Принципы эффективности инвестиций в человеческий капитал | Статья в журнале «Молодой ученый»

 

Эффективность и риски инвестиций в человеческий капитал Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

На современном этапе научные знания, информация, профессиональный, культурный, физически потенциал общества, составляющий в совокупности человеческий капитал , определяет структуру национальной экономики, качество производимых продукции и услуг, эффективность функционирования хозяйства на всех его организационных уровнях. В специальной литературе человеческий капитал определяется как «особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение функционирования рабочей силы.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Белокопытова О. А.

Текст научной работы на тему «Эффективность и риски инвестиций в человеческий капитал»

му торговому буму, при котором безусловный средний объем продаж в любой интервал времени бесконечен. Поскольку состояние равновесия характеризуется непрерывностью относительно торговых издержек, построенная модель при малых торговых издержках может описывать избыточную торговлю, наблюдаемую при ценовых пузырях. При малых торговых издержках величина ценового пузыря и избыточная волатильность максимальны. Показано, что увеличение некоторых режимных параметров, таких, как степень чрезмерной уверенности агентов или информативное содержание сигналов, приводит к росту трех ключевых переменных — цены актива, объем продаж и волатильность.

Таким образом, предложенная модель объясняет кросс-секционную корреляцию между ценой активов, объемом продаж и волатильностью цены, наблюдаемую в эпизодах спекулятивного бума.

Согласно результатам предложенной модели, увеличение торговых издержек сокращает частоту продаж и приводит к снижению волатильности цены актива и стоимости опциона перепродажи актива. При малых торговых издержках их влияние на частоту продаж очень существенно. Влияние торговых издержек на ценовую волатильность и размер ценового пузыря значительно слабее. По мере увеличения торговых издержек увеличение критической точки, соответствующей продаже, также увеличивает прибыль владельца актива от каждой продажи, тем самым частично компенсируя уменьшение стоимости опциона перепродажи, вызванное сокращением частоты продаж. Анализ показывает, что трансакционный налог, предложенный Тобином (1978) [5], приводит к существенному снижению объема спекулятивной торговли на финансовых рынках с малыми трансакци-онными издержками, однако имеет весьма ограниченное влияние на размер ценового пузыря и на

J 1. Наталуха И.Г. Свойства оптимальных портфельных стратегий с учетом текущего потребления в

стохастических условиях // Финансы и кредит. 2006. № 24(228).

^ 2. Barber B.M., Odean T. The Internet and the investor // Journal of Economic Perspectives. 2001. V. 15.

^ 3. Bernardo A.E., Welch I. On the evolution of overconfidence and entrepreneurs // Econ. and Management □ Strategy. 2001. V. 10. № 2.

^ 4. Ofek E., Richardson M. DotCom mania: the rise and fall of Internet stock prices // Journal of Finance. ^ 2003. V. 58.

D 5. Tobin J. A proposal for international monetary reform // Eastern Econ. J. 1978. V. 4. № 3.

Ü БЕЛОКОПЫТОВА O.A.

2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ И РИСКИ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

g В специальной литературе человеческий капитал определяется как «особый вид капиталовло-

0 жений, совокупность затрат на развитие воспроизводственного потенциала человека, повышение cl качества и улучшение функционирования рабочей силы. В состав объектов человеческого капита-

1 ла обычно включают знания общеобразовательного и специального характера, навыки, накоплено ный опыт» [3, с. 275]. В современном понимании человеческий капитал — это совокупность зна-m ний, умений и профессиональных навыков человека. Как любой капитал, человеческий капитал

может быть развит и приумножен. При этом, с одной стороны, он является основой для развития

ф личности его носителя, с другой стороны, — объектом пристального внимания общества, в котором

i носитель трудится и развивается. В преумножении человеческого капитала заинтересован, прежде

° всего, его носитель, которому этот вид капитала способен приносить значительные дивиденды в виде

§ повышения уровня жизни.

Степень развития человеческого капитала и его участия в производственных процессах во многом определяют конкурентоспособность страны в мировой экономике, её экспортные возможности и долю в мировом денежном доходе.

Для развернутой характеристики человеческого капитала используют функциональный подход. Принцип функциональности определения характеризует явление не только с точки зрения его внутренней структуры, но с точки зрения его функционального предназначения, конечного целевого использования. Поэтому человеческий капитал — это непросто совокупность навыков, знаний, способностей, которыми обладает человек. Во-первых, это накопленный запас навыков, знаний, способностей. Во-вторых, это такой запас навыков, знаний, способностей, который целесообразно используется человеком в той или иной сфере общественного воспроизводства и способствует росту производительности труда и производства. В-третьих, целесообразное использование данного запаса в виде высокопроизводительной деятельности закономерно приводит к росту заработков (доходов) работника. И, в-четвертых, увеличение доходов стимулирует, заинтересовывает человека путем вложений, которые могут касаться здоровья, образования и др., увеличить, накопить новый запас навыков, знаний и мотиваций, чтобы в дальнейшем его вновь эффективно применить.

В современных условиях человеческий капитал является главной ценностью общества и главным фактором экономического роста, его формирование требует от самого человека и всего общества значительных затрат. Человеческий капитал в виде навыков и способностей является определенным запасом, т.е. может быть накапливаемым, он может физически изнашиваться, экономически изменять свою стоимость и амортизироваться. Кроме этого он отличается от физического капитала по степени ликвидности и неотделим от его носителя — живой человеческой личности. Независимо от источников формирования, которые могут быть государственными, семейными, частными — использование человеческого капитала и получение прямых доходов контролируется самим человеком. 1

Таким образом, человеческий капитал — это важнейшая составная часть современного про- ^ изводительного капитала, которая представлена свойственным человеку богатым запасом знаний, д развитых способностей, определяемых интеллектуальным и творческим потенциалом. □

Основным фактором сохранения и развития человеческого капитала являются инвестиции в ^ человеческий капитал

Инвестициями в человеческий капитал называется любая мера, предпринятая для повышения 0 производительности труда работников (путем повышения их квалификации и развития способнос- ® тей): расходы на улучшение образования, здоровья работников или на повышение их мобильности: о

— расходы на образование — включая общее и специальное, формальное и неформальное, ® подготовку на рабочем месте;

— расходы на здравоохранение, складывающиеся из расходов на профилактику заболеваний, медицинское обслуживание, диетическое питание, улучшение жилищных условий;

— расходы на мобильность, благодаря, которым работники мигрируют из мест с относительно низкой производительностью в места с относительно высокой производительностью [1].

Инвестиций в человеческий капитал подразделяются на вещественные и невещественные. К а

первым относятся все затраты, необходимые для физического формирования и развития человека (издержки рождения и воспитания детей); ко вторым — накопленные затраты на общее образование и специальную подготовку, часть накопленных затрат на здравоохранение и перемещение ра- 2 бочей силы. о

Из всех видов инвестиций в человеческий капитал наиболее важными являются вложения в о

здоровье и в образование. Общее и специальное образование улучшают качество, повышают уро- о

вень и запас знаний человека, тем самым увеличивают объем и качество человеческого капитала. ~

Инвестиции же в высшее образование способствуют формированию высококвалифицированных ^

специалистов, высококвалифицированный труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы ф экономического роста.

Сегодня одним из важнейших компонентов вложений в человеческий капитал во всех странах ^

являются расходы на обучение на производстве. В любом обучающем проекте до 80% знаний при- ®

ходится на самостоятельное обучение. Особенно это относится к профессиям специалистов — ис- ^

следователей, учителей, инженеров, экспертам по компьютерам и т.д., которые призваны непрерывно §

обновлять квалификацию через индивидуальное изучение литературы, использование независимых о

обучающих программ, обучение на примере деятельности, опыта и оценок (мнений) других людей. Инвестиции в образование по содержательному признаку обычно разделяют на формальные и неформальные. Формальные инвестиции — это получение среднего, специального и высшего образования, а также получение другого образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и пр. Неформальные — это самообразование индивида, к этому виду относится чтение развивающей литературы, совершенствование в различных видах искусства, профессиональное занятие спортом и пр.

Наряду с образованием наиболее важными являются капиталовложения в здоровье. Это приводит к сокращению заболеваний и смертности, продлеванию трудоспособной жизни человека, а следовательно, времени функционирования человеческого капитала. Состояние здоровья человека — это его естественный капитал, часть которого является наследственной, а другая — приобретенной в результате затрат самого человека и общества. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс.

Источником вложений в человеческий капитал может выступать государство (правительство), негосударственные общественные фонды и организации, регионы, отдельные фирмы, домохозяйства (индивиды), международные фонды и организации, а также образовательные учреждения.

В настоящее время роль государства в этой области достаточно велика.

Государство прибегает как к принудительным, так и к побудительным мерам в этой области. К принудительным мерам относятся обязательное для всех формальное образование в объеме средней школы, обязательные медицинские профилактические мероприятия (прививки) и др. Однако главными мерами являются побудительные. Правительство располагает двумя действенными способами, которые используются с целью изменения размеров частных инвестиций в человека предпринимаемых автоматически через рынок: оно может повлиять на доходы тех, кто делает (через систему налогов и субсидий), а также в состоянии регулировать цену приобретения человеческого капитала (регулируя цены используемых ресурсов). Особенно велика роль государства в важнейших сферах формирования человеческого капитала — в сфере образования и здравоохранения. Так в развитых европейских странах доля человеческого капитала в национальном богатстве на начало XXI века составляет 78%, тогда как в России 50% [2, с. 4].

В создании активов человеческого капитала весома роль отдельных компаний (фирм). Они зачастую выступают в качестве самых эффективных производителей этого капитала, поскольку владеют условиями, при которых может быть дана соответствующая текущим потребностям подготовка персонала, а также обладают информацией о наиболее перспективных направлениях вложения средств в обучение и подготовку. Однако фирмы делают инвестиции до тех пор, пока эти инвестиции приносят чистый доход.

Инвестируя в своих сотрудников, фирмы стремятся активизировать их трудовую отдачу, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым укрепить свою конкурентоспособность.

Средства вкладываются в организацию курсов профессиональной подготовки и переподготовки, идут на оплату расходов работников на лечение и профилактические мероприятия, на строительство физкультурных и оздоровительных центров, детских дошкольных учреждений и т.д. По масштабам затрат внутрифирменное обучение в развитых странах сопоставимо с другими секторами подготовки кадров.

Инвестиции в человеческий капитал на уровне семьи также очень важны, поскольку все составляющие человеческого капитала приобретаются и увеличиваются посредством инвестиций, которые семья вкладывает в своего ребенка даже не с его рождения, а с принятия решения иметь детей. С одной стороны дети для родителей — это источник удовлетворений, но с другой стороны — воспитание детей это источник немалых затрат, как явных, так не явных (прежде всего времени родителей).

Накопление интеллектуальных и психофизиологических способностей человека в семье является фундаментом для дальнейшего развития и постоянного совершенствования человеческого капитала индивида. Инвестиции в развитие человеческого капитала детей не только являются основой их собственного развития, но служат базой для формирования совокупного человеческого капитала будущих поколений. В результате воспитания и образования в семьях формируются различные типы человеческого капитала, создаются базовые психофизиологические умственные способности, формируется личность.

На инвестиционное поведение индивидов депрессивное влияние оказывает фактор риска. Понимание рисков и неопределенности в значительной степени базируется на субъективном восприятии индивидом будущих событий. Его желание оказаться в ситуации, связанной с риском, зависит от соотношения издержек провалов и выгод удачи.

В тоже время при принятии решений об инвестировании в человеческий капитал необходимо учитывать, что экономическая деятельность происходит в условиях неопределенности, связанной с неоднозначностью процессов, многообразием состояний, в которых может оказаться принимающий решения индивид. В момент принятия решения практически невозможно получить полную информацию о периоде реализации инвестиционных решений (как правило, он отдален во времени), о действующих и потенциальных факторах влияния. Основными источниками неопределенности можно считать неполноту знаний человека, существование случайных событий, противодействие других экономических агентов.

Существуют определенные трудности предвидения будущей ценности человеческого капитала. Риск инвестиций в человеческий капитал — это возможность того, что накопленный человеческий капитал не принесет ожидаемой отдачи, не будет востребован на рынке труда или инвестор найдет работу, на которой накопленный человеческий капитал не может принести ожидаемую отдачу (явление переобучения). В экстремальных случаях при достаточно высокой степени риска запас человеческого капитала может устареть или быть вообще не востребован.

Инвестирование в человеческий капитал — высокорисковая деятельность в силу своей продолжительности и неопределенности; последнее обстоятельство связано с качеством накапливаемого капитала. ^ Риски инвестирования в человеческий капитал можно с определенной долей условности раз- ¡5 делить на два вида: структурные и неструктурные. Первые являются результатом общих структур- [д ных изменений в экономике, которые во многом связаны с неполнотой информации на рынке тру- 7 да; они неизбежны по определению. Существование неструктурных рисков — результат наличия/ Г отсутствия каких-либо качеств работника (возраст, происхождение, доступность ресурсов и т.д.). ^ Работники представляют собой набор простых и сложных производительных и непроизводительных д сил. Некоторые производительные свойства важны для определенных видов деятельности и беспо- □ лезны для других (например, знание редких языков для филолога и инженера). Неструктурные риски 2 можно устранить, но вопрос заключается в желательности такого устранения в каждом конкретном случае. Депрессионный эффект рисков приводит к недоинвестированию в человеческий капитал, и с вмешательство с целью их сокращения является социально желательным. ®

Риски инвестирования в человеческий капитал оказывают влияние на уровень доходов инди- о вида. Денежная отдача от этих инвестиций обычно рассматривается как рост заработной платы. Чем ® выше доходы в течение всей профессиональной жизни, тем выше норма отдачи от инвестиций в че- I ловеческий капитал. Уровень заработной платы наиболее высок в тех видах деятельности, где пред- 0 ложение человеческого капитала невелико, а высокий уровень риска задан в момент его накопле- ° ния. Если структурные преобразования происходят в «зоне высокого структурного риска», то про- ®

исходит быстрое устаревание человеческого капитала, которое сопровождается резким ростом спроса о

на новый человеческий капитал. Поскольку предложение нового человеческого капитала ограни- а

чено, постольку доходы (заработная плата) его носителей должна быть существенно более высокой ^

до тех пор, пока предложение нового человеческого капитала не станет достаточным для того, что- 2

бы опустить зарплату на «нормальный» уровень. Тот, кто может правильно спрогнозировать струк- 2

турные изменения в процессе накопления человеческого капитала, сможет получить «переходную о

ренту». Такой прогноз сам по себе содержит очень высокую степень риска и слабо связан с облада- о нием информацией. Последствиями неверного прогноза будут издержки безработицы и других ви- о дов недоиспользования человеческого капитала. ~ Специализация носителя человеческого капитала повышает степень риска. Специализированное ^ образование, применяемое в ограниченном круге видов деятельности, в большей степени подвер- ф жено риску, чем менее специализированное. Следовательно, можно ожидать, что лица со специализированным образованием могут получать более высокую зарплату, по крайней мере в первые годы ^ работы, пока менее образованные работники не получат образование или накопят опыт для дости- ® жения равной отдачи. Похожий механизм работает «в зоне неструктурных рисков». Последние, как 2 уже отмечалось, часто возникают параллельно со структурными в новых секторах экономики. Мо- § лодые отрасли не имеют устоявшейся структуры и их функционирование происходит в условиях о

Принципы эффективности инвестиций в человеческий капитал

Евстремская, А. А. Принципы эффективности инвестиций в человеческий капитал / А. А. Евстремская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 32 (322). — С. 79-82. — URL: https://moluch.ru/archive/322/73085/ (дата обращения: 17.06.2022).

Одной из характерных черт современной экономики является высокий темп развития информационных технологий. Научно-технический прогресс, как следует, требует соответствующего развития трудовых ресурсов с целью эффективного восприятия изменения социально-экономической системы. В этих условиях повышение эффективности человеческих ресурсов является одной из важнейших задач инвестиционной деятельности организации и достигается только при условии эффективной системы управления инвестициями, наличия обоснованной стратегии развития производственных единиц, учетом ключевых факторов капиталоотдачи объекта инвестирования.

Ключевые слова: человеческий капитал, инвестиции, принципы эффективности управления инвестициями.

Само понятие человеческого капитала можно рассматривать как совокупность профессиональных знаний и навыков, врожденных и приобретенных способностей, а также личностные черты, такие как мотивация, энергия, психическое и физическое здоровье, которые используются человеком в процессе трудовой деятельности [2]. Важно понимать, что капиталом способности и умения человека становятся только тогда, когда реализуются в практической деятельности соответствующей компетенции. Способности, не приносящие в процесс создания продукции или оказания услуг никакой пользы, в человеческий капитал не относят.

Процесс инвестирования в человеческий капитал включает в себя множество этапов, в которых поочередно инвестором выступают сам работник или работодатель [6] (рис.1).

Этапы инвестирования в человеческий капитал

Рис. 1. Этапы инвестирования в человеческий капитал

Работники, являясь по сути своей объектом инвестирования, также могут выступать и инвесторами, так как именно они целенаправленно поддерживают или обновляют уровень своих профессиональных качеств.

Для эффективного управления инвестиционным процессом организации необходима стратегия, которая бы выявляла конкретные сферы деятельности, в которых накопленный человеческий капитал проявился по максимуму и где уже необходимы дополнительные ресурсы для повышения человеческого потенциала (возможности обучения, повышения квалификации, поддержания здоровья работника).

При выборе той или иной стратегии необходимо определить факторы, влияющие на эффективность инвестиционного процесса:

Факторы инвестиционного процесса в человеческий капитал [3]

Управляемые

Слабоуправляемые

Неуправляемые

1. Уровень образования

2. Занимаемая должность

3. Техническая оснащенность рабочего места

4. Степень самостоятельности решений

5. Длительность и качество инвестиций

1. Личные интересы работника

2. Качества работника

3. Физическое и психическое состояние здоровья

1. Гендерные особенности

2. Возраст и опыт работы на предыдущих должностях

3. Продолжительность жизни

4. Природные способности

Как видно из таблицы 1, факторы можно разделить по степени их управляемости со стороны работодателя. К управляемым относятся факторы, которые действуют уже на рабочем месте, после принятия сотрудника в компанию — это уровень знаний, который можно улучшить благодаря кадровой политике, оснащенность рабочего места необходимым оборудованием и т. д. Слабоуправляемые — это те факторы, которые в большей степени зависят от работника, нежели чем от работодателя. К ним относятся здоровье, личностные особенности работника и его трудовой стаж [7]. Наконец, неуправляемые факторы не зависят ни от работника, ни от компании.

Специфичность инвестиционного процесса в человеческий капитал заключается в добровольном выборе со стороны работника набора факторов, которые бы способствовали повышению его эффективности [1]. Даже при сильном желании и большом объеме инвестиций человеческий потенциал не превратить в работающий капитал без личного интереса работника. Кроме того, на эффективность человеческого капитала влияет и возраст его «носителя». Поэтому задача инвестора заключается в том, чтобы правильно определить направления инвестирования в человеческий капитал с учетом его текущей капиталоотдачи.

Эффективность управления инвестициями в человеческий капитал может повыситься за счет соблюдения определённых принципов, которые бы, с одной стороны, учитывали особенности работника-объекта инвестирования, а с другой, обеспечивали установленный уровень развития персонала [1,4]:

Принципы эффективной инвестиционной деятельности в человеческий капитал

Рис. 2. Принципы эффективной инвестиционной деятельности в человеческий капитал

Принцип равновесия, или сбалансированности, мотивов и стимулов участников инвестиционного процесса в человеческий капитал является одним из основополагающих, на взгляд автора. Как было описано выше, особенность человеческого капитала — это его двойственная направленность в инвестиционном процессе, поэтому при определении видов, объёмов, темпов инвестиций должны учитываться интересы всех участников проекта. Стимулы нужно выбирать исходя из целесообразности и адекватности мотивов участников инвестиционной деятельности. Различные социологические опросы работников предприятий показывают, что наиболее эффективный стимул для развития своих способностей является уровень заработной платы [5]. Немногие, в основном это люди, занимающие высокую должность, стремятся повысить уровень своей профессиональной компетенции, чтобы получить хорошую репутацию, обеспечить карьерный рост и т. д. Поэтому для эффективного инвестирования в человеческий капитал требуется разработка мероприятий по стимулированию потребностей не только за счет увеличения дохода работника, но и за счет потребностей высшего порядка.

Важным является принцип соинвестирования в человеческий капитал как предприятия, так и его работников. Работник компании может быть как объектом, так и субъектом инвестиционной деятельности [5]. В одном случае он выступает как ресурс, во втором случае работник сам стремится повысить свою профессиональную эффективность, а также текущий заработок. Этот принцип характеризует взаимовыгодное участие заинтересованных сторон.

Не менее значимым является принцип оценки и корректировки направлений развития работников. Важно своевременно отслеживать, какие процессы повышают эффективность человеческого капитала, а какие, наоборот, распыляют потенциал работника и не соответствуют стратегии предприятия [8]. Данный принцип реализуется в прохождении работником тестирования, проведения опроса, выявляющего пробелы в полученных знаниях, результаты программы повышения квалификации и т. д.

Последним методологическим принципом управления инвестициями в человеческий капитал является адресность инвестиций. Инвестиции должны направляться в конкретного работника или группу, точечно и целенаправленно в те элементы их человеческого капитала, способности и умения работника, которые принесут максимальную полезность в деятельности предприятия. Данный принцип обеспечивает дифференцированный подход в выборе направлений инвестиций и элементов человеческого капитала, качество которых сдерживает развитие предприятия [2]. За счет концентрации на отдельных работниках принцип адресности в управлении инвестициями позволяет наиболее эффективно и экономно провести данный процесс.

Таким образом, при организации инвестиционной деятельности предприятия в человеческий капитал необходимо руководствоваться обозначенными принципами. Они могут выражаться в разных формах, однако комплексность их использования способна обеспечить синергетический эффект, что увеличит эффективность управления инвестициями. Все обозначенные принципы подчеркивают необходимость во взаимодействии как работника организации, так и работодателя — инвестора.

  1. Булатова А. Механизм управления человеческим капиталом. Ж. Экономика и бизнес: теория и практика, 2018. Режим доступа: [https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizm-upravleniya-chelovecheskim-kapitalom-1];
  2. Ворожбит О. Человеческий капитал организации в разрезе оценки стоимости бизнеса. монография / Под общей научной редакцией д-ра. экон. наук О. Ю. Ворожбит. — Владивосток: ВГУЭС, 2017. — 129 с.;
  3. Долгова Т., Мешкова Ю. Об эффективности использования человеческого капитала. Научный вестник Южного института менеджмента, № 2, 2015. Режим доступа: [https://cyberleninka.ru/article/n/ob-effektivnosti-ispolzovaniya-chelovecheskogo-kapitala];
  4. Новикова В. Инвестиции в человеческий капитал в России как фактор социально-экономического развития страны// Современные технологии управления. ISSN 2226–9339. — № 2 (38). Номер статьи: 3805. Дата публикации: 2014–02–08. Режим доступа: [https://sovman.ru/article/3805/];
  5. Турчаева Р. Внутриорганизационные факторы и принципы эффективности управления инвестициями в человеческий капитал. Современные проблемы науки и образования. — 2015. -№ 1 (часть 1);
  6. Турчаева Р., Рыбалкина З. Факторы эффективности использования человеческих ресурсов на предприятиях строительной сферы. М.: Вестник ун-та «Государственный университет управления», 2014. № 6. С. 207–218.;
  7. Эрфурт К. Особенности инвестирования в человеческий капитал и их отражение в кадровой политике предприятия // Менеджмент в Росси и за рубежом. 2009. № 3. С.132–138.;
  8. Celenza D., Lcchini M. Intellectual Capital Efficiency and Corporate Performance: Some Empirical Evidence, 2016. Режим доступа: [https://link.springer.com/chapter/10.1057/9781137355720_7].

Основные термины (генерируются автоматически): человеческий капитал, инвестиционный процесс, принцип, рабочее место, инвестиционная деятельность, личной интерес работника, трудовая деятельность, управление инвестициями, человеческий потенциал, эффективность управления.

МЕТОДОЛОГИЯ СТРАХОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Виды, формы и риски инвестиций в человеческий капитал граждан России

Величина человеческого капитала на протяжении жизненного цикла индивида не является постоянной величиной (рис. 24). Финансовый капитал индивида увеличивается на протяжении его жизни, а человеческий — наоборот, уменьшается. В молодые годы человеческий капитал преобладает над финансовым. За счет ресурсов человеческого капитала человек осуществляет производственную деятельность, в результате которой формируется финансовый капитал. В середине жизни (на пике трудоспособности) кривые капиталов пересекаются, а с увеличением возраста финансовый капитал начинает преобладать над человеческим, который к концу жизни практически полностью амортизируется. [1]

Рисунок 24 — Ожидаемый финансовый и человеческий капиталы па протяжении периода трудоспособности человека Источник: Р. Chen’ 1 «

В качестве двух крайностей (максимального дисбаланса человеческого и финансового капитала) можно привести пример с новорожденным и пенсионером. Для новорожденного будет характерно полное отсутствие финансового капитала. Все его первоначальные накопления заключаются в человеческом капитале. У пожилых людей наблюдается обратный дисбаланс. С точки зрения Р. Мертона [2] , пенсионер вообще не имеет человеческого капитала.

Кроме того, человеческий капитал подвержен колебаниям в зависимости от своих качественных характеристик (возраст, состояние здоровья, образование, профессия, тип занятости и т.д.) и риску обесценения. Этот риск присутствует на протяжении всей жизни его носителя, и его диверсификация невозможна, поскольку человеческий капитал не может быть куплен, продай или отделен от его носителя [3] .

В целом же актуальность рисков человеческого капитала индивида изменяется на протяжении его жизненного цикла. Длительность воздействия риска определяется его влиянием на человеческий капитал в том или ином жизненном цикле. Некоторые риски появляются с момента рождения и остаются значимыми до самой смерти (риск утраты здоровья и возникновения расходов на медицинскую помощь), другие становятся актуальными с момента начала работы, например, финансовые риски, связанные с безработицей или потерей трудоспособности.

С другой стороны, человеческий капитал может быть целенаправленно произведен. Туроу указывал па возможность создания активов человеческого капитала как на макро-, так и на микроуровие [4] . Воспроизводство человеческого капитала осуществляется за счет инвестиций, которые воздействуют на его будущую величину и качественные характеристика.

Процесс воспроизводства человеческого капитала представляет собой замкнутый цикл (рис. 25). Цикл начинается с инвестиций в человеческий потенциал, затем происходит накопление и использование этого потенциала. Результат инвестиций находит свое отражение в увеличении производительности труда носителя капитала, росте его заработков и уровня жизни, что в итоге становится мотивом к новым инвестициям.

Функциональный оборот человеческого капитала

Рисунок 25 — Функциональный оборот человеческого капитала

Источник: Цыренова А.А. (2006)’ 5

Функциональный оборот человеческого капитала предполагает, что носитель капитала будет осуществлять экономическую деятельность. Только в этом случае можно будет наблюдать эффект от инвестиций. По мнению Цыреновой А.А., любое инвестирование в человеческий капитал должно давать экономический и социальный эффект, который будет выражаться в виде повышения дохода семьи, роста прибыли фирмы, экономическом росте страны и региона [5] [6] .

Беккер определил инвестирование в человеческий капитал как деятельность, которая оказывает влияние па будущие денежный и физическии доходы за счет вложения ресурсов в человека . Считаем, что это определение необходимо уточнить и дополнить с учетом всех возможных эффектов, которые дают инвестиции в человеческий капитал. Инвестирование в человеческий капитал — это деятельность, влияющая па будущие денежные и физические доходы, а также дающая положительный социальный эффект, за счет вложения ресурсов в человека.

В экономической литературе приводятся примеры различных видов инвестиций в человеческий капитал. Беккер 1 11 к таким инвестициям относит образование, накопление профессионального опыта, охрану здоровья, географическую мобильность и поиск информации. Аналогичной точки зрения придерживаются Капелюшников Р.И. [7] [8] [9] и Цыреиова А.А [10] . Т. Шульц [11] [12] включает в этот перечень образование, здоровье и внутреннюю миграцию с целью поиска лучшей работы.

Токарева В.В. делит направления инвестиций па три группы:

1) биологический капитал (семейный бюджет, систему здравоохранения, физическую культуру), 2) образовательный и 3) интеллектуальный капиталы (научный комплекс общества).

Сулейманова Л.Ш. [13] сгруппировала инвестиции следующим образом:

  • 1) образование, подготовка па производстве;
  • 2) здравоохранение;
  • 3) мотивация;
  • 4) поиск информации и миграция;
  • 5) фундаментальные научные разработки;
  • 6) экология и здоровый образ жизни;
  • 7) культура и досуг.

Соболева И.В. 1Ы не соглашается с вышеназванными авторами и отрицает возможность накопления здоровья, предполагая, что оно дается человеку от природы. Поэтому она исключает прямую связь между объемом инвестиций в здравоохранение и «капиталом здоровья», относя эти расходы к текущему потреблению.

С макроэкономической точки зрения, любые затраты населения на товары и услуги конечного потребления трактуются как потребительские. Соответственно, медицинские расходы наряду с продуктами питания, услугами транспорта и ЖКХ традиционно относят к элементам потребления домашних хозяйств. В тоже время, состояние здоровья является одним из важнейших факторов, определяющих продолжительность жизни. По мнению Розмаинского И. [14] [15] , здоровье обладает способностью накапливаться, а расходы на здоровье следует рассматривать как инвестиции в будущее. Зарубежными экономистами (например, Наьяап О. М. [16] ) доказано, что хорошее здоровье способствует преумножению человеческого капитала и оказывает положительное влияние на производительность и экономический рост. Согласно другим исследованиям [17] , увеличение продолжительности жизни населения на один год приводит к росту производительности на 4%. Улучшение состояния здоровья, в свою очередь, влияет не только на производительность труда, но и мотивирует к инвестициям в образование, то есть, к накоплению капитала.

В настоящее время для России характерно уменьшение доли населения в трудоспособном возрасте (рис. 26), что приводит к сокращению национального человеческого капитала и дестабилизирует экономику страны. В условиях демографического дисбаланса необходимо выработать системный подход, обеспечивающий не только поддержание, но и прирост человеческого капитала.

Распределение населения Российской Федерации по возрастным группам

Рисунок 26 — Распределение населения Российской Федерации по возрастным группам

Источник: составлено автором по данным Росстата

Увеличить капитал можно двумя способами: за счет роста (1) его объема или (2) продолжительности его использования (в современных демографических условиях второй способ представляется более действенным). Соответственно, первый способ обеспечивается посредством инвестиций в образование, а второй — в здоровье. К инвестициям в образование отнесем любые инвестиции, нацеленные на накопление знаний, навыков, компетенций, приобретение профессионального опыта, используемых в процессе производства и направленных на увеличение объема человеческого капитала; а к инвестициям в здоровье — любые инвестиции, направленные па поддержание капитала здоровья и продление срока службы человеческого капитала.

Таким образом, инвестициями в человеческий капитал можно считать любые расходы, связанные с его воспроизводством. К таким расходам относится не только приобретение услуг сферы образования и здравоохранения. Известно, что непрерывность и бесперебойность производственного процесса, а также оптимизация общественного воспроизводства обеспечивается через страхование. Если имущественное страхование выполняет функцию оптимизации воспроизводства средств производства и потребительских товаров, то воспроизводство рабочей силы в значительной степени обеспечивается через личное страхование. Таким образом, можно сделать вывод, что страхование жизни и здоровья является фактором экономического роста, поэтому расходы на чего следует рассматривать как инвестиции в человеческий капитал.

Помимо закономерного изменения объема на протяжении жизненного цикла своего носителя человеческий капитал может изменяться и непредсказуемо, при возникновении чрезвычайных обстоятельств, таких как: болезнь, травма и иные причины, приводящие к невозможности поддержания привычного уровня жизни. Поэтому выделим третье направление инвестирования — уровень жизни индивида. Под инвестициями в уровень жизни мы понимаем целевые вложения, направленные на поддержание стабильного дохода, независимо от занятости, трудоспособности и состояния здоровья индивида.

Все инвестиции в человеческий капитал подразделяются на прямые и страховые.

Прямые инвестиции представляют собой расходы па повышение уровня образования, а также восстановление и поддержание здоровья. В состав прямых инвестиций в здоровье могут быть включены медицинские и санаторно-оздоровительные услуги, инвестиции в образование включают расходы па услуги системы образования.

Страховые инвестиции- это расходы на уплату страховых взносов по видам личного страхования, нацеленных на воспроизводство рабочей силы посредством компенсации убытков, связанных с реализацией рисков человеческого капитала. Инвестирование с использованием механизмов страхования одновременно решает две задачи: увеличение человеческого капитала и оптимизация его рисков за счет передачи всего или части риска страховщику.

Инвестициям в человеческий капитал правомерно придать следующие признаки.

  • 1. Тип инвестора;
  • 2. Выгодоприобретатель;
  • 3. Объект инвестиций (тип человеческого капитала, в который производятся инвестиции);
  • 4. Направления инвестиций (здоровье, образование или уровень жизни);
  • 5. Планируемость инвестиций;
  • 6. Степень влияния на доходы и потребление;
  • 7. Объем вложенных ресурсов;
  • 8. Инвестиционный эффект (величина инвестиционного дохода и характер взаимосвязи между объемом вложений и полученным доходом) 11 ;

«^Исследование этой взаимосвязи проводил Levhari D., Weiss Y. The effect of risk on the investment in human capital //The American Economic Review. — 1974. -C. 950-963.

  • 9. Формы использования инвестиционных ресурсов;
  • 10. Уровень инвестиционного риска.

Рассмотрим вышеназванные признаки инвестиций в человеческий капитал подробнее.

Инвестором является лицо, осуществляющее вложения в человеческий капитал. По типам инвесторов мы выделяем инвестиции индивидов (самоинвестирование), хозяйствующих субъектов и государства (рис. 27). Все типы инвесторов заинтересованы в поддержании и преумножении человеческого капитала. Однако их цели и объекты инвестирования различны.

Общая классификация инвестиций в человеческий капитал по типам инвесторов, объектам и направлениям инвестирования

Рисунок 27 — Общая классификация инвестиций в человеческий капитал по типам инвесторов, объектам и направлениям инвестирования

Источник: разработано автором

Государственные инвестиции в образование и здравоохранение направлены на увеличение продолжительности жизни населения и достижение прочих целевых макроэкономических параметров (доход на душу населения, производительность труда, рост ВВП и т.п.). Государство и индивиды, в первую очередь, инвестируют в общий человеческий капитал. При этом индивиды преследуют более конкретные цели: поддержание и улучшение состояния своего здоровья, увеличение дохода и уровня жизни. Хозяйствующие субъекты инвестируют в специфический человеческий капитал. Именно этот вид капитала используется в хозяйственной деятельности организации и способствует получению прибыли. Организации инвестируют в профессиональную подготовку, здоровье и уровень жизни работников. Последнее направление инвестирования выполняет мотивирующую функцию. Главным интересом организаций выступает поддержание трудоспособности носителей человеческого капитала и сокращение потерь рабочего времени.

Выгодоприобретатель — это лицо, получающее преимущество от вложений в человеческий капитал в форме экономического или внеэкономического эффекта. В качестве выгодоприобретателей в инвестиционном процессе выступают не только сами инвесторы (в дальнейшем мы их будем называть прямые выгодоприобретатели), но и косвенные выгодоприобретатели (рис.28).

Эффект от инвестиций в здоровье для прямого и косвенных выгодоприобретателей

Рисунок 28 — Эффект от инвестиций в здоровье для прямого и косвенных выгодоприобретателей

Источник: разработано автором

На рис. 28 можно проследить распространение эффекта от инвестиций организации-работодателя в здоровье работников. В данном примере прямым выгодоприобретателем становится организация (конечный эффект — увеличение прибыли), а косвенными — работники и их семьи (эффект — увеличение доходов), а также государство (эффект — рост ВВП).

Процесс инвестирования в человеческий капитал может носить регламентный или случайный характер. Регламентные инвестиции осуществляются в рамках финансового планирования и носят превентивный характер, т.е. осуществляются до наступления риска. К таким инвестициям относятся страхование, плановое повышение квалификации, профилактическая медицинская помощь и т.д. Если же вложения в поддержание или развитие человеческого капитала осуществляются в условиях возникновения риска, то они носят случайный (экстренный) характер. Размер этих инвестиций не подлежит прогнозированию. Инвестиции такого рода в большей степени нацелены не на развитие, а па поддержание или восстановление человеческого капитала, величина которого снизилась в результате неблагоприятных обстоятельств. Примером случайных инвестиций могут быть непредвиденные расходы индивида па восстановление трудоспособности, утраченного в результате заболевания или несчастного случая; расходы организации на поиск или переобучение заместителя умершего или заболевшего сотрудника. Случайные инвестиции неблагоприятно сказываются па доходе, поэтому для их финансирования целесообразно создавать фонд риска.

Использование финансовых ресурсов для инвестиций в человеческий капитал может осуществляться в фондовой или иефондовой формах. Нефондовая форма основана на расходовании средств из текущих поступлений. Фондовая форма предполагает предварительное целевое аккумулирование финансовых ресурсов и последующее их использование (рис. 29).

Фонды инвестиций в человеческий капитал

Рисунок 29 — Фонды инвестиций в человеческий капитал

Источник: разработано автором

Фонд инвестиций в человеческий капитал имеет следующие характеристики:

  • 1. Обособленность от прочих денежных средств;
  • 2. Самостоятельность функционирования;
  • 3. Целевая направленность формирования и расходования;
  • 4. Управляемость и плановость.

Примерами источников фондовых инвестиций являются государственные бюджетные и внебюджетные фонды, негосударственные страховые фонды, фонды самострахования и резервы, формируемые хозяйствующими субъектами и индивидами. Очевидно, что фондовая форма инвестиций обладает целым рядом преимуществ по сравнению с нефондовой. Нефондовые инвестиции сложно планировать, поэтому они могут существенно снизить доход (прибыль). Кроме того, они не учитывают рисковых характеристик человеческого капитала.

Для фондов самострахования свойственен недостаток, аналогичный нефондовым инвестициям: в них не происходит перераспределение рисков между участниками. Это связано с тем, что фонд самострахования формируется одним единственным участником-инвестором. Самострахование представляет собой смешанный тип фонда. Он является промежуточным между резервным (нестраховым) и страховым фондами.

Термин «инвестиции» изначально предполагает получение эффекта (удовлетворения, дохода) в будущем. При этом некоторые виды инвестиций (в том числе инвестиции в человеческий капитал) оказывают влияние и па потребление. Так расходы индивидов па образование или поддержание здоровья, с одной стороны, сокращают текущее потребление. С другой стороны, произведенные расходы способны увеличить доходы индивидов в будущем, а, следовательно, и их потребление. Заметим, что расходы на формирование страховых фондов влияют па потребление аналогично. Уплаченные взносы па страхование жизни и здоровья не только способствуют увеличению человеческого капитала через возросшие доходы в будущем, но и защищают будущее потребление, за счет снижения неопределенности будущих расходов. В виду вышесказанного, закономерен вывод — фондовое инвестирование предпочтительнее нефондового.

Инвестиции должны отвечать критериям стабильности, непрерывности, регулярности и управляемости . В этом случае результатом инвестиций будет прибыль от фактора производства «человеческий капитал». Инвестиции в человеческий капитал отличаются от инвестиций в физический капитал длительностью инвестиционного периода и продолжительностью инвестиционного эффекта [18] [19] . То есть, инвестиции дают не единовременный, а отсроченный и длительный результат (например, отдача от вложений в образование). Но следует отметить, что этот эффект не всегда однозначен, при этом достигнутый эффект и методика его оценки будут модифицироваться в зависимости от уровня, на котором осуществляются инвестиции (макро-, мезо-, микроуровень).

Существует точка зрения, что инвестиционный доход зависит от объема инвестиций [20] . Одной из проблем инвестирования в человеческий капитал является неоднозначность связи между объемом вложенных ресурсов и полученным доходом, что вызвано рисковым характером инвестиций. В некотором смысле инвестиции в человеческий капитал характеризуются большим риском, по сравнению с инвестициями в физический капитал, поскольку он находится в сильной зависимости от изменяющихся экономических условий. В ряде случаев человеческий потенциал не может быть реализован или используется неэффективно. Особенно это характерно для инвестиций в образование. Если из-за ухудшения состояния здоровья человек утрачивает трудоспособность, инвестиционный эффект от вложений в профильное образование может стать отрицательным.

Данный вывод находит свое подтверждение при изучении зависимости между уровнем образования и доходами. Например, Капе- люшников Р.И. и Лукьянова А.Л. в своем исследовании показали, что в российских условиях инвестиции в специфический человеческий капитал (среднее профессиональное и высшее образование) дают весьма низкую отдачу. Причем у мужчин эта отдача будет ниже, чем у женщин.

Ценность тех или иных инвестиций будет определяться двумя факторами: ожидаемым доходом и рискованностью вложений. Соответственно объем инвестиций в человеческий капитал определяется не только потенциальным будущим доходом (отдачей от инвестиций), по и уровнем инвестиционного риска, который можно оценить как па индивидуальном, так и корпоративном уровне.

Уровень инвестиционного риска человеческого капитала (УРичк) можно рассчитать по формуле 2.1, где 1=0 -возраст человека на данный момент времени, Т — возраст выхода на пенсию или ожидаемая продолжительность жизни.

Для расчета необходимы исходные данные о потенциальном чистом доходе индивида за весь период трудоспособности и норме амортизации его человеческого капитала.

Совокупный риск (формула 2.2) включает в себя суммарные инвестиции (фондовые и нефондовые), произведенные в образование и здоровье на протяжении жизни.

Ио — инвестиции в образование, Из — инвестиции в здоровье (все расходы на образование и здоровье за период жизни до выхода па пенсию). В данном случае не учитываются косвенные инвестиции (затраченное время на получение образования или восстановление здоровья).

Норма амортизации человеческого капитала (НА) в общем виде может быть рассчитана по формуле 2.3, где (Т-0 — период амортизации.

Если исходить из предположения, что человеческий капитал равен О к моменту Т (например, достижение установленного законом пенсионного возраста), то период амортизации составляет максимум 41 год для женщин (55 лет — 14 лет ) и 60 лет для мужчин. Таким образом, для женщин годовая норма амортизации составит 2,44, а для мужчин — 2,17. Следует отметить, что норма амортизации является индивидуальной, поскольку зависит от состояния здоровья индивида, его профессии, скорости устаревания знаний. Кроме того, возраст фактического выхода на пенсию также может отличаться от установленного законом.

Для оценки уровня риска инвестиций в человеческий капитал для хозяйствующего субъекта также могут быть использованы формулы 2.1 — 2.3, но с некоторой модификацией исходных данных. Значения показателей берутся применительно к совокупному человеческому капиталу организации (сумму капиталов всех работников). Максимальная продолжительность инвестиционного периода составляет Т-1, где 1=0 — момент трудоустройства сотрудника в конкретную организацию, Т — возраст увольнения (выхода на пенсию). Период амортизации специфического человеческого капитала зависит от стажа работы сотрудника в организации, поэтому он будет короче, чем для общего человеческого ка- 123 Законодательно определенный возраст, с которого можно начинать работать (ст. 63 Трудового кодекса РФ).

питала. С использованием данной методики можно рассчитать не только совокупный уровень инвестиционного риска по всему штату организации, но и по отдельным категориям сотрудников или подразделениям.

На основе вышеизложенного можно дать оценку уровня риска при возникновении тех или иных рисковых обстоятельств (снижение дохода, возникновение чрезвычайных расходов на лечение, необходимость дополнительного обучения и т.д.), а также обосновать стратегию управления инвестиционными рисками.

  • 1) Если расходы не превышают величину чистого дохода от инвестиций, то уровень риска является незначительным (приемлемым). В этом случае производить дополнительные расходы на управление риском не целесообразно.
  • 2) Если расходы приближаются к размеру чистого дохода, то риск оценивается как средний (существенный), что требует проведения мероприятий управлению (страхование, фонд самострахования, превентивные мероприятия по снижению риска).
  • 3) Если расходы равны или превышают чистый доход, то риск является катастрофическим. В данной ситуации также необходимы мероприятия по снижению риска или страхование его составляющих.

Соответственно при выборе метода воздействия па риск следует сопоставить расходы па финансирование риска с получаемой компенсацией, что позволит дать оценку эффективности выбранного метода.

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-i-riski-investitsiy-v-chelovecheskiy-kapital

Источник https://moluch.ru/archive/322/73085/

Источник https://bstudy.net/683066/ekonomika/metodologiya_strahovaniya_finansovyh_riskov_chelovecheskogo_kapitala

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *