Тендерный бизнес в Казахстане: афера или шанс заработать?

 

Содержание

Как заниматься тендерами в казахстане

Консультация 50 000 тг.

Аудит 100 000 тг.

Проверка подготовки документации 50 000 тг.

Перечисляем деньги на следующий рабочий день за приведенного клиента! Напишите нам в whatsapp +7707-958-56-55, кого вы привели!

Рассрочка на 12 месяцев без переплаты через Jusan Bank
Рассрочка на 3 месяца без переплаты через Каспи

В этом блоге я расскажу как участвовать в тендерах РК

Начнем с того что тендер и госзакупки одно и тоже

Для начинающих я рекомендую участвовать в небольших суммах закупок, для того что бы набраться опыта

Скачать программу можно на сайте pki.gov.kz
После установки программы нужно установить модуля, в управлении модулями. Модуля: модуль Государственные закупки, модуль КНП, модуль ИС ЭСФ, ОМАРКЕТ

Открыть ИП или ТОО. Не спешите с тем что бы открывать ТОО. Многие делают ошибку что смотрят ролики в youtube когда стоит выбор ИП или ТОО. Для начинающих я рекомендую открыть ИП, так как с ИП все проще, легче открыть, закрыть, переименовать и так далее. ИП Можно открыть на сайте elicense.kz. Если будете открывать ТОО, рекомендую обратится к квалифицированным специалистам что бы Вам помогли верно открыть ТОО. Не открывайте ТОО по роликам в youtube.

Тендерный бизнес в Казахстане: афера или шанс заработать?

На практике же в Казахстане, к сожалению, добиться победы на крупном аукционе чаще всего возможно только при определенной протекции со стороны заказчика.

Сегодня мы готовы разобрать следующую острую для Казахстана тему — тендерный бизнес.

Обратил наше внимание на это казахстанский юрист и бизнесмен — Нурлан Байдильда. В последние несколько месяцев сложно было избежать информации о курсах Нурлана Байдильды, на которых он учит людей зарабатывать деньги на казахстанских тендерах. Реклама заполонила все эффективные каналы распространения — билборды на улицах и социальные сети. Точных данных у нас нет, но на рекламу однозначно был потрачен не один миллион тенге. Добрался он даже до популярных вайнеров (у которых стоимость одной рекламной интеграции начинается от тысячи долларов).

Начнем с матчасти. Знаете ли вы, что такое тендер? По закону в Казахстане государственные компании огромное количество товаров и услуг ОБЯЗАНЫ проводить через тендерные аукционы.

Такие компании запросы на все, начиная от сырья и автомобилей для служащих, заканчивая канцтоварами, обязаны выставлять на специальные аукционы, например через сайт goszakup.gov.kz.

Частные или государственные же поставщики откликаются на эти заявки и конкурируют друг с другом, предлагая заказчику лучшие цены на запрашиваемые товары и услуги. Госкомпании затем просто выбирают лучшее предложение и заключают договор с поставщиком.

Так тендеры должны работать в теории. На практике же в Казахстане, к сожалению, добиться победы на крупном аукционе чаще всего возможно только при определенной протекции со стороны заказчика. Другими словами, договориться об откате. Например, госкомпании необходимы 100 автомобилей Хендай Акцент, за которые компания готова заплатить 1 миллион долларов. Оптом эти автомобили можно условно купить за 800 тысяч долларов. Человек или группа людей в госкомпании, ответственных за принятие решения, готова будет заплатить весь миллион, если потом получит тысяч 50 или даже 150 (в зависимости от своих аппетитов). Таким образом подрядчик на сделке заработает чистыми тысяч 50, а до 150 тысяч долларов государственных денег осядут в кармане ответственных лиц в госкомпаниях.

Это вполне себе реалии современного Казахстана, но и не только — так устроены государственные аукционы по всему СНГ, да и в остальном мире примеров предостаточно. Схема безусловно кривая, откровенно воровская, с которой должны бороться антикоррупционные службы Казахстана — это их задача проверять эффективность каждого потраченного государственного тенге, в том числе взятых из наших с вами налогов.

Что в этой ситуации делает Нурлан Байдильда? Он якобы предлагает своим ученикам вклиниться в эти самые тендеры, получая часть прибыли от розыгрышей аукционов. Почему у нас откровенно подгорает, когда мы видим рекламу, казалось бы вполне нормального образовательного курса?

Да просто потому, что Нурлан помогает выигрывать тендеры не только бизнесу — заводам, фабрикам, поставщикам услуг, а просто людям с улицы, которые не имея опыта в бизнесе (а зачастую вообще не имея никакого опыта) тупо становятся посредниками между заказом и поставщком, зарабатывая, по словам Нурлана в среднем от миллиона тенге в месяц.

Что такое тендер и как в нём участвовать?

Государственные закупки всегда вызывали повышенный интерес у предпринимателей. Каждый бизнесмен прекрасно понимает, что контракт, заключённый с госучреждением, – это гарантированная возможность реализовать товары и услуги своей компании в тех объёмах, которые заявлены заказчиком, а у госучреждений они обычно весьма солидные. Впрочем, повышенный спрос, как известно, рождает не только предложение, но и коррупцию. Редакция Informburo.kz совместно с Министерством финансов и НПП «Атамекен» подготовила материал, в котором расскажет всё о госзакупках: как в них участвовать и что делать, если права участников нарушены.

№1. Что такое тендер?

Тендер (англ. tender – предложение) – конкурентная форма отбора предложений на поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговорённые сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Контракт заключается с победителем тендера – участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия. Тендеры проводятся как частными компаниями, так и государственными органами в виде госзакупок.

№2. Кто может участвовать в государственных закупках?

Основными субъектами рынка государственных услуг выступают заказчики, организаторы и поставщики.

  • Заказчики – государственные органы, государственные учреждения, а также государственные предприятия. Кроме того, в эту категорию входят юридические лица, 50 и более процентов акций которых принадлежат государству, а также аффилированные с ними юридические лица. Исключение – национальные холдинги, национальные компании и аффилированные с ними юридические лица.
  • Организатор государственных закупок – юридическое лицо либо структурное подразделение, действующее от его имени, осуществляющее организацию и проведение государственных закупок.
  • Поставщик – физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, юридическое лицо, временное объединение юридических лиц, выступающее в качестве контрагента заказчика в заключённом с ним договоре о государственных закупках.

№3. Что представляет собой рынок государственных закупок в Казахстане?

Начиная с 2016 года, практически все госзакупки проводятся только в электронном формате на сайте . Существует 5 способов проведения госзакупок.

  1. Конкурс – наиболее распространённый способ проведения государственных закупок товаров, работ и услуг, основным критерием которого является возможность устанавливать требования к квалификации и качеству. Процедура конкурса состоит из нескольких этапов: публикации объявления о конкурсе, рассмотрения заявок, заключения договора о государственных закупках с победителем конкурса. Конкурсная процедура предусматривает предварительный отбор квалифицированных поставщиков перед проведением самого конкурса и, соответственно, потенциальные поставщики предоставляют аналогичный набор документов для каждого конкурса с целью подтверждения соответствия квалификационным требованиям и требованиям к соответствующей конкурсной документации.
  2. Аукцион – осуществляется на веб-портале государственных закупок в режиме реального времени и только среди потенциальных поставщиков, которые были признаны аукционной комиссией участниками, с учётом соответствия квалификационным требованиям. Победителем аукциона становится тот участник, который предложит свои товары по самой низкой цене. Аукцион проводится на один лот, при этом предметом аукциона является именно товар. В случае наличия нескольких мест поставок товара допускается указание в лоте нескольких мест поставок товара.
  3. Запрос ценовых предложений – могут применяться только в отношении так называемых однородных товаров, работ и услуг, и только если их годовой объём составляет 4000 МРП (1 МРП – 2 405 тенге). Решающим критерием для автоматического выбора победителя веб-порталом тоже является цена. Способ запроса ценовых предложений не применяется для закупки товаров, работ и услуг, предоставление которых требует получения разрешения или направления уведомления в соответствии.
  4. Закупки из одного источника – способ, который может осуществляться только в случае, если государственные закупки, проведённые, вышеперечисленными способами (конкурс, аукцион, запрос ценовых предложений) признаны несостоявшимися или если применяется один из 54 случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 39 Закона о государственных закупках, для возможности заключения прямого договора о государственных закупках. К примеру, приобретение так называемых финансовых услуг, приобретение ценных бумаг или акций юридического лица, приобретение товаров, работ, услуг в рамках так называемого инвестиционного проекта, финансируемого международной организацией, одной из стран-участниц которой является Казахстан. Если государственные закупки путём запроса ценовых предложений были объявлены недействительными из-за того, что было представлено только одно предложение, цена договора о государственных закупках, осуществляемых способом из одного источника, не должна превышать ценовое предложение единственного участника.
  5. Через товарные биржи – это когда осуществляются только закупки товаров, входящих в перечень, утверждённый государством: например, картофель, сахар и т.д.

№4. Как работать с порталом «Государственные закупки РК»?

Для того чтобы принять участие в государственных закупках, во-первых, необходимо получить электронно-цифровую подпись (ЭЦП) в Центре обслуживания населения, во-вторых, зарегистрироваться на портале. После этого предприниматель, готовый предоставлять свои товары или услуги, на сайте может ознакомиться с объявлениями, которые оставляют госорганы. Найти информацию о проводимых закупках можно в разделах: «Объявления», «Лоты», «Итоги», «Планы закупок», «Договоры», либо с помощью поисковой системы сайта найти свой вид товара или услуг, например, «строительные работы». В объявлениях заказчики указывают требования, которые предъявляют к поставщикам: от материально технической базы до подтверждающих её документов. Кроме того, в объявлениях обязательно указывается точная дата и время проведения тендера, для того чтобы все потенциальные участники на равных условиях могли подготовиться к конкурентной борьбе за госсзакупку.

№5. С какими сложностями чаще всего сталкиваются потенциальные поставщики?

Наиболее актуальными проблемами в НПП «Атамекен» называют: необоснованные отклонения предпринимателей от участия в тендерах и «затачивание» заказчиками технической спецификации под определённых поставщиков. Причины – непрозрачность проведения закупок и отсутствие должного контроля их процесса. Так называемое затачивание считается одним из наиболее распространённых коррупционных преступлений в сфере государственных закупок. Речь идёт о том, что госорган в лице заказчика изначально договаривается с конкретным предпринимателем в лице поставщика о сотрудничестве, в итоге конкурс или аукцион оказываются всего лишь формальностью, так как требования прописываются до мелочей, предоставить которые можно, только если о них знать заранее. Кроме того, имеются коррупционные риски в сфере строительства. Антидемпинговые меры позволяют отдельным поставщикам таких услуг в сфере строительства как проведение технического надзора снижать цены до необоснованно низких – вплоть до 0,1 тенге – и таким образом побеждать в конкурсе с минимальным ценовым предложением. Между тем стоимость услуг технического надзора согласно действующим нормативам составляет до 2% от стоимости строительства. Таким образом, технический надзор не обращает внимание на размер поданной ценовой заявки, поскольку уже на стадии оказания услуг «возвращает упущенное» через заказчика и подрядчика путём сбора дани за каждую подпись, за каждый документ, каждый отчёт.

№6. Как борются с коррупцией в сфере государственных закупок?

С 1 января 2018 года вступили в законную силу поправки в законодательство о государственных закупках, согласно которым в строительной сфере заказчики больше не вправе прописывать детальные требования для поставщиков. Для того чтобы подтвердить свою материально-тоническую базу и трудовую квалификацию, предпринимателям достаточно предоставить лицензию.

№7. Возможно ли обжаловать решение по итогам тендера?

Каждый потенциальный поставщик на сайте госсзакупок может ознакомиться с заявками конкурентов и проверить их на соответствие требованиям заказчика. Если, по его мнению, допущено нарушение, он может подать жалобу. Для удобства пользователей с 2018 года на портале внедрён специальный реестр. Однако подать жалобу необходимо в течение 5 дней после завершения конкурса. Если срок истёк, обжаловать можно будет только в суде.

№8. В каких случаях проведение госзакупок считают несостоявшимся?

Госзакупки могут быть признаны несостоявшимися:

  • если не было подано ни одной заявки;
  • если подано менее двух заявок;
  • если к участию в конкурсе не допущен ни один потенциальный поставщик;
  • если к участию в конкурсе допущен один потенциальный поставщик.

При возникновении таких случаев заказчик может принять одно из решений: провести конкурс повторно, изменить конкурсную документацию или заменить способ госзакупки с «конкурса» на «из одного источника».

№9. Кто не может участвовать в госзакупках в качестве поставщика?

Потенциальный поставщик не вправе участвовать в проводимых государственных закупках, если:

  • близкие родственники, супруги или свойственники первых руководителей потенциального поставщика или уполномоченного представителя данного потенциального поставщика обладают правом принимать решение о выборе поставщика либо являются представителем заказчика или организатора государственных закупок в проводимых государственных закупках;
  • потенциальный поставщик или его работник оказывали заказчику либо организатору государственных закупок экспертные, консультационные или иные услуги по подготовке проводимых государственных закупок, участвовали в качестве проектировщика.
  • руководитель потенциального поставщика, претендующего на участие в государственных закупках, связан с управлением, учреждением, участием в уставном капитале юридических лиц, находящихся в реестре недобросовестных участников государственных закупок;
  • руководитель потенциального поставщика, претендующего на участие в государственных закупках, является физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, включённым в реестр недобросовестных участников государственных закупок;
  • потенциальный поставщик, являющийся физическим лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, претендующий на участие в государственных закупках, является руководителем потенциального поставщика, который включен в реестр недобросовестных участников государственных закупок;
  • потенциальный поставщик состоит в реестре недобросовестных участников государственных закупок;
  • на имущество потенциального поставщика или привлекаемого им субподрядчика, балансовая стоимость которого превышает десять процентов от стоимости соответствующих основных средств, наложен арест;
  • потенциальный поставщик или привлекаемый им субподрядчик имеют неисполненные обязательства по исполнительным документам и включены уполномоченным органом, осуществляющим реализацию государственной политики и государственное регулирование деятельности в сфере обеспечения исполнения исполнительных документов, в Единый реестр должников;
  • деятельность потенциального поставщика или привлекаемого им субподрядчика приостановлена;
  • потенциальный поставщик или привлекаемый им субподрядчик, или их руководитель, учредители включены в перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма.

№10. В каких случаях тендеры не проводятся в электронном виде?

Государственные закупки с применением так называемого особого порядка осуществляются в случаях, когда товары и услуги приобретаются для госучреждений, сведения о деятельности которых являются госсекретом или содержат служебную информацию. Речь идёт, в частности, об органах правопорядка и национальной безопасности. Поставщиков товаров и услуг такие заказчики выбирают самостоятельно. Впрочем, у этих поставщиков обязательно должно быть разрешение на работу с такого рода госучреждениями, которое выдаётся КНБ. На практике в поисках необходимых поставщиков заказчики нередко обращаются в Национальную палату предпринимателей «Атамекен» или к компаниям, с которыми ранее уже сотрудничали.

№11. Могут ли в казахстанских госзакупках участвовать иностранные поставщики?

Иностранные компании могут участвовать государственных закупках в Казахстане только при условии, что у них есть представительство на территории нашей страны, которое платит налоги. Зарегистрированным представителям выдаётся электронно-цифровая подпись для подачи заявок на портале госзакупок.

Источник https://inside-b.kz/kak-uchastvovat-v-tenderah-i-goszakupkah-v-kazahstane

Источник https://yvision.kz/post/778333

Источник https://informburo.kz/cards/chto-takoe-tender-i-kak-v-nyom-uchastvovat-.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *