Трансформация сбережений в инвестиции

 

Рецепты для России. Почему сбережения не трансформируются в инвестиции

В центре современной экономической дискуссии развитых и ведущих развивающихся стран мира находится, несомненно, тема перспектив экономического роста. Рост остается неустойчивым, а инвестиции — вялыми. Во многих странах инвестиции, измеренные в долях ВВП, на несколько процентных пунктов ниже сбережений. То есть в мире аккумулируется много денег, которые не трансформируются в инвестиции.

Ключевая интеллектуальная и практическая задача состоит в том, чтобы понять, в чем причина (или причины) такой ситуации. Почему сбережения не трансформируются в инвестиции? И какие меры экономической политики могли бы этому содействовать? Очевидно, что речь может идти о макроэкономических, структурных мерах, а также о мерах институционального характера. Последние, в свою очередь, включают в себя институты экономические и внеэкономические (преимущественно политические и правовые).

Вокруг макроэкономических механизмов стимулирования у нас ведутся особенно острые дискуссии. Ряд влиятельных экспертов предлагает пойти по пути реализации мер бюджетного и денежного стимулирования, опираясь на опыт большинства западных стран. Иными словами, агрессивно снижать процентную ставку Центрального банка и проводить политику «количественных смягчений». Одновременно предлагается расширить бюджетные вливания в экономику, тем более что исключительно низкий государственный долг вполне позволяет наращивать заимствования. Аргументы противников этих мер тоже понятны и вполне обоснованны: в России экономика инфляционная, а не дефляционная, а в такой ситуации денежное стимулирование не будет вести к инвестициям, а спровоцирует бегство от денег, то есть рост инфляции и, соответственно, процентных ставок. Бюджетные стимулы также ограничены — и относительно низкой эффективностью бюджетных расходов, и отсутствием трудовых и производственных резервов, которые можно было бы задействовать при осуществлении госинвестиций. Соответственно, консервативная макроэкономическая политика рассматривается как предпосылка возобновления устойчивого роста.

Как представляется, проблема нуждается в более тонком анализе — с учетом и международного опыта, и российских реалий.

Прежде всего, современный международный опыт достаточно убедительно показывает, что меры денежной и бюджетной политики автоматически не приводят к возобновлению роста. При их помощи удается не допустить развертывания тяжелого кризиса, но отнюдь не подтолкнуть стагнирующие экономики к росту. Количественные смягчения не обеспечивают качественного изменения ситуации. Действие бюджетных стимулов нередко оказывается краткосрочным.

В последнее время в Европе и США все активнее заходит речь о необходимости ухода от нынешнего беспрецедентно низкого уровня процентных ставок (около нуля или даже отрицательных) и о целесообразности вернуться к традиционной денежной политике. Одновременно предлагается перенести акцент в стимулировании на бюджетные меры, то есть на расширение государственных расходов. Это непросто при высокой долговой нагрузке на бюджеты многих развитых стран, однако дешевизна денег подталкивает к переносу центра тяжести с денежного стимулирования на бюджетное. Тем более что низкие процентные ставки позволяют в настоящее время получать очень дешевые финансовые ресурсы. Правда, остается открытым вопрос о том, что делать, если ставки начнут расти по мере увеличения темпов экономического роста.

Дополнительным аргументом в пользу этого поворота является то, что фискальная политика является более естественным инструментом для оживления спроса, а также для расшивки структурных ограничителей роста, под которыми чаще всего понимают модернизацию транспортной и социальной (человеческий капитал) инфраструктуры. Глобальная экономика, как многие полагают, ведет к расширению предложения при сохраняющейся узости спроса. Дисбаланс глобального предложения и вялого национального спроса становится, по мнению ряда экспертов, дополнительным фактором торможения.

В какой мере эти рецепты применимы к современной России? Полагаю, что в весьма ограниченной, и это связано со специфическими макроэкономическими и политическими условиями нашей страны.

Во-первых, для нас ключевой проблемой денежной политики пока еще остается инфляция, а не дефляция. Соответственно, во-вторых, и по макроэкономическим, и по институциональным причинам реальные процентные ставки остаются высокими, что является очевидным препятствием для инвестиций. В-третьих, налицо ухудшение внешнеполитической конъюнктуры с усилением санкционного давления.

Названные обстоятельства существенно ограничивают возможности стимулирования роста со стороны спроса (и особенного бюджетного стимулирования). Внешние шоки всегда требуют бюджетной консолидации, а не смягчения. Кроме того, санкции ограничивают возможность ответа со стороны глобального предложения на возможный рост российского спроса. Факторы предложения, и особенно предложения со стороны российских фирм, являются приоритетными для обеспечения устойчивой экономической динамики.

Бюджетное стимулирование в таких условиях станет, скорее, дополнительным фактором инфляции, а тем самым будет только ограничивать возможности снижения ставок и повышения доступности кредитов. На это справедливо указывал министр финансов Антон Силуанов в июле на слушаниях в Госдуме по вопросам бюджетной, налоговой и таможенной политики. Действительно, сохранение высоких процентных ставок является сегодня важнейшим препятствием для доступности кредитов, то есть для наращивания предложения товаров и услуг. И в отличие от большинства стран Запада именно в продолжении курса на ограничение инфляции и повышение доступности кредитов состоит сейчас ключевая макроэкономическая задача по стимулированию роста.

Впрочем, проблема роста, как показывает опыт других развитых стран, не может быть в принципе решена исключительно макроэкономическими манипуляциями. Бюджетная и денежная политика должна быть адекватна конкретным обстоятельствам данной страны, но она может создать лишь предпосылки для роста — или подорвать перспективы роста. Для устойчивого экономического роста, ведущего к повышению благосостояния общества, необходимым условием является осуществление сложного комплекса институциональных и структурных мер.

Трансформация сбережений в инвестиции

В любой экономической системе имеет место кругооборот ресурсов, товаров и полученного дохода. В рамках этого кругооборота можно выделить три основные категории участников:

  • Государство, которое выступает как в роли потребителя товаров (услуг) и ресурсов, так и в роли поставщика услуг;
  • Домохозяйства, которые являются как поставщиками ресурсов (земли, труда, капитала), получая от предприятий плату за предоставленные ресурсы в виде земельной ренты, заработной платы и процента, так и потребителями произведенных предприятиями товаров и услуг. Конечной целью домохозяйств как потребителей товаров и услуг в рыночной экономике является максимально полное удовлетворение своих социально- экономических потребностей.
  • Предприятия, которые используют ресурсы, предоставленные домохозяйствами, и поставляют на рынок товары и услуги. Конечной целью предприятий является получение максимально возможной прибыли от реализации товаров и услуг, а рассматривая с современных позиций – увеличение стоимости бизнеса этого предприятия.

Таким образом, то, что затрачено потребителем (домохозяйством, предприятием, государством) на приобретение товара или услуги, получено в виде дохода теми, кто принимал участие в его производстве.

Применительно к домохозяйствам принято рассчитывать сбережения, используемые для потребления. Сбережения – часть дохода домохозяйств после уплаты налогов, которая не расходуется на приобретение потребительских товаров.

Сберегать означает откладывать потребление на какой-то срок. Принципиально отличный от этого термин – инвестировать, означающий расстаться с деньгами сейчас для того, чтобы получить некоторую сумму в будущем для потребления или повторного инвестирования (реинвестирования).

В число важнейших механизмов, обеспечивающих трансформацию сбережений в инвестиции, входит финансовый рынок. Финансовый рынок обеспечивает переток средств от сберегателей или поставщиков инвестиций к заемщикам или потребителям инвестиций (рис. 1.1.).

трансформация в инвестиции

Рисунок 1.1. Место финансового рынка в процессе обмена финансовых активов между сберегателями и заемщиками.

В реальной практике невозможно выделить участников инвестиционного процесса, выполняющих только либо функцию поставщика инвестиций, либо функцию потребителя инвестиций, либо функцию финансового посредника. Как правило, один и тот же участник финансового рынка является одновременно поставщиком и потребителем инвестиций, а некоторые из участников – еще и финансовыми посредниками. Учитывая многофункциональность участников финансового рынка, тем не менее, можно констатировать, что основными участниками инвестиционного процесса являются:

  • поставщики инвестиций, главными из которых являются домохозяйства (напрямую или через финансовые институты, например, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды и т.д.) и институциональные (в том числе коллективные) инвесторы;
  • потребители инвестиций, главными из которых являются государство и предприятия;
  • финансовые посредники, в качестве которых выступают отдельные профессиональные участники рынка ценных бумаг (брокеры, дилеры, управляющие).Для домохозяйств наиболее популярным инструментом «поставки инвестиций» являются вклады в коммерческие банки. Однако появляется все большее количество частных инвесторов – физических лиц, являющихся владельцами акций, облигаций, других ценных бумаг, приобретающих паи паевых инвестиционных фондов, осуществляющих дополнительное пенсионное обеспечение через систему негосударственных пенсионных фондов и т.д.

Институциональные (в том числе коллективные) инвесторы аккумулируют денежные средства домохозяйств, предприятий и, в отдельных случаях, государства и размещают их – поставляют инвестиции – на финансовом рынке, покупая инструменты финансового рынка.

Принято деление поставщиков инвестиций, имеющих статус институционального инвестора на поставщиков депозитного, инвестиционного и контрактно-сберегательного типа (табл. 1.1).

Соотношение поставщиков инвестиций и финансовых институтов

Таблица 1.1. – Соотношение поставщиков инвестиций и финансовых институтов

Приведенный в табл. 1.1. список финансовых институтов не является конечным, так как на финансовом рынке постоянно появляются новые финансовые институты.

Рассматривая «потребителей инвестиций» отметим, что государство, осуществляя заимствования с использованием долговых ценных бумаг, решает следующие основные задачи:

Превращение сбережений в инвестиции

Вопросы превращения сбережений в инвестиции сегодня являются крайне актуальными. Основополагающим источником, определяющим сущность инвестиции необходимо считать сбережения населения. Суть сбережений заключается в регулировании и функционировании реального сектора экономики России.

Ключевые слова

Текст научной работы

Вопросы превращения сбережений в инвестиции сегодня являются крайне актуальными. Основополагающим источником, определяющим сущность инвестиции необходимо считать сбережения населения. Суть сбережений заключается в регулировании и функционировании реального сектора экономики России.

Экономика в своем механизме устроена таким образом, что нуждается в перераспределении денежных сбережений населения в адрес государства и предпринимательства. Последние, в свою очередь трансформируют сбережения в инвестиции. Инвестиции являются главным инструментом развития экономики страны. Под термином инвестиции необходимо понимать сбережения, приносящие прибыль.

Инвестиции дифференцируются на инвестиции в нефинансовые активы и инвестиции в денежный капитал. Задача первой формы инвестиций в реальный капитал заключается в воспроизводстве и физическом и моральном обновлении основного капитала. Функции инвестиций в денежный капитал сводятся к инвестированию в реальный сектор государства [2; 50].

Далее, отразим статистические данные на 2015 год по данным Росстата, отражающие проблемы превращения сбережений в инвестиции на фоне затяжного финансового кризиса. В соответствии с данными с сайта Росстата, на конец декабря 2015 года инвестиции в основной капитал стали ниже на 5,6 %, составив тем самым 1 трлн. 272,7 млрд. руб.

В Министерстве Экономического развития составили статистические данные инвестиций в основной капитал в перспективе на 2016 – 2018 гг. Согласно прогнозам, прирост в области инвестиций составит 2,98 % в год, а конкретнее 3, 11% в 2016 году, 2,31 % в 2017 году и 3,21 % в 2018 году.

Главным инструментом в процессе трансформации сбережений населения в инвестиции, является банк. Основополагающая задача банков заключается в снижении рисков в экономическом механизме. Именно банки сосредотачивают свободные финансы, преобразуя их в инвестиции [1; 45].

В первую очередь, процесс превращения сбережений в инвестиции возможен благодаря опции банка – сберегательный вклад. Сберегательный вклад, принимаемый банками под проценты, стимулирует посредничества в кредит. Это возможно посредством перераспределения средств юридических лиц и денежных доходов физических лиц.

Согласно социологическим исследованиям, проведенным в 2015 году, была определена статистика финансовой активности российского населения. Согласно данному исследованию, финансовая активность наших граждан в два раза ниже, чем активность граждан Западной Европы.

Также, исследования показали, что только 30 % жителей России могут себе позволить совершать сбережения и имеют определенные финансовые накопления, и лишь четверть населения имеет кредитный опыт. Основополагающим фактором данного обстоятельства заключается в отсутствии доверия к банкам, их финансовой устойчивости и прозрачности условий, со стороны граждан.

Следует отметить, что для той части граждан, которые взаимодействуют с банками и пользуются их услугами, данный процесс является вынужденным. Возвращаясь к вопросу о доверии к российской банковской системе, следует отметить, что ее заслужили у 65 % граждан. Однако, накоплению денег в виде наличных денежных средств, доверяют в большей степени.

Таким образом, понятие «доверие» применительно к поведению населения включает в себя следующие составляющие: отсутствие принуждения и снятие ограничений при использовании банковских продуктов; свобода в принятии решения о покупке товаров и услуг; честность и открытость в предоставлении информации; соблюдение взятых обязательств и качество обслуживания [3; 90].

Пути решения проблемы установления доверительного контакта между гражданами нашей страны и государственными и коммерческими банками, и прочими современными финансовыми институтами, следующие:

  1. Обеспечение граждан программами с подробной, прозрачной и грамотной информацией о деятельности и механизмах банковской системы, что значительно повысит их финансовую грамотность и качество взаимодействия с финансовыми учреждениями;
  2. Обеспечение клиентов свободой в отношении принятия решений о приобретении финансового продукта или услуги;
  3. Предоставление прозрачной, не ассиметричной информации и условий пользования кредитом;
  4. Предоставление подробной и развернутой информации о финансовых операциях банка, с вычленением рисков и преимуществ;
  5. Разъяснение прав и обязанностей клиента сотрудниками финансового учреждения;
  6. Обеспечение государством правовой защищенности граждан перед различными формами финансового мошенничества;
  7. Формирование положительного образа банковской системы посредством предоставления качественных услуг и грамотного обслуживания, а также направленность на долгосрочные перспективы сотрудничества;
  8. Формирование среды для обратной связи с гражданами, что включает проведение социологических опросов и возможность оценки клиентами качества предоставленных услуг и работы определенного сотрудник банка;

Таким образом, инвестиции и сбережения взаимосвязаны. Без сбережений не может быть инвестиции, но инвестициями могут стать не все сбережения. В инвестиции могут превратиться сбережения, вкладывающиеся в развитие общественного производства для того, чтобы извлечь доход в будущем.

Слабая прогнозируемость течения современного экономического кризиса порождает непредсказуемость финансовых (в том числе и сберегательных) предпочтений домашних хозяйств. В условиях кризиса сберегательное поведение населения частично утрачивает инвестиционную направленность, приобретает преимущественно пассивные формы, что усугубляет дефицитность инвестиционных средств в экономике. Эффективное активное сбережение в кризис требует от домохозяйств серьезных экономических знаний, склонности к риску.

Читайте также

  1. Шкуропат Е.В.
  1. Атабеков А.К.
  1. Соколова С.А.
  2. Язенцева Е.Н.
  1. Вострецова Т.В.
  2. Хаузетдинова Д.М.
  1. Габдуллина Д.М.
  2. Шайхутдинова Н.А.

Список литературы

  1. Зарипова, Г. М. Роль нормы процента в устойчивости экономического равновесия /Г. М Зарипова, Р. И. Муллагирова//Вестник ВЭГУ: Научный журнал. №2 (34). Экономика. -Уфа: Восточный университет, 2008. -С. 36-46.
  2. Зарипова Г.М. Проверка и оценка результатов обучения / Г.М.Зарипова , Р.Р. Сираева // Актуальные проблемы преподавания социально-гуманитарных, естественно-научных и технических дисциплин в условиях модернизации высшей школы: Материалы международной научно-методической конференции. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации; ФГБОУ ВПО Башкирский государственный аграрный университет, Факультет информационных технологий и управления –Уфа, 2014. С. 103-104.
  3. Зарипова Г.М. Стратегия антикризисного управления / Г.М.Зарипова., Е.Н. Давлетова // Современное государство: проблемы социально-экономического развития: Материалы V международной научно-практической конференции –Саратов,2015.С.44-45.
  4. Зарипова Г.М. Формирование прибыли коммерческого банка/ Г.М.Зарипова, Л.В. Файрушина //Экономика и социум. 2014. № 3-3 (12). С. 487-488
  5. Зарипова Г.М. Сущность и методы управления денежными потоками организации / Г.М.Зарипова., И.С.Калинина // Экономика и социум. 2014. № 3-2 (12). С. 25-26.

Цитировать

Мухамадеева, В.Р. Превращение сбережений в инвестиции / В.Р. Мухамадеева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 54. — С. 96-99. — URL: https://novainfo.ru/article/8586 (дата обращения: 08.07.2022).

Поделиться

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Источник https://www.forbes.ru/biznes/349633-recepty-dlya-rossii-pochemu-sberezheniya-ne-transformiruyutsya-v-investicii

Источник https://bookaa.ru/investicii/transformaciya-sberezhenij-v-investicii.html

Источник https://novainfo.ru/article/8586

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *