджетные фонды), государственную собственность и ресурсы государства (государственные унитарные субъекты хозяйствования, природные ресурсы, водные и земельные объекты).

Готовые работы на аналогичную тему

Концепции регулирования фондового рынка

В современных условиях рыночной экономики существуют две концепции регулирования органами государственной власти деятельности фондового рынка.

Первая концепция заключается в регулировании рынка преимущественно сосредоточенного в органах государственной власти, то есть саморегулирующиеся субъекты хозяйствования. В качестве примера можно привести Францию.

Вторая концепция заключается том, что максимально возможный объем полномочий передается саморегулирующимся субъектам хозяйствования, а большую часть контроля осуществляется при помощи не жестких предписаний, а переговорного процесса, индивидуальных согласований с участниками рынка, с учетом сохранения государством за собой основных контрольных позиций, возможности в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования. В качестве примера можно привести Великобританию.

В реальной практике развитых фондовых рынков степень нейтрализации и жесткость регулирования колеблются между данными концепциями. Саморегулируемые субъекты хозяйствования представляют собой некоммерческие, негосударственные субъекты хозяйствования, которые были созданы профессиональными участниками рынка на добровольной основе, дабы заниматься регулированием определенных вопросов фондового рынка на основании государственной поддержки, которая выражена в присвоении им государственного статуса саморегулируемого субъекта хозяйствования.

Таким образом, основным принципом регулирования обращения ценных бумаг служит сопоставление спроса и предложения капиталов независимо от среды их обитания. Данное регулирование имеет цели введение в процесс торгов все стороны, установление единой цены, ограничения рисков участников рынка.

Данные цели достигают путем создания единой национальной системы котировки и учета ценных бумаг.

Стоит отметить, что функционирование таких систем вовсе не говорит о том, что в государстве должен существовать только один рынок, где происходит котирование всех капиталов. Например, в США существует семь видов фондовых рынков и единственная система котирования заключена в том, что соответствующими капиталами торгуют на соответствующих рынках. Во Франции, капиталы котируются в единой системе рынков, а хранятся и учитываются в одном национальном депозитарии. Большая часть развитых государств имеет по одному фондовому рынку и одному государственному депозитарию.

Как государство регулирует фондовые рынки

Статья 38. Основы регулирования рынка ценных бумаг

Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем:

установления обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;

(в ред. Федерального закона от 15.04.2006 N 51-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2002 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.

Часть вторая утратила силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ.

Государственное регулирование фондового рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Садыкова Нурие Рустамовна

В статье анализируются теоретические аспекты государственного регулирования фондового рынка; статистические данные фондового рынка и его регулирования в РФ.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Садыкова Нурие Рустамовна

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование фондового рынка»

положении эмитентов и т.д. Чем более развит будет российский рынок ценных бумаг, тем более устойчивым будет его положение в периоды кризисных явлений.

Таким образом, повышению привлекательности фондового рынка будут способствовать: появление новых видов ценных бумаг, развитие интернет-технологий торговли, создание в Москве Международного финансового центра[3].

1. Федеральный закон от 22 апреля 1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»; Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 138-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»; Федеральный Закон от 30 декабря 2006 г. № 282-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг».

2. Прогноз развития финансовых рынков РФ до 2020 года. А. Ведев, Ю. Данилов.

3. Кривошеин А.Н. Управление инвестициями в субъекте Федерации (на примере Москвы): автореф. дис.. канд. эконом. наук. М., 1998.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФОНДОВОГО

РЫНКА Садыкова Н.Р.

Садыкова Нурие Рустамовна — студент магистратуры, кафедра государственных финансов и банковского дела, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь

Аннотация: в статье анализируются теоретические аспекты государственного регулирования фондового рынка; статистические данные фондового рынка и его регулирования в РФ.

Ключевые слова: фондовый рынок, контроль, надзор, рынок ценных бумаг, регулирование рынка ценных бумаг, мегарегулятор, Банк России.

Фондовый рынок любой страны косвенно или прямо регулируется государственными органами, которые уполномочены упорядочить деятельность всех его участников: инвесторов, эмитентов, организаций инфраструктуры рынка, профессиональных посредников.

Государственное регулирование фондового рынка осуществляется с целью четкого исполнения всех законодательных требований и нормативных актов, которые определяют обязанности и права каждого профессионального участника по ряду направлений — от регистрации выпуска ЦБ, до прав государственного управления по регулированию рынка.

Система управления рынка ЦБ основывается на использовании как государственных, так и негосударственных методов регулирования. Различают две модели регулирования биржи:

— регулирование рынка является преимущественной функцией государственных органов.

— государство сохраняет за собой основные контрольные позиции, но возможный контроль передается саморегулируемым организациям.

Государственное регулирование фондового рынка включает: разработку и реализацию стандартов и специальных нормативно-правовых актов, а также регламентацию основных процедур торговли и контроль со стороны государства за соблюдением текущего законодательства всеми участниками рынка.

Главные задачи государственного регулирования рынка ЦБ:

— обеспечение безопасности для клиентов и профессиональных участников рынка;

— реализация государственной политики развития;

— создание открытой системы данных о функционировании рынка и контроль за обязательным раскрытием необходимой информации участниками рынка.

Опыт стран с развитыми биржевыми площадками показывает, что государственное регулирование фондового рынка предполагает осуществление некоторых функций: [8, с. 87].

— Концентрация государственных и частных ресурсов для развития рыночной инфраструктуры;

— Разработка концепции развития рынка и соответствующих законодательных актов, осуществление программ по реализации концепции развития;

— Создание системы защиты инвесторов от убытков и системы информации о текущем состоянии рынка;

— Контроль за безопасностью и финансовой устойчивостью рынка, за соблюдением и использованием санкций заразличного рода нарушения;

— Регулирование рынка, разработка и регистрация правил его функционирования.

В Российской Федерации регулирование финансового рынка в большей степени

обеспечивает государство, и, в частности, Федеральная Служба по Финансовым Рынкам (ФСФР). О полномочиях ФСФР можно судить по Постановлению Правительства РФ от 29 августа 2011 года «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации» [11].

Помимо ФСФР и управления по финансовым рынкам к государственным органам по регулированию финансового рынка также относятся Центральный Банк, Министерство финансов, Федеральная антимонопольная служба [5, с. 128].

Процесс совершенствования законодательной базы, регулирующей функционирование российского фондового рынка, ежегодно приводит к сокращению количества профессиональных участников. Статистика такова, что доля частных российских инвесторов на рынке акций составляет всего лишь 35%. Количество зарегистрированных клиентов — физических лиц составляет порядка 1,3 млн. человек, что составляет меньше 1% населения и 1,7% от экономически активного населения [2].

Рассмотрим основные показатели и тенденции российского фондового рынка за первое полугодие 2018 года.

Количественное изменение участников финансового рынка за 2015-2018 гг. представлено в таблице 1.

Категория участников финансового рынка 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Брокеры 885 803 616 436

Дилеры 888 811 633 469

Форекс-дилеры н/д 1 1 6

Управляющие (ДУ) 783 708 520 328

Депозитарии 616 573 492 389

Регистраторы 37 39 39 35

Управляющие компании ПИФ 402 395 371 330

ПИФ 1 471 1 462 1 447 1 353

НПФ 120 120 101 71

МФО 3 865 3 992 3 675 2 497

КПК 3 288 3 226 3 462 2 183

СКПК 1 617 1 661 1 714 1 182

ЖНК 69 66 62 56

БКИ 25 26 21 16

Специализированные депозитарии 44 38 39 39

Субъекты страхового дела (страховые орг. и н/д 566 478 358

Кредитные организации (КО) 838 820 706 598

Зарегистрированные инвесторы(юр. и физ. лица) на фондовом рынке 874 443 983 968 1 046 049 1 160 914

Активные инвесторы (юр. и физ.лица) на фондовом 60 850 74 867 83 268 108 397

Активные инвесторы (юр. и физ.лица) на срочном рынке н/д 27 243 40 278 41 043

Кредитные рейтинговые 9 9 9 2

По сравнению с 2017 годом в 2018 году произошло значительное сокращение количества кредитных рейтинговых агентств, с 9 до 2. Это объясняется вступлением в силу нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность кредитных агентств в России. Теперь иностранные рейтинговые агентства смогут работать в РФ только через отдельные дочерние организации, зарегистрированные в соответствии с российским законодательством. Еще одним требованием является наличие собственных средств в размере не ниже 50 млн руб. [2].

Во втором квартале 2018 года продолжилось сокращение количества профессиональных участников рынка ценных бумаг (рисунок 1).

600 500 400 300 200 100 0

и некредитные организации У кредитные организации

Рис. 1. Динамика количества организаций — профессиональных участников рынка ценных бумаг

Чуть более трети лицензий (36,6%) аннулированы в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций. В 20,5% случаев (23 лицензии) причиной отзыва стали нарушения. Еще 2,7% лицензий отозвано по иным причинам. В то же время концентрация сегмента осталась на уровне января-марта 2017 года: 80% активов профучастников-НФО контролирует 30 организаций, что составляет 6,6% от их совокупного количества (31 компания или 6,5% в первом квартале 2018 года). [10, с. 14].

Отметим, что за первый квартал 2018 года было аннулировано 150 лицензий. Основными причинами отзыва лицензий стали: собственная инициатива компаний (55 лицензий), нарушения (49 лицензий), отзыв лицензии на осуществление банковских операций (40 лицензий). По другим причинам было отозвано 6 лицензий. При этом одной из главных причин добровольного прекращения деятельности может считаться низкая рентабельность бизнеса. Сокращение количества участников приводит к увеличению концентрации в отрасли: количество компаний, совместно контролирующих 80% активов профучастников-НФО, сократилось до 31 организации (6,5% от общего количества компаний) (рисунок 2).

Брокеры Дилеры Доверительные Депозитарии Регистраторы управляющие

Рис. 2. Количество лицензий по видам деятельности на конец первого квартала 2018 (ед.)

В 2018 году возможен переход банковского сектора в состояние профицита ликвидности за счет выплаты, бюджетом накопленных суверенных фондов, частично закрывая дефицит бюджета. Сегодня на рынке ценных бумаг избыточно принимаются

биржевые котировки особенно облигаций, а по неликвидным ценным бумагам принимают эти котировки за справедливую стоимость. Также приняты меры по усилению трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики путем допуска корпоратов на денежный рынок. Рынок процентных биржевых деривативов имеет большой потенциал, и Банк России вместе с биржевой инфраструктурой приложил усилия по повышению ликвидности этого рынка, появлению новых игроков и репрезентативных индикаторов, и созданию единого маржирования портфеля сделок РЕПО и портфеля ПФИ между одинаковыми контрагентами [9].

Устойчивое снижение инфляции по итогам второго квартала 2018 г. до 4,4%. позволит Банку России более активно снижать ключевую ставку в будущем без создания рисков для финансовой стабильности. Сокращается объем рефинансирования в Банке России, в результате чего уменьшается зависимость банковской системы от рефинансирования Банка России. На второй план отходит структурная проблема нехватки рыночного обеспечения. Системно значимым банкам становится проще выполнять норматив краткосрочной ликвидности [10].

В условиях поступательного развития инфраструктуры российского фондового рынка и повышения его конкурентоспособности на международном уровне, увеличивается количество эмитентов и клиентов, возрастает активность проводимых операций на фондовом рынке, рыночная стоимость активов, которая учитывается в российских расчетных депозитариях. В связи с этим совершенно очевидна актуальность задачи модернизации, расширения спектра и качества учетных и расчетных услуг [11].

Что касается перспектив дальнейшего развития фондового рынка, то в 2019 году внимание инвесторов по-прежнему будет приковано к дивидендным акциям. Инвестиционная привлекательность данных акций будет только возрастать благодаря снижению доходности по банковским депозитам. Почти в каждом секторе можно найти привлекательные для покупки акции. Ряд голубых фишек с государственным участием, таких, как «Алроса», «Аэрофлот», «Русгидро», «Газпром», продолжит удерживать дивидендную доходность выше 5%. В корпоративном секторе роль дивидендных акций сохранят за собой такие компании, как «МТС», «Северсталь», «НЛМК» и другие. На фоне завершения инвестиционных программ целый ряд компаний генерации электроэнергии и сетевых энергетических компаний может вырасти в цене. Благодаря постепенному улучшению ситуации в российской экономике интересными для вложения средств будут акции банковского сектора. Целый ряд сырьевых компаний может быть переоценен при ускорении нового сырьевого цикла. Высокую актуальность сохранят рублевые облигации, которые продолжат расти в цене на фоне снижения ключевой ставки ЦБ РФ. Инвесторы по прежнему продолжат открывать ИИС, общее число которых в 2018 году приблизилось к отметке в 300 тыс., а максимальная сумма внесения средств в год расширилась до 1 млн руб.

1. 01оЪа1Бсопот1сРго8рес181ипе 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://openknow1edge.wor1dbank.org/ (дата обращения: 26.11.2018).

2. TheWorldBankGroup. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.wor1dbank.org/ (дата обращения: 26.11.2018).

3. Желтоносое В. М., Рындина И. В. Основы развития воспроизводственных процессов в системе рынка финансовых систем. // Дайджест-финансы, 2017. № 2 (170). 40 с.

4. Кятов А.К. Биржевой рынок акций России: проблемы и перспективы развития. // Научный журнал, 2016. № 7 (8). 70 с.

5. Лукашина М.М. К вопросу о регулировании фондового рынка в Российской Федерации. // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата, 2017. № 1 (32). 128 с.

6. О бирже — Московская биржа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.moex.com/s10/ (дата обращения: 26.11.2018).

7. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2018-2020 годов. Бюллетень банка РФ, 2018. 75 с.

8. Рубцов Б.Б. Глобальные финансовые рынки: масштабы, структура, регулирование. // Век глобализации, 2017. № 2. 87 с.

9. Саморегулируемая организация «национальная финансовая ассоциация». Годовой отчет, 2016. М., 2017. 65 а

10. Таштамиров М.Р. Тенденции развития банковской системы и ее устойчивости в условиях негативной экономической конъюнктуры // «НАУКОВЕДЕНИЕ», 2017. Том 9. № 1. 14 с.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ ПЕРСОНАЛА ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ УЧАСТИЯ СОТРУДНИКОВ В ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ Ганькина А.В.

Ганькина Александра Валерьевна — магистрант, направление: менеджмент организации, кафедра экономической теории, Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар

Аннотация: в статье рассмотрена организация эффективной работы персонала путем внедрения системы участия сотрудников в прибыли организации. Ключевые слова: стимулирование труда, система участия, персонал, прибыль организации, трудовой потенциал, инновационные предложения.

Прибыль предприятия, полученная вследствие реализации коммерчески успешных инновационных предложений, должна стать главным источником финансирования дальнейшей инновационной активности персонала. Это экономически наиболее эффективная модель стимулирования инновационной активности. Действительно, участие сотрудника в прибылях предприятия самым тесным образом связывает интересы работника с интересами компании и с результатами ее финансовой деятельности

Однако для реализации этой модели необходимо изначально сформировать инновационную продуктивную среду и обеспечить заинтересованность работников в проявлении активности и решении творческих задач. Эти вопросы решаются путем реализации первых двух предложений.

Под системами участия работников в прибыли компании понимается разделение между ними и компанией дополнительной прибыли, которая была получена в результате повышения производительности и качества, а также в результате снижения себестоимости продукции путем инновационной деятельности работников.

При конструировании системы участия, базирующейся на показателе прибыли, следует учитывать трудности определения непосредственной связи между ее ростом и трудом конкретного работника. В связи с этим нередко применяются системы мотивации, связанные с результатами производственной деятельности. Тем самым системы участия в прибыли предприятия трансформируются в системы участия в общих результатах его деятельности.

Источник https://spravochnick.ru/rynok_cennyh_bumag/torgovlya_na_fondovom_rynke/regulirovanie_fondovogo_rynka/

Источник http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10148/bbc597a15ca673f09b9698096f2ab268888c1d5a/

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-regulirovanie-fondovogo-rynka