Бюджетные инвестиции
Определение понятия и раскрытие сущности бюджетных инвестиций как части бюджетных расходов. Комплексная оценка состояния бюджетного капиталовложения в России. Обобщенный анализ бюджетно-инвестиционного процесса РФ по данным системы национальных счетов.
Рубрика | Финансы, деньги и налоги |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 25.12.2012 |
Размер файла | 66,3 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
- КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
- на тему: «Бюджетные инвестиции»
- Содержание Введение
- Глава I. Понятие бюджетных инвестиций
- Глава II. Анализ бюджетно-инвестиционного процесса по данным системы национальных счетов (СНС)
- Заключение
- Список использованной литературы
Введение
Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.
Бюджетная система государства, являясь инфраструктурой экономического базиса, подвержена его влиянию. Изменения базиса приводят к изменению бюджетной системы и корректировке ее функций.
Основным звеном бюджетной системы является бюджет, в составе которого выделяются капитальные расходы, которые представляют собой часть расходов бюджета, обеспечивающую инновационную и инвестиционную деятельность.
Целью работы является комплексное исследование организации расходов на финансирование бюджетных инвестиций в составе федерального бюджета Российской Федерации.
В ходе написания курсовой работы поставлены и решены следующие задачи:
1. рассмотрена теоретические основы бюджетных инвестиций как части бюджетных расходов;
2. дана характеристика современному состояние государственных инвестиций;
3. сформулированы перспективы развития инвестиционной политики в России.
Глава I. Понятие бюджетных инвестиций
инвестирование бюджетный расход национальный счет
Инвестиции — долгосрочные капитальные вложения в производственную или другую сферу деятельности с целью производства товаров и услуг и получения прибыли или достижения каких-либо социальных результатов (решение экологических проблем, борьба с тяжелыми болезнями и др.). Система национальных счетов относит к инвестициям конечные покупки машин, оборудования и станков предпринимателями, все осуществляемое в стране строительство (как производственное, так и жилищное), а также изменение за данный статистический период товарно-материальных запасов. Под последними понимается общая величина произведенной, но еще не реализованной продукции накопившейся на складах предприятий. Когда у предприятий к концу года на складах накапливается продукции больше, чем было в начале года, то это значит, что в экономике в течение данного года произведено больше, чем потреблено. Этот прирост товарно-материальных запасов является, следовательно, «не потребленным продуктом», а это есть не что иное, как инвестиции. В системе национальных счетов различаются валовые и чистые инвестиции.
Валовые инвестиции включают в себя два компонента:
1) капиталовложения, связанные с заменой старых, подвергшихся физическому или моральному износу машин, оборудования, сооружений новым и амортизация;
2) любые дополнительные капиталовложения, увеличивающие производственные мощности предприятия. Последний компонент есть не что иное, как чистые инвестиции. В рыночной экономике применяются различные формы финансирования капитальных вложений. В современных условиях мобилизация денежных средств для инвестирования зачастую осуществляется посредством выпуска и продажи предприятиями собственных акций. В этом смысле процесс первичного размещения акций рассматривают как инвестиционный процесс. Однако все последующие перепродажи этих ценных бумаг инвестициями не являются, так как вторичный и следующие за ним акты купли-продажи акций означают просто передачу права собственности на уже существующие активы.
Одним из важнейших направлений государственной инвестиционной политики как составной части государственной финансовой политики Российской Федерации, является привлечение национального (внутреннего) и иностранного капитала для развития экономики. В последние годы в России поставлена задачи последовательного улучшения инвестиционной привлекательности страны и удвоения ВВП, основу реализации которых должны составлять взвешенная макроэкономическая политика, стабильное законодательство, а также эффективная экономическая защита инвесторов на территории Российской Федерации. Общеизвестно, что регулирование инвестиционной деятельности и судебная практика относятся к числу важнейших факторов, реально влияющих на оценку инвестиционного климата. Основными путями и средствами привлечения инвестиций в национальную экономику, как считают специалисты, являются: собственные средства юридических лиц, бюджетные инвестиции (за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов), кредитно-инвестиционная деятельность коммерческих банков, иностранные инвестиции, развитие свободно-экономических зон, разгосударствление и приватизация государственной собственности, развитие фондового рынка, средства населения и другие.
Наличие эффективного механизма обеспечения государственных гарантий прав субъектов инвестиционной деятельности и безусловности защиты их финансовых вложений выступает главной характеризующей чертой инвестиционного климата государства и одновременно основным определяющим фактором инвестиционной привлекательности, или не привлекательности экономики соответствующего государства, причем как для иностранных, так и для внутренних инвесторов. При этом помимо мер структурной экономической политики направленных обеспечение существования и устойчивого функционирования такой системы обеспечения государственных гарантий прав субъектов инвестиционной деятельности и безусловности защиты их инвестиций, важнейшим фактором является наличие развитой системы финансового обеспечения иностранных и внутренних инвестиций.
Согласно статье 80 БК РФ, предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть уставных или складочных капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием Российской Федерации, ее субъектов (муниципальных образований) в уставных или складочных капиталах в соответствии с гражданским законодательством.
В настоящее время доля государства присутствует в уставных капиталах многих организаций. Такая форма взаимодействия государства и коммерческих организаций взаимовыгодна. Организация получает дополнительные финансовые и материальные ресурсы. Для организации участие государства в уставном капитале также может представлять интерес с точки зрения привлечения инвесторов. Доля государства в уставном капитале организации привлекает многих инвесторов, которые, вкладывая средства в организацию, рассчитывают на контроль за их расходованием со стороны государства.
Государству выгодно участвовать в капитале коммерческих организаций, поскольку в этом случае оно может осуществлять контроль за деятельностью коммерческой организации, получать прибыль, соответствующую вкладу, поддержать стратегическое производство, имеющее высокую общественную значимость.
Участие государства в уставных капиталах организаций во многом определяется эффективностью таких инвестиций. Если предприятие с государственным участием не имеет стратегического значения, не производит выплату дивидендов, государство отказывается от инвестиций и производит продажу акций такой организации.
В статье 80 БК РФ определены условия предоставления бюджетных инвестиций, предусматривающих наличие:
— технико-экономического обоснования инвестиционного проекта;
— плана передачи земли и сооружений;
— проекта договора между органами исполнительной власти и юридическим лицом об участии Российской Федерации или ее субъекта в собственности субъекта инвестиций. Проекты договоров оформляются в течение двух месяцев после вступления в силу закона о бюджете.
Отсутствие оформленных договоров служит основанием для блокировки предусмотренных на соответствующие бюджетные инвестиции расходов (статья 231 БК РФ).
Нарушение порядка предоставления бюджетных инвестиций в силу статьи 299 БК РФ, влечет для получателя изъятие в бесспорном порядке сумм предоставленных бюджетных средств.
Участие государства в хозяйственных обществах регламентируется ГК РФ, БК РФ, Федеральным законом от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральным законом от 21 декабря 2001 года №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Федеральным законом от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», иными законами и нормативными актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Например, участие города Москвы в хозяйственных обществах осуществляется путем:
приобретения акций дополнительного выпуска открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, с целью сохранения доли города (с оплатой акций денежными средствами, имуществом или имущественными правами);
участия города во вновь создаваемых открытых акционерных обществах с внесением в уставный капитал имущества и (или) имущественных прав;
участия города в действующих Обществах путем предоставления бюджетных инвестиций (капитальных вложений) с последующей передачей городу эквивалентной части уставного капитала или имущества Общества — в соответствии со статьей 80 БК РФ.
На территории города Москвы действует Постановление Правительства Москвы от 5 августа 2003 года №644-ПП «Об утверждении временного положения о порядке (процедуре) представления и рассмотрения заявок на участие города Москвы в хозяйственных обществах».
Методические рекомендации по разработке и анализу технико-экономических обоснований (ТЭО) участия города Москвы в акционерных обществах утверждены Постановлением Правительства Москвы от 27 апреля 2004 года №271-ПП «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и анализу технико-экономических обоснований (ТЭО) участия города Москвы в акционерных обществах».
Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу либо в соответствии с решением органа исполнительной власти Российской Федерации, ее субъекта или органа местного самоуправления.
Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием Российской Федерации и ее субъектов. Оформление доли участия в уставном капитале, принадлежащей Российской Федерации, ее субъекту или муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством РФ.
Бюджетные инвестиции юридическим лицам включаются в проект бюджета только при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также при наличии проекта договора между Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления и указанным юридическим лицом об участии Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования в собственности объекта инвестиции. Отсутствие оформленных в установленном порядке договоров служит основанием для блокировки предусмотренных на соответствующие бюджетные инвестиции расходов.
Созданные с привлечением бюджетных средств объекты производственного и непроизводственного назначения в эквивалентной части уставных (складочных) капиталов и имущества передаются в управление соответствующим органам управления государственным или муниципальным имуществом.
Глава II. Анализ бюджетно-инвестиционного процесса по данным системы национальных счетов (СНС)
Термин «инвестиционный процесс» объединяет все многообразие процессов, связанных с его кругооборотом и воспроизводственным циклом, с изменением динамики, объемов, развитием различного рода структурных сдвигов, с межотраслевым и межгосударственным размещением, всевозможными видами физического перемещения, т.е. всего множества специфических форм, раскрывающих конкретно историческое содержание этой категории.
Инвестиционный процесс в реальном секторе экономики, обслуживая процессы международного и межотраслевого перелива капиталов, выполняет свое общественное предназначение, которое состоит в выполнении определенных функций.
Выделение функций, присущих движению капитала, целесообразно начать с определения свойств явления, показывающих, каким образом реализуется общественное предназначение этой экономической категории, а затем формулировать функции.
Первое свойство инвестиционного процесса — способность перераспределять капитал между странами и отраслями посредством процессов международного и межотраслевого переливов капитала. Второе свойство — способность стимулировать развитие национальной экономики или же ее отдельной отрасли посредством притока капитала в страну или отрасль.
Третье свойство — способность влиять на макроэкономические параметры состояния экономики и регулировать их.
Выделенные свойства реализуются через следующие функции инвестиционного процесса: распределительную, стимулирующую и регулирующую (таблица 1).
В настоящее время процесс инвестиционного процесса в России носит несколько ограниченный характер, связанный с трансформационными изменениями в экономической системе. Производительный капитал, в первую очередь, индустриальный и аграрный за период 90-х гг. XX в., сократился и, несмотря на все усилия, еще не достиг уровня 1989г. Хозяйствующие субъекты стараются уйти из институционального поля государственного управления. В свою очередь, ссудный капитал в стране еще не достаточно развит и только начинает работать на потребности реального сектора экономики.
Таблица 1. Свойства и функции инвестиционного процесса в реальном секторе экономики
Свойства инвестиционного процесса
Функции инвестиционного процесса
Способность перераспределять капитал между странами и отраслями
Способность стимулировать развитие национальной экономики или ее отдельных отраслей
Способность регулировать макроэкономические показатели экономики
Одно из направлений инвестиционного процесса — это слияния и поглощения в процессе конкурентной борьбы.
Ведь инвестиционный процесс предполагает, что с помощью амортизационных фондов этот капитал имеет возможность воплотиться в новых условиях, в новой технике и технологии. Но если амортизационный фонд оказался не просто меньше, а существенно меньше первоначальной стоимости основных фондов, то о обновлении капитала говорить бессмысленно.
Поэтому нельзя игнорировать интересы владельцев капитала, заинтересованных, по меньшей мере, вернуть себе капитал в полном объеме, т.е. сформировать соответствующие амортизационные фонды и как можно дольше продолжать воспроизводство.
Другая важная задача — сохранение и преумножение всего национального достояния и прежде всего, разумеется, производительного капитала. В связи с чем, определенный интерес представляет анализ темпов роста инвестиций в основной капитал на макроуровне.
Рис. 1. Объем инвестиций в основной капитал
Если посмотреть на динамику индексов физического объема инвестиций в основной капитал (например, в процентах к 1995г.), то, начиная с 2000г., можно заметить в российской экономике устойчивую тенденцию к росту. Так, физический объем инвестиций в основной капитал вырос в 2006г. по сравнению с 1995 годом более чем в 1,5 раза.
Наиболее значительные различия в динамике основного капитала наблюдаются в отраслевом разрезе. Среди всех отраслей можно выделить две группы — лидеры и аутсайдеры.
К числу последних можно отнести сельское хозяйство, машиностроение и металлообработку, промышленность строительных материалов, легкую промышленность.
Индексы физического объема инвестиций в основной капитал в этих отраслях устойчиво снижались до 1998г., в настоящее время их динамика характеризуется неустойчивым повышательным трендом (рис. 2).
Рис. 2. Индексы физического объема инвестиций в основной капитал в отраслях-аутсайдерах
Вместе с тем, из основных отраслей экономики заметный рост основного капитала наблюдается в транспорте, электроэнергетике, торговле и общественном питании, топливной промышленности и других сырьевых отраслях (рис. 3).
Определенную роль в активизации внутреннего рынка потребления инвестиций сыграл дефолт. Временный, но все же разрыв с иностранными инвесторами, привел к необходимости интенсификации инвестиционной деятельности за счет собственных ресурсов. Однако существует более значимая причина объективного характера. Речь идет о существующих у современного производства огромных потребностях и скромных возможностях возмещения основного капитала.
Низкий уровень инвестиций и сокращение объемов основного капитала в одних отраслях экономики в определенной мере коррелирует с интенсивным инвестированием и ростом объемов основного капитала в других отраслях. Меняется не столько общий объем основного капитала в реальном секторе экономики, сколько его структура, осуществляется интенсивная структурная перестройка основного капитала. Происходящие процессы инвестиционного процесса между отраслями и предприятиями могут привести к серьезным изменениям в российской экономике, в том числе и негативного плана, которые потребуют особых мер при реализации экономической политики.
Рис. 3. Индексы физического объема инвестиций в основной капитал в отраслях-лидерах
Кроме динамики инвестиций в основной капитал, направления инвестиционного процесса можно проследить и по изменениям финансовых вложений в различные виды экономической деятельности (долгосрочные и краткосрочные инвестиции организаций в ценные бумаги, уставные капиталы и др.) (таблица 2).
Данные таблицы 2 показывают, что финансовые инвестиции в реальном секторе экономики все более становятся направленными на обрабатывающий сектор производства. За период 2003-2006гг. доля финансовых вложений обрабатывающего сектора выросла с 46,8 до 73,8%. Соответственно сокращается доля вложений в сектор добычи полезных ископаемых с 14,6 до 6,6%. Таким образом, действуют положительные макротенденции и они свидетельствуют об интересе бизнеса к развитию не добывающего, а обрабатывающего сектора экономики.
Вместе с тем структура финансовых вложений в обрабатывающем секторе экономики свидетельствует об интересе предпринимателей прежде всего к таким видам деятельности как производство кокса и нефтепродуктов (33,7%) и металлургическое производство и производство металлоизделий (32,2%). Эти виды экономической деятельности (в сумме две трети реального сектора) представляют собой, по сути, первичную обработку сырьевых ресурсов и крайне далеки от наукоемких видов производства.
Таблица 2. Динамика структуры финансовых вложений в реальный сектор российской экономики (в %)
Все финансовые вложения в реальный сектор экономики
в том числе по видам экономической деятельности:
1) сельское, лесное хозяйство и охота
2) рыболовство и рыбоводство
3) добыча полезных ископаемых
4) обрабатывающие производства
— производство пищевых продуктов
— целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность
— производство кокса и нефтепродуктов
— производство неметаллических минеральных продуктов
— металлургическое производство и производство металлоизделий
— производство машин и оборудования
— производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования
Бюджетное инвестирование
Деркач, Д. Д. Бюджетное инвестирование / Д. Д. Деркач, М. П. Студенова, О. С. Доценко. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 4.1 (6.1). — С. 8-11. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/38/1018/ (дата обращения: 17.06.2022).
Предметом исследования являются финансовые отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетного инвестирования.
Целью работы является анализ теоретических и практических аспектов бюджетных инвестиций, их влияния на финансово — инвестиционные процессы в экономике России и разработка на этой основе научно обоснованных рекомендаций. В качестве методологической базы в статье использовались системный и комплексный подходы, диалектический метод познания, анализ и синтез, экономико-статистические методы. В итоге был выявлен ряд проблем, связанных с бюджетным инвестированием, и предложены варианты их решения.
Результаты исследования могут применяться в дальнейших теоретических разработках проблем бюджетного инвестирования, работе органов государственной власти, а также учебном процессе при преподавании курсов «Финансы», «Бюджетное инвестирование».
Ключевые слова: бюджетные инвестиции, инвестиционный фонд, финансирование, государственные расходы.
Государство всегда было и будет инвестором. В бюджете страны размер инвестиций, направления инвестирования законодательно закрепляются на определенный период. Бюджетные инвестиции это средства, направляемые в создание или увеличение капитала государственных объектов инвестирования в различных областях его деятельности. Бюджетные инвестиции подразделяются на: экономические инвестиции; социальные инвестиции; экологические инвестиции; инвестиции в оборону и безопасность страны. Документ, регулирующий бюджетное финансирование инвестиций, называется «Бюджетный кодекс Российской Федерации». В его разделе «Капитальные вложения в объекты недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности» выделены подразделы:
- Бюджетные инвестиции;
- Субсидии на осуществление капитальных вложений бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям;
- Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам.
В 2005 году в России создали Инвестиционный фонд, как часть бюджета, призванного выполнять планы государственного инвестирования по указанным выше направлениям в рамках, новой формы сотрудничества государства с частным капиталом, государственно-частного партнерства.
Развитие рыночной экономики требует от хозяйствующих субъектов, с одной стороны, повышения их конкурентоспособности, а с другой — обеспечения стабильности и устойчивости их функционирования в условиях меняющейся экономической среды. Решение этих задач требует осуществления инвестиций, как со стороны хозяйствующих субъектов, так и государства. В современных условиях именно инвестиции играют роль стимулятора экономического роста, активизируя спрос в краткосрочном плане и расширяя производственные возможности — в долгосрочном. В условиях рыночной экономики государство не может не осуществлять инвестиционную деятельность. Государство должно выступать не только внешним регулятором и организатором инвестиционного процесса, но и, будучи самым крупным собственником, главным инвестором.
13 апреля 2007 г. Государственной Думой РФ был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации». Данный закон направлен на комплексное регулирование организации бюджетного процесса в условиях его реформирования в Российской Федерации, содержит ряд поправок редакционного характера, обеспечивающих устранение внутренних противоречий, восполнение пробелов правового регулирования или уточнение формулировок действующей редакции Бюджетного кодекса. Закон о внесении изменений в Бюджетный кодекс вступил в силу с 1 января2008 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки. Существенные изменения и дополнения коснулись регулирования государственных инвестиций. Бюджетное финансирование инвестиций — это выделение юридическим лицам средств на инвестиционные цели из государственного бюджета. Получить государственные инвестиции могут лишь предприятия, находящиеся в государственной собственности, а также юридические лица, связанные с реализацией государственных программ. Это финансирование осуществляется в соответствии с уровнем принятия решений. На федеральном уровне финансируются только федеральные программы и объекты, находящиеся в федеральной собственности; на региональном — только региональные программы и объекты, находящиеся в собственности отдельных конкретных территорий. Созданный в 2006 г. Инвестиционный фонд РФ призван стимулировать реализацию крупных инфраструктурных и инновационных проектов на основе государственно- частного партнерства. На со временном этапе необходимо повысить эффективность использования государственных инвестиций. Наряду с задачами, за решение которых полностью отвечает государство, они должны стать катализатором вложения средств частного сектора в те сферы и проекты, где одновременно с использованием бюджетных средств возможно и целесообразно привлечение внебюджетных ресурсов. При этом стоит более интенсивно использовать механизмы государственно-частного партнерства [1, с. 12].
Как показывает международная практика, реализация крупномасштабных проектов невозможна силами только государства, или только бизнеса. Инвестиционные проекты подлежат отбору по количественным параметрам, основанным на показателях финансовой, бюджетной и экономической эффективности. Минимальная сметная стоимость проекта должна быть не менее 5 млрд. руб., частный инвестор обязан вложить в проект не менее 25 % средств, при этом рентабельность должна составлять не менее 4 % и не более 11 %. Средства ИФ РФ предназначены для наименее окупаемой части комплексных инвестиционных проектов — строительства инфраструктуры. Это значит, что каждый инвестированный государством рубль привлекает четыре рубля частных инвестиций. В результате реализации инвестиционных проектов будет создано около 150 тыс. новых рабочих мест, а суммарный объем поступлений в федеральный бюджет в течение ближайших 10 лет превысит 470 млрд. руб., что в 2,5 раза больше, чем объем государственной поддержки, предоставляемой инвестиционным проектам; кроме того, около 400 млрд руб. поступит в бюджеты субъектов РФ в качестве налоговых отчислений.
Выделение средств из ИФ — трехформатное:
- прямое со финансирование проектов;
- участие в акционерном капитале компании, которая будет заниматься проектом;
- система государственных гарантий.
В результате к реализации с использованием средств ИФ РФ в 2006–2007 гг. было одобрено 24 инвестиционных проекта. Из них 45 % направлено на развитие транспортной инфраструктуры, 30 % — на развитие промышленных отраслей, 10 % — на реализацию проектов в области ЖКХ, 5 % — на создание инновационной инфраструктуры, 10 % — на модернизацию других отраслей [3, с. 36].
Первыми подобными инициативами стали проекты комплексного развития Приангарья, сооружения комплекса нефтеперерабатывающей и нефтехимических заводов в Нижнекамске, строительства платной магистрали «Западный скоростной диаметр» в Санкт-Петербурге и участка 15–58 км скоростной автомагистрали Москва — Санкт-Петербург [4]. Следует отметить, что данные проекты являются приоритетными и имеют сложную динамику финансирования. Кроме того, в март е 2008 г. Правительством РФ было принято решение о возможности получения бюджетных средств для реализации региональных инвестиционных проектов стоимостью от 500 млн. руб. Однако в 2008 г. не получил одобрения ни один проект, хотя на начало года было подано 75 заявок. В связи с вышесказанным предлагается два варианта решения проблемы.
Первый вариант — перевести алгоритм бюджетного инвестирования в режим инвестирования корпоративного. Второй вариант — выставить средства по всем закрепленным за ИФ проектам на конкурсы частных инжиниринговых и финансовых консорциумов. Как механизм планирования и финансирования бюджетных инвестиций, целевые программы — действенный инструмент реализации государственной инвестиционной политики. Однако в Российской Федерации механизм их использования пока недостаточно эффективен. Механизм целевых программ не полностью соответствует требованиям программно-целевого планирования.
В РФ бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета осуществляются в соответствии с Федеральной адресной инвестиционной программой, которая определяет объемы расходов на финансирование государственных капитальных вложений, использующихся в реализации федеральных целевых программ (программная часть), а также в решении от дельных важнейших социально-экономических вопросов, не включенных в эти программы, на основании предложений, одобренных Президентом РФ или Правительством РФ (не программная часть.
Чтобы раскрыть подробнее содержание бюджетных инвестиций, целесообразно вкратце рассмотреть их классификацию и учет согласно бюджетному законодательству.
Прежде всего, как упомянуто выше, бюджетные инвестиции представляют собой расходы бюджета, то есть, согласно ст. 6 БК РФ, «выплачиваемые из бюджета денежные средства». Инвестиции в объекты недвижимости и инвестиции, имеющие долгосрочный характер, относятся к капитальным расходам. Согласно БК РФ (ст. 21, 79), подгруппы «Бюджетные инвестиции» и «Бюджетные инвестиции иным юридическим лицам» входят в группу «Капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности» единой классификации расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Кроме того, существуют инвестиции за счет Инвестиционного фонда Российской Федерации, осуществляемые в рамках государственно-частного партнерства (ст. 69, 69.1, 79, 80, БКРФ).
Бюджетные инвестиции в объекты государственной или муниципальной собственности, согласно перечню кодов и видов расходов бюджетной классификации выступают как капитальные вложения в объекты недвижимого имущества государственной(муниципальной) собственности (код группы расходов 400) следующих видов:
Указания о порядке применения бюджетной классификации, утвержденные Приказом Минфина России от 1 июля 2013 года N 65н.
– бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества федеральной собственности в государственном оборонном заказе (вид расходов 411);
– бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности (вид расходов 412);
– бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства в государственном оборонном заказе (вид расходов 413);
– бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности (вид расходов 414);
– бюджетные инвестиции в соответствии с концессионными соглашениями (вид расходов 415).
Таким образом, в зависимости от объекта, можно выделить бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности, направленные на увеличение уже существующих объектов государственной (муниципальной) собственности, и бюджетные инвестиции, направленные на создание (приобретение) новых объектов. И в том, и в другом случае особым образом учитываются бюджетные инвестиции в сфере государственного оборонного заказа. См. также ст. 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
Вновь приобретенные (созданные) за счет бюджетных инвестиций объекты могут быть переданы на праве оперативного управления или хозяйственного ведения государственным (муниципальным) учреждениям, унитарными предприятиям либо включены в общий нераспределенный массив казны.
Из бюджетных инвестиций, осуществляемых из федерального бюджета, выделяются бюджетные инвестиции свыше 1,5 млрд. рублей, бюджетные инвестиции федеральным загранучреждениям и унитарным предприятиям, независимо от стоимости, решение о которых принимается в форме нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации. Решение о прочих бюджетных инвестициях принимается в форме правовых актов главных распорядителей бюджетных средств (ст. 79 БК РФ).
В бюджетном учете бюджетные инвестиции обособляются следующим образом: бюджетные инвестиции, планируемые к предоставлению юридическим лицам, утверждаются как отдельное приложение к закону (решению) о бюджете, где указываются адресаты, объем и цели предоставляемых бюджетных инвестиций (ст. 80 БК РФ). Бюджетные инвестиции капитального характера, выделяемые из федерального бюджета (иных бюджетных инвестиций законодательством не предусмотрено), включаются в федеральную адресную инвестиционную программу (ст. 179.1 БК РФ), которая также является приложением к федеральному закону о федеральном бюджете.
Для всех бюджетных инвестиций, в том числе таких, которые адресуются юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями или унитарными предприятиями, существует ясный характеризующий признак. Он заключается в том, что предоставление инвестиций влечет увеличение публичной стоимости или возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов юридических лиц — адресатов бюджетных инвестиций. Указанный признак бюджетных инвестиций ставит под сомнение правомерность отнесения их к расходам бюджета. Очевидно, что выплаты из бюджета, в форме инвестиций, должны сопровождаться поступлением (увеличением) нефинансовых активов. Таким образом, с точки зрения статистики государственных финансов (далее — СГФ) бюджетные инвестиции не являются чистыми расходами.
Итог исполнения бюджета, с точки зрения СГФ, будет выражаться в чистых активах (далее — ЧА), которые составляют сумму изменения нефинансовых (далее — НФА) и финансовых (далее — ФА) активов за вычетом изменения обязательств (далее — О).
Эти данные должны входить в баланс исполнения бюджета, который составляет часть бюджетной отчетности для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ст. 264.1 БК РФ). Код 300 согласно классификации операций сектора государственного управления (ст. 23.1БК РФ). То есть ЧА = изм. НФА + изм. ФА — изм. О.
Однако, баланс исполнения бюджета не является основным документом бюджетной отчетности. Итоговый отчет об исполнении бюджета, который утверждается представительным органом власти, включает данные по расходам, доходам и источникам финансирования дефицита бюджета (ст. 264.1 БК РФ). Согласно действующим правилам бюджетного учета и отчетности, нефинансовые активы, в том числе полученные за счет бюджетных инвестиций, остаются за балансом бюджета, не влияют на итоговый отчет о его исполнении, который является итогом кассового движения денежных средств. Данное положение вещей оставляет без ответа неизбежно возникающий вопрос: насколько адекватно увеличение публичного имущества произведенным бюджетным инвестициям (расходам)?
Задача измерения результата инвестиций не является простой. Если вспомнить, что главным экономическим критерием инвестиций является будущий доход или экономия, то мы встаем перед необходимостью введения данного показателя в отчетность. Таким образом, результатом бюджетных инвестиций должно являться не увеличение массы публичного имущества (не денежной части казны), а будущая выгода. Действующее законодательство не устанавливает механизм, который бы позволил увидеть будущие блага от бюджетных инвестиций.
- Бюджетное послание Президента // Российская газета. URL: http: //www. rg. ru.
- Кудрявцев А. А. Проблемы программно-целевого планирования и финансирования бюджетных инвестиций // Финансы и кредит. 20 09. № 9 (345).
- Митрофанова И. В., Сизов Ю. И. Институциональные ловушки Инвестиционного Фонда Р Ф / / Финансы и кредит. 2009. № 3 (3 39).
- Инвестиции. Учебник для бакалавров / под ред. В. В. Ковалева, В. В. Иванова, В. А. Лялина. М., 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): инвестиция, Российская Федерация, БК РФ, вид расходов, проект, федеральный бюджет, бюджетное инвестирование, Бюджетный кодекс, государственный оборонный заказ, недвижимое имущество.
Что такое бюджетные инвестиции: цели и порядок предоставления государственных денег
Кандидат экономических наук. 20 лет преподаю финансы и инвестиции в университете. Инвестирую на фондовом рынке.
Износ основных фондов за 2018 год в России составил 46,6 % (по данным Госстата). По некоторым отраслям он превысил 50 и даже 60 %. О каком экономическом росте может идти речь, если активы предприятий и организаций в таком плачевном состоянии? За счет чего им догонять и перегонять развитые страны Запада?
Для восстановления инфраструктуры и ее модернизации требуются инвестиции. Далеко не все предприятия могут себе позволить многомиллионные вливания в обновление. Бюджетные инвестиции – это деньги, которые как раз и предназначены для исправления сложившейся ситуации.
Но доступны государственные средства не всем. Вы не найдете описания этого инструмента в книгах об инвестировании, потому что частные инвесторы не могут рассчитывать на госконтракты и многомиллионные инвестиции в свои проекты. В статье поговорим о том, что такое бюджетные инвестиции, на что они тратятся, рассмотрим порядок предоставления государственных денег.
Определение
Прежде чем дать определение бюджетных инвестиций, давайте разберем классическое определение инвестиций в целом. Часто спрашиваю своих студентов, как они понимают этот термин. Ответ, как правило, один – это вложение денег в какой-то проект с целью получения прибыли. Тогда я задаю встречный вопрос: “А если речь идет о строительстве, например, детского сада? Никакой прибыли с него нет. Значит, это уже не инвестиции?” Конечно же, инвестиции. Но определение надо уточнить.
Инвестиции – это вложения средств (движимого и недвижимого имущества, нематериальных активов, земельных участков и пр.) в объекты с целью получения прибыли или достижения другого эффекта. В качестве эффекта не всегда выступает коммерческая составляющая, но также экологическая, социальная и т. д.
И инвестирование строительства детского сада как раз преследует достижение другого эффекта. Например, снижение социальной напряженности в конкретном районе путем сокращения очереди детей в дошкольные учреждения, увеличение числа рабочих мест, получение политических очков перед выборами (почему бы и нет).
Любое предприятие и организация осуществляет инвестиционную деятельность. Без этого не выдержать в конкурентной борьбе. Источники средств могут быть разные:
- собственная прибыль,
- амортизация,
- заемные средства,
- эмиссия акций и облигаций,
- средства вышестоящих организаций.
В Бюджетном кодексе дано следующее определение.
Бюджетные инвестиции – это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.
Далее в статье 79 написано, что это капитальные вложения в создание объектов капитального строительства или приобретение недвижимости. Впоследствии перечисленные объекты закрепляются за государственными предприятиями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.
Что относится к объектам капстроительства (согласно Градостроительному кодексу):
- здания и сооружения, в том числе объекты, строительство которых не завершено;
- линейные объекты (линии электропередач и связи, автодороги, трубопроводы, ж/д линии);
- некапитальные строения – строения, которые могут быть разобраны и перемещены в другое место, т. е. они не имеют прочных связей с земельным участком.
Полная информация об актуальных стратегиях, которые уже принесли миллионы пассивного дохода инвесторам
Из определения можно понять, что на средства из бюджета могут рассчитывать только государственные предприятия и организации. Однако это не так. Негосударственные юридические лица тоже имеют право на бюджетные деньги. Но в этом случае государство в лице РФ, региона или муниципального образования (смотря из какого бюджета пришли деньги) должно получить долю в уставном капитале предприятия, равную его участию в финансировании проекта.
На что тратим бюджетные деньги
Последние годы основное направление бюджетных инвестиций – дорожное хозяйство. Но эксперты ожидают изменения ситуации в связи с необходимостью исполнения последних майских указов Президента. Они предполагают вложения средств в развитие и поддержку инфраструктурных отраслей. Все финансируемые направления за последние 4 года можно проследить в таблице (по данным Минфина).
Направление | Доля государственных инвестиций по годам, % | |||
2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | |
Дорожное хозяйство | 25,8 | 27,7 | 27,7 | 30,6 |
ЖКХ | 22,3 | 23 | 19,5 | 17,1 |
Транспорт | 15,5 | 16,6 | 19,6 | 16,6 |
Образование | 10,8 | 9,3 | 10,4 | 14,2 |
Физическая культура и спорт | 4,8 | 5,1 | 4,6 | 5,1 |
Здравоохранение | 4,7 | 5,4 | 5 | 4,3 |
Социальная политика | 2 | 2,1 | 2,3 | 2,5 |
Культура, кинематография | 1,6 | 2,3 | 3,5 | 2 |
Общегосударственные вопросы | 1,6 | 1,7 | 2,1 | 1,8 |
Охрана окружающей среды | 0,7 | 0,6 | 0,3 | 0,3 |
Государство, как и частный инвестор, ищет ответ на вопрос, куда вложить деньги. Бюджетные инвестиции осуществляются с целью:
- увеличения стоимости активов государства;
- повышения эффективности работы и конкурентоспособности значимых для экономики предприятий;
- восстановления инфраструктуры жизненно важных отраслей;
- снижения износа объектов недвижимости в бюджетных учреждениях.
В 2018 году государственную поддержку получили, например, такие проекты, как:
- Строительство участка Сокольнической линии Московского метрополитена от станции “Саларьево” до станции “Столбово” – 40,8 млрд рублей.
- Строительство стартового комплекса на космодроме Восточный – 38,7 млрд рублей.
- Строительство тоннеля под Калужским шоссе и многоуровневой развязки у ТПУ “Столбово” – 27,5 млрд рублей.
- Реконструкция и строительство автомобильной дороги “Варшавское шоссе – деревня Андреевское – деревня Яковлево” – 14 млрд рублей.
- Реконструкция автомобильной дороги М-18 “Кола” от Санкт-Петербурга до границы с Норвегией – 12 млрд рублей.
Это масштабные дорогостоящие проекты. Анализ 10 крупнейших госконтрактов показал, что 8 из 10 относятся именно к дорожному хозяйству.
Порядок получения государственной помощи
Инвестирование за счет средств бюджетов всех уровней осуществляется после заключения госконтрактов. Государство, выступая в качестве инвестора, заинтересовано в эффективности финансируемого им проекта. Эффект не обязательно должен заключаться в получении прибыли.
Эффективность инвестиций можно доказать с помощью технико-экономического обоснования – серьезного документа с подробными расчетами, куда направляется каждый рубль (направления инвестирования), какой эффект он принесет (социальный, экономический, экологический, бюджетный и пр.) и когда вернется назад (срок окупаемости проекта). Без такого обоснования получить государственные деньги невозможно.
Государственные контракты заключаются на:
- проектные и изыскательские работы,
- строительство,
- реконструкцию,
- реставрацию,
- техническое перевооружение,
- приобретение объекта.
Средства из бюджета направляются государственным заказчикам (государственным органам) или организациям, которым госорганы передали свои полномочия в рамках заключения специального соглашения или решения (акта). Такими уполномоченными выступают:
- Государственные корпорации и компании, которые будут инвестировать бюджетные деньги в объекты. А последние потом перейдут в собственность Российской Федерации.
- Юридические лица, доля в уставном капитале которых принадлежит РФ. Профинансированные за счет государства объекты потом перейдут в качестве вклада в уставный капитал такого предприятия.
Например, по госконтракту на строительство стартового комплекса на космодроме “Восточный” заказчиком выступает Дирекция космодрома “Восточный”, а исполнителем, которому переданы полномочия на выполнение заказа, – производственно-строительное объединение “Казань”.
Соглашение обязательно должно содержать:
- цель инвестирования;
- объем инвестиций, распределенных по годам и по каждому финансируемому объекту;
- наименование объекта, его мощность;
- срок строительства (реконструкции) или приобретения объекта;
- права и обязанности сторон сделки;
- ответственность;
- порядок проведения проверок со стороны заказчика (госоргана).
Заключение
На самом деле главная цель бюджетного финансирования – это повышение темпов роста экономики и уровня жизни людей. Но помощь со стороны государства часто сталкивается с бюрократической волокитой, отсутствием инициативы и способности принимать грамотные решения на местах. Это приводит к неосвоенности средств и возврату их обратно в бюджет. Давно замечено, что к концу года, который всегда наступает неожиданно, резко активизируются работы по госконтрактам. Буду рада, если в ближайшие годы что-то изменится.
Источник https://revolution.allbest.ru/finance/00233136_0.html
Источник https://moluch.ru/th/5/archive/38/1018/
Источник https://iklife.ru/investirovanie/byudzhetnye-investicii-poryadok-predostavleniya.html