Частно-государственное партнерство как инструмент привлечения инвестиций – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

 

Государственно-частное партнерство как инструмент привлечения инвестиций в экономику страны

Концептуальные основы государственно-частного партнерства: понятие, признаки, законодательное обоснование. Модели, формы и механизмы ГЧП, практика его использования в инвестиционной политике государства. Действующие проекты ГЧП в Российской Федерации.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 11.08.2016
Размер файла 40,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Институт бизнеса и делового администрирования

Специальность 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление»

Специализация: Инновационные технологии взаимодействия власти, бизнеса и общества в государственном и муниципальном управлении

Кафедра инновационных технологий в государственной сфере и бизнесе

Государственно-частное партнерство как инструмент привлечения инвестиций в экономику страны

Автор работы: студент Козак Р.С.

2 курс, группа МК-ГМУ-20

Глава 1. Концептуальные основы государственно-частного партнерства (ГЧП)

1. Понятие и признаки ГЧП, его законодательное обоснование

1.2 Модели, формы и механизмы ГЧП

1.3 Взаимные гарантии в ГЧП

Глава 2. Практика использования государственно-частного партнерства в инвестиционной политике государства

2.1 Зарубежный опыт и сферы применения ГЧП

2.2 Анализ состояния государственно-частного партнерства в инвестиционной политике

Каждое государство выполняет целый ряд общественно значимых функций, реализация которых требует ведения хозяйственной деятельности. Подобные обязанности государства — часть социального договора между ним и обществом. Однако выполнение условий этого договора очень часто бывает затруднено, в первую очередь нехваткой средств. Таким образом объективно возникает потребность их привлечения из других источников. Обычно это частные инвестиции. Одновременно как свидетельствует опыт непосредственное участие государственных структур в решении тех или иных производственных задач далеко не всегда гарантирует эффективность этой работы. На стыке потребностей исполнения государством определенных социально-экономических функций, проблем с финансированием этого процесса, недостаточной приспособленности властных структур к непосредственной работе в хозяйственной сфере и возникает необходимость в государственно-частном партнерстве (ГЧП).

Вместе с тем, ГЧП — это не любое взаимодействие власти и бизнеса. Пожалуй, главной отличительной чертой компаний, принимающих участие в государственно-частном партнерстве является готовность не просто построить какой-то объект, но и управлять им от имени государства, в интересах государства на долгосрочной основе или же в рассрочку. В этом смысле ГЧП в России можно рассматривать как альтернативу госсзаказу. В то же время между ГЧП и государственными закупками есть много общего. В обоих случаях партнером власти выступает частный бизнес, их взаимоотношения определяются юридически значимым документом, государство в результате получает определенные товары и услуги. Но основное отличие ГЧП от госзаказа состоит, пожалуй, в том, что ГЧП предусматривает наличие двух достаточно долгосрочных (до нескольких десятков лет) этапов — сначала «затратного» (когда инвестор вносит в проект свои инвестиции), а затем «доходного» (когда он начинает получать доход).

У государственно-частного партнерства (ГЧП) в России как особой формы взаимоотношений бизнеса и власти в экономической сфере — сравнительно короткая история. Во всяком случае, формализованная. Фактически до середины первого десятилетия двухтысячных годов у нас была известна в основном одна форма ГЧП — концессия.

Более того, по мнению некоторых исследований именно благодаря «концессионерам» Строгановым Россия приросла Сибирью, которую завоевал находящийся у них на службе Ермак. Именно на основе концессии (разумеется в формате XVI века) они искали и осуществляли рудные разработки и добывали пушнину. Монополия на эти виды деятельности тогда принадлежала государству.

Концессия наиболее распространена в России и сейчас. На начало 2015 года в стране на стадии эксплуатации находилось 372 концессионных проекта. Правда, 302 из них реализовывалось лишь на муниципальном уровне, но в целом эти цифры показывают распространение такой формы ГЧП. Кроме того, еще буквально полгода тому назад у нас вообще не было универсального правового обоснования для осуществления иных видов государственно-частного партнерства. Сейчас, с принятием профильного федерального закона общая ситуация изменилась, но работа по совершенствованию законодательной базы предстоит еще немалая.

Справедливости ради надо сказать, что не только в России процесс государственно-частного партнерства сначала отрабатывался на практике, и только потом получал соответствующее правовое обоснование. В Великобритании, которая считается родоначальницей реализации такого рода инвестиционных проектов, начало их формализации было положено лишь 25 лет тому назад. Однако при всех трудностях становления и недостатках практической реализации государственно-частное партнерство в России сегодня — свершившийся факт. ГЧП существует, развивается и расширяет свой рыночный сегмент.

Глава 1. Концептуальные основы государственно-частного партнерства (ГЧП)

1.1 Понятие и признаки ГЧП, его законодательное обоснование

Определение государственно-частного партнерства дано в Федеральном законе Российской Федерации от 13 июля 2015 г. №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно закону ГЧП — это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества. При этом в качестве публичного партнера здесь подразумевается Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, а также соответствующие органы субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, а частного — российское юридическое лицо, с которым в соответствии с этим законом заключено соглашение. Если перевести формулировки закона в практическую плоскость, то ГЧП — один из способов развития общественной инфраструктуры, основанный на долгосрочном взаимодействии государства и бизнеса, при котором частная сторона (бизнес) участвует не только в создании (проектировании, финансировании, строительстве реконструкции) объекта инфраструктуры, но и в его последующей эксплуатации и/или техническом обслуживании в интересах публичной стороны (государства).

Надо заметить, что выход в свет этого закона положил конец разночтениям в определении ГЧП в России. Вообще существует несколько понятий государственно-частного партнерства, предложенных различными международными организациями. В частности, Международный валютный фонд (МВФ) полагает, что это соглашения, в которых частный сектор предлагает инфраструктурные объекты и услуги, обычно предоставляемые государством, при этом значительный риск переходит от государства к частному сектору. Европейский союз (ЕС) считает ГЧП кооперацией между общественными властями и бизнесом с целью обеспечения финансирования, строительства, реновации, управления и поддержания инфраструктуры и предоставления услуг. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) рассматривает государственно-частное партнерство как соглашение между государством и одним или более частных участников, в соответствии с которым частные партнеры обеспечивают услуги таким образом, чтобы государственные цели их предоставления согласовывались с целями получения прибыли частными участниками, а эффективность договоренностей зависела от достаточного перемещения рисков частным партнерам. В принципе все они охватывают те или иные важные стороны ГЧП, но принятие в середине 2015 года профильного федерального закона способствовало обобщению и единообразному пониманию сути государственно-частного партнерства на всей территории Российской Федерации.

Первенство в законодательном регулировании ГЧП в России принадлежит региональным властям. До принятия федерального закона о ГЧП, такие законодательные акты действовали в 69 субъектах Российской Федерации. Правда, большая их часть была чисто декларативными, но заявление о намерениях в этой области тоже значило немало. И фактически уже больше десяти лет на территории всей страны действует закон, регулирующий одну, хоть и самую распространенную форму государственно-частного партнерства — №115-ФЗ «О концессионных соглашениях»

Надо отметить, что само создание федерального закона о ГЧП тоже шло в определенной степени по методу государственно-частного партнерства. Хоть внесло его в правительство Минэкономразвития, но готовился закон на площадке Торгово-промышленной палаты России — крупнейшего бизнес-объединения страны. Поэтому многие его положения — результат компромиссных решений, учитывающих интересы как государства, так и предпринимателей.

Вследствие новизны основополагающего закона по ГЧП, понятийный аппарат в этой сфере все еще находится в стадии формирования. Как и целая череда смежных нормативно-правовых актов, разработка которых предусмотрена этим документом. Однако уже сейчас можно говорить об основных признаках государственно-частного партнерства. Они сформулированы в следующих пунктах:

1. сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;

2. взаимодействие сторон в ГЧП имеет юридическую основу;

3. взаимодействие бизнеса и власти имеет партнерский характер, основанный на учете интересов обеих сторон;

4. ГЧП применяется при реализации проектов, имеющих существенную общественно-государственную значимость. ГЧП-проекты — это, прежде всего реализация публичных интересов. Совместные цели и интересы обоих партнеров координируются на основе общегосударственных общественно-полезных целей;

5. в процессе реализации проектов на основе ГЧП, объединяются усилия сторон;

6. финансовые риски и затраты, а также достигнутые в ГЧП результаты распределяются между сторонами в пропорциях согласно взаимным договоренностям, оформленным юридически.

1.2 Модели, формы и механизмы ГЧП

Модели, формы и механизмы государственно-частного партнерства нельзя назвать окончательно устоявшимися. Процесс совершенствования ГЧП продолжается, поэтому его составляющие также подвержены изменениям. Однако их классификация существует, и здесь можно предложить ее наиболее распространенные варианты. В специальной литературе приведены, например, следующие модели государственно-частного партнерства:

— модель оператора (характеризуется четким распределением полномочий между частным и публичным партнерами при сохранении контролирующих функций за государством);

— модель кооперации (применяется там, где трудно выделить конкретные услуги, а потому их сложно или невозможно сделать отдельными объектами налогообложения или амортизационных отчислений);

— модель концессии (действует для проектов с относительно длительным сроком реализации, а также в тех случаях, когда государству по политическим или иным важным с точки зрения властных структур причинам необходимо сохранить право собственности за собой)

— договорная модель (чаще всего используется в энергетике, где инвестиции направлены в первую очередь на снижение текущих издержек)

— модель лизинга (основная сфера применения — общественные здания. Чаще всего используется во взаимоотношениях муниципальных органов власти с частным бизнесом).

В первой части этого раздела уже отмечалось, что одним из необходимых условий легитимности государственно-частного партнерства является юридическая основа. В соответствии с ее особенностями чаще всего определяются и формы ГЧП. Хоть здесь тоже нет единого мнения, и, в частности, Минэкономразвития считает, что формы ГЧП можно определять с четырех позиций: с точки зрения правовой базы, источников доходов по проекту, права собственности и функции частной стороны.

В п. 3 ст. 6 закона о государственно-частном партнерстве сказано, что в соглашение о ГЧП в целях определения формы государственно-частного партнерства или муниципально-частного партнерства могут быть также включены следующие элементы:

1) проектирование частным партнером объекта соглашения;2) осуществление частным партнером полного или частичного финансирования эксплуатации и (или) технического обслуживания объекта соглашения;

3) обеспечение публичным партнером частичного финансирования создания частным партнером объекта соглашения, а также финансирование его эксплуатации и (или) технического обслуживания;4) наличие у частного партнера обязательства по передаче объекта соглашения о государственно-частном партнерстве, объекта соглашения о муниципально-частном партнерстве в собственность публичного партнера по истечении определенного соглашением срока, но не позднее дня прекращения соглашения.

Вместе с тем, сами формы контрактов ГЧП в профильном законе не прописаны. Зато они есть в экономической литературе. Здесь обычно выделяют следующие основные формы ГЧП: государственные контракты; договора аренды, финансовую аренду (лизинг); государственно-частные предприятия; соглашения о разделе продукции (СРП); концессионные соглашения.

Существует также общепризнанная международная классификация механизмов государственно-частного партнерства. Она представлена в следующей таблице

Частно-государственное партнерство как инструмент привлечения инвестиций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Текст научной работы на тему «Частно-государственное партнерство как инструмент привлечения инвестиций»

ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ

заместитель префекта Юго-Западного административного округа г. Москвы

Ограниченность финансовых ресурсов государства обусловливает необходимость поиска новых моделей реализации инвестиционных и социальных проектов как на федеральном и региональном уровнях государственного управления, так и на уровне местного самоуправления. В начале 1990-х гг. во многих развитых странах был осуществлен переход от бюджетного к смешанному финансированию, что позволило использовать партнерство государства и бизнеса в качестве инструмента реализации общественно значимых проектов.

Правительство России в числе приоритетных направлений социально-экономической политики также выделяет развитие форм частно-госу-дарственного партнерства в социальной сфере. В результате консолидации бизнеса и власти вокруг социальных проектов Правительство РФ планирует добиться сокращения нерыночных, неконкурентных элементов функционирования социальной сферы, что должно обеспечить формирование новых моделей управления социальной инфраструктурой и способствовать привлечению частных инвестиций в ее развитие1.

Частно-государственное партнерство представляет собой соглашение между бизнесом и государством. Предметом такого соглашения является предоставление частной компании прав пользования государственным или муниципальным имуществом либо прав на осуществление деятельности, составляющей прерогативу государства в целях реализации общественно значимых проектов. При этом государство выполняет двойственные функции: во-первых, оно в лице органов власти выступа-

1 Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2008 г. // Утверждены Председателем Правительства РФ М.Е. Фрадковым 28 июля 2004 г.

ет одной из сторон договора, а во-вторых, является гарантом соблюдения принятого соглашения.

Частно-государственное партнерство осуществляется в самых различных сферах деятельности: и в отраслях промышленности, и в секторе общественных услуг. В частности, в городах частно-государственное партнерство актуально для жилищно-коммунального хозяйства, для водопровода, для теплоснабжения, для дорожного строительства.

Благодаря соглашению о партнерстве происходит объединение ресурсов двух хозяйствующих субъектов — государства, которое обладает огромным потенциалом собственности, и бизнеса, имеющего ресурсы для инвестиций и использующего, как правило, более эффективные методы хозяйствования. Такое «объединение» имеет следующие преимущества:

развитие конкурентных отношений в сфере производства общественных благ; применение современных подходов в управлении социальными институтами; повышение качества социальных услуг. Для бизнеса интерес к соглашениям о частно-государственном партнерстве определяется тем, что предприниматель получает в управление государственные (муниципальные) активы, в большинстве случаев на льготных условиях платы за них. Кроме того, инвестируя средства в частно-государственные проекты, предприниматель имеет высокие гарантии их возврата, так как государство принимает на себя существенную долю рисков. В отдельных случаях (например, проекты в сфере ЖКХ) государство идет на то, чтобы доплачивать из бюджета предпринимателю при выполнении им определенных условий (увеличении мощностей, повышения качества обслуживания и т.п.).

Правительства европейских стран все чаще обращаются к различным формам частно-государственного партнерства в решении вопросов развития инфраструктуры. Частные компании участвуют в тендерах на проектирование, строительство и обслуживание государственных объектов. Поскольку строительный сектор подвержен сильным циклическим колебаниям, для компаний этой сферы выгодно получать гарантированные в долгосрочном периоде и легко прогнозируемые доходы от контрактов по обслуживанию объекта.

По данным доклада The Dealogic European PF1/PPP Project Finance Review, опубликованного британской аналитической компанией Dealogic, в Европе частно-государственное партнерство с каждым годом становится все более востребованным. Если в 2003 г. частные компании подписали с правительствами 55 контрактов об участии в строительстве или обслуживании государственных объектов, то в 2004 г. таких соглашений было уже 68. В числе наиболее заметных примеров британский проект Future Strategic Tanker Aircraft и создание европейской спутниковой системы Galileo. В 2005 г., по прогнозу авторов доклада, возрастут и количество, и средняя стоимость частно-государственных контрактов2.

Современными формами частно-государственного партнерства являются:

1) контрактное управление (в том числе аренда);

2) предприятия, созданные путем акционирования или на условиях долевого участия государства и бизнеса;

Первые две формы достаточно широко используются в российской практике. Так, для развития арендной формы частно-государственного партнерства в России сформирована необходимая нор-мативно-правовая база. Регулирование отношений в этой сфере осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Государственные (муниципальные) органы власти участвуют в капитале многих предприятий3. Наиболее известные из них — ОАО «Газпром» и РАО «ЕЭС России», доля государства в акционерном

2 Тайтельбаум Г. Частно-государственное партнерство все более популярно в Европе// Ведомости 01.11.2004, № 200 (1240).

3 По состоянию на 01.01.2005 в собственности РФ находятся акции 4 075 открытых акционерных обществ // Материалы к заседанию Правительства РФ 17 марта 2005 г. по вопросу «О мерах по повышению эффективности управления федеральной собственностью».

капитале которых составляет 38,4 и 52,7% соответственно. Степень свободы предпринимателей в принятии административно-хозяйственных решений в таких компаниях определяется их участием в акционерном капитале. Чем выше доля государства, тем менее самостоятельны они в принятии решений.

Как показывает зарубежный опыт, наиболее перспективной формой частно-государственного партнерства являются концессии. В отличие от арендных отношений они носят долгосрочный ‘ характер, что позволяет обеим сторонам осуществлять стратегическое планирование своей деятельности. Кроме того, в концессиях частный сектор обладает наиболее полной свободой в принятии административно-хозяйственных и управленческих решений.

Развитие концессий в области общественной инфраструктуры имеет длинную историю. Еще в Римской империи «мунисипы» (аналог современных муниципалитетов) практиковали передачу в управление частным лицам таких объектов античной инфраструктуры, как почтовые станции, порты, рынки и бани.

Передача предприятий в делегированное управление (концессию) обеспечивает привлечение частного капитала и управленческого опыта к созданию и управлению инфраструктурой. Основными преимуществами использования данной формы частно-государственного партнерства на местном уровне являются:

ограничение финансового участия муниципальных образований в осуществлении проектов;

создание конкурентной среды в сфере предоставления муниципальных услуг (конкуренция возникает до подписания контракта в ходе проведения конкурса, по результатам которого, как правило, выбирается только один поставщик определенного вида услуг — концессионер);

приток денежных средств в регион; концессионер расходует большую часть средств на территории реализации проекта в процессе приобретения необходимых материалов, найма рабочей силы и т.д.;

строительство или реконструкция объектов создает дополнительное количество рабочих мест;

после истечения срока договоров в собственность муниципального образования переходит современное оборудование.

Развитию частно-государственного партнерства в нашей стране мешает отсутствие адекватного законодательства и нормативных документов. Привлечение частных компаний для реализации крупных проектов в сфере транспортной и социальной инфраструктуры требует разработки соответствующей нормативно-правовой базы. При этом важно закрепить за государством рычаги контроля за деятельностью концессионера как партнера по реализации проекта, включая контроль за технической и экологической безопасностью, качеством обслуживания и величиной тарифов.

Полагаем, что необходимыми условиями для активного использования схем частно-государс-твенного партнерства в России являются:

принятая стратегия развития различных отраслей на основе использования частно-государственного партнерства;

нормативно-правовая база, регламентирующая

экономические отношения в рамках частно-государственного партнерства; действующая система мониторинга проектов, реализуемых по схемам частно-государственного партнерства;

наличие механизма предложения проектов потенциальным инвесторам и отбора кандидатов;

организация контроля за реализацией проекта. Для эффективного партнерства государства и бизнеса нужны в первую очередь долговременные и понятные правила игры. Поэтому наиболее актуальна в настоящее время разработка специального федерального закона о частно-государственном партнерстве. Формирование частно-государственного партнерства должно опираться на четкие юридические нормы относительно собственности, налогообложения и регулирования возможных конфликтов.

Приглашаем к сотрудничеству!

Издательский дом «Финансы и Кредит» оказывает услуги по изданию книг, брошюр, монографий, учебников, учебно-методической и художественной литературы. Издание осуществляется за счет средств автора. Срок изготовления монографий объемом 10 печатных листов в мягкой обложке составляет 35 дней.

Государственно-частное партнерство как способ привлечения инвестиций в муниципалитет

Зиненко, Г. В. Государственно-частное партнерство как способ привлечения инвестиций в муниципалитет / Г. В. Зиненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11 (145). — С. 204-206. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40751/ (дата обращения: 17.06.2022).

В последнее время набирает популярность такое явление, как государственно-частное партнерство. Большая часть таких отношений реализуется на муниципальном уровне. Одной из причин возникновения таких отношений является дефицит бюджета в государственной организации. В большинстве случаев государственное предприятие получает средства за счет частного инвестора, который в свою очередь преследует свои интересы. Например, при строительстве какого-либо объекта, частный инвестор получает возможность участвовать в управлении этим самым объектом не только на этапах строительства, но и при дальнейшей эксплуатации.

Причин возникновения партнерства с частным инвестором может быть великое множество. Наиболее популярной предпосылкой к созданию таких отношений, является неспособность рационально управлять хозяйственными объектами [2]. Государственно-частное партнерство  яркий пример ситуации, когда явление получило широкий размах, а только потом обзавелось правовым сопровождением.

Также причиной возникновения партнерства является повышение популярности товаров и услуг, предлагаемых государственными организациями, а также повышения их качества [2]. Согласно законодательству, взаимоотношения партнеров необходимо оформить юридически. Документ включает в себя пункты, освещающие финансовые риски и затраты, роли сторон, обязательства между ними, а также полномочия и обязанности каждой из сторон. Виды организации партнерства между инвестором и государством в основном зависят от сферы деятельности последнего.

За время существования государственно-частного партнерство устоялось несколько видов взаимодействия. В зависимости от рода деятельности, партнерство может принимать одну из пяти наиболее распространённых моделей [3].

Ситуация, при которой происходит определенное разграничение полномочий между участниками, а право управлять строго закреплено за органом власти, называется моделью оператора. В таком случае частный партнер является только инвестором без возможности влиять на процесс [3].

Договорная модель представляет собой противоположную ситуацию. Как правило, в таком случае стороны договариваются о том, как будет происходить управление и контроль объектом партнерства и регистрируют свои полномочия в юридическом порядке. Чаще всего такую модель используют для снижения издержек и получения максимально рационального использования [3].

Следующим видом взаимоотношений является модель концессии. Сроки в таких моделях представляют длительный промежуток времени, а обязательным условием такой модели является сохранение права собственности у государства [3].

Также выделяется модель кооперации. К данной модели прибегают, когда невозможно выделить определенные услуги, начислить налог или вычесть амортизацию [3].

И наконец, последняя модель, которая называется лизинг. Представляет собой взаимоотношения частных организаций и государства на предмет недвижимости и техники. Чаще всего, при такой модели, государство представлено муниципальным органом власти [3].

Строгого определения формы заключения контрактов о партнерства в законодательстве нет. В связи с этим взаимоотношения могут регулироваться договором аренды, государственным контрактом, созданием государственно-частной организации, различными соглашениями или лизингом [1].

Главным отличием партнерства от контракта в том, что инвестор находится в равноправных отношениях с представителем власти, а не следует перечню требований и действий, являющихся обязательными для контракта. Имущество обоих партнеров защищается в равной степени, и уровень риска сведен к минимуму. Однако при использовании модели оператора существует угроза для частного бизнеса. В связи с тем, что инвестор не имеет полномочий управлять объектом, в случае разногласий он может остаться ни с чем. Наибольшее влияние данный фактор оказывает на долгосрочные отношения, превышающие десяток лет.

Для сведения рисков к минимуму, для частного партнера предусмотрена система регулирования конфликтов. В случаях, когда инвестор по вине государства несет убытки, он имеет право потребовать взыскания, и если комиссия даст положительный результат, государство обязано возместить ущерб в полном объеме. Для партнерств, тарифы услуг которых строго регламентированы, органы контроля руководствуются объемами инвестиций, прописанных в документе с учетом их сроков [4]. Обязательным условием партнерства является право партнера распоряжаться своим доходам и инвестициями без ограничений. При наличии факторов, которые могут негативно повлиять на положение инвестора, публичный партнер обязан принять меры для получения инвестором прибыли согласно соглашению [4]. Также партнеры могут на стадии формирования соглашения добавить пункты, регламентирующие гарантии [4].

Государственно-частное партнерство наиболее развито в странах Европы: в Германии, Франции и Великобритании. Законодательство о партнерстве имеет существенные отличия. То, что у нас регламентируется отдельным законом о государственном и частном партнерстве, у них представлено нормами гражданского права. В отдельных случаях издаются законодательные акты.

В РФ явление государственно-частного партнерство пришло на четверть века позже, чем в страны Европы, поэтому закономерно правовое регулирование во многом позаимствовано у ближайших соседей. Основная часть нормативно правовых актов была принята без изменений, и только небольшой процент был адаптирован под Российские реалии, с учетом специфики законодательства. Вид организации партнерства частных инвесторов и государства в РФ больше всего напоминает на систему, построенную в Великобритании.

В данный момент основными трудности развития государственно-частного партнерства являются кризисное положение в стране и санкции, наложенные на Россию, не позволяющие привлекать иностранных инвесторов. Также существует проблема не совершенности законодательства. Присутствует коррупция, которая негативно влияет на уровень конкуренции и не позволяет развивать партнерство между государством и инвесторами. Но, несмотря на сложные условия, отрасль развивается, но очень медленными темпами. Изменить эту ситуацию возможно, увеличив заинтересованность инвесторами посредством льгот и предоставлением дополнительных гарантий. Государственно-частное партнерство в России в начальной стадии роста, но уже сейчас с уверенностью можно сказать, что со временем популярность данного направления будет только повышаться, так как это интересно для бизнесменов и муниципальных организаций.

В Красноярском крае сотрудничество частных инвесторов популярно во многих сферах. Этот вопрос активно поднимается на заседаниях Законодательного Собрания края. Предпосылкой к созданию партнёрства с частным инвестором является отсутствие денег в бюджете на различные проекты, которые жизненно необходимы. Такими являются ремонт дорог, лечебные учреждения, школы, детские сады. Важным вопросом является содержание этих объектов, а не их строительство. Для привлечения частных инвесторов необходимо обозначить условия для сотрудничества. Чаще всего, это снижение налоговых льгот.

В Красноярском крае имеется положительный опыт государственно-частного партнерства. На станции Саянская был построен детский сад на 290 мест. Строительство состоялось благодаря созданию партнерства между местной администрацией и Красноярской железной дорогой.

В настоящее время в Красноярске активно обсуждается проект, связанный с видео фиксацией. Всего лишь за 6 месяцев существования проекта, у семи частных инвесторов появилось желание вложить денежные средства суммой от 500 миллионов рублей.

Учитывая вышесказанное можно сделать два вывода. Государственно-частное партнерство можно рассматривать как инструмент привлечения инвестиций в муниципальные компании. Это позволит получить дополнительные средства для реализации необходимых проектов. Большим преимуществом таких инвестиций является их долгосрочная перспектива.

Помимо инвестиций государственно-частное партнерство поможет стимулировать экономику Края. Ранее проблема заключалась в отсутствии сформированной институциональной и правовой базы, как на федеральном, так и на краевом уровне. Принятие федерального закона, комплексно регулирующего формы государственно-частного партнерства в Российской Федерации позволило решить проблему и положительно сказалось на развитии государственно-частного партнерства во всех муниципальных образованиях.

  1. Алпатов, А. Д. Государственно-частное партнерство. Механизмы реализации. − Москва: Альпина Паблишер, 2012.− 200 с.
  2. Мартусевич Р. А. Государственно-частное партнерство в коммунальном хозяйстве. − Москва: Фонд «Институт экономики города», 2012.− 240 с.
  3. Ямщиков А. С., Руйга И. Р. Механизмы реализации Государственно-частного партнерства в социальной сфере региона. − Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016.− 206 с.
  4. Игнатюк Н. А. Государственно-частное партнерство. − Москва: Юстицинформ, 2012. — 490 с.

Основные термины (генерируются автоматически): государственно-частное партнерство, частный инвестор, инвестор, партнерство, Великобритания, Красноярский край, причина возникновения партнерства, Россия, РФ, частный партнер.

Источник https://knowledge.allbest.ru/economy/3c0b65625b3ac79b5d43a88421216d26_0.html

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/chastno-gosudarstvennoe-partnerstvo-kak-instrument-privlecheniya-investitsiy

Источник https://moluch.ru/archive/145/40751/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *