Что такое бюджетные инвестиции: цели и порядок предоставления государственных денег — Blockchain for connecting people

 

Содержание

Понятие «бюджетные инвестиции» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / БЮДЖЕТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / BUDGET INVESTMENTS / БЮДЖЕТ / BUDGET / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CAPITAL INVESTMENT / КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЕ / ВЛОЖЕНИЕ / КАЗНА / TREASURY / INVESTING / PROCESS / INVEST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лаптева Анна Михайловна

В статье анализируются нормативные и доктринальные определения понятий « инвестиции », « бюджетные инвестиции ». Автор преследует цель совершенствования правового регулирования в этой области, а также предлагает авторские определения указанных понятий. Например, целесообразно рассматривать инвестиции как правовое понятие в качестве блага или совокупности благ, вкладываемых в объекты предпринимательской и/или иной деятельности в целях получения прибыли и/или достижения иного полезного эффекта. В то же время бюджетные инвестиции , будучи разновидностью инвестиций , имеют определенную специфику правового регулирования. Такая специфика связана с тем, что бюджетные инвестиции представляют собой средства (бюджетные средства) соответствующего публичного правого образования, и это послужило одним из оснований для придания им особого правового режима. В статье предлагается рассматривать бюджетные инвестиции в узком и широком смысле. Так, в широком смысле бюджетные инвестиции это бюджетные средства, направляемые публично-правовыми образованиями в целях увеличения публичного имущества и/ или достижения иного полезного эффекта. При таком понимании бюджетные инвестиции включают в себя: 1) бюджетные инвестиции в узком смысле (расходы публично-правового образования, направленные на увеличение «публичного имущества» (соответствуют легальному определению ст. 6 Бюджетного кодекса РФ)); 2) бюджетные инвестиции , выделяемые в соответствии с Федеральной адресной инвестиционной программой и из инвестиционных фондов; 3) средства Фонда национального благосостояния и остатки средств на едином счете бюджета в период их управления. Такое понимание понятия « бюджетные инвестиции », с одной стороны, носит объединяющий характер, с другой позволяет увидеть особенности правового режима отдельных видов бюджетных инвестиций .

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лаптева Анна Михайловна

The notion of “budget investments”

This article is devoted to the questions to the notion “ investments ” and “ budget investments ”. It provides the reader on the views resident in economic and legal doctrines as to the notions of “ investments ” and “ budget investments ” as well as those definitions in law. A mention should be made that the notion “ investments ” as a legal point of view is a benefit or set of the benefits which are put in objects of business and (or) other activity for receiving profit and (or) achievement of another social effect. The author proposes to correlate the notions “ investments ” and “ budget investments ” as universal and particular, because the budget investments have features of investments , for example, the aim of investing monies/assets. It should be stressed that “ budget investments ” are regulated differently because they are financed from the state budget . In conclusion budget investments are considered in two meanings: 1) broad meaning and 2) narrow meaning. In a broad meaning, budget investments are budgetary (state) funds directed by the state for receiving to increase “public property” (profit) and (or) achievement of another social effect. Such meaning helps to understand the legal regimes of different types of public ( budget ) investments .

Текст научной работы на тему «Понятие «бюджетные инвестиции»»

УДК 349 Вестник СПбГУ Право. 2018. Т. 9. Вып. 3

Понятие «бюджетные инвестиции»

НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург,

Российская Федерация, 198099, Санкт-Петербург, ул. Промышленная, 17

Для цитирования: Лаптева, Анна М. 2018. «Понятие «бюджетные инвестиции»». Вестник Санкт-Петербургского университета. Право 3: 330-342. https://doi.org/10.21638/11701/spbu14.2018.304

В статье анализируются нормативные и доктринальные определения понятий «инвестиции», «бюджетные инвестиции». Автор преследует цель совершенствования правового регулирования в этой области, а также предлагает авторские определения указанных понятий. Например, целесообразно рассматривать инвестиции как правовое понятие в качестве блага или совокупности благ, вкладываемых в объекты предпринимательской и/или иной деятельности в целях получения прибыли и/или достижения иного полезного эффекта. В то же время бюджетные инвестиции, будучи разновидностью инвестиций, имеют определенную специфику правового регулирования. Такая специфика связана с тем, что бюджетные инвестиции представляют собой средства (бюджетные средства) соответствующего публичного правого образования, и это послужило одним из оснований для придания им особого правового режима. В статье предлагается рассматривать бюджетные инвестиции в узком и широком смысле. Так, в широком смысле бюджетные инвестиции — это бюджетные средства, направляемые публично-правовыми образованиями в целях увеличения публичного имущества и/ или достижения иного полезного эффекта. При таком понимании бюджетные инвестиции включают в себя: 1) бюджетные инвестиции в узком смысле (расходы публично-правового образования, направленные на увеличение «публичного имущества» (соответствуют легальному определению ст. 6 Бюджетного кодекса РФ)); 2) бюджетные инвестиции, выделяемые в соответствии с Федеральной адресной инвестиционной программой и из инвестиционных фондов; 3) средства Фонда национального благосостояния и остатки средств на едином счете бюджета в период их управления. Такое понимание понятия «бюджетные инвестиции», с одной стороны, носит объединяющий характер, с другой — позволяет увидеть особенности правового режима отдельных видов бюджетных инвестиций.

Ключевые слова: инвестиции, бюджетные инвестиции, бюджет, инвестиционная деятельность, капиталовложение, вложение, казна.

1. Введение. В научной юридической литературе вопросы о содержании понятия «бюджетные инвестиции» и его соотношении с понятием «инвестиции» неоднократно попадали в поле зрения ученых, однако до настоящего времени отсутствуют единообразные ответы на них. Сложившая ситуация, как нам представляется, связана с рядом обстоятельств:

1) термины «инвестиции» и «бюджетные инвестиции» имеют множество экономических и юридических толкований, что предопределяется сложностью их внутреннего содержания;

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2018

2) подход законодателя к рассматриваемой области не всегда стабилен и однозначен, что также порождает почву для дискуссий.

Однако противоречивость в подходах законодателя к этому феномену является не столько его виной, сколькой бедой, поскольку понятие «инвестиции» чрезвычайно многогранно.

В связи с этим в юридической доктрине отмечается: практика правового регулирования инвестиционных процессов осуществляется таким образом, что понятие «инвестиции» каждый раз определяется конкретным нормативным актом, преследующим ту или иную цель регулирования; в результате появляются различные юридические модели понятия «инвестиции» (Скворцов 2015, 108).

Указанные обстоятельства послужили основанием для избрания темы настоящей статьи.

2. Основное исследование. Легальное определение понятия «бюджетные инвестиции» содержится в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ1 (далее — БК РФ). В соответствии с ним бюджетные инвестиции представляют собой бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.

В ст. 69 БК РФ указывается, что к числу бюджетных ассигнований относятся в том числе бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями.

Исходя из упомянутых статей, можно прийти к выводу, что законодатель под бюджетными инвестициями понимает часть бюджетных средств (разновидность расходов бюджета), направленных на создание или увеличение «публичного имущества».

В то же время при обращении к нормам БК РФ, касающимся Федеральной адресной инвестиционной программы (далее — ФАИП)2 (179.1 БК

1 Здесь и далее все ссылки на нормативные и правовые акты и судебную практику приводятся по СПС «КонсультантПлюс». Дата обращения 2 января, 2018. http://www.consultant.ru.

2 Отметим, что согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 25.02.1999 № Э9-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее — Закон об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений) прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, происходит путем ежегодного формирования ФАИП на очередной финансовый год и плановый период. Сам институт ФАИП был закреплен в БК РФ в 2007 г. в целях повышения обоснованности и прозрачности при планировании и осуществлении бюджетных инвестиций из федерального бюджета (Федеральный закон от 26.04.2007 № 6Э-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации»). В настоящее время ФАИП представляет собой разновидность государственной программы, формируемой на федеральном уровне, и является основным документом для планирования, утверждения и осуществления бюджетных инвестиций из федерального бюджета. Порядок формирования и реализации ФАИП устанавливает Правительство РФ (Постановление Правительства РФ от 13.09.2010 № 716 «Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы» (в ред. от 28.12.2017)). Утверждается эта программа Минэкономразвития России. ФАИП на 2017 г. и на плановый период 2018 и 2019 гг. утверждена Минэкономразвития России 28.12.2016.

РФ)3, инвестиционных фондов (ст. 179.2 БК РФ)4, можно заметить следующее.

Первое. Бюджетные средства, выделяемые в соответствии с ФАИП, а также из инвестиционных фондов, не всегда именуются законодателем бюджетными инвестициями. Например, бюджетные ассигнования на основании ФАИП могут выделяться в форме бюджетных субсидий юридическим лицам, 100 % акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации (ст. 179.1 БК РФ). Однако если обратить внимание на цель их предоставления, то, с одной стороны, она выражается в участии публичного субъекта в различных инвестиционных проектах, с другой — предоставление этих средств в некоторых случаях не связано с созданием или увеличением публичного имущества.

Так, в подп. «в» п. 10 Постановления Правительства РФ от 01.03.2008 № 134 «Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ» (в настоящий момент утратило силу) указывалось, что субсидии из бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ могут предоставляться на софинансирование разработки проектной документации на объекты капитального строительства государственной собственности субъектов РФ, предполагаемые к реализации в рамках концессионных соглашений.

Второе. В БК РФ существуют положения, касающиеся размещения средств бюджета в различного рода активы. Такими примерами могут быть управление средствами Фонда национального благосостояния (ст. 96.11 БК РФ)5, управление остатком средств на едином счете бюджета (ст. 166.1 БК РФ).

3 Федеральная адресная инвестиционная программа предполагает выделение средств из бюджета не только в форме бюджетных инвестиций, но и в форме различных субсидий, имеющих по своей сути инвестиционный характер. Бюджетные инвестиции осуществляются в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации, а также предоставляются юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями, государственными и муниципальными предприятиями, в объекты капитального строительства, находящиеся в их собственности, и/или на приобретение ими объектов недвижимого имущества либо в целях предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ указанных юридических лиц на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности таких дочерних обществ, и/или на приобретение такими дочерними обществами объектов недвижимого имущества (ст. 179.1 БК РФ). Субсидии могут предоставляться: а) субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, например, в целях софинансирования капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности; б) юридическим лицам, 100 % акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации, в частности, для приобретения ими объектов недвижимого имущества; г) государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям, включая субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в их собственности.

4 В соответствии со ст. 179.2 БК РФ инвестиционный фонд представляет собой часть средств бюджета, подлежащую использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства. К инвестиционным фондам относятся инвестиционные фонды субъектов РФ (региональные инвестиционные фонды). Инвестиционные фонды субъектов РФ могут быть созданы в соответствии с законами субъектов РФ (за исключением законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ).

5 Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, сбалансированности (покрытия дефицита) федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда РФ (ст. 96.10 БК РФ).

По мнению некоторых авторов (Комягин 2014а), такая деятельность хотя и не называется законодателем инвестиционной, но по сути представляет собой вид инвестирования, предусмотренный Федеральным законом от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (далее — Закон об инвестиционных фондах). Эта точка зрения представляется вполне обоснованной, поскольку при отнесении некоторого феномена к бюджетным инвестициям следует руководствоваться не только прямым указанием законодателя, но и сущностными характеристиками.

Содержание деятельности по управлению средствами Фонда национального благосостояния и управлению остатком средств на едином счете бюджета позволяет, на наш взгляд, отнести ее к инвестиционной (подробнее см. ниже).

На основании изложенного можно сделать несколько предварительных выводов: 1) законодатель использует понятие «бюджетные инвестиции» не всегда единообразно, в качестве примера можно привести средства, предоставляемые в соответствии с ФАИП (ст. 179.1 БК РФ); 2) некоторые явления, обладающие характеристиками инвестиций (например, размещение средств Фонда национального благосостояния), законодательством не называются в качестве таковых.

При обращении к научной юридической литературе можно также отметить, что к содержанию понятия «бюджетные инвестиции» ученые подходят различно.

Большинство авторов основываются на том, что бюджетные инвестиции представляют собой расходы бюджета, однако характеризуют эти расходы различно.

В частности, Ю. А. Крохина пишет, что бюджетные инвестиции выступают самостоятельными видами расходов бюджетов. Они связаны с вложением денежных средств в основные фонды и нематериальные активы с созданием государственных (муниципальных) запасов и резервов (Крохина 2008, 286). Таким образом, автор исходит из того, что особенностями бюджетных инвестиций как самостоятельного вида расходов являются: 1) направление вложения (во что они вкладываются); 2) цель вложения (для чего они вкладываются).

Схожее определение можно увидеть у М. В. Кустовой. Она считает, что, говоря о бюджетных инвестициях, имеют в виду расходы публично-правовых образований, связанные с участием государства (муниципальных образований) в расширенном производстве, которые, в отличие от текущих расходов публично-правовых образований, соединены с увеличением имущественной массы последних (Кустова 2014, 105). Иными словами, она также выделяет два критерия бюджетных инвестиций: 1) направление (участие в расширенном производстве); 2) цель (увеличение имущественной массы).

Весьма интересна позиция Д. Л. Комягина, выделяющего бюджетные инвестиции среди расходов бюджета по экономическому признаку. Целевое направление бюджетных инвестиций автор видит в увеличении стоимости государственного (муниципального) имущества, т. е. казны, за счет расходов бюджета (Комягин 2014б, 203-218). Он также указывает, что при перечислении бюджетных инвести-

Фонд национального благосостояния формируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ, доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния. Однако в настоящее время действие абз. 3 п. 3 ст. 96.10 приостановлено (Федеральный закон от 03.11.2015 № 301-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2016 год»»).

ций уменьшается денежная часть казны, в то время как неденежная часть казны (как нераспределенное, так и распределенное (или учтенное) публичное имущество и средства бюджета) увеличивается (Комягин 2014б, 17-18). Такой феномен автор именует «внутренней трансформацией казны» (Комягин 2014а, 23-24).

С указанным суждением можно согласится только отчасти, поскольку увеличение (приращение) стоимости государственного (муниципального) имущества — это только цель бюджетных инвестиций; поэтому точно нельзя сказать, будет ли такое приращение и в каком объеме. В качестве примера можно привести участие публично-правового образования в части уставного (складочного) капитала юридического лица. Сам факт участия не всегда свидетельствует об увеличении. Так, стоимость уставного (складочного) капитала может изменяться в сторону уменьшения в процессе деятельности юридического лица, поэтому вряд ли можно говорить об однозначном увеличении неденежной части казны.

Другие авторы, напротив, полагают, что бюджетные инвестиции представляют собой государственное (муниципальное) имущество, имущественные права и другие ценности, имеющие рыночную стоимость, долгосрочно и с риском вкладываемые органом публичной власти в объекты предпринимательской, хозяйственной, иной деятельности в общих целях исполнения функций публичной власти или в специальных целях получения прибыли (дохода), экономии затрат, сохранения стоимости имущества, получения иного положительного социального и/или политического эффекта (Акопян 2009, 10). Следовательно, в данном случае речь идет не только о расходах конкретного бюджета, но и о любом другом имуществе публично-правового образования.

О. А. Акопян также считает необходимым различать понятия «бюджетные инвестиции» и «государственные инвестиции». Последние, со ссылкой на К. П. Янковского (Янковский 2008, 69), определяются как вложение средств не только из бюджета, но и из внебюджетных фондов, заемных средств, а также вложения за счет прибыли и амортизационных отчислений государственных предприятий (Акопян 2013).

С такой позицией вряд ли можно согласиться, поскольку государственные внебюджетные фонды входят в бюджетную систему Российской Федераций (ст. 10 БК РФ) и их средства предназначены для исполнения расходных обязательств публично-правового образования (ст. 13-14 БК РФ), что предполагает установление общих бюджетных принципов их правового режима (Ногина 2012, 16).

Кроме того, не совсем ясным представляется содержание понятия «государственные инвестиции», поскольку при таком подходе возникает смешение его экономической и юридической составляющих. В частности, если говорить о юридических понятиях «инвестиции», «бюджетные инвестиции» или «государственные инвестиции», то с ними должны быть связаны определенные правовые последствия, например особый правовой режим. Так, у бюджетных инвестиций есть определенный правовой режим, связанный с порядком их предоставления (ст. 79-80 БК РФ).

В определении понятия «государственные инвестиции», предлагаемом О. А. Акопян (Акопян 2013), происходит совмещение двух правовых режимов: 1) правового режима бюджетных инвестиций; 2) режима вложения за счет прибыли и амортизационных отчислений государственных предприятий, т. е. имеют-

ся в виду инвестиции, осуществляемые коммерческими организациями (государственными предприятиями).

Подводя краткий итог изложенному, полагаем целесообразным рассматривать понятие «бюджетные инвестиции» в узком и широком смыслах.

В узком смысле бюджетные инвестиции соответствуют легальному определению, закрепленному в ст. 6 БК РФ, и представляют собой расходы публично-правового образования, направленные на увеличение «публичного имущества». Среди таких расходов можно выделить: а) бюджетные инвестиции в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности; б) бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями. Особенности их заключаются в том, что они рассматриваются в качестве одной из разновидностей расходов соответствующего бюджета с особым правовым режимом, который выражается в процедуре их предоставления, направления и использования.

В широком смысле бюджетные инвестиции — это бюджетные средства, направляемые публично-правовыми образованиями в целях увеличения публичного имущества и/или достижения иного полезного эффекта. При таком понимании бюджетные инвестиции будут включать в себя следующие элементы:

1) бюджетные инвестиции в узком смысле (в форме капитальных вложений в государственную (муниципальную) собственность и предоставляемых юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями);

2) бюджетные инвестиции, выделяемые в соответствии с ФАИП и из инвестиционных фондов;

3) средства Фонда национального благосостояния и остатки средств на едином счете бюджета в период их управления.

Об инвестиционной направленности этих средств свидетельствуют цели управления. У Фонда национального благосостояния целью управления является обеспечение сохранности средств и стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе (ч. 2 ст. 96.11 БК РФ). При управлении остатками средств на едином счете бюджета такой целью в соответствии с подп. «б» п. 4 Правил осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета в части размещения средств федерального бюджета на банковских счетах в кредитных организациях и открытия счетов для осуществления таких операций, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.08.2017 № 986, будут, например, начисление и уплата процентов на остаток средств на банковском счете.

Таким образом, понятие «бюджетные инвестиции» в широком смысле охватывает собой денежные бюджетные средства, предназначенные для инвестирования. Цель такого инвестирования может быть различной и зависит от конкретного вида бюджетных инвестиций — например, реализация инвестиций в объект капитального строительства и/или объект недвижимого имущества (Постановление Правительства РФ от 30.04.2008 № 324 «Об утверждении Правил принятия решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Российской Федерации, не включенные в федеральные целевые программы»).

Далее рассмотрим соотношение понятий «инвестиции» и «бюджетные инвестиции». Понятие «инвестиции» является прежде всего экономическим и характеризует современное состояние развитой экономики. С экономической точки зрения инвестиции представляют собой капитал, имеющий целевое назначение (получение неких выгод), а инвестиционная деятельность — это процесс размещения такого капитала (Лаптева 2015, 48).

Однако экономическое понятие «инвестиции» отличается от юридического. Первое легальное определение инвестиций в отечественном законодательстве было сформулировано Основами законодательства об инвестиционной деятельности в СССР, принятыми Верховным Советом СССР 10.12.1990 № 1820-1 (утратили силу). В соответствии с ними под инвестициями понимали все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которой образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект.

При определении понятия «инвестиции» законодатель пошел по пути перечисления объектов, которые могут быть инвестициями, а также их характеристик (направления вложения, а также результат такого вложения).

В настоящее время легальное определение инвестиций содержится в нескольких законодательных актах:

1) Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», который понимает под инвестициями денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта;

2) Закон об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений, исходит из того, что инвестиции — это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и/или иной деятельности в целях получения прибыли и/или достижения иного полезного эффекта;

3) Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее — Закон об иностранных инвестициях в Российской Федерации) определяет иностранные инвестиции как вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

На основании перечисленных положений законодательства можно прийти к нескольким выводам: 1) инвестиции представляют собой объекты, имеющие денежную оценку и вкладываемые в объекты предпринимательской и/или иной дея-

тельности в целях получения прибыли и/или достижения иного полезного эффекта; 2) в законодательстве приводятся примерные перечни объектов, которые могут выступать в качестве инвестиций. Исключение составляет дефиниция, содержащаяся в Законе об иностранных инвестициях в Российской Федерации, которая определяет инвестиции через термин «вложение».

В научной юридической литературе отмечалась несогласованность формулировок законодательства.

Например, Е. А. Красноухова пишет, что в отличие от формулировок, заложенных в Законе об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, иностранные инвестиции — это деятельность, вложение средств (Красноухова 2017, 124-125). Таким образом, два основополагающих нормативных акта, регулирующих инвестиционную деятельность, по-разному определяют инвестиции — разница лишь в наличии иностранного элемента. Странность состоит в том, что единые по своей природе отношения регулируются двумя различными по структуре и содержанию законодательными актами.

Похожей точки зрения придерживается С. П. Гришаев. Он отмечает, что обнаруживается весьма странная ситуация, когда в законах, призванных регулировать одни и те же по содержанию общественные отношения, инвестиции понимаются по-разному (Гришаев 2007).

Между тем при обращении к содержанию понятия «вложение» можно увидеть, что слово «вложение» имеет несколько значений: 1) см. вложить: а) положить, поместить внутрь; б) поместить в какое-н. предприятие; 2) вложенная сумма денег; вложенный предмет. Вложения в промышленность. Бандероль с ценным вложением (Ожегов 2018). Следовательно, слово «вложение» может использоваться и в значении действия, и в значении объекта, поэтому сказать однозначно, что именно подразумевал законодатель (действие или объект), используя термин «вложение» при формулировании понятия «иностранные инвестиции», нельзя. Следовательно, можно допустить, что в этом случае использовалось второе значение данного слова.

В юридической доктрине существует несколько подходов к раскрытию содержания понятия «инвестиции». Указанные подходы зачастую противоречивы, однако в целом отражают этот сложный и многогранный феномен.

Суть первого подхода, являющегося самым распространенным, заключается в представлении об инвестициях как о некоем благе, которое может быть или не быть объектом гражданских прав. Условно этот подход можно назвать «объектным», поскольку его сторонники отожествляют понятие «инвестиции» с некоторыми объектами (например, имуществом, имущественными правами, ценностями и т. д.).

В частности, Т. А. Серебрякова под инвестициями понимает имущество, в отношении которого государством установлены гарантии, привилегии и иммунитеты, следующие из механизма государственной защиты инвестора, переданное (передаваемое) государством, физическим или юридическим лицом гражданам, организациям, иностранным государствам с целью извлечения прибыли, достижения иного эффекта, признаваемого действующим законодательством социально полезным (Серебрякова 2002, 25).

С. П. Мороз рассматривает понятие инвестиций в широком и узком смыслах. В широком смысле инвестиции представляют собой любые виды имущественных

(материальных) и интеллектуальных (нематериальных) ценностей, а также прав на них, вкладываемых в объекты предпринимательской и иной деятельности, с целью получения прибыли (дохода) и/или достижения положительного социального эффекта; в узком смысле — это собственные, заемные или привлеченные денежные средства, вкладываемые инвестором с целью извлечения прибыли (дохода) и направленные на создание материальных или духовных благ (Мороз 2008, 41).

Н. Г. Доронина и Н. Г. Семилютина под инвестициями понимают любой инструмент, в который можно поместить деньги, рассчитывая сохранить или умножить их стоимость и/или обеспечить положительную величину дохода (Доронина и Семилютина 2003, 13).

П. В. Сокол полагает, что инвестиции как правовая категория характеризуются следующими признаками: 1) это имущество (в широком смысле); 2) неимущественные права: а) имеющие денежную оценку; б) подлежащие вложению в объект какой-либо деятельности; в) обладающие особой целью — получение прибыли или достижение иного социально полезного эффекта; г) обладающие потенциальной рисковостью вложения (Сокол 2004, 18).

По мнению Г. Д. Отнюковой, инвестиции — это имущество и имущественные права (включая исключительные), вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли или достижения иного социального полезного эффекта (см. в: Ершова 2014, 11).

В. Н. Лисица считает, что инвестиция — это объект гражданских прав, т. е. имущество (вещь, включая наличные денежные средства и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права), которое не изъято из гражданского оборота, принадлежит инвестору и вкладывается в результате совершения сделки в объект инвестиционной деятельности. Такое понимание, по мнению автора, в большей степени соответствует экономической сущности инвестиции как затрат на увеличение капитала, подлежащего передаче инвестором в целях приобретения им иного объекта, оборот которого может принести инвестору доход в будущем (Лисица 2015, 84).

Е. Ю. Ушакова исходит из того, что инвестиции — это объекты гражданских прав, уже отчужденные собственником (инвестором) под условием особого правового режима, гарантирующего целевое их использование для достижения конкретных целей, имеющих положительный эффект для инвестора (Ушакова 2016, 42).

Представители второго подхода отошли от «объектного» понимания инвестиций, переключив внимание на деятельностный аспект, т. е. главное в инвестициях — это активная деятельность лица в инициировании процесса оборота капитала. В связи с этим с их точки зрения инвестиции — определенные действия, процесс. Например, Д. С. Ратникова пишет о них как вложении неких ценностей (Ратникова 2010, 1705). Л. Л. Сперанская под инвестициями понимает вложения денежных средств или иных активов для последующего получения прибыли или иного требуемого результата (Сперанская 2017). В. В. Гущин и А. А. Овчинников основываются на том, что инвестиции — это действия субъекта (т. е. инвестора) по распоряжению принадлежащими ему объектами гражданского права (Гущин и Овчинников 2006, 72).

Появление такого понимания инвестиций обусловлено тем, что определения, предлагаемые представителями объектного подхода, порою весьма абстрактны

и требуют дополнительных критериев (например, инвестиции, подлежащие вложению; инвестиции, имеющие гарантии, привилегии и иммунитеты, и т. д.), позволяющих отграничить конкретные объекты-инвестиции от иных объектов.

Однако понимание инвестиций через призму действий, как нам видится, ведет к смешению этого понятия с понятием инвестиционной деятельности, вследствие чего могут возникнуть вопросы о необходимости этих двух понятий.

Третий подход основывается на том, что инвестиции — это определенная разновидность отношений. В частности, О. М. Антипова пишет, что смысловым центром данного понятия выступает не совокупность вкладываемых инвестором активов, а сами отношения, связанные с вложением активов. Поскольку использование одного и того же актива может иметь различную экономическую направленность, именно существо совершаемого с вкладываемым активом действия позволяет определить, является ли такое вложение инвестиционным или нет (Антипова 2007, 50).

Схожую позицию можно найти у Л. Г. Кропотова, определяющего инвестиции как имущественные отношения, направленные на извлечение прибыли и/или достижение иного полезного эффекта, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников, урегулированные нормами гражданского права (Кропотов 2012, 50).

Такой подход, на наш взгляд, также не свободен от недостатков. В частности, если допустить, что инвестиции представляют собой определенную группу отношений (связанных с вложением активов или характеризующихся равенством, автономией, самостоятельностью), то в чем заключается необходимость наличия этого понятия для законодательства и доктрины? Для обозначения определенной группы отношений, урегулированных нормами права, существует понятие «правоотношения»; правоотношения, в свою очередь, могут подразделяться на отдельные виды.

3. Выводы. На наш взгляд, инвестиции как правовое понятие необходимо рассматривать в качестве блага или совокупности благ, вкладываемых в объекты предпринимательской и/или иной деятельности в целях получения прибыли и/или достижения иного полезного эффекта.

В научной экономической литературе понятие «благо» обозначает все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу (Райзенберг и Лозовский 1997, 35). Однако термином «благо» в данном случае охватываются не только непосредственно объекты гражданских прав, перечисленные в ст. 128 Гражданского кодекса РФ, но и иные ценности (например, интеллектуальные), которые не являются таковыми.

Ценность же инвестиций для общества заключается в содействии экономическому развитию государства. Так К. Шройер, проанализировав понятие «инвестиции», закрепленное в Вашингтонской конвенции6, указал, что по смыслу этой Конвенции объективной характеристикой инвестиции является ее значение для экономического развития государства, принимающего инвестицию (8еЬгеиег 2001, 124).

Другими словами, государство выделяет определенную совокупность благ (объектов), вкладываемых в различные виды деятельности с определенной целью,

6 Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (заключена в г. Вашингтоне 18.03.1965). 1996. Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. М.: Бек.

и подчиняет отношения, возникающие с этими объектами, отдельному правовому регулированию в зависимости от особенностей его (конкретного государства) экономического развития. Поэтому, например, в правопорядках могут поощряться различные виды инвестиционной деятельности.

Возвращаясь к понятию «бюджетные инвестиции», можно прийти к выводу, что бюджетные инвестиции, будучи разновидностью инвестиций (в широком смысле), обладают юридически значимым признаком, заключающимся в том, что они предоставляются из бюджетов публично-правовых образований в целях увеличения публичного имущества и/или достижения иного полезного эффекта.

Особенности правового режима бюджетных инвестиций состоят в целях и процедурах их предоставления, направления и использования.

Акопян, Оганес. 2009. Правовое регулирование бюджетных инвестиций. Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Акопян, Оганес А. 2013 «Государственные инвестиции как основная форма поддержки промышленных предприятий». Законодательство и экономика 2: 17-29. Антипова, Ольга М. 2007. Правовое регулирование инвестиционной деятельности (анализ теоретических и практических проблем). М.: Волтерс Клувер. Гришаев, Сергей П. 2007. Правовой режим недвижимого имущества. Дата обращения 2 февраля,

2018. http://www.consultant.ru. Гущин, Василий В., Алексей А. Овчинников. 2006. Инвестиционное право. Учебник. М.: Эксмо. Доронина, Наталия Г., Наталья Г. Семилютина. 2003. Государство и регулирование инвестиций. М.: Городец.

Ершова, Инна В., Галина Д. Отнюкова, Асия А. Спектор, Ольга М. Шевченко. 2014. Инвестиционное право. М.: Проспект.

Комягин, Дмитрий Л. 2014а. «Бюджетные инвестиции: публичный расход или трансформация казны?». Реформы и право 4: 20-24. Комягин, Дмитрий Л. 2014б. Казна и бюджет. М.: Наука.

Красноухова, Е. А. 2017. «Инвестиционные споры в практике Арбитражных судов». Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Вып. 22. Отв. ред. Вениамин Ф. Яковлев. М.: ИЗиСП, ИНФРА-М. Кропотов, Леонид Г. 2012. Коммерческие инвестиции в объекты капитального строительства: правовое регулирование. М.: Инфотропик Медия. Крохина, Юлия А. 2008. Финансовое право России. М.: Норма.

Кустова, Маргарита В., Наталья А. Шевелева. 2014. Финансовое право. СПб.: Питер.

Лаптева, Анна М. 2015. «Содержание и сущность понятия «инвестиции»». Вестник Санкт-

Петербургского университета. Право 3: 45-54. Лисица, Валерий Н. 2015. Инвестиционное право. Новосибирск: М-во образования и науки Российской Федерации; Новосибирский нац. исслед. гос. ун-т. Мороз, Светлана П. 2008. Инвестиционное право. Курс лекций. Алматы.

Ногина, Оксана А. 2012. Государственные внебюджетные фонды в составе бюджетной системы России: проблемы правового регулирования. М.: Статут. Ожегов, Сергей И. Толковый словарь. Дата обращения 20 января, 2018. http://slovarozhegova.ru/word. php?wordid=3366.

Райзенберг, Борис Р., Леонид Ш. Лозовский. 1997. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М. Ратникова, Дарья С. 2010. «Инвестиции: понятие и юридическая сущность». Право и политика 9: 1697-1706.

Серебрякова, Татьяна А. 2002. Регулирование инвестиционной деятельности: финансово-правовой

аспект. Дис. . канд. юрид. наук. Саратов: Саратовская государственная академия права. Скворцов, Олег Ю. 2015. «Правовое регулирование инвестиционной деятельности». Коммерческое (предпринимательское) право. Т. 1. Под ред. Владимира Ф. Попондопуло. М.: Проспект.

Сокол, Павел В. 2004. Инвестиционный договор в инвестиционном строительстве. М.: Ось-89. Сперанская, Л. Л. 2017. Инвестиции и их виды. Дата обращения 2 января, 2018. http://www.consul-tant.ru.

Ушакова, Елена Ю. 2016. «Недостатки российского законодательства в части определения понятия

«инвестиции»». Юрист 3: 38-42. Янковский, Константин П. 2008. Инвестиции. СПб.: Питер. Schreuer, Christoph. 2001. The ICSID Convention: A Commentary. Cambridge.

Статья поступила в редакцию 27 января 2018 г., рекомендована в печать 30 мая 2018 г.

Лаптева Анна Михайловна — канд. юрид. наук, доц.; laptevaann@rambler.ru

The notion of «budget investments»

National Research University Higher School of Economics — St. Petersburg, 17, Promyshlennaya st., St. Petersburg, 198099, Russian Federation

For citation: Lapteva, Anna M. 2018. «The notion of ‘budget investments'». Vestnik of Saint Petersburg University. Law 3: 330-342. https://doi.org/10.21638/11701/spbu14.2018.304

This article is devoted to the questions to the notion «investments» and «budget investments». It provides the reader on the views resident in economic and legal doctrines as to the notions of «investments» and «budget investments» as well as those definitions in law. A mention should be made that the notion «investments» as a legal point of view is a benefit or set of the benefits which are put in objects of business and (or) other activity for receiving profit and (or) achievement of another social effect. The author proposes to correlate the notions «investments» and «budget investments» as universal and particular, because the budget investments have features of investments, for example, the aim of investing monies/assets. It should be stressed that «budget investments» are regulated differently because they are financed from the state budget. In conclusion budget investments are considered in two meanings: 1) broad meaning and 2) narrow meaning. In a broad meaning, budget investments are budgetary (state) funds directed by the state for receiving to increase «public property» (profit) and (or) achievement of another social effect. Such meaning helps to understand the legal regimes of different types of public (budget) investments.

Keywords: investments, budget investments, budget, investing, process, capital investment, invest, treasury.

Akopyan, Oganes. 2009. Pravovoe regulirovanie biudzhetnykh investitsii. Avtoref. dis. . kand. iurid. nauk [Legal regulation of the budget of investments. PhD diss.]. Moscow: The Institute of legislation and comparative law under the government of the Russian Federation. (In Russian) Akopyan, Oganes A. 2013. «Gosudarstvennye investitsii kak osnovnaia forma podderzhki promyshlen-nykh predpriiatii» [«Public investment as the main form of support for industrial enterprises»]. Zakonodatel’stvo i ekonomika [Legislation and economy] 2: 17-29. (In Russian) Antipova, Olga M. 2007. Pravovoe regulirovanie investitsionnoi deiatel’nosti (analiz teoreticheskikh i prak-ticheskikh problem) [Legal regulation of investment (analysis of the theoretical and practical problems)]. Moscow: Wolters Kluwer. (In Russian)

Doronina, Natalia G., Natalie G. Semilyutina. 2003. Gosudarstvo i regulirovanie investitsii [State and regulation of investments]. Moscow: Gorodets. (In Russian) Ershova, Inna V., Galina D. Otnyukova, Asiya A. Spector, Olga M. Shevchenko. 2014. Investitsionnoe pravo

[Investment law]. Moscow: Prospekt. (In Russian) Grishaev, Sergey P. 2007. Pravovoi rezhim nedvizhimogo imushchestva [The legal regime of real estate]. Accessed February 2, 2018. http://www.consultant.ru. (In Russian) Gushchin, Vasiliy V., Aleksey A. Ovchinnikov. 2006. Investitsionnoe pravo. Uchebnik [Investment right: textbook]. Moscow: Eksmo. (In Russian) Jankovski, Konstantin P. 2008. Investitsii [Investment]. St. Petersburg: Piter. (In Russian) Komyagin, Dmitriy L. 2014a. «Biudzhetnye investitsii: publichnyi raskhod ili transformatsiia kazny?» [«Budget investments: public consumption or transformation of the treasury»]. Reformy i pravo [Reforms and the law] 4: 20-24. (In Russian) Komyagin, Dmitriy L. 20146. Kazna i biudzhet [Treasury and budget]. Moscow: Science. (In Russian) Krasnoukhova, E. A. 2017. «Investitsionnye spory v praktike Arbitrazhnykh sudov» [«Investment disputes in practice of Arbitration courts»]. Kommentariipraktiki rassmotreniia ekonomicheskikh sporov (sudebno-arbitrazhnoi praktiki). Vyp. 22 [The Commentary of practice of consideration of economic disputes (litigation practice)]. Vol. 22. Ed. by Veniamin F. Yakovlev. Moscow: SISP, INFRA-M. (In Russian) Krokhina, Yulia A. 2008. Finansovoe pravo Rossii [Financial law of Russia]. Textbook. Moscow: Norma. (In Russian)

Kropotov, Leonid G. 2012. Kommercheskie investitsii v ob’ekty kapital’nogo stroitel’stva: pravovoe regulirovanie [Commercial investments in capital construction projects: legal regulation]. Moscow: Infotropic Media. (In Russian)

Kustova, Margarita V., Natalia A. Sheveleva. 2014. Finansovoe pravo [Financial law]. St. Petersburg: Piter. (In Russian)

Lapteva, Anna M. 2015. «Soderzhanie i sushchnost’ poniatiia ‘investitsii'» [«Content and essence of the notion ‘investment'»]. Vestnik of Saint Petersburg University. Law 3: 45-54. (In Russian) Lisiza, Valery N. 2015. Investitsionnoe pravo [Investment law]. Novosibirsk: The Ministry of Education and Science of the Russian Federation (Minobrnauki of Russia); Novosibirsk state university. (In Russian) Moroz, Svetlana P. 2008. Investitsionnoe pravo [Investment law]. Lectures. Almaty. (In Russian) Nogina, Oksana A. 2012. Gosudarstvennye vnebiudzhetnye fondy v sostave biudzhetnoi sistemy Rossii: prob-lemy pravovogo regulirovaniia [State budget fund as part of the budget system of Russia: problems of legal regulation]. Moscow: Statut. (In Russian) Ozhegov, Sergei I. Tolkovyislovar’ [Explanatory dictionary]. Accessed January 20, 2018. http://slovarozhego-

va.ru/word.php?wordid=3366. (In Russian) Ratnikova, Daria S. 2010. «Investitsii: poniatie i iuridicheskaia sushchnost» [«Investments: concept and legal

essence»]. Pravo i politika [Right and policy] 9: 1697-1706. (In Russian) Rozenberg, Boris R., Leonid Sh. Lozovsky. 1997. Sovremennyi ekonomicheskii slovar’ [The dictionary of modern economics]. Moscow: Infra-M. (In Russian) Schreuer, Christoph. 2001. The ICSID Convention: A Commentary. Cambridge.

Serebryakova, Tatiana A. 2002. Regulirovanie investitsionnoi deiatel’nosti: finansovo-pravovoi aspekt. Dis. . kand. iurid. nauk [Regulation of investment activity: financial and legal aspect. PhD diss.]. Saratov: Saratov State Law Academy. (In Russian) Skvortsov, Oleg Yu. 2015. «Pravovoe regulirovanie investitsionnoi deiatel’nosti» [«Legal regulation of investment activity»]. Kommercheskoe (predprinimatelskoe) pravo. T. 1 [The commercial (business) law. Vol. 1]. Ed. by Vladimir F. Popondopulo. Moskow: Prospect. (In Russian) Sokol, Pavel V. 2004. Investitsionnyi dogovor v investitsionnom stroitel’stve [Investment agreement of investment in construction]. Moscow: Os’-89. (In Russian) Speranskaya, L. L. 2017. Investitsii i ikh vidy [Investment and types]. Accessed January 2, 2018. http://www. consultant.ru. (In Russian)

Ushakova, Elena Yu. 2016. «Nedostatki rossiiskogo zakonodatel’stva v chasti opredeleniia poniatiia ‘investitsii'» [«The shortcomings of the Russian legislation in terms of the definition of ‘investment'»]. Iurist 3: 38-42. (In Russian)

Что такое бюджетные инвестиции: цели и порядок предоставления государственных денег

News image

Износ основных фондов за 2018-2020 год в России составил 46,6 % (по данным Госстата). По некоторым отраслям он превысил 50 и даже 60 %. О каком экономическом росте может идти речь, если активы предприятий и организаций в таком плачевном состоянии? За счет чего им догонять и перегонять развитые страны Запада?

Для восстановления инфраструктуры и ее модернизации требуются инвестиции. Далеко не все предприятия могут себе позволить многомиллионные вливания в обновление. Бюджетные инвестиции – это деньги, которые как раз и предназначены для исправления сложившейся ситуации.

Но доступны государственные средства не всем. Вы не найдете описания этого инструмента в книгах об инвестировании, потому что частные инвесторы не могут рассчитывать на госконтракты и многомиллионные инвестиции в свои проекты. В статье поговорим о том, что такое бюджетные инвестиции, на что они тратятся, рассмотрим порядок предоставления государственных денег.

Определение

Прежде чем дать определение бюджетных инвестиций, давайте разберем классическое определение инвестиций в целом. Часто спрашиваю своих студентов, как они понимают этот термин. Ответ, как правило, один – это вложение денег в какой-то проект с целью получения прибыли. Тогда мы задаем встречный вопрос: “А если речь идет о строительстве, например, детского сада? Никакой прибыли с него нет. Значит, это уже не инвестиции?” Конечно же, инвестиции. Но определение надо уточнить.

Инвестиции – это вложения средств (движимого и недвижимого имущества, нематериальных активов, земельных участков и пр.) в объекты с целью получения прибыли или достижения другого эффекта. В качестве эффекта не всегда выступает коммерческая составляющая, но также экологическая, социальная и т. д.

И инвестирование строительства детского сада как раз преследует достижение другого эффекта. Например, снижение социальной напряженности в конкретном районе путем сокращения очереди детей в дошкольные учреждения, увеличение числа рабочих мест, получение политических очков перед выборами (почему бы и нет).

Любое предприятие и организация осуществляет инвестиционную деятельность. Без этого не выдержать в конкурентной борьбе. Источники средств могут быть разные:

  1. собственная прибыль,
  2. амортизация,
  3. заемные средства,
  4. эмиссия акций и облигаций,
  5. средства вышестоящих организаций.

В Бюджетном кодексе дано следующее определение.

Бюджетные инвестиции – это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.

Далее в статье 79 написано, что это капитальные вложения в создание объектов капитального строительства или приобретение недвижимости. Впоследствии перечисленные объекты закрепляются за государственными предприятиями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Что относится к объектам капстроительства (согласно Градостроительному кодексу):

  1. здания и сооружения, в том числе объекты, строительство которых не завершено;
  2. линейные объекты (линии электропередач и связи, автодороги, трубопроводы, ж/д линии);
  3. некапитальные строения – строения, которые могут быть разобраны и перемещены в другое место, т. е. они не имеют прочных связей с земельным участком.

Из определения можно понять, что на средства из бюджета могут рассчитывать только государственные предприятия и организации.

Однако это не так. Негосударственные юридические лица тоже имеют право на бюджетные деньги. Но в этом случае государство в лице РФ, региона или муниципального образования (смотря из какого бюджета пришли деньги) должно получить долю в уставном капитале предприятия, равную его участию в финансировании проекта.

На что тратим бюджетные деньги

Последние годы основное направление бюджетных инвестиций – дорожное хозяйство. Но эксперты ожидают изменения ситуации в связи с необходимостью исполнения последних майских указов Президента. Они предполагают вложения средств в развитие и поддержку инфраструктурных отраслей. Все финансируемые направления за последние 4 года можно проследить в таблице (по данным Минфина).

Государство, как и частный инвестор, ищет ответ на вопрос, куда вложить деньги. Бюджетные инвестиции осуществляются с целью:

  1. увеличения стоимости активов государства;
  2. повышения эффективности работы и конкурентоспособности значимых для экономики предприятий;
  3. восстановления инфраструктуры жизненно важных отраслей;
  4. снижения износа объектов недвижимости в бюджетных учреждениях.

В 2018 году государственную поддержку получили, например, такие проекты, как:

  1. Строительство участка Сокольнической линии Московского метрополитена от станции “Саларьево” до станции “Столбово” – 40,8 млрд рублей.
  2. Строительство стартового комплекса на космодроме Восточный – 38,7 млрд рублей.
  3. Строительство тоннеля под Калужским шоссе и многоуровневой развязки у ТПУ “Столбово” – 27,5 млрд рублей.
  4. Реконструкция и строительство автомобильной дороги “Варшавское шоссе – деревня Андреевское – деревня Яковлево” – 14 млрд рублей.
  5. Реконструкция автомобильной дороги М-18 “Кола” от Санкт-Петербурга до границы с Норвегией – 12 млрд рублей.

Это масштабные дорогостоящие проекты. Анализ 10 крупнейших госконтрактов показал, что 8 из 10 относятся именно к дорожному хозяйству.

Порядок получения государственной помощи

Инвестирование за счет средств бюджетов всех уровней осуществляется после заключения госконтрактов. Государство, выступая в качестве инвестора, заинтересовано в эффективности финансируемого им проекта. Эффект не обязательно должен заключаться в получении прибыли.

Эффективность инвестиций можно доказать с помощью технико-экономического обоснования – серьезного документа с подробными расчетами, куда направляется каждый рубль (направления инвестирования), какой эффект он принесет (социальный, экономический, экологический, бюджетный и пр.) и когда вернется назад (срок окупаемости проекта). Без такого обоснования получить государственные деньги невозможно.

Государственные контракты заключаются на:

  1. проектные и изыскательские работы,
  2. строительство,
  3. реконструкцию,
  4. реставрацию,
  5. техническое перевооружение,
  6. приобретение объекта.

Средства из бюджета направляются государственным заказчикам (государственным органам) или организациям, которым госорганы передали свои полномочия в рамках заключения специального соглашения или решения (акта). Такими уполномоченными выступают:

  1. Государственные корпорации и компании, которые будут инвестировать бюджетные деньги в объекты. А последние потом перейдут в собственность Российской Федерации.
  2. Юридические лица, доля в уставном капитале которых принадлежит РФ. Профинансированные за счет государства объекты потом перейдут в качестве вклада в уставный капитал такого предприятия.

Например, по госконтракту на строительство стартового комплекса на космодроме “Восточный” заказчиком выступает Дирекция космодрома “Восточный”, а исполнителем, которому переданы полномочия на выполнение заказа, – производственно-строительное объединение “Казань”.

Соглашение обязательно должно содержать:

  1. цель инвестирования;
  2. объем инвестиций, распределенных по годам и по каждому финансируемому объекту;
  3. наименование объекта, его мощность;
  4. срок строительства (реконструкции) или приобретения объекта;
  5. права и обязанности сторон сделки;
  6. ответственность;
  7. порядок проведения проверок со стороны заказчика (госоргана).

Заключение

На самом деле главная цель бюджетного финансирования – это повышение темпов роста экономики и уровня жизни людей. Но помощь со стороны государства часто сталкивается с бюрократической волокитой, отсутствием инициативы и способности принимать грамотные решения на местах. Это приводит к неосвоенности средств и возврату их обратно в бюджет. Давно замечено, что к концу года, который всегда наступает неожиданно, резко активизируются работы по госконтрактам. Будем рады, если в ближайшие годы что-то изменится.

Статья 79. Бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 418-ФЗ статья 79 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

Статья 79. Бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 79 БК РФ

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 178-ФЗ

1. В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в рамках государственных (муниципальных) программ, могут предусматриваться бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.

Объекты капитального строительства, созданные в результате осуществления бюджетных инвестиций, или объекты недвижимого имущества, приобретенные в государственную (муниципальную) собственность в результате осуществления бюджетных инвестиций, закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными (муниципальными) учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у государственных (муниципальных) учреждений либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у государственных (муниципальных) унитарных предприятий, а также уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, либо включаются в состав государственной (муниципальной) казны.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 октября 2014 г. N 311-ФЗ в пункт 2 статьи 79 настоящего Кодекса внесены изменения

2. Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и принятие решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в указанные объекты осуществляются в порядках, установленных соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 29 ноября 2021 г. — Федеральный закон от 29 ноября 2021 г. N 384-ФЗ

3. Решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Российской Федерации, находящиеся в оперативном управлении или хозяйственном ведении:

федеральных государственных учреждений стоимостью 3 миллиарда рублей и более, а также федеральных государственных загранучреждений и федеральных государственных унитарных предприятий независимо от стоимости принимаются в форме правовых актов Правительства Российской Федерации;

федеральных государственных учреждений стоимостью менее 3 миллиардов рублей принимаются в форме правовых актов Правительства Российской Федерации или в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, в форме правовых актов федеральных органов исполнительной власти или иных организаций, осуществляющих в соответствии с настоящим Кодексом полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета (органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации).

В случае принятия решений, предусмотренных настоящим пунктом, в отношении объектов государственной собственности Российской Федерации стоимостью 1,5 миллиарда рублей и более информация о таких решениях направляется в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в течение 10 дней со дня их принятия.

Информация об изменениях:

Статья 79 дополнена пунктом 3.1 с 1 января 2019 г. — Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 222-ФЗ

ГАРАНТ:

Положения пункта 3.1 (в редакции Федерального закона от 19 июля 2018 г. N 222-ФЗ) применяются к объектам капитального строительства, решения (изменения в решения в связи с увеличением стоимости и (или) изменением мощности объекта) о финансовом обеспечении которых за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ принимаются (вносятся) после 1 января 2019 г.

3.1. В случае, если подготовка обоснования инвестиций для объекта капитального строительства в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательной, решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в такие объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности принимаются в том числе на основании подготовленного в установленном законодательством Российской Федерации порядке обоснования инвестиций и результатов его технологического и ценового аудита, а также утвержденного задания на проектирование.

Порядок принятия решений об осуществлении бюджетных инвестиций на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местного бюджета и порядок осуществления указанных бюджетных инвестиций устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Решения об осуществлении бюджетных инвестиций на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации принимаются Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 октября 2014 г. N 311-ФЗ в пункт 4 статьи 79 настоящего Кодекса внесены изменения

4. Органам государственной власти (государственным органам), органам управления государственными внебюджетными фондами, органам местного самоуправления, являющимся государственными (муниципальными) заказчиками, предоставляется право передать на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица указанных органов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (далее — соглашение о передаче полномочий) бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых указанные органы осуществляют функции и полномочия учредителей, или государственным (муниципальным) унитарным предприятиям, в отношении которых указанные органы осуществляют права собственника имущества соответствующего публично-правового образования.

Условия передачи полномочий и порядок заключения соглашений о передаче полномочий в отношении объектов государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями муниципальных образований.

Соглашение о передаче полномочий может быть заключено в отношении нескольких объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) объектов недвижимого имущества, приобретаемых в государственную (муниципальную) собственность, и должно содержать в том числе:

цель осуществления бюджетных инвестиций и их объем с разбивкой по годам в отношении каждого объекта капитального строительства или объекта недвижимого имущества с указанием его наименования, мощности, сроков строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) или приобретения, стоимости объекта, соответствующих решениям, указанным в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, а также общего объема капитальных вложений в объект государственной (муниципальной) собственности, в том числе объема бюджетных ассигнований, предусмотренного соответствующему органу, указанному в абзаце первом настоящего пункта, как получателю бюджетных средств, соответствующих решениям, указанным в пунктах 2 и 3 настоящей статьи. В случае предоставления бюджетных инвестиций из федерального бюджета их объем должен соответствовать объему бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций, предусмотренному федеральной адресной инвестиционной программой;

положения, устанавливающие права и обязанности бюджетного или автономного учреждения, государственного (муниципального) унитарного предприятия по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования в лице органа, указанного в абзаце первом настоящего пункта, государственных (муниципальных) контрактов;

ответственность бюджетного или автономного учреждения, государственного (муниципального) унитарного предприятия за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных им полномочий;

положения, устанавливающие право органа, указанного в абзаце первом настоящего пункта, на проведение проверок соблюдения бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием условий, установленных заключенным соглашением о передаче полномочий;

положения, устанавливающие обязанность бюджетного или автономного учреждения, государственного (муниципального) унитарного предприятия по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности органу, указанному в абзаце первом настоящего пункта, как получателя бюджетных средств.

Соглашения о передаче полномочий являются основанием для открытия органам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в органах Федерального казначейства (финансовых органах субъектов Российской Федерации и финансовых органах муниципальных образований) лицевых счетов получателя бюджетных средств по переданным полномочиям для учета операций по осуществлению бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности.

Информация об изменениях:

Статья 79 дополнена пунктом 4.1 с 19 июля 2017 г. — Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 178-ФЗ

ГАРАНТ:

Положения пункта 4.1 статьи 79 (в редакции Федерального закона от 18 июля 2017 г. N 178-ФЗ) применяются при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ начиная с бюджетов на 2018 г. (на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг.)

4.1. В случаях, определенных федеральными законами (за исключением федерального закона о федеральном бюджете), иными нормативными правовыми актами о создании публично-правовых компаний, государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям может предоставляться право на заключение и исполнение от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации государственных контрактов от лица органов государственной власти (государственных органов), являющихся государственными заказчиками, передавших государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного заказчика при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства (за исключением бюджетных инвестиций в целях реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения указанных объектов), которые будут находиться в государственной собственности, в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.

Созданные в результате осуществления бюджетных инвестиций объекты капитального строительства, указанные в абзаце первом настоящего пункта, закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления за государственными учреждениями либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными унитарными предприятиями с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у государственных учреждений либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у государственных унитарных предприятий, а также увеличением уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.

Полномочия государственного (муниципального) заказчика могут быть переданы федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, являющимися государственными (муниципальными) заказчиками, юридическим лицам, акции (доли) которых принадлежат соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности с последующей передачей указанных объектов в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы таких юридических лиц в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи. Указанные решения должны содержать информацию о юридических лицах, которым передаются полномочия государственного (муниципального) заказчика.

Передача объектов капитального строительства в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, указанных в абзаце третьем настоящего пункта, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц, которое оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При передаче государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям или иным юридическим лицам полномочий, предусмотренных настоящим пунктом, на них распространяются положения, установленные пунктом 4 настоящей статьи для бюджетных и автономных учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий.

5. Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности могут осуществляться в соответствии с концессионными соглашениями.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 406-ФЗ в пункт 6 статьи 79 настоящего Кодекса внесены изменения

6. Не допускается при исполнении соответствующего бюджета предоставление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, по которым принято решение о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, за исключением случая, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

При исполнении соответствующего бюджета допускается предоставление бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, указанные в абзаце первом настоящего пункта, в случае изменения в установленном порядке типа бюджетного или автономного учреждения или организационно-правовой формы государственного (муниципального) унитарного предприятия, являющихся получателями субсидий, предусмотренных статьей 78.2 настоящего Кодекса, на казенное учреждение после внесения соответствующих изменений в решение о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в указанные объекты с внесением соответствующих изменений в ранее заключенные бюджетным или автономным учреждением, государственным (муниципальным) унитарным предприятием договоры в части замены стороны договора — бюджетного или автономного учреждения, государственного (муниципального) унитарного предприятия на казенное учреждение и вида договора — гражданско-правового договора бюджетного или автономного учреждения, государственного (муниципального) унитарного предприятия на государственный (муниципальный) контракт.

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-byudzhetnye-investitsii

Источник https://quasa.io/ru/media/chto-takoe-byudzhetnye-investicii-celi-i-poryadok-predostavleniya-gosudarstvennyh-deneg

Источник https://base.garant.ru/12112604/152c9e5d938eda344f0ddcab4fe40a55/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *