Механизм приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесных ресурсов – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

 

Содержание

Приоритетные инвестпроекты: вид концессии или путь к частной собственности?

Механизм приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов рассматривается в средствах массовой информации, как правило, однобоко. Либо исключительно позитивно, либо резко негативно. Реальная ситуация крайне неоднозначна. И хотя пока не очень заметно, этот механизм влияет на все сегменты лесного бизнеса и имеет долгосрочные последствия.

Сейчас бизнес получает сырьевые ресурсы, арендуя участки лесного фонда на срок от 10 до 49 лет или покупая древесные насаждения на корню (срок договора — до одного года). Для государства и предпринимателей наиболее предпочтительна долгосрочная аренда участков. Однако, как показала практика, и такая форма взаимодействия не обеспечивает инвестиций в переработку круглого сырья и создание лесной инфраструктуры.

В России принята модель государственной собственности на леса. Лесной кодекс и все нормативные акты должны способствовать устойчивому использованию, то есть промышленной рубке с высокой степенью переработки возобновляемых древесных ресурсов в готовую продукцию. Особый упор при разработке первого варианта Лесного кодекса в 1997 году делали на концессию как основную форму государственно-частного сотрудничества.

Предполагалось, что предприятия создадут инфраструктуру, обеспечивающую лесопользование и транспортировку леса, а государство предоставит лесные ресурсы в длительное пользование на льготных условиях. Однако ни один проект на этих условиях не был реализован. Почему? Сложно однозначно сказать: из-за бедности бизнеса или от непомерных бюрократических запросов вкупе с коррупционной составляющей.

Включение в основной лесной закон страны на федеральном уровне нормы, которая никогда не будет исполнена и реализацию которой на практике не могут обеспечить, — яркий пример неадекватности чиновников, управляющих лесами.

Монополизация больших арендных лесных массивов может быть подготовкой к постепенному введению частной собственности на леса.

Большую проблему представляет отсутствие у власть имущих комплексных знаний о рентабельности лесного бизнеса и его возможностях. Если Министерство лесной промышленности СССР владело всем комплексом отраслевых компетенций, то современная структура управления лесами фокусируется на снятии государственной ренты и не отвечает за развитие лесопромышленного комплекса, не вникает в его проблемы. Подобная оторванность от реалий отрасли не позволяет принимать адекватные решения.

Эх, дороги (и не только)…

Одна из главных болевых точек ЛПК — нехватка инфраструктуры (речь не только о лесных дорогах). Она отсутствует даже в европейской части страны, не говоря уже о Сибири и Дальнем Востоке. Лесозаготовители банально не могут добраться до неосвоенных лесных массивов. Создать общую транспортную инфраструктуру к удалённым лесным массивам в одиночку лесной бизнес не может. Поскольку затронуты общегосударственные интересы, для окупаемости подобного проекта необходима комплексная программа освоения территорий с разработкой других ресурсов региона.

Получается, что концессия в той форме, как она предполагалась, не обеспечивала развитие бизнеса, поскольку для получения лесосырьевых ресурсов ставились завышенные экономические требования. Государство не достигало своих целей в виде увеличения лесопользования, создания и развития лесной инфраструктуры на удалённых участках лесного фонда, а также не стимулировало развитие лесоперерабатывающих предприятий. Бизнесу нет смысла вкладывать средства в переработку круглого сырья, если затраты на развитие лесосырьевой базы делают инвестиции неокупаемыми.

Новое решение старых проблем

Тогда решить проблемы привлечения инвестиций в переработку круглого леса и развития лесной инфраструктуры попытались по-другому. Постановлением Правительства РФ N° 419 от 30 июня 2007 года «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» был запущен новый механизм, разработанный Рослесхозом и Минпромторгом страны.

Он позволил вдохнуть жизнь в промышленную эксплуатацию лесов и обеспечить привлечение инвестиций в отрасль. Речь идёт о механизме приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Он является в некотором роде изменённой формой концессии, в которой запросы государства заметно сократились и приблизились к экономическим реалиям.

Документ предполагает получение в длительную аренду (на 49 лет) лесных массивов под реализацию инвестиционного проекта лесоперерабатывающего производства. При этом ставка арендных платежей снижена на 50% до момента окупаемости проекта. Решение о предоставлении участков лесного фонда производится без торгов.

Цель инвестпроектов — создание не лесной, а лесоперерабатывающей инфраструктуры, гарантированно обеспеченной древесным сырьём. Этот подход более комплексный и рассматривает не только проблемы лесных отношений государства и бизнеса, но и возможность устойчивого развития ЛПК и, как следствие, повышение выплат налоговых отчислений, создание рабочих мест.

Комплексный подход обеспечен за счёт привлечения к выработке норм для указанного механизма Министерства промышленности и торговли РФ. Минпромторг контролирует порядок предоставления лесов в аренду в рамках приоритетных инвестиционных проектов путём рассмотрения проекта и включения его в перечень, частично выполняя функции Министерства лесной промышленности СССР и определяя стратегию развития лесопромышленного комплекса страны.

Современная структура управления лесами, куда входят Министерство природных ресурсов РФ и Федеральное агентство лесного хозяйства, сделать это не в состоянии из-за отсутствия соответствующих функций и компетенций.

лесная техника

Работает ли механизм?

Под инвестиционные проекты были привлечены существенные финансовые ресурсы. По официальным данным, объём переработки круглого сырья в России достиг 70%, а индекс физического объёма инвестиций в основной капитал — 107%, что говорит о существенном развитии отрасли.

Но, несмотря на мощный пропагандистский эффект в формате новой индустриализации, приоритетные инвестпроекты то и дело сотрясают скандалы. Ряд из них оказались несостоятельными, а по некоторым и вовсе открыты уголовные делопроизводства, так как под видом инвестиционной деятельности шла масштабная заготовка круглого леса. Количество провальных проектов на начальном этапе доходило до 40%.

Почему это происходит? Процесс принятия решения по предоставлению лесов в аренду в рамках механизма приоритетных инвестпроектов остался сложным и «непрозрачным». Сначала проект рассматривают на местном уровне комитеты лесного хозяйства или другие органы управления, а затем на федеральном — Рослесхоз и Минпромторг. Решение принимается исходя из представлений чиновников о направлениях развития лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса. Такой подход потенциально несёт в себе как коррупционную составляющую, так и элементы давления со стороны крупных групп влияния.

Корень зла

Фундаментальные недостатки механизма приоритетных нацпроектов определяются самой системой и носят характер «детских болячек». Введённое в феврале 2018 года Постановление Правительства РФ 190 (взамен N° 419 от 30 июня 2007 года) ужесточило правила прохождения инвестиционного проекта по всем этапам и усилило контрольные функции заинтересованных органов. Эти изменения введены в ответ на большое количество злоупотреблений как со стороны бизнеса, так и со стороны надзорных органов.

Позитивные изменения можно будет наблюдать спустя некоторое время. Но многие моменты до сих пор адекватно не проработаны и остаются источником нарушений.

На пути к монополизации

Фактически применение механизма приоритетных инвестпроектов свелось к выделению без аукциона больших арендных массивов в пользу крупных действующих лесоперерабатывающих предприятий, что ранее было недоступно или нецелесообразно. Существенная часть лесов передана под проекты реконструкции или расширения производства.

Участки, переданные в рамках приоритетных инвестпроектов, как правило, отличает высокая транспортная доступность и развитая лесная инфраструктура. Арендатору не надо вкладывать средства в данное направление. Идея концессии, активно продвигаемая раньше в рамках механизма приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, не реализуется. Можно констатировать, что бизнес на текущий момент всего лишь выбирает наиболее доступные и качественные лесосырьевые ресурсы. И, как прежде, не собирается брать на себя повышенные обязательства и заходить на заведомо нерентабельные делянки.

Практически все леса, имеющие наибольшую промышленную ценность и расположенные в экономически доступных регионах, оказались в долгосрочной аренде у региональных производителей через механизм приоритетных инвестиционных проектов. Мы можем наблюдать такую ситуацию в Вологодской и Архангельской областях, в Республике Карелии, где преобладают наиболее ценные хвойные насаждения и сконцентрированы промышленно доступные леса.

Крупные арендаторы, которым лес достался в рамках приоритетных инвестпроектов, создают или имеют собственные лесозаготовительные подразделения с современной техникой. Благодаря хорошей технической базе, организационному ресурсу, масштабу производства и комплексному подходу эффективность этих предприятий существенно выше, чем у малых и средних предпринимателей, которых таким образом «выдавливают» из лесных отношений. Они не могут конкурировать с холдингами, не имея свободных арендных участков с качественными древостоями и транспортной доступностью. Этот пример наглядно показывает, как механизм приоритетных инвестпроектов приводит к моно- и олигополизации аренды лесных участков среди крупных переработчиков.

лесная техника

Для государства превалирование крупных форм бизнеса в лесных отношениях предпочтительнее. Крупный бизнес может обеспечить комплексную заготовку, переработку и лесовосстановление, создать лесную инфраструктуру благодаря наличию финансовых ресурсов, в полной мере обеспечить все необходимые лесохозяйственные мероприятия. Кроме того, снижение количества арендаторов сокращает затраты на их контроль и согласования со стороны органов лесного управления. С этой точки зрения такой подход, безусловно, оправдан.

Мировая практика

На другой чаше весов стоят либеральные утверждения о свободном рынке. Но, как показывает мировая практика, экономически эффективный и устойчивый лесопромышленный комплекс может существовать только при комплексной заготовке и переработке сырья, что можно достичь только созданием горизонтально интегрированных холдингов. Учитывая географические масштабы российского лесного фонда, поле для малого и среднего бизнеса в лесозаготовительной деятельности и лесных отношения будет существовать всегда.

Только в большинстве случаев это направление деятельности будет носить низкорентабельный или даже убыточный характер.

Региональный опыт

Тенденция монополизации арендного лесного фонда полностью проявила себя в Северо-Западном федеральном округе, особенно в Вологодской и Архангельской областях, где присутствуют наиболее ценные древостои. Немного медленнее эти процессы проходят в центральной части России из-за преобладания лиственных пород и их низкой ценности.

В Сибирском и Дальневосточном федеральных округах их тормозит неразвитая инфраструктура: лесозаготовители физически не могут начать освоение свободных участков леса из-за отсутствия дорог и мостов. И всё же тенденции одинаковы для всех регионов: будущее за предприятиями, обеспечивающими себя сырьём на длительную перспективу. А приоритетные инвестпроекты — наиболее простой способ получения лесов в долгосрочную аренду.

погрузка древесины

Существует ещё одна тенденция, озвученная в «высоких кабинетах». Она заключается в том, что приоритет в предоставлении аренды в рамках рассматриваемого механизма будет предоставляться не новым проектам, а действующим предприятиям, осуществляющим реконструкцию или расширение производства. Конечно, в этом есть доля рациональности. В некоторых регионах нет места новым инвестиционным проектам из-за высокого уровня эксплуатации лесного фонда. Скорее всего, такой подход будет применяться в соответствии с региональной ситуацией.

От монополизации к частной собственности?

Можно предвосхитить серьёзные сырьевые проблемы перерабатывающих предприятий, которые не создали собственную арендную базу. Логика этого процесса проста. Крупный арендатор и переработчик всегда будет стремиться к максимально полной переработке древесных ресурсов и наращивать собственные производственные возможности по переработке нецелевого сырья.

Эта тенденция приведёт к тому, что предприятия, ориентированные на поставку древесного сырья, останутся без снабжения. Поскольку изменения происходят медленно, многие не замечают и не учитывают их в составлении прогнозов развития предприятия.

И главное, монополизация арендного фонда в руках крупных лесоперерабатывающих групп может быть подготовкой к постепенному введению частной собственности на леса. В таком формате переход осуществить будет проще. Арендаторы, имеющие собственные перерабатывающие мощности, найдут возможность выкупить лесные массивы у государства. В ближайшие 15–20 лет, после адаптации всех происходящих изменений и формирования пула крупных арендаторов, вероятность этого процесса крайне высока.

Частная собственность на леса имеет много положительных свойств с точки зрения бизнеса. Специалисты Национального лесного агентства развития и инвестиций неоднократно подчёркивали её преимущества по сравнению с государственной. Прежде всего, резко повышается капитализация компаний за счёт иной оценки лесных массивов.

Частная собственность сделает лес экономическим активом, производящим продукт. Повышение оценочной стоимости позволит привлекать большие финансовые средства в виде частного капитала и кредитов. Это даст возможность привлекать инвестиции реально, а не косвенно, за счёт внедрения искусственных государственных механизмов, как сейчас.

Безусловно, такой вариант развития событий никто не озвучит, поскольку общественное мнение к этому не готово, но ведь в России в своё время ввели частную собственность на земли сельскохозяйственного назначения.

Механизм приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов Сергей Григорьевич, Коньшакова Светлана Александровна, Давыдов Илья Павлович

Статья посвящена исследованию проблемы реализации механизма приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Представлены условия и законодательная база для включения инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Проведен анализ условий реализации приоритетных инвестиционных проектов , объемов привлеченных инвестиций , динамики утверждения приоритетных инвестиционных проектов в разрезе федеральных округов. Выявлен ряд проблем в формировании, процедуре отбора и реализации приоритетных проектов, которые носят практический и методико-методологический характер. Многие проблемы являются общими, системными и характерны для федерального и регионального уровня. Систематизированы факторы негативного влияния на результаты приоритетных инвестиционных проектов для лесного сектора экономики России. Представлены рекомендации, позволяющие усовершенствовать механизм обеспечения планируемой эффективности.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузнецов Сергей Григорьевич, Коньшакова Светлана Александровна, Давыдов Илья Павлович

Приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов как инструмент управления стратегическим развитием лесного комплекса Российской Федерации

Государственно-частное партнерство в реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов

The Mechanism of Priority Investment Projects in Forest Resources Development

The paper addresses the problem of implementing the mechanism of priority investment projects in forest resources development. It presents conditions and legislative base for inclusion of an investment project into the list of priority investment projects in forest resources development. The authors examine conditions of implementation of priority investment projects, volumes of attracted investments , dynamics of approval of priority investment projects by federal districts of the Russian Federation. The paper identifies a number of problems in formation, selection procedure and realisation of priority projects, which are of practical and methodological nature. Some problems are common, systemic and typical of federal and regional level. The research systematizes factors decreasing the efficiency of the mechanism of priority investment project aimed at development of forest sector of Russia’s economy. The authors formulate recommendations to perfect methods of realisation of priority investment projects in forest resources development so as to improve efficiency both for the state and business.

Текст научной работы на тему «Механизм приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесных ресурсов»

КУЗНЕЦОВ Сергей Григорьевич

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, оценки бизнеса и бухгалтерского учета

Брянский государственный инженерно-технологический университет

241037, РФ, г. Брянск, пр. Станке Димитрова, 3 Контактный телефон: (4832) 64-95-46 e-mail: sgk77@yandex.ru

КОНЬШАКОВА Светлана Александровна

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, оценки бизнеса и бухгалтерского учета

Брянский государственный инженерно-технологический университет

241037, РФ, г. Брянск, пр. Станке Димитрова, 3 Контактный телефон: (4832) 64-95-62 e-mail: gler@bk.ru

ДАВЫДОВ Илья Павлович

Кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и экономики фармации

Уральский государственный медицинский университет

620028, РФ, г. Екатеринбург, ул. Репина, 3 Контактный телефон: (343) 254-04-16 e-mail: davidoveka@mail.ru

Механизм приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесных ресурсов

Статья посвящена исследованию проблемы реализации механизма приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Представлены условия и законодательная база для включения инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Проведен анализ условий реализации приоритетных инвестиционных проектов, объемов привлеченных инвестиций, динамики утверждения приоритетных инвестиционных проектов в разрезе федераль- к ных округов. Выявлен ряд проблем в формировании, процедуре отбора и реализации о приоритетных проектов, которые носят практический и методико-методологический сг характер. Многие проблемы являются общими, системными и характерны для феде- а рального и регионального уровня. Систематизированы факторы негативного влияния §

на результаты приоритетных инвестиционных проектов для лесного сектора экономи- з ки России. Представлены рекомендации, позволяющие усовершенствовать механизм обеспечения планируемой эффективности.

JEL classification: L73, E20, Н54

Ключевые слова: механизм; приоритетный инвестиционный проект; лесная политика; инвестиции.

Лесной сектор экономики России долгое время находился в стагнации. Ввиду многопрофильной структуры отрасли, включающей лесное хозяйство, лесозаготовителей, предприятия деревопереработки, целлюлозно-бумажной и мебельной

промышленности, достаточно сложно подобрать такие инструменты стимулирования развития, которые соответствовали бы интересам каждого из участников [5; 8; 9; 6].

В обеспечении экономической безопасности страны и стимулировании развития импортозамещающих производств важным аспектом является достижение стратегических целей развития лесного сектора России, в том числе сохранение конкуренции на лесосырьевых рынках и рынках продукции деревообрабатывающих и целлюлозно-бумажных производств.

Переход лесного сектора экономики России на инновационный сценарий развития на базе передовых технологий, новейших поколений техники, знаний невозможен без системной государственной поддержки [12]. Это возможно при условии стимулирования модернизации материальной базы лесного сектора на основе принципиально новых технологий, проектных решений и учете накопленного опыта стран с развитым лесопользованием.

Целью исследования является выявление проблем реализации механизма приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и разработка рекомендаций по его совершенствованию.

В качестве задач исследования определено:

• описание базовых целевых установок реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и обобщенный анализ данных статистики реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов за период 2008-2016 гг.;

• выделение проблем реализации действующего механизма приоритетных инвестиционных проектов и его использования как инструмента государственной поддержки лесного сектора, разработка мероприятий по их устранению.

Приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов рассматриваются как инструмент реализации государственной лесной политики и стимулирования развития отрасли для перехода на инновационный путь развития [6; 9; 10; 15].

Приоритетные инвестиционные проекты, по мнению авторов, представляют собой проекты, отвечающие интересам экономической и социальной политики России и соответствующие критериям эффективности, которые установлены государством [7; 10].

Механизм приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов представляет собой совокупность инструментов и форм государственной поддержки лесного бизнеса, обеспечивающих стимулирование инновационного развития предприятий лесного сектора и достижение целей лесной политики государства.

Приоритетные инвестиционные проекты направлены на привлечение частных инвестиций в ключевые отрасли экономики страны и регионов путем предоставления преференций со стороны государства и регионов [12]. Такими преференциями могут быть льготы по уплате налогов, льготное пользование земельными и природными ресурсами, бесконкурентный доступ к природным ресурсам.

Реализация приоритетных инвестиционных проектов в лесном секторе осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов».

К инвестиционным проектам в области освоения лесов относят проекты, связанные с созданием и (или) модернизацией объектов лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и т. д.) и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры (объектов переработки заготовленной древесины и иных ресурсов, биоэнергетических объектов и др.).

Оценка реализации механизма приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов является актуальной задачей теории и практики, так как меры, позволяющие повысить эффективность государственных инструментов, способствующих развитию лесного сектора экономики, должны быть обоснованы. Полученный опыт использования приоритетных механизмов реализации инвестиционных проектов,

субсидирования и мер государственной поддержки может быть распространен на другие сферы общественного воспроизводства.

Обобщенная оценка реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов с 2008 по 2016 г.

Развитие российского лесного сектора должно соответствовать приоритетам государственной лесной политики. Выбор инструментов государственной поддержки в виде механизма приоритетных инвестиционных проектов освоения лесов направлена на решение следующих задач:

1) активизация инвестиционной деятельности в лесном секторе экономики;

2) привлечение частных инвестиций в лесной сектор;

3) создание новых высокотехнологичных производственных лесопромышленных комплексов, обеспечивающих производство продукции с высокой добавленной стоимостью и комплексным использованием древесного сырья;

4) увеличение объемов производства продукции с высокой добавленной стоимостью и импортозамещение лесобумажной продукции;

5) рост объемов лесопользования и освоение труднодоступных лесных ресурсов;

6) создание и развитие лесной инфраструктуры (лесных дорог); увеличение дополнительных рабочих мест и решение социальных задач отдельных городов и поселков.

Единственным количественным критерием включения инвестиционного проекта в перечень приоритетных является суммарный объем капитальный вложений в размере не менее 300 млн р. Качественным критерием можно считать направленность капитальных вложений в объекты лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры [4; 11]. Подобный подход при отборе заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов не способствует решению таких важных проблем развития лесного сектора, как обеспечение комплексного использования заготавливаемой древесины, развитие импортозамещающих производств, организация выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью.

Для получения статуса приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов инвестор подает: заявление о реализации инвестиционного проекта, копии учредительных документов и представляет концепцию инвестиционного проекта.

Для предприятий, реализующих приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов, предусмотрены преференции:

• предоставление в аренду без аукциона на срок до 49 лет лесных участков для лесо-сырьевого обеспечения инвестиционного проекта;

• арендная плата лесного участка, используемого для реализации приоритетного инвестиционного проекта, в течение срока окупаемости проекта определяется по ставкам платы за единицу объема лесного ресурса с коэффициентом 0,5.

По состоянию на 1 января 2017 г. в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов включено 128 инвестиционных проектов с общим объемом инвестирования 325,3 млрд р. (табл. 1). Реализация инвестиционных проектов позволит создать более 53 тыс. новых рабочих мест и вовлечь в производство более 66 млн м3 древесины.

Наибольшая инвестиционная активность отмечена в Сибирском и Северо-Западном федеральных округах, соответственно 120,4 млрд р. и 93,8 млрд р., или 66% общей стоимости проектов (рис. 1). Это отражает обратную зависимость распределения лесных массивов и приоритетных проектов в РФ и лишний раз подчеркивает, что критерии отбора проектов не решают важных задач лесного сектора.

Реализация заявленных приоритетных инвестиционных проектов имеет важное социальное значение для лесных регионов России, особенно для Сибири [2] и Дальнего Востока, так как позволяет создавать населению благоприятные условия работы (рис. 2).

Распределение инвестиционных проектов по федеральным округам

Федеральный округ Количество проектов Объем инвестиций, млн р. Размер расчетной лесосеки, тыс. м3 Рабочие места

ЦФО 17 34 143,7 5 230,1 3 439,0

СЗФО 46 93 827,6 15 910,7 18 897,0

УрФО 8 4 682,6 2 088,9 3 065,0

СФО 24 120 446,8 26 146,8 15 599,0

ПФО 20 22 751,5 8 081,1 6 072,0

СКФО 1 413,1 26,5 33,0

ЮФО 1 9 753,0 310,6 1 116,0

ДФО 11 39 334,1 8 351,3 5 234,0

Итого: 128 325 352,3 66145,9 53 455,0

Рис. 1. Объем инвестиций в приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов

Рис. 2. Количество рабочих мест, создаваемых приоритетными инвестиционными проектами

в области освоения лесов

Реализация механизма приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, т. е. предоставление лесному бизнесу на льготных условиях лесосырь-евого обеспечения создаваемых лесоперерабатывающих мощностей, позволит увеличить производственные мощности по лесопилению на 10,3 млн м3 пиломатериалов в год, производству древесных листовых материалов на 2,8 млн м3 в год, целлюлозы на 4,0 млн т в год, бумаги и картона и изделий из них на 2,4 млн т в год, древесного биотоплива на 1,9 млн т в год (табл. 2).

Производственные мощности, планируемые к введению в эксплуатацию по приоритетным инвестиционным проектам*

Продукция Планируемые производственные мощности

Пиломатериалы, тыс. м3 10 319,405

Фанера клеёная, тыс. м3 1 296,5

МДФ, тыс. м3 1 046,9

ДСП, тыс. м3 1 997,46

Клееные изделия, тыс. м3 302,6

Целлюлоза древесная, тыс. т 4 036,7

Бумага, картон и изделия из них, тыс. т 2 364,3

Пеллеты и брикеты, тыс. т 1 913,311

* По проектам, включенным в перечень приоритетных приказом Минпромторга России за период с 30 июня 2007 г. по 1 апреля 2017 г.

В целом реализация механизма приоритетных инвестиционных проектов как инструмента государственной поддержки предприятий отрасли положительно сказалось на развитии лесного сектора [1; 5]. Наблюдаются позитивные изменения критериев и индикаторов, заложенных в Стратегии развитии лесного комплекса РФ до 2020 года: рост объема производства по основным видам лесной, деревообрабатывающей и лесобумажной продукции, снижения импорта зарубежной лесобумажной продукции [3; 4].

В результате реализации механизма приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов по состоянию на 1 января 2017 г. введены в эксплуатацию 51 производство с общим объемом инвестиций 149,6 млрд р., что позволило вовлечь в хозяйственный оборот лесные участки с ежегодным допустимым объемом изъятия древесины более 28,7 млн м3, создать более 25,7 тыс. новых рабочих мест и обеспечить прирост производственных мощностей по заготовке и переработке древесины (табл. 3).

Прирост мощностей, введенных в эксплуатацию по приоритетным инвестиционным проектам с 2007 по 2016 г.

Продукция Созданные производственные мощности

Пиломатериалы, тыс. м3 3845,72

Фанера клеёная, тыс. м3 520

ДСП, тыс. м3 765,6

Клееные изделия, тыс. м3 54,8

Целлюлоза древесная, тыс. т 2659,9

Бумага, картон и изделия из них, тыс. т 1741,7

Пеллеты и брикеты, тыс. т 265,8

Анализ приведенных данных показывает, что механизм приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов способен стимулировать развитие лесного сектора российской экономики. Тем не менее в полной мере он не обеспечивает организацию рационального и комплексного использования лесных ресурсов, предоставляемых государством на льготной основе для реализации инвестиционного проекта, ориентированного на решение стратегических задач развития лесного комплекса.

Проблемы реализации механизма приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и рекомендации по их решению

Анализ реализации механизма приоритетных инвестиционных проектов позволяет выявить ряд практических и методико-методологических проблем в формировании, процедуре отбора заявок и исполнении приоритетных проектов. Многие проблемы являются общими, системными и характерны для федерального и регионального уровня [3; 14]. Авторы считают необходимым выделить следующие из них.

• Включение инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов носит субъективный характер, поскольку осуществляется по решению инвестора создать лесоперерабатывающие мощности с определенной инвестором производственной программой. Такой подход не учитывает стратегических задач территориального размещения производственных мощностей и региональных балансов сырья. В результате имеется избыток лесопильных мощностей в Северо-Западном и Центральном федеральных округах и дефицит сырья для их обеспечения.

• Механизм приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов не предусматривает обязательств инвестора после завершения проекта (окончания инвестиционной фазы) использовать созданные в рамках проекта лесоперерабатывающие мощности и позволяет осуществлять заготовку древесины с целью дальнейшей ее реализации на предоставленных для этих мощностей лесных участках.

• Механизм приоритетных инвестиционных проектов не предусматривает ответственности собственников бизнеса за показатели их реализации.

• Уровень добавленной стоимости продукции инвестиционного проекта и ее вклад в региональный валовой продукт не учитываются (часть лесопользователей инвестируют в лесозаготовку и первичную деревообработку).

• Уровень внедрения современных производств и технологий создаваемой лесоперерабатывающей инфраструктуры можно охарактеризовать как недостаточный.

• В ряде регионов, предприятия которых стремятся участвовать в реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, нет региональной стратегии (концепции) развития лесного сектора. Это свидетельствует об отсутствии индикаторов оценки развития регионального лесного сектора, приоритетности развития отраслевых предприятий для экономики региона в целом. Как следствие отбор инвестиционных проектов в области освоения лесов ведется без привязки к региональным особенностям, без объективной оценки потребностей внутреннего и внешнего спроса на лесную и лесобумажную продукцию и без учета основных документов регионального лесного планирования (лесного плана субъекта Российской Федерации).

• Ход реализации приоритетных инвестиционных проектов, соответствие заявленных в концепции проекта и фактически достигнутых результатов слабо контролируется.

• Объективные критерии и показатели оценки бюджетной эффективности и в области лесопользования, и в области осуществления лесопромышленной деятельности отсутствуют. Системный анализ фактической бюджетной эффективности реализуемых инвестиционных проектов не осуществляется.

Для устранения выявленных недостатков механизма приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов предлагается ряд организационных и методических рекомендаций.

1. Определение стратегических направлений и территорий опережающего развития для лесного сектора, обеспечивающих достижение стратегических целей и решение задач развития лесопромышленного комплекса России. Это позволит создать условия, стимулирующие развитие химической переработки древесины (строительство ЦБК),

обеспечить потребление низкосортной и низкокачественной древесины, а также ее комплексное использование.

2. Привязка механизма приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, обеспечивающего доступ к лесному ресурсу, к другим инструментам государственной поддержки промышленных предприятий (промышленные кластеры [7; 13], территории опережающего развития, индустриальные парки и т. д.), особенно для депрессивных регионов и регионов, удаленных от рынков сбыта.

3. Разработка единых для всех субъектов Российской Федерации методических рекомендации по отбору приоритетных инвестиционных проектов.

4. Стимулирование инвестиций в создание новых производств с использованием современной лесозаготовительной, деревообрабатывающей и другой техники и наилучших доступных технологий.

5. Выработка методических подходов к оценке эффективности лесопользования и эффективности (коммерческой, бюджетной и социальной) инвестиций при реализации приоритетных инвестиционных проектов с учетом ресурсного потенциала региона и спроса на лесопродукцию.

6. Предъявление требований к инвестору — обязательная эксплуатация созданных в рамках приоритетного инвестиционного проекта лесоперерабатывающих мощностей на срок предоставленных в аренду лесных участков. Это позволит повысить бюджетную эффективность механизма приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

7. Определение ответственности собственников бизнеса за выполнение обязательств по реализации приоритетного инвестиционного проекта до ввода его в эксплуатацию, если договоры аренды были заключены до окончания инвестиционной фазы проекта. Это ограничит возможности недобросовестного использования лесного фонда, выделяемого для реализации инвестиционного проекта

Данные рекомендации, основанные на анализе практического опыта реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, сделают механизм приоритетных инвестиционных проектов более прозрачным для инвесторов и эффективным, как для бизнеса, так и для государства.

Государственный интерес к лесному сектору России и сама идея механизма инвестиционных проектов в области освоения лесов, безусловно, создали стимул для развития лесоперерабатывающих предприятий. В то же время несовершенство российского лесного законодательства, сложность сформировавшейся за многие годы системы взаимоотношений в лесном хозяйстве, разрозненность интересов бизнеса и власти, отсутствие единого методического подхода к обеспечению на льготной основе доступа инвесторов к лесным ресурсам, учитывающего региональный аспект и достижение целей лесной политики Российской Федерации, и другие системные проблемы снижают эффективность инструмента государственной поддержки лесного бизнеса — механизма приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Анализ опыта реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов в разных регионах, накопленная практика законодательного регулирования механизма приоритетных проектов на уровне регионов позволяют определить ряд мер, способствующих совершенствованию механизма приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Реализация предлагаемых мероприятий позволит, совершенствуя механизм приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, сбалансировать интересы участников лесного бизнеса и государства как собственника лесных ресурсов.

1. Васильченко А. С., Щербакова Т. А. Приоритетные инвестиционные проекты как основа инвестиционной привлекательности региона // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2009. № 21. С. 280-284.

2. Владимирова О. Н., Руйга И. Р., Кацик Д. Е. Совершенствование процедуры отбора региональных инвестиционных проектов в системе предоставления государственной поддержки на примере Красноярского края // Проблемы современной экономики. 2013. № 3 (47). С. 353-356.

3. Голотвин Д. Н. Организационно-экономические проблемы формирования и реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2014. № 3 (35). С. 55-58.

4. Кожемяко Н. П. Методический подход к оценке эффективности использования лесных ресурсов, выделяемых под реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов // Вестник Московского государственного университета леса — Лесной вестник. 2011. № 4. С. 227-230.

5. Кожемяко Н. П., Кожухов Н. И., Батракова М. А. Влияние механизма приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов на развитие лесного сектора Российской Федерации // Лесной экономический журнал. 2013. № 1. С. 27-33.

6. Кожемяко Н. П., Кондратюк А. В. Инструменты управления стратегическим развитием лесного сектора Российской Федерации // Вестник Московского государственного университета леса — Лесной вестник. 2012. № 8 (91). С. 179-183.

7. Кожухов Н. И., Кожемяко Н. П., Фитчин А. А. Концептуальные подходы к формированию лесопромышленных кластеров в России // Лесотехнический журнал. 2017. Т. 7. № 3. С. 236-253.

8. Кондратюк В. А., Кожемяко Н. П., Кондратюк А. В. Инвестиционные процессы в лесопромышленном комплексе Российской Федерации // Вестник Московского государственного университета леса — Лесной вестник. 2013. № 4 (96). С. 51-55.

9. Кондратюк В. А., Кожемяко Н. П., Кондратюк А. В. Приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов как инструмент управления стратегическим развитием лесного комплекса Российской Федерации // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. № 3 (62). С. 223-227.

10. Коньшакова С. А., Кузнецов С. Г. Приоритетные инвестиционные проекты как механизм государственного стимулирования развития конкуренции в лесном секторе России // Экономика и предпринимательство. 2013. № 2 (31). С. 108-113.

11. Литовских М. Н. Методические подходы к определению приоритетных проектов для формирования эффективных инновационно-инвестиционных стратегий // Экономика в промышленности. № 1. 2011. С. 44-47.

12. Моисеенко С. Л. Совершенствование экономического механизма лесовосста-новления с использования механизма государственно-частного партнерства в лесном секторе экономики России // Экономика и предпринимательство. 2015. № 8-1 (61-1). С. 1100-1104.

13. Попов В. В. Кластерный механизм развития лесопромышленного комплекса региона // Вопросы новой экономики. № 4 (36). 2015. С. 74-79.

14. Савицкий А. А. Актуальные вопросы совершенствования механизмов реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов // Вестник Московского государственного университета леса — Лесной вестник. 2013. № 4 (96). С. 56-59.

15. Development of the Public-Private Partnership in Russia: The Issues of Reconciling the Interests / S. A. Konshakova, S. G. Kuznetsov, I. A. Kuzovleva, N.P. Kogemyako // Life Science Journal. 2014. № 11 (12). Pp. 467-472.

The Mechanism of Priority Investment Projects in Forest Resources Development

by Sergey G. Kuznetsov, Svetlana A. Konshakova and Ilya P. Davydov

The paper addresses the problem of implementing the mechanism of priority investment projects in forest resources development. It presents conditions and legislative base for inclusion of an investment project into the list of priority investment projects in forest resources development. The authors examine conditions of implementation of priority investment projects, volumes of attracted investments, dynamics of approval of priority investment projects by federal districts of the Russian Federation. The paper identifies a number of problems in formation, selection procedure and realisation of priority projects, which are of practical and methodological nature. Some problems are common, systemic and typical of federal and regional level. The research systematizes factors decreasing the efficiency of the mechanism of priority investment project aimed at development of forest sector of Russia’s economy. The authors formulate recommendations to perfect methods of realisation of priority investment projects in forest resources development so as to improve efficiency both for the state and business.

Keywords: mechanism; priority investment project; forest policy; investments.

1. Vasilchenko A. S., Shcherbakova T. A., Prioritetnye investitsionnye proekty kak osnova investit-sionnoy privlekatel’nosti regiona [Priority investment projects as a basis for investment attractiveness of the region]. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyy universitet upravleniya) — Bulletin of the University (State University of Management), 2009, no. 21, pp. 280-284.

2. Vladimirova O. N., Ruyga I. R., Katsik D. Ye. Sovershenstvovanie protsedury otbora regional’nykh investitsionnykh proektov v sisteme predostavleniya gosudarstvennoy podderzhki na primere Krasno-yarskogo kraya [Improvement of the procedure for selecting regional investment projects in the system of providing state support at the example of the Krasnoyarsk kray]. Problemy sovremennoy ekonomiki -Problems of Modern Economics, 2013, no. 3 (47), pp. 353-356.

3. Golotvin D. N. Organizatsionno-ekonomicheskie problemy formirovaniya i realizatsii prioritet-nykh investitsionnykh proektov v oblasti osvoeniya lesov [Organizational and economic problems of formation and implementation of priority investment projects in the field of forest development]. Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava — Bulletin of the Altay Academy of Economics and Law, 2014, no. 3 (35), pp. 55-58.

4. Kozhemyako N. P. Metodicheskiy podkhod k otsenke effektivnosti ispol’zovaniya lesnykh resur-sov, vydelyaemykh pod realizatsiyu prioritetnykh investitsionnykh proektov v oblasti osvoeniya lesov [The methodological approach to assessing the effectiveness of forest resources allocated for the implementation of priority investment projects in the area of forest development]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta lesa — Lesnoy vestnik — Bulletin of Moscow State Forest University — Forestry Bulletin, 2011, no. 4, pp. 227-230.

5. Kozhemyako N. P., Kozhukhov N. I., Batrakova M. A. Vliyanie mekhanizma prioritetnykh investitsionnykh proektov v oblasti osvoeniya lesov na razvitie lesnogo sektora Rossiyskoy Federatsii [Influence of the mechanism of priority investment projects in the field of forest development on the development of the forest sector of the Russian Federation]. Lesnoy ekonomicheskiy zhurnal — Forest Economic Journal, 2013, no. 1, pp. 27-33.

6. Kozhemyako N. P., Kondratyuk A. V. Instrumenty upravleniya strategicheskim razvitiem lesnogo sektora Rossiyskoy Federatsii [Tools for managing the strategic development of the forest sector of the Russian Federation]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta lesa — Lesnoy vestnik — Bulletin of Moscow State Forest University — Forestry Bulletin, 2012, no. 8 (91), pp. 179-183.

7. Kozhukhov N. I., Kozhemyako N. P., Fitchin A. A. Kontseptual’nye podkhody k formirovaniyu lesopromyshlennykh klasterov v Rossii [Conceptual approaches to formation of forest clusters in Russia]. Lesotekhnicheskiy zhurnal — Forestry Engineering Journal, 2017, vol. 7, no. 3, pp. 236-253.

8. Kondratyuk V. A., Kozhemyako N. P., Kondratyuk A. V. Investitsionnye protsessy v lesopromysh-lennom komplekse Rossiyskoy Federatsii [Investment processes in the timber industry of the Russian Federation]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta lesa — Lesnoy vestnik — Bulletin of Moscow State Forest University — Forestry Bulletin, 2013, no. 4 (96), pp. 51-55.

9. Kondratyuk V. A., Kozhemyako N. P., Kondratyuk A. V. Prioritetnye investitsionnye proekty v oblasti osvoeniya lesov kak instrument upravleniya strategicheskim razvitiem lesnogo kompleksa Rossiyskoy Federatsii [Priority investment projects in the field of forest development as a tool for manag-

ing the strategic development of the forest industry in the Russian Federation]. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta — Bulletin of Irkutsk State Technical University, 2012, no. 3 (62), pp. 223-227.

10. Konshakova S. A., Kuznetsov S. G. Prioritetnye investitsionnye proekty kak mekhanizm go-sudarstvennogo stimulirovaniya razvitiya konkurentsii v lesnom sektore Rossii [Priority investment projects as a mechanism of state stimulation of competition development in the Russian forest sector]. Ekonomika i predprinimatelstvo — Economy & Entrepreneurship, 2013, no. 2 (31), pp. 108-113.

11. Litovskikh M. N. Metodicheskie podkhody k opredeleniyu prioritetnykh proektov dlya formi-rovaniya effektivnykh innovatsionno-investitsionnykh strategiy [Methodological approaches for determining priority projects for the formation of effective innovation and investment strategies]. Ekonomika v promyshlennosti — Economy in the Industry, no. 1, 2011, pp. 44-47.

12. Moiseenko S. L. Sovershenstvovanie ekonomicheskogo mekhanizma lesovosstanovleniya s ispol’zovaniya mekhanizma gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v lesnom sektore ekonomiki Rossii [Perfection of the economic mechanism of reforestation using the mechanism of public-private partnership in the forest sector of the Russian economy]. Ekonomika ipredprinimatelstvo — Economy & Entrepreneurship, 2015, no. 8-1 (61-1), pp. 1100-1104.

13. Popov V. V. Klasternyy mekhanizm razvitiya lesopromyshlennogo kompleksa regiona [Cluster mechanism for the development of a region’s timber industry]. Voprosy novoy ekonomiki — Issues of New Economy, 2015, no. 4 (36), pp. 74-79.

14. Savitskiy A. A. Aktual’nye voprosy sovershenstvovaniya mekhanizmov realizatsii prioritetnykh investitsionnykh proektov v oblasti osvoeniya lesov [Important issues of improving the mechanisms for implementing priority investment projects in the field of forest development]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta lesa — Lesnoy vestnik — Bulletin of Moscow State Forest University — Forestry Bulletin, 2013, no. 4 (96), pp. 56-59.

15. Konshakova S. A., Kuznetsov S. G., Kuzovleva I. A., Kogemyako N. P. Development of the Public-Private Partnership in Russia: The Issues of Reconciling the Interests. Life Science Journal, 2014, no. 11 (12), pp. 467-472.

Sergey G. Kuznetsov, Sc. (Econ.), Associate Bryansk State University of Engineering

Prof. of Economics, Business Valuation and and Technology

Accounting Dept. 3 Stanke Dimitrova Ave., Bryansk, Russia,

Phone: (4832) 64-95-62 241037

Svetlana A. Konshakova, Sc. (Econ.), Associate Bryansk State University of Engineering Prof. of Economics, Business Valuation and and Technology

Accounting Dept. 3 Stanke Dimitrova Ave., Bryansk, Russia,

Phone: (4832) 64-95-62 241037

Ilya P. Davydov, Sc. (Econ.), Associate Prof. Ural State Medical University

of Farmacy Economics and Management 3 Repina St., Yekaterinburg, Russia, 620028

Phone: (343) 254-04-16 e-mail: davidoveka@mail.ru

Ссылка для цитирования: Кузнецов С. Г., Коньшакова С. А., Давыдов И. П. Механизм приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесных ресурсов // Известия Уральского государственного экономического университета. 2018. Т. 19, № 2. С. 101-110. DOI: 10.29141/2073-1019-2018-19-2-8 For citation: Kuznetsov S. G., Konshakova S. A., Davydov I. P. Mekhanizm prioritetnykh investitsionnykh proektov v oblasti osvoeniya lesnykh resursov [The mechanism of priority investment projects in forest resources development]. Izvestiya Uralskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta — Journal of the Ural State University of Economics, 2018, vol. 19, no. 2, pp. 101-110. DOI: 10.29141/2073-1019-2018-19-2-8

Реализация инвестиционных проектов в освоении лесов

1. Зиновьева, И.С. Экономические проблемы развития лесного фонда территории // Актуальные проблемы экономики и права. – 2012. – № 2 (22) апрель-июнь. – С.36-39.

2. Кондратюк А.В. Инвестиционная привлекательность лесопромышленного комплекса России // Лесной экономический вестник. – 2007. – № 4. – С. 51-55.

3. Тюрин А.Е. Экономический анализ приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов // Лесной экономический вестник. – 2009. – № 4. – С. 32-36.

Лесной комплекс России представляет собой совокупность видов экономической деятельности от создания лесных насаждений и заготовки круглых лесоматериалов (как результат рубки спелой древесины) до производства пиломатериалов, бумаги, картона и других видов продукции глубокой механической и химической переработки древесного сырья. Значительна его роль в экономике страны (на его долю приходится более 6 % валовой продукции, 12 % доходной части государственного бюджета), тем не менее со стороны государства ему уделялось недостаточно внимания по сравнению с другими секторами экономики, связанными с использованием и воспроизводством природных ресурсов и, как следствие, остаточный принцип в инвестировании его развития не позволяет в полном объеме создать современную техническую базу в лесной, деревоперерабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Поэтому требуется усиление государственного регулирования инвестиционной деятельности в области освоения лесов.

Одним из направлений этой деятельности было принятое постановление Правительства РФ от 30 июня 2007 г. №419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» (с изменениями от 1 ноября 2012 г.). В настоящее время в перечень приоритетных включено 63 проектов с объемом заявленных инвестиций 411,8 млрд. руб. и объемом перерабатываемого сырья 72,0 млн. куб. м. Сроки строительства объектов и ввода их в действие предусмотрены в ближайшие 10 лет, начиная с 2009. В первые четыре года (2009-2012) должно реализовываться по 9 проектов, затем по 8 (2012-2013), пять проектов – в 2015, три в – 2017 и по одному – в 2016 и 2018гг.

Источниками финансирования предусмотрены:

– собственные средства предприятий лесного сектора – 26 %;

– заемные средства – 69 %;

– государственная поддержка – 5 %.

В табл. 1 рассмотрены объемы конечной продукции, предусмотренные к выпуску при реализации приоритетных инвестиционных проектов.

Объемы конечной продукции, предусмотренные к выпуску при реализации приоритетных инвестиционных проектов

Источник https://forestcomplex.ru/forestry/prioritetnye-investproekty-vid-koncessii-ili-put-k-chastnoj-sobstvennosti/

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizm-prioritetnyh-investitsionnyh-proektov-v-oblasti-osvoeniya-lesnyh-resursov

Источник https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=33504

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *