Оценка полезности инвестиций в образование — Управление человеческими ресурсами

 

Школа для инвестора. Как привлечь частные средства в сферу образования

Образование – это «черная дыра», которая, впрочем, может стать инвестиционно привлекательной сферой. Для этого нужно устранить барьеры, которые мешают инвесторам контролировать доходность своих вложений

Вот уже четверть века мы сокрушаемся по поводу недофинансирования российского образования, которое сейчас, по оценкам экспертов, получает лишь 30% от необходимого.

Школы, где дети учатся в три смены и сидят за ветхими партами — это неприемлемо для страны, которая претендует на статус инновационной державы. Впрочем, бюджетных денег на образование не хватает ни в одной стране мира, поэтому без привлечения средств частных инвесторов злободневные задачи развития страны не решить.

Частные инвестиции в сферу образования, согласно отчету Росстата, снижаются на протяжении последних трех лет. В 2014 году в нее было вложено 242 млрд рублей, а в 2016 году — только 210 млрд рублей, которые составляют всего лишь 1,4% от общего объема частных инвестиций.

Очевидно, что для коммерческого сектора эта отрасль занимает одно из последних мест по привлекательности. Это вполне объяснимо — норм и правил инвестирования в эту сферу не существует, гарантий возврата средств нет, контроль за расходованием денег довольно слабый. При этом в России сейчас есть все возможности для создания эффективной системы привлечения частных средств для нужд образовательных учреждений. С помощью этих денег мы можем решить самые насущные проблемы нашей образовательной системы.

Инвестиции в развитие

В 2016 году официально вступили в силу «Цели устойчивого развития» (ЦУР), которые были приняты на Генеральной ассамблее ООН как план действий для всего человечества на ближайшие 15 лет. Создатели этой программы определили 17 целей, к достижению которых необходимо стремиться. На четвертое место эксперты ООН поставили вопрос получения «всеохватного и справедливого качественного образования».

Победить безграмотность и обеспечить всем людям доступ к качественному образованию невозможно только усилиями отдельных государств — необходимо глобальное объединение ресурсов наций и крупнейших компаний. И в ООН придумали способ, как это сделать, разработав механизм стимулирования инвестиций в ЦУР.

Сегодня любая крупная компания, которая хочет стать глобальной и выйти на международные рынки, должна учитывать в своей работе ЦУР и делать свой вклад в их достижение. Теперь инвестиции в цели устойчивого развития — это своего рода входной билет в клуб глобальных игроков. Такова политика всех государств, одобривших программу ООН.

В России все больше крупных компаний («Роснефть», «Газпром», «Лукойл», «Росатом» и т.д.) запускают инвестиционные проекты, которые направлены на достижение ЦУР. Это вопрос не только репутации, но и эффективности бизнеса. При получении крупных контрактов, оценке надежности партнера, проведении IPO теперь учитывается, следует ли компания ЦУР.

Однако пока сохраняются некоторые сложности в сфере инвестиций в образование.

Полоса препятствий

Основные проблемы, как это часто бывает, сосредоточены в законодательной сфере. Дело в том, что отдельные положения закона «Об образовании» не согласуются с другими нормативными актами — например, с законом о государственно-частном партнерстве (ГЧП). Закон о ГЧП просто невозможно применить в системе образования.

В результате возникает парадоксальная ситуация: в крупных городах существует проблема нехватки школ. В Самарской области есть школы, в которых одновременно учатся 14 первых классов в три смены. В одном из районов Улан-Уде, где живет 200 000 человек, нет ни одного образовательного учреждения. Власти пытаются, конечно, решить эти вопросы. Но построить одну школу стоит в среднем 1 млрд рублей. А их нужны сотни.

Здесь бы и мог помочь крупный бизнес — компании международного уровня могут выделить в качестве инвестиций деньги на строительство школ при условии их постепенного возврата на протяжении 10-15 лет. Это можно делать за счет внесения средств в уставной капитал школы. Но, увы, как мы уже было сказано, это не предусмотрено законом о государственно-частном партнерстве.

Устранения только этого барьера, впрочем, недостаточно для увеличения инвестиционной привлекательности сферы образования. Каждый бизнесмен хочет быть уверенным в возврате своих вложений. При существующем порядке финансирования учебных учреждений гарантировать это довольно сложно.

Дело в том, что сейчас в образовании действует институт подушевого финансирования. Сам по себе этот механизм разумный и эффективный: чем выше качество образовательных услуг, тем больше детей в школе, и тем больше ее финансирование. Однако в таком виде система работает только в Москве. В регионах же она действует только на бумаге.

А все потому, что на уровне муниципалитетов происходит «самостийное» перераспределение средств, утвержденных финансовым нормативом. В результате механизм в изначальном виде просто не работает. А значит, бизнесмены, которые хотели бы вложить средства в финансирование образовательных учреждений, не смогут оценить эффективность своих инвестиций.

Простые решения

Выход здесь простой: оставить лишь ограниченное число возможностей для увеличения финансирования на одного человека. Например, если ребенок имеет ограничения по здоровью или особенности психофизического развития, конечно, может применяться поправочный коэффициент. В других случаях за каждым учеником должен быть закреплен определенный бюджет.

Эти коэффициенты должны определяться на региональном уровне. И муниципалитеты должны быть лишены возможности нарушать принципы «подушевого» финансирования. Тогда чиновники и педагоги будут заинтересованы в повышении качества образования.

Кроме этого, необходимо внедрить эффективные механизмы распределения денег и контроля за выделяемыми средствами. Здесь опять же не обойтись без тонкой настройки законодательства.

Ключевая проблема в этой сфере возникает от несогласованности двух законов — «Об образовании» и «О местном самоуправлении». Сейчас в России работает более 40 000 школ, учредителями большинства из них являются муниципалитеты. Создается ситуация двоевластия: устанавливает стандарты и определяет учебные программы Минобрнауки, региональное министерство образования выделяет деньги, а муниципалитеты, как учредители школ, перераспределяют их по своему усмотрению.

Получается, что региональное министерство образования, отдавая деньги, не контролирует, как они расходуются, поэтому чиновники на местах могут принимать подчас странные решения.

Например, в одной из дагестанских школ муниципалитет выделил средства на образовательное оборудование — как оказалось, к таковому были причислены алюминиевые ступеньки для лестницы в бассейне. Думаю, что это самый безобидный пример вольного расходования средств. Для решения этой проблемы необходимо снова наделить региональные департаменты образования правом распределения и контроля средств, сделав их учредителями школ.

Все эти меры направлены на то, чтобы изменить сам подход к привлечению и расходованию средств в системе образования. Они позволят перейти от традиционной модели расходования денег к инвестиционной. По нашим подсчетам, таким образом можно привлечь дополнительно от крупного и среднего бизнеса до 200 млрд рублей инвестиций в строительство, оснащение, переоснащение школ, центров дополнительного школьного среднего и профессионального образования, центров подготовки и переподготовки кадров для этих структур.

Оценка полезности инвестиций в образование

Инвестиции в образование по содержательной признаку обычно разделяют на формальные и неформальные. Формальные инвестиции — это получение среднего, специального и высшего образования, а также получение иного образования, профессиональная подготовка на производстве, различные курсы, обучение в магистратуре, аспирантуре, докторантуре и др. Неформальные — это самообразование индивида: чтение развивающей литературы, совершенствование в различных видах искусства, профессиональное занятие спортом и др. При повышении уровня освитиефективнисть труда работника возрастает в результате роста производительности труда. Или работник получает знания, делает его способным осуществлять такую трудовую деятельность, результаты которой представляют большую ценность.

Накопление интеллектуального капитала — не столько наращивание объема знаний, сколько развитие навыков применения этих знаний, осознание своей значимости и своего места в обществе, умение приспосабливаться к изменяющимся условиям, в свою пользу.

В развитых странах особое значение имеет профессиональная подготовка на производстве и курсы переподготовки.

Профессиональная подготовка выступает как механизм, с помощью которого человек, который приходит на предприятие, может лучше освоиться со своей работой, больше узнать о предприятии. Курсы переподготовки предоставляют работникам возможность приобретения знаний по новым перспективным направлениям в рамках имеющейся специальности.

Во время учебы человек часто лишается возможности получать нормальную прибыль, ограничивается в свободном времени, работник соглашается на снижение доходов во время профессионального обучения. Эти потери заработков называются потерями возможностей и составляют значительные суммы.

Для потенциальных работников непосредственные затраты на обучение могут быть очень высоки, поэтому нужна оценка эффективности инвестиций.

При оценке эффективности освитислид выделить следующие условия: экономические результаты повышения образования могут измеряться различными показателями — личными, натуральными. Выгоды от образования могут выступать в виде:

а) более высоких заработков в будущем

б) более широкого доступа к интересной, приятной и перспективной работы;

в) высокого престижа профессии или повышенного удовольствия от нерыночных видов деятельности в будущем.

Некоторые люди рассматривают образование как потребительское благо, им нравятся посещение лекций и образ жизни студентов. Одни удовлетворяют свое любопытство, получают удовольствие от самого процесса обучения, другие стремятся к образованию из-за долгосрочных выгод.

Так или иначе выгоды от образования можно получать длительное время, практически всю жизнь. Выгоды в будущем имеют меньшую ценность по сравнению с такими удобствами, получаемые сегодня. Во-первых, если тратить доходы на потребление, то желательно это сделать раньше. Существует психологическое преимущество потребления во времени, выражается выражению «лучше синица в руках, чем журавль в небе». Будущие удовольствие проблематичны из-за изменчивости жизни. Во-вторых, если дополнительные доходы использовать как инвестиции в физический капитал с целью получения прибыли в будущем, то и это лучше сделать раньше, чем позже.

Поэтому в любом случае будущие преимущества необходимо дисконтировать, при-водя к одному моменту времени. Текущая стоимость потока будущих ежегодных выгод в течение N периодов может быть рассчитана по формуле

где Уо-текущая стоимость;

г — процентная ставка (ставка дисконтирования) В «- прибыль, получаемая в период я; Чем менее г, тем больше вес будущей пользы.

Человек, поступающий в вуз, выбирает один из двух альтернативных потоков по-заработков: поток А начинается сразу после окончания школы, но при этом не очень большой; поток В (выпускники институтах) первые пять лет отрицательный (из-за расходов на обучение), но затем становится положительным и быстро растет, превышая заработки выпускников школ (рис. 12.3).

Альтернативные потоки доходов выпускников школ и высших учебных заведений

Альтернативные потоки доходов выпускников школ и высших учебных заведений

Суммарные заработки за время жизни работников с высшим образованием должны превзойти заработки работников со средним общим образованием.

Дополнительные доходы от высшего образования для многих людей является стимулом для инвестиций в образование. Суммарные дополнительные доходы, связанные с полученным образованием, должны намного превышать инвестициях в образование, поскольку дисконтирования будущих доходов уменьшает их размер при приведении к настоящему моменту времени. Таким образом, инвестиции в образование выгодны, если текущая стоимость (Уо) потока будущих дополнительных доходов превышает инвестиции в образование, то есть

где С — общие затраты на высшее образование;

В «- ежегодная разница в заработках выпускников высших учебных заведений и общеобразовательных школ.

Существуют два критерия оценки эффективности инвестиций в образование: 1. Метод расчета чистой приведенной ценности потока будущих доходов и сравнение с ней объема инвестиций в образование. «Чистая приведенная стоимость» — (net present value — NPV) наиболее точная мера экономической ценности образования:

В реальной жизни вряд ли кто-нибудь принимает решение о поступлении в высшее учебное заведение на основе расчетов об эффективности инвестиций в высшее образование. Однако абитуриенты используют те или иные оценки (свои собственные, родителей и знакомых) и принимают во внимание возможность получения дополнительных доходов после завершения образования и необходимость осуществления расходов на него.

Поэтому можно сделать четыре предположения, касающиеся спроса на высшее образование:

1) вероятность поступления в высшее учебное заведение людей, ориентированных на текущее потребление, меньше, чем людей, ориентированных на получение доходов в будущем (при прочих равных условиях);

2) в большинстве случаев студентами становятся люди в молодом возрасте;

3) количество обучающихся в платных высших учебных заведениях уменьшается при увеличении затрат на обучение (при прочих равных условиях);

4) количество обучающихся в высших учебных заведениях возрастет, если различия в заработках лиц с высшим образованием и выпускников школ увеличатся (опять при прочих равных условиях).

Рассмотрим эти положения подробнее. 1. Ориентация на будущее и в настоящий момент. Психологи используют термин «ориентированы на настоящее» для людей, которые не просчитывают последствия своих поступков или решений на будущее. Эти люди или полностью игнорируют будущее, или имеют норму дисконтирования выше среднего, что приводит к занижению оценок будущих доходов (или расходов). Человек, ориентированный на настоящее, ниже оценивает доходы, связанные с получением образования. Такие люди гораздо реже принимают решение о получении высшего образования, чем люди, ориентированные на будущее. Это утверждение трудно подтвердить или опровергнуть. Хотя логика теории человеческого капитала приводит к выводу, что люди, склонные к инвестициям в образование, занимаются также другой деятельностью, ориентированной на будущее (например, больше заботятся о своем здоровье). Медицинские статистические данные подтверждают этот вывод.

2. Влияние возраста. При одинаковых (или даже меньших) затратах на образование у молодых людей впереди дольше трудовую жизнь, поэтому при одинаковых ежегодных дополнительных доходах от образования выше текущая ценность потока будущих доходов и, соответственно, выше эффективность инвестиций в образование, чем у людей старших возрастов.

3. Расходы, связанные с образованием. Инвестиции в человеческий капитал тем больше вероятны, чем ниже затраты, связанные с образованием. Расходами, связанными с получением образования, являются расходы на оплату обучения и учебников, питание, одежду, жилье и транспорт. Кроме того, необходимо учитывать потерянные заработки и моральные издержки. Последние тем выше, чем старше человек, получающий образование. С возрастом увеличиваются опыт и производственные навыки и, соответственно, заработная плата, поэтому альтернативные издержки выше, чем у молодежи.

Моральные издержки связанные с возрастом и способностями. Для людей, не относящихся по возрасту к молодежи, получения образования связано с большими моральными издержками, им труднее выделять время на обучение, отрывая его от выполнения семейных обязанностей (или отказываясь от семейной жизни). При повышении расходов, связанных с получением образования, чаще отказываются от пребывания в колледже люди со средними способностями и люди, для которых моральные издержки при обучении и на экзаменах оказываются сравнительно высокими. Например, в исследованиях, посвященных анализу влияния на решение учиться наличие колледжа в городе, определено, что это влияние сильнее на студентов средних способностей, чем для студентов с большими способностями.

Влияние различий в заработках у лиц с высшим и средним общим образованием на принятие решения о получении образования. Спрос на образование растет с увеличением разрыва в заработках у лиц с высшим и средним образованием. В экономической теории ожидаемые выгоды является главным мотивом при принятии тех или иных решений. Но будущие заработки любого человека трудно предсказать с достаточной степенью определенности, кроме того, студенты не могут быть полностью уверены в правильности выбора профессии и успешности завершения программы обучения. Ряд американских экономистов провели интересные исследования о роли фактора неопределенности в модели выбора, а также анализ умственных способностей студентов и выбора колледжа.

В первом приближении можно предположить, что средние доходы, получаемые выпускниками высших учебных заведений, влияющих на решение студентов. Если разница в средних доходах выпускников вузов и средних школ небольшая, то можно ожидать невысокого спроса на высшее образование. Если эти различия велики, то можно ожидать увеличения тех, кто хочет учиться в вузе.

Тесно связана с вопросом инвестиций в образование проблема платного образования. К положительным эффектам образования можно отнести то, что платное образование позволяет вузов достойно вознаграждать своих преподавателей, обновлять материально-техническую базу, в отрицательных — недоступность для широкого круга людей. Поэтому вместе с контрактной образованием должна предоставляться возможность получения бесплатного образования для наиболее одаренных людей на бесплатной основе.

Что является стимулом для инвестиций в образование

Тип 17 № 4549

Какая функция профессионального образования названа автором? Что является экономическим стимулом для инвестиций в профессиональное образование? Какие специфические расходы на приобретение образования необходимо учитывать при определении эффективности инвестиций?

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Специальное и профессиональное образование. это форма инвестиций в человеческий капитал, абсолютно аналогичная вкладыванию денег в оборудование, здания и прочие неодушевлённые формы капитала. Функция такой инвестиции заключается в том, чтобы повысить экономическую продуктивность человека. Если инвестиция достигает этого результата, общество свободного предпринимательства вознаграждает человека более высокой оплатой его услуг. Это различие в выручке является экономическим стимулом для инвестиций капитала в форме машины или в форме человека. В обоих случаях дополнительная выручка должна соизмеряться с затратами, понесёнными для её получения. Когда речь идёт о специальном образовании, главные затраты состоят в доходе, упущенном в период обучения, в процентах на прибыль, упущенных в связи с откладыванием заработка, и в специфических расходах на приобретение образования, таких как плата за обучение и затраты на учебники и оборудование.

Инвестиции в человеческий капитал нельзя финансировать на тех же условиях и с такой же лёгкостью, как инвестиции в капитал физический. Нетрудно понять, почему так происходит. Когда даётся долгосрочная ссуда на финансирование инвестиций в физический капитал, кредитор способен заручиться обеспечением в виде недвижимого имущества или оставшейся части требований на сами материальные активы и в случае неуплаты может рассчитывать на реализацию хотя бы части своих капиталовложений путём продажи материальных активов. Если он даёт аналогичную ссуду на увеличение доходности человека, ему, очевидно, невозможно заручиться аналогичным обеспечением. Такие инвестиции неизбежно связаны с большим риском. Средняя ожидаемая прибыль может быть высока, но отклонения от средней величины бывают весьма велики. Одна очевидная причина отклонений — это смерть или утрата трудоспособности, но куда важнее, видимо, различия в способностях, энергичности и удачливости. Вследствие этого, если предоставлять долгосрочные ссуды, обеспечением которых будет один лишь ожидаемый будущий заработок, значительная пропорция их не будет возвращена.

Какие бы ни были тому причины, изъяны рынка привели к недостатку инвестиций в человеческий капитал. Поэтому государственное вмешательство можно обосновать как «технической монополией» (поскольку распространение таких капиталовложений наталкивается на административные расходы), так и необходимостью выправить ситуацию на рынке (поскольку рынок в данном случае не выказал гибкости).

Источник https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/356359-shkola-dlya-investora-kak-privlech-chastnye-sredstva-v-sferu

Источник https://studbooks.net/7921/menedzhment/otsenka_poleznosti_investitsiy_obrazovanie

Источник https://soc-ege.sdamgia.ru/problem?id=4549

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *