Роль иностранных инвестиций в экономике страны | Статья в журнале «Молодой ученый»

 

Содержание

Иностранные инвестиции как фактор экономического развития России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 08.00.05, кандидат экономических наук Язовских, Евгения Владимировна

Оглавление диссертации кандидат экономических наук Язовских, Евгения Владимировна

Глава 1. Иностранные инвестиции как фактор экономического развития

1.1. Понятие и классификация иностранных инвестиций

1.2. Теории влияния иностранных инвестиций на экономический рост

1.3. Воздействие прямых иностранных инвестиций на экономическое развитие страны-реципиента

1.4. Зарубежный опыт привлечения иностранных инвестиций

Глава 2. Влияние иностранных инвестиций на экономическое развитие России и Урала

2.1. Инвестиционный климат России

2.2. Тенденции привлечения иностранного капитала в экономику

России и Уральского региона

2.3. Методика оценки вклада иностранного сектора в экономическое развитие страны и региона

2.4. Влияние иностранных инвестиций на важнейшие макроэкономические показатели России и Урала

Глава 3. Политика привлечения зарубежных инвестиций в экономику России: исторический опыт и перспективы

3.1. Привлечение иностранного капитала в дореволюционную Россию

3.2. Формы привлечения иностранного капитала в советский период

3.3. Политика привлечения зарубежных инвестиций в трансформационный период

3.4.Направления совершенствования государственного регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации 169 Заключение 172 Литература 188 Приложения ■

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», 08.00.05 шифр ВАК

Привлечение прямых иностранных инвестиций в экономику региона 2004 год, кандидат экономических наук Куклина, Ольга Александровна

Механизмы привлечения иностранных инвестиций в экономику регионов России 2006 год, кандидат экономических наук Шмакова, Екатерина Александровна

Реструктуризация промышленности старопромышленного региона посредством иностранных инвестиций 2000 год, доктор экономических наук Косинцев, Александр Петрович

Иностранное инвестирование в обеспечении устойчивого функционирования хозяйственной системы: На примере Ставропольского края 2004 год, кандидат экономических наук Дзекунскас, Владислав Станиславович

Особенности и проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику региона: на примере Республики Дагестан 2012 год, кандидат экономических наук Шаллаева, Марина Гусейновна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Иностранные инвестиции как фактор экономического развития России»

Актуальность темы исследования. Международное движение капитала, как известно, является важнейшим фактором экономического роста, а иностранные инвестиции — дополнительным источником капитальных вложений в национальное производство товаров и услуг, нередко сопровождаемых передачей технологий, ноу-хау, новейших методов менеджмента и меняющих структуру, динамику развития экономики страны-реципиента капитала. В условиях глобализации с увеличением мобильности капитала роль инвестиций, как ведущего фактора экономического развития возросла, что обусловливает актуальность исследования влияния иностранного сектора на экономику принимающей страны и научного обоснования инвестиционной политики России.

Проблема привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику существует многие десятилетия и продолжает сохранять свою актуальность до настоящего времени. Несмотря на активизацию деятельности иностранных инвесторов в экономике России в трансформационный период страна проигрывает конкуренцию многим государствам по объемам привлекаемого зарубежного капитала. Так, накопленный за годы реформ объем прямых иностранных инвестиций в российскую экономику составил около 25 млрд. долларов.1 Это в 16 раз меньше объема зарубежных инвестиций в Китае и в 2 раза меньше привлеченного капитала в экономику Польши. К 2003г. суммарный объем поступивших в Россию иностранных инвестиций превысил 70 млрд. долларов, однако, их недостаточно для устойчивого развития и структурной модернизации российской экономики.

Повышается практическая значимость проблемы исследования влияния иностранного сектора на важнейшие макроэкономические показатели страны и

1 World Investment Report 2003. FDI Policies for Development: National and International Perspectives/ N.Y.- Geneva, 2003. P. 260. обоснования эффективной государственной инвестиционной политики, которая позволит в значительной степени увеличить отдачу иностранных инвестиций и их вклад в прирост ВВП страны, улучшить качество управления инвестиционными процессами, создать дополнительные экономические стимулы для предпринимательства.

Перспективным направлением развития международного инвестиционного сотрудничества России является возрастание роли и вместе с тем экономической компетенции регионов. Разработка мероприятий по улучшению инвестиционного климата регионов позволяет местным правительствам привлечь иностранный капитал для решения задач по повышению конкурентоспособности региональных хозяйственных комплексов и увеличению темпов экономического роста.

В истории экономического развития России накоплен богатый опыт привлечения иностранных инвестиций, его анализ и использование на современном этапе может быть полезным наряду с зарубежным опытом при обосновании методов и организации государственной инвестиционной политики. Разработка методических подходов к количественным оценкам вклада зарубежных капиталовложений в экономическое развитие и усиление конкурентных позиций страны на мировых рынках, а также научное обоснование государственной политики привлечения иностранных инвесторов становятся еще более актуальными в условиях глобализации.

Разработанность темы исследования. Общие теоретические вопросы эффектов и последствий иностранных инвестиций для экономики стран-реципиентов и экспортеров капитала, а также инвестиций в качестве факторов экономического роста государств исследовались в трудах ученых: С.Л.Брю, Р. Вернона, Е.Ф.Жукова, С.М.Кадочникова, А.П.Киреева, К.Р.Макконела, Ч.Киндльбергера, Г.П.Овчинникова, М. Портера, Е.П.Пузаковой, А. Пяткина, П. Фишера и др.

Изучению политики и тенденций привлечения иностранного капитала в Россию в дореволюционный и советский периоды посвящены работы В.П.Бутковского, Ф.С.Губайдуллиной, А.Г.Донгарова, А.Г.Дорожкина, Н.П. Ионичева, М.Ф. Иоэльсона, Н.В.Курысь, Ю. Петрова, Л.Е.Шепелева и др. Проблемы и роль иностранных инвестиций в экономике Урала на разных исторических этапах, в частности, в дореволюционный и советский периоды исследовали: А.Э.Бедаль, Ю.А.Буранов, М.П.Вяткин, Д.В.Гаврилов, В.Г.Гранин, А.В.Дмитриев, М.Ю.Лачаева, В.П.Тимошенко и др.

Государственному регулированию иностранных инвестиций в российской экономике и их вкладу в экономическое развитие страны и регионов посвятили свои труды: Е.Ф.Авдокушин, В.Д.Андрианов, М.М. Богуславский, Н.П.Вознесенская, Н.Г.Доронина, Л.М.Капустина, Г.А.Ковалева, В.А.Кокшаров, А.П.Косинцев, Н.Г.Семилютина, В.В.Силкин, А.А.Тарабцев, А.Б. Тарушкин, И.З. Фархутдинов, П. Фишера и др.

Оценивая работы вышеназванных авторов, а также многих других, необходимо отметить, что в них недостаточно освещены методологические основы и инструменты инвестиционной политики. Кроме того, в условиях глобализации и повышения международной мобильности капитала требуют совершенствования и уточнения методики оценки роли прямых иностранных инвестиций как фактора экономического роста стран и регионов, влияния иностранного сектора на экономику принимающей страны, в прирост ВВП и повышение эффективности производства, определения направлений государственной инвестиционной политики в целях активизации деятельности внутренних и зарубежных инвесторов.

Цель диссертационного исследования заключается в разработке теоретико-методологического подхода к анализу иностранных инвестиций как важнейшего фактора экономического развития стран и регионов на основе исследования теорий международного перемещения капитала и российского исторического опыта привлечения зарубежных инвестиций, а также оценке вклада иностранного сектора в экономику России и Урала в трансформационный период.

Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

1. ‘ Разработать теоретико-методологический подход к исследованию иностранных инвестиций как фактора экономического роста.

2. Определить принципы государственной инвестиционной политики.

3. Провести анализ роли иностранного капитала в экономике России и государственной инвестиционной политики в дореволюционный, советский, трансформационный периоды.

4. Выявить тенденции и структуру привлечения иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации и Уральского региона.

5. Предложить методику оценки вклада иностранного сектора в экономическое развитие страны (региона) и на ее основе количественно оценить влияние иностранных инвестиций на экономическое развитие России, Урала, Свердловской области в трансформационный период.

6. Обосновать приоритетные направления совершенствования государственной инвестиционной политики по привлечению иностранного капитала в экономику РФ.

Предметом исследования влияние иностранных инвестиций на экономическое развитие страны и региона, темпы прироста валового внутреннего продукта и методы оценки вклада иностранного сектора в экономику принимающей капитал страны.

Объект исследования — иностранные инвестиции и политика привлечения зарубежного капитала в России, Уральском регионе, Свердловской области в историческом контексте.

Информационной базой исследования стали научные труды зарубежных и российских авторов, официальные нормативно-правовые акты, законы Российской Федерации; Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ; законы Свердловской области, постановления Правительства Свердловской области, регламентирующие деятельность иностранных инвесторов на территории РФ; материалы Центрального государственного архива народного хозяйства (ЦГАНХ) и Государственного архива Свердловской области (ГАСО); Государственной исторической библиотеки и Государственной библиотеки иностранной литературы; Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ); статистический ежегодник Федерального агентства РФ по статистике «Регионы России»; доклады Конференции ООН по торговле и развитию (United Nations Conference on Trade and Development), сайты Интернет и др.

Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования. Работа основывается на классических и современных теориях иностранных инвестиций, международного перемещения капитала, изложенных в трудах ведущих отечественных и зарубежных ученых, системном и историческом подходе, а также на эмпирических исследованиях с использованием сравнительного и логико-структурного, факторного анализа, методов экономической статистики, эконометрического анализа. Расчеты по эконометрической модели проведены с использованием пакета прикладных программ для персональных компьютеров Ехсе1-99 и Word 2000. Достоверность результатов исследования обусловлена использованием статистических методов и информации обеспечивающих высокий уровень репрезентативности данных.

В работе получены следующие научные и практические результаты: 1. Разработан теоретико-методологический подход к исследованию иностранных инвестиций как фактора экономического роста, включающий понятийно-категориальный аппарат, позитивные и негативные эффекты влияния иностранного сектора на экономику принимающей страны, факторы и условия привлечения зарубежного капитала в страну, принципы государственной инвестиционной политики, методику оценки вклада иностранных инвестиций в экономическое развитие страны и региона.

2. Определены принципы государственной инвестиционной политики на основе изучения теорий и эффектов международного перемещения капитала, воздействия иностранных инвестиций на экономический рост стран-импортеров капитала, выявления позитивных и негативных последствий деятельности иностранного сектора.

3. Модифицирована методика оценки вклада иностранного сектора в экономическое развитие страны (региона), предложенная Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), и на ее основе количественно оценена роль иностранных инвестиций в экономике России, Урала, Свердловской области в трансформационный период. Предложена эконометрическая модель зависимости темпов прироста ВВП от динамики внутренних капиталовложений и прямых иностранных инвестиций и с ее использованием оценен вклад иностранного сектора в экономический рост РФ, УрФО и Свердловской области.

4. Выявлены тенденции и структура привлечения иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации и Уральского региона на основе статистического анализа.

5. Проведен анализ роли иностранного капитала в экономике страны в дореволюционный, советский, трансформационный периоды и государственной инвестиционной политики на различных исторических этапах экономического развития России.

6. Обоснованы приоритетные направления совершенствования государственной инвестиционной политики по привлечению иностранного капитала в экономику РФ на основе изучения российского исторического опыта стимулирования иностранных инвесторов и правовых основ регулирования иностранных инвестиций в России в современный период.

Научная новизна диссертационного исследования:

1. Определены основные принципы государственной политики привлечения иностранного капитала на основе изучения теорий иностранных инвестиций, международного перемещения капитала, эффектов прямых зарубежных инвестиций, которые учитывают причинно-следственную связь торговли и мобильности капитала; емкости рынка, инвестиционного климата, совокупности OLI-преимуществ, внутренних капиталовложений и объемов привлечения иностранного капитала; влияние ТНК на отраслевую структуру экономики страны.

2. Модифицирована методика ЮНКТАД оценки вклада иностранных инвестиций в экономическое развитие стран и регионов и проведены расчеты по влиянию иностранного сектора на важнейшие макроэкономические показатели национальной и региональной экономики: производительность труда, вклад иностранного сектора в производство товаров и услуг, доля занятых на предприятиях с иностранным капиталом, норма иностранных инвестиций в ВВП, мультипликатор иностранных инвестиций и др.

3. Разработана эконометрическая модель, описывающая зависимость прироста ВВП от динамики внутренних капиталовложений и прямых иностранных инвестиций и характеризующая мультипликатор инвестиций за определенный период времени, которая апробирована для оценки вклада иностранных инвестиций в экономический рост России, Уральского федерального округа и Свердловской области за 1995 — 2002 гг.

4. Систематизированы направления и инструменты государственной политики привлечения иностранных инвестиций в экономику России на различных исторических этапах ее развития и предложен авторский рейтинг приоритетов в стратегии привлечения зарубежного капитала в экономику страны на перспективный период.

Практическая значимость проведенного исследования определяется возможностью использования выводов и рекомендаций для решения методических, экономических и организационных задач по формированию государственной политики привлечения прямых иностранных инвестиций. Практические результаты могут найти применение в регулирующей и стимулирующей деятельности государственных органов управления по привлечению иностранных инвестиций в страну (регион) и в педагогической деятельности преподавателей высших учебных заведений, выпускающих специалистов по макроэкономике и региональной экономике, а также при чтении курсов по иностранным инвестициям.

Реализация и апробация работы.

Теоретические положения и рекомендации работы нашли применение в учебном процессе Уральского государственного технического университета-УПИ при преподавании экономических дисциплин на иностранном языке. Основные научные результаты диссертационного исследования использованы в отчете Института экономики УрО РАН по госбюджетной научно-исследовательской работе «Методологический подход и методический инструментарий анализа и прогнозирования развития и размещения производства в регионе», что документально подтверждено справками, прилагаемыми к диссертации.

Разработанные в диссертации теоретико-методологические и практические положения были доложены на международных, всероссийских и региональных научных конференциях: «Иностранные предприниматели на Урале» (Екатеринбург, 1997г.), «Отражение деятельности Арманда Хаммера в англо-американской литературе» (Екатеринбург, 1999г.), «Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в Россию» (Екатеринбург, 2001г.), «Инвестиционная политика на Урале в 1990-х гг.» (Екатеринбург, 2001г.), «Иностранные инвестиции в экономику России» (Санкт-Петербург, 2001г.), «Транснациональные корпорации как инструмент глобализации» (Екатеринбург, 2002г.), «Инвестиционный климат Среднего Урала» (Екатеринбург, 2002г.), «Оценка вклада иностранных инвестиций в экономику

Свердловской области» (Екатеринбург, 2002г.), «Иностранные инвестиции в России на рубеже XIX-XX веков» (Екатеринбург, 2002г.), «Инвестиционный климат региона как фактор привлечения иностранного капитала» (Санкт-Петербург, 2002г.), «Конкуренция регионов Урала на рынке иностранных инвестиций» (Екатеринбург, 2002г.), «Экономические стратегии привлечения иностранных инвестиций на Урал в 1990-е годы» (Пенза,2002г.), «Инвестиционный климат на Урале в переходный период» (Екатеринбург, 2003г.), «Пути улучшения инвестиционного климата Свердловской области» (Екатеринбург, 2003г.), «Деятельность предприятий с иностранными инвестициями в Свердловской области в 1996-2002гг.» (Санкт-Петербург, 2003 г.), «Конкурентоспособность предприятий Свердловской области» (Пенза, 2003г.), «Инвестиционная политика на Урале в трансформационный период» (Пенза, 2004г.), «Проблемы привлечения иностранных инвестиций в трансформационный период» (Санкт-Петербург,2004г.), «Правовое регулирование иностранных инвестиций в России» (Екатеринбург, 2004г.), «Основные задачи государственной инвестиционной политики России по повышению эффективности инвестиционной деятельности» (Пенза, 2004г.), «Инвестиционная политика России в трансформационный период» (Пенза, 2004г.), «Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций на Урале в 1995-2002гг.» (Санкт-Петербург,2004г.). Основные положения диссертационной работы опубликованы в 22 печатных работах общим объемом 5,5 п.л. (в том числе авторских 5,0 п.л.).

Роль иностранных инвестиций в экономике страны

Царев, В. Е. Роль иностранных инвестиций в экономике страны / В. Е. Царев, Д. А. Вершина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 526-529. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34760/ (дата обращения: 17.06.2022).

В центре внимания исследовательской работы лежит вопрос, затрагивающий значение иностранного капиталовложение в экономику страны. В этой статье будет определена роль иностранных инвестиций в мировой экономике, а также опишется их понятие и классификация.

Ключевые слова: инвестиции, экономика, прямые инвестиции, портфельные инвестиции, текущие потоки, накопленные инвестиции

Введение

Иностранные инвестиции играют значительную роль в экономическом развитии страны, в том числе и в развитии России. Привлечение зарубежного капитала является объективной потребностью.

Иностранные инвестиции обусловлены международным разделением труда, развитием международных связей, интегрированием национальной экономики в мировом хозяйстве.

Привлечение зарубежного капитала может обеспечить поддержание, а в дальнейшем и увеличение объемов производства, устранить нехватку денежных средств на покупку новых технологий и оборудования, понизить безработицу в стране, поспособствовать повышению качества продукции, ее конкурентоспособности, а также решить другие острые экономические проблемы России.

Данные проблемы чрезвычайно актуальны и влекут за собой поиск методов стимулирования привлечения иностранного капитала в реальную экономику.

Роль иностранных инвестиций, их понятие иклассификация

Любая национальная экономика в той или иной степени связана с внешним миром. Формы этих взаимосвязей весьма разнообразны и могут иметь различную степень интенсивности: от обычного товарообмена при ограниченной номенклатуре до разностороннего обмена не только товарами, но и капиталами, и активной совместной экономической деятельности. В зависимости от этой степени разнообразия и интенсивности каждая из экономик может быть отнесена к открытым, ограничено открытым и закрытым от внешнего мира. Практика при этом показала, что уровень открытости экономики страны напрямую зависит от уровня свободы предпринимательской деятельности внутри этой страны.

Международное движение долгосрочных капиталов совершенствуется в различных формах с участием экономических субъектов многих зарубежных стран. Интенсивность потоков капитала между странами и регионами мира влечет рост объёмов зарубежных инвестиций в экономику практически всех стран.

Иностранные инвестиции — это все виды имущественных и неимущественных ценностей, которые вкладываются зарубежными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности для получения прибыли [1, 30 с.].

Отдельные определения объединяют инвестиции только с задачами увеличения капитала или достижения текущего дохода (прибыли). Хотя эта цель является определяющей в условиях рыночной экономики, но вложения могут преследовать и иные, как финансовые, так и неэкономические цели.

Можно ли отожествлять понятия «инвестиции» и «капитальные вложения»? Инвестиции в данном случае понимаются как вложения капитала в возобновление основных фондов — как производительного, так и непроизводительного типа. Одновременно инвестиции могут складываться в рост оборотных активов, в различные экономические инструменты, и в особенные виды нематериальных активов. Из этого следует, что капитальные вложения являются более узким понятием и могут восприниматься лишь как одна из форм инвестиций, но не как нечто похожее.

В разных понятиях инвестиций отмечено, что они являются вложением денежных средств. С таким объяснением этой категории также нельзя согласиться. Вложение капитала может осуществляться не только в денежной, но и в других формах — движимого и недвижимого имущества (капитальных товаров), различных экономических инструментов (прежде всего, ценных бумаг), нематериальных активов и т. п. [2, 180 с.]

Зарубежными вкладчиками могут выступать физические, юридические лица, а также партнерства. Более того, вкладывать средства могут страны и международные организации на основании заключенных межгосударственных соглашений.

Основные формы зарубежных вкладов:

‒ Организация нового бизнеса и инвестирование в его уставной капитал;

‒ Приобретение ценных бумаг;

‒ Покупка других имущественных и неимущественных прав, включая права на объекты интеллектуальной собственности [3, 84 с.].

Предлагаемые в нормативно-правовых актах разных стран определения и списки зарубежных вложений зачастую являются не полными, а приблизительными, поскольку понятие инвестиций включает в себя все формы имущественных ценностей, которые зарубежный инвестор может вкладывать в экономику принимающей страны.

В список объектов иностранных инвестиций входят:

‒ Движимое и недвижимое имущество (дома, оборудование и др. материальные ценности) и с соответствующие им права и денежные средства;

‒ Ценные бумаги (акции, облигации, векселя, чеки, сертификаты и др.);

‒ Права на интеллектуальную собственность;

‒ Права на осуществление предпринимательской деятельности, основанные на законе.

Поводы, мотивирующие вкладчиков инвестировать свободные денежные средства довольно многообразны. Еще более разнообразны экономические условия и предпосылки, в которых они начинают свою деятельность. Все это многообразие определяет различные виды и формы существования инвестиций [4, 132 с.].

По отношению к определенным государствам стоит разграничивать иностранные вложения, которые представляют собой инвестиции национальных экономических субъектов за рубежом, и иностранные инвестиции, т. е. вложения иностранных инвесторов в экономику данной страны.

Рассматривают текущие капиталовложения, осуществляемые в течение года, и накопленные инвестиции — общий объем зарубежных (иностранных) инвестиций, накопленных к данному моменту времени. Новые потоки ежегодно складываются с накопленными объемами инвестиций.

Разграничивают также государственные и индивидуальные зарубежные инвестиции. Государственные инвестиции — это займы и кредиты, которые одна страна или союз стран (к примеру, ОЭСР) предоставляют другим государствам. К ним относятся также государственное членство в капитале смешанных предприятий, а также инвестиции государственных предприятий.

Под индивидуальными понимаются вклады, которые создают индивидуальные экономические деятели (индивидуальные предприятия, банки, отдельные граждане и т. д.) одного государства в экономику другого. Нынешние инвестиционные отношения настолько непросты и многообразны, что зачастую потоки государственных и индивидуальных инвестиций плотно взаимодействуют друг с другом [3, 147 с.].

В зависимости от степени контроля над иностранными предприятиями вложения делятся на прямые и портфельные.

Прямые инвестиции — это вклады, которые дают инвестору результативный контроль над иностранной коммерческой организацией. Международный валютный фонд (МВФ) дает следующее определение: «Прямые инвестиции — инвестиции, осуществляемые для участия в прибылях предприятия, действующего на иностранной территории, причем целью инвестора является право непосредственного участия в управлении предприятием».

Главными способами осуществления прямых инвестиций являются:

‒ Образование собственного филиала, представительства или предприятия за рубежом, находящего в полной собственности вкладчика;

‒ Покупка или поглощение иностранных предприятий;

‒ Субсидирование бизнеса иностранных филиалов, включительно с сумм внутрикорпорационных займов и кредитов, предоставляемых дочерней компании;

‒ Покупка исключительного права пользования природными ресурсами, землей и др. имущественных прав;

‒ Вложение в разработку инноваций и высокотехнологичных производств;

‒ Покупка акций иностранных компаний с правом контроля за деятельностью предприятия (мажоритарное участие);

‒ Реинвестирование прибыли [4, 53 с.].

В различных странах процентная доля акций, дающее право контроля за деятельностью компании определяется по-разному.

В документах МВФ к прямым вкладам относятся участия в капитале, составляющие не менее 25 % уставного капитала, в Канаде, Австралии и Новой Зеландии— не менее 50 %, в странах Европейского союза — 20–25 %, в США — 10 %.

По российскому закону «Об иностранных инвестициях» (от 09.07.1999 N 160-ФЗ) к прямым инвестициям относятся:

‒ Покупка зарубежным вкладчиком не менее 10 %доли в уставном капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ;

‒ Инвестиция денежных средств в основные фонды иностранной компании;

‒ Осуществление лизинга стоимостью не менее 1 млн. руб. иностранным вкладчиком на территории России;

‒ Реинвестирование прибылей, полученных в России.

Реинвестиции — капиталовложения в объекты коммерческой деятельности, оплачиваемые за счет доходов или прибыли иностранного вкладчика, которые получены на территории принимающей страны.

Главная роль прямых инвестиций для принимающих стран заключается в том, что вместе с ними в эту страну поступают не только финансы (в материальной и нематериальной форме), но и инновации, передовые методы организации производства, труда и управления.

Портфельные инвестиции представляют собой вложения зарубежных вкладчиков в приобретение акций или паев в уставном капитале компаний, не дающие права контролировать управление и влиять на предпринимательскую деятельность организации; а также в другие ценные бумаги принимающих государств — облигации, государственные долговые обязательства и т. д.

Участия в уставном капитале, не дающие права контроля, иногда называют миноритарными. Их доля должна быть ниже предела, установленного для прямых инвестиций, в России такой предел составляет 10 % [1, 22 с.].

Под прочими иностранными инвестициями понимаются банковские вклады (собственные счета иностранных юридических лиц в российских банках и российских лиц в иностранных банках), товарные кредиты (оплата за вывоз или ввоз и предоставление кредитов для вывоза и ввоза) и прочие кредиты (кредиты международных экономических компаний и займы правительств зарубежных стран и прочие займы, кроме торговых, получаемых не от прямых инвесторов). Их удаление из анализа вызвано прежде всего разнородностью группы, а также сложностью получения достоверной статистической информации.

Иностранные инвестиции в общем случае являются разновидностью инвестиций, и поэтому они выполняют те же функции, что и инвестиции. Функции, которые выполняют инвестиции, рассмотрены ранее [2, 256 с.].

Заключение

Подводя итог вышесказанного, можно сделать вывод, что иностранные инвестиции это все виды имущественных и неимущественных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты коммерческой и других видов деятельности в целях получения прибыли. В зависимости от степени контроля над зарубежными компаниями инвестиции делятся на прямые и портфельные. Различаются также государственные и индивидуальные зарубежные (иностранные) инвестиции. Выделяют текущие потоки инвестиций, т. е. капиталовложения, осуществляемые в течение одного года, и накопленные инвестиции — общий объем зарубежных (иностранных) инвестиций, накопленных к данному моменту времени.

  1. Хачатурян, А. А. Иностранные инвестиции: учебно-методическое пособие / А. А. Хачатурян. — М.: ГУ ВШЭ, 2013. — 56с.
  2. Сергеев, И. В. Инвестиции: учебник и практикум / И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова, В. В. Шеховцов. — М.: ЮРАЙТ, 2013.- 320с.
  3. Николаева, И. Н. Инвестиции: учебник / И. Н. Николаева. — М.: ИНФРА-М, 2013.-251 с.
  4. Зубченко, Л. А. Иностранные инвестиции: учебник / Л. А. Зубченко. — М.: Книгодел, 2006.-160 с.

Основные термины (генерируются автоматически): инвестиция, вложение, прямая, внешний мир, зарубежный капитал, иностранный вкладчик, интеллектуальная собственность, национальная экономика, недвижимое имущество, предпринимательская деятельность.

Иностранные инвестиции как фактор экономического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гулямова Нигора Хабибуллаевна, Тарахтиева Гульмира Кулбаевна

В статье рассмотрены иностранные инвестиции как фактор развития. Привлечение иностранных инвестиций позволяет активизировать экономическую деятельность в стране. Перечислены практические предложения по улучшению инвестиционной деятельности.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гулямова Нигора Хабибуллаевна, Тарахтиева Гульмира Кулбаевна

Проектное финансирование как один из способов привлечения иностранного капитала в Республику Узбекистан

Привлечение иностранных инвестиций в экономику Дальнего Востока России: состояние, проблемы, перспективы

Текст научной работы на тему «Иностранные инвестиции как фактор экономического развития»

дошкольного и высшего образования; реализация проектов в сфере повышения энергоэффективности и электроэнергетики.

Научно-исследовательские учреждения Узбекистана запланировали совместно с Всемирным банком разработать стратегический документ «Концепция структурной трансформации экономики Узбекистана до 2030 года». Данный документ направлен определить приоритетные отрасли, а также соответствующие мероприятия для развития экономики страны.

Узбекистан привлек 40 миллионов долларов от Международной ассоциации развития, в рамках проекта под названием «Вторая фаза поддержки сельскохозяйственных предприятий». В рамках проекта запланировано внедрить инновационные технологии для овощеводства, виноградарства и садоводства.

С момента вступления в АБР, Узбекистан получил 1,1 млрд долл. США в виде 26 займов и 35,5 млн долл. в рамках технического содействия. Кроме того, АБР одобрил около 40 совместных проектов на общую сумму более 8,6 миллиарда долл. США с долей финансирования АБР более 3,8 миллиарда долларов. АБР также предоставил 79 грантов на общую сумму 59,34 млн долл. на реализацию проектов технического содействия в сферах сельского хозяйства, продвижения частного предпринимательства, регионального сотрудничества в транспорте и таможенном транзите и улучшении социальных услуг с акцентом на охрану детства и базового образования [3].

Полноправным членом ИБР Узбекистан стал в сентябре 2003 г. В рамках программы сотрудничества с Республикой Узбекистан ИБР было одобрено 284,9 млн долл. США для реализации 13 проектов в таких сферах, как здравоохранение, энергетика, образование, линии финансирования для коммерческих банков, институциональное развитие государственных структур и др.

Стабильный рост числа реализованных сделок с использованием проектного финансирования во всем мире свидетельствует о том, что основные преимущества использования проектного финансирования становятся все более очевидными.

1. Суэтин А.А. Проектное финансирование, Современные технологии управления. № 24, 2012. С. 83-95.

2. Глатавских А.А. Преимущества и недостатки использования финансового финансирования для реализации инвестиционных проектов. Вестник РУДН. Серия Экономика, 2008. № 1.

3. Asian Development Bank and Uzbekistan: Fact Sheet [Электронный ресурс], 2016. Режим доступа: https://www.adb.org/publications/uzbekistan-fact-sheet/ (дата обращения: 14.05.2018).

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ Гулямова Н.Х.1, Тарахтиева Г.К.2

‘Гулямова Нигора Хабибуллаевна — старший преподаватель; 2Тарахтиева Гульмира Кулбаевна — старший преподаватель,

кафедра экономика промышленности, Ташкентский государственный технический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассмотрены иностранные инвестиции как фактор развития. Привлечение иностранных инвестиций позволяет активизировать экономическую деятельность в стране. Перечислены практические предложения по улучшению инвестиционной деятельности. Ключевые слова: иностранные инвестиции, инвестиционный климат, государственная политика, инвестиционная привлекательность.

Модернизация, а также инновационное развитие экономики Узбекистана требуют постоянного увеличения инвестиционного потенциала страны, который представляет собой взаимодействующую совокупность текущих и перспективных инвестиционных ресурсов, реальных и возможных в будущем результатов их использования в пространстве соответствующего инвестиционного поля. Государственная инвестиционная политика должна создать благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций в экономику республики, а также активного участия иностранных инвесторов в приватизации и денационализации, создать конкурентоспособное производство на внутреннем и международных рынках продукции.

В законодательных актах Республики Узбекистан иностранными инвестициями «признаются все виды материальных и нематериальных благ и прав на них, в том числе права на интеллектуальную собственность, . вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности, не запрещенных законодательством». Иностранные инвестиции являются одним из важных факторов экономического развития страны. Они являются носителем качества экономического роста не только отдельной страны, но и мировой экономики. Кроме того, иностранные инвестиции выступают действенным фактором структурной трансформации экономики.

Во-первых, иностранные инвестиции — источник дополнительного производительного капитала.

Во-вторых, иностранные инвестиции — важный фактор и эффективный способ трансформации национальной экономики в сторону ее открытости мировому рынку, так как зарубежные инвестиции являются одной из форм международного экономического сотрудничества

В-третьих, иностранные инвестиции обеспечивают трансферт средств для развития и модернизации экономики страны, получают целый ряд преимуществ, которые выражаются в доступе к инновационным технологиям, передовым методам управления предприятиям и организации производства.

В-четвертых, иностранные инвестиции можно рассматривать как действенный фактор институциональной трансформации. Иностранные инвестиции способствуют становлению инновационной институциональной структуры рыночной экономики, укрепляют хозяйственные связи между производственными субъектами.

В-пятых, иностранные инвестиции активизируют конкуренцию, а значит способствуют развитию среднего и малого бизнеса. При правильной организации, стимулировании иностранные инвестиции должны: ускорить развитие основных отраслей промышленности и регионов страны; способствовать общей социально-экономической стабильности, а также снижают уровень экономической преступности.

Именно поэтому Узбекистан нуждается в продуманной стратегии привлечения иностранных инвестиций, которая включала бы среди прочих мер и меры по созданию благоприятного инвестиционного климата [3]. Важнейшим инструментом структурных преобразований экономики республики выступает государственная политика по привлечению иностранных инвестиций. Цель данной государственной политики — улучшение производственной структуры экономики, создание новых высокотехнологичных производств, модернизация основных фондов и техническое перевооружение предприятий, подготовка грамотных специалистов, внедрение инновационных методов менеджмента, маркетинга и ноу-хау и т.д.

Руководством республики, сформулирована стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на дальнейшие 2017-2021 годы. Она предусматривает дальнейшее развитие страны и либерализацию экономики, направленную на повышение конкурентоспособности; модернизации технического и технологического обновления производственных мощностей; проведение действующей инвестиционной политики.

Данная правительственная стратегия потребовала провести и систематизировать анализ, изучить текущую ситуацию и выработать действенные практические предложения по улучшению инвестиционной деятельности. В первую очередь государство должно решить вопросы, направленные на:

— дальнейшее улучшение обеспечения эффективной административно-правовой и судебной защиты прав и законных интересов инвесторов;

— усиление защиты инвестиций, в том числе частной собственности;

— стимулирование развития конкуренции на инвестиционном рынке;

— совершенствование правоприменительной практики и кодификации законодательства в инвестиционной сфере, что в итоге положительно скажется на инвестиционном климате и общем развитии экономики страны.

Мысль о том, что инвестиции являются двигателем экономики, обеспечивающим ее движение вперед — это аксиома любой экономической теории. Каждое государство должно прилагать усилия для привлечения в первую очередь в сферу материального производства как отечественных, так и иностранных инвесторов. С этой целью разрабатывается и реализуется определенная инвестиционная политика, формируется соответствующий инвестиционный климат.

1. Мусурмонкулов М.У. Привлечение иностранных инвестиций — мощный стимул развития

экономики Узбекистана // Экономическая наука и практика: материалы III Междунар. науч. конф.

Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. С. 28-31.

2. Загребельская М.В. Некоторые аспекты инновационной деятельности на промышленных предприятиях, международный научно-практический журнал «Интеграция наук». № 4 (8), 2017.

3. Указ Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию инвестиционного климата и деловой среды в Республике Узбекистан», 2014.

ИННОВАЦИИ КАК ОСНОВНОЙ ПРИОРИТЕТ РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Тарахтиева Г.К.1, Гулямова Н.Х.2

‘Тарахтиева Гульмира Кулбаевна — старший преподаватель;

2Гулямова Нигора Хабибуллаевна — старший преподаватель,

кафедра экономики промышленности, Ташкентский государственный технический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассмотрены инновации как основа развития нефтегазовой отрасли Республики Узбекистан. Рассмотрены приоритетные направления развития отрасли. Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, нефтегазовый сектор.

Промышленность Узбекистана прошла долгий исторический путь и в корне изменилась в годы независимости, так как начала развиваться в соответствии с рыночной экономикой. В последние 10 лет, промышленность развивалась довольно быстро, в итоге Узбекистан занял свое место среди стран с развитой промышленностью. В годы независимости появились абсолютно новые отрасли, такие как автомобилестроение, моторостроение и создающие запчасти к этим отраслям, фармацевтика, нефти и газоперерабатывающее отрасли промышленности [1].

Проводимые структурные реформы и преобразования, широкое привлечение иностранных инвестиций позволило за годы независимости создать новые производственные мощности по геолого-геофизическим исследованиям, строительству глубоких нефтяных и газовых скважин, добыче, переработке и конечной транспортировке углеводородного сырья, производству обширного круга продукции [2].

На сегодняшний день в стране проводится целенаправленная работа по сохранению и дальнейшему развитию научного, научно-технического и инновационного потенциалов, а также предпринимаются меры по развитию инновационной деятельности предприятий и организаций, направленные на генерирование и коммерциализацию инноваций.

Вследствие проведения структурных реформ и преобразований за годы независимого развития страны позволило создать производственную основу для развития нефтяного сектора, а также определить стратегические направления и приоритеты развития, которые направлены на увеличение инновационной деятельности:

— так как потребность экономики республики в топливно-энергетических ресурсах неуклонно растет, поэтому для эффективной деятельности нефтегазовой отрасли необходимо дальнейшее расширение ресурсной базы посредством прироста запасов углеводородов. На период до 2019 года намечено осуществление инвестиционных проектов, направленных на проведение геологоразведочных работ на Кунградском участке, на Байсунском и Сурханском инвестиционных блоках, на Хорезмском и Мешекли-Тузкойском инвестиционных нефтегазоносных блоках.

— внедрение в систему добычи углеводородного сырья экономически рентабельных и энергоэффективных технологий. Реализация данного направления осуществляется путем двух направлений:

1. разработка собственных инновационных технологий и их внедрение в производство.

2. создание совместных предприятий с иностранными компаниями, способных внедрить свой передовой опыт и инновационные технологии в открывающиеся предприятия, что может привести к активизации современных процессов нефтегазовой добычи.

— следующим направлением развития является ввод в действие открытых нефтегазовых месторождений, извлечение нетрадиционных и трудноизвлекаемых запасов, где необходима активизация работ по изучению особенностей национальных месторождений, выбору оптимальных технологических средств вскрытия продуктивных горизонтов и интенсификации притоков углеводородов. Для реализации этого направления необходимо привлечение иностранных инвестиций с использованием инновационных технологий по обеспечению увеличения добычи нефти.

Источник https://www.dissercat.com/content/inostrannye-investitsii-kak-faktor-ekonomicheskogo-razvitiya-rossii

Источник https://moluch.ru/archive/125/34760/

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/inostrannye-investitsii-kak-faktor-ekonomicheskogo-razvitiya

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *