Привлечение инвестиций в развитие муниципального образования — Управление социально-экономическими портфелями программ и проектов организации

 

Инвестиционная деятельность в муниципальном образовании

Реализация планов социально-экономического развития муниципальных образований, а также отдельных целевых программ требует привлечения инвестиций. Муниципальная власть заинтересована в привлечении инвестиций на свою территорию. Кроме решения конкретных задач каждого инвестиционного проекта, инвестиции обеспечивают занятость населения и пополнение местного бюджета. Деятельность органов местного самоуправления по привлечению и наиболее эффективному использованию средств, вкладываемых на территории муниципального образования, составляет суть муниципальной инвестиционной политики.

Под инвестициями понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество и права, имеющие денежную оценку и вкладываемые в целях получения прибыли или иного полезного эффекта. Под инвестиционной деятельностью понимается вложение средств (инвестирование) и практические действия по их использованию.

Законодательную базу инвестиционной деятельности в РФ составляют Федеральные законы «О бюджете развития Российской Федерации», «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Для привлечения инвестиций на территорию муниципального образования необходимы как объективные, так и субъективные условия и предпосылки. К объективным относятся реальные экономико-географические и иные факторы, связанные с расположением территории. Они составляют инвестиционный потенциал данной территории и могут представлять интерес для инвесторов. К субъективным факторам такого рода относится деятельность муниципальной власти по раскрытию этого потенциала и привлечению инвестиций на свою территорию.

Инвестиционный потенциал территории складывается из ряда факторов (рис.)

| Выгодное | | Транспортная | | Наличие достаточных|

| географическое | | доступность | | и эффективных |

| положение | | | | природных ресурсов |

| окружающей среды +—+ Инвестиционный +—+ кадров |

| рабочей силы | +-+——+——+-+ | проектная, |

| Уровень качества || Емкость || Другие |

| жизни населения ||потребительского рынка|| факторы |

Рис. Инвестиционный потенциал территории муниципального образования

Инвесторы, занимающиеся поиском места размещения своего бизнеса, всегда тщательно изучают инвестиционный потенциал территории, но прежде всего его должна хорошо изучить и представлять инвесторам сама муниципальная власть. Для этого она должна знать, в каком направлении будет развиваться экономика муниципального образования, т.е. иметь стратегический план развития.

Субъективные условия и предпосылки привлечения инвестиций на территорию муниципального образования связаны с регулирующей деятельностью органов местного самоуправления. Здесь могут иметь место две ситуации.

В первом случае, когда в качестве инвесторов выступают организации немуниципальной формы собственности, роль органов местного самоуправления сводится к созданию благоприятных условий для инвестиционной деятельности.

Это предполагает:

— исследование инвестиционного потенциала территории муниципального образования и представление его результатов потенциальным инвесторам, или маркетинг территории (подробнее об этом см. ниже);

— выделение земельных участков для строительства, обеспечение возможности подключения к инженерным и транспортным коммуникациям, а для жилищного строительства — предоставление инфраструктурно подготовленных площадок;

— экспертиза и согласование проектной документации на строительство с точки зрения интересов местного сообщества;

— установление льгот по уплате местных налогов, льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;

— защиту интересов инвесторов;

— расширение использования средств населения и иных внебюджетных источников для финансирования жилищного и социально-культурного строительства.

Во втором случае органы местного самоуправления напрямую участвуют в инвестиционной деятельности.

Наряду с перечисленными мерами по созданию благоприятных условий для инвестирования, такое участие предполагает:

— использование средств местных бюджетов для полного или частичного финансирования инвестиционных проектов;

— разработку и утверждение инвестиционных проектов, осуществляемых за счет или с участием бюджетных средств;

— привлечение для инвестиционной деятельности кредитных ресурсов путем выпуска муниципальных займов (подробнее об этом см. ниже);

— проведение конкурсов исполнителей, экспертизы и отбора инвестиционных проектов.

Контроль целевого и эффективного использования средств местных бюджетов, направляемых на капитальные вложения, осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

Важным направлением инвестиционной политики органов местного самоуправления является работа по включению инвестиционных проектов, необходимых для жизнеобеспечения муниципального образования, в федеральные и региональные инвестиционные программы. Эта работа особенно актуальна для таких сфер, как снос ветхого жилья, коммунальная энергетика, социальная сфера и т.п. Как правило, мероприятия федеральных и региональных программ финансируются из бюджетов нескольких уровней на основе долевого участия. При участии органов местного самоуправления в финансировании инвестиционных проектов на уровне всей страны или субъектов РФ их разработка и утверждение согласовываются с органами местного самоуправления.

Случаи, когда внешний инвестор полностью финансирует инвестиционный проект, редки. Чаще всего определенную долю инвестиционных расходов, в основном в объекты инфраструктуры, приходится оплачивать муниципальному образованию. Существуют также программные мероприятия (в основном социального назначения), непривлекательные для внешних инвесторов. Финансировать их приходится за счет средств местного бюджета. В связи с этим возникает проблема поиска дополнительных источников.

Основным способом привлечения финансовых ресурсов для инвестирования подобных программных мероприятий являются муниципальные займы. Федеральный закон 2003 года предоставляет муниципальным образованиям право на привлечение заемных средств, в том числе за счет выпуска ценных бумаг, в порядке, установленном представительным органом муниципального образования в соответствии с действующим законодательством.

Алгоритм выпуска муниципального займа включает ряд этапов.

| Подготовка обоснования целесообразности выпуска займа, |

| его условий, проведение организационных мероприятий |

| по подготовке к выпуску займа |

| Утверждение представительным органом местного |

| самоуправления нормативных документов по выпуску, |

| условиям погашения и гарантиям по займу |

| Выбор уполномоченного банка по обслуживанию займа |

| Подготовка проспекта эмиссии займа и его регистрация |

| в Минфине России |

| Утверждение главой администрации муниципального |

| образования официального текста проспекта эмиссии |

| Формирование залогового фонда для обеспечения гарантий |

| займа (в тех случаях, когда заем должен быть обеспечен |

| не только местным бюджетом, но и иными активами |

| муниципального образования) и фонда обслуживания |

| текущих платежей по займу |

| Организация размещения займа |

Рис. Алгоритм выпуска муниципального займа

Специфика муниципальных займов состоит в том, что их цель — решение местных проблем — существенно отличается от целей других эмитентов. Основные держатели муниципальных облигаций и жилищных сертификатов (жители муниципального образования, а также расположенные на его территории предприятия и учреждения) заинтересованы именно в решении проблем, ради которых выпускаются займы, а не в получении дивидендов по займу. Они должны быть готовы получить часть своей прибыли не деньгами, а иным способом, например квартирами или объектами муниципальной инфраструктуры, которыми они в дальнейшем будут пользоваться. Муниципальный заем в этом смысле мало привлекателен для внешних инвесторов.

Для организации размещения займа привлекается специальная организация или банк. Не менее сложной процедурой является управление займом в процессе его исполнения, обеспечение координации взаимодействия участников, мониторинг, своевременное предотвращение рисков. От уровня выполнения этой работы будет зависеть конечный результат.

Отбор инвестиционных проектов

С вопросом привлечения средств тесно связан вопрос отбора наиболее эффективных инвестиционных предложений. Если инвестор сам исполняет свой проект, такой проблемы не возникает. Однако, когда инвесторов много, в роли распорядителя средств муниципального бюджета, включая заемные, выступает местная администрация.

Порядок размещения на конкурсной основе средств местных бюджетов и заемных средств для финансирования инвестиционных проектов утверждается представительным органом муниципального образования. При участии органов местного самоуправления в финансировании инвестиционных проектов, осуществляемых федеральными органами государственной власти и субъектами РФ, их разработка и утверждение осуществляются по согласованию с органами местного самоуправления.

Последние гарантируют всем субъектам инвестиционной деятельности равные права при осуществлении инвестиционной деятельности и гласность при обсуждении инвестиционных проектов. Однако, выбирая исполнителей, муниципальная власть должна учитывать определенные требования к инвесторам, претендующим на получение муниципальных инвестиций, и к победителям конкурсов инвестиционных проектов (рис. 7.5.5).

| Требования к инвесторам |

| Требования к претендентам | | Критерии отбора |

| на получение муниципальных | | инвестиционных проектов |

|| Ведение реестра | ++ стратегическим направлениям |

++ акционеров независимым | || развития муниципального |

|| Наличие у претендентов | || Значимость проекта для |

++ бизнес-планов | ++решения задач, предусмотренных|

|| на перспективу | || федеральными и региональными |

++стандарты ведения бухучета| ++ Возможность сохранения или |

|| Сохранение и развитие научно-|

Рис. Требования к инвесторам

Бизнес-планы претендентов на реализацию проекта должны быть подвергнуты всесторонней экспертизе, по результатам которой принимается решение о допуске проекта к конкурсу на получение муниципальных инвестиций. Конкурс проводится после проведения экспертизы.

С его победителем заключается договор о предоставлении заемных средств на возвратной и платной основах. Возврат и уплата процентов за полученные бюджетные средства должны иметь надлежащее обеспечение. В этом качестве могут выступать: залог ликвидного имущества, гарантия банка, поручительство третьих лиц, обладающих необходимыми денежными средствами или ликвидным имуществом.

Бизнес-план заемщика по реализации инвестиционного проекта прилагается к договору и подписывается обеими сторонами. Финансирование инвестиционных проектов начинается после официального решения о включении их в перечень муниципальных инвестиционных программ.

Привлечение инвестиций в развитие муниципального образования

Реализация планов СЭР муниципального образования, а также отдельных целевых программ требует привлечения инвестиций.

Муниципальная власть заинтересована в привлечении инвестиций на свою территорию. Кроме решения конкретных задач каждого инвестиционного проекта, инвестиции обеспечивают занятость населения и пополнение местного бюджета. Деятельность органов местного самоуправления по привлечению и наиболее эффективному использованию средств, вкладываемых на территории МО, составляет суть муниципальной инвестиционной политики.

Под инвестициями понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество и права, имеющие денежную оценку и вкладываемые в целях получения прибыли или иного полезного эффекта. Под инвестиционной деятельностью понимается вложение средств и практические действия по их использованию.

Законодательную базу инвестиционной деятельности в РФ составляют Федеральные законы «О бюджете развития Российской Федерации», «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Различают два вида инвестиций — в форме капитальных вложений, обеспечивающих воспроизводство основных средств, и портфельные, обеспечивающие воспроизводство финансовых средств. Для МО основную роль играют капитальные вложения — затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих объектов, приобретение оборудования и т.д.

Для привлечения инвестиций на территорию МО необходимы как объективные, так и субъективные условия и предпосылки. К объективным относятся реальные экономико-географические и иные факторы, связанные с расположением территории. Они составляют инвестиционный потенциал данной территории и могут представлять интерес для инвесторов. К субъективным факторам такого рода относится деятельность муниципальной власти по раскрытию этого потенциала и привлечению инвестиций на свою территорию.

Инвесторы, занимающиеся поиском места размещения своего бизнеса, всегда тщательно изучают инвестиционный потенциал территории, но прежде всего его должна хорошо изучить и представлять инвесторам сама муниципальная власть. Для этого она должна знать, в каком направлении будет развиваться экономика МО, т.е. иметь стратегический план развития.

Субъективные условия и предпосылки привлечения инвестиций на территорию МО связаны с регулирующей деятельностью органов местного самоуправления. Здесь могут иметь место две ситуации.

В первом случае, когда в качестве инвесторов выступают организации немуниципальной формы собственности, роль органов местного самоуправления сводится к созданию благоприятных условий для инвестиционной деятельности. Это предполагает:

— исследование инвестиционного потенциала территории МО и представление его результатов потенциальным инвесторам, или маркетинг территории;

  • — выделение земельных участков для строительства, обеспечение возможности подключения к инженерным и транспортным коммуникациям, а для жилищного строительства -предоставление инфраструктурно -подготовленных площадок;
  • -экспертиза и согласование проектной документации на строительство с точки зрения интересов местного сообщества;
  • -установление льгот по уплате местных налогов, льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;
  • — защиту интересов инвесторов;
  • — расширение использования средств населения и иных внебюджетных источников для финансирования жилищного и социально-культурного строительства.

Во втором случае органы местного самоуправления напрямую участвуют в инвестиционной деятельности. Наряду с перечисленными мерами по созданию благоприятных условий для инвестирования, такое участие предполагает:

  • — использование средств местных бюджетов для полного или частичного финансирования инвестиционных проектов;
  • — разработку и утверждение инвестиционных проектов, осуществляемых за счет или с участием бюджетных средств;
  • — привлечение для инвестиционной деятельности кредитных ресурсов путем выпуска муниципальных займов;
  • — проведение конкурсов исполнителей, экспертизы и отбора инвестиционных проектов.

Контроль целевого и эффективного использования средств местных бюджетов, направляемых на капитальные вложения, осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

Важным направлением инвестиционной политики органов местного самоуправления является работа по включению инвестиционных проектов, необходимых для жизнеобеспечения МО, в федеральные и региональные инвестиционные программы. Эта работа особенно актуальна для таких сфер, как снос ветхого жилья, коммунальная энергетика, социальная сфера и т.п. Как правило, мероприятия федеральных и региональных программ финансируются из бюджетов нескольких уровней на основе долевого участия. При участии органов местного самоуправления в финансировании инвестиционных проектов на уровне всей страны или субъектов РФ их разработка и утверждение согласовываются с органами местного самоуправления.

Маркетинг территории МО является необходимым условием для привлечения инвестиций в развитие территории.

В основе инвестиционной составляющей маркетинга территории муниципального образования, лежат четыре компонента — продукт, цена, позиционирование, продвижение.

Применение этого подхода к привлечению инвестиций на территорию муниципального образования характеризуется следующими особенностями.

Маркетинговым продуктом в муниципальном образовании является его инвестиционный потенциал. Цена продукта определяется с учетом того, что в стоимости каждого инвестиционного проекта есть две составляющих: одна зависит от технологических характеристик самого объекта строительства, другая — от условий его размещения. Именно вторая составляющая определяется условиями конкретного МО. Она включает в себя: транспортные расходы, расходы, связанные с выбором и подготовкой площадки, стоимость местных строительных материалов, стоимость и время оформления необходимых документов, доступность и своевременность получения достоверной информации. Муниципальная власть должна искать пути снижения расходов возможных инвесторов, связанных с использованием территории.

Для потенциальных инвесторов важно знать, какие товары или услуги выгоднее всего производить на той или иной территории.

Им необходима информация о потребительском рынке и уровне производства, которая будет формировать интерес к территории.

Для маркетинга территории это означает проведение эффективной рекламной кампании, чтобы как можно лучше использовать имеющиеся возможности в целях привлечения инвесторов. С этой целью необходимо определить каналы продвижения информации, определить формы и объемы предоставляемой информации, определить степень ее воздействия на инвесторов и вносить своевременные изменения.

Одним из направлений привлечения инвесторов могут стать:

  • — объекты незавершенного строительства;
  • -высвобождающиеся в результате сокращения производства здания цехов и промышленных предприятий с транспортными подходами и инженерной инфраструктурой;
  • — использование ноу-хау мирового уровня.

Для реализации целей маркетинга территории необходимы муниципальные займы. Федеральный закон 2003 года предоставляет МО право на привлечение заемных средств, в том числе за счет выпуска ценных бумаг, в порядке, установленном представительным органом МО в соответствии с действующим законодательством.

Для организации размещения займа привлекается специальная организация или банк. Не менее сложной процедурой является управление займом в процессе его исполнения, обеспечение координации взаимодействия участников, мониторинг, своевременное предотвращение рисков. От уровня выполнения этой работы будет зависеть конечный результат.

Бизнес-план заемщика по реализации инвестиционного проекта прилагается к договору и подписывается обеими сторонами. Финансирование инвестиционных проектов начинается после официального решения о включении их в перечень муниципальных программ.

Методы и инструменты активизации инвестиционных процессов в муниципальном образовании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ / АКТИВИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ / INVESTMENT / INVESTMENT PROCESSES / INVESTMENT ATTRACTION / ACTIVIZATION OF THE INVESTMENT PROCESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подолякин Олег Валерьевич, Маковеев Виталий Николаевич

В статье рассматриваются различные методы привлечения инвестиций на уровне муниципального образования. Проведен анализ инвестиционной деятельности и в рамках рассмотренных методов предложены инструменты, позволяющие активизировать инвестиционные процессы в г. Вологде.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Подолякин Олег Валерьевич, Маковеев Виталий Николаевич

Эффективность работы органов местного самоуправления – основа формирования инвестиционного климата в муниципальном образовании

METHODS AND TOOLS FOR INVESTMENT PROCESSES ACTIVIZATION IN MUNICIPALITIES

The article discusses the various methods of attracting investment to the level of the municipality. The analysis of investment activities in the framework of these methods offer a tool, allows one to step up in investment processes in the city of Vologda.

Текст научной работы на тему «Методы и инструменты активизации инвестиционных процессов в муниципальном образовании»

МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ АКТИВИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Подолякин Олег Валерьевич,

кандидат экономических наук, научный сотрудник Маковеев Виталий Николаевич,

младший научный сотрудник, аспирант 2 курса

Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук, г. Вологда, Россия podolyakin_ov@mail. ru, makoveevVN@mail. ru

В статье рассматриваются различные методы привлечения инвестиций на уровне муниципального образования. Проведен анализ инвестиционной деятельности и в рамках рассмотренных методов предложены инструменты, позволяющие активизировать инвестиционные процессы в г. Вологде.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционные процессы, привлечение инвестиций, активизация инвестиционных процессов.

METHODS AND TOOLS FOR INVESTMENT PROCESSES ACTIVIZATION IN MUNICIPALITIES

candidate of economic sciences, research officer Vitaly Makoveev,

junior research fellow, 2nd year postgraduate student

Institute of socio-economic development of the Academy of Sciences,

Vologda, Russia podolyakin_ov@mail. ru, makoveevVN@mail. ru

The article discusses the various methods of attracting investment to the level of the municipality. The analysis of investment activities in the framework of these methods offer a tool, allows one to step up in investment processes in the city of Vologda.

Keywords: investment, investment processes, investment attraction, activization of the investment processes.

Устойчивое развитие российской экономики, в том числе на муниципальном уровне, невозможно без активизации инвестиционных процессов и роста объемов инвестиций в реальный сектор экономики. В свою очередь, эффективность указанных процессов во многом определяется регуляторными и системными условиями их функционирования, методами организации и управления.

Как показывает международный опыт и российская практика создания благоприятного инвестиционного климата, значительная часть этих вопросов решается на муниципальном уровне и эффективность усилий местной администрации может иметь решающее значение при выборе инвесторами места размещения своих производств и реализации иных прямых инвестиций.

В этих условиях становится очевидной необходимость использовать весь арсенал методов стимулирования инвестиционной деятельности, а также поиска новых подходов к управлению инвестиционными процессами на уровне муниципального образования.

Метод управления инвестиционной деятельностью — это совокупность приемов и способов воздействия местных органов власти на инвестиционный процесс на территории муниципального образования для достижения целей его комплексного социально-экономического развития [1].

В современной литературе, посвященной регулированию инвестиционного процесса, существует большое количество самых разнообразных признаков, которые могут быть положены в основу классификации методов управления инвестиционной деятельностью. На наш взгляд, наиболее важными признаками

являются: характер управленческих воздействий и виды используемых регули-

рующих инструментов (см. рисунок).

Систематизация методов управления инвестиционной деятельностью на уровне

По характеру управленческого воздействия выделяют методы прямого и косвенного воздействия.

Суть методов прямого воздействия заключается в таком управлении инвестиционным процессом, при котором органы местной власти, используя принадлежащие им объекты и ресурсы, напрямую стимулируют или ограничивают инвестиционную деятельность на территории муниципального образования. Преимущества данных методов состоят в оперативности их применения и жесткой правовой регламентации [1].

К прямым методам управления инвестиционной деятельностью относят:

— формирование структуры доходов и расходов местного бюджета;

— определение состава, ставок, порядка и сроков уплаты налогов, зачисляемых в местный бюджет;

— выпуск муниципальных ценных бумаг;

— регулирование цен и тарифов и т. д.

Методы косвенного воздействия предполагают опосредованное управление инвестиционным процессом путем создания условий и мотиваций хозяйствующих субъектов системы инвестиционной деятельности муниципального образования для привлечения их ресурсов к решению задач территориального развития [2]. Преимущества данных методов заключаются в создании мотиваций, при которых частные интересы будут полностью или частично совпадать с интересами местного сообщества.

К косвенным методам управления инвестиционной деятельностью относят:

— предоставление бюджетных субсидий на развитие социально значимых объектов;

— бюджетные гарантии частным инвесторам;

— развитие конкурентной среды;

— предоставление льгот в области внешних экономических связей и др.

На наш взгляд, оптимальным является гибкое и сбалансированное сочетание прямых и косвенных методов управления инвестиционной деятельностью. Набор методов управления инвестиционной деятельностью необходимо формировать с учетом социально-экономических особенностей конкретного муниципального образования.

В рамках каждого метода управления инвестиционной деятельностью предполагается использование различного набора инструментов. По виду используемых регулирующих инструментов различают методы: административные, экономические, институциональные, информационные.

Административные (правовые) методы — это совокупность приемов и способов прямого воздействия на функционирование хозяйствующих субъектов, участвующих в инвестиционном процессе, с целью реализации приоритетов инвестиционной стратегии муниципального образования. Административные методы отличает от других четкая адресность директив, обязательность выпол-

нения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение условий осуществления инвестиционной деятельности на территории муниципального образования и влечет за собой определенные взыскания [3].

В управлении инвестиционным процессом возможны три формы проявления административных методов [3]:

• обязательное предписание (закон, положение, приказ, запрет и т. п.);

• согласительные (договор о сотрудничестве, консультация, компромисс);

• рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение).

В целях создания благоприятной административной среды для привлечения инвестиций, целесообразно:

— организовать регулярный рабочий диалог инвесторов с первыми лицами в руководстве муниципального образования, оперативное реагирование муниципальной власти на проблемы, возникающие у инвесторов, и практическая помощь в их решении;

— снизить административные барьеры (сертификацию и стандартизацию продукции, налоговый режим, государственную регистрацию субъектов малого и среднего предпринимательства, лицензирование отдельных видов деятельности и т. д.).

Экономические методы представляют собой управленческое воздействие на экономические интересы субъектов инвестиционной деятельности, выступающих в роли владельцев, распорядителей или пользователей инвестиционных ресурсов. Данные методы предоставляют свободу экономического выбора хозяйствующим субъектам и позволяют согласовывать частные интересы с интересами местного сообщества.

Экономические методы включают в себя:

— освобождение инвесторов от части налогов. На начальном этапе происходит определенная потеря средств, но идет создание дополнительных рабочих

мест, наращивание объемов выпуска продукции, интенсификация хозяйственной деятельности. После завершения срока окупаемости налоговые льготы перестают действовать, и в местные бюджеты начинают поступать налоги. Таким путем идут многие зарубежные страны;

— гарантирование инвестиций на уровне местных нормативных актов. С целью снижения инвестиционного риска вводится правило о неухудшении стартовых условий инвестора, закрепленных с ним в договоре, если в течение определенного периода принимаются федеральные законы, деформирующие налоговый климат — местные власти берут на себя обязательства компенсировать ухудшение стартовых условий за счет местного бюджета. Вводится практика особых инвестиционных контрактов, позволяющих передавать в собственность инвестору недвижимость по частям, по мере выполнения графика инвестирования;

— с целью повышения инвестиционной привлекательности предполагается принятие местных нормативных актов по регулированию рынков недвижимости, передачи прав на земельные участки на ранних стадиях инвестиционного цикла;

— создание специального гарантийного муниципального фонда или системы предоставления гарантий;

— участие инвесторов в приватизации местных предприятий;

— заключение инвестиционных договоров в области недвижимости, предусматривающих долевое распределение площадей реконструированных зданий между местными властями и инвесторами;

— кредитование инвестиционных проектов;

— льготы по бюджетным платежам.

В числе основных финансовых механизмов привлечения инвестиций — оптимизация налоговой нагрузки, предоставление налоговых льгот. Расширение доступа предприятий к финансовым ресурсам через предоставление муниципальных гарантий. Разработка моделей финансирования инвестиционных про-

ектов в муниципальном образовании с учетом специфики конкретного инвестиционного проекта, определение пропорций и оптимального сочетания различных источников финансирования.

Институциональные методы управления заключаются в создании и развитии ряда институтов, необходимых для функционирования субъектов системы инвестиционной деятельности муниципального образования при соблюдении баланса интересов всех субъектов.

К институциональным методам управления относятся:

— создание подразделений администрации муниципального образования, осуществляющих мониторинг социально-экономического развития территории, прогнозирование, а также разработку концепции городской инвестиционной политики;

— создание координирующего, межведомственного органа в области инвестиций, например агентства инвестиционного развития для выработки рекомендаций органам власти в формировании и реализации инвестиционной политики города, учета интереса крупнейших инвесторов и потребителей инвестиций;

— формирование инфраструктуры инвестиционного рынка на уровне муниципального образования: муниципальных инвестиционных фондов, венчурных, страховых, аудиторских, лизинговых и консалтинговых компаний при участии администрации.

Создание подготовленной для инвестиций инфраструктуры целесообразно ориентировать на реальные нужды и потребности инвестора. Практика показывает, что крупными инвесторами наиболее востребованы готовые «промышленные площадки», а малому и среднему бизнесу нужны индустриальные парки. Наиболее эффективны эти меры, когда они реализуются на основе частной инициативы, стимулируемой местной властью. Например, действенной мерой является предоставление частным операторам индустриальных парков вознаграждения, размер которого зависит от суммы налогов, фактически уплаченных

в бюджет города привлеченными инвесторами — резидентами индустриального парка.

Создание индустриальных парков и технопарков. Как показывает практика, частные индустриальные парки и технопарки, как правило, более успешны, чем государственные, но есть и исключения. Лучшим подходом муниципальных властей здесь является создание благоприятных условий для развития частных парков, что включает в себя меры поддержки девелоперов, по инициативе которых создаются парки:

— максимальное сокращение сроков начала бизнеса;

— комфортная административная среда;

— помощь в финансировании инвестиционных проектов;

— благоприятный налоговый режим.

Развитие такого рода частных промышленных парков является мощным фактором улучшения инвестиционного климата, так как предприниматели, владеющие ими, успешны ровно настолько, насколько велико число привлеченных ими инвесторов-резидентов. Комплексность и последовательность при реализации указанных мер обеспечивает мощный синергетический эффект, качественно улучшающий инвестиционный климат муниципального образования, обеспечивающий кардинальный рост прямых инвестиций, масштабное создание новых высокопроизводительных рабочих мест, модернизацию экономики, рост доходов государственного бюджета.

Создание готовых «промышленных площадок», обеспечивающих для инвестора доступность земли и инфраструктуры, включает в себя:

— проведение за счет муниципального образования комплекса землеустроительных работ;

— постановку земельного участка на государственный кадастровый учет;

— подведение к земельному участку дорог и всей необходимой инфраструктуры;

— льготное подключение к коммуникациям;

— создание реестра инвестиционных площадок, располагающихся на территории муниципального образования и его публикация на официальном сайте города.

Эта практика наиболее актуальна для крупных инвесторов. При этом создание «промышленных площадок» успешно в случае их формирования не только на основе представлений администрации, но и исходя из потребностей инвесторов, в регулярном диалоге с ними. В противном случае, «промышленные площадки» могут быть не востребованы.

Информационные методы — это представление информации в Интернете, на телевидении, печатных СМИ; развитие информационных и рекламных агентств, выставочных, демонстрационных центров, способствующих продвижению информации о городе и привлечению инвестиций на территорию муниципального образования и т. п.

На сегодняшний день создание инвестиционных порталов является актуальным. Примерами могут служить «Инвестиционный портал Крыловского района Краснодарского края» (www.investment.krilovskaya.ru) и «Путеводитель инвестора» (InvestinMoscow.ru).

Портал — это не простой информационный сайт, а комплекс информационных подсистем, обладающий следующими основными свойствами:

— единая точка доступа ко всей портальной и «внепортальной» информации;

— развитый функционал поиска и индексирования содержимого, в том числе — за пределами портала;

— продуманная и удобная система категоризации (классификации) портального содержимого;

— персонализация (личный кабинет), средства коллективного взаимодействия, агрегирования внешнего содержимого;

— сильные интерактивные возможности, например механизмы оповещения о событиях на портале;

— средства интеграции с внешними приложениями и хранилищами информации и документов.

Инвестиционный портал муниципального образования должен содержать информацию по следующим направлениям:

— прием и обработку заявок на включение в портфель местных инвестиционных проектов от субъектов бизнеса — юридических и физических лиц, общественных коммерческих и некоммерческих организаций, товариществ, партнерств и пр. осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования;

— анализ инвестиционной эффективности инвестиционного проекта по действующим методикам оценки, привлечение внешней экспертизы и информационных данных для комплексной оценки проекта на достаточность запрошенных инвестиций, достижимость заявленных целей, наличие требуемых объектов инфраструктуры и других ресурсов;

— информирование потенциальных инвесторов об имеющемся в муниципальном образовании портфеле инвестиционных проектов, заявок на проекты, ходе исполнения проектов;

— содействие покупке/продаже действующих предприятий малого и среднего бизнеса различных форм собственности, объективная оценка их текущей рыночной стоимости и переоформление прав;

— информирование об имеющихся в муниципальном образовании завершенных и незавершенных объектах инфраструктуры, свободных и занятых торговых площадях, технопарках, бизнес-инкубаторах, поставщиках строительных материалов, энергоресурсов, средств телекоммуникации, коммунальных и прочих вспомогательных услуг для ведения бизнеса;

— оказание государственных услуг инвесторам и получателям инвестиций по оформлению деловых сделок и других услуг, оказываемых органами местного самоуправления в сфере бизнеса.

Органам местного самоуправления целесообразно использовать рассмотренные выше группы методов в качестве взаимодополняющих. При выборе того или иного метода управления инвестиционной деятельностью необходимо учитывать специфику муниципального образования: географическое положение, социально-экономическую ситуацию, ресурсное обеспечение, экологическую составляющую и другие факторы.

Однако прежде, чем предлагать методы, позволяющие активизировать инвестиционные процессы в г. Вологде, оценим текущее состояние инвестиционной деятельности на его территории.

Анализ инвестиционной деятельности на территории Вологды, показывает, что общий объем инвестиций в экономику города в 2010 г. составил 13,5 млрд. рублей — 23% от общего объема инвестиций по Вологодской области (табл. 1). В сравнении с уровнем 2009 г. показатель увеличился в 2 раза.

Инвестиции в основной капитал, в ценах 2010 г. млрд.руб._______

Территория 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г. к 2007 г., в %

г. Вологда 8,6 10,2 6,9 13,5 157,0

г. Череповец 21,3 23,9 13,5 15,2 71,4

Область 90,9 78,1 55,5 57,1 62,8

Источник: Источник: Города и районы Вологодской области в цифрах: стат. сборник. — Вологда, 2011.- 196 с.

По относительному показателю — величине инвестиций на одного жителя -г. Вологда уступает г. Череповцу (на 12%) и области в целом (на 8%). Вместе с тем в Вологде за период 2007 — 2010 гг. данный показатель увеличился в 1,7 раза, тогда как в г. Череповце и области он снизился на 30% и 26%, соответственно (табл. 2).

Инвестиции в основной капитал на одного жителя, тыс. руб.

Территория 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г. к 2007 г., в %

г. Вологда 25,3 34,6 23,4 43,8 173,1

г. Череповец 72,1 79,8 45,6 49,8 69,1

Область 64,6 59,2 45,6 47,5 73,5

Источник: Источник: Города и районы Вологодской области в цифрах: стат. сборник. — Вологда, 2011.- 196 с.

Изменилась и структура инвестиции в основной капитал. Если в 2009 г. наибольший объем инвестиций был направлен в сектор производства электроэнергии, газа и воды, то в 2010 г. — в сектор строительства.

Основная масса инвестиционных проектов, реализуемых в 2010 г. на территории г. Вологды, осуществлялась за счет привлеченных средств (табл. 3). Их доля составила 66,6%, увеличившись за период с 2007 — 2010 г. на 10%. Также, за рассматриваемый период в структуре инвестиций в основной капитал увеличилась доля банковских кредитов и средств из федерального бюджета.

Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования (в процентах от объема инвестиций городов и районов области)

Территория Собственные средства Привле- ченные средства В том числе

Кредиты банков Бюджетные Из них бюджет

феде- ральный субъектов федерации

г. Вологда 43,6 56,4 15,8 13,1 5,5 7,5

г. Череповец 69,1 30,9 18,2 4,9 0,6 1,5

Вологодская область 34,2 65,8 11,4 6,3 1,8 3,1

г. Вологда 45,7 54,3 11,4 21,7 3,8 17,3

г. Череповец 80,3 19,7 1,9 7,0 0,6 3,2

Вологодская область 44,0 56,0 7,2 11,5 3,4 6,6

г. Вологда 43,8 56,2 4,6 14,1 2,9 8,3

г. Череповец 85,1 14,9 0,9 5,0 1,6 1,3

Вологодская область 36,7 63,3 9,2 10,2 5,5 3,6

г. Вологда 33,4 66,6 19,8 16,1 8,2 7,7

г. Череповец 81,6 18,4 0,04 8,8 0,1 4,4

Территория Собственные средства Привле- ченные средства В том числе

Кредиты банков Бюджетные Из них бюджет

феде- ральный субъектов федерации

Вологодская область 36,9 63,1 10,8 11,7 4,5 5,9

Источник: Инвестиции в основной капитал по городам и районам Вологодской области: стат. сборник. — Вологда, 2011.- 92 с.

Анализ распределения инвестиций в основной капитал по направлениям в соответствии с классификацией основных фондов свидетельствует, что основная их часть направлена на приобретение машин и оборудования (48%), а также на воспроизводство зданий (кроме жилых) и сооружений (36%), (табл. 4).

Структура инвестиций в основной капитал по видам основных средств (в % от общего объема инвестиций в основной капитал, за период 2007-2010 гг.)

Территория Жилища Здания (кроме жилых) и сооружения Машины, оборудование Прочие

г. Вологда 15,3 38,1 46,0 0,6

г. Череповец 10,7 36,3 52,9 0,1

Вологодская область 9,4 54,5 35,1 1,0

г. Вологда 12,9 42,6 43,7 0,8

г. Череповец 14,9 32,8 52,2 0,1

Вологодская область 11,1 52,5 35,3 1,1

г. Вологда 11,0 36,3 52,1 0,6

г. Череповец 11,0 32,4 56,4 0,2

Вологодская область 7,6 44,9 45,9 1,6

г. Вологда 8,0 36,0 54,9 1,1

г. Череповец 6,8 38,9 53,8 0,5

Вологодская область 8,4 43,8 46,1 1,7

Источник: Инвестиции в основной капитал по городам и районам Вологодской области: стат. сборник. — Вологда, 2011.- 92 с.

В 2010 г. инвестиции в жилища в целом снижались более высокими темпами относительно предыдущего года, что было обусловлено уменьшением валового располагаемого дохода и объемов кредитных ресурсов в секторе домашних хозяйств. Удельный вес инвестиций в жилища снизился до 8% (против 15% в 2007 г.) в общем объеме инвестиций.

За период с 2007 по 2010 г. по г. Вологде значительно вырос объем инвестиций на новое строительство и расширение объектов (в 3,3 раза), как и объем инвестиций на модернизацию и реконструкцию действующих объектов (табл.

Направления инвестиций в основной капитал, млрд. руб.__________

Территория 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г. к 2007 г., %

Новое строительство и расширение объектов

г. Вологда 2,3 3,2 2,9 5,2 в 2,3 раза

г. Череповец 10,3 9,6 6,3 6,9 67,0

Область 45,2 37,8 26,5 28,2 62,4

Модернизация и реконструкция действующих объектов

г. Вологда 1,2 1,6 1,5 3,2 в 2,7

г. Череповец 8,4 10,4 5,9 5,7 67,9

Область 16,2 17,3 17,5 16,9 104,3

Источник: Инвестиции в основной капитал по городам и районам Вологодской области: стат. сборник. — Вологда, 2011.- 92 с.

Таким образом, за 2007 — 2010 г. общий объем инвестиций в экономику г. Вологды увеличился на 57%. Однако объемы инвестиций все еще недостаточны для реализации целей социально-экономического развития города, обеспечения стабильного роста качества жизни горожан. Об этом свидетельствует необходимость наращивание темпов жилищного строительства, уменьшения количества безработных и снижение доли убыточных предприятий. Исходя из этого, необходима разработка методов, позволяющих активизировать инвестиционные процессы на территории г. Вологды.

В настоящее время в Вологде экономические методы привлечения инвестиций используются достаточно активно. В рамках долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2009 — 2012 годы» осуществляется выдача субсидий на создание собственного дела (грантовая поддержка), субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, субсидий некоммерческим организациям на обеспечение исполнения обязательств по договорам поручительства по кредитным договорам субъектов ма-

лого и среднего предпринимательства (Гарантийный фонд), субсидий на возмещение затрат по организации обучения созданию и ведению собственного дела, развивается система микрофинансирования.

Совместно с Европейским банком реконструкции и развития (далее -ЕБРР) продолжена реализация проектов «Модернизация систем водоснабжения и водоочистки города Вологды», «Развитие городской системы теплоснабжения города Вологды» [7].

Ведется работа по проекту «Вологодская муниципальная служба водоснабжения и водоотведения», главной задачей которого является кардинальная модернизация систем водоснабжения и водоочистки г. Вологды, решение проблемы достаточного обеспечения вологжан качественной водой.

Из средств гранта Фонда природоохранного партнерства «Северное измерение» (3,5 млн. евро и 1,5 млн. евро по дополнительному соглашению) реализуется проект реконструкции канализационных сооружений г. Вологды.

В январе 2010 года подписано Соглашение о намерениях по финансированию проекта «Модернизация системы теплоснабжения в городе Вологде» между ЕБРР, муниципальным образованием «Г ород Вологда» и МУП «Вологдагор-теплосеть» (сумма кредита — 467 млн. рублей) [8].

В рамках этого проекта Европейским банком реконструкции и развития привлечен грант Правительства Канады (200 тыс. евро) на разработку техникоэкономического обоснования (далее — ТЭО), в настоящее время разработка ТЭО завершена. Кроме того, освоены средства гранта ЕБРР в сумме 50 тыс. евро на аудит отчетности компании за 2009 год в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

Главным ограничителем емкости внутреннего рынка являются доходы населения и, соответственно, уровень его покупательной способности. Сегодня лишь пятая часть населения страны — активный участник потребительского рынка.

Как показывает статистика, более 60% инвесторов в государственные ценные бумаги в США, Германии, Японии — это высокооплачиваемые слои населения, вложившие таким образом средства через посредников, паевые, инвестиционные и пенсионные фонды, финансовые компании и банки . Опыт развитых стран позволяет сделать вывод, что экономика города не может развиваться без активного участия населения в инвестиционном процессе. Поэтому формирование эффективных инструментов привлечения средств населения в экономику муниципальных образований (банковских вкладов, строительства жилья, покупки и реконструкции домов, долевого участия в строительстве систем жилищно-коммунального хозяйства в районах индивидуальной застройки) является одним из основных путей стимулирования экономического развития города.

Средства, вложенные населением в строительство жилья, существенно превышают объем средств, вложенных населением в ценные бумаги. Жилищное строительство — одна из немногих отраслей, развивающаяся в настоящее время несмотря ни на какие экономические трудности. Инвестиции в эту сферу составляют около трети инвестиций во все секторы экономики страны. По разным оценкам от 15 до 25 процентов суммы месячного дохода население готово инвестировать в свое будущее жилье. Рынок жилищного кредитования имеет огромный потенциал. Многие регионы накопили значительный опыт привлечения средств населения в жилищное строительство при соответствующей поддержке региональных и местных властей (Белгородская, Орловская области и др.).

В этом ключе ставится задача по упрощению процедур оформления градостроительной проектно-сметной документации, а также акты по упрощению порядка оборота жилья, предоставления земельных, участков и документации, разрешающей жилищное строительство, процедуры согласования и получения разрешительной документации на реализацию инвестиционных проектов, введению правила «единого окна», ограничению сроков проведения экспертизы, сокращению перечня необходимых документов.

На сегодняшний день не работают механизмы аккумулирования мелких денежных сбережений с целью их трансформации в инвестиционный капитал.

Привлечение средств населения в инвестиционную сферу путем продажи акций предприятий и инвестиционных фондов, могло бы рассматриваться как один из серьезных источников инвестиций. Стимулировать инвестиционную активность населения можно путем установления в инвестиционных банках более высоких по сравнению с другими банковскими учреждениями процентных ставок по личным вкладам. Для притока сбережений населения на рынок капитала необходима широкая сеть посреднических финансовых организаций — инвестиционных банков и фондов, страховых компаний, пенсионных фондов и др. Вместе с тем, важно также обеспечить защиту тем, кто готов вкладывать свои деньги в фондовые ценности, установив строгий государственный контроль за предприятиями и посредниками, претендующими на привлечение средств населения. С этой целью целесообразно было бы повысить требования к раскрытию информации и к активам зарегистрированных рыночных посредников. Современные тенденции рынков капитала в рыночно-ориентированных финансовых системах с развитыми институциональными инвесторами (пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды, страховые фонды и другие) в таких странах как США, Великобритания и другие, финансируются напрямую путем выпуска своих ценных бумаг на финансовых рынках [6]. Действенность мер по формированию финансовых механизмов привлечения и поддержки инвестиций требует от местной администрации прежде всего перехода от логики «бюджетных расходов» к логике «бюджетных инвестиций в расширение налоговой базы города». Такая логика предполагает оценку по каждому конкретному инвестиционному проекту его бюджетной эффективности и определения на этой основе экономически оправданного объема и мер его возможной финансовой поддержки со стороны муниципалитета. Кроме того, важным является формирование в структуре местной администрации компетентной команды финансистов, способной обеспечить использование возможностей международных и россий-

ских институтов развития, инвестиционных и банковских структур, налаживание с ними регулярного взаимодействия и ведение профессионального диалога, а также создание в городе филиалов и представительств инвестиционных и банковских структур, специализированных фондов.

На наш взгляд, приоритетом в формирование финансовых механизмов привлечения и поддержки инвестиций на территории г. Вологды должно стать:

— софинансирование муниципальным образованием инвестиционных проектов;

— субсидирование процентной ставки по кредитам;

— предоставление государственных гарантий;

— предоставление инвестиционных грантов;

— стимулирование открытия в муниципальном образовании филиалов и представительств финансово-кредитных организаций.

Формирование благоприятных тарифных условий для инвестиций.

Формирование привлекательных тарифных условий для инвестиций состоит в:

— проведение аудита энергоэффективности и эффективности использования ресурсов;

— обоснованности затрат с целью формирования целевых значений экономически обоснованных тарифов естественных монополий и услуг жилищнокоммунального хозяйства;

— формирование программы мероприятий по приведению тарифов к целевым значениям, обязывающей ресурсоснабжающие организации к исполнению соответствующих энерго- и ресурсосберегающих программ;

— упрощение процедур присоединения к сетям ресурсоснабжающих организаций, включая субсидирование затрат на присоединение.

— повышение прозрачности закупок и инвестиций региональных и муниципальных организаций естественных монополий, в том числе, путем установ-

ления открытых процедур их осуществления и использования электронных площадок;

— создание системы контроля за размером и обоснованностью текущих затрат и инвестиций региональных и муниципальных организаций естественных монополий, включая обеспечение публичности данной информации;

— оптимизация финансирования деятельности организаций естественных монополий, включая рациональное использование заемных средств и иных источников финансирования для удовлетворения инвестиционных потребностей таких организаций.

Проблема Вологды заключается в отсутствии достаточного представления информации для привлечения инвестиций на территорию муниципального образования.

Эффективным решением вышеизложенной проблемы может стать создание специализированного многоязычного интернет-портала об инвестиционной деятельности на территории г. Вологды.

Таким образом, создание инвестиционного портала города, оперативная связь и эффективное взаимодействие инвесторов с местным руководством (включая предоставление инвесторам номеров мобильных телефонов руководства) и решения в режиме «онлайн» возникающих в процессе инвестиционной деятельности проблем и вопросов, принятие публичного регламента по работе с инвесторами, обеспечивающего практическую реализацию принципа «одного окна» и выполнение, по желанию инвестора, всех разрешительных и согласовательных процедур силами специализированного агентства, ежегодное издание доклада «Инвестиционный климат в муниципальном образовании г. Вологда» позволит создать благоприятную административную среду в Вологде.

1. Саак, А.Э., Колчина, О.А. Инвестиционная политика муниципального образования / А.Э. Саак, О.А. Колчина // СПб., Питер, 2010. — 336 с.

2. Воронин, А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: Проблемы теории и практики / А.Г. Воронин // 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 176 с.

3. Саак, А.Э., Тюшняков, В.Н. Разработка управленческого решения. / А.Э Саак, В.Н. Тюшняков // СПб., Питер, 2007. — 272 с.

4. Города и районы Вологодской области в цифрах: стат. сборник. — Вологда, 2011. — 196 с.

5. Инвестиции в основной капитал по городам и районам Вологодской области: стат. сборник. — Вологда, 2011.- 92 с.

6. Подоприхина И.Е. Рыночные методы привлечения инвестиций в регионы [Электронный ресурс]. Режим доступа: ЫАр:/Ле-

7. Официальный сайт Администрации города Вологды [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vologda-portal.ru.

8. Официальный сайт Правительства Вологодской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vologda-oblast.ru.

Теребова Светлана Викторовна, кандидат экономических наук, зав. отделом инновационной экономики

Кондаков Игорь Анатольевич, кандидат экономических наук, зав. отделом маркетинга научной продукции и информационного обслуживания

Источник https://studopedia.ru/7_42108_investitsionnaya-deyatelnost-v-munitsipalnom-obrazovanii.html

Источник https://studref.com/545959/menedzhment/privlechenie_investitsiy_razvitie_munitsipalnogo_obrazovaniya

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/metody-i-instrumenty-aktivizatsii-investitsionnyh-protsessov-v-munitsipalnom-obrazovanii

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *