В рамках минимизации административного давления на малый и средний бизнес отменяются все плановые проверки субъектов предпринимательской деятельности, за исключением тех, которые непосредственно затрагивают вопросы обеспечения безопасности Консультант Плюс

 

Как снизить административное давление на бизнес?

Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) на органы прокуратуры возложены полномочия по рассмотрению проектов ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них органами контроля объектов контрольно-надзорной деятельности.

В силу части 8 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

•государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

•окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

•начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

Вместе с тем в 2018 году продолжает действовать запрет на планирование проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства.

Кроме того, следует учесть, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в качестве резидентов территорий опережающего социально-экономического развития (далее – ТОСЭР) и свободного порта Владивосток, могут проверяться контролирующими органами и включаться в ежегодные планы только после согласования с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока (далее – Минвостокразвития России) в силу требований Федеральных законов от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток», от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», постановлений Правительства Российской Федерации от 30.07.2016 № 729 «О совместных плановых проверках, проводимых в отношении резидентов свободного порта Владивосток органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля» и от 22.10.2015 № 1132 «О совместных плановых проверках, проводимых в отношении резидентов территории опережающего социально-экономического развития органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля».

В целях предупреждения необоснованного вмешательства контролеров в хозяйственную деятельность в истекшем году управлением по итогам рассмотрения свыше 3 тысяч представленных ими проверочных мероприятий для включения в планы контрольно-надзорной деятельности на 2018 год отклонено как не соответствующие требованиям закона более четырехсот.

Так, органами контроля на 2018 год незаконно планировались мероприятия до истечения трех лет со дня окончания последней плановой проверки, в отношении субъектов малого предпринимательства, прекративших деятельность юридических лиц, а также в отношении резидентов ТОСЭР и свободного порта Владивосток без их согласования с Минвостокразвития России.

В целях устранения выявленных нарушений, причин и условий, им способствующих, заместителем Генерального прокурора Российской Федерации Гулягиным Ю. А. руководителям семи органов контроля, допустившим нарушения законодательства, внесены представления. По результатам их рассмотрения за ненадлежащую организацию работы по формированию планов 14 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, приняты меры к соблюдению в дальнейшем требований действующего законодательства.

По аналогичным нарушениям приняты меры реагирования прокурорами Приморского края, Сахалинской области, Еврейской автономной области.

Например, министерством культуры и архивного дела Сахалинской области, Сахалинским управлением Ростехнадзора, агентством по труду и занятости области в планы на 2018 год включались проверки в отношении резидентов ТОСЭР без согласования с Минвостокразвития России. По данным фактам прокурором Сахалинской области руководителям органов государственного контроля внесены представления, которые удовлетворены, проведение необоснованных проверок не допущено.

В настоящее время в связи с вступлением с 01.01.2018 в силу отдельных положений Федерального закона от 13.07.2015 № 246-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон № 294-ФЗ, реализуется новый подход к определению интенсивности контрольных мероприятий в зависимости от степени влияния объектов негативного воздействия на окружающую среду, что позволит снизить нагрузку на бизнес, сделать контрольно-надзорную деятельность более эффективной и оптимально использовать трудовые, материальные и финансовые ресурсы.

Суть профилактики нарушения обязательных требований и применения риск-ориентированного подхода сводится к выбору формы, продолжительности и периодичности проведения мероприятий по контролю и зависит от того, к какой категории риска или какому классу (категории) опасности относится объект контроля.

Категории риска и классы (категории) опасности присваивает контролирующий орган (часть 3 статья 8.1 Федерального закона № 294-ФЗ).

Критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности определяются Правительством Российской Федерации, если такие критерии не установлены федеральным законом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 утверждены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности.

К примеру, в целях федерального государственного надзора в сфере труда деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, может относиться к следующим категориям риска: а) высокий риск; б) значительный риск; в) средний риск; г) умеренный риск; д) низкий риск.

В связи с этим периодичность проведения плановых проверок в рамках названного федерального государственного надзора в отношении деятельности работодателей составляет: для категории высокого риска – один раз в два года; для категории значительного риска – один раз в три года; для категории среднего риска – не чаще чем один раз в пять лет; для категории умеренного риска – не чаще чем один раз в шесть лет.

В отношении работодателей, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Все внесенные законодателем изменения свидетельствуют о совершенствовании действующего законодательства, снижении избыточных проверок, адаптации его к современным условиям.

В целях оказания субъектам хозяйственной деятельности помощи по правовым вопросам в апреле 2017 года Генеральным прокурором Российской Федерации издано распоряжение о проведении в органах прокуратуры Российской Федерации Всероссийского дня приема предпринимателей. Прием проводится сотрудниками всех структурных подразделений прокуратуры России – от Генеральной прокуратуры Российской Федерации до прокуратур городского и районного звена.

Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе также проводит прием представителей бизнес-сообщества. Для этого выделен специальный день – первый вторник каждого месяца. Любой предприниматель, чьи права нарушены или нарушаются, может обратиться на прием и получить квалифицированную помощь.

МАРИНА ТРЕТЬЯК, ПРОКУРОР ОТДЕЛА УПРАВЛЕНИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 06 (188) дата выхода от 25.06.2018.

Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».

В рамках минимизации административного давления на малый и средний бизнес отменяются все плановые проверки субъектов предпринимательской деятельности, за исключением тех, которые непосредственно затрагивают вопросы обеспечения безопасности

Все другие проверки подлежат обязательному согласованию с надзорными органами.

Сотрудники полиции будут оказывать всестороннюю поддержку органам государственной власти, в том числе ФАС России, в работе по мониторингу ценообразования и своевременному принятию мер реагирования. При этом участие полицейских в решении гражданско-правовых споров недопустимо.

Также органы внутренних дел окажут максимальное содействие компаниям, осуществляющим перевозку сельскохозяйственной продукции, продуктов питания и комплектующих изделий. Будет приостановлена практика привлечения к ответственности за нарушения, связанные с использованием тахографов при осуществлении перевозки пассажиров внутри городов.

Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам — в системе КонсультантПлюс.

Путин потребовал освободить бизнес от давления силовиков и инспекторов

Президент России Владимир Путин призвал уменьшить давление на российских бизнесменов и снизить требования, которые усложняют работу предпринимателей. С такими предложениями он выступил в своей речи на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ).

Путин предложил освободить от проверок предприятия, работа которых не связана с высокими рисками для здоровья и жизни россиян. «Нет необходимости ходить и проверять всех подряд», — сказал президент. Правительство определит параметры реформы в ближайшие месяцы, отметил Путин.

Как утверждает глава государства, количество плановых проверок в 2022 году сократилось в шесть раз по сравнению с 2021-м. «Количество нарушений со стороны предпринимателей снизилось, что говорит о зрелости и ответственности российского бизнеса», — отметил он. Президент провозгласил переход на риск-ориентированный подход. Согласно нему, контроль в зонах повышенного риска растет, а в более безопасных — снижается.

Путин также пообещал декриминализировать экономические составы преступлений о работе без западной лицензии или аккредитации. Он отметил: партнеры из западных стран начали отзывать лицензии, поэтому необходимости в уголовном преследовании нет.

«В подобных случаях наши госорганы не должны собственными руками подводить российский бизнес под статью, при том что реальной вины наших предпринимателей нет. Лицензия закончилась, западные партнеры не продлевают. Что делать? Сворачивать бизнес, что ли? Как бы не так, пусть работает», — сказал президент.

Путин считает, что нужно пересмотреть основания для заключения предпринимателей под стражу, а также продления сроков предварительного следствия. «Не секрет, что это [заключение под стражу] применяется там, где нет необходимости. В результате предприятия вынуждены приостанавливать деятельность или вовсе закрываться», — отметил глава государства. Такое давление силовых структур ведет не только к потере рабочих мест, но и репутации компании и их руководителей, сказал Путин.

По словам президента, в скором времени будет принят законопроект о сокращении сроков давности по налоговым преступлениям и отказе в возбуждении уголовных дел после погашения долгов по налогам. Срок давности за уклонение от налогов сократиться с 10 до 6 лет. Сейчас за недоимку по налогам свыше 45 млн руб. бизнесменам грозит шесть лет тюрьмы, а следователи вправе интересоваться сделками, заключенными с 2012 года.

Кроме того, Путин анонсировал пересмотр параметров крупного и особо крупного ущерба по экономическим составам Уголовного кодекса. Президент также пообещал подумать о повышении порога привлечения к ответственности за неуплату таможенных и других обязательных платежей.

С 9 марта следователям запрещено возбуждать уголовные дела об уходе от налогов без санкции Федеральной налоговой службы (ФНС). Мера призвана свести на нет практику, когда следователи таким образом зарабатывают «очки» за раскрытие особо важных преступлений.

ФНС уже перешла на риск-ориентированный подход. Налоговые органы чаще всего убеждают предпринимателей добровольно заплатить налоги до начала проверок. За 2021 год прошло всего 8000 выездных проверок, следует из данных ФНС. Ими охвачен в среднем всего один налогоплательщик из 1000. Компании добровольно уточняют свои обязательства перед бюджетом в 50% случаев, сообщала ФНС. Чаще всего это происходит во время «комиссий», когда бизнесмена или руководителя предприятия вызывают на беседу в инспекцию. Это позволяет налоговикам оказывать давление на предпринимателей, действовать с позиции силы, жаловалась Торгово-промышленная палата (ТПП).

Источник https://www.consultant-dv.ru/periodika/gazeta-vernoe-reshenie/vypusk-06-25-06-18/kak-snizit-administrativnoe-davlenie-na-biznes/

Источник http://www.consultant.ru/law/hotdocs/74215.html/

Источник https://rtvi.com/news/putin-potreboval-osvobodit-biznes-ot-davleniya-silovikov-i-inspektorov/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *