Развитие инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве Республики Казахстан

 

Совершенствование механизма инвестирования аграрного сектора Казахстана

Цель исследования – проанализировать инновационный механизм развития конкурентоспособного производства, показать источники финансирования, дать прогноз эффективности вложения инвестиций по регионам.

Методология – для создания действенного инвестиционного механизма в аграрном секторе экономики необходимо значительно увеличить объемы инвестиций в основной капитал из всех источников; повысить долю собственных средств сельхозпредприятий в общем объеме капитальных вложений; размещать государственные инвестиции на производственные цели на конкурсной основе; расширять практику государственно-частного финансирования проектов; усилить государственный контроль за целевым расходованием бюджетных средств, направленных на инвестициии.

Оригинальность/ценность – активизация инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе позволит модернизировать и технически перевооружить предприятия АПК, создать необходимые условия для производства конкурентоспособной продукции на мировом рынке, интегрировать отечественное сельскохозяйственное производство в мировое пространство, увеличить уровень занятости сельского населения за счет роста производственных мощностей.

Выводы особое значение аграрного сектора для стимулирования инвестиционной активности обусловлено межотраслевой взаимосвязью отрасли с перерабатывающим комплексом, в результате чего инвестиции в их развитие создают наибольший эффект, стимулируя спрос на продукцию и формируя в них собственный инвестиционный потенциал, для продукции этих отраслей характерен массовый и устойчивый спрос на внутреннем рынке.

Это направление государственной политики способствует разработке организационно-правовых мер, позволяющих открыть сектор для кредитных ресурсов и иностранных инвестиций, ориентировать инвестиционный спрос на отечественных производителей технологического оборудования.

Поддержка инновационной деятельности в РК направлена на развитие инновационного потенциала, увеличение доли высокотехнологичной продукции в структуре валового внутреннего продукта, содействие переходу экономики Республики Казахстан на путь инновационного развития, основанного на внедрении и использовании наукоемких технологий. Она осуществляется путем соблюдения национальных интересов в инновационной деятельности, обеспечения равенства при получении государственной поддержки, комплексности и системности мер, обеспечивающих постоянное взаимодействие ее субъектов.

Проблемы, препятствующие широкому внедрению инноваций в аграрном секторе можно сгруппировать в несколько блоков.

Организационно-правовые проблемы обусловлены отсутствием действующей нормативно-правовой базы, регулирующей инновационную политику. Закон РК «О государственной поддержке инновационной деятельности» содержит базовые правовые, экономические и организационные положения, регулирующие вопросы инновационной деятельности. Вместе с тем вопросы аграрного инновационного развития не нашли отражения ни в аграрном (например, Закон РК «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий), ни в гражданском праве. Кроме того, не сформирована система институционального обеспечения внедрения инноваций. Как отмечают в АО «КазАгроИнновация» (23 научно-исследовательских организаций, представляющих все отрасли сельского хозяйства, часть которых имеет свою филиальную сеть), целью деятельности которой является повышение эффективности управления научно-технологическими активами государства в аграрной сфере, в настоящее время отсутствует единая стратегия развития аграрной науки. Это приводит к утрате имевшейся системы генерации знаний, неэффективному инструментарию передачи знаний в реальный сектор.

Слабое инфраструктурное развитие и малоэффективный механизм передачи знаний на селе говорят о неразвитости инновационной структуры в сельском хозяйстве.

Важнейшим фактором и инструментом внедрения инноваций являются информационные ресурсы. Недостаточное интегрирование участников и уровень информационной культуры потребителей (научная среда, товаропроизводители, правовые и финансовые структуры и др.) в информационном пространстве являются причиной ограниченного использования новшеств и указывают на неэффективный менеджмент в данной сфере [1].

К ресурсным проблемам относятся постоянное отставание от стандартов развитых стран и низкая технологическая вооруженность отрасли на фоне неэффективной занятости на селе и недостатка финансовых средств даже на воспроизводство. В результате, низкие производительность труда и инновационная активность.

Для развития аграрного конкурентоспособного производства и продовольственного обеспечения продуктами питания населения Казахстана необходимо внедрять инновационный механизм за счет увеличения объемов инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве, а именно:

  • приобретение высокопроизводительной сельскохозяйственной техники, позволяющей внедрять прогрессивные ресурсосберегающие технологии;
  • строительство животноводческих комплексов;
  • приобретение технологического оборудования и специальной техники.

Объемы инвестиций в аграрное производство на 2011-2015гг. представлены в таблице 1.

Как показывают расчеты, для эффективного функционирования сельскохозяйственного производства необходимо приобрести 35 тыс. тракторов, 15 тыс. зерновых комбайнов, 3 тыс. посевных комплексов, 1,9 тыс. жаток. Причем в структуре объема приобретения сельхозтехники удельный вес потребности в тракторах по Акмолинской области составляет 23,4%, Костанайской – 23,3%, СевероКазахстанской – 20,6 % и т.п.

Таблица 1 – Прогноз объема инвестиций с учетом инновационного развития аграрного производства Республики Казахстан на 2011-2015 гг.

Прогноз объема инвестиций с учетом инновационного развития аграрного производства Республики Казахстан на 2011-2015 гг. Прогноз объема инвестиций с учетом инновационного развития аграрного производства Республики Казахстан на 2011-2015 гг.

Наибольшая эффективность инвестиций будет достигнута в Акмолинской области: на 1 тенге инвестиций предусмотрено произвести 62,4 тенге валовой сельскохозяйственной продукции, по окупаемости – получение прибыли на 1 тенге инвестиций – 1,6 тенге в Жамбылской области (таблица 2).

Прогнозный объем потребности сельхозтехники (тракторов, зерновых комбайнов, посевных комплексов, жаток и др.), строительства животноводческих и других объектов хозяйствования в целом по Казахстану определялся на основании расчетов по областям: расчет потребности в сельхозтехнике произведен по нормативам (согласно данным Казахского НИИ экономики АПК и развития сельских территорий): в тракторах – в расчете на 1 га пашни; зерновых комбайнов, посевных комплексов и жаток – на 1 га посевов зерновых культур. Внедрение инноваций в развитие животноводства увязано с объемом производства продукции и применением интенсивных технологий. Стоимость единицы сельскохозяйственной техники определена с учетом сложившегося ее поступления в республику и с учетом ее доставки до сельхозтоваропроизводителей.

Таблица 2 – Эффективность инвестиций по регионам Казахстана

Эффективность инвестиций по регионам Казахстана

Основными источниками финансирования являются собственные средства сельхозтоваропроизводителей и лизинг (заемные средства). Всего по прогнозным расчетам объем инвестиций в растениеводство составит 684 млрд тенге, (75,6% ) от общего объема и животноводства – 220 млрд тенге (24,4%) [2]. В целом же по всем хозяйствующим субъектам Казахстана удельный вес собственных средств в общем объеме инвестиций в сельское хозяйство составит 48,6%, удельный вес собственных средств в приобретении сельхозтехники – 49%.

Инвестиции в основной капитал позволяют внедрить инновационный механизм, направленный на повышение эффективности аграрного производства. Так, по прогнозам МСХ РК площадь применения капельного орошения в производстве сельскохозяйственной продукции и, прежде всего, хлопка-сырца увеличивается с 2000 га до 4000 га. Это будет способствовать повышению эффективности использования пашни: повысится урожайность сельскохозяйственных культур и снизятся затраты на производство продукции.

Капельное орошение позволяет уменьшить потребление поливной воды с 5-10 тыс. м3 до 1,5-4 тыс. м3, обеспечивает экономию минеральных удобрений, расходы по сельхозтехнике и горюче-смазочным материалам в 2 раза.

Внедрение ресурсосберегающей гребне-бороздковой (орошение) технологии при производстве озимой пшеницы по сравнению с традиционной позволяет повысить урожайность на 2 ц, себестоимость зерна снижается на 18,9%; при возделывании на богаре (предпосевное дискование) по сравнению с традиционной технологией урожайность повышается на 3 ц, а себестоимость снижается на 12,7%; при возделывании хлопчатника соответственно – на 5 ц и себестоимость – на 11,3%.

Обновление машинно-тракторного парка сельских товаропроизводителей осуществляется крайне неудовлетворительно. Сезонная нагрузка на зерноуборочную, кормоуборочную и другую технику более чем в 2,5-3 раза превышает нормативную. Вследствие этого хозяйства сокращают посевные площади, переходят на примитивные низкоэффективные технологии, что ведет к снижению урожайности и росту потерь сельхозпродукции. Основной причиной такого положения является отсутствие у сельских товаропроизводителей денежных ресурсов на закупку новой техники. Ежегодно ситуация усугубляется из-за сложившегося диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию до 7 раз.

В этой связи приоритетными направлениями технического оснащения субъектов агропромышленного комплекса и развития сельскохозяйственного машиностроения являются:

  • *организация совместного с машиностроительными предприятиями стран СНГ производства гусеничных и колесных тракторов, зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов;
  • *разработка и организация производства почвозащитного комплекса машин в системе влагоресурсосберегающих технологий для возделывания и уборки сельскохозяйственных культур;
  • *разработка и техническое оснащение животноводства необходимыми энергетическими средствами и машинами для механизации технологических процессов;
  • *разработка и организация производства высокотехнологических машин, оборудования и запасных частей для производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
  • *концентрация посевов кукурузы на зерно в зоне орошаемого земледелия, развитие селекции и семеноводства, применение государственных мер поддержки (поставка минеральных удобрений по льготным ценам, субсидий по поливной воде, лизинг по технике и др.) будут способствовать повышению рентабельности производства до 40-45%.

Повышение культуры земледелия, развитие селекции и семеноводства, использование в посевах новых высокоурожайных, максимально адаптированных к зоне возделывания сортов риса, в том числе длинозерных, востребованных на мировом рынке, действенная государственная поддержка будут способствовать увеличению его урожайности с 34,2 до 40 ц/га в среднем и повышению рентабельности.

За счет эффективного размещения производства при оптимизации посевных площадей, восстановления севооборотов там, где получила распространение монокультура, внедрение ресурсосберегающей технологии и реализация других мер, представляется возможным увеличить урожайность хлопчатника с 20,5 до 26,1 ц/га, а уровень рентабельности – с 5,1 до 22,6%. В свою очередь это послужит надежной основой текстильной промышленности в республике.

Доведение посевных площадей сахарной свеклы до 30 тыс. га в сочетании с рациональной структурой посевов, интенсификация, привлечение инвестиций и т.п. повысят урожайность с 197 до 280 ц/га, уровень рентабельности не менее 25 27,5%. Оптимальное размещение, использование новых сортов яблок и соблюдение научно обоснованных технологий увеличат урожайность с 46 до 70 ц/га, уровень рентабельности – с 23 до 82%. Рост объемов производства снижает импорт, расширяет ассортимент и объемы переработки, обеспечивает качество и служит основой конкурентоспособности продукции плодоводства на внутреннем и внешнем рынках.

В целом следует отметить, что низкая рентабельность продукции растениеводства, высокие затраты главным образом за счет возрастающих расходов на горюче-смазочные материалы, низкая урожайность сельскохозяйственных культур требуют внедрения ресурсосберегающих технологий. Расчеты показывают, что прямые производственные затраты на 1 га посевов зерновых при традиционной технологии составляют 83,1 долл., минимальной – 68,6 долл., нулевой – 74,8 долл.

В настоящее время в Казахстане осуществляется ряд перспективных экономических проектов. Созданы Евразийский банк развития, антикризисный фонд, общая энергетическая система. С 2012 по 2015 гг. будет обеспечен доступ на рынок финансовых и страховых услуг, равные правовые условия для инвестиционной деятельности. Создана наднациональная структура, призванная регулировать интеграционные процессы в рамках Единого экономического пространства и Таможенного союза – Евразийская экономическая комиссия.

Крупнейшим кредитором аграрного сектора является АО «НУХ»КазАгро» – 44% кредитов, в том числе 60% являются долгосрочными и имеют конкретную инвестиционную направленность. За 5 лет этой структурой выделено 900 млрд тенге. При этом 22% составили бюджетные средства, основным источником финансирования являются собственные средства холдинга и привлекаемые займы.

АО «Национальный управляющий холдинг «КазАгро» реализует проекты, в перспективе способствующие созданию основы индустриально-инновационного развития агропромышленного комплекса, обеспечению продовольственной безопасности, повышению экспортного потенциала Казахстана.

В инвестиционный портфель холдинга включено 238 инвестиционных проектов общей стоимости 179 млрд тенге, которые позволяют создать 9,3 тыс. постоянных рабочих мест. В настоящее время действуют 163 проекта общей стоимостью 117 млрд тенге (65,3%). Их реализация даст возможность производить более 570 млн штук яиц и около 60 тыс. тонн мяса птицы в год, 121 тыс. тонн молока и молочной продукции, около 24 тыс. тонн плодоовощных продуктов в закрытом грунте и 96 тыс. тонн – на открытом грунте с применением различных систем орошения, а также увеличить емкости хранения плодов и овощей на 108 тыс. тонн.

Реализуются проекты по созданию 9 откормочных площадок на 31 тыс. мест крупного рогатого скота; 35 хозяйств-репродукторов с реализацией 15 тыс. голов молодняка в год, 13 проектов по производству и переработке мясной продукции с совокупной производственной мощностью 21 тыс. тонн мяса и мясной продукции в год.

Именно фермерские хозяйства должны стать основными поставщиками откормочного контингента на откормплощадки, где будет организован интенсивный откорм скота и формирование крупных партий мяса. В этих целях планируется дислокация фермерских хозяйств вокруг создаваемых откормочников по разработанной схеме территориального размещения.

Кредитование данной бизнес-структуры осуществляется кредитующими организациями АО «НУХ» КазАгро». В течение 5 лет будет построено 150 тыс. мест для обеспечения единовременного откорма.

В текущем году по заказу Министерства сельского хозяйства РК разработана Программа по развитию кормопроизводства в республике, включающая комплекс мер по формированию структуры посевов кормовых культур применительно к конкретным природно-климатическим зонам, созданию системы семеноводства, укреплению парка кормозаготовительной техники. Программа скорректирована с индикативными показателями проекта в разрезе регионов.

На развитие фермерства направлена программа льготного кредитования «Сыбага», позволяющая фермерам получать кредиты по максимально упрощенной схеме под 6% годовых, предоставив в качестве залога приобретаемый скот. Она нацелена на проведение мероприятий по расширенному воспроизводству, породному преобразованию товарного стада. В рамках проекта реформируется механизм субсидирования племенных хозяйств. Если ранее субсидии получали напрямую племенные хозяйства, то в настоящее время их получателями являются покупатели племенной продукции – сельхозтоваропроизводители. Новый механизм субсидирования повышает заинтересованность племенных хозяйств в улучшении качества племенного товара.

На развитие фермерских хозяйств, расширенное производство направлен ряд мер государственной поддержки: введенные в 2011 г. субсидии на заготовку сочных и грубых кормов для содержания маточного поголовья. Фермеры получают 15 тыс. тенге на 1 маточную голову. Однако существует ряд проблем, прежде всего недостаточность в стране качественного племенного материала. Для ее решения проектом предусмотрен завоз племенного поголовья лучшей мировой селекции. Всего за 5 лет реализации проекта планируется импортировать около 70 тыс. племенного поголовья.

За последние годы численность машинно-тракторного парка сократилась в 3 раза, при обновлении в год не более 3-5% выбывает из эксплуатации 13-15%. В сложившейся ситуации следует отметить важную роль организации отечественного сборного производства тракторов «Беларусь» стоимостью 1,2 млрд тенге, мощностью 1000 единиц в год.

Таким образом особое значение аграрного сектора для стимулирования инвестиционной активности обусловлено тем, что, во-первых, эта отрасль имеет межотраслевую взаимосвязь с перерабатывающим комплексом, в результате чего инвестиции в их развитие создают наибольший кумулятивный эффект, стимулируя спрос на продукцию смежных отраслей и формируя в них собственный инвестиционный потенциал, во-вторых, для продукции этих отраслей характерен массовый и устойчивый спрос на внутреннем рынке, в-третьих, большинство видов продукции легкой и перерабатывающей промышленности конкурентоспособны не только на внутреннем, но и внешнем рынке.

Это направление государственной политики может быть реализовано с меньшей нагрузкой на бюджет и способствует разработке организационно-правовых мер, позволяющих открыть этот сектор для кредитных ресурсов и частных инвестиций, в том числе иностранных, которые необходимо поддерживать налоговыми и иными льготами, и ориентировать инвестиционный спрос на отечественных производителей технологического оборудования.

Для создания действенного инвестиционного механизма в аграрном секторе экономики необходимо значительно увеличить объемы инвестиций в основной капитал из всех источников; последовательно осуществлять децентрализацию инвестиционного процесса; повысить долю собственных средств сельхозпредприятий в общем объеме капитальных вложений; размещать государственные инвестиции на производственные цели на конкурсной основе; осуществлять возвратную централизацию капитальных вложений; расширять практику государственно-частного финансирования проектов; усилить государственный контроль за целевым расходованием бюджетных средств, направленных на инвестициии.

Приоритетным направлением инвестиционной политики на перспективу должна стать поддержка инвестиций в малом и среднем предпринимательстве.

Активизация инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе позволит модернизировать и технически перевооружить предприятия АПК, создать необходимые условия для производства конкурентоспособной продукции на мировом рынке, интегрировать отечественное сельскохозяйственное производство в мировое пространство, увеличить уровень занятости сельского населения за счет роста производственных мощностей.

Развитие инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве Республики Казахстан

Стратегия вхождения Республики Казахстан в число пятидесяти конкурентоспособных государств мира предполагает необходимость постоянного наращивания объема инвестиций и приближения его темпов роста к темпам развития национального ВВП, так как научно-техническая деятельность является решающим фактором экономического развития страны. В развитых странах до 90% прироста ВВП получают за счет внедрения новых технологий. В Казахстане затраты на исследования и разработки в 2010 году составили всего 47274 млн.тенге, или 0,3% ВВП Республики Казахстан.

Значительная часть основных фондов в стране морально и физически изношена, а, значит, вопрос обновления основных средств для Республики Казахстан остается первостепенным. Показатели износа технического парка в сельском хозяйстве являются доказательством необходимости процессов инвестирования аграрного сектора. За последние годы в сельском хозяйстве Республики Казахстан наблюдается невысокий рост технического обновления сельскохозяйственной техники. Большая часть общего объема продукции сельского хозяйства, 53%, производится в низко механизированных хозяйствах населения, то есть в мелкотоварном секторе. Преодоление этого положения предполагает необходимость направлять средства на аграрное развитие в суммах, сопоставимых с экономически развитыми странами.

Следует отметить, что эффективные сельхозпроизводители располагают определенными возможностями обновления технико-технологического парка, но, такая ситуация не характерна для большинства хозяйств. Предстоящее вступление Казахстана в ВТО в значительной степени отразится на развитии сельского хозяйства, так как усилится конкуренция на внутреннем рынке. Очевидно, что в настоящее время отечественные предприятия сельхозмашиностроения не могут в полной мере решить задачи технического перевооружения аграрного сектора и повышения его конкурентоспособности при вступлении в ВТО. Развитию сельскохозяйственной отрасли уделяется приоритетное внимание в государственных программах развития, осуществлены значительные инвестиции, которые позволяют поднять объемы и технологический уровень сельскохозяйственного производства. Имеются тенденции интегрирования производственно-технологических цепочек с рядом агропромышленных предприятий стран СНГ, прежде всего России и Белоруссии, что очень важно с началом работы Таможенного Союза. В республике Казахстан в настоящее время работает более 100 ремонтных и производственных предприятий, выпускающих запасные части и оборудование сельскохозяйственного назначения. Объемы производства составляют около 900-1,125 млн. тенге продукции, их доля на рынке равна 5%. Характеристика спроса на сельхозтехнику зависит от географического региона, климатических условий, размеров хозяйства. Основными покупателями являются крупные зерновые компании — 45%; сельскохозяйственные товаропроизводители — 40%; реализаторы-посредники — 15%. По экспертным оценкам емкость рынка запасных частей для парка техники сельхозпроизводителей республики составляет 127 млн. долл. Объемы потребности в запасных частях варьируются по регионам республики в следующей последовательности: Северный Казахстан (Акмолинская, Костанайская, Северо-Казахстанская и север Карагандинской области); Южный Казахстан (Алматинская, Шымкентская, Жамбылская и Кызылординская области); Западный Казахстан (Актюбинская и Западно-Казахстанская области); Восточный Казахстан (Павлодарская и Восточно-Казахстанская области). Сельское хозяйство нуждается в эффективных средствах производства, их постоянном техническом обслуживании, современном сервисе. В региональном разрезе наибольшие объемы инвестиций в 2010 году в сельское хозяйство вкладываются в Акмолинской (19,02%), Северо-Казахстанской (16,9%) и Костанайской (25,5%) областях, что связано с привлекательностью данных регионов для инвесторов в отношении производства зерновых.В среднем за пять лет наибольшие удельные веса по объемам инвестиций в сельское хозяйство по областям приходятся на Северо-Казахстанскую (19,7%), Костанайскую (19,3%) и Акмолинскую (16%) области.

Основной объем инвестиций в сельской местности приходится на обрабатывающую промышленность, а именно, на производство пищевых продуктов (46,389 млрд. тенге), где основными инвесторами выступают собственники предприятий, которые вкладывают 97,2 % инвестиций на данные объекты промышленности в сельской местности.

При этом объем инвестиций на развитие сельскохозяйственного производства в сельской местности составил 77,8 млрд. тенге, из которых 64 % профинансировано за счет собственных средств предприятий и организаций. Так как сельское хозяйство большей частью находится в частной собственности, более 87 % инвестиций для развития растениеводства и животноводства вкладываются частным сектором. Основной объем иностранных инвестиций приходится на сферу предоставления услуг в области растениеводства и животноводства.

Одним из главных составляющих инвестиционной политики государства является подготовка и реализация республиканских инвестиционных проектов, направленных на решение общих инфраструктурных проблем сельхозтоваропроизводителей. В условиях ограниченных бюджетных возможностей Казахстана в последнее десятилетие в сельском хозяйстве осуществлены на сумму 235 млн. долл. США такие стратегические инвестпроекты, как:

1проект «Усовершенствование ирригационно-дренажных систем» с софинансированием из республиканского бюджета в объеме 20 млн. долл. США, в результате которого проведена реконструкция ирригационно-дренажных систем на площади 32,5 тысячи гектаров на 14 объектах в 9 областях, создано 15 сельских потребительских кооператива водопользователей (СПКВ), создано более 9 тысяч рабочих мест.

2Проект «Постприватизационная поддержка сельского хозяйства», в рамках которого через участвующие банки второго уровня на льготных условиях профинансирован 141 субпроектсельхозтоваропроизводителей на общую сумму 14,3 млн. долл. США. Создано дополнительно 900 рабочих мест. Заемщиками было закуплено 140 зерноуборочных комбайнов; 55 единиц тракторов и автомобилей; оборудование по переработке сельскохозяйственной продукции и другое.

3Проект «Управление водными ресурсами и восстановление земель» с софинансированием из республиканского бюджета на сумму 15 млн. долл. США. По данному проекту осуществляется реконструкция 39,2 тысяч гектаров орошаемых земель более 5 тыс. фермеров, которые объединены в 22 сельских потребительских кооператива водопользователей.

Учитывая предстоящее вступление Республики Казахстан во Всемирную торговую организацию начиная с 2006 года реализуется новый инвестиционный проект «Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции».

Общая стоимость проекта – 70,8 млн. долл. США, в том числе заем Всемирного Банка – 24,0 млн. долл. США, софинансирование из республиканского бюджета – 46,8 млн. долл. США

Реализация указанных программ, несомненно, позволяет обновить оборудование, преодолеть технологическое и техническое отставание предприятий, способствует повышению конкурентоспособности продукции за счет снижения издержек производства и цен.

В настоящее время наиболее актуальной задачей является обновление машинотракторного парка сельскохозяйственного производства. Так, средний возраст 80-83% зерноуборочных комбайнов и тракторов составляет 13-14 лет, при нормативном сроке эксплуатации 8-10 лет. Из наличия всей имеющейся техники подлежит списанию свыше 80% зерноуборочных комбайнов, более 85% тракторов и сеялок, около 90% жаток. Согласно экспертным расчетам, в масштабах страны потребность сельских товаропроизводителей в обновлении техники составляет 8 тысяч тракторов, 4 тысячи комбайнов, тысяча сеялок и жаток в год, на приобретение которых требуется денежных средств около 50 млрд. тенге.

В настоящее время, обновлять сельхозтехнику и оборудование в указанных объемах не представляется возможным. Это обусловлено низким платежеспособным спросом сельхозпроизводителей, диспаритетом цен на продукцию сельского хозяйства и машиностроения, низким уровнем услуг, оказываемых машинотракторными станциями, так называемыми сервис-центрами, ввидуихнеукомплектованности и техникой, и оборудованием.

Следует отметить, что значительные объемы средств, выделяемых на создание материально-технических станций и обновление парка техники, по мнению некоторых ученых-экономистов, используются неэффективно. Они направляются преимущественно на приобретение дорогостоящей сельскохозяйственной техники и оборудования зарубежных производителей, эта техника экономически себя не оправдывает, что приводит к значительным долгам и банкротствам сельхозпроизводителей.

Министерство сельского хозяйства РК для разрешения указанной проблемы проводит комплекс мер, направленных на изучение потребности и определение оптимального парка машин. Такая работа требует взаимодействия различных структур – государственных органов, производителей, научно-исследовательских институтов, маркетинговых и консалтинговых организаций по оценке развития рынка сельскохозяйственной продукции. Основные направления развития Республики Казахстан, согласно Стратегии индустриально-инновационного развития, предполагают наращивание научно-технического, инновационного и производственного потенциала на перспективных направлениях индустриального развития. Это должно способствовать достижению долгосрочных конкурентных преимуществ. Так, предполагается формирование высокотехнологичных производств путем создания эффективной системы трансферта современных технологий, создание и поддержка деятельности современных элементов научной и инновационной инфраструктуры.

1. Царев В.В. Оценка экономической эффективности инвестиций. – СПБ.: Питер, 2004.

2. Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2010-2020 годы

Инвестиции как метод инновационного развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жукенов Батырхан Магауиевич

Активизация инвестиционной деятельности одна из главных задач экономического развития. Устойчивое развитие отраслей агропромышленного комплекса в условиях становления рыночных отношений нуждается в инвестиционной активности, в повышении обеспеченности сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности необходимыми материальными и финансовыми ресурсами. Увеличение размеров производственного капитала осуществляется за счет дополнительных вложений материальных и денежных средств, выделяемых на расширение производственного потенциала в сельском хозяйстве. В статье изложены основные меры государственного инвестирования для инновационного развития агропромышленного комплекса . Развитие отраслей агропромышленного комплекса в условиях становления рыночных отношений нуждается в инвестиционной активности, в повышении обеспеченности сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности необходимыми материальными и финансовыми ресурсами. Важным аспектом усиления инновации является расширение ее финансирования, том числе путем усиления вклада частных предприятий. Опыт зарубежных стран показывает, что для этого необходима, чтобы финансовая поддержка государства дополнялась налоговыми льготами для инвестиций частных предприятий в данную сферу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жукенов Батырхан Магауиевич

Модернизация механизма государственного регулирования регионального агропромышленного комплекса России в условиях новых социально-экономических конструктов

INVESTMENTS AS A METHOD OF INNOVATION DEVELOPMENT OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Investment activity one of the main objectives of economic development. Sustainable development of branches of agriculture in the conditions of the market economy needs investment activity to increase the security of the agricultural enterprises of all forms of ownership necessary material and financial resources. Increasing the size of productive capital at the expense of an additional investment of material and financial resources allocated to the expansion of productive capacity in agriculture. In this article describes the main measures of public investment for innovative development of agriculture. Development of branches of agro industrial complex in conditions of market relations in need of investment activity in enhancing security of the agricultural enterprises of all forms of ownership necessary material and financial resources. Important aspect of enhancing innovation is increasing its funding, including by strengthening the contribution of private enterprises. Experience of other countries shows that this requires that financial support was supplemented by state tax incentives for investment by private enterprises in this sphere.

Текст научной работы на тему «Инвестиции как метод инновационного развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан»

DOI: 10.12731/2218-7405-2014-2-11 УДК 338.43

ИНВЕСТИЦИИ КАК МЕТОД ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Активизация инвестиционной деятельности — одна из главных задач экономического развития. Устойчивое развитие отраслей агропромышленного комплекса в условиях становления рыночных отношений нуждается в инвестиционной активности, в повышении обеспеченности сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности необходимыми материальными и финансовыми ресурсами. Увеличение размеров производственного капитала осуществляется за счет дополнительных вложений материальных и денежных средств, выделяемых на расширение производственного потенциала в сельском хозяйстве. В статье изложены основные меры государственного инвестирования для инновационного развития агропромышленного комплекса. Развитие отраслей агропромышленного комплекса в условиях становления рыночных отношений нуждается в инвестиционной активности, в повышении обеспеченности сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности необходимыми материальными и финансовыми ресурсами. Важным аспектом усиления инновации является расширение ее финансирования, том числе путем усиления вклада частных предприятий. Опыт зарубежных стран показывает, что для этого необходима, чтобы финансовая поддержка государства дополнялась налоговыми льготами для инвестиций частных предприятий в данную сферу.

Ключевые слова: инновация, агропромышленный комплекс, инвестиции, инновационная политика.

INVESTMENTS AS A METHOD OF INNOVATION DEVELOPMENT OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE REPUBLIC

Investment activity — one of the main objectives of economic development. Sustainable development of branches of agriculture in the conditions of the market economy needs investment activity to increase the security of the agricultural enterprises of all forms of ownership necessary material and financial resources. Increasing the size of productive capital at the expense of an additional investment of material and financial resources allocated to the expansion of productive capacity in agriculture. In this article describes the main measures of public investment for innovative development of agriculture. Development of branches of agro industrial complex in conditions of market relations in need of investment activity in enhancing security of the agricultural enterprises of all forms of ownership necessary material and financial resources. Important aspect of enhancing innovation is increasing its funding, including by strengthening the contribution of private enterprises. Experience of other countries shows that this requires that financial support was supplemented by state tax incentives for investment by private enterprises in this sphere.

Keywords: innovation, agro-industrial complex, investment, innovation policy.

Из послания Президента Н. Назарбаева народу Казахстана Казахстанский путь — 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее от 17 января 2014 г. Президентом отмечается что, важно обеспечить перевод на инновационные рельсы агропромышленного комплекса. Это наша традиционная отрасль. Глобальная потребность в продовольствии будет возрастать. В этот сектор

пойдёт больше инвестиций. Поэтому нынешние фермеры должны заботиться о росте производства, а не довольствоваться краткими достижениями, связанными с погодными условиями. Конкуренция в глобальном агропроизводстве будет возрастать. На земле должны работать, прежде всего, те, кто внедряет новые технологии и непрерывно повышает производительность, работает на основе лучших мировых стандартов[2].

Развитие инвестиционной деятельности — одна из основных задач экономического развития. Устойчивое развитие отраслей агропромышленного комплекса в условиях рынка нуждается в инвестиционной активности, в повышении обеспеченности сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности необходимыми материальными и финансовыми ресурсами. Увеличение размеров производственного капитала осуществляется за счет дополнительных, материальных и денежных средств, выделяемых на расширение производственного потенциала агропромышленного комплекса.

Ситуация с финансированием агропромышленного комплекса имеет следующую картину — около 40% общего количества предприятий и около 35% крестьянских (фермерских) хозяйств республики платеже и кредитоспособны, и представляют финансово устойчивые субъекты хозяйствования, остальные сельскохозяйственные субъекты ведут простое воспроизводство, и большинство из них банкроты (26% сельскохозяйственных предприятий и около 60% крестьянских (фермерских) хозяйств). Отрасль, по общепринятым стандартам, считается конкурентоспособной, если на нее приходится не менее 3,25% мирового экспорта: доля же Республики Казахстан в мировом экспорте по сельскохозяйственным продуктам составляет 0,25%. И в розничной торговле импорт продовольствия достигает 40%, в крупных городах — 70%.

В 2001 году была создана «Аграрная кредитная корпорация», целью которой является предоставление кредитов сельхозпредприятий через банки без ликвидного залога. Аграрная кредитная корпорация осуществляет кредитование сельского хозяйства в размере 35-50% уставного капитала

кредитных товариществ и выделение краткосрочных кредитов (сроком до 1 года) с уплатой вознаграждения 3% годовых и долгосрочных — 5% годовых.

Кредитование так же агропромышленного комплекса Казахстана осуществляется по линии АО «Национальный управляющий холдинг «КазАгро» и за первое полугодие 2011 года возросло почти на 6% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года — до порядка 81 млрд. тенге. По данным LSM, на 1 июля 2011 года Холдингом на кредитование агропромышленного комплекса было направлено более 68,2 млрд. тенге (на 10,6% больше уровня периода прошлого года), в том числе:

— сельхоз производство 36,8 млрд. тенге (60 млрд. тенге — за 1 полугодие 2010 г.), при этом объем кредитования производства плодоовощной продукции, за полугодие увеличился более чем в 2,6 раза к соответствующему уровню прошлого года;

— переработка сельхозпродукции составила 2,3 млрд. тенге, со равнению за 1 полугодие 2010 года на переработку было направлено 1,2 млрд. тенге.

Так же одним из институтов, осуществляющих кредитование в сельской местности наряду с кредитными товариществами и МКО, является «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства». Фонд осуществляет микро кредитование сельского населения через филиальную сеть и МКО, созданные с его долевым участием, обеспечивая 100% географический охват сельских районов.

По программе микро кредитования сельского населения со средним и ниже среднего уровнем доходов через филиалы и представительства Фондом выдано 2097 микро кредитов на сумму 1521,7 млн. тенге, из них 1824 микро кредитов направлено на развитие животноводства на сумму 1299,5 млн. тенге, 108 микро кредитов на развитие растениеводства на 84,8 млн. тенге, на другие виды бизнеса 165 микро кредитов на 137,3 млн. тенге.

В целом из средств республиканского бюджета на развитие агропромышленного комплекса в течение 2007 — 2011 годов было направлено 1 571,9 млн. тенге, из которых на долю субсидий пришлось 25,9 % или 407 млн. тенге. Также за 2007 — 2011 годы через финансовые организации, входящие в состав АО «Национальный управляющий холдинг «КазАгро»» на поддержку агропромышленного комплекса из средств республиканского бюджета, было выделено 332,2 млрд. тенге, а также из средств Национального фонда 120 млрд. тенге[1].

В последние годы увеличиваются инвестиции в основной капитал сельского хозяйства. Объем инвестиций в сельское хозяйство в январе-декабре 2012 года включая уровень инфляции по сравнению с 2011 годом увеличился на 19,6%. Доля вложений инвестиций в сельское хозяйство в общем объеме инвестиций в основной капитал увеличилась на 0,3% и составила 2,5%.

Также преобладающими источниками финансирования инвестиций в основной капитал отрасли являются собственные средства инвесторов (79,1% от общего объема инвестиций).

В общем объеме инвестиций в основной капитал в сельское хозяйство наибольшие вложения приходятся на выращивание сезонных культур (61,5%) и животноводство (30,7%).

Структура бюджетных средств, выделенных на развитие АПК в 2007-2011 годы

№ Направление финансирования Доля, %

3 Инвестиции и инвестиционные проекты 30%

4 Услуги для растениеводства, животноводства и переработки 20%

5 НИОКР и консультации 2%

И [сточник: МСХ РК

Таким образом, общая сумма составила только в 2011 году более 283,5 млрд. тенге.

НИОКР и консультации

Услуги для растениеводства, животноводства и переработки

Инвестиции и инвестиционные проекты

Источник: МСХ РК

Рисунок 1. Объемы бюджетных средств, направленных на развитие АПК,

2007-2011годы, млн. тенге

Виды и объемы субсидирования за 2007-2011 годы, млн. тенге

Виды субсидий Среднее за 2007-2011 гг, Доля, % 2011г., млн. тенге

Субсидии на развитие растениеводства 22 820,5 50,8% 30 011,4

Субсидии на развитие животноводства 14 757,4 32,9% 26 211,3

Субсидии на переработку 3 140,8 7,0% 5 000,0

Субсидии на экспорт 2 555,8 5,7% 5 000,0

Субсидии на поливную воду 1 201,1 2,7% 1 248,7

Субсидии на страхование 360,7 0,8% 1 203,3

Субсидии на внедрение стандартов 55,5 0,1% 40,0

ИТОГО 44 891,7 100% 68 714,6

Источник: МСХ РК

Проведя анализ, выше сказанное сельхоз предприятия нуждается в усилении финансовой государственной поддержки. Также государством необходимо внести предложения по совершенствованию методов и порядка государственной финансовой поддержки с учетом производства и соблюдения технологии производства высококлассной сельскохозяйственной продукции[3].

В 2010 году окончила свою работу «Государственная программа развития сельских территорий Республики Казахстан на 2004-2010 гг.». По данным программы, основной упор программы был сделан на:

— разработку мероприятий по развитию экономической деятельности;

— ремонт и реконструкцию объектов социальной и инженерной инфраструктуры;

— организации мониторинга социально-экономического развитие и экономической безопасности сельских территорий;

— оценку земельных ресурсов; разработку нормативов и стандартов обеспеченности жителей сельхоз районов услугами социальной и инженерной инфраструктуры;

— реализацию программ по переселения сельских жителей; определение модели эффективного сельского расселения и проведение мероприятий по ее реализации.

В целях повышения предпринимательских способностей, увеличения доходов, снижения уровня бедности и развития индивидуального и семейного предпринимательства с 2005 года проводится республиканская бюджетная программа микро кредитования сельского населения. В первый год ее реализации из республиканского бюджета были выделены и освоены средства в сумме 100 млн. долларов. В 2006 году на эти же цели выделено 200 млн. долларов, в 2007 году — 250 млн. долларов, а в 2008 году было выделено 310 млн. долларов.

В течение трех лет с 2006 по 2008 годы выдано более 39000 заемных средств, в том числе более 12000 заемных средств крестьянским хозяйствам, имеющим доходы ниже прожиточного минимума, а также около 27000 заемных средств кредитов крестьянским хозяйствам, имеющим средний уровень доходов.

Проведение мероприятий по подачи воды, что позволило подать качественную питьевую воду и улучшить водоснабжение в 70 населенных пунктов Казахстана, на селе введено почти 250 тыс. кв. метров жилья. Так же было направлено 3,5 млрд. долларов на развитие инженерной инфраструктуры села. На развитие транспортно-дорожной отрасли было затрачено около 70 млн. долларов. Электро-поставляющие компаниями были проведены работы по ремонту и реконструкции объектов энергоснабжения в сельской местности на общую сумму 6 млн. долларов.

Данные средства, инвестированные в инфраструктуру сельских районов должны положительно сказаться на сельскохозяйственных работах. Так как в Казахстане наибольшая часть выращиваемой продукции отрасли растениеводства находится в сельских районах, все проведенные работы по постройке и модернизации инфраструктуры положительно повлияют на отрасль. Что положительно сказывается, а именно для некоторых регионов практически пропадет проблема с затратами на перевозку урожая, а для других — увеличится возможность для переработки больших объемов продукции.

Недавно так же стартовали 2 государственные бюджетные программы, направленные на субсидирование сельского хозяйства.

Первая программа «Субсидирование систем управления производством сельскохозяйственной продукции»;

Основной задачей данной программы является частичное возмещение стоимости услуг по разработке, внедрению и сертификации систем менеджмента качества и безопасности продукции на базе международных стандартов предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции ISO.

В 2009 году на реализацию данной программы из республиканского бюджета было выделено 40,0 млн. тенге, из них освоено 33, 7 млн. тенге, или 84,3%. На протяжении 2009 года было проведено 6 конкурсов, в которых приняло участие 65 предприятий агропромышленного комплекса, где с сорока трех из них была предоставлена возможность заключения договора о субсидирование. В рамках реализации данной бюджетной программы за счет бюджетных субсидий систему менеджмента качества, основанную на международных стандартах ISO и HASSP, внедрили 342 предприятия отрасли, на стадии разработки и подготовки производства к внедрению стандартов менеджмента качества 68 предприятий.

Вторая программа «Субсидирование ставки вознаграждения (интереса) по кредитам, выдаваемым финансовыми институтами предприятиям по переработке сельскохозяйственной продукции на пополнение их основных и оборотных средств, по лизингу оборудования»;

В 2009 году на реализацию программы было выделено из средств республиканского бюджета 2 300,0 млн. тенге, освоено 2 299, 9 млн. тенге или почти 100,0%. В течение 2009 года было положительно рассмотрено из 323 заявок 265. Всего субсидии получили 171 сельхоз предприятие. По сравнению с 2008 годом доля предприятий, получивших субсидии увеличилась на 1,4%. В реализации данной программы участвовали предприятия из 12 различных подотраслей, в том числе: 77 предприятия по переработке зерновых культур; 25 — по переработке мяса; 23 — по переработке молока; 16 — по производству масложировой продукции; по 7 предприятий, занимающиеся переработкой плодов, ягод и овощей и производством хлеба и хлебобулочных изделий; по 4 предприятия, занимающиеся производством мяса птицы и кондитерских изделий; 2 предприятия — выпускающие рыбную продукцию; по 1 предприятию, производящие соки и комбикорма. В среднем доля субсидирования по всем кредитам в течение всего финансового года составила около 50%, то есть почти половина всех затрат, понесенные предприятием по

уплате вознаграждения по кредиту, была выплачена за счет бюджетных средств.

Кроме того, в 2010 году началась «Программа по развитию АПК Казахстана 2010- 2014гг.», направленная на улучшение состояния сельского хозяйства. Основной упор данной программы запланирован на химизацию земледелия, что подразумевает применение минеральных удобрений, химических средств борьбы с сорняками и вредителями. Так по итогам 2009 года на полях было использовано 10 % от потребности минеральных удобрений. Зарубежный опыт показывает, что с применением химизации земледелия среднюю урожайность зерновых культур на севере Казахстана с 1012 центнеров с гектара можно поднять до 15-17 центнеров или на 40%.

Планируется, что к нынешнему году объемы государственного финансирования Агропромышленного комплекса достигнут 2,1 млрд. долларов США в год. В 2010 году на реализацию мер отраслевой программы из средств республиканского бюджета выделяется 1 млрд. долларов США[4].

Важным аспектом усиления инновации является расширение ее финансирования, том числе путем усиления вклада частных предприятий. Опыт зарубежных стран показывает, что для этого необходима, чтобы финансовая поддержка государства дополнялась налоговыми льготами для инвестиций частных предприятий в данную сферу. Таким образом, требуются налоговые льготы на проведение научных исследований, опытно-конструкторских работ, внедрение отечественных технологий.

Научными исследованиями рассматриваются приоритетные направления развития в отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности, механизации сельского хозяйства, экономики агропромышленного комплекса и развития сельских территорий.

Исходя из целей инновационного развития агропромышленного комплекса, инновационная политика в сельском хозяйстве должна основываться на:

— выбор и реализации простых инноваций, оказывающих большое влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции;

— прогнозах стратегически важных направлений производственного освоения научно-технических достижений в отраслях агропромышленного комплекса на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу;

— создания экономических и правовых направлений инновационной политики, совершенствования налогового законодательства;

— создания системы поддержки инновационной деятельности;

— развития инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационно-консультационного обеспечения товаропроизводителей, подготовки кадров, поддержку и развитие научно-технического потенциала;

— содействия развитию малого инновационного предпринимательства.

Мировой опыт научно-технического прогресса в сельском хозяйстве дает

картину, что отрасль располагает значительным и важным инновационным потенциалом, обладает большой возможностью распространения инноваций при условии достаточного инвестирования и эффективной организации.

Государственная поддержка инновационной деятельности в Казахстане направлена на развитие инновационного потенциала страны; увеличение доли высокотехнологичной продукции в структуре ВВП; содействие переходу экономики Республики Казахстан на путь инновационного развития, основанного на внедрении и использовании новых технологий.

1. Анализ отрасли растениеводства Аналитическая служба Рейтингового Агентства РФЦА, Алматы 2013 г.

2. Послание Президента Н. Назарбаева народу Казахстана Казахстанский путь — 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее от 17 января 2014 г.

3. Программы по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2010 — 2014 годы, Астана 2013 г.

4. Статистический сборник «Инвестиционная деятельность в Республике Казахстан ». — 2010.

1. Industry Analysis of Plant Analytical Service Rating Agency RFCA Almaty

2. Message of President Nursultan Nazarbaev of Kazakhstan Kazakhstan Way — 2050: The overarching goal, common interests, common future on January 17, 2014

3. Program for the development of agriculture in the Republic of Kazakhstan for 2010 — 2014 years, Astana 2013

4. Statistical Bulletin «Investment activity in the Republic of Kazakhstan.» —

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Жукенов Батырхан Магауиевич, докторант PhD

Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза ул. Академическая, 9, г. Караганда, 100009, Республика Казахстан red52859@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Zhukenov Batyrkhan Magauievich, PhD student

Karaganda Economic University of Kazpotrebsoyz 9, Akademicheskaya str., Karaganda, 100009, Republic of Kazakhstan red52859@mail. ru

Источник https://articlekz.com/article/13865

Источник https://be5.biz/ekonomika1/r2012/1365.htm

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/investitsii-kak-metod-innovatsionnogo-razvitiya-agropromyshlennogo-kompleksa-respubliki-kazahstan

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *