Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга» | Методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме: | Образовательная социальная сеть

 

Урок обществознания. Фондовая биржа

Здравствуйте! Приготовьтесь к уроку. На уроке необходимо иметь учебник, тетрадь, ручку, карандаш, калькулятор. Рабочее настроение.

Садитесь! Внимание! Приступаем к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

На последнем уроке мы знакомились с темой “Рынок ценных бумаг”. Давайте вспомним основные понятия, для этого мы расшифруем схему “Рынок ценных бумаг”, а часть учащихся выполнит индивидуальные карточки-задания (№ 1,2,3).

Вопросы к схеме:

1. Что такое рынок ценных бумаг? (Рынок ценных бумаг — это часть финансового рынка на котором продаются и покупаются ценные бумаги).

2. Кто такие, эмитенты? (Эмитенты – это те кто, проводит эмиссию (выпуск) ценных бумаг: частные компании, иностранные компании, государство).

3. Уровни рынка ценных бумаг? (Первичный, где реализуются ценные бумаги, выпущенные впервые. Повторный, где происходит купля продажа ценных бумаг, уже побывавших в чьей-то собственности).

4. Что такое, “уличный рынок”? (Купля продажа ценных бумаг за пределами биржи)

5. Основные виды ценных бумаг т.н. фондовые ценности? (Акции, облигации).

б. Что такое акция? (Ценная бумага, закрепляющая право владельца на получение прибыли в виде дивиденда, на участие в управлении АО, и на часть имущества после его ликвидации).

7. Что такое облигация? ( Долговое свидетельство, которое включает в себя два непременных свойства, возврат ссуды в срок и выплата фиксированного, регулярного дохода в виде процента).

Хорошо! С этим заданием мы справились легко.

Дальше мы с вами с имитируем игровую ситуацию “Ставь инвестором”. Вы должны вложить свой свободный капитал (10000 руб.) в акции и облигации, сформировать, так называемый инвестиционный портфель. Помните народную мудрость “Деньги дело наживное”.

Прежде чем, это сделать, примите несколько советов. (Обсуждение ответов учащихся, которые работали с индивидуальными карточками-заданиями).

1. Кто такие, инвесторы? (Физические и юридические лица, покупающие ценные бумаги).

2. Какие цели, преследуют они? (Доходность вложений, рост вложений, ликвидность вложений, безопасность вложений).

3. Золотое правило инвестора? (“ Не храните яйца в одной корзине ” Диверсификация- вложение капитала в различные виды ценных бумаг и компании работающие в различных отраслях экономики, с целью уменьшить риск).

  • “Хворд двигатель” ном. цена 10 акций 1000 рублей дивиденд 10 у.е.
  • “Самсунь” ном. цена 10 акций 1000 рублей дивиденд 15 у.е.
  • “Будзимудси” ном. цена 10 акций 1000 рублей дивиденд 10 у.е.
  • “Первоцепляевостройинвест банк” ном. цена 10 акций 1000 рублей дивиденд 10 у.е.
  • “Соня” облигация ном.цена 1000 рублей доход 13 % на 14 лет

3. Усвоение новых знаний.

Один из элементов схемы мы не заполнили, это фондовая биржа.

Тема нашего урока так и называется “Фондовая биржа”. Запишите.

Цель нашего занятия познакомится с понятием фондовая биржа, её структуре, механизме функционирования.

Развивать умения определять биржевой курс акций, читать котировальные листы российских и зарубежных бирж.

В будущем не все из вас станут игроками фондовых бирж. Но первоначальные знания помогут вам лучше разбираться в сложном мире экономики.

В конце изучения темы давайте ответим на проблемный вопрос.

В рыночной экономике фондовая биржа необходимый элемент инфраструктуры рынка. Почему в Советском Союзе не было необходимости в создания бирж?

Краткая справка об истории возникновения бирж.( опережающее задание) Первая биржа возникла в 1406г. в голландском городе Брюгге возле дома богача Ван дер Бурзе. На доме был нарисован герб в виде трех кошельков, которые на позднелатинском именовались словом “бурзе”. То ли по имени Ван дер Бурза, то ли от кошельков “бурзе” стали называться биржами и позднее создававшиеся оптово-товарные и фондовые рынки: в Антверпене (1460), Лионе (1462), Амстердаме (1530), Гамбурге (1564). Париже (1563), Кёльне (1566), Лейпциге (1635), Берлине (1716), Вене (1771) и других крупных европейских городах. Первая в России Петербургская биржа была создана в 1703г.

Фондовые биржи поначалу существовали как отделения товарных бирж. Впоследствии рынки ценных бумаг обособлялись в самостоятельные, по мере того как увеличивалось количество таких бумаг, находившихся в обращении. Первой собственно фондовой биржей считается организованная в 1608 г. Амстердамская биржа, хотя некоторые историки утверждают, что подобные учреждения существовали в Италии еще в ХIУ столетии. Откроем учебник на стр. 512, и самостоятельно прочитаем раздел темы “Понятие о фондовой бирже” ответим на вопросы.

1. Что такое фондовая биржа?

2. Её основные функции?

З. Основная цель фондовой биржи?

В порядке нумерации вопросов кратко запишем в тетрадь ответы.

Биржи фактически являются посредниками между продавцами и покупателями, но сами в сделках не участвуют.

Современные биржи, это сложная система помещение, связь, учет операций, котировка. информационное обеспечение и.т.д.

Но главными действующими лицами биржи являются брокеры и маклеры.

Брокер посредник между продавцом и клиентом осуществляющий куплю-продажу п.б. от имени клиента и за его счет, и получает за это вознаграждение, % от сделки.

Маклер посредник в отличие от брокера осуществляет операция за свой счет. Высший орган биржи это совет директоров, во главе стоит президент.

Работа членов биржи строится на определенных письменных и неписьменных принципах:

Личное доверие брокера и клиента, гласность, жесткое регулирование биржевой деятельности.

Механизм функционирования биржи.

Инвестор составляет заказ-поручение брокеру с указанием следующих параметров: смысл поручения (покупка или продажа); наименование ценных бумаг; вид бумаг (акции или облигации); число бумаг; граница цены исполнения, верхняя при покупке, нижняя при продаже, срок действия поручения.

Далее инвесторы дают приказ своим брокерам.

Приказ купить или продать определенное количество по наилучшей цене рынка. Все приказы, где нет цены считаются рыночными.

Стратегии игры на бирже две: на понижение, и на повышение.

Включение акций компаний в котировочный лист называется листингом.

Котировочные сводки публикуются в печати. На первый взгляд биржевые сводки устрашают своим объёмом , обилием цифр и сокращений.

Однако прочитать их не составляет особого труда (см. инструкции)

4. Закрепление изученного материала. Разбор проблемного задания. Выполнение задания в инструкции.

Название компаний, выпустивших акции, приводятся в алфавитном порядке и помещаются в третьей колонке. Из соображений экономий места применяются сокращения.

В первой и второй колонках приводятся максимальная и минимальная цены акции в сделках, заключенных за последние 52 недели, то есть за год, не считая предыдущего дал. Курсы ценных бумаг обозначаются через целые и дроби до 1/8 долл.: 1/8, 1/4, 3/8, 1/2, 5/8, 3/4 и 7/8. Так, максимальная цена обычных акций “Самсунь” за период с 22 марта 1993 г. по 21 марта 1994 г. составляла 48 долл. 75 центов, минимальная —34 долл. 25 центов. Соответственно “Будзимудзи” —70 долл. 12,5 цента и 48 долл. 37,5 цента. В седьмой и восьмой колонках приводятся максимальная и минимальная цены в сделках за истекший день, то есть 22 марта. для “Самсунь” это 46 долл. 37,5 цента и 46 долл. Если в этот день цена превысила годовой максимум или была ниже годового минимума, то слева от первой колонке будет введено специальное обозначение — стрелка, направленная вверх или вниз, либо особые буквенные символы.

В девятой колонке таблицы дается цена акции в последней сделке до закрытия биржа, в десятой — изменение цены при закрытии в этот день по сравнению с ценой при закрытая в предыдущий день. Если цена акций “Будзимудзи” 22 марта при закрытии была 61 1/2 (61 долл. 50 центов) и изменение составило + 3/8 долл., то 21 марта цена при закрытии была 61 1/8 (61 долл. 12,5 цента). В четвертой колонке указывается годовой дивиденд на акцию. Если он включает особые дополнительные выплаты, расшифровка этого приводится в сноске.

В пятой колонке дается самый важный для экономического анализа показатель — соотношение цены и дохода на акцию. Его обозначение Р/Е — аббревиатура от английских слов ргiсе (цена) / еагninqs (доход). Рассчитывается этот показатель делением последней цены при закрытии биржs на чистую прибыль на акцию в течение последних 12 месяцев. Чистая прибыль включает не только дивиденд, но и так называемую нераспределенную часть, идущую на расширение и модернизацию фондов (за вычетом выплат по привилегированным акциям). Поэтому соотношение цены и дохода на акцию считается индикатором роста прибыли в будущем. Его величина — показатель того, что стоит данная компания, ибо указывает, сколько раз доход на акцию укладывается в цене акции.

Свои особенности есть в таблицах котировки облигаций. Название компании или организации, осуществивших выпуск облигации (имитента), дается в третьей колонке. Там же приводится характеристика облигации — величина выплачиваемого по ней годового процента от номинальной стоимости и срок погашения. В нашем примере — облигации компании “Соня”, дающие 13 1/4% годового дохода от номинала (стандартное достоинство облигации в США — 1000 долл.) со сроком погашения в 2014г.

В пятой колонке указывается объем продаж в тысячах долларов. В данном случае сделки были заключены на 18 тыс, долл.

В колонках 1, 2, 6, 7, 8 и 9 приводятся цены облигаций по той же схеме, что используются и в таблицах котировок акций. Правда, в котировке облигаций есть своя особенность. Цена дается как процент от номинала (в виде целых и дробей до 1/1 6. В нашем примере последняя цена за неделю (колонка 8) означает 110% от номинала в 1000 долл., то есть 1100 долл., минимальная цена за тот же период составляет 1090 долл. (колонка б), максимальная цена за предыдущие 52 недели— 1170 долл., минимальная—1090 (колонки 1 и 2).

Изменение (колонка 9) показывает, насколько последняя цена облигации была выше либо ниже цены закрытия предыдущего дня. В нашем примере “-2” означает, что цена облигации в последней сделке 29 апреля была на 2 долл. ниже последней цены предыдущего дня, то есть 28 апреля, составлявшей 1098 долл.

С точки зрения экономического анализа самым важным является приводимый в четвертой колонке показатель текущего, или реального, процентного дохода. Он рассчитывается как отношение номинального дохода (в нашем примере 13 1/4% от 1000 долл., т.е. 132 долл. 50 центов) к последней рыночной цене облигации (1100 долл.), что с округлением дает 12%.

Конечно, в разных странах есть свои особенности финансовых публикаций о рынке ценных бумаг. Но знакомство с общими принципами построения финансовых таблиц позволит вам разобраться в них.

Наиме нование Котировка Объем продаж Диви дент Р/В Р/Е Изменение цены сделки
макс. цена покуп ки мин. цена прода жи сделка на закры тие
абс. отн.
“Перво

цепля евост ройин вест”

Отечественные публикации о рынке ценных бумаг строятся по похожей схеме, хотя в них

есть и некоторые отличия. Связаны они с тем, что рынок этот в России менее активен:

число выпущенных ценных бумаг и заключаемых сделок сравнительно невелико. Максимальная и минимальная цены за истекший год в нем не приводятся. Изменение цены последней сделки по сравнению с предыдущими торгами дается и как абсолютная, и как относительная, то есть выраженная в процентах, величина (колонки 9 и 10).

В колонке 7 символ Р/В обозначает отношение цены акции при закрытии к балансовой стоимости акции. В колонке приводится основной экономический показатель Р/Е — отношение цены при закрытии к доходу на акцию. Но рассчитывается он у нас просто как отношение балансовой прибыли к общему числу выпущенных предприятием обыкновенных акций.

Цены акций в колонках 2 и З это не цены реальных сделок, приводимые в зарубежных публикациях, а только запрашиваемые максимальные цены покупателей и минимальные цены продавцов. Если цены эти не пересекаются, как в нашем примере, то и сделки не заключаются.

  1. Вычислите биржевой курс своих акций. Ка= (дивиденд :ссудный процент) 100%
  2. Вычислите доходность своих облигаций.
  3. Какие из ваших акций самые ликвидные.
  4. Составьте заказ-поручение своему брокеру.
  5. Сколько % от вложенных в акции средств можно в принципе потерять, играя “на повышение”, “на понижение”

5. Домашнее задание.

Разработать стратегию игры “на повышение” 1 группа и “на понижение” 2 группа

6. Рефлексия. В какой валюте вы бы вложили свои капиталы: в евро; в долларах; в рублях.

«Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга»
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме

Урок по теме «Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга» изучается в рамках изучения дисциплины «Обществознание».

Скачать:

Вложение Размер
Методическая разработка по дисциплине «Обществознание» тема «Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга» 66 КБ
Презентация на тему: Фондовый рынок 623.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

областное государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Белгородский политехнический колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

по дисциплине «Обществознание»

Тема «Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга»

преподаватель истории и обществознания

Тема урока: «Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга».

Образовательные: познакомить учащихся с понятием и сущностью фондового рынка, основами менеджмента и маркетинга, укреплять межпредметные связи.

Развивающие: способствовать развитию логического мышления, умения делать выводы, работать во времени.

Воспитательные: способствовать воспитанию экономически грамотного человека и гражданина.

Тип урока : комбинированный.

Основные понятия: фондовый рынок, менеджмент, маркетинг.

Оборудование: ИКТ, презентация «Фондовый рынок .

2. Проверка д/з в форме самостоятельной работы: дайте определение терминам: спрос, предложение, конкуренция, фирма, прибыль.

3. Активизация знаний учащихся.

4. Изучение нового материала по вопросам:

А) Фондовый рынок (презентация).

Б) Основные принципы менеджмента.

В) Основы маркетинга.

5. Закрепление по вопросам.

6. Выставление оценок.

7. Д/з: учебник по обществознанию под ред. Л.Н. Боголюбова § 6 с. 69-76

Изучение нового материала.

Б) Основные принципы менеджмента .

Учитель: Кто следит за производством товара и его качеством? Кто отвечает за успешную работу всего предприятия?

Если предприятие небольшое, то все перечисленные функции выполняет сам его владелец — собственник. Если предприятие растёт, то владелец уже не справляется со всеми делами и ему нужен помощник. В крупной же фирме все дела ведёт менеджер.

Менеджер — это специалист по управлению производством и обращением товаров, наёмный управляющий.

Однако должности менеджеров на крупных предприятиях различаются, составляя своеобразную пирамиду, в основании которой — менеджеры низшего звена, затем следуют менеджеры среднего звена и на самом верху — высшие менеджеры.

Менеджер низшего звена — начальник участка, цеха или бригадир — руководит непосредственно рабочими и отвечает за работу своего подразделения.

Менеджер среднего звена — заместитель директора по производству, или по финансам, или по снабжению, или по сбыту и т. п. — руководит менеджерами низшего звена и контролирует работу своего участка.

Наконец, высший менеджер, или по-английски топ-менеджер, — по должности генеральный директор, президент (или вице-президент) или председатель правления компании — руководит менеджерами среднего звена и отвечает за работу всего предприятия.

Теперь, когда мы знаем, кто управляет предприятием, выясним, что же такое менеджмент.

Менеджмент — это деятельность по организации и координации работы предприятия.

В широком смысле слова под менеджментом понимают и непосредственно управление организацией, и науку об управлении, и группу людей — команду, занимающуюся управлением.

Учитель: Каковы же функции менеджмента?

В настоящее время выделяют четыре функции менеджмента — организацию, планирование, руководство и контроль. Рассмотрим их кратко.

Организация — это распределение работ среди людей или отдельных групп и координация их деятельности. Другими словами, это определение структуры предприятия, выделение отдельных подразделений, отделов или цехов и распределение работников по этим подразделениям в соответствии с их квалификацией.

Планирование — это постановка целей и определение путей достижения этих целей. Планирование осуществляется непрерывно. Различают краткосрочное и долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование часто называют стратегическим, потому что оно определяет цели и задачи фирмы на длительную перспективу. Им занимаются высшие менеджеры, которые имеют полную картину деятельности предприятия. На основе долгосрочных планов разрабатываются текущие (краткосрочные) – на один-два года и оперативные планы (на квартал, месяц, декаду).

Руководство — это создание условий и желания у людей для совместной работы по достижению целей компании. Хорошее руководство означает создание у работников заинтересованности в их труде, положительную оценку труда лучших работников и обеспечение их карьерного роста. Иногда эту функцию менеджмента называют мотивацией, потому что стимулы или мотивы к труду могут быть самые различные — высокая зарплата, хорошие условия труда, возможности продвижения по службе, близость к дому и пр.

Контроль — это проверка деятельности фирмы на пути к её цели и корректировка отклонений от поставленных целей.

Теперь предположим, что на фирме прекрасно налажено производство, выпускается качественный продукт. Возникают вопросы: где и как продавать этот товар? Нужен ли он потребителю? Много или мало произведено продукции? Какую назначить цену? На эти и другие важные вопросы вы найдёте ответы в следующем разделе.

В) ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА

Маркетинг — деятельность по разработке, производству и сбыту продукции на основе предварительного изучения потребностей рынка. Главная цель маркетинга — приспособить производство к требованиям рынка во имя лучшего удовлетворения потребностей и получения прибыли. Недаром существует формула, которая помогает понять сущность маркетинга: «Производить то, что можно продать, а не пытаться продать то, что можно произвести».

Маркетинг стал широко применяться в 20-х гг. XX в. в США крупным бизнесом, который располагал наилучшими возможностями для проведения рыночных исследований и активного воздействия на рыночный спрос. Сейчас нет ни одного предпринимателя, который бы не знал, что такое маркетинг, и в какой-то мере не применял его.

Обычно выделяют три основных принципа маркетинга: изучение рынка, проникновение на рынок и разработка стратегии сбыта, воздействие на рынок.

Изучение рынка — отправная точка любых маркетинговых действий. Каждый предприниматель, прежде чем производить какой-то товар, должен выяснить, нужен ли этот товар потребителю, есть ли он вообще на рынке, по какой цене продаётся, сколько конкурентов его производят и насколько они сильны. Только собрав необходимую информацию и проанализировав её, можно принять решение о производстве того или иного продукта.

Проникновение на рынок и разработка стратегии сбыта — наиболее важный принцип, потому что предполагает не только выработку характеристики продукта или услуги и определение цены на них, но и выбор каналов сбыта и видов рекламы. В американской литературе этот принцип получил название «четыре пи», потому что все главные слова, отражающие этот принцип, по-английски начинаются на букву «п» — продукт (product), цена (price), распространение (place), стимулирование сбыта (promotion).

Продукт должен удовлетворять потребности человека как по качеству, так и по внешнему виду, упаковке, послепродажному обслуживанию, если речь идёт о технически сложных товарах.

Цена должна учитывать затраты на производство данного товара и прибыль, а также факторы рынка — спрос и предложение, необходимость данного товара потребителю, привязанность к определённой марке и др. Если предприниматель производит товары, которые уже есть на рынке, то и цены он устанавливает примерно такие же. Ведь если он установит цены выше, то у него никто не будет покупать. Но если он производит товары более высокого качества, тогда и более высокая цена будет оправданна

Распространение — это каналы сбыта, которые выбирает предприниматель. Обычно начинающий предприниматель, у которого ещё недостаточно средств, отдаёт свою продукцию для реализации посредникам, но он всегда стремится иметь свою торговую точку, что даёт возможность непосредственно общаться с потребителями продукции и учитывать их пожелания. Крупные корпорации имеют хорошо налаженную систему сбыта своей продукции, включая транспортировку на удалённые рынки и хранение запасов товара.

Стимулирование сбыта связано в основном с рекламой. Отношение к рекламе в обществе не однозначно, поэтому предлагаем вам сравнить две точки зрения на её значение. Первая: реклама не только бесполезна, но и манипулирует потребителем, часто основана на недостоверных сведениях, удорожает стоимость товара, а также принуждает покупателей платить высокую цену за низкосортный товар. Вторая: реклама необходима, потому что она несёт полезную информацию о продукте и его цене, помогает потребителю сделать рациональный выбор, способствует продвижению новых товаров. А какую позицию поддержали бы вы?

Закрепление по вопросам:

  1. Что такое фондовый рынок? (это организованный рынок торговли ценными бумагами)
  2. Дайте определение термину: ценная бумага (это документ, составленный по установленной форме и при наличии обязательных реквизитов, удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении этого документа.)
  3. Перечислите виды ценных бумаг (основные, первичные, вторичные)
  4. Что относится к ценным бумагам? (акция, вексель, облигация, чек)
  5. Кто такой брокер, дилер? ( Брокеры — юридическое или физическое лицо, выполняющее посреднические функции между продавцом и покупателем.

Дилеры – участник рынка ценных бумаг, совершающий операции с ценными бумагами от своего имени и за свой счёт.)

6. Дайте определение терминам: менеджмент и маркетинг (Менеджмент — это деятельность по организации и координации работы предприятия.

Маркетинг — деятельность по разработке, производству и сбыту продукции на основе предварительного изучения потребностей рынка)

Тема урока: «Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга»

Образовательные: познакомить учащихся с понятием и сущностью фондового рынка, основами менеджмента и маркетинга, укреплять межпредметные связи.

Развивающие: способствовать развитию логического мышления, умения делать выводы, работать во времени.

Воспитательные: способствовать воспитанию экономически грамотного человека и гражданина.

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия: фондовый рынок, менеджмент, маркетинг.

Оборудование: ИКТ, презентация «Фондовый рынок.

Ход урока:

2. Проверка д/з в форме самостоятельной работы: дайте определение терминам: спрос, предложение, конкуренция, фирма, прибыль.

3. Активизация знаний учащихся.

4. Изучение нового материала по вопросам:

А) Фондовый рынок (презентация).

Б) Основные принципы менеджмента.

В) Основы маркетинга.

5. Закрепление по вопросам.

6. Выставление оценок.

7. Д/з: учебник по обществознанию под ред. Л. Н. Боголюбова § 6 с. 69-76

Изучение нового материала.

А) Фондовый рынок (презентация)

Б) Основные принципы менеджмента.

Учитель: Кто следит за производством товара и его качеством? Кто отвечает за успешную работу всего предприятия?

Если предприятие небольшое, то все перечисленные функции выполняет сам его владелец – собственник. Если предприятие растёт, то владелец уже не справляется со все­ми делами и ему нужен помощник. В крупной же фирме все дела ведёт менеджер.

Менеджер – это специалист по управлению производ­ством и обращением товаров, наёмный управляющий.

Однако должности менеджеров на крупных предприя­тиях различаются, составляя своеобразную пирамиду, в основании которой – менеджеры низшего звена, затем следуют менеджеры среднего звена и на самом верху – высшие менеджеры.

Менеджер низшего звена – начальник участка, цеха или бригадир – руководит непосредственно рабочими и отвечает за работу своего подразделения.

Менеджер среднего звена – заместитель директора по производству, или по финансам, или по снабжению, или по сбыту и т. п. – руководит менеджерами низшего звена и контролирует работу своего участка.

Наконец, высший менеджер, или по-английски топ-ме­неджер, – по должности генеральный директор, президент (или вице-президент) или председатель правления компании – руководит менеджерами среднего звена и отвечает за работу всего предприятия.

Теперь, когда мы знаем, кто управляет предприятием, выясним, что же такое менеджмент.

Менеджмент – это деятельность по организации и ко­ординации работы предприятия.

В широком смысле слова под менеджментом понима­ют и непосредственно управление организацией, и науку об управлении, и группу людей – команду, занимающуюся управлением.

Учитель: Каковы же функции менеджмента?

В настоящее время выделяют четыре функции менед­жмента – организацию, планирование, руководство и кон­троль. Рассмотрим их кратко.

Организация – это распределение работ среди людей или отдельных групп и координация их деятельности. Дру­гими словами, это определение структуры предприятия, выделение отдельных подразделений, отделов или цехов и распределение работников по этим подразделениям в соот­ветствии с их квалификацией.

Планирование – это постановка целей и определение путей достижения этих целей. Планирование осуществля­ется непрерывно. Различают краткосрочное и долгосроч­ное планирование. Долгосрочное планирование часто назы­вают стратегическим, потому что оно определяет цели и задачи фирмы на длительную перспективу. Им занимаются высшие менеджеры, которые имеют полную картину дея­тельности предприятия. На основе долгосрочных планов разрабатываются текущие (краткосрочные) – на один-два года и оперативные планы (на квартал, месяц, декаду).

Руководство – это создание условий и желания у лю­дей для совместной работы по достижению целей компа­нии. Хорошее руководство означает создание у работников заинтересованности в их труде, положительную оценку труда лучших работников и обеспечение их карьерного рос­та. Иногда эту функцию менеджмента называют мотива­цией, потому что стимулы или мотивы к труду могут быть самые различные – высокая зарплата, хорошие условия труда, возможности продвижения по службе, близость к дому и пр.

Контроль – это проверка деятельности фирмы на пу­ти к её цели и корректировка отклонений от поставленных целей.

Теперь предположим, что на фирме прекрасно налаже­но производство, выпускается качественный продукт. Воз­никают вопросы: где и как продавать этот товар? Нужен ли он потребителю? Много или мало произведено продукции? Какую назначить цену? На эти и другие важные вопросы вы найдёте ответы в следующем разделе.

В) ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА

Маркетинг – деятельность по разработке, производ­ству и сбыту продукции на основе предварительного изуче­ния потребностей рынка. Главная цель маркетинга – при­способить производство к требованиям рынка во имя лучшего удовлетворения потребностей и получения прибы­ли. Недаром существует формула, которая помогает понять сущность маркетинга: «Производить то, что можно про­дать, а не пытаться продать то, что можно произвести».

Маркетинг стал широко применяться в 20-х гг. XX в. в США крупным бизнесом, который располагал наилучши­ми возможностями для проведения рыночных исследова­ний и активного воздействия на рыночный спрос. Сейчас нет ни одного предпринимателя, который бы не знал, что такое маркетинг, и в какой-то мере не применял его.

Обычно выделяют три основных принципа маркетин­га: изучение рынка, проникновение на рынок и разработка стратегии сбыта, воздействие на рынок.

Изучение рынка – отправная точка любых маркетин­говых действий. Каждый предприниматель, прежде чем производить какой-то товар, должен выяснить, нужен ли этот товар потребителю, есть ли он вообще на рынке, по ка­кой цене продаётся, сколько конкурентов его производят и насколько они сильны. Только собрав необходимую инфор­мацию и проанализировав её, можно принять решение о производстве того или иного продукта.

Проникновение на рынок и разработка стратегии сбы­та – наиболее важный принцип, потому что предполагает не только выработку характеристики продукта или услуги и определение цены на них, но и выбор каналов сбыта и ви­дов рекламы. В американской литературе этот принцип по­лучил название «четыре пи», потому что все главные сло­ва, отражающие этот принцип, по-английски начинаются на букву «п» – продукт (product), цена (price), распростра­нение (place), стимулирование сбыта (promotion).

Продукт должен удовлетворять потребности человека как по качеству, так и по внешнему виду, упаковке, по­слепродажному обслуживанию, если речь идёт о техниче­ски сложных товарах.

Цена должна учитывать затраты на производство данно­го товара и прибыль, а также факторы рынка – спрос и пред­ложение, необходимость данного товара потребителю, привя­занность к определённой марке и др. Если предприниматель производит товары, которые уже есть на рынке, то и цены он устанавливает примерно такие же. Ведь если он установит це­ны выше, то у него никто не будет покупать. Но если он про­изводит товары более высокого качества, тогда и более высо­кая цена будет оправданна

Распространение – это каналы сбыта, которые выбира­ет предприниматель. Обычно начинающий предприниматель, у которого ещё недостаточно средств, отдаёт свою продукцию для реализации посредникам, но он всегда стремится иметь свою торговую точку, что даёт возможность непосредственно общаться с потребителями продукции и учитывать их поже­лания. Крупные корпорации имеют хорошо налаженную сис­тему сбыта своей продукции, включая транспортировку на удалённые рынки и хранение запасов товара.

Стимулирование сбыта связано в основном с рекламой. Отношение к рекламе в обществе не однозначно, поэто­му предлагаем вам сравнить две точки зрения на её значение. Первая: реклама не только бесполезна, но и манипули­рует потребителем, часто основана на недостоверных сведе­ниях, удорожает стоимость товара, а также принуждает по­купателей платить высокую цену за низкосортный товар. Вторая: реклама необходима, потому что она несёт по­лезную информацию о продукте и его цене, помогает потре­бителю сделать рациональный выбор, способствует продви­жению новых товаров. А какую позицию поддержали бы вы?

Закрепление по вопросам:

  1. Что такое фондовый рынок? (это организованный рынок торговли ценными бумагами)
  2. Дайте определение термину: ценная бумага (это документ, составленный по установленной форме и при наличии обязательных реквизитов, удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении этого документа. )
  3. Перечислите виды ценных бумаг (основные, первичные, вторичные)
  4. Что относится к ценным бумагам? (акция, вексель, облигация, чек)
  5. Кто такой брокер, дилер? (Брокеры – юридическое или физическое лицо, выполняющее посреднические функции между продавцом и покупателем.

Дилеры – участник рынка ценных бумаг, совершающий операции с ценными бумагами от своего имени и за свой счёт. )

6. Дайте определение терминам: менеджмент и маркетинг (Менеджмент– это деятельность по организации и ко­ординации работы предприятия.

Маркетинг – деятельность по разработке, производ­ству и сбыту продукции на основе предварительного изуче­ния потребностей рынка)

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

  1. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеев и др. ]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др. ] Рос акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение,2011. – 351 с.
  2. http://ppt4web. ru/ehkonomika/fondovyjj-rynok. html

Н. А. Рубец, ОГАОУ СПО «Белгородский политехнический колледж», г. Белгород

Источник https://urok.1sept.ru/articles/531683

Источник https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2014/08/15/metodicheskaya-razrabotka-uroka-po-distsipline

Источник https://www.infobraz.ru/library/jurisprudence-and-social-studies/id09783

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *