86. Финансовое обеспечение и стимулирование инвестиций в реальный сектор экономики

 

Налоговое стимулирование инвестиций в реальный сектор экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / THE REAL SECTOR OF ECONOMY / TAX INCENTIVES / TAX INSTRUMENTS / INVESTMENT / INVESTMENT CLIMATE / FINANCIAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попелышева Юлия Сергеевна, Костина Людмила Сергеевна

Не существует в мире государства, экономика которого может функционировать без инвестиционных вложений. В течении многих лет развитые страны апробируют множеством методов, которые смогут создать и регулировать благоприятный инвестиционный климат . Одним из таких методов, которые являются наиболее актуальными на сегодняшний день, считается развитие и внедрение принципов налогового регулирования и стимулирования инвестиционной деятельности. В статье рассматриваются основные методы налогового стимулирования реального сектора экономики , являющиеся основными медами его поддержания. Помимо этого, изучены основные проблемы, с которыми сталкивается экономика страны в настоящее время с налоговыми инвестициями .

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Попелышева Юлия Сергеевна, Костина Людмила Сергеевна

Основные проблемы налогового стимулирования инвестиций в инновационное развитие реального сектора экономики России

Налоговое стимулирование инновационного развития промышленного производства на основе анализа передового зарубежного опыта

There is no state in the world whose economy can function without investment . For many years developed countries have been testing a variety of methods, that can create and regulate a favorable investment climate. One of such methods, which are the most relevant for today, is the development and implementation of the principles of tax regulation and stimulation of investment activities. The article reviews the main methods of tax incentives of the real sector of the economy, as a method of its supporting. In addition, the main problems faced by the country’s economy at present with tax investments are explored.

Текст научной работы на тему «Налоговое стимулирование инвестиций в реальный сектор экономики»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 https://naukovedenie.ru/

Том 9, №5 (2017) https ://naukovedenie. ru/vo l9-5.php

URL статьи: https://naukovedenie.ru/PDF/04EVN517.pdf

Статья опубликована 14.10.2017

Ссылка для цитирования этой статьи:

Попелышева Ю.С., Костина Л. С. Налоговое стимулирование инвестиций в реальный сектор экономики // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №5 (2017) https://naukovedenie.ru/PDF/04EVN517.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Попелышева Юлия Сергеевна

ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Россия, Москва

Костина Людмила Сергеевна

ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Россия, Москва

Аспирант E-mail: ludmila.92@mail.ru

Налоговое стимулирование инвестиций в реальный сектор экономики

Аннотация. Не существует в мире государства, экономика которого может функционировать без инвестиционных вложений. В течении многих лет развитые страны апробируют множеством методов, которые смогут создать и регулировать благоприятный инвестиционный климат. Одним из таких методов, которые являются наиболее актуальными на сегодняшний день, считается развитие и внедрение принципов налогового регулирования и стимулирования инвестиционной деятельности.

В статье рассматриваются основные методы налогового стимулирования реального сектора экономики, являющиеся основными медами его поддержания. Помимо этого, изучены основные проблемы, с которыми сталкивается экономика страны в настоящее время с налоговыми инвестициями.

Ключевые слова: реальный сектор экономики; налоговое стимулирование; налоговые инструменты; инвестиции; инвестиционный климат; финансовая система

Экономика развитых рыночных стран показывает, что функционирование двухуровневой финансовой системы не дает возможности решить задачи долгосрочного финансирования сферы материального производства. Для достижения этих целей экономически развитые страны создают специальные кредитные институты, которые обеспечивают реструктуризацию предприятий, финансируют проекты и программы, имеющие народнохозяйственную значимость, оказывают финансовую поддержку путем создания жизнеспособных малых и средних предприятий.

В условиях развития рыночной экономики, проблемы повышения эффективности налоговой системы имеют важное значение, поэтому роль налогов в поддержке и развитии предпринимательской деятельности выступает одной из предпосылок экономического роста и развития страны [1].

Известно, что для развития предпринимательства важно наличие научно обоснованного и отработанного механизма налогообложения. В таких условиях на первый план выходит совершенствование и использование новых систем налогообложения, основанных на полученном отечественном и зарубежном опыте, а также объективная оценка и обоснованное улучшение всего механизма налогообложения, и совершенствование практики налогового контроля. При этом следует заметить, что одно из важных значений для развития экономики страны и стимулирования инвестиционной активности отводится малому предпринимательству, так как оно существенно влияет на развитие всего народного хозяйства, способствуя решению социальных проблем и увеличению количества рабочих мест [9].

Отметим, что подъем российской экономики во многом зависит от роста предпринимательской активности и возрождения инвестиционных процессов. По этой причине основная задача заключается в создании и поддержании условий для прироста частных инвестиций в реальный сектор экономики, который будет полностью удовлетворять спросу на обеспечение высоких темпов развития, повышая конкурентоспособность в условиях рыночной экономики, во многом определяющихся уровнем их инвестиционной активности [13].

Однако существует потребность регулирования функций налогообложения, особенно в сфере стимулирования инвестиций. Причиной этому является высокая степень износа основных фондов, а также наличие дефицита финансирование и базовых инновационных технологий.

Так, в последние годы в экономике страны сложилась такая структура налоговой нагрузки на отрасли (см. таблица 1).

Налоговая нагрузка на сектора российской экономики1

2013 2014 2015 2016

Промышленность 51,8 % 52,1 % 51,2 % 49,9 %

Промышленность без ресурсных платежей 47,1 % 47,1 % 43,2 % н/д

Сельское хозяйство 2,9 % 2,8 % 3,0 % н/д

Транспорт и связь 40,5 % 42,9 % 34,2 % 28,8 %

Строительство 27,4 % 26,5 % 26,4 % 25,8 %

Торговля и общественное питание 19,0 % 21,9 % 22,0 % 22,8 %

Всего (в % к добавленной стоимости в рыночных ценах по системе национальных счетов) 34,2 % 34,7 % 34,1 % 34,1 %

Из табл. 1 видно, что в ходе налоговых реформ 2013-2016 гг. значительно сократилась налоговая нагрузка на предприятия транспорта и связи (с 40,5 % в 2013 г. до 28,8 % в 2016 г.) и промышленности, без учета ресурсных платежей (с 47,1 % в 2000г. до 43,2 % в 2015 г.). При этом общая нагрузка в промышленности также снизилась хотя и ненамного (с 52 % в 20132014 гг. до 49,9 % в 2016 г.), это говорит о том, что в ходе проводимых реформ повысилась доля ресурсных платежей в налоговом бремени отечественных компаний. Некоторое послабление налоговая реформа принесла строительным предприятиям (с 27,4 % в 2013 г. до 25,8 % в 2016 г.). Несколько повысилась нагрузка на торговые предприятия (с 19,0 % в 2013 г. до 22,8 % в 2016 г.).

Далее, традиционными рычагами налогового регулирования являются два основных инструмента налоговой системы — ставки и льготы [12]. Что касается ставок, то на сегодняшний день данный рычаг налогового регулирования использован государством в достаточной степени. Так, уменьшена ставка по налогу на прибыль с 35 до 20 %, что в свою очередь, привела

1 Составлено авторами на основе данных — http://www. gks.ru/.

к созданию потенциальных возможностей расширения производства посредством то, что большая часть прибыли остается в распоряжении предприятия. При этом стимулирующее воздействие ставки срабатывает в большей степени в динамике.

Говоря о таком рычаге налогового регулирования как льготы, следует заметить, что для создания более эффективной обстановки необходимо добиваться либеральность, нейтральность и справедливость налоговой системы. А для достижения таких качественных характеристик важно исключить многочисленные необоснованные и бессистемные льготы, так как льготный режим для одних налогоплательщиков неизбежно приводит к дополнительному налоговому бремени других [11].

Для решения множества возникающих проблем, необходимо, чтобы инвестиционная деятельность была взаимовыгодной для всех участников процесса, поэтому одним из возможных способов создания такой системы является государственное налоговое стимулирование инвестиционной активности, которая позволит решить противоречия данной сферы деятельности [7].

Опыт развитых стран показывает основные методы работы с налоговыми инструментами в инвестиционном поле. Так, вычет части прибыли из налогообложения с последующим направлением их на инвестиционные нужды, является одним из самых результативных методов стимулирования на сегодняшний день. Данный принцип по существу становится полезным для производителей, так как создает возможность снижать налоговый гнет, тем самым повышая уровень инвестиционной привлекательности [5].

Не менее эффективным методом является налоговое кредитование по инвестиционным мотивам. Такой метод основывается на создание определенного дисконта, саму которого будет вычитаться непосредственно из начисленного налога, а не из всей прибыльной части им облагаемой. Однако следует заметить, что такая скидка может быть использована только при соблюдении условия оснащения производства новым высококачественным оборудованием [4].

Каждая страна имеет свои условия и направления вложений, за которые подразумевается получение инвестиционного налогового кредита. Например, в США ими стали энергоносители и энергосберегающие технологии, а в Японии — разработка новых технологий.

Одним из эффективных методов стимулирования, который еще не укоренился в России, но широко применяющийся на Западе, является принцип, который заключается в ускоренной амортизации, способствующей обеспечению наибольшей эффективности притока инвестиционных средств. При этом, цели и задачи такого регулирования достаточно просты. Посредством сокращения срока амортизации оборудования происходит динамичная смена уровня оснащенности производства [3].

На практике можно увидеть множество примеров, которые показывают, как разные методы налогового регулирования инвестиций дают сильный толчок повышению уровня инвестиционной привлекательности. Так, например, в США давно функционирует рынок продажи налогов льгот. Такая возможность вытекает их превышения налоговыми льготами по ускоренной амортизации налоговых обязательств.

Предприятия нашей страны практически 20 лет пытаются получить выгоду от ускоренной амортизации, однако такая схема регулирования не может заработать в полном объеме. Для получения максимального эффекта от нее, важен пик подъема уровня инвестиций. В такой момент будет идти максимально быстрый оборот вложенных средств, обновляться база технологий и наблюдаться структурные изменения в производстве. При этом, наиболее хорошо данный принцип стимулирования может проявлять себя в условиях максимальной стабильности и финансовой независимости экономики государства [14].

В последнее время российская экономика развивается достаточно динамично, однако существуют важные проблемы создания и применения принципов налогового регулирования инвестиций. В этом направлении идет серьезная работа правительства [2].

Создание благоприятного инвестиционного климата является основной задачей в настоящее время. При этом важно заметить, что производственные комплексы требует сильного послабления налогового гнета для продолжения движения вперед. Такие условия, использующие мировой опыт и создающие новые подходы, лежат в основе будущего процветания и выхода страны на первые позиции в рейтингах экономик государств [7].

Так, сегодня предприятия, которые могут быть привлекательны для инвесторов разного уровня, стоят на места по причине тяжелых условий налогообложения. При этом наличие банковских кредитов с высокими ставками и значительные сумму налоговых отчислений сдерживают движение по этому пути.

Это, в свою очередь, приводит к тому, что иностранные инвесторы не желают вкладывать средство в российское производство. Однако в случае преодоления фискальных недоработок, работа инвестиционных проектов станет стабильной [5].

Важным моментом для этого является внедрение новых подходов к налоговому стимулированию инвестиций в научные разработки для предприятий страны. При создании для предприятий нормы освобождения от выплат по налогам в 10 %, можно говорить о сильном толчке для развития научно-технической базы предприятий, при этом высвобождаемые средства необходимо использовать по целевому назначению [3].

Таким образом, налоговое стимулирование инвестиций будет обеспечивать полноценное функционирование всего производственно-промышленного сектора экономики. А инвестиции различного объема и уровня станут исключительной возможностью для полноценного роста и развития всего хозяйства страны, именно поэтому необходимо уделять максимальное внимание их привлечению.

Несмотря на то, что по уровню развития технологий Россия еще не может претендовать на первые места в мировом рейтинге, почвой для положительных прогнозов служит разработка Правительством РФ новых программ, которые основаны на изменении подходов к налоговому регулированию инвестиций.

Все меры, предпринимаемые в этом направлении, уже дали свои результаты, выражающиеся в притоке инвестиционных вложений как отечественного происхождения, так и иностранного, что в свою очередь позволило говорить о продвижении страны вверх по ступеням инвестиционного рейтинга всех стран.

Таким образом, можно сделать вывод, что одним из основных методов, который позволит оживить инвестиционную деятельность в реальном секторе экономики, на наш взгляд, является установление государственное регулирование цен на определенные виды товаров и услуг посредством установления различных тарифов, применение налоговых льгот и совершенствование амортизационной политики, которая позволит увеличить собственные средства предприятий на инвестиционные вложения.

1. Алиев Б. Х., Сулейманов М. М. Модернизация российской модели налогового федерализма как фактор повышения эффективности налоговой системы // Налоги и финансовое право. — 2011. — № 7. — С. 178-182.

2. Алексеев А. В. Российский реальный сектор — трамплин для инновационной экономики // Вестник института Кенанна в России. — 2013. -№20. — С. 20-25.

3. Балдин К. В. Инвестиции: системный анализ и управление. — М.: Дашков и К, 2013. 288 с.

4. Берне В., Хавронек П. М. Руководство по оценке эффективности инвестиций. -М., 2015.

5. Бескоровайная В. С. Стимулирование экономического роста региона методами налогового регулирования // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». — N1 (12). — 2014.

6. Голов Р. С. Инвестиционное проектирование. — М.: Дашков и К, 2014. — 368 с.

7. Косякова И. В. Интернационализация мировой экономики и реализация концепции устойчивого развития // Проблемы экономики. — 2017. — № 1. — С. 146152.

8. Кобылатова М. Ф. Инвестиционная деятельность как объект государственного налогового регулирования // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». — N6. — 2007.

9. Кузнецова Н. Г. Национальная экономика. Система потенциалов: — М.: Юнита -Дана, 2010. — 367 с.

10. Мальгин В. А. Проблемы интеграции реального и финансового секторов экономики России. — Казань: Познание, 2011. — 200 с.

11. Митрофанова И. А. Налоговые льготы как форма государственной поддержки малых инновационных предприятий // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — 2011. — № 48. — С. 39-45.

12. Налоги и налогообложение. Палитра современных проблем: монография / под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. — 375 с.

13. Погорлецкий А. И. Налоговая политика ведущих зарубежных стран: современные аспекты // Международный бухгалтерский учет. — 2012. — № 20. -С. 71-80.

14. Тютюкина Е. Б. Инвестиции и инновации в реальном секторе российской экономики: состояние и перспективы. — М.: Дашков и К, 2014. — 220 с.

Popelysheva Iuliia Sergeevna

State university of management, Russia, Moscow E-mail: Yulia.popelysheva@mail.ru

Kostina Lyudmila Sergeevna

State university of management, Russia, Moscow E-mail: ludmila.92@mail.ru

Tax incentives for investment in the real sector of the economy

Abstract. There is no state in the world whose economy can function without investment. For many years developed countries have been testing a variety of methods, that can create and regulate a favorable investment climate. One of such methods, which are the most relevant for today, is the development and implementation of the principles of tax regulation and stimulation of investment activities.

The article reviews the main methods of tax incentives of the real sector of the economy, as a method of its supporting. In addition, the main problems faced by the country’s economy at present with tax investments are explored.

Keywords: the real sector of economy; tax incentives; tax instruments; investment; investment climate; financial system

86.Финансовое обеспечение и стимулирование инвестиций в реальный сектор экономики

Одной из важнейших проблем при реализации инвестиционного проекта является его финансирование, которое должно обеспечить:

а) реализацию проекта в проектируемом объеме;

б) оптимальную структуру инвестиций и требуемых платежей (налогов, процентных выплат по кредиту);

в) снижение риска проектов;

г) необходимое соотношение между заемными и собственными средствами.

Система финансирования включает:

1)источники финансирования проекта;

Источники финансирования проектов можно классифицировать по следующим критериям:

1)по отношениям собственности;

2) по видам собственности.

По отношениям собственности источники финансирования делятся на:

К собственным источникам относятся:

б) амортизационные отчисления;

в) страховые суммы в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий;

г) денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц, переданные на безвозвратной основе (благотворительные взносы, пожертвования и т.п.).

К привлеченным источникам:

а) средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц;

б) заемные финансовые средства инвесторов (банковские и другие кредиты, облигационные займы и другие средства);

в) денежные средства, централизуемые объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке;

г) инвестиционные ассигнования из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов;

д) иностранные инвестиции.

По видам собственности источники финансирования делятся на:

1) государственные инвестиционные ресурсы:

а) бюджетные средства;

б) средства внебюджетных фондов;

в) привлеченные (государственные займы, международные кредиты).

2) частные инвестиционные ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций, общественных объединений, физических лиц);

3) инвестиционные ресурсы иностранных инвесторов.

Формы финансирования

Бюджетное финансирование предполагает инвестиционные вложения за счет средств бюджета в рамках целевых программ.

Акционерное финансирование – это форма получения инвестиционных ресурсов путем эмиссии ценных бумаг.

Кредитование Основными формами выступают инвестиционные кредиты банков и целевые облигационные займы.

Проектное финансирование – это финансирование инвестиционных проектов, характеризующееся особым способом обеспечения возвратности вложений в будущем.

венчурное инвестирование рисковый капитал – рисковая схема, построенная на том, что часть инвестируемых проектов будет иметь высокую доходность, которая сможет покрыть все убытки в случае неудачи реализации остальной части инвестиций.

лизинг долгосрочная форма аренды машин и оборудования, используемая как один из заемных источников формирования инвестиционных ресурсов при недостатке собственных средств для реальных инвестиций

Смешанное финансирование основано на различных сочетаниях вышеуказанных методов и может быть реализовано во всех формах инвестирования в основной капитал.

Государство выступает и может выступать одним из самых мощных «двигателей» бизнеса, способных оказать ему реальную поддержку на главных направлениях деятельности. Внедрение системы заказа – это один из важных элементов системы, регулирующей связи государства и частного сектора. Государственный заказ обеспечивает гарантированный сбыт продукции предприятия, тем самым стимулируя дополнительные инвестиции, с целью расширения производства. Кроме того, государство может выступать гарантом по кредитам предприятиям. Государство может стимулировать инвестиции путем снижения налогов, что уменьшает срок окупаемости и, тем самым, делает инвестирование более привлекательным финансовым инструментом. В практике стимулирования инвесторов преобладают финансовые и налоговые средства стимулирования; используются льготные таможенные пошлины, уменьшение ставок корпоративного налога на прибыль; налоговые каникулы;

инвестиционные скидки; налоговый кредит; ускоренная амортизация; инвестиционные субсидии. Особое место среди средств стимулирования иностранных инвесторов занимают свободные экономические зоны, которые представляют собой зоны с особым юридическим и экономическим статусом, создающим благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций на основе ряда льгот.

Цена перезапуска: как стимулировать экономику во время пандемии

Фото: Андрей Никеричев / АГН «Москва»

Мир пытается преодолеть последствия борьбы с коронавирусом. Рукотворный кризис приходится компенсировать за счет монетарного и фискального стимулирования. Как и в 2008 году, можно услышать опасения: а не станет ли масштабная поддержка экономики, проводимая многими развитыми странами, миной замедленного действия? Мы полагаем, что такие опасения лишены оснований.

Компенсация потерь

Кризис, в котором находится мировая экономика, стал результатом действий правительств, а не структурных проблем. Да, поводом к нему послужило распространение COVID-19, но собственно экономический ущерб вызван режимом карантина и прочими, в том числе добровольными, ограничениями. В результате покупательская и инвестиционная активность на время «закупорена». Люди жаждут попрощаться с деньгами: как только ограничения снимают, наступает пора «потреблять, чтобы отплатить» (revenge consumption). Но пока спрос резко уменьшился как на потребительские товары, так и на промышленные материалы. С точки зрения макроэкономиста, лекарство от этого есть. Внешний шок совокупного спроса (а это именно он: производственные мощности не разрушены, потенциальный уровень выпуска не изменился) показано компенсировать монетарными и фискальными стимулами. Как именно?

Фото:Mike Segar / Reuters

В части бюджетного стимулирования эти рецепты известны с 1930-х, со времен Джона Мейнарда Кейнса. Государство увеличивает спрос за счет роста дефицита бюджета. Стимул не может быть существенно меньше, чем шок: если сжатие составляет 9% годового ВВП (оценки по США), то стимулирующие меры в 11% ВВП вовсе не выглядят чрезмерными. Другие страны (Япония, Великобритания, Франция, Италия, Германия) тоже планируют ответ на уровне 10% ВВП. Правда, совокупно по G20 «фискальный ответ» пока скромнее — всего 3,5% ВВП, по оценке МВФ. Да, это намного больше, чем в 2008–2009 годах, но и степень «выключения» экономической активности сейчас больше. Все меры, которые может осуществить государство, должны пойти в ход. Увеличение пособий по безработице — отлично. Прямая поддержка выплаты зарплат, налоговые каникулы — почему бы и нет. Гарантии и льготные кредиты должны быть в арсенале любого деятельного правительства. «Сейчас нам нужны ясность и смелость», — писал Кейнс, когда Великобритания столкнулась с главным вызовом XX века, Второй мировой войной. Именно это пригодилось бы сейчас министрам финансов по всему миру. Не время для консерватизма и осторожности, нужно действовать. На помощь придут центробанки и их политика «создания» новых денег под запрос правительств.

Но велика ли будет цена поддержки? МВФ предупреждает об ухудшении бюджетной ситуации по всему миру. Действительно, крупные бюджетные траты могут быть тяжелы для развивающихся экономик: дефицит в 2020 году подскочит до 9,1% ВВП. А вот в развитых экономиках таких проблем, скорее всего, не возникнет. К примеру, США сейчас имеют показатель долг/ВВП на 15 п.п. ниже, чем закладывали в бюджетных прогнозах в 2011 году. Учитывая преимущество в выпуске главной резервной валюты и магнетизм крупнейшего рынка капитала, привлекающего инвесторов, даже когда они напуганы, США точно не станут источником нового долгового кризиса. Многие страны могут заимствовать по самым низким ставкам в истории, чем и займутся. Сейчас мировой долг к ВВП 83%, и он наверняка вырастет. Правила для других стран просты. В управлении долгом (как и в эпидемиологии) важны не абсолютные размеры показателей, а относительные. Темп роста долга (из-за новых заимствований и стоимости обслуживания) в долгосрочной перспективе не должен опережать рост экономики. Если темп роста экономики (а с ним и бюджетных поступлений) выше, чем стоимость обслуживания, то страна не теряет платежеспособность. Рост госрасходов не вытесняет частные инвестиции (так как ставки остаются низкими), а лишь поддерживает совокупный спрос.

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/nalogovoe-stimulirovanie-investitsiy-v-realnyy-sektor-ekonomiki

Источник https://studfile.net/preview/9532319/page:28/

Источник https://www.rbc.ru/opinions/finances/27/04/2020/5ea2fb2b9a7947c46a7848dd

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *