Обзор Globaltrans: инвестиции в железнодорожного перевозчика

 

Содержание

Что такое инвестиции по грузоперевозкам

Пандемия быстро подвела рынок логистики к важному переходному этапу. Кажется, что все предыдущие годы отрасль копила энергию для технологического прорыва.

Лучшими практиками проникновения «цифры» в индустрию были автоматизация административной деятельности или внедрение ERP-систем.

Рынок как будто не реагировал на технологические достижения и не торопился даже примерять их на себя.

Но последний год коренным образом изменил ситуацию с этой сфере и стал катализатором для выхода этой «энергии». Технологии и их применение стали чуть ли не единственной точкой роста для большинства игроков.

Тем более очевиден этот тренд был на контрастном сравнении отечественного рынка автологистики и мирового, который в технологическом отношении идет далеко впереди.

Эффективное внедрение «цифры» – гарантия не просто возвращения к докризисным показателям, но и роста рынка опережающими темпами.

Несмотря на свою сложность, рынок логистики традиционно пользовался спросом среди инвесторов. Теперь этот спрос подогрет еще и грядущей массовой интеграцией ИТ-решений.

Конечно, одной «цифровизации» для привлечения венчурного капитала недостаточно.

Стоит отметить, что решающую роль играет общий объем рынка коммерческих грузовых автоперевозок (по оценкам экспертов VEB Ventures, он составляет один триллион рублей), а также темп его роста, который обещает слегка опередить рост ВВП России и составить порядка 5-6% в год.

Вот именно на этом фоне обращение отрасли в сторону «цифры» неминуемо привлекает инвесторов.

Однако есть несколько особенностей рынка, которые заставляют венчурный капитал действовать очень обдуманно и осторожно.

Как изменился рынок

Актуальность технологических внедрений лишь подчеркнул вирус Covid-19 и общемировая ситуация.

еще в 2019 году ведущие аналитики сходились в мысли, что такое направление развития для подавляющего большинства транспортно-логистических компаний – самое перспективное.

Цифровизация этой сферы еще два года назад была самым эффективным способом сократить издержки, оптимизировать бизнес-процессы и предложить рынку новые конкурентные преимущества – в том числе за счет оказания новых услуг.

Лихорадочные 2020-й и 2021-й годы лишь приблизили тот час, когда решение о цифровизации откладывать стало нельзя.

Фактически бизнес оказался перед выбором: изменить свой взгляд на применение цифровых решений сейчас или уйти с рынка совсем.

Одним из следствиев проникновения «цифры» в логистическую сферу станет сокращение числа посредников между заказчиком услуг и исполнителем.

Одно это автоматически повысит качество сервиса, которое постепенно выходит на первый план для большинства компаний на рынке.

Фоном рынок меняется и под действием регулятора – ФНС старательно борется за чистоту этой сферы, последовательно улучшая условия для «белых» компаний.

Параллельно с тем пандемия существенно сократила долю рынка, занимаемую малым и средним бизнесом.

Только за первые три квартала 2020-го года о своей ликвидации заявили более 10,5 тысяч ИП, занимавшихся логистикой. Рынок существенно укрупнился.

Большой сформировавшийся рынок, стоящий на грани технологического прорыва, всегда означает для инвестора большие перспективы. Большим «но» стала его консолидация вокруг крупных игроков, что автоматически подбросило входной ценник до небес.

Что делать

Стратегию прямых инвестиций на рынке логистики сейчас может позволить себе лишь тот инвестор, который распоряжается большим капиталом.

Но это не должно означать, что для остальных фондов и ангелов логистика становится закрытым рынком. Я вижу, как минимум, два пути решения этого вопроса.

  • Во-первых, на волне цифровизации индустрии можно ожидать – и практика уже подтверждает это ожидание – появление целого поколения стартапов, разрабатывающих инновационные сервисные инструменты для логистических предприятий.

В их числе и появляющиеся маркетплейсы, предлагающие единую точку входа для клиента, который ищет поставщика логистических услуг, и разработка роботов для организации и совершенствования складского хранения, и внедрение искусственного интеллекта для оптимизации маршрутов, полной загрузки и других способов увеличения эффективности затрат.

Возможно, это и не рождение нового кластера стартапов в Сколково, но уже сформировавшийся тренд достаточно крупного рынка, который важно иметь ввиду.

  • Во-вторых, меняющаяся индустрия открывает новые ниши, которые раньше не существовали за ненадобностью.

Локдаун и прочие ограничения вывели на новый качественный уровень интернет-продажи. Что, в свою очередь, дало сильный толчок к развитию услуг по доставке на «последней миле».

Это бизнес-пространство занимают новые игроки, которые отвоевывают свое место под солнцем в том числе технологичным подходом.

На острие современных тенденций они предлагают потребителю и отслеживание товара в режиме реального времени, и разные способы получения товара, от дропшиппинга до постаматов, и разные способы доставки, в том числе и краудсорсинговый.

Вот лишь один пример появления целой новой ниши на уже устоявшемся рынке. Те инвесторы выиграют больше всего, кто сможет определить появление таких новых ниш и верно оценить их перспективу.

Не пропустить сигнал

Буксовавшая с внедрением технологий логистика теперь встала на рельсы цифровизации.

Одновременно с этим отрасли, которые обеспечивают спрос на перевозки, консолидируются вокруг крупных игроков.

Это является стимулом для роста конкуренции в области цены, качества и надежности услуг, что также ведет к увеличению затрат на автоматизацию бизнес-процессов.

Вам будет интересно  Как скопировать ссылку в Телеграм: на аккаунт, группу, канал, чужой профиль, пост | Postium

Цифровизация – очевидный инструмент для роста транспортных компаний, как для преодоления появляющихся экономических трудностей, так и борьбы на конкурентном рынке.

Новый стимул к развитию столь обширной индустрии – безусловный сигнал не только для участников рынка, но и для тех, кто хочет выйти на этот рынок. В том числе, для венчурного капитала.

Обзор Globaltrans: инвестиции в железнодорожного перевозчика

Globaltrans Investment PLC

Globaltrans Investment (MCX, LSE: GLTR) — кипрская компания, холдинг крупного частного железнодорожного перевозчика.

О компании

Globaltrans предоставляет услуги по железнодорожным перевозкам грузов и аренде вагонов. Большую часть бизнеса компания ведет в России, но есть активы и перевозки также в нескольких странах постсоветского пространства.

На конец 2021 года через дочерние общества Globaltrans владеет примерно 65 тысячами вагонов различных типов и еще около 4 тысяч находятся в аренде. Значительную часть подвижного состава составляют полувагоны, которые в основном используются для перевозки сыпучих грузов, и цистерны для перевозки жидких грузов.

Также у компании есть 71 собственный локомотив. Средний возраст подвижного состава меньше 14 лет. Общий его размер довольно стабилен, меняясь год от года на несколько процентов в сторону увеличения или уменьшения.

Сильной стороной Globaltrans является один из самых низких в отрасли коэффициентов порожнего пробега подвижного состава. Это один из основных показателей эффективности железнодорожных компаний. Правда, в последние годы этот коэффициент стабильно растет, что не очень хорошо.

Скидка 35% на все курсы Учебника

У компании более пятисот промышленных клиентов, но значительную часть бизнеса Globaltrans составляют перевозки для крупных клиентов в рамках долгосрочных контрактов. К крупнейшим из них относятся такие системообразующие для российской экономики компании, как «Роснефть», «Газпромнефть», ММК и «Металлоинвест». По итогам 2021 года доля выручки Globaltrans от долгосрочных контрактов составила 59%.

Основными видами перевозимых компанией грузов являются нефть и нефтепродукты, металлургические грузы, уголь и стройматериалы. В целом Globaltrans занимает около 7% рынка грузовых железнодорожных перевозок, но в отдельных категориях его доля больше — например, в сегменте перевозки металлургических грузов она доходит до 17%.

Компания активно управляет своим бизнесом: так, в феврале 2022 года доля в дочернем ООО «БалтТрансСервис» была увеличена с 60 до 100%, а доля 60% в другой дочке, «Синтезрейле», наоборот, была продана в 2021 году. Globaltrans посчитал, что это нишевый неосновной бизнес, от которого не стоит ожидать большой синергии с основным бизнесом, а перспективы его дальнейшего роста не слишком велики. Вместе с тем стоит отметить, что доля в «Синтезрейле» была продана структурам некоторых совладельцев Globaltrans.

Коэффициент порожнего пробега подвижного состава по годам

2017 2018 2019 2020 2021
Весь подвижной состав 45% 46% 49% 51% 51%
Полувагоны 37% 38% 42% 45% 44%

Размер подвижного состава по годам, тысяч штук

2017 67
2018 69
2019 71
2020 72
2021 69

Структура подвижного состава по типу вагонов за 2021 год

Финансовые показатели

Выручка и чистая прибыль компании стабильно росли с 2017 по 2019 год — до наступления кризиса, вызванного пандемией коронавирусной инфекции. Естественно, из-за нее конъюнктура значительно ухудшилась и сохранялась такой до первой половины 2021 года включительно. Это вызвало падение выручки и прибыли, но Globaltrans достойно пережил кризисные времена, не скатившись в убытки. А свободный денежный поток, несмотря на кризис, продолжал стабильно расти.

Чистый долг компании постепенно рос, но в 2021 году его получилось уменьшить. Положительным моментом является то, что весь долг Globaltrans номинирован в рублях и выдан компании под фиксированные ставки. Средневзвешенная ставка оценивается в приемлемые по нынешним временам 7,5%.

Основные финансовые результаты, млрд рублей

2017 2018 2019 2020 2021
Выручка 78,1 86,8 95 68,4 73,2
Чистая прибыль 12,3 17,7 20,8 10,6 13
Свободный денежный поток 17 12,3 12,8 15,1 16,1
Чистый долг 11,4 18,6 23,6 27 18,5

История и акционерный капитал

Globaltrans был образован в 2004 году путем объединения двух частных железнодорожных компаний. Уже в 2008 году Globaltrans стал публичным, проведя IPO на Лондонской фондовой бирже. В 2020 году глобальные депозитарные расписки компании начали котироваться на Московской бирже.

Пятеро сооснователей Globaltrans до сих пор являются ее крупными акционерами, суммарно владея примерно 43% акционерного капитала. Также небольшие доли есть у директоров, менеджмента и самой компании, а почти 57% акций находятся в свободном обращении.

Дивиденды и дивидендная политика

Globaltrans ведет довольно приятную для инвесторов дивидендную политику: согласно ее условиям, дивиденды выплачиваются по понятной формуле, исходящей из свободного денежного потока и долговой нагрузки.

В последние годы выплаты осуществлялись на полугодовой основе. Компания показывала прекрасную дивидендную доходность, но дивиденд за первое полугодие 2021 года был значительно ниже. Далее выплата дивидендов была приостановлена из-за технических ограничений на вывод средств в холдинговую кипрскую компанию.

Условия дивидендной политики

Net debt / EBITDA Доля свободного денежного потока, выплачиваемая в виде дивидендов
2 0% или более

Дивиденды и дивидендная доходность Globaltrans по годам

2018 2017 2019 2020 6м2021
Дивиденд 92,4 Р 89,65 Р 93,1 Р 74,55 Р 22,5 Р
Дивидендная доходность 14,7% 16,6% 17% 16,4% 3,5%

Почему акции могут вырасти

Стабильный внутренний бизнес. У Globaltrans практически весь бизнес находится в России, что по нынешним временам скорее плюс, а постоянно продлеваемые долгосрочные контракты с флагманами российской экономики делают его стабильным.

Да и конъюнктура сейчас благоволит компании: в последние годы объем железнодорожных грузоперевозок показывает растущий тренд, а средняя ставка аренды полувагона за год выросла примерно в три раза и все еще продолжает понемногу расти. По финансовым показателям Globaltrans также выглядит неплохо: постоянная прибыльность, хорошая рентабельность и невысокая долговая нагрузка.

Вам будет интересно  Минимальная сумма 🕴 для начальных инвестиций 📈

Возможный бенефициар «разворота на Восток». По понятным санкционным причинам фокус внешнеэкономических связей и торгового оборота России смещается из Европы в Азию. Можно ожидать, что будет увеличиваться товарооборот в Сибирь и на Дальний Восток, до которых дальше, чем до Европы, на чем могут заработать транспортные компании и, в частности, Globaltrans.

Возобновление выплаты дивидендов. Компания регулярно выплачивала очень хорошие дивиденды, скорее всего, продолжит эту практику, когда разрешатся технические сложности. Возможно, ограничения снимут или ослабят, а возможно, Globaltrans совершит редоцимиляцию — перерегистрируется с Кипра в Россию.

Традиционно любящие дивиденды российские инвесторы с радостью воспримут новость об их возобновлении и помогут котировкам ценных бумаг компании вырасти.

Обратный выкуп акций. Globaltrans осуществляет обратный выкуп акций, в конце марта 2022 года он был подтвержден еще на год. Объем — до 5% акционерного капитала. Это хороший способ поддержать котировки и вернуть деньги акционерам, особенно актуальный при невозможности выплачивать их в виде дивидендов.

Почему акции могут подешеветь

Заграничные неприятности. Во-первых , около 5% подвижного состава Globaltrans оказались заблокированы и неизвестно, получит ли компания их назад и в каком состоянии. Во-вторых , у Globaltrans есть крупная доля в эстонской компании и пока неизвестно, что будет с этой частью бизнеса. В-третьих , осложнение отношений с некоторыми заграничными странами может отрицательно сказаться на товарообороте, который, в свою очередь, может привести к меньшему спросу на железнодорожные перевозки.

Иностранная прописка уже привела Globaltrans к сложностям с выплатой дивидендов и может быть причиной каких-либо еще не очень предсказуемых сейчас неприятностей.

Высокая концентрация. Длительные партнерские отношения с крупными клиентами — это хорошо, но все же доля выручки Globaltrans от некоторых из них слишком велика: если, например, «Роснефть» или ММК решат пользоваться услугами других транспортных компаний или же создать собственные дочерние структуры, это значительно повлияет на бизнес Globaltrans не в лучшую сторону.

С «разворотом на Восток» не все однозначно. Возможно, при реализации этого сценария у компании не получится так же эффективно использовать свой подвижной состав, как с нынешней структурой маршрутов, у нее начнет еще сильнее расти коэффициент порожнего пробега, что будет отрицательно влиять на финансовые показатели.

Свой бизнес: транспортная компания (международные грузоперевозки)

Свой бизнес: транспортная компания (международные грузоперевозки)

* В расчетах используются средние данные по России на момент написания статьи. В каждой статье есть калькулятор расчета прибыльности бизнеса, который позволит вам рассчитать актуальные на сегодня ключевые показатели доходности.

Рост потока товаров из Китая и других стран увеличивают число предпринимателей, интересующихся бизнесом на услугах по международным грузоперевозкам. Что нужно для открытия такого дела, и как наиболее оптимально войти в бизнес?

В нашем предыдущем материале мы уже коснулись всех аспектов открытия бизнеса по доставке сборных грузов по России. Однако для многих начинающих предпринимателей остается актуальным вопрос – а стоит ли заниматься логистикой по международным направлениям? Многие компании, от представителей малого бизнеса до крупных корпораций, занимаются импортом и экспортом товаров. Для обеспечения потребностей таких клиентов в доставке грузов всегда будет актуальным партнер по логистике, который доставит и растаможит «под ключ» товар из любой точки мира.

В наши дни постоянно растет поток товаров из Китая. Экономический рост и доступный уровень цен поставщиков из Поднебесной породил большой спрос на логистику из Юго-Восточной Азии. Также многие товары, ввиду отсутствия конкурентов на отечественном рынке, поставляются из стран Европы и из Турции. Именно на эти три направления мы рекомендуем обратить свои взоры транспортным компаниям, планирующим начать работу по «международке».

На данный момент свои услуги по зарубежным направлениям предлагают как крупные логистические провайдеры (DHL, TNT, Major Express), так и небольшие частные компании. В отличие от указанных выше «китов» рынка, локальные транспортные компании более гибкие по отношению к клиентам и предлагают более демократичные цены по доставке грузов. Именно с этой ниши и стоит начать.

Выбираем формат бизнеса

Сразу заострим внимание на том, что количество инвестиций в этот бизнес далеко не всегда пропорционально «выхлопу», который вы от него получите. Да, можно потрать немалые деньги на закупку собственного транспорта, удовлетворяющего требованиям международного рынка, разработать крутое приложение по отслеживанию грузов в пути, но… стоит ли? На первых порах куда правильнее сосредоточить усилия на оказании качественного сервиса и удержать цены на невысоком уровне.

А потому в случае с «международкой» куда более логичной выглядит модель работы по формату так называемого экспедирования грузов.

При таком подходе к организации операционных процессов вы находите зарубежных подрядчиков, которые берут на себя сам процесс доставки, а зарабатываете на добавленной к перевозке стоимости. Как правило маржинальность колеблется в диапазоне от 10 до 20 процентов.

Регистрация компании

Для того, чтобы осуществлять деятельность по доставке грузов по международным направлениям, понадобится открыть ООО со следующими кодами ОКВЭД:

49.41.1 Перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами

52.21 Деятельность вспомогательная, связанная с сухопутным транспортом

52.24 Транспортная обработка грузов

52.29 Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками

Свой тренинговый центр за 69 000 руб. Можно вести бизнес онлайн!

В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.

Зарубежные грузоперевозки облагаются НДС по ставке 0%, поэтому важно еще на стадии открытия компании найти хорошего бухгалтера с опытом работы в направлении ВЭД. При подаче финансовой отчетности в налоговую необходимо всегда обосновать нулевой НДС и постоянно предоставлять для этого полный пакет документов.

Вам будет интересно  Инвестиционный спрос и определяющие его факторы

Поиск помещения и закупка оборудования

Затраты на открытие офиса транспортной компании, занимающейся международными перевозками довольно небольшие. В отличие от транспортной компании, занимающейся сборными грузами, в наличии склада необходимости нет.

Поэтому необходимо просто найти небольшое, но удобное помещение с возможностью доступа в интернет и подключения телефонии. Последнее особо важно, поскольку предстоит делать много звонков за пределы России – рекомендуем тщательно выбрать провайдера и определиться с тарифами на связь, чтобы в дальнейшем не тратить большие суммы на переговоры.

На текущий момент арендовать офис в городе-миллионнике для размещения 3-5 человек можно не дороже 20 000 рублей в месяц.

Оборудование покупаем самое необходимое – три недорогих ноутбука с офисными программами и МФУ, на все про все уйдет порядка 70 000 рублей.

Обзор Globaltrans: инвестиции в железнодорожного перевозчика

Взаимодействие с поставщиками услуг (перевозчиками)

Самое сложное при старте работы по международным направлениям – выбрать надежных перевозчиков, которые при этом смогут оказывать услуги по доставке грузов по ценам ниже рынка.

Лучшими перевозчиками из Европы по соотношению цены и оказываемого сервиса являются белорусские и литовские подрядчики. До недавнего времени многие транспортные компании работали с собственниками транспорта из Украины, однако в свете последних политических событий работа с ними на данный момент стала невозможной.

Если говорить про доставку грузов из Китая, стоит обратить внимание либо на местных партнеров из Поднебесной, либо заключить постоянные договоры с линиями, перевозящими контейнеры из этого региона. Доставка грузов из Юго-Восточной Азии как правило производится через ключевые порты России: на северо-западе страны это Санкт-Петербург, на юг России логистика строится в основном через Новороссийск или Азов. Самые известные морские линии – Maersk, MSC, ZIM, Arkas. Следует учитывать, что получить конкурентоспособные условия у подрядчиков получится только при условии больших объемов перевозок. А потому самое время перейти к следующему пункту – продажам.

Взаимодействие с клиентами

Будьте готовы к тому, что самые «сливки» с зарубежных поставок вы сможете снимать только при условии больших объемов перевозок по международным направлениям. А потому в первую очередь стоит обратить внимание на крупные производственные компании, дистрибьюторов либо федеральные розничные сети.

Важно хорошо «упаковать» свои услуги – при получении заказа у известного бренда нелишним будет разместить его в списке клиентов на сайте и сделать хорошую презентацию, раскрывающую ваши конкурентные преимущества.

Подводных камней в работе с крупными клиентами не так уж много, большинство ключевых заказчиков платят исправно и в срок. Однако есть один довольно-таки большой «булыжник» под названием отсрочка платежа. Представители крупного бизнеса, располагающие большим количеством «лакомых» отправок, как правило платят в течение 30-45 дней в момента перевозки. А потому во избежание кассового разрыва будьте готовы к тому, что изначально придется оплачивать из собственного бюджета перевозки собственникам транспорта, а ваши вложения окупятся в течение одного-полутора месяцев.

Подбор сотрудников

Для открытия транспортной компаний, оказывающей услуги по международным перевозкам, вам понадобится небольшая, но профессиональная команда. Про бухгалтера мы уже говорили – необходим сотрудник именно с опытом работы в ВЭД, однако не обязательно брать его на постоянную работу. Услуги ведения бухгалтерии можно передать на аутсорс и стоить они будут от 5 до 10 тысяч рублей в месяц.

Даже если у вас есть определенные наработки по клиентской базе, менеджер по продажам в любом случае будет необходим для дальнейшего развития компании. Лучше не скупиться на заработную плату такому сотруднику и брать состоявшегося профессионала в сфере международных перевозок. Обучение и ввод в курс дела новичка может затянуться на довольно долгий период времени. Стандартные условия для регионального города-миллионника: оклад порядка 50 000 рублей плюс хороший процент от новых сделок.

Аналогичные рекомендации касаются подбора логиста – лучше брать человека с опытом в данной сфере, поскольку наработка перевозчиков с нуля займет не один месяц и будет сопряжена с определенными рисками. Идеальный кандидат – из крупной западной компании, располагающий своими проверенными подрядчиками в указанных регионах. ФОТ логиста аналогичен менеджеру – окладная часть в размере пятидесяти тысяч рублей и бонусная составляющая, зависящая от количества закрытых заявок на перевозку.

На первых порах можно ограничиться и двумя сотрудниками, в дальнейшем при увеличении оборотов компании однозначно будет необходим специалист по работе с клиентами, который возьмет на себя весь процесс документооборота с поставщиками услуг и заказчиками.

Для оказания услуг «под ключ» можно также предлагать клиентам услуги по таможенному оформлению грузов. Многие компании не держат в своем штате брокеров, занимающихся «растаможкой» импортируемых грузов и «затаможкой» экспортных товаров.

А потому целесообразно либо заключить договор на оказание таможенных услуг со сторонним подрядчиком, либо взять в штат собственного брокера. Это не только расширит спектр оказываемых вами услуг, но и поднимет уровень вашей компании в глазах клиентов, которые получат зарубежную логистику «по ключ».

Финансовые показатели

Как можно убедиться из сегодняшней статьи, расходы на открытие логистической компании, работающей по международным направлениям, не так уже высоки, если не учитывать необходимость наличия «оборотки». Основная статья расходов – наличие свободных либо заемных денежных средств на первоначальную оплату услуг перевозчиков.

Источник https://rb.ru/opinion/cifrovye-relsy-logistiki/

Источник https://journal.tinkoff.ru/news/review-gltr/

Источник https://www.openbusiness.ru/biz/business/international-cargo/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *