Рецепты для России. Почему сбережения не трансформируются в инвестиции
В центре современной экономической дискуссии развитых и ведущих развивающихся стран мира находится, несомненно, тема перспектив экономического роста. Рост остается неустойчивым, а инвестиции — вялыми. Во многих странах инвестиции, измеренные в долях ВВП, на несколько процентных пунктов ниже сбережений. То есть в мире аккумулируется много денег, которые не трансформируются в инвестиции.
Ключевая интеллектуальная и практическая задача состоит в том, чтобы понять, в чем причина (или причины) такой ситуации. Почему сбережения не трансформируются в инвестиции? И какие меры экономической политики могли бы этому содействовать? Очевидно, что речь может идти о макроэкономических, структурных мерах, а также о мерах институционального характера. Последние, в свою очередь, включают в себя институты экономические и внеэкономические (преимущественно политические и правовые).
Вокруг макроэкономических механизмов стимулирования у нас ведутся особенно острые дискуссии. Ряд влиятельных экспертов предлагает пойти по пути реализации мер бюджетного и денежного стимулирования, опираясь на опыт большинства западных стран. Иными словами, агрессивно снижать процентную ставку Центрального банка и проводить политику «количественных смягчений». Одновременно предлагается расширить бюджетные вливания в экономику, тем более что исключительно низкий государственный долг вполне позволяет наращивать заимствования. Аргументы противников этих мер тоже понятны и вполне обоснованны: в России экономика инфляционная, а не дефляционная, а в такой ситуации денежное стимулирование не будет вести к инвестициям, а спровоцирует бегство от денег, то есть рост инфляции и, соответственно, процентных ставок. Бюджетные стимулы также ограничены — и относительно низкой эффективностью бюджетных расходов, и отсутствием трудовых и производственных резервов, которые можно было бы задействовать при осуществлении госинвестиций. Соответственно, консервативная макроэкономическая политика рассматривается как предпосылка возобновления устойчивого роста.
Как представляется, проблема нуждается в более тонком анализе — с учетом и международного опыта, и российских реалий.
Прежде всего, современный международный опыт достаточно убедительно показывает, что меры денежной и бюджетной политики автоматически не приводят к возобновлению роста. При их помощи удается не допустить развертывания тяжелого кризиса, но отнюдь не подтолкнуть стагнирующие экономики к росту. Количественные смягчения не обеспечивают качественного изменения ситуации. Действие бюджетных стимулов нередко оказывается краткосрочным.
В последнее время в Европе и США все активнее заходит речь о необходимости ухода от нынешнего беспрецедентно низкого уровня процентных ставок (около нуля или даже отрицательных) и о целесообразности вернуться к традиционной денежной политике. Одновременно предлагается перенести акцент в стимулировании на бюджетные меры, то есть на расширение государственных расходов. Это непросто при высокой долговой нагрузке на бюджеты многих развитых стран, однако дешевизна денег подталкивает к переносу центра тяжести с денежного стимулирования на бюджетное. Тем более что низкие процентные ставки позволяют в настоящее время получать очень дешевые финансовые ресурсы. Правда, остается открытым вопрос о том, что делать, если ставки начнут расти по мере увеличения темпов экономического роста.
Дополнительным аргументом в пользу этого поворота является то, что фискальная политика является более естественным инструментом для оживления спроса, а также для расшивки структурных ограничителей роста, под которыми чаще всего понимают модернизацию транспортной и социальной (человеческий капитал) инфраструктуры. Глобальная экономика, как многие полагают, ведет к расширению предложения при сохраняющейся узости спроса. Дисбаланс глобального предложения и вялого национального спроса становится, по мнению ряда экспертов, дополнительным фактором торможения.
В какой мере эти рецепты применимы к современной России? Полагаю, что в весьма ограниченной, и это связано со специфическими макроэкономическими и политическими условиями нашей страны.
Во-первых, для нас ключевой проблемой денежной политики пока еще остается инфляция, а не дефляция. Соответственно, во-вторых, и по макроэкономическим, и по институциональным причинам реальные процентные ставки остаются высокими, что является очевидным препятствием для инвестиций. В-третьих, налицо ухудшение внешнеполитической конъюнктуры с усилением санкционного давления.
Названные обстоятельства существенно ограничивают возможности стимулирования роста со стороны спроса (и особенного бюджетного стимулирования). Внешние шоки всегда требуют бюджетной консолидации, а не смягчения. Кроме того, санкции ограничивают возможность ответа со стороны глобального предложения на возможный рост российского спроса. Факторы предложения, и особенно предложения со стороны российских фирм, являются приоритетными для обеспечения устойчивой экономической динамики.
Бюджетное стимулирование в таких условиях станет, скорее, дополнительным фактором инфляции, а тем самым будет только ограничивать возможности снижения ставок и повышения доступности кредитов. На это справедливо указывал министр финансов Антон Силуанов в июле на слушаниях в Госдуме по вопросам бюджетной, налоговой и таможенной политики. Действительно, сохранение высоких процентных ставок является сегодня важнейшим препятствием для доступности кредитов, то есть для наращивания предложения товаров и услуг. И в отличие от большинства стран Запада именно в продолжении курса на ограничение инфляции и повышение доступности кредитов состоит сейчас ключевая макроэкономическая задача по стимулированию роста.
Впрочем, проблема роста, как показывает опыт других развитых стран, не может быть в принципе решена исключительно макроэкономическими манипуляциями. Бюджетная и денежная политика должна быть адекватна конкретным обстоятельствам данной страны, но она может создать лишь предпосылки для роста — или подорвать перспективы роста. Для устойчивого экономического роста, ведущего к повышению благосостояния общества, необходимым условием является осуществление сложного комплекса институциональных и структурных мер.
Трансформация сбережений в инвестиции
В любой экономической системе имеет место кругооборот ресурсов, товаров и полученного дохода. В рамках этого кругооборота можно выделить три основные категории участников:
- Государство, которое выступает как в роли потребителя товаров (услуг) и ресурсов, так и в роли поставщика услуг;
- Домохозяйства, которые являются как поставщиками ресурсов (земли, труда, капитала), получая от предприятий плату за предоставленные ресурсы в виде земельной ренты, заработной платы и процента, так и потребителями произведенных предприятиями товаров и услуг. Конечной целью домохозяйств как потребителей товаров и услуг в рыночной экономике является максимально полное удовлетворение своих социально- экономических потребностей.
- Предприятия, которые используют ресурсы, предоставленные домохозяйствами, и поставляют на рынок товары и услуги. Конечной целью предприятий является получение максимально возможной прибыли от реализации товаров и услуг, а рассматривая с современных позиций – увеличение стоимости бизнеса этого предприятия.
Таким образом, то, что затрачено потребителем (домохозяйством, предприятием, государством) на приобретение товара или услуги, получено в виде дохода теми, кто принимал участие в его производстве.
Применительно к домохозяйствам принято рассчитывать сбережения, используемые для потребления. Сбережения – часть дохода домохозяйств после уплаты налогов, которая не расходуется на приобретение потребительских товаров.
Сберегать означает откладывать потребление на какой-то срок. Принципиально отличный от этого термин – инвестировать, означающий расстаться с деньгами сейчас для того, чтобы получить некоторую сумму в будущем для потребления или повторного инвестирования (реинвестирования).
В число важнейших механизмов, обеспечивающих трансформацию сбережений в инвестиции, входит финансовый рынок. Финансовый рынок обеспечивает переток средств от сберегателей или поставщиков инвестиций к заемщикам или потребителям инвестиций (рис. 1.1.).
Рисунок 1.1. Место финансового рынка в процессе обмена финансовых активов между сберегателями и заемщиками.
В реальной практике невозможно выделить участников инвестиционного процесса, выполняющих только либо функцию поставщика инвестиций, либо функцию потребителя инвестиций, либо функцию финансового посредника. Как правило, один и тот же участник финансового рынка является одновременно поставщиком и потребителем инвестиций, а некоторые из участников – еще и финансовыми посредниками. Учитывая многофункциональность участников финансового рынка, тем не менее, можно констатировать, что основными участниками инвестиционного процесса являются:
- поставщики инвестиций, главными из которых являются домохозяйства (напрямую или через финансовые институты, например, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды и т.д.) и институциональные (в том числе коллективные) инвесторы;
- потребители инвестиций, главными из которых являются государство и предприятия;
- финансовые посредники, в качестве которых выступают отдельные профессиональные участники рынка ценных бумаг (брокеры, дилеры, управляющие).Для домохозяйств наиболее популярным инструментом «поставки инвестиций» являются вклады в коммерческие банки. Однако появляется все большее количество частных инвесторов – физических лиц, являющихся владельцами акций, облигаций, других ценных бумаг, приобретающих паи паевых инвестиционных фондов, осуществляющих дополнительное пенсионное обеспечение через систему негосударственных пенсионных фондов и т.д.
Институциональные (в том числе коллективные) инвесторы аккумулируют денежные средства домохозяйств, предприятий и, в отдельных случаях, государства и размещают их – поставляют инвестиции – на финансовом рынке, покупая инструменты финансового рынка.
Принято деление поставщиков инвестиций, имеющих статус институционального инвестора на поставщиков депозитного, инвестиционного и контрактно-сберегательного типа (табл. 1.1).
Таблица 1.1. – Соотношение поставщиков инвестиций и финансовых институтов
Приведенный в табл. 1.1. список финансовых институтов не является конечным, так как на финансовом рынке постоянно появляются новые финансовые институты.
Рассматривая «потребителей инвестиций» отметим, что государство, осуществляя заимствования с использованием долговых ценных бумаг, решает следующие основные задачи:
Превращение сбережений в инвестиции
Вопросы превращения сбережений в инвестиции сегодня являются крайне актуальными. Основополагающим источником, определяющим сущность инвестиции необходимо считать сбережения населения. Суть сбережений заключается в регулировании и функционировании реального сектора экономики России.
Ключевые слова
Текст научной работы
Вопросы превращения сбережений в инвестиции сегодня являются крайне актуальными. Основополагающим источником, определяющим сущность инвестиции необходимо считать сбережения населения. Суть сбережений заключается в регулировании и функционировании реального сектора экономики России.
Экономика в своем механизме устроена таким образом, что нуждается в перераспределении денежных сбережений населения в адрес государства и предпринимательства. Последние, в свою очередь трансформируют сбережения в инвестиции. Инвестиции являются главным инструментом развития экономики страны. Под термином инвестиции необходимо понимать сбережения, приносящие прибыль.
Инвестиции дифференцируются на инвестиции в нефинансовые активы и инвестиции в денежный капитал. Задача первой формы инвестиций в реальный капитал заключается в воспроизводстве и физическом и моральном обновлении основного капитала. Функции инвестиций в денежный капитал сводятся к инвестированию в реальный сектор государства [2; 50].
Далее, отразим статистические данные на 2015 год по данным Росстата, отражающие проблемы превращения сбережений в инвестиции на фоне затяжного финансового кризиса. В соответствии с данными с сайта Росстата, на конец декабря 2015 года инвестиции в основной капитал стали ниже на 5,6 %, составив тем самым 1 трлн. 272,7 млрд. руб.
В Министерстве Экономического развития составили статистические данные инвестиций в основной капитал в перспективе на 2016 – 2018 гг. Согласно прогнозам, прирост в области инвестиций составит 2,98 % в год, а конкретнее 3, 11% в 2016 году, 2,31 % в 2017 году и 3,21 % в 2018 году.
Главным инструментом в процессе трансформации сбережений населения в инвестиции, является банк. Основополагающая задача банков заключается в снижении рисков в экономическом механизме. Именно банки сосредотачивают свободные финансы, преобразуя их в инвестиции [1; 45].
В первую очередь, процесс превращения сбережений в инвестиции возможен благодаря опции банка – сберегательный вклад. Сберегательный вклад, принимаемый банками под проценты, стимулирует посредничества в кредит. Это возможно посредством перераспределения средств юридических лиц и денежных доходов физических лиц.
Согласно социологическим исследованиям, проведенным в 2015 году, была определена статистика финансовой активности российского населения. Согласно данному исследованию, финансовая активность наших граждан в два раза ниже, чем активность граждан Западной Европы.
Также, исследования показали, что только 30 % жителей России могут себе позволить совершать сбережения и имеют определенные финансовые накопления, и лишь четверть населения имеет кредитный опыт. Основополагающим фактором данного обстоятельства заключается в отсутствии доверия к банкам, их финансовой устойчивости и прозрачности условий, со стороны граждан.
Следует отметить, что для той части граждан, которые взаимодействуют с банками и пользуются их услугами, данный процесс является вынужденным. Возвращаясь к вопросу о доверии к российской банковской системе, следует отметить, что ее заслужили у 65 % граждан. Однако, накоплению денег в виде наличных денежных средств, доверяют в большей степени.
Таким образом, понятие «доверие» применительно к поведению населения включает в себя следующие составляющие: отсутствие принуждения и снятие ограничений при использовании банковских продуктов; свобода в принятии решения о покупке товаров и услуг; честность и открытость в предоставлении информации; соблюдение взятых обязательств и качество обслуживания [3; 90].
Пути решения проблемы установления доверительного контакта между гражданами нашей страны и государственными и коммерческими банками, и прочими современными финансовыми институтами, следующие:
- Обеспечение граждан программами с подробной, прозрачной и грамотной информацией о деятельности и механизмах банковской системы, что значительно повысит их финансовую грамотность и качество взаимодействия с финансовыми учреждениями;
- Обеспечение клиентов свободой в отношении принятия решений о приобретении финансового продукта или услуги;
- Предоставление прозрачной, не ассиметричной информации и условий пользования кредитом;
- Предоставление подробной и развернутой информации о финансовых операциях банка, с вычленением рисков и преимуществ;
- Разъяснение прав и обязанностей клиента сотрудниками финансового учреждения;
- Обеспечение государством правовой защищенности граждан перед различными формами финансового мошенничества;
- Формирование положительного образа банковской системы посредством предоставления качественных услуг и грамотного обслуживания, а также направленность на долгосрочные перспективы сотрудничества;
- Формирование среды для обратной связи с гражданами, что включает проведение социологических опросов и возможность оценки клиентами качества предоставленных услуг и работы определенного сотрудник банка;
Таким образом, инвестиции и сбережения взаимосвязаны. Без сбережений не может быть инвестиции, но инвестициями могут стать не все сбережения. В инвестиции могут превратиться сбережения, вкладывающиеся в развитие общественного производства для того, чтобы извлечь доход в будущем.
Слабая прогнозируемость течения современного экономического кризиса порождает непредсказуемость финансовых (в том числе и сберегательных) предпочтений домашних хозяйств. В условиях кризиса сберегательное поведение населения частично утрачивает инвестиционную направленность, приобретает преимущественно пассивные формы, что усугубляет дефицитность инвестиционных средств в экономике. Эффективное активное сбережение в кризис требует от домохозяйств серьезных экономических знаний, склонности к риску.
Читайте также
- Шкуропат Е.В.
- Атабеков А.К.
- Соколова С.А.
- Язенцева Е.Н.
- Вострецова Т.В.
- Хаузетдинова Д.М.
- Габдуллина Д.М.
- Шайхутдинова Н.А.
Список литературы
- Зарипова, Г. М. Роль нормы процента в устойчивости экономического равновесия /Г. М Зарипова, Р. И. Муллагирова//Вестник ВЭГУ: Научный журнал. №2 (34). Экономика. -Уфа: Восточный университет, 2008. -С. 36-46.
- Зарипова Г.М. Проверка и оценка результатов обучения / Г.М.Зарипова , Р.Р. Сираева // Актуальные проблемы преподавания социально-гуманитарных, естественно-научных и технических дисциплин в условиях модернизации высшей школы: Материалы международной научно-методической конференции. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации; ФГБОУ ВПО Башкирский государственный аграрный университет, Факультет информационных технологий и управления –Уфа, 2014. С. 103-104.
- Зарипова Г.М. Стратегия антикризисного управления / Г.М.Зарипова., Е.Н. Давлетова // Современное государство: проблемы социально-экономического развития: Материалы V международной научно-практической конференции –Саратов,2015.С.44-45.
- Зарипова Г.М. Формирование прибыли коммерческого банка/ Г.М.Зарипова, Л.В. Файрушина //Экономика и социум. 2014. № 3-3 (12). С. 487-488
- Зарипова Г.М. Сущность и методы управления денежными потоками организации / Г.М.Зарипова., И.С.Калинина // Экономика и социум. 2014. № 3-2 (12). С. 25-26.
Цитировать
Мухамадеева, В.Р. Превращение сбережений в инвестиции / В.Р. Мухамадеева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 54. — С. 96-99. — URL: https://novainfo.ru/article/8586 (дата обращения: 08.07.2022).
Поделиться
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Источник https://www.forbes.ru/biznes/349633-recepty-dlya-rossii-pochemu-sberezheniya-ne-transformiruyutsya-v-investicii
Источник https://bookaa.ru/investicii/transformaciya-sberezhenij-v-investicii.html
Источник https://novainfo.ru/article/8586