Почему надо инвестировать в образование – финансовая грамотность для детей

 

Школа для инвестора. Как привлечь частные средства в сферу образования

Образование – это «черная дыра», которая, впрочем, может стать инвестиционно привлекательной сферой. Для этого нужно устранить барьеры, которые мешают инвесторам контролировать доходность своих вложений

Вот уже четверть века мы сокрушаемся по поводу недофинансирования российского образования, которое сейчас, по оценкам экспертов, получает лишь 30% от необходимого.

Школы, где дети учатся в три смены и сидят за ветхими партами — это неприемлемо для страны, которая претендует на статус инновационной державы. Впрочем, бюджетных денег на образование не хватает ни в одной стране мира, поэтому без привлечения средств частных инвесторов злободневные задачи развития страны не решить.

Частные инвестиции в сферу образования, согласно отчету Росстата, снижаются на протяжении последних трех лет. В 2014 году в нее было вложено 242 млрд рублей, а в 2016 году — только 210 млрд рублей, которые составляют всего лишь 1,4% от общего объема частных инвестиций.

Очевидно, что для коммерческого сектора эта отрасль занимает одно из последних мест по привлекательности. Это вполне объяснимо — норм и правил инвестирования в эту сферу не существует, гарантий возврата средств нет, контроль за расходованием денег довольно слабый. При этом в России сейчас есть все возможности для создания эффективной системы привлечения частных средств для нужд образовательных учреждений. С помощью этих денег мы можем решить самые насущные проблемы нашей образовательной системы.

Инвестиции в развитие

В 2016 году официально вступили в силу «Цели устойчивого развития» (ЦУР), которые были приняты на Генеральной ассамблее ООН как план действий для всего человечества на ближайшие 15 лет. Создатели этой программы определили 17 целей, к достижению которых необходимо стремиться. На четвертое место эксперты ООН поставили вопрос получения «всеохватного и справедливого качественного образования».

Победить безграмотность и обеспечить всем людям доступ к качественному образованию невозможно только усилиями отдельных государств — необходимо глобальное объединение ресурсов наций и крупнейших компаний. И в ООН придумали способ, как это сделать, разработав механизм стимулирования инвестиций в ЦУР.

Сегодня любая крупная компания, которая хочет стать глобальной и выйти на международные рынки, должна учитывать в своей работе ЦУР и делать свой вклад в их достижение. Теперь инвестиции в цели устойчивого развития — это своего рода входной билет в клуб глобальных игроков. Такова политика всех государств, одобривших программу ООН.

В России все больше крупных компаний («Роснефть», «Газпром», «Лукойл», «Росатом» и т.д.) запускают инвестиционные проекты, которые направлены на достижение ЦУР. Это вопрос не только репутации, но и эффективности бизнеса. При получении крупных контрактов, оценке надежности партнера, проведении IPO теперь учитывается, следует ли компания ЦУР.

Однако пока сохраняются некоторые сложности в сфере инвестиций в образование.

Полоса препятствий

Основные проблемы, как это часто бывает, сосредоточены в законодательной сфере. Дело в том, что отдельные положения закона «Об образовании» не согласуются с другими нормативными актами — например, с законом о государственно-частном партнерстве (ГЧП). Закон о ГЧП просто невозможно применить в системе образования.

В результате возникает парадоксальная ситуация: в крупных городах существует проблема нехватки школ. В Самарской области есть школы, в которых одновременно учатся 14 первых классов в три смены. В одном из районов Улан-Уде, где живет 200 000 человек, нет ни одного образовательного учреждения. Власти пытаются, конечно, решить эти вопросы. Но построить одну школу стоит в среднем 1 млрд рублей. А их нужны сотни.

Здесь бы и мог помочь крупный бизнес — компании международного уровня могут выделить в качестве инвестиций деньги на строительство школ при условии их постепенного возврата на протяжении 10-15 лет. Это можно делать за счет внесения средств в уставной капитал школы. Но, увы, как мы уже было сказано, это не предусмотрено законом о государственно-частном партнерстве.

Устранения только этого барьера, впрочем, недостаточно для увеличения инвестиционной привлекательности сферы образования. Каждый бизнесмен хочет быть уверенным в возврате своих вложений. При существующем порядке финансирования учебных учреждений гарантировать это довольно сложно.

Дело в том, что сейчас в образовании действует институт подушевого финансирования. Сам по себе этот механизм разумный и эффективный: чем выше качество образовательных услуг, тем больше детей в школе, и тем больше ее финансирование. Однако в таком виде система работает только в Москве. В регионах же она действует только на бумаге.

А все потому, что на уровне муниципалитетов происходит «самостийное» перераспределение средств, утвержденных финансовым нормативом. В результате механизм в изначальном виде просто не работает. А значит, бизнесмены, которые хотели бы вложить средства в финансирование образовательных учреждений, не смогут оценить эффективность своих инвестиций.

Простые решения

Выход здесь простой: оставить лишь ограниченное число возможностей для увеличения финансирования на одного человека. Например, если ребенок имеет ограничения по здоровью или особенности психофизического развития, конечно, может применяться поправочный коэффициент. В других случаях за каждым учеником должен быть закреплен определенный бюджет.

Эти коэффициенты должны определяться на региональном уровне. И муниципалитеты должны быть лишены возможности нарушать принципы «подушевого» финансирования. Тогда чиновники и педагоги будут заинтересованы в повышении качества образования.

Кроме этого, необходимо внедрить эффективные механизмы распределения денег и контроля за выделяемыми средствами. Здесь опять же не обойтись без тонкой настройки законодательства.

Ключевая проблема в этой сфере возникает от несогласованности двух законов — «Об образовании» и «О местном самоуправлении». Сейчас в России работает более 40 000 школ, учредителями большинства из них являются муниципалитеты. Создается ситуация двоевластия: устанавливает стандарты и определяет учебные программы Минобрнауки, региональное министерство образования выделяет деньги, а муниципалитеты, как учредители школ, перераспределяют их по своему усмотрению.

Получается, что региональное министерство образования, отдавая деньги, не контролирует, как они расходуются, поэтому чиновники на местах могут принимать подчас странные решения.

Например, в одной из дагестанских школ муниципалитет выделил средства на образовательное оборудование — как оказалось, к таковому были причислены алюминиевые ступеньки для лестницы в бассейне. Думаю, что это самый безобидный пример вольного расходования средств. Для решения этой проблемы необходимо снова наделить региональные департаменты образования правом распределения и контроля средств, сделав их учредителями школ.

Все эти меры направлены на то, чтобы изменить сам подход к привлечению и расходованию средств в системе образования. Они позволят перейти от традиционной модели расходования денег к инвестиционной. По нашим подсчетам, таким образом можно привлечь дополнительно от крупного и среднего бизнеса до 200 млрд рублей инвестиций в строительство, оснащение, переоснащение школ, центров дополнительного школьного среднего и профессионального образования, центров подготовки и переподготовки кадров для этих структур.

Лучшая инвестиция — образование

Одна из основных частей современной экономики — это инвестиции. То есть размещение капитала для получения прибыли. Помните, в одной из предыдущих публикаций мы обсуждали, как научить ребёнка копить деньги? Дело, конечно, полезное, но ведь можно не просто копить, а вкладывать средства на перспективу. Например, в обучение. Тема, которая никогда не потеряет актуальности. Но сначала о том, что такое инвестирование.

Доходное облачение

Слово «инвестиция» произошло от латинского investire — «облачать». Но кого и зачем? Оказывается, речь шла об облачении человека властью или должностью, что давало ему определённые полномочия и позволяло получать новые территории и доходы с них.

В сегодняшнем понимании это означает: вложил деньги — и в будущем получил прибыль. Зачастую люди вкладывают в недвижимость, валюту, ценные бумаги.

Тюльпаны и биткойн

Инвестиции бывают совсем уж неожиданными. Скажем, в предметы коллекционирования: монеты и банкноты, вина, автомобили, картины, часы. Да что там! Некоторые вкладывают средства в цветы! В 1637 году мир обуяла тюльпановая лихорадка, когда одно растение увеличилось в цене в тысячу раз!

Нечто подобное мы наблюдаем и сегодня, когда люди страстно скупают криптовалюту. Самая дорогая из них — биткойн, цена которого только за один 2020 год выросла с 8 тысяч до 36 тыс. долл.

«Мерило» и бездомный инвестор

В царской России принято было инвестировать в том числе в доходные дома. Многоквартирные здания сдавались в аренду представителям разных слоёв общества: состоятельных селили на нижних этажах, менее обеспеченных и рабочий люд — повыше. Активно вкладывают деньги в строительство в нашей стране и сегодня.

А инвестиции в золото и другие ценные металлы всегда были и остаются одними из самых популярных финансовых операций. Особенно резко взлетает «мерило ценностей» в сложные периоды для человечества: во время войн, кризисов или стихийных бедствий.

Причём занимаются инвестициями не только те, у кого завелись лишние деньги, которые надо бы грамотно пристроить. В Швеции жил один бездомный, Курт Дегерман, 30 лет собиравший пустые банки и бутылки. Половину от выручки он исправно вкладывал в акции лучших компаний страны. Когда Курт «Жестяная Банка» умер, то состояние собирателя было оценено в 1,4 млн долл.

Дар дальновидности

Ну а если говорить о самых удачных инвестиционных проектах в истории, то в их числе, безусловно, основатель маркетплейса Amazon Джефф Безос, до недавнего времени несколько лет возглавлявший список самых богатых людей планеты по версии Forbes. Когда-то он был успешным программистом и свято верил в перспективы интернета и связанных с сетью проектов. А потому после основания своего интернет-магазина в 1995-м, уже через три года инвестировал в Google. Вложив в компанию-поисковик по некоторым данным 250 тыс. долл., сегодня он имеет портфель, стоимостью 4 млрд долл.

«Пришелец» и близнецы

А легендарный инвестор Питер Тиль, которого в СМИ даже называют пришельцем, тоже многократно умножил состояние, вложившись в стартап. Первый миллион он заработал, создав и затем успешно продав платёжную систему PayPal. Казалось бы, этого уже достаточно, чтобы обессмертить себя на века в летописи бизнеса и неплохо обеспечить.

Но нет. Питер Тиль сделал ещё немало потрясающих инвестиций. Он финансировал YouTube, Linkedin, Tesla. А ещё поддержал социальную сеть Facebook никому неизвестного в 2004 году Марка Цукерберга. Вложив 500 тыс. долл., Тиль получил в распоряжение 10% акций многообещающей компании и вошёл в совет директоров. Сейчас совокупная прибыль от инвестированного когда-то полумиллиона составляет 1 млрд долл.

Информируем, что с 21.03.2022 года Meta признана на территории РФ экстремистской организацией

И, конечно же, как не сказать о братьях-близнецах Кэмероне и Тайлере Уинклвоссах? Это они вложили 11 млн долл. в зарождающуюся криптовалюту Bitcoin. На начальном этапе один биткойн стоил всего 120 долл. Братья приобрели 100 тыс. монет, став обладателями 1% от общего количества этих виртуальных денег. Всем известно, какое сумасшествие потом началось с крипто, поэтому нет ничего удивительного, что ещё в 2017 году близнецы стали миллиардерами.

Знания приносят деньги

Но вернёмся к началу нашего повествования: инвестирование в обучение и самосовершенствование.

Многие спорят: вклад в образование детей — это инвестиции (деньги, вложенные в приносящее деньги) или расходы (просто потраченные средства)? У обеих сторон спорящих свои весомые аргументы. Но если подумать, то получается так. Если, допустим, родители оплачивают какие-то курсы в школьный период или обучение в университете своему сыну/дочери, а ребёнок не хочет там учиться — это расходы. Поскольку полученные знания не будут применены в будущем и не принесут дохода. А когда знания пригодятся и будут приносить деньги (высокую зарплату, прибыль в бизнесе) — это инвестиции.

Две книги в день

Да, в образование надо инвестировать постоянно. Те, кто останавливается на достигнутом (вот, наконец-то получил диплом вуза!), неизбежно отстают. А самые крутые учатся постоянно и всю жизнь. Яркий пример: самый богатый человек на Земле — Илон Маск. Это имя сегодня не сходит со страниц СМИ и телеэкранов.

Основатель, совладелец и генеральный директор знаменитых американских компаний SpaceX, Tesla и PayPal, запускающий в космос корабли. Его состояние оценивается в 188,5 млрд долл.! Он с раннего детства читал по две книги в день: научную фантастику, труды по программированию, физике, инженерии, бизнесу, продуктовому дизайну. всего не перечислишь. Иными словами, Маск читал и читает до сих пор в 60 раз больше, чем среднестатистический житель нашей планеты. Но главное — он постоянно применяет полученные знания.

Кошелёк для пользы ума

А предприниматель и автор трёх книг о повышении продуктивности Дариус Форукс признаётся, что, когда у него уже было два высших образования, решил остановиться и больше не учиться. Он перестал читать, посещать конференции и искать знания, помогающие ему развиваться. Но заметил, что дела в бизнесе тоже пошли плохо. То есть когда он учился, его заработки росли, он больше успевал и успехи были заметны. А как только отказался от образования — получил обратный результат.

Выходит, образование может приносить больше дивидендов (прибыли), чем любая другая инвестиция. Когда-то универсальный гений Бенджамин Франклин (да, тот, чьё изображение есть на стодолларовой купюре) сказал: «Если человек облегчает свой кошелёк в пользу ума, то никто не сможет его обокрасть».

Домашнее задание: дорога в будущее

А сколько и что именно читает ваш ребёнок? И читает ли вообще? Если нет, то надо этот пробел восполнить. Можно начать с биографии Илона Маска (его знает каждый подросток, и вряд ли кто-то из них назовёт его неудачником).

Ну и, наверное, пора задуматься об инвестициях в образование вашего ребёнка. Для этого неплохо бы обзавестись банковским депозитом или индивидуальным инвестиционным счётом, владелец которого ежегодно может получать налоговые льготы от государства. В этом поможет «Открытие Брокер». Компания работает на рынке уже более 25 лет, что является красноречивым показателем её надёжности.

Еженедельная рассылка с лучшими материалами «Открытого журнала»

Без минимальной суммы, платы за обслуживание и скрытых комиссий

Для оформления продукта необходим брокерский счёт

проект «Открытие Инвестиции»

Открыть брокерский счёт

Тренировка на учебном счёте

Об «Открытие Инвестиции»

Москва, ул. Летниковская,
д. 2, стр. 4

8 800 500 99 66

Согласие на обработку персональных данных

Размещённые в настоящем разделе сайта публикации носят исключительно ознакомительный характер, представленная в них информация не является гарантией и/или обещанием эффективности деятельности (доходности вложений) в будущем. Информация в статьях выражает лишь мнение автора (коллектива авторов) по тому или иному вопросу и не может рассматриваться как прямое руководство к действию или как официальная позиция/рекомендация АО «Открытие Брокер». АО «Открытие Брокер» не несёт ответственности за использование информации, содержащейся в публикациях, а также за возможные убытки от любых сделок с активами, совершённых на основании данных, содержащихся в публикациях. 18+

АО «Открытие Брокер» (бренд «Открытие Инвестиции»), лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности № 045-06097-100000, выдана ФКЦБ России 28.06.2002 г. (без ограничения срока действия).

ООО УК «ОТКРЫТИЕ». Лицензия № 21-000-1-00048 от 11 апреля 2001 г. на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг №045-07524-001000 от 23 марта 2004 г. на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия.

Инвестиции в образование – как добиться финансового успеха

В Америке есть поговорка: «Хорошее образование – это миллион долларов». В России цифры другие, но факт есть факт – образование действительно помогает добиться успеха.

В чём ценность образования

Выбор профессии – дело весьма сложное и ответственное. Но, как и спутника жизни, профессию не обязательно выбирать раз и навсегда.

Не стоит зацикливаться на деньгах: в первые 10 лет работа, если только вы не выдающийся гений, не приносит больших доходов. А попытка предугадать, какие профессии будут «в цене» через четверть века по окончании вуза, когда ваш доход достигнет жизненного максимума, похожа на игру в угадайку. Мир меняется слишком быстро.

В его развитой части, к которой относится и Россия, «не умереть с голоду» престало быть проблемой серьёзной категории. Поэтому выбор должен проходить по принципу, что больше всего подходит именно вам – то, от чего вы получаете и будете получать не только доход, но и удовольствие. И только если у Вас нет ни интересов, ни способностей, нужно думать о том, какая профессия обеспечит вам кусок хлеба, но такое встречается редко.

Иллюстрация на тему выбора будущей профессии

Вместе с тем, это сложный вопрос: молодые люди 1930-х мечтали о профессиях механизатора, агронома и учителя. К середине 20 века многие юноши и девушки стремились стать инженерами, но в 90-е годы эта профессия оказалась низкодоходной. В конце 1990 и начале 2000 гг. россияне массово учились на экономистов, юристов и менеджеров, а сейчас ясно: предложение заметно превысило спрос. В 2010-е гг. популярность набрала профессия чиновника, менеджера государственной компании, но в будущем, безусловно, им предстоит пережить суровые сокращения (вспомните про тотальную цифровизацию государственных услуг).

Сейчас, а тем более в ближайшие 20-30 лет на рынке труда важнее будут не знания (отдельных наук, языков, компьютерных программ). Важнее гибкие навыки, компетенции и некоторые черты характера: любознательность, инициативность, настойчивость в достижении цели, умение решать задачи, для которых нет «правильного ответа», умение работать в команде и договариваться, критическое мышление, аналитические способности, адаптационные и лидерские качества.

В современных школах и университетах этому почти не учат. Ещё крайне важна способность учиться, осваивать новое: по ходу жизни многие многократно меняют – с выгодой для себя – и сферу деятельности, и род занятий.

За хорошее образование не жалко заплатить денег, но где его получить? Особенно учитывая, что превыше всего ценятся не готовые знания и сданные тесты, а гибкие навыки. И тут самое время подумать о второй функции образования – социальном капитале. Образование дает самые прочные связи и знакомства, помогающие в карьере.

Внимание! Если вы рассчитываете на карьеру руководителя крупной компании, полезным может оказаться Академия ФСБ. Для госслужбы может подойти РАНХиГС или Финансовый университет при Правительстве РФ, для крупного частного бизнеса – Высшая школа экономики и отдельные факультеты МГУ, для нефтегазовой отрасли – университет имени Губкина. А если впереди вы видите небольшой бизнес, лучше подумать о вузе, который считается лучшим в вашем городе: именно в нём с высокой вероятностью будут учиться те, с кем вам придется взаимодействовать по жизни.

Почему университет – главная инвестиция в жизни

И в развитых, и в развивающихся странах качество полученного образования оказывает огромное влияние на доход, получаемый человеком в течение жизни. Но, разумеется, нельзя сказать, что любая инвестиция в образование – удачная. Продуктивными оказываются инвестиции, позволяющие студентам приобрести полезные знания, умения, способности и социальный капитал.

Молодой человек в окружении символов знаний

Так, в США школьники, показывающие к концу обучения результаты лучше средних на величину стандартного отклонения, в течение жизни получают доходы на 10-15% выше средних. В различных развивающихся странах такое же превосходство над сошкольниками в когнитивных тестах (математика, понимание текста и т.д.) дает превышение в доходах на 7-50%.

Ещё выше эффект университета. В США получившие степень бакалавра зарабатывают примерно вдвое больше тех, у кого степени нет. Но и здесь качество образования важнее «корочки». Разбив американские университеты на 4 группы по качеству образования, экономисты выяснили, что юноши-выпускники лучших университетов зарабатывают на 26% больше тех, кто окончил колледжи второй группы, на 33% больше выпускников третьей и на 64% больше выпускников четвертой (у девушек различие примерно в 1,5 раза меньше). Разница существенна: юноши, окончившие лучшие университеты, в 2013 г. зарабатывали в среднем $158 тыс. в год (девушки – $88 тыс.), а худшие – $96 тыс. (девушки – $61 тыс.)

Хорошее образование стоит затраченных на него денег (если вы, конечно, собираетесь учиться), а плохое не стоит ничего. Если денег нет, образование можно получать и в кредит. В той же ВШЭ студенты получают образовательные кредиты и в течение обучения могут выплачивать только проценты по ним. Основной долг начинает погашаться через три месяца по окончании обучения и может выплачиваться в течение 10 лет.

Если вы собираетесь оплачивать обучение за счет кредита, проверьте, входит ли выбранный вами вуз в список учебных заведений, в которых выплата процента за кредит субсидируется государством. Именно госсубсидия позволяет платить по образовательному кредиту 7% в год вместо, скажем, 25%: около ¾ процентной ставки субсидируется государством.

Зачем, кому и когда нужно дополнительное образование

В конце XX – начале XXI века технологический прогресс резко ускорился. Если раньше можно было освоить какую-либо работу («мастерство») и всю жизнь в ней совершенствоваться, то сейчас технологии могут несколько раз радикально меняться на протяжении жизни одного поколения. Это заставляет людей учиться не только перед началом карьеры. А некоторые учатся и после выхода на пенсию – в свое удовольствие. Многие неоднократно меняют свою специализацию в течение жизни.

Вот одна из историй: девушка окончила факультет управления, а потом увлеклась дизайном одежды. Когда на горизонте появилась перспектива открытия собственного дела, окончила школу дизайна за границей. Обратная история: юноша окончил филологический факультет, но нашел себя сначала как помощник руководителя небольшой торговой компании, а затем ее замдиректора. Однако, ему не хватало знаний в области экономики и менеджмента, и поэтому сначала он получил заочное образование по этому профилю в Москве, а затем прошел годовую программу в одной из американских бизнес-школ.

Получая первое образование, юноши и девушки почти всегда выбирают профессию и специальность «вслепую», не имея никакого практического опыта и не представляя, что им предстоит делать в будущем. С дополнительным образованием ситуация, как правило, обратная: оно мотивировано либо собственным увлечением, либо просьбой работодателя, либо какими-то открывшимися, скажем, в 30-40 лет возможностями, о которых нельзя было знать заранее.

Невозможно предположить, какую квалификацию или специализацию вам понадобится получить через 10-20 лет после окончания вуза. Делать это можно как институционализированным способом, с отрывом от работы на несколько месяцев или год, так и менее формально – например, занимаясь самостоятельно, с тьютором и/или взяв несколько нужных курсов на одном из сайтов, специализирующихся на онлайн-образовании.

Уже сейчас, например, на Coursera можно прослушать курсы от лучших профессоров мира, услышать которых вживую гораздо сложнее. Кроме того, есть всевозможные «летние школы», корпоративные университеты, курсы лекций при различных дискуссионных клубах и фондах. Они позволяют существенно повысить квалификацию в той специальности, которой вы уже владеете. Образование для взрослых становится все более популярным – уже сейчас в Западной Европе в него включено около трети населения.

Важно! Видов дополнительного образования много, и разброс в стоимости очень велик. К примеру, месячный курс для специалистов в сфере госзакупок в нижегородском филиале РАНХиГС обойдется в 10-14 тыс. рублей, в Южном университете (15-20 дней) – 10-13 тыс. А вот стоимость обучения дизайну интерьеров в Британской школе дизайна (Москва) составляет 250 тыс. рублей в год (обучение длится два года).

Сколько стоит образование за границей

Многим профессиям лучше учиться дома. Ни в какой американской бизнес-школе вас не сделают специалистом по госзакупкам в России. Но многие профессии интернационализировались.

Образование за границей недешево. К примеру, в Йельском университете для студентов-иностранцев год обучения обойдётся в $40 тыс. Эта сумма не включает в себя расходы на медстраховку, проживание, учебные материалы и книги, всевозможные взносы. Университет сообщает, что эти расходы, как правило, составляет порядка $19 тыс., из которых более ¾ – проживание. Ещё дороже обучение в бизнес-школах. Скажем, в Лондонской придётся заплатить более 70 000 фунтов за 20-месячную программу (включая оплату проживания, студенческие взносы, учебные материалы). Часть такого обучения, как правило, оплачивает работодатель.

Иллюстрация на тему обучения студентов за рубежом

На такое обучение можно взять и кредит. Лондонская бизнес-школа предлагает оплатить в кредит около половины стоимости обучения по ставке 6,5-8,5%. Во время обучения и в последующие полгода выплачиваются только проценты, потом долг гасится в течение 7 лет.

Разумеется, брать кредит такого типа можно, только если вы абсолютно уверены в своих доходах после учебы и тем самым – в своем работодателе. Но если он так заинтересован в получении вами бизнес-образования, наверное, ему будет под силу и оплатить его – полностью или частично.

В период быстрого экономического роста некоторые крупные фирмы предлагают своим менеджерам пройти такое обучение, оплатив в рассрочку треть или половину его стоимости (без процентов) и обязавшись отработать по его окончании несколько лет на эту же корпорацию. Это может оказаться выгодной инвестицией, ведь потом полученные знания можно применить, добившись карьерного роста.

Образование за рубежом не обязательно такое дорогое. Год обучения экономике в Болонье (за вычетом расходов на жилье, страховку и т. п.), стоит около 10 тыс. евро, а в университете Гронингена – 8-12 тыс. евро (если только речь не идет о медицине – ей учиться в Европе втрое дороже).

Существует множество стипендий и грантов, за счет которых можно частично оплатить учебу за рубежом.

Такие гранты выделяют корпорации (обязывая вас взамен отработать у них какое-то время), правительство России и принимающих стран, различные фонды. Большинство из них предназначены для естественнонаучных дисциплин. Базовые условия их получения – отличная успеваемость, хорошие результаты языковых тестов, опыт работы по специальности. Часто бывают необходимы рекомендации и мотивационное письмо, объясняющее, зачем вам образование. В гуманитарных дисциплинах большая часть грантовой поддержки адресована тем, кто занимается социальной работой в негосударственном секторе.

Конкуренция за гранты очень высокая, поэтому многие студенты, как правило, подают заявки на несколько грантов. Здесь самое главное – убедиться, что вы подходите под критерии интересующей вас грантовой программы, показать хорошие результаты и составить убедительное мотивационное письмо. При этом желательно продемонстрировать академические достижения, профессиональность, лидерский потенциал и заручиться весомыми для грантодателя рекомендациями.

Источник https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/356359-shkola-dlya-investora-kak-privlech-chastnye-sredstva-v-sferu

Источник https://journal.open-broker.ru/personal-financial-planning/luchshaya-investiciya-obrazovanie/

Источник https://bankivonline.ru/blog/investicii_v_obrazovanie/2021-01-20-320