Методологический комментарий к международной инвестиционной позиции Российской Федерации | Банк России

 

Содержание

Иностранные инвестиции в банковском секторе экономики России

Кандидат юридических наук Е.Е. Веселкова рассматривает основные вопросы, относящиеся к привлечению иностранных инвестиций в банковский сектор экономики России. Особое внимание уделяется особенностям данной правовой формы иностранных инвестиций.

Иностранный инвестор закономерно использует правовые формы иностранных инвестиций (ПФИИ) в зависимости от целей и направления его экономической интеграции. В условиях современного этапа в экономической системе России сложилась определенная особенность. Наибольшая концентрация национального капитала наблюдалась в банковском секторе (уступает он только энерго-сырьевому сектору). В ряде случаев такая концентрация была обусловлена наличием у коммерческих банков большого объема денежных средств, привлеченных из-за рубежа. Последующее развитие банковского сектора, в частности наращивание его капиталов, до начала мирового финансового кризиса 2008 — 2009 гг. (МФК) превратило коммерческие (и государственные) банки в основного субъекта инвестиционной деятельности, осуществляемой как на рынках капиталов, так и посредством реализации инвестиционных проектов.

В соответствии с Законом РФ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» коммерческие банки могут создаваться в форме как акционерного общества, так и общества с ограниченной ответственностью. Кредитная организация как специальный вид хозяйственного общества подлежит исследованию. Рассмотрим правовую основу для интеграции иностранного элемента посредством учреждения (вхождения в уже созданную) кредитной организации.

В условиях развивающегося финансового кризиса вопрос об иностранных инвестициях в российский банковский сектор по-прежнему актуален. Об этом свидетельствует как статистика Банка России, отражающая продолжающееся увеличение доли иностранного капитала в совокупном зарегистрированном капитале действующих кредитных организаций, так и поступающая от участников рынка информация о проводимых переговорах с потенциальными стратегическими партнерами из-за рубежа. На фоне пока еще не воплощенных в жизнь инициатив Центрального банка РФ, направленных на упрощение процедур проведения сделок по слиянию и поглощению (далее — сделки М&А) в банковском секторе, финансовый кризис определенно поспособствовал принятию законодательными органами страны мер, направленных на упрощение порядка приобретения банков, испытывающих острую нехватку ликвидности.

В соответствии с информацией Банка России по состоянию на 1 июля 2008 г. лицензию на осуществление банковских операций в России имели 215 кредитных организаций с участием нерезидентов, расположенных в 39 субъектах Федерации, при этом большинство из них (125) — в Москве. В 70 кредитных, организациях уставный капитал сформирован за счет средств нерезидентов на 100%. По оценкам Ассоциации российских банков к 2020 г. доля иностранного участия в капитале и активах российской банковской системы может составить 30 — 35%.

В сентябре 2008 г., в самый разгар финансового кризиса в Америке и Европе, от крупных зарубежных инвесторов в капитал Инвестиционного торгового банка поступили 200 млн. долл. Это означает, что российский банковский рынок интересен зарубежным инвесторам и в условиях кризиса. Однако для более точной оценки перспектив вхождения зарубежных инвесторов в капитал российских банков следует прежде всего проанализировать правовое поле, определяющее условия таких инвестиций.

Российская Федерация не создает какие-либо необычные требования в отношении участия нерезидентов в капитале российских банков. Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 2 Гражданского кодекса РФ).

Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ст. 1) не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, которые регулируются законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности. Банк России выдает разрешения на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков в соответствии с порядком, установленным федеральными законами. Увеличение размера уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов регулируется федеральными законами (ст. 52 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Совет директоров Банка России определяет в соответствии с федеральными законами условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации (ст. 18 Закона N 86-ФЗ).

Российские банки с иностранным участием и филиалы иностранных банков могут открываться на территории России только в пределах квоты участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации. Эта квота рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах кредитных организаций с иностранными инвестициями, и капитала филиалов иностранных банков к совокупному уставному капиталу кредитных организаций, зарегистрированных на территории нашей страны.

Несмотря на то что Закон N 86-ФЗ и Закон N 395-1 предусматривают право иностранных банков создавать филиалы на территории Российской Федерации, сегодня это право не может быть реализовано. Официальная позиция по филиалам изложена в совместном Заявлении Правительства РФ и Центрального банка РФ от 5 апреля 2005 г. N 983п-П13/01-01/1617 «О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 г., в котором, в частности, говорится, что создание в Российской Федерации филиалов иностранных банков на текущем этапе развития банковского сектора следует считать преждевременным, прежде всего исходя из необходимости поддержания равных конкурентных условий для всех кредитных организаций, оказывающих банковские услуги. Вместе с тем, как указано в Заявлении, Правительство РФ и Банк России рассматривают деятельность иностранных банков, осуществляемую посредством участия в создании или приобретении долей (акций) в уставном капитале российских кредитных организаций, в качестве важного фактора развития рынка банковских услуг.

Рост интереса зарубежных инвесторов подтверждается и статистическими данными. В сентябре 2002 г. в Российской Федерации были зарегистрированы 129 банков с иностранным участием в уставном капитале, в сентябре 2003 г. — 127, в сентябре 2004 г. — 129, в сентябре 2005 г. — 131.

Создание кредитных организаций с иностранными инвестициями регулируется соответствующим Положением Банка России «Об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями» (Приказ ЦБ РФ от 23 апреля 1997 г. N 02-195). В соответствии с Положением Банк России выдает предварительное разрешение на создание кредитной организации с иностранными инвестициями. При рассмотрении вопроса о выдаче разрешения учитываются:

  • уровень использования квоты участия иностранного капитала в банковской системе России;
  • финансовое положение учредителей-нерезидентов;
  • деловая репутация учредителей-нерезидентов;
  • очередность подачи заявления.

Размер квоты участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации на сегодняшний день не установлен, так как нет соответствующего федерального закона. 29 марта 1993 г. решением Совета директоров Банка России был установлен лимит участия иностранного капитала в банковской системе страны на уровне 12%, который не пересматривался вплоть до отмены с 1 декабря 2002 г. (указание ЦБ РФ от 4 ноября 2002 г. N 1204-У). Стоит отметить, что в период ее действия доля иностранного капитала в банковской сфере была менее 12%.

Оценка финансового положения приобретателей-нерезидентов, являющихся юридическими лицами, для проверки правомерности оплаты приобретаемых акций производится территориальным учреждением Банка России в соответствии с Положением «О порядке и критериях финансового положения юридических лиц — учредителей (участников) кредитных организаций» (утв. Банком России 19.06.2009 N 337-П). Приобретатель-нерезидент должен представить бухгалтерский баланс и расчет стоимости скорректированных чистых активов.

Оценка финансового положения приобретателей-нерезидентов, являющихся физическими лицами, для проверки правомерности оплаты приобретаемых акций производится территориальным учреждением Банка России в соответствии с Положением от 19 апреля 2005 г. N 268-П «О порядке и критериях финансового положения физических лиц — учредителей (участников) кредитных организаций». Достаточность собственных средств приобретателя-нерезидента оценивается с использованием показателя, экономическое содержание которого соответствует понятию «чистые активы», применяемому в Российской Федерации. При расчете чистых активов используются статьи баланса, аналогичные или близкие по характеристике статьям, принятым при расчете указанного показателя приобретателями-резидентами. При этом следует исходить из того, что «чистые активы» — показатель, определяемый как разница между реальной стоимостью активов и величиной обязательств приобретателя.

Банк России может принимать во внимание размер иностранных инвестиций в банковской системе России из государств места нахождения учредителей, а также характер двусторонних отношений между Россией и государством места нахождения каждого из учредителей. В отношении организаций с иностранным участием дополнительным требованием до недавнего времени являлся повышенный размер уставного капитала. Минимальный размер уставного капитала для кредитных организаций с иностранными инвестициями составлял 10 млн. евро. Эта норма перестала действовать с 1 января 2007 г. — из статьи 18 Закона N 395-1 исключили право Банка России устанавливать обязательные нормативы и минимальный размер капитала вновь регистрируемых кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков. Таким образом, на сегодня минимальный размер уставного капитала для банков с иностранным участием такой же, как и для банков без иностранного участия — 5 млн. евро. Учредители представляют в Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности заявление (ходатайство) о выдаче разрешения на создание кредитной организации с иностранными инвестициями. При приобретении нерезидентом более 10% уставного капитала создаваемой кредитной организации-резидента заявление должно содержать информацию об учредителях такого юридического лица-нерезидента с указанием их места нахождения и кратким описанием направления их деятельности. К заявлению прилагаются документы, содержащие сведения об учредителях-нерезидентах:

  • учредительные документы;
  • решение уполномоченного органа юридического лица о его участии в уставном капитале кредитной организации на территории России;
  • балансы за три предыдущих года деятельности, подтвержденные аудиторским заключением, и т.п.

Для принятия окончательного решения Банк России может запросить дополнительную информацию.

Разрешением на участие нерезидентов в уставном капитале кредитной организации с иностранными инвестициями является информационное письмо Банка России, которое действительно в течение одного года со дня его получения. Дальнейшие действия регулируются Инструкцией Банка России «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций». Перечень документов, представляемых в Банк России для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций, содержится в главе 3 Инструкции.

Привлечение иностранных инвесторов путем продажи доли в уставном капитале банка имеет ряд принципиальных преимуществ перед другими формами привлечения ресурсов. В частности, привлечение акционерного капитала позволяет улучшить баланс банка. Однако, несмотря на все преимущества, следует учитывать, что в действительности к размещению акций путем открытой публичной подписки могут прибегнуть лишь немногие банки. К ним относятся наиболее крупные кредитные институты с государственным участием, а также крупные банки с прозрачной структурой собственников и понятным, диверсифицированным бизнесом. Более доступным способом привлечения иностранных инвестиций в капитал банка является размещение акций путем закрытой подписки.

Однако в случае проведения размещения долей уставного капитала банка среди заранее определенного круга инвесторов, как показывает практика Инвестиционного торгового банка, много времени уходит на прохождение due diligence и подготовку письма, в котором необходимо представить подробную информацию о банке, его дочерних обществах, существенных контрактах, сомнительной задолженности, всех корреспондентских счетах банка с указанием реквизитов и остатков денежных средств, имуществе на праве собственности и аренды и др.

Другим важным фактором является размер банка, поскольку участие в акционерном капитале в объеме менее 100 млн. долл. практически не представляет интереса для зарубежных инвесторов.

До 1 января 2007 г. в соответствии со статьей 18 Закона N 395-1 кредитная организация обязана была получить предварительное разрешение Банка России на увеличение своего уставного капитала за счет средств нерезидентов, на отчуждение (в том числе продажу) своих акций (долей) в пользу нерезидентов, а участники кредитной организации — резиденты — на отчуждение принадлежащих им акций (долей) кредитной организации в пользу нерезидентов. Указанные сделки по отчуждению акций (долей) нерезидентам, совершенные без разрешения Банка России, являлись недействительными. Сегодня такого требования нет.

С 31 января 2007 г. признана утратившей силу глава 3 Положения N 437 «Порядок получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов». Приобретение более 20% (долей) кредитной организации требует предварительного согласия Банка России. Порядок приобретения более 20% акций (долей) кредитной организации в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом либо группой юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, устанавливается Инструкцией Банка России от 21 февраля 2007 г. N 130-И.

Юридическое лицо — нерезидент (включая кредитную организацию) в дополнение к документам, указанным в пункте 2.2 настоящей Инструкции, представляет решение уполномоченного органа об участии данного юридического лица в уставном капитале кредитной организации на территории Российской Федерации, а также письменное согласие соответствующего контрольного органа страны места нахождения этого юридического лица на участие в уставном капитале кредитной организации на территории Российской Федерации либо заключение указанного органа об отсутствии необходимости получения такого согласия.

Физическое лицо — нерезидент дополнительно представляет «подтверждение первоклассного согласно международной банковской практике иностранного банка (краткосрочные обязательства которого имеют по классификации IBCA, Moody’s, Standart & Poor’s рейтинг не ниже АА, prime-1) платежеспособности этого лица (способности оплатить свою долю в уставном капитале)».

Аккумулирование средств в процессе эмиссии (на этапе размещения) акций кредитными организациями осуществляется путем открытия банком-эмитентом накопительного счета, режим которого устанавливается Банком России. Инструкция Банка России «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации» конкретизирует данную норму.

Накопительными счетами признаются:

  • корреспондентский счет кредитной организации — эмитента, открытый в Банке России в российской валюте;
  • корреспондентский счет кредитной организации — эмитента, открытый в уполномоченном банке или банке за пределами территории Российской Федерации в соответствующей иностранной валюте;
  • накопительный счет со специальным режимом, который не является банковским счетом.

Последний открывается в подразделении расчетной сети Банка России, где открыт корреспондентский счет кредитной организации — эмитента. На накопительный счет со специальным режимом могут зачисляться только денежные средства, поступающие в оплату акций кредитной организации — эмитента. Решение о выпуске (дополнительном выпуске) акций кредитной организации — эмитента должно содержать указание на то, какие накопительные счета будут использоваться при оплате акций, при этом для одного выпуска не могут использоваться счета с различными режимами.

Кредитная организация — эмитент до регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) акций не вправе использовать в своем обороте денежные средства, находящиеся на накопительном счете со специальным режимом.

Данные денежные средства могут:

  • возвращаться лицам, ранее перечислившим их в оплату акций, если итоги выпуска не зарегистрированы;
  • возвращаться лицам, ранее перечислившим их в оплату акций, при расторжении договора купли-продажи акций в период проведения подписки на них.

После регистрации отчета об итогах выпуска средства в российской валюте с накопительного счета со специальным режимом перечисляются на корреспондентский счет кредитной организации в Банке России, а накопительный счет закрывается.

Нерезиденты (юридические и физические лица) вправе оплачивать акции кредитной организации — эмитента при их размещении в иностранной валюте, если это предусмотрено в зарегистрированных эмиссионных документах кредитной организации. Нерезиденты оплачивают акции иностранной валютой со своих банковских счетов (банковских вкладов) в иностранной валюте, открытых в уполномоченных банках, а также со своих банковских счетов (банковских вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации.

Для поступления средств в иностранной валюте может быть использован корреспондентский счет кредитной организации — эмитента или накопительный счет со специальным режимом. Инструкция ЦБ РФ N 128-И устанавливает требования к таким счетам. Иностранная валюта должна поступать на корреспондентский счет кредитной организации — эмитента, открываемый в соответствующей иностранной валюте в Сберегательном банке РФ, Банке внешней торговли или первоклассном банке «группы развитых стран» (краткосрочные обязательства которого имеют по классификации Moody’s, Standart & Poor’s рейтинг не ниже АА, prime-1), а также иностранном банке, оплачивающем не менее 50% размещаемых акций своей дочерней кредитной организации — эмитента.

Для государственной регистрации изменений, вносимых в устав и связанных с увеличением уставного капитала, кредитная организация направляет в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор над ее деятельностью:

  • платежные поручения с отметкой об исполнении, свидетельствующие об оплате долей в уставном капитале кредитной организации;
  • заключение федерального антимонопольного органа (в установленных в соответствии с федеральными законами случаях). Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что для приобретения более 25% голосующих акций акционерного общества требуется получить предварительное согласие со стороны Федеральной антимонопольной службы.

С момента регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг снимаются все ограничения и запреты на использование денежных средств и иного имущества, внесенного в оплату размещенных акций, и эти средства подлежат включению в расчет величины собственных средств (капитала) и обязательных нормативов деятельности кредитной организации.

Таким образом, как показывает позитивный опыт Инвестиционного торгового банка, привлечение иностранных инвесторов в капитал банка является вполне доступным для любого российского банка с прозрачной структурой и понятным бизнесом. Процедура вхождения иностранцев в капитал стала проще и понятнее для банков и инвесторов. Некоторые сложности, встречающиеся при подготовке иностранными инвесторами документов для Банка России, носят технический характер и вполне преодолимы.

Библиография

Богуславский М.М. Международное частное право. М., 2006.

Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс (академический курс). М.: Волтерс Клувер, 2004.

Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт. М., 2001.

Гущин В.В., Овчинников А.А. Инвестиционное право. 2-е изд. М.: Эксмо, 2009.

Майфат А.В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования. М.: Волтерс Клувер, 2007.

Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право: теория и практика применения. М., 2005.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Методологический комментарий к международной инвестиционной позиции Российской Федерации

Концептуальной и методологической основой является шестое издание Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции Международного валютного фонда (РПБ6).

Общие понятия статистики международной инвестиционной позиции

Международная инвестиционная позиция (МИП) представляет собой статистический отчет, отражающий на определенный момент времени стоимость финансовых требований резидентов к нерезидентам, а также золота в слитках, служащего резервным активом, и обязательств резидентов перед нерезидентами.

В МИП отражаются остатки активов и обязательств на отчетную дату, а также изменения за период, которые произошли в результате операций, стоимостных изменений (переоценки) и прочих изменений.

Изменения в результате операций показывают чистые изменения иностранных активов/обязательств, которые произошли в результате финансовых операций между резидентами и нерезидентами с этими активами/обязательствами. Эти операции отражаются в финансовом счете платежного баланса.

Изменения в результате переоценки и прочие изменения отражают изменения, не связанные с финансовыми операциями между резидентами и нерезидентами. В составе изменений в результате переоценки учитываются чистые изменения в объеме активов/обязательств в результате изменения валютных курсов и уровня цен на финансовые инструменты. В прочие изменения включаются все остальные изменения в объеме активов/обязательств. К ним относятся: изменения в результате списания активов или обязательств; переклассификация (перераспределение) между институциональными секторами или функциональными категориями; изменения, вызванные сменой резидентной принадлежности институциональной единицы.

Разница между внешними финансовыми активами и обязательствами представляет собой чистую инвестиционную позицию, которая может быть положительной — страна является чистым кредитором по отношению к остальному миру — или отрицательной — страна является чистым заемщиком.

Структура и характеристика международной инвестиционной позиции Российской Федерации

Данные МИП Российской Федерации распространяются (публикуются) в нескольких презентациях, имеющих различные группировки данных и степень их детализации.

Основные агрегаты. Презентация представляет собой набор главных компонентов международной инвестиционной позиции.

Стандартные компоненты. Перечень компонентов для данной презентации определен Международным Валютным Фондом (МВФ) и является стандартным для всех стран при передаче данных в МВФ в соответствии со Специальным стандартом распространения данных (ССРД). Он является наиболее подробным и включает собственно стандартные компоненты и дополнительные статьи. Стандартные компоненты представляют собой неотъемлемые компоненты системы, учитываемые при расчете результирующих показателей.

Дополнительные статьи — компоненты, которые составляются в зависимости от конкретных экономических условий. В презентации стандартных компонентов дополнительные статьи выделяются курсивом.

Финансовые активы и обязательства в стандартном представлении МИП классифицируются следующим образом:

— по функциональным категориям — прямые инвестиции, портфельные инвестиции, производные финансовые инструменты, прочие инвестиции, международные резервы (резервные активы);

— по финансовым инструментам — инструменты участия в капитале и паи инвестиционных фондов, долговые ценные бумаги, опционы, контракты форвардного типа, прочие финансовые активы и обязательства;

— по институциональным секторам и подсекторам — центральный банк; банки; органы государственного управления; прочие секторы, в состав которых включаются другие финансовые организации (кроме банков), нефинансовые организации, домашние хозяйства и некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;

— по срокам погашения (в случае долговых инструментов): долгосрочные (с первоначальным сроком погашения свыше одного года) и краткосрочные (с первоначальным сроком погашения один год и менее или выплачиваемые по требованию).

Дополнительно разрабатываются основные агрегаты МИП в распределении на позиции в национальной валюте и в иностранной валюте, а также валютная структура внешних долговых требований и внешних долговых обязательств, которая включает классификацию по секторам, срокам и видам валют (российский рубль, доллар США и евро). Кроме того, разрабатывается МИП в разрезе финансовых инструментов и институциональных секторов с выделением сектора нефинансовых организаций.

Функциональные категории и финансовые инструменты

Иностранные инвестиции классифицируются в МИП на активы и обязательства, распределяемые в соответствии с экономической моделью поведения инвесторов по функциональным категориям (на прямые, портфельные и прочие инвестиции, производные финансовые инструменты, резервные активы), которые, в свою очередь, детализируются по видам финансовых инструментов, охватывающих полный перечень финансовых взаимоотношений с нерезидентами.

Прямые инвестиции

Прямые инвестиции — это категория иностранных инвестиций, которые осуществляются институциональной единицей-резидентом одной страны с целью осуществления контроля или приобретения устойчивого влияния на управление предприятием, расположенным в другой стране.

Непосредственные отношения прямого инвестирования возникают, когда прямой инвестор напрямую владеет инструментами участия в капитале, обеспечивающих ему 10 и более процентов голосов в управлении предприятием прямого инвестирования.

Прямые инвестиции учитываются в форме участия в капитале (котируемые и некотируемые акции, доли, паи, недвижимость), реинвестирования доходов и долговых инструментов (ценные бумаги, ссуды и займы), исключая операции с долговыми инструментами между финансовыми посредниками, связанными отношениями прямого инвестирования.

К прямым инвестициям относятся операции по приобретению предприятием прямого инвестирования долевых и долговых инструментов своего прямого инвестора (обратное инвестирование) и операции между сестринскими предприятиями. К сестринским относятся те предприятия, которые находятся под контролем или влиянием одного и того же непосредственного или косвенного инвестора, но не имеют никакого контроля или влияния друг на друга.

Портфельные инвестиции

Портфельные инвестиции — категория иностранных инвестиций в обращающиеся долговые ценные бумаги и ценные бумаги, обеспечивающие участие в капитале, кроме тех, которые включены в прямые инвестиции и резервные активы.

Производные финансовые инструменты

Производные финансовые инструменты — финансовые инструменты, которые привязаны к другим специфическим инструментам, показателям или биржевым товарам и с помощью которых на финансовых рынках могут перепродаваться финансовые риски независимо от базового инструмента. Выделяются две категории производных финансовых инструментов: опционы и контракты форвардного типа.

Прочие инвестиции

Прочие инвестиции представляют собой остаточную категорию финансовых инструментов, которые не включены в категории прямых и портфельных инвестиций, производных финансовых инструментов и резервных активов. В их составе выделяются: прочее участие в капитале, наличная валюта и депозиты, ссуды и займы, страховые и пенсионные программы, программы стандартных гарантий, торговые кредиты и авансы, специальные права заимствования (СДР) в части обязательств, прочая дебиторская/кредиторская задолженность (включая задолженность по объявленным, но не выплаченным дивидендам по акциям российских предприятий, принадлежащим иностранным портфельным инвесторам).

Резервные активы

Резервные активы представляют собой высоколиквидные иностранные активы, которые находятся в распоряжении Банка России и Правительства Российской Федерации и контролируются ими в целях удовлетворения потребностей в финансировании платежного баланса, проведения интервенций на валютных рынках для оказания воздействия на валютный курс и в других соответствующих целях. Резервные активы включают: монетарное золото, СДР, резервную позицию в МВФ и прочие резервные активы (наличная валюта и депозиты, ценные бумаги, прочие требования).

Институциональные секторы

Институциональные секторы и подсекторы в международной инвестиционной позиции соотносятся с сектором (подсектором) резидентов, а не с сектором контрагентов, то есть в случае активов это сектор (подсектор) российского инвестора или кредитора и в случае обязательств — сектор (подсектор) российского эмитента или заемщика.

Центральный банк представлен Центральным банком Российской Федерации.

Банки — кредитные организации (кроме небанковских кредитных организаций) и государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» без учета его деятельности в качестве агента Правительства Российской Федерации.

Органы государственного управления — органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные органы управления.

Прочие секторы — аналитическая группировка, включающая другие финансовые организации (кроме банков), нефинансовые организации, домашние хозяйства и некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКОДХ):

— другие финансовые организации — небанковские кредитные организации и иные организации, для которых основной вид деятельности — предоставление финансовых услуг;

— нефинансовые организации — предприятия, основной деятельностью которых является производство товаров или нефинансовых услуг. К нефинансовым организациям относятся юридические лица, а также квазикорпорации — организации, действующие без образования юридического лица (отделения и представительства организаций-нерезидентов, условные единицы-резиденты, владеющие недвижимостью);

— домашние хозяйства — институциональные единицы, состоящие из одного физического лица или группы физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей;

— некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКОДХ) — институциональные единицы, являющиеся нерыночными производителями, созданные для оказания социальных услуг домашним хозяйствам. К ним относятся благотворительные общества, профсоюзы, профессиональные и научные общества, религиозные учреждения и т.п.

Иностранные инвестиции в нефинансовом, банковском и финансовом секторах российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мальцев Г.Н., Мальцева И.Г.

Использование иностранного капитала для подъема ключевых отраслей экономики необходимое условие восстановления инвестиционной активности, модернизации хозяйства, улучшения позиций России в международном разделении труда. Эта статья о том, куда и как идут к нам иностранные инвестиции. Представленные в ней материалы могут заинтересовать научных работников, аналитиков финансово-банковского сектора, преподавателей и студентов.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мальцев Г.Н., Мальцева И.Г.

Влияние либерализации российского валютного рынка и свободной конвертируемости рубля на движение капитала и инвестирование

Текст научной работы на тему «Иностранные инвестиции в нефинансовом, банковском и финансовом секторах российской экономики»

Использование иностранного капитала для подъема ключевых отраслей экономики — необходимое условие восстановления инвестиционной активности, модернизации хозяйства, улучшения позиций России в международном разделении труда. Эта статья о том, куда и как идут к нам иностранные инвестиции. Представленные в ней материалы могут заинтересовать научных работников, аналитиков финансово-банковского сектора, преподавателей и студентов.

Иностранные инвестиции в нефинансовом, банковском и финансовом секторах российской экономики

кандидат экономических наук, заместитель начальника управления ОАО «Внешторгбанк», И. Г. МАЛЬЦЕВА, Институт экономики РАН, Москва

Иностранные инвестиции в нефинансовый сектор российской экономики

В 2002 г. приток иностранных инвестиций в Россию оценивался большинством экономистов как умеренный. О 2003 г. часто говорят как о годе бума иностранных инвестиций в Россию. В 2004-2005 гг. тенденция увеличения поступлений иностранного капитала в Российскую Федерацию сохранилась. По притоку прямых иностранных инвестиций в 2004 г. наша страна вышла на 14-е место в мире, опередив многие «продвинутые» и развитые страны, такие как Южная Корея, Индия, Канада, Австрия, Турция (табл. 1).

Однако развитие ситуации с притоком-оттоком иностранного капитала в российскую экономику в 2002-2005 гг. оценивается неоднозначно. С одной стороны, можно констатировать общий рост притока капитала как в нефинансовый,

Приток прямых иностранных инвестиций в различные страны мира в 2000— 2004 гг., млрд дол.

Страна 2000 2001 2002 2003 2004

Мир в целом 1396,5 825,9 716,1 632,6 648,1

Развитые страны 1134,3 596,3 547,8 442,2 380,0

ЕС 696,3 382,6 420,4 338,7 216,4

США 314,0 159,5 71,3 56,8 95,9

Великобритания 118,8 52,6 24,0 20,3 78,4

Люксембург 117,2 91,1 57,0

Австралия 14,0 4,6 15,6 7,0 42,6

Франция 43,3 50,5 49,0 42,5 24,3

Испания 40,0 27,9 43,7 29,0 18,4

Италия 13,4 14,9 14,5 16,4 16,8

Ирландия 25,8 9,7 29,0 26,9 9,1

Япония 8,3 6,2 9,2 6,3 7,8

Канада 66,8 27,7 21,5 6,3 6,3

Польша 9,3 5,7 4,1 4,1 6,2

Финляндия 8,8 3,7 7,9 3,3 4,6

Швейцария 19,3 8,9 6,3 16,6 4,5

Чехия 5,0 5,6 8,5 2,1 4,5

Венгрия 2,8 3,9 3,0 2,2 4,2

Норвегия 6,9 2,2 0,7 3,8 2,2

Нидерланды 63,9 51,9 25,0 19,3 -4,6

Германия 198,3 26,4 50,5 27,3 -38,6

Развивающиеся страны 253,2 217,8 155,5 166,3 233,2

Африка 9,6 20,0 13,0 18,0 18,1

Латинская Америка 97,5 89,1 50,5 46,9 67,5

Бразилия 32,8 22,5 16,6 10,1 18,2

Мексика 16,8 27,6 15,1 11,4 16,6

Чили 4,9 4,2 2,6 4,4 7,6

Аргентина 10,4 2,2 2,1 1,9 4,3

Венесуэла 4,7 3,7 0,8 2,7 1,5

ский регион 146,0 108,7 92,0 101,4 147,6

Китай 40,7 46,9 52,7 53,5 60,6

Гонконг (Китай) 61,9 23,8 9,7 13,6 34,0

Сингапур 16,5 14,1 5,8 9,3 16,1

Страна 2000 2001 2002 2003 2004

Южная Корея 8,6 3,7 3,0 3,8 7,7

Индия 2,3 3,4 3,4 4,3 5,3

Малайзия 3,8 0,6 3,2 2,5 4,6

Вьетнам 1,3 1,3 1,2 1,5 1,6

Таиланд 3,4 3,9 0,9 2,0 1,1

Индонезия -4,6 -3,0 0,1 -0,6 1,0

Страны СНГ 5,5 7,3 6,7 15,7 24,1

Россия 2,7 2,7 3,5 8,0 11,7

Азербайджан 0,1 0,2 1,4 3,3 4,8

Казахстан 1,3 2,8 0,3 2,1 4,3

Украина 0,6 0,8 0,7 1,4 1,7

Источник: ЮНКТАД — http://www.unctad.org

так и в банковский сектор (что в конечном итоге означает рост фондирования кредитных операций банков). С другой стороны, возрастает отток капитала из России. Параллельно с этим процессом происходит быстрый рост долговой нагрузки на российскую экономику со стороны нерезидентов. Для более подробного анализа ситуации с иностранными инвестициями в нефинансовый сектор российской экономики рассмотрим данные табл. 2 и 3.

Приток и отток капитала из Российской Федерации в 2002-2005 гг., млрд дол.

Показатель 2002 2003 2004 I полугодие 2005

Приток капитала, млрд дол.

Прямые инвестиции 2,13 0,6 11,8 10,7

Портфельные инвестиции 1,989 -0,425 0,8 4,3

Ссуды и займы 8,334 15,128 16,2 11,8

Итого потоки капитала 12,453 15,344 28,744 26,756

Инвестиционные доходы, млрд дол.

Доходы к получению 0,90 1,06 4,36 4,78

По участию в капитале 0,68 0,84 4,05 4,61

Портфельные инвестиции 0,01 0,02 0,01 0,02

Прочие инвестиции 0,21 0,20 0,30 0,16

Показатель 2002 2003 2004 I полугодие 2005

Ввоз доходов и иностранного капитала в РФ 13,4 16,4 33,1 31,5

Инвестиционная позиция по нефинансовому сектору -11,9 -25,0 -24,1 -6,0

Прямые и портфельные инвестиции -3,3 -4,5 -10,1 -8,0

Невозврат экспортной выручки и импортных платежей -11,2 -15,4 -25,9 -9,5

Прочие активы -1,0 -3,1 1,0 0,2

Чистые ошибки и пропуски -7,5 -7,2 -8,4 -8,4

Итого потоки капитала -22,9 -30,3 -43,3 -25,8

Доходы к выплате -2,30 -11,16 -13,93 -11,75

По участию в капитале -0,88 -8,52 -9,32 -9,38

Портфельные инвестиции -0,39 -0,51 -0,85 -0,37

Прочие инвестиции -1,02 -2,13 -3,76 -2,00

Вывоз доходов и капитала из РФ -25,2 -41,4 -57,2 -37,5

Источник: Банк России — http://www.cbr.ru

Макроэкономическая и инвестиционная ситуация в России в 2002-2005 гг.

Показатель 2002 2003 2004 I полугодие 2005

Абсолютные величины млрд дол.

ВВП 346,1 433,9 584,1 335,1

Экспорт товаров и услуг 120,9 150,3 183,2 111,4

Импорт товаров и услуг 84,5 102,2 97,4 55,6

Сальдо экспорта-импорта 36,4 48,1 85,8 55,8

Инвестиции в основной капитал 56,1 71,4 95,0 44,7

Выручка предприятий нефинансового сектора 555,8 698,0 933,1 588,5

Прибыль предприятий нефинансового сектора 29,4 47,6 72,5 45,2

Кредиты российских банков нефинансовому сектору экономики 51,4 75,1 111,0 129,1

Показатель 2002 2003 2004 I полугодие 2005

Накопленные иностранные инвестиции в нефинансовый сектор* Накопленные иностранные прямые инвестиции Накопленные портфельные инвестиции Прочие иностранные инвестиции (накопленные) 43.0 20,4 1,5 21.1 56,7 25,9 1,4 29,4 81,6 35,8 1,6 44,2 91.3 42,2 1,7 47.4

Приток иностранных инвестиций /ВВП 3,6 3,5 4,9 8,0

Отток инвестиций из России/ВВП -6,6 -7,0 -7,4 -7,7

Чистый вывоз капитала/ВВП -3,0 -3,4 -2,5 0,3

Инвестиционные расходы/ Приток капитала -18,5 -72,7 -48,5 -43,9

Инвестиционные расходы/ Накопленные иностранные инвестиции (Эффективная ставка по иностранным инвестициям) 5,3 19,7 17,1 25,7

Плата за иностранные прямые инвестиции/Прямые инвестиции (Дивидендная доходность прямых инвестиций) 4,3 32,9 26,0 22,2

Выплаты по прочим инвестициям / Прочие инвестиции (Эффективная ставка кредита) 4,9 7,2 8,5 8,4

Вывоз доходов и капитала/ Выручка предприятий нефинансового сектора -4,5 -5,9 -6,1 -6,4

Приток капитала/Инвестиции в основной капитал 22,2 21,5 30,2 59,9

Вывоз доходов и капитала/ Экспортно-импортное сальдо -69,3 -86,2 -66,7 -67,3

Вывоз доходов и капитала/ Прибыль нефинансового сектора -85,8 -87,1 -78,9 -83,1

Прочие иностранные инвестиции/ Кредиты российских банков 41,1 39,2 39,9 36,8

* В табл. 3, 4 среднегодовой курс доллара, руб./дол.: 2002 г. — 31,39; 2003 г. -30,62; 2004 г. — 28,73, первое полугодие 2005 г. — 28,04.

Источники: Росстат — http://www.gks.ru, Банк России -http://www.cbr.ru

В первом приближении сложившиеся тенденции поступления иностранных инвестиций в нефинансовый сектор российской экономики можно оценивать положительно. Действительно, начиная с 2002 г. приток капитала в нефинансовый сектор возрастает. Особенно мощный рост произошёл в 2004 г., когда приток иностранных инвестиций вырос в 1,9 раза, с 15,3 до 28,7 млрд дол. Данные за первое полугодие 2005 г. указывают на сохранение и развитие этой тенденции.

Начиная с 2004 г. структура иностранных инвестиций в нефинансовый сектор в целом существенно улучшилась: доля прямых инвестиций повысилась с 4,2% в 2003 г. до 41% в 2004 г. В первом полугодии 2005 г. доля прямых инвестиций составила 40%. Соответственно в структуре иностранных инвестиций сократилась доля прочих инвестиций, а также существенно возросли потоки портфельных инвестиций. Если в 2003 г. приток портфельных инвестиций составлял -0,425 млрд дол. (знак минус означает, что были выведены ранее сделанные инвестиции), то в первом полугодии 2005 г. они возросли до 4,3 млрд дол. (16% от их общего объёма).

Однако, наряду с положительными тенденциями, можно отметить, что не преодолены и возникшие ранее проблемы. Так, данные табл. 2 показывают, что негативная тенденция оттока капитала из российской экономики, несмотря на благоприятную экономическую конъюнктуру, набирает обороты: за 2003 г. отток капитала вырос на 32%, а за 2004 г. -уже на 43%. В 2005 г., при условии сохранения сложившихся тенденций, прирост оттока капитала также составит порядка 20-25%.

Анализируя потоки капитала из России, нужно различать два различных по характеру процесса: собственно вывод капитала за границу и потоки капитала, направленные на приобретение иностранных активов. Основными статьями вывода капитала за границу у нас остаётся невозврат экспортной выручки и импортных авансов (48,7% — 2002 г., 51% -2003 г., 59,8% — 2004 г. и 36,8% от общего объёма оттока капитала в первой половине 2005 г.) и чистые ошибки и про-

пуски. Анализ данных платёжного баланса РФ говорит о том, что значения этой статьи были стабильно отрицательны на протяжении ряда лет, что указывает на устоявшуюся тенденцию утечки капитала за границу. Так, в 2002 г. утечка капитала составляла 7,2 млрд дол., в 2003 г. — 7,5 млрд дол., в 2004 г. — 8,4 млрд дол., и за первое полугодие 2005 г. -также 8,4 млрд дол.

Рост доли прямых и портфельных инвестиций в оттоке капитала с 14,2% в 2002 г. до 31,2% в первом полугодии 2005 г. означает, что российские бизнес-структуры активно скупают иностранные активы, то есть приобретают или входят в капитал различных зарубежных предприятий. Ведущая роль в этом процессе принадлежит российской нефтегазовой, металлургической и химической промышленности.

Два этих процесса в рамках оттока капитала за рубеж, разумеется, следует оценивать по-разному. Если в случае покупки российскими предприятиями зарубежных активов речь идёт о безусловно позитивном процессе расширения, интеграции и интернационализации российского бизнеса, об укреплении его конкурентных позиций на международных рынках, то в случае вывода капитала за границу мы имеем дело с нестабильными ожиданиями экономических субъектов относительно перспектив развития отечественной экономики.

Действительно, рост российской экономики преимущественно обусловлен высоким уровнем цен на нефть при наличии массы нерешённых проблем в экономике, в том числе и в её нефинансовом секторе. В этой связи необходимо отметить, что хотя долгосрочный тренд изменения цен на нефть, скорее всего, оценивается как повышательный (это обусловлено фундаментальными факторами — ростом энергопотребления в мире за счёт стран Азии и, прежде всего, Китая и Индии при относительно медленном приросте доказанных запасов), конъюнктурные факторы, проистекающие из борьбы экспортёров и импортёров нефти, спекуляций на товарном рынке и т. п., остаются труднопрогнозируемыми. Кроме того, нельзя забывать о грузе сложных проблем, накопленных в российском ТЭК, таких так превышение объёмов прироста добычи над объёмами прироста запасов, развал

геологоразведки, необходимость значительных инвестиций в данную отрасль, исчерпание крупных месторождений и т. п.

И, наконец, нельзя не отметить тот факт, что инвестиционная позиция по нефинансовому сектору всё ещё остаётся отрицательной, причём в 2003-2004 гг. она резко сместилась в отрицательную область: с минус 11 млрд дол. в 2002 г. до минус 25,0 и минус 24,1 млрд дол. в 2003 и 2004 гг. соответственно*.

Кроме того, рассматривая вопрос привлечения прямых инвестиций в страну, необходимо оценивать стоимость их привлечения. Для этого используется показатель так называемой дивидендной доходности прямых инвестиций, то есть отношение величины показателя статьи платёжного баланса «доходы к выплате по акциям» к объёму накопленных прямых иностранных инвестиций. Анализ сложившихся тенденций указывает на достаточно серьёзную ситуацию в этой области, связанную с высокой стоимостью привлечения прямых иностранных инвестиций. Так, если в 2002 г. дивидендная доходность иностранных инвестиций в годовом исчислении составляла 4,3%, то в 2003 г. — 32,9%, в 2004 г. -26%, а в первом полугодии 2005 г. — 22,2%! Для сравнения: ставка LIBOR по кредитам в долларах США в среднем за 2002 г. равнялась 2,17%, за 2003 г. — 1,37%, за 2004 г. -2,19%, а за 2005 г. — 4,09%.

Анализ сложившейся ситуации показывает, что часть потока прямых инвестиций за последние годы представляет собой не что иное, как инвестирование ранее выведенных с нарушением законодательства из страны капиталов. При этом, опять же, какая-то их часть используется как инструмент дополнительного вывода капиталов из страны.

Отношение вывода средств нерезидентов из нефинансового сектора к экспортно-импортному сальдо составило в первом полугодии 2005 г. минус 67,3% (в 2004 г. было минус 66,7%, в 2003 г. — минус 86,2% и в 2002 г. — минус

* В первом полугодии 2005 г. ситуация, возможно, улучшилась, так как инвестиционная позиция за этот период составила минус 6,0 млрд дол. Однако это не означает уменьшения оттока капитала из страны, так как улучшение ситуации связано, прежде всего, с крупными займами « Роснефти» и « Газпрома» за рубежом.

69,3%). С учётом значительного роста объёма экспорта товаров и услуг (на 28,6 млрд дол. в 2003 г. и на

47.3 млрд дол. в 2004 г.), это чувствительно для российской экономики, особенно если учесть введение в действие нового либерального валютного законодательства, предстоящее вступление России в ВТО и снятие ограничений на трансграничные потоки капитала.

Если рассматривать отношение инвестиционной позиции по нефинансовому сектору к его чистой прибыли, то в 2002 г. оно составило минус 40,4%, в 2003 г. — минус 52,6%, в 2004 г. — минус 33,3%, а в первом полугодии 2005 г. -уже минус 13,3%. В абсолютном выражении чистый отток средств предприятий и организаций равнялся 11,9 млрд дол. в 2002 г., 25,0 млрд дол. в 2003 г., 24,1 млрд дол. в 2004 г. и 6 млрд дол. — в первом полугодии 2005 г. При этом вся прибыль предприятий нефинансового сектора составила

29.4 млрд дол. в 2002 г., 47,6 млрд дол. в 2003 г. и

72.5 млрд дол. — в 2004 г.

Все отмеченные выше тенденции подтверждают основные положения выдвинутой Дж. Соросом теории рефлексивности, согласно которой в основе инвестиционного процесса лежат прежде всего ожидания самих инвесторов. Что же касается прямых инвестиций, то в основе их прихода и эффективной работы в стране лежат долгосрочные ожидания, связанные со стабильными и прозрачными «правилами игры» в экономике вне зависимости от «окраски» политического режима. Данное утверждение лучше всего подтверждает пример Китая.

По мнению многих аналитиков, решение проблемы роста инвестиционной привлекательности и устойчивости России связано в первую очередь с решением так называемой проблемы собственности и консолидации общественного мнения по поводу итогов приватизации.

Данные выводы вполне согласуются с инвестиционным рейтингом России, выставленным агентством $1апёагё&Роог’Б (рисунок).

Следует отметить и тот факт, что ситуация, сложившаяся в России, не уникальна. Более того, она вполне типична

1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 Суверенный рейтинг России (8&Р) в 1997—2005 гг.

для стран с развивающейся и переходной экономикой. Поэтому для её нормализации и нивелирования отмеченных негативных тенденций необходимо, по нашему мнению, сделать следующее.

1. Повысить прозрачность российского бизнеса, для чего необходим скорейший переход на Международную систему бухгалтерского учёта, что, безусловно, позитивно скажется на признании легитимности потоков капитала.

2. Внести определённость в проблему собственности в экономике.

3. Вывести теневой сектор «из тени» путём снижения масштаба применения нелегальных и «серых» схем, сделав их экономически и законодательно неприемлемыми для предприятий и организаций.

4. Реорганизовать принципы регистрации владельцев собственности: организация института Единого Регистратора, централизация депозитарного учёта, позволяющая определять конечных бенефициаров у сложно структурированных компаний.

5. Продолжить реформирование налоговой системы в следующих направлениях:

□ решение проблемы изъятия ренты на экономически обоснованном уровне путем конструктивного диалога между бизнесом и государством;

□ снижение налоговой нагрузки на экономику до оптимального уровня, на котором будет достигаться устойчивый рост приоритетных отраслей экономики и налоговых поступлений в бюджет страны;

□ применение конструктивных мер по противодействию нелегальному вывозу капитала из страны. В этом отношении можно ориентироваться, например, на Бельгию и Германию, где предусматривается возможность легализации капитала до истечения установленных государством сроков при выполнении налоговых обязательств и минимальных штрафных санкциях;

□ внесение изменений в Гражданский и Налоговый кодексы, позволяющих устранить возможность неоднозначной трактовки нормативных актов с точки зрения законности или незаконности проведения операций по трансграничному движению капиталов;

□ использование экономических регуляторов трансграничного движения капитала Центральным банком России и правительством РФ с возможностью их оперативного применения в определённых условиях и в пределах, установленных валютным законодательством России.

Иностранные инвестиции в банковском секторе российской экономики в 2002-2005 гг.

В ряде публикаций и выступлений справедливо подчёркиваются системные трудности банковского сектора российской экономики. Действительно, ситуация, сложившаяся в нём, неоднозначна. С одной стороны, можно отметить достаточно бурный рост капитала и активов (по активам: 138,5% в 2003 г. и 135,8% в 2004 г.; по капиталу: 143,7% в 2003 г. и 123,8% в 2004 г.), усиление кредитной активнос-

ти банков в условиях расширения денежного предложения, снижения инфляции, уровня процентных ставок и банковских тарифов, удлинения и выравнивания сроков кредитов и депозитов в экономике. Все эти тенденции в целом можно оценивать положительно как для российского банковского сектора, так и для российской экономики в целом.

С другой стороны, в российском банковском секторе до сих пор существует ряд очень сложных и неоднозначных проблем, которые можно условно разделить на группы. Одна из них связана с нарастанием конкуренции со стороны иностранных банков и их «дочек» после принятия закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г. № 173-Ф3. В соответствии с этим законом любое российское предприятие-экспортёр может открывать счета и вести свои расчеты через любой как российский, так и иностранный банк. Более того, многие крупные российские предприятия, занимающие лидирующие позиции в различных рейтингах, активно сотрудничают с иностранными банками и проводят через них свои операции, что существенно снижает возможности роста российской банковской системы, однако открывает перед крупнейшими российскими предприятиями дополнительные возможности роста.

Кроме того, не следует забывать, что «дочки» иностранных банков и сами иностранные банки, составляя конкуренцию российским, тем самым препятствуют образованию «застойных» процессов в банковском секторе, заставляя российские банки активнее развиваться, реинвестировать прибыль, перенимать зарубежный опыт и обеспечивать более гибкий и широкий спектр банковских продуктов и услуг.

В целом присутствие иностранных банков на российском банковском рынке имеет свои плюсы и минусы. Поэтому при проведении денежно-кредитной политики в данном вопросе очень важно соблюсти баланс интересов между российским и международным банковским бизнесом, а также, принимая во внимание потребности российского нефинансового сектора в инвестициях, заботиться об укреплении отечественных кредитно-банковских структур.

Необходимо понимать, что с учётом обременённости крупнейших предприятий России займами и ссудами с западного рынка, при ухудшении внешнеэкономической конъюнктуры существует вероятность невозврата полученных российскими банками иностранных кредитов. Если это произойдет, финансовое положение российских банков ухудшится. В связи с этим может возникнуть необходимость рефинансирования кредитов, выданных российскими банками крупнейшим компаниям. В такой ситуации при отстранённости Центрального банка РФ от процесса рефинансирования кредитов, выданных коммерческими банками, не исключён достаточно быстрый переход банковского сектора России под контроль иностранных банков по схеме конвертации их долгов иностранным кредиторам на участие в капитале.

Основные показатели деятельности российских банков на рынке иностранных инвестиций приведены в табл. 4.

Иностранные инвестиции в банковском секторе России в 2002-2005 гг.

Показатель 2002 2003 2004 I полугодие 2005

Балансовые показатели на конец года, млрд дол.

Активы российских банков 132,1 182,9 248,5 292,3

Иностранные активы российских банков 19,5 21,5 26,0 37,9

Капитал российских банков 18,5 26,6 33,0 37,4

В том числе прямые иностранные инвестиции (накопленные) 1,3 1,8 2,5 3,2

Обязательства российских банков 113,5 156,3 215,5 254,8

иностранные обязательства 16,0 27,5 37,3 38,0

краткосрочные 9,4 16,5 18,0 16,2

долгосрочные 4,3 8,2 14,2 21,3

Иностранная позиция российских банков 3,5 -6,0 -11,3 -0,1

Прирост иностранных инвестиций за год 4,0 12,0 10,5 1,4

Прирост иностранной позиции российских банков -1,8 -9,5 -5,3 11,2

Прирост капитала российских банков 3,0 8,1 6,3 4,5

Показатель 2002 2003 2004 годие

В том числе прямых иностранных

инвестиции 0,3 0,5 0,7 0,7

Прирост активов российских банков 23,9 50,9 65,5 43,8

В том числе иностранных активов

российских банков 1,4 2,0 4,5 11,9

Прирост обязательств российских

банков 20,9 42,8 59,2 39,3

иностранных обязательств 3,7 11,5 9,8 0,7

краткосрочных 1,2 7,1 1,5 -1,9

долгосрочных 2,0 3,9 5,9 7,1

Инвестиционные доходы, расходы

Доходы от иностранных инвестиций 0,6 0,7 0,9 0,7

По участию в капитале 0,008 0,018 0,029 0,021

Портфельные инвестиции -0,8 0,3 0,3 0,2

Прочие инвестиции 1,3 0,4 0,6 0,5

Расходы по обслуживанию иностранных

инвестиций 0,6 1,0 1,4 1,1

По участию в капитале 0,2 0,3 0,3 0,2

Портфельные инвестиции 0,1 0,2 0,1 0,1

Прочие инвестиции 0,3 0,5 0,9 0,7

Доля иностранных обязательств

в общих обязательствах российских

банков, % 14,1 17,6 17,3 14,9

Доля прироста иностранных

обязательств в общем приросте

обязательств российских банков, % 17,8 26,9 16,6 1,7

Капитал, % 86,5 103,4 113,3 101,5

Временная структура иностранных инвестиций

Иностранные обязательства, % 58,6 60,0 48,3 42,5

Иностранные инвестиции, % 27,1 29,9 37,9 56,0

Показатель 2002 2003 2004 I полугодие 2005

Доля прямых иностранных инвестиций в капитале российских банков, % 6,8 6,6 7,4 8,5

Прирост прямых инвестиций/Прирост капитала российских банков, % 9,8 6,2 10,8 16,4

Доля иностранных активов в активах российских банков, % 14,8 11,7 10,5 13,0

Открытая позиция российских банков (иностранные активы минус иностранные обязательства) «+» —

длинная, «-» — короткая, млрд дол. 3,5 -6,0 -11,3 -0,1

Сравнительная стоимость иностранных заимствований

Эффективная годовая процентная

ставка по прочим иностранным обязательствам, % 2,0 1,8 2,5 3,9

Стоимость иностранного капитала (прямые инвестиции) — дивидендная

доходность, % 12,9 18,4 13,2 14,3

Ставка рефинансирования Банка России, % 21,0 16,0 13,0 12,0

ROE российских банков, % 4,2 14,1 21,1 17,1

ROA российских банков, % 0,66 2,05 2,79 2,20

Источник: Банк России — http://www.cbr.ru

Из приведенных в табл. 4 и 5 данных можно видеть, что 10-й мировой банк (финансовая компания) превосходит капитализацию всех российских банков в 1,9 раза, а 1-й банк — в 7,5 раз.

В настоящее время в России действует умеренно либеральный подход к регистрации и лицензированию кредитных организаций с иностранным участием. Несколько сдерживает экспансию иностранных банков то, что им разрешено открывать на территории Российской Федерации только свои дочерние банки (вопрос об открытии филиалов ещё не решён). Однако они ведут активную деятельность в нашей

стране. Так, в число 200 крупнейших по активам на 2004 г. российских банков входят дочерние структуры таких крупнейших мировых банковских структур, как Citigroup (США), Rеiffeisen Zentralbank Osterreich (Австрия), ABN AMRO Bank (Голландия), Deutsche Bank (Германия), Societe Generale (Франция), BMP Paribas (Франция), Dresdner Bank (Германия), Credit Suisse Group (Швейцария), HSBC Holdings (Великобритания), Banques Populaires Group (Франция), J.P. Morgan Chase Bank (США). Наиболее активно развивают свою деятельность на территории России банки Франции, Германии и США.

Десять крупнейших по показателю рыночной капитализации мировых финансовых институтов в 2003—2005 гг.

Ранг Наименование Страна Капитализация, млрд дол. Темпы роста капитализации за год, %

2003 2004 2005 2004 2005

1 Citygroup США 233,9 243,5 247,3 104,1 101,6

2 Bank of America США 119,7 170,6 187,4 142,5 109,9

3 HSBC Holdings Великобритания 133,2 163,7 179,2 122,9 109,5

4 J.P. Morgan Chase & Co. США 73,0 77,7 126,9 106,4 163,3

5 Wells Fargo & Co. США 86,8 98,6 103,5 113,6 105,0

6 Royal Bank of Scotland Великобритания 86,5 95,8 96,4 110,7 100,7

7 UBS Швейцария 72,8 86,7 87,7 119,1 101,2

8 Wachovia США 58,1 61,7 79,6 106,3 129,0

9 Santander Central Hispano Испания 44,9 51,4 71,1 114,3 138,5

10 Barclays Великобритания 51,5 57,5 62,1 111,6 108,1

Источник: The Banker — http://www.thebanker.com

Анализ данных табл. 4 свидетельствует о том, что показатели иностранных обязательств российских банков в 2004 г. стабилизировались, а в первом полугодии 2005 г. их

рост существенно замедлился. При этом происходит удлинение иностранных обязательств по срокам, хотя доля краткосрочных иностранных обязательств банков остаётся высокой (свыше 40%).

Замедление притока иностранных инвестиций в банковский сектор также связано с выходом крупнейших и устойчиво работающих российских банков на предельный уровень привлечения иностранных обязательств (25-30% их пассивов).

Прирост прямых иностранных инвестиций (участие в капитале российских банков) превышает прирост доли «дочек» иностранных банков на рынке (по капиталу и активам в 2004-2005 гг. последний находился на уровне 7-8%), что свидетельствует о расширении активности иностранных банков на российском рынке.

Стоимость привлечения ресурсов прямого инвестирования, а также кредитов и займов у иностранных банков в настоящее время вполне удовлетворительных и соответствуют, с одной стороны, показателю ROE для российских банков, а с другой, ниже стоимости ресурсов, аккумулируемых российскими банками на внутренних рынках.

Необходимо отметить, что рост прямых заимствований нефинансовых предприятий на иностранных рынках капитала опережает темпы роста их кредитования российскими банками, что также может рассматриваться как расширение иностранного присутствия на российском банковском и финансовом рынках.

Подводя итоги, отметим, что влияние иностранных инвестиций на развитие российской экономики носит очень неоднозначный и противоречивый характер. Ситуация с приходом иностранных инвестиций в России и оттоком из неё капиталов весьма неустойчива. Кроме того, для получения более ясной и чёткой картины происходящего требуется более углублённый анализ процессов движения капиталов на уровне отраслей. Сейчас его осуществлению мешают серьёзные проблемы, связанные, в первую очередь, с современным состоянием учёта и отчётности по нефинансовому сектору в России.

Для их преодоления необходимы:

■ совершенствование и детализация методологии и практики учёта иностранных инвестиций, а также согласование и приведение в соответствие методики их учёта в материалах Росстата и Банка России по платёжному балансу;

■ разработка методики перехода от классификации по видам экономической деятельности (продуктовый принцип) к ведомственному (отраслевому) принципу учёта. (В настоящее время в первую очередь в связи с переходом с Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности затруднены и в ряде случаев утрачены ретроспективный взгляд и преемственность при анализе статистики по нефинансовому сектору экономики);

■ совершенствование методики финансового анализа хозяйственной деятельности предприятий в материалах центральных экономических ведомств с выделением раздела по иностранным инвестициям и их использованию;

■ совершенствование внутреннего корпоративного управления и переход к практике передовых международных образцов и стандартов.

Общий объем иностранных инвестиций, поступивших в январе—сентябре 2005 г. по видам, млн дол.

Источник https://wiselawyer.ru/poleznoe/57826-inostrannye-investicii-bankovskom-sektore-ehkonomiki-rossii

Источник https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/meth_com_iip/

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/inostrannye-investitsii-v-nefinansovom-bankovskom-i-finansovom-sektorah-rossiyskoy-ekonomiki

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *