Инвестиции в реальный сектор экономики – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

 

Проблемы привлечения инвестиций в реальный сектор экономики России

Цитировать:
Бурлакова А.П., Скворцова Г.Г. Проблемы привлечения инвестиций в реальный сектор экономики России // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 4. – С. 1019-1034. – doi: 10.18334/epp.10.4.100773.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42900277
Цитирований: 4 по состоянию на 26.03.2022

Аннотация:
В статье рассматриваются основные проблемы привлечения инвестиций в реальный сектор экономики России в той их части, которая направлена на обновление основного капитала промышленных предприятий. Проанализированы основные элементы инвестиционного климата на макро-, мезо- и микроуровнях. Выявлены специфические особенности и риски инвестирования проектов по обновлению основного капитала, а также компоненты инвестиционного климата, непосредственно влияющие на данный процесс. Кроме того в статье сформулированы основные направления государственной политики, призванные улучшить инвестиционный климат в РФ, активизировать инвестиционную деятельность в реальном секторе народного хозяйства.

Ключевые слова: инвестиционный климат, обновление основного капитала, инвестиции, риски

JEL-классификация: G31, E32, H54

Введение

Необходимым условием обеспечения экономического роста, развития общества в целом и отдельных хозяйствующих субъектов является расширенное воспроизводство материальных ценностей, обеспечивающее рост национального дохода. На сегодняшний день, учитывая степень износа производственной базы, проблема обновления основного капитала промышленных предприятий является особенно актуальной, соответственно, увеличивается потребность в привлечении долгосрочных инвестиций с целью закупки новейшего оборудования, внедрения технологических инноваций. Данная проблема тесно связана с проблемой формирования благоприятного инвестиционного климата на всех уровнях хозяйственной иерархии – от конкретных предприятий до национальной экономики. В рамках настоящего исследования интерес представляют реальные инвестиции. Причем только та их часть, которая направлена на инвестирование процессов обновления основного капитала.

Цель данной статьи состоит в комплексном изучении проблем, связанных с нехваткой финансовых ресурсов на обновление основного капитала промышленных предприятий, техническое перевооружение производства, а также разработке рекомендаций по улучшению инвестиционного климата РФ с целью привлечения долгосрочных инвестиций для развития отечественной промышленности.

Авторами предложен методологический подход к изучению проблем инвестиционного климата РФ, основанный на принципе уровневой структуризации: по аналогии с иерархической структурой основного капитала – макроуровень, мезоуровень, микроуровень.

Научная новизна исследования состоит в том, что при изучении проблем инвестиционного климата и их влияния на экономику и промышленность РФ авторы считают необходимым рассматривать процесс инвестирования проектов по обновлению основного капитала обособленно от прочих капиталовложений по причине длительности, сложности реализации, высоких рисков окупаемости, специфического субъектного состава данных проектов. Это позволит выявить и систематизировать угрозы и риски инвестирования реального сектора экономики РФ и сформулировать рекомендации по нивелированию их негативного воздействия, обеспечению защиты прав и законных интересов участников инвестиционной деятельности.

Настоящая статья подготовлена с учетом норм действующего российского законодательства в области инвестиционной деятельности [1, 2, 3] на основе исследований отечественных ученых Г.А. Александрова [4, с. 2–12; 5, с. 12–22; 6] (Aleksandrov, Rozov, 2013; Aleksandrov, Vyakina, Skvortsova, 2014; Aleksandrov etc., 2018), А.В. Воронцовой [7, с. 116–119] (Vorontsova etc., 2018), П.А. Кохно, С.В. Ситникова [11, с. 132–141] (Kokhno, Sitnikov, 2018), Г.Г. Вукович [8, с. 61–66] (Vukovich, Kravtsova, 2012) и др., посвященных проблематике инвестиционного климата в РФ, инвестирования процессов обновления основного капитала. Выводы, содержащиеся в исследовании, основаны на данных официальной статистики [9, 12, 13] и рейтингов независимых международных экспертных организаций [14, 15, 17].

На инвестиционный климат страны оказывают влияние следующие факторы [5] (Aleksandrov, Vyakina, Skvortsova, 2014):

1) административно-правовые условия (система законодательства, судебная система, соблюдение гарантий прав собственности, а также защиты прав участников инвестиционного проекта, степень исполнения законов и т.д.);

2) экономическая конъюнктура (налоговая система, потенциал рынка, средняя доходность проектов по обновлению основного капитала, значения основных макроэкономических показателей (ВВП, темп инфляции, устойчивость курса валюты, состояние конкурентной среды, объем оттока капитала, ресурсный потенциал и др.));

3) политическая ситуация (легитимность власти, развитость демократических институтов, гражданского общества, предсказуемость внешней политики и др.);

4) состояние и развитость инфраструктуры (доступность государственных услуг, доступность и объективность информации, развитость инфраструктуры и др.);

5) развитие промышленности (ведущие отрасли промышленности, уровень износа основного капитала промышленных предприятий, ведение работ в области создания высоких технологий – наличие специализированных научно-исследовательских центров, испытательных лабораторий и т.д., уровень технической оснащенности машиностроительных отраслей, в первую очередь гражданского назначения);

6) социальная сфера (наличие/отсутствие социальной напряженности, уровень жизни населения, в т.ч. доля малоимущего населения, уровень безработицы, уровень преступности, уровень, качество и доступность образования, демографическая ситуация и др.);

7) географическое положение, состояние экологии (территориальное расположение, состояние окружающей среды и др.).

Соответственно, инвестиционный климат определяется в основном факторами и условиями, которые являются результатом проводимой государственной политики в сфере экономики, права, внешних отношений государства и т.д., то есть непосредственно зависит от деятельности конкретных государственных структур.

Базовым элементом всей иерархической системы хозяйствования является предприятие – хозяйствующий субъект, который осуществляет свою деятельность обособленно или в группе однородных компаний (холдинге, технопарке и др.) и принадлежит к конкретной отрасли, географически расположен в отдельном регионе и является частью промышленности, экономики страны. Поэтому всю совокупность факторов, определяющих состояние инвестиционного климата государства, стимулирующих или препятствующих притоку инвестиций, следует рассматривать в контексте их влияния на предприятие.

Проводя аналогию с тремя уровнями иерархической структуры основного капитала (индивидуальный основной капитал; региональные и отраслевые основные капиталы; основной капитал общества (государства) в целом), инвестиционный климат также целесообразно рассматривать на трех уровнях экономической системы: макроуровень – экономика страны; мезоуровень – региональная экономика; микроуровень – экономика конкретного хозяйствующего субъекта – промышленного предприятия [11, с. 134] (Kokhno, Sitnikov, 2018). Поэтому перечисленные выше составляющие инвестиционного климата можно сгруппировать по соответствующим уровням.

I. На уровне государства инвестиционный климат формируют 3 группы факторов: политические (как внешнеполитические, включая положение государства в системе мировых отношений, степень участия страны в глобализационных экономических процессах, участие в военных конфликтах и др., так и внутренние: законодательная база, форма правления, политическая система и др.), экономические и социальные.

II. Региональный инвестиционный климат – система правовых, экономических, социальных, географических условий инвестиционной деятельности на уровне региона или отрасли народного хозяйства региона. Инвестиционный климат на мезоуровне во многом определяется промышленным потенциалом региона, его ведущими отраслями экономики, территориальным расположением (наличием природных ресурсов, отдаленностью от столицы и т.д.), а также региональным законодательством и приоритетностью развития, реализации федеральных программ (например, присвоение статуса территории опережающего развития и др.).

III. На микроуровне инвестиционный климат проявляется через систему отношений между инвестором и хозяйствующим субъектом – реципиентом инвестиций, формирующуюся при участии прямых контрагентов участников инвестиционной деятельности: банков, поставщиков оборудования, профсоюзов и т.д. [11, с. 135] (Kokhno, Sitnikov, 2018). При этом данная система отношений складывается в условиях, определенных факторами макро- и мезоуровней.

На каждое промышленное предприятие оказывают влияние факторы всех уровней, равно как и инвестиционный климат страны формируется из множества показателей инвестиционной привлекательности самостоятельных хозяйствующих субъектов.

Процесс обновления основного капитала имеет ряд отличительных особенностей по сравнению с другими инвестиционными проектами: длительность реализации, сложность осуществления, необходимость привлечения внешних квалифицированных специалистов, необходимость совмещения с текущей производственной деятельностью, высокие риски окупаемости. Кроме того, процесс инвестирования в обновление производственной базы действующих предприятий отличается субъектным составом (рис. 1).

Рисунок 1. Субъектный состав процесса инвестирования обновления основного капитала

Источник: авторская разработка.

Перед собственником (руководством) хозяйствующего субъекта стоят сложные, масштабные задачи: необходимо эффективно распорядиться привлеченными средствами, обеспечив при этом прирост собственного капитала. Эффективное вложение средств на цели обновления основного капитала предполагает грамотную разработку проекта по обновлению парка машин и оборудования, поиск надежных поставщиков, проработку стратегических планов развития производства (включая производственную, маркетинговую и другие политики – «обновленное производство» должно бесперебойно работать и обеспечивать снижение издержек, экономию ресурсов и т.д.), что требует комплексного и профессионального подхода.

Инвестиционное обеспечение инновационного обновления основного капитала (Бурлакова А.П., Скворцова Г.Г.) // Вопросы инновационной экономики. № 4 / 2018

Государство заинтересовано в успешной реализации проекта по обновлению основного капитала, так как за счет развития промышленного производства обеспечивается экономический рост на уровне города, региона, страны, а также достигается социально-экономическая стабильность в обществе (занятость населения, увеличение объема поступающих в бюджет налогов, развитие инфраструктуры, увеличение товарооборота отечественной продукции (насыщение рынка), рост благосостояния населения). Вместе с тем государство выступает не только бенефициаром в данной системе взаимоотношений. Оно должно через свои институты обеспечивать соблюдение законных прав всех участников бизнес-процессов и гарантировать защиту от любых противоправных действий в отношении субъектов экономической деятельности.

С позиции инвестора вложение средств имеет основной целью приращение вложенного капитала, по возможности в краткосрочной перспективе и с наименьшими рисками. Инвесторами могут выступать как отечественные структуры (государство, банки, коммерческие организации, фонды, физические лица и т.д.), так и зарубежные партнеры (банки, корпорации и др.). Несмотря на различие данных групп инвесторов, различные условия инвестирования и различные меры государственной поддержки, предоставляемой отдельным категориям инвесторов, проблемы отечественного инвестиционного климата негативно сказываются на каждой группе. Если отечественные инвесторы привыкли к российским реалиям, в которых вынуждены функционировать, то иностранным компаниям сложнее преодолеть административные, экономические, коррупционные барьеры, препятствующие инвестированию. Поэтому, несмотря на большой потенциал российского рынка, зарубежный бизнес неохотно идет на сотрудничество из‑за слишком высоких страновых рисков (табл. 1).

Объем иностранных инвестиций в основной капитал

Показатель / Год 2015 2016 2017 2018 2019
Объем инвестиций из‑за рубежа в % от общего объема инвестиций в основной капитал (100 %) 1,1 0,8 0,8 0,6 0,5

Источник: составлено авторами по данным Росстата [12].

Доля средств иностранных инвесторов в структуре инвестиций в основной капитал крайне мала. Объем иностранных инвестиций в реальный сектор экономики РФ в 2019 г. сократился на 25 % по сравнению с 2018 г. (или на 22,2 млрд руб. – с 86,6 до 64,4 млрд руб.) [16]. Значение показателя за весь период наблюдения не составляло более 1,1 % в общем объеме финансирования, а в последнее время имеет негативную тенденцию к снижению. Данные статистики показательны – обострение внешнеполитической обстановки и введенные экономические санкции сводят к минимуму приток финансовых ресурсов из‑за рубежа.

Вместе с тем иностранный капитал при рациональном, эффективном инвестировании в реальный сектор экономики оказывает положительное влияние на развитие промышленности:

1) позволяет получить доступ к передовым технологиям и современным методам управления;

2) способствует совершенствованию технологий и повышению уровня производства;

3) инвестиции в расширение производства и повышение его эффективности в конечном счете приводят к росту налоговых поступлений, созданию дополнительных рабочих мест;

4) улучшает экономический имидж страны в мире, увеличивает степень доверия к стране;

5) способствует интеграции отечественной экономики с мировой экономической системой посредством производственной и научно-технической кооперации [10] (Kobilev, Lachin, 2015).

На сегодняшний день для координации действий иностранных инвесторов, выразивших желание вложить свои средства в российские проекты, создано Российское инвестиционное агентство – некоммерческая неправительственная организация, основная цель деятельности которой состоит в привлечении прямых иностранных инвестиций в экономику РФ.

Влияние пандемии COVID-19 на реальный сектор экономики (Дробот Е.В., Макаров И.Н. и др.) // Экономика, предпринимательство и право. № 8 / 2020

Инвестиции из‑за рубежа крайне важны, но не менее важно создать благоприятные условия для инвестирования российскому бизнесу. Эта задача должна быть решена в первую очередь. Привлечение иностранных инвестиций наряду с явными преимуществами имеет некоторые ограничения (чрезмерная зависимость от иностранного капитала несет в себе угрозу экономической безопасности страны, так как делает экономику уязвимой под влиянием геополитической обстановки, не стимулирует отечественный бизнес вкладывать средства в реальный сектор и др.).

Современное российское законодательство в области инвестиций включает в себя ряд законов и подзаконных актов федерального, регионального и муниципального уровней, а также акты международного права. Очевидно, что система законодательных норм обширна и имеет целью регламентировать различные аспекты инвестиционной деятельности, но вместе с тем огромное количество нормативных актов делает ее малопонятной, особенно для иностранных инвесторов, а многоуровневая структура не исключает фактов противоречия отдельных норм.

Цель инвестиционной политики России сформулирована в «Основных направлениях политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010 г.» (утв. Правительством РФ 05.08.2005 г. № 2473п-П7): усиление роли государства как гаранта осуществления благоприятного нормативно-правового режима хозяйственной деятельности отечественных и зарубежных инвесторов, предоставление законодательных гарантий инвесторам при реализации инвестиционных проектов.

В «Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 г.» (утв. Указом Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208) к числу основных вызовов и угроз экономической безопасности России отнесены недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики, обусловленный неблагоприятным инвестиционным климатом, высокими издержками бизнеса, избыточными административными барьерами, неэффективной защитой права собственности, и слабая инновационная активность, отставание в области разработки и внедрения новых и перспективных технологий.

Представляется целесообразным разграничить и систематизировать обозначенные угрозы формированию благоприятного инвестиционного климата в РФ и связанные с ними риски с учетом особенностей инвестирования проектов по обновлению основного капитала [7, с. 116] (Vorontsova etc., 2018):

1) неблагоприятная внешнеполитическая ситуация, агрессивная внешняя политика (риск внесения проекта в санкционные списки);

2) неустойчивость макроэкономической ситуации (резкие колебания курса национальной валюты, низкие темпы роста ВВП, зависимость экономики от экспорта энергоресурсов, высокие темпы инфляции и др.) (риск частичной утраты вложенных средств, их обесценения);

3) непрогнозируемые изменения законодательства, его сложность, неоднозначность толкования отдельных норм, их противоречивость (риск возникновения непрогнозируемых финансовых потерь, риск споров с налоговыми, таможенными и др. органами, риск увеличения срока проекта);

4) отсутствие надежных институтов защиты прав собственности, отсутствие гарантий невмешательства государственных структур в бизнес (риск полной или частичной утраты вложенных средств);

5) неразвитость демократических институтов, отсутствие гражданского общества (непонимание западными партнерами системы общественных отношений в России);

6) слабость финансово-кредитной системы, концентрация финансовых потоков в банковской сфере при недостаточном финансировании реального сектора экономики (риск дополнительных расходов, обусловленных завышенной стоимостью банковских транзакций);

7) коррупция на всех уровнях власти (риск возникновения непредсказуемых расходов, риск полной или частичной потери вложенных средств).

В упомянутой выше Стратегии экономической безопасности РФ содержится косвенное указание на неудовлетворительное состояние инвестиционного климата в России. Так, одной из задач Стратегии является «… предупреждение рейдерских захватов, иных преступных и противоправных действий в хозяйственно-финансовой сфере, осуществляемых в т.ч. с вовлечением представителей правоохранительных, регулирующих и контрольно-надзорных органов, государственных корпораций и компаний с преобладающим участием РФ». То обстоятельство, что в документе такого уровня декларируется борьба с подобными формами правонарушений в экономической сфере, содержит факт официального признания их наличия в масштабах, угрожающих экономической безопасности РФ.

Согласно данным международных рейтинговых агентств, таких как The Global Innovation Index – 2019, Transparency International, в которых Россия традиционно занимает последние места в рейтингах по таким показателям, как «Верховенство права», «Политическая обстановка», «Эффективность деятельности правительства», а также «Неподкупность чиновников», «Независимость СМИ», «Объективность судебной системы» и мн. др. [14, 17], инвестиционный климат в России также не является благоприятным.

Отечественные экспертные группы, такие как Агентство стратегических инициатив, также свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии инвестиционного климата, проводя анализ инвестиционной привлекательности регионов по таким показателям, как уровень развития инфраструктуры, защита инвестиций, развитие форм поддержки предпринимательства и др. Например, Тверская область не входит в список 20 регионов, инвестиционный климат которых считается удовлетворительным (ни в 2018 г., ни в 2019 г.) [13].

Показательны данные опроса хозяйствующих субъектов о причинах, препятствующих инвестированию средств в реальный сектор экономики РФ (табл. 2).

Распределение организаций по оценке факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность в части обновления основного капитала (в процентах от общего числа организаций)

Факторы, препятствующие осуществлению инвестиционной деятельности / год 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Недостаточный спрос на продукцию 23 28 27 23 23 22
Недостаток собственных финансовых ресурсов 60 61 61 57 60 62
Высокий процент коммерческого кредита 29 56 56 53 54 56
Сложный механизм получения кредитов для реализации инвестиционных проектов 16 42 46 45 46 46
Инвестиционные риски 30 60 50 51 58 60
Неудовлетворительное состояние технической базы 7 18 22 20 25 25
Низкая доходность инвестиций в основной капитал 13 22 20 20
Неопределенность экономической ситуации в стране 34 66 61 57 62 64
Несовершенная нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционные процессы 11 27 27 29 34 38

Источник: cоставлено авторами по данным Росстата за 2014–2019 гг. [9, 16].

Статистические данные показывают, что главными для бизнеса факторами, препятствующими вложению средств в обновление основного капитала, являются нестабильность экономической ситуации, сложность ее прогнозирования и недостаточный объем собственных денежных средств (64 % и 62 % соответственно в 2019 г., а в 2015 г. неопределенность отечественной экономики стала главной причиной нежелания осуществлять долгосрочные инвестиционные проекты – 66 %, тогда как на отсутствие собственных средств жаловались 61 % респондентов). Кроме того, по сравнению с «поворотным» 2014 г. критически (в 2–3 раза) возросла значимость для инвесторов таких факторов, как доступность кредитных ресурсов, инвестиционные риски (с 30 % в 2014 г. до 60 % в 2019 г.), несовершенство законодательства (с 11 % в 2014 г. до 38 % в 2019 г.).

Имидж региона как ключевой фактор привлечения инвестиций (Долгова И.В.) // Экономика, предпринимательство и право. № 3 / 2013

Состояние инвестиционного климата напрямую влияет на состояние промышленности страны: проекты обновления основного капитала отличаются от прочих инвестиционных проектов длительностью, потребностью в больших объемах финансовых средств, периодом окупаемости более 1 года, поэтому от того, будут ли заинтересованы инвесторы в размещении своих средств на долгосрочной основе, во многом зависит активность бизнеса в обновлении производственной базы, масштабы и качество обновления.

Неблагоприятный инвестиционный климат обуславливает недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики и, соответственно, низкие темпы и низкое качество процесса обновления основного капитала, следствием чего является отставание в области высоких технологий.

Для анализа влияния инвестиционного климата на процессы обновления основного капитала целесообразно применить системный подход, который предполагает учет во взаимосвязи и взаимозависимости всех факторов, образующих инвестиционный климат: экономических, административно-правовых, политических, социальных, экологических, и их воздействие на конкретное предприятие, группу компаний, отрасль, промышленность, национальную экономику.

Комплексная оценка влияния группы факторов инвестиционного климата на иерархических уровнях хозяйствования рассмотрена проф. Г.А. Александровым и группой ученых, предлагающих использовать для такого анализа методологический прием, именуемый «АВС-матрица» (AVS matrix). Данная методика основана на построении матрицы, по горизонтальной оси которой расположены 4 группы факторов инвестиционного климата (административно-правовые, экономические, ресурсно-технические, социально-экологические), а по вертикали – 4 уровня хозяйственной системы (предприятие, отрасль, регион, национальная экономика) [5] (Aleksandrov, Vyakina, Skvortsova, 2014). На пересечении горизонталей и вертикалей, т.е. в каждой из 16 ячеек матрицы, представлена взаимосвязь «уровень – фактор», что позволяет оценить влияние определенных групп факторов на каждый уровень хозяйствования. В нашем исследовании мы не будем подробно останавливаться на изучении этой методики, отметим лишь, что она является всесторонней и вполне исчерпывающей и может быть применена также для совершенствования методологии оценки несистематической составляющей инвестиционных рисков.

Поскольку вложение средств в обновление производственной базы по ряду признаков отличается от других инвестиционных проектов, целесообразно рассмотреть систему элементов инвестиционного климата, непосредственно оказывающих влияние на процессы обновления основного капитала (табл. 3).

Элементы инвестиционного климата, оказывающие влияние на процессы обновления основного капитала

Наименование фактора Содержание фактора
1. Налоговая система Данный показатель включает в себя целый комплекс инструментов косвенного воздействия государства на бизнес: налоговые режимы, ставки налогов, сложность исчисления налогов, механизм предоставления налоговой отчетности, бремя налоговых проверок, наличие или отсутствие адресных налоговых преференций, льгот, предоставляемых отдельным категориям налогоплательщиков, а также четкость и однозначность установленных норм законодательства в сфере налогообложения. При ведении хозяйственной деятельности, реализации долгосрочных инвестиционных проектов, какими являются техническое перевооружение, реконструкция производства, без учета особенностей налоговой системы РФ невозможно осуществлять управление денежными потоками, определять такие важнейшие финансовые показатели, как срок окупаемости проекта, величина чистой прибыли, рентабельность активов и т.д.
2. Система защиты прав инвесторов Данный элемент является достаточно обширным и включает в себя такие показатели, как непротиворечивость, понятность законодательной базы, а также контроль за исполнением законов, соблюдение принципа главенства закона, независимость, объективность и беспристрастность судебной системы, ее политическая нейтральность и легитимность. Учитывая перечисленные выше специфические особенности инвестиционных проектов по обновлению основного капитала, от того, насколько отечественный и зарубежный бизнес будет чувствовать себя юридически и экономически защищенным, во многом зависит сам факт инвестирования в реальный сектор экономики. Обновление основного капитала априори подразумевает ориентацию на долгосрочное развитие, о котором не может быть речи, если нет уверенности в сохранении и защите бизнеса
3. Потенциал внутреннего рынка, уровень конкуренции Данный фактор включает в себя такие показатели, как уровень монополизации рынка, добросовестность ведения конкурентной борьбы, политика правительства по поддержке отечественных производителей, обеспечение равных условий для всех участников (конкурентов) инвестиционной деятельности. Следует отметить, что российскую систему хозяйствования отличает диктатура естественных монополий и госкорпораций. В настоящее время российское правительство, вводя ограничения на ввоз из‑за рубежа определенных товаров, в том числе промышленного назначения, делает попытки поддержки отечественных производителей. Однако наряду с другими, противоположными по своей сущности, мерами, такими как увеличение налоговой нагрузки, положительный эффект от такой «поддержки» остается минимальным. Кроме того, учитывая степень износа основного капитала промышленных предприятий машиностроительных отраслей в России, на сегодняшний день фактически отсутствует производственный потенциал для создания отечественного высокотехнологичного оборудования
4. Политика Центрального Банка На сегодняшний день кредитно-денежная политика, проводимая Центробанком РФ, не способствует развитию рынка заемного финансирования. С одной стороны, сказываются результаты мероприятий по оздоровлению банковской сферы, в результате которых многие кредитные организации в одночасье могут лишиться лицензии. Такая непредсказуемость снижает привлекательность и существенно увеличивает риски заемного финансирования. С другой стороны, дороговизна кредитных ресурсов делает их малодоступными для бизнеса, особенно на начальном этапе его развития, в период, когда потребность в денежных средствах особенно велика. Несмотря на неустойчивую тенденцию к снижению, ключевая ставка ЦБ РФ на сегодняшний день остается одной из самых высоких не только США и Евросоюзе, но даже в Азиатско-Тихоокеанском регионе [15]. Приближение ключевой ставки к показателю средней рентабельности активов (5,4 % в обрабатывающей промышленности) позволило бы снизить стоимость заемных средств, столь необходимых реальному сектору экономики
5. Уровень риска Согласно Методическим рекомендациям по оценке инвестиционных проектов (утв. приказом Министерства экономики, Министерства финансов, Госкомитета РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике от 21.06.1999 г. № ВК477), при инвестировании следует учитывать 3 вида рисков: страновой, риск надежности участников проекта и риск неполучения предусмотренных проектом доходов. Данный перечень может быть дополнен риском изменения законодательства, риском незаконных действий со стороны региональной и местной власти, коррупционным риском и др.

Источник: составлено автором.

Несмотря на многообразие факторов, влияющих на активность процессов обновления основного капитала, базовой, ключевой компонентой благоприятного инвестиционного климата в любой сфере деятельности является соблюдение принципа главенства закона. Это условие, без которого само существование бизнеса ставится под угрозу, не говоря уже о перспективах его долгосрочного развития.

Добиться устойчивого экономического роста невозможно без формирования цивилизованного инвестиционного рынка, законные интересы и права всех участников которого должны гарантироваться государством. Это создаст необходимую основу для интенсивного обновления основного капитала промышленных предприятий страны, в т.ч. на инновационной основе.

Заключение

Итак, основными проблемами, обуславливающими неудовлетворительное состояние инвестиционного климата в России и препятствующими притоку инвестиций в реальный сектор экономики, являются: на макроуровне – непредсказуемость внешней политики и, как следствие, режим введенных экономических ограничений в отношении РФ, зависимость основных макроэкономических показателей от экспорта углеводородов, аккумулирование финансовых потоков в экспортно-сырьевой сфере в ущерб обрабатывающей промышленности, несовершенство правового регулирования инвестиционной деятельности. На мезоуровне – несовершенство регионального законодательства, отсутствие надежных механизмов защиты прав участников инвестиционных проектов, коррупция в органах власти. На микроуровне – завышенная стоимость кредитных ресурсов, дефицит на рынке высокотехнологичного оборудования отечественного производства, нехватка персонала нужной квалификации, недостаточное количество научно-исследовательских центров, лабораторий.

Анализ механизмов привлечения инвестиционных ресурсов в период кризиса (Аникеева А.А., Чернолецкая А.К.) // Экономика, предпринимательство и право. № 6 / 2021

Вместе с тем реализация проектов по эффективному обновлению основного капитала требует значительных капиталовложений на длительную перспективу. Данная задача не может быть решена с помощью краткосрочных кредитов, предоставляемых банками и другими кредитными организациями, так как последние имеют целью получение сиюминутной прибыли и малый срок окупаемости инвестиций. Поэтому необходимо разработать комплекс мероприятий, направленных на улучшение инвестиционного климата РФ с целью привлечения долгосрочных инвестиций в реальный сектор экономики. Важнейшие направления государственной политики по улучшению инвестиционного климата содержатся в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. (утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р, ред. от 28.09.2018 г.). Авторы считают нужным дополнить данный перечень рядом мер и инициатив (рис. 2).

Рисунок 2. Направления государственной политики по улучшению инвестиционного климата

Источник: авторская разработка.

Поэтапная реализация каждого из перечисленных направлений должна создать условия для оздоровления национальной экономики, ориентировать бизнес на долгосрочное развитие, активизировать инвестиционную деятельность внутри страны, а также сделать экономику России привлекательной и открытой для притока внешних инвестиций, восприимчивой к внедрению достижений научно-технического прогресса, передовых технологий.

1. Стратегия экономической безопасности РФ на период до 2030 г.» (утв. Указом Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208) [Электронный ресурс] // URL: www.consultant.ru (Дата обращения 22.03.2020 г.).
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р [Электронный ресурс] // URL: www.consultant.ru (Дата обращения 13.12.2017).
3. Основные направления политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010 года. Утв. Правительством РФ 05.08.2005 г. № 2473п-П7 [Электронный ресурс] // URL: www.consultant.ru (Дата обращения 04.01.2020 г.).
4. Александров, Г. А. Инновационное обновление основного капитала предприятий как одно из условий безопасности России / Г. А. Александров, Д. В. Розов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2013. — №37 (226). – С. 2 — 12.
5. Александров, Г. А., Вякина, И. В., Скворцова, Г. Г. Инвестиционный климат и инвестиционные риски: методология анализа взаимосвязи и оценки / Г. А. Александров, И. В. Вякина, Г. Г. Скворцова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2014. — № 22 (259). – С. 12 – 22.
6. Александров, Г. А. Обновление основного капитала: Инновации. Инвестиции. Организационно-экономический механизм: Монография. / Г. А. Александров, Д. В. Розов, Г. Г. Скворцова, И. В. Вякина, Е. В. Павлова, А. П. Бурлакова. – М.: «Креативная экономика», 2018. – 324 с.
7. Воронцова, А. В. Проблемы формирования благоприятного инвестиционного климата в Российской Федерации / А. В. Воронцова // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2018. — № 4. – С. 116 – 119.
8. Вукович, Г. Г., Кравцова, К. В. Инвестиционный климат в РФ: исследование механизма реализации инвестиционной политики РФ / Г. Г. Вукович, К. В. Кравцова // Общество: политика, экономика, право. – 2012. — № 3. – С. 61 – 66.
9. Инвестиции в России 2019. Статистический сборник. Москва 2019 / Росстат. – М., 2017. – 188 с. [Электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru.invest.ru (дата обращения 04.01.2020 г.).
10. Кобилев, А. Г., Лачин, Ю. В. Влияние иностранных инвестиций на развитие реального сектора экономики России / А. Г. Кобилев, Ю. В. Лачин // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2015. — № 3 (58) [Электронный ресурс] // URL: http://www.journal-nio.com/index.php?option=com_content &view=article&id= 3479%3Apubl&Itemid =144
11. Кохно, П. А., Ситников, С. В. Управление инвестиционными возможностями высокотехнологичных предприятий / П. А. Кохно, С. Е. Ситников // Проблемы теории и практики управления. – 2018. — № 10. – С. 132 – 141.
12. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru
13. Официальный сайт Центрального Банка РФ: [Электронный ресурс] URL: http://www.cbr.ru/statistics/infl/Infl_01122017.pdf.
14. Россия заняла 131-е место по индексу коррупции Transparency International: [Электронный ресурс] // URL: http://www.interfax.ru/ world/546854 (Дата обращения 04.01.2020 г.).
15. Рынок Форекс. Таблица процентных ставок ЦБ мира: [Электронный ресурс] // URL: http://www.fxstreet.ru.com/economic-calendar/interest-rates-table/ (Дата обращения 29.12.2018 г.).
16. Федеральная служба государственной статистики. Инвестиции в нефинансовые активы. Структура инвестиций в основной капитал [Электронный ресурс] // URL: https:// www.gks/ru/investment_nonfinancial?print=1(дата обращения 25.03.2020 г.).
17. Global Innovation Index: [Электронный ресурс] // URL: https://www.global innovationindex.org/report-2019 (дата обращения 25.03.2020 г.).

Подробнее об авторах:

Бурлакова Александра Петровна
начальник Отдела анализа и подготовки отчетности, окончила аспирантуру Тверского государственного технического университета с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь»
АО «Диэлектрические кабельные системы»

Скворцова Галина Геннадьевна
доцент кафедры экономики и управления производством, кандидат экономических наук, доцент
Тверской государственный технический университет
ORCID: 0000-0002-7965-5995
SPIN (elibrary.ru): 5150-6028

Логистические инновации: сущность, виды и способы финансирования (Карпова Н.П., Евтодиева Т.Е.) // Экономика, предпринимательство и право. № 7 / 2020

Роль инвестиционных процессов в развитии стран ЕАЭС (Эрмекова А.Ш.) // Экономика Центральной Азии. № 2 / 2020

Инвестиции в реальный сектор экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ольга Изряднова, Кирилл Рогов

Инвестиции в основной капитал в мае 2015 г. составили 92,4%, а за январь–май текущего года – 95,2% от соответствующих показателей 2014 г. Продолжающееся уже шестой квартал подряд сокращение инвестиций определяется падением деловой активности со второй половины 2012 г. и усугубляется ухудшением макроэкономической ситуации в начале 2015 г. (в результате чего продолжала сокращаться доля привлеченных средств в структуре источников финансирования инвестиций), осложнением бюджетной ситуации в регионах и сокращением внутреннего платежеспособного спроса (что ведет к снижению инвестиций в строительстве, торговле и сфере платных услуг). Особую тревогу вызывает нестабильность инвестиционного спроса в сырьевом секторе обрабатывающей промышленности, оказывавшем позитивное влияние на динамику отечественного производства в первом квартале 2015 г. В то же время инвестиционная ситуация в машиностроительном секторе демонстрирует определенный потенциал импортозамещения.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ольга Изряднова, Кирилл Рогов

Investment in the Real Sector of the Economy

In May 2015, investments in capital assets amounted to 92.4%, while in January-May 2015, to 95.2% as compared to respective indices of 2014. A drop in investments which continues for six quarters running has been determined by a decline of business activities since H2 2012 and made worse by the macroeconomic situation early in 2015 (due to that the share of borrowed funds in the pattern of sources of funding of investments kept decreasing), complicated budget situation in regions and reduction of domestic solvent demand (which situation results in a drop in investments in building, trade and the sphere of paid services). Instability of investment demand in the primary sector of the manufacturing industry which had a positive effect on the dynamics of the domestic production in Q1 2015 is of a particular concern. At the same time, the investment situation in the engineering sector demonstrates a certain potential of import substitution.

Текст научной работы на тему «Инвестиции в реальный сектор экономики»

ИНВЕСТИЦИИ В РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ

Кирилл РОГОВ, канд. филол. наук

Инвестиции в основной капитал в мае 2015 г. составили 92,4%, а за январь—май текущего года — 95,2% от соответствующих показателей 2014 г. Продолжающееся уже шестой квартал подряд сокращение инвестиций определяется падением деловой активности со второй половины 2012 г. и усугубляется ухудшением макроэкономической ситуации в начале 2015 г. (в результате чего продолжала сокращаться доля привлеченных средств в структуре источников финансирования инвестиций), осложнением бюджетной ситуации в регионах и сокращением внутреннего платежеспособного спроса (что ведет к снижению инвестиций в строительстве, торговле и сфере платных услуг).

Особую тревогу вызывает нестабильность инвестиционного спроса в сырьевом секторе обрабатывающей промышленности, оказывавшем позитивное влияние на динамику отече-

ственного производства в первом квартале 2015 г. В то же время инвестиционная ситуация в машиностроительном секторе демонстрирует определенный потенциал импортоза-мещения.

Начало 2015 г. характеризовалось углублением инвестиционного спада, который продолжается с учетом данных апреля-мая уже шестой квартал подряд (с начала 2014 г.). Инвестиции в основной капитал в мае 2015 г. составили 92,4% к уровню мая прошлого года, а объем выполненных работ в строительстве -89,7%. Таким образом, к посткризисным пикам 2013 г. инвестиции в первом квартале 2015 г. сократились на 8,7%, а в мае (к маю 2013 г.) — на 10%.

Инвестиции в основной капитал в первом квартале 2015 г. в реальном выражении относительно аналогичного периода предыдуще-

Динамика инвестиций в основной капитал в 2011-2015 гг., в % к соответствующему кварталу предыдущего года

1 II III IV I II III IV I II III IV 1 II III IV 1

2011 2012 2013 2014 2015

Инвестиции в основной капитал ш Объем работ в строительстве -ВВП

го года составили 96,4%, а объем выполненных работ в строительстве — 95,3%. В результате доля инвестиций в основной капитал в этот период составила 11,5% ВВП и оказалась на 0,6 п.п. ниже уровня соответствующего периода предыдущего года. (См. рисунок.)

В структуре инвестиций по видам основных фондов наиболее быстрыми темпами сокращались инвестиции в строительство нежилых зданий и сооружений (они уменьшились по сравнению с первым кварталом 2014 г. даже в номинальном выражении); чуть менее быстро сокращались инвестиции в строительство жилых домов. Вложения в машины и оборудование выросли за рассматриваемый период в номинальном выражении на 6%, в результате доля этих инвестиций (так же как и прочих) в общей структуре инвестиций увеличилась. (См. табл. 1.)

Следует иметь в виду, что перераспределение инвестиционных средств по видам основных фондов имело место на фоне изменения структуры цен на продукцию и услуги инвестиционного назначения: при снижении цен производителей строительной продукции в марте 2015 г. относительно декабря 2014 г. на 1,1% индексы цен приобретения машин и оборудования инвестиционного назначения увеличились за тот же период на 6,6% и по прочим видам продукции и услуг — на 6,9%.

В долевом жилищном строительстве в первом квартале 2015 г. повысились объем и доля средств населения при нарастающем сокращении средств организаций. Средства, полученные на долевое участие в строительстве, увеличились за рассматриваемый период на 3,6 млрд. руб., что гораздо меньше прироста на 9,6 млрд. руб. годом ранее. При этом прирост средств населения на долевое строительство по сравнению с январем-мартом 2014 г. составил 2,5 млрд. руб., или в четыре раза меньше. Объем предоставленных жилищных кредитов по итогам исследуемого периода уменьшился относительно аналогичного временного интервала предыдущего года на 35,5% и составил 222,0 млрд. руб.

Результатом высокой инвестиционной активности в сегменте жилищного строительства в 2014 г. стал ввод в действие в первом квартале 2015 г. 18,6 млн. кв. м общей площади, что на 32,8% больше, чем в первом квартале 2014 г. При этом растет доля индивидуальных застройщиков: ими построено 51,0% общего объема введенного жилья против 46,7% годом ранее. Однако резкое торможение инвестирования в строительство жилищ в январе-марте 2015 г. (в реальном выражении) предсказуемо негативно скажется на динамике ввода жилья до конца текущего года.

Жилища 48,4 63,9 81,7 82,5 4,0 4,9 5,7 5,4

Здания (кроме жилых) и сооружения 604,6 609,4 710,6 706,0 49,9 46,5 49,7 46,6

Машины, оборудование, транспортные средства 441,1 506,5 481,7 528,4 36,4 38,6 33,7 34,8

Прочие 116,9 130,4 155,7 199,8 9,7 10,0 10,9 13,2

Объем и структура инвестиций в основной капитал по видам основных фондов

(без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности)

в первом квартале 2012-2015 гг.

Млрд. руб. В % к итогу

2012г. 2013г. 2014г. 2015г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г. Инвестиции в основной капитал 1211,0 1310,2 1429,7 1516,7 100 100 100 100

Основным фактором сокращения инвестиций в первом квартале 2015 г. стало снижение инвестиционной активности в сфере торговли и платных услуг населению: падение инвестиций в сфере транспорта и связи составило 18,3% к первому кварталу 2014 г., а в торговле — 22,7%. Рост инвестиций в реальном выражении наблюдался в сельском хозяйстве и в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых. (См. табл. 2.)

Умеренное снижение инвестиций в обрабатывающей промышленности в целом скрывает резкую дифференциацию инвестиционной активности по отдельным группам произ-

водств. Так, инвестиции в основной капитал в машиностроительном комплексе выросли по сравнению с первым кварталом 2014 г. на 13,8%, в то время как инвестиции в сырьевом секторе обрабатывающей промышленности сократились: в металлургии — на 15,4%, в производстве кокса и нефтепродуктов -на 14,8%.

Рост инвестиций в производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования в 1,85 раза и в производство машин и оборудования — на 17% указывает на определенный потенциал импортозамещения в этих секторах. Следует также отметить увеличение инвестиций в основной капитал химического

Динамика и структура инвестиций в основной капитал по видам деятельности (без субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) в первом квартале 2012-2015 гг.

В % к I кв. предыдущего года В % к итогу

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Всего 116,8 95,0 101,8 95,2 100 100 100 100

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 116,7 102,5 98,8 108,6 3,2 3,3 3,1 3,4

Рыболовство, рыбоводство 161,4 46,4 82,5 80,8 0,1 0,1 0,1 0,1

Промышленность 129,0 94,8 103,3 94,7 53,8 53,8 53,2 58,7

добыча полезных ископаемых 132,2 88,6 105,4 114,8 25,0 24,1 24,6 29,3

обрабатывающие производства 128,9 108,0 102,6 98,1 18,5 20,2 19,6 20,8

производство и распределение электроэнергии, газа и воды 121,9 86,1 99,7 92,0 10,3 9,5 9,0 8,6

Строительство 134,5 106,5 153,2 95,5 2,6 2,6 4,2 1,6

Оптовая и розничная торговля 91,8 119,1 129,4 77,3 2,2 3,0 3,5 2,6

Гостиницы и рестораны 40,3 135,4 64,1 11,3 0,2 0,7 0,4 0,3

Транспорт и связь 106,2 80,9 110,5 81,3 24,0 19,5 19,8 17,8

деятельность железнодорожного транспорта 82,1 94,0 90,0 86,3 3,7 3,3 2,8 2,4

транспортирование по трубопроводам 107,3 60,8 113,7 70,3 10,4 6,6 6,1 6,0

связь 129,0 104,1 87,3 85,9 3,2 3,2 2,8 3,5

Финансовая деятельность 140,6 99,8 108,5 124,9 1,4 1,6 1,3 1,7

Операции с недвижимым имуществом 97,9 115,4 108,5 87,6 6,3 9,2 9,6 9,1

Государственное управление 121,3 80,0 121,6 98,6 0,8 0,7 0,9 0,9

Образование 88,7 116,1 89,7 125,3 1,2 1,2 1,0 1,3

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 125,7 102,9 66,4 89,3 1,6 1,6 1,0 0,9

производства (на 18,4%) и производства резиновых и пластмассовых изделий (на 14,5%), что может быть связано как с повышением экспортного потенциала этих производств, так и с процессами импортозамещения.

Начиная с 2012 г. доля привлеченных средств в структуре инвестиций неуклонно снижалась: в 2011 г. она составляла 58,1%, а в 2014 г. — только 51,9%. В начале 2015 г. эта тенденция усилилась: в первом квартале текуще-

го года привлеченные средства составили 41,2% от всех инвестиций, в то время как в первом квартале 2014 г. они составляли 45,7%. Привлеченные средства на финансирование инвестиций в основной капитал в январе-марте 2015 г. сократились относительно того же периода предыдущего года на 27,7 млрд. руб. (См. табл. 3.)

Доля банковского кредитования сократилась незначительно (на 0,4 п.п.). При этом со-

Объем и структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности) в первом квартале 2012-2015 гг.

Млрд. руб. В % к итогу

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Инвестиции в основной капитал -всего 1211,0 1310,2 1429,7 1516,7 100 100 100 100

в том числе по источникам финансирования:

Собственные средства 613,3 693,9 776,5 891,2 50,6 53,0 54,3 58,8

Привлеченные средства 571,8 583,8 653,2 625,5 47,2 44,6 45,7 41,2

Кредиты банков 97,6 130,3 140,5 142,6 8,1 9,9 9,8 9,4

кредиты иностранных банков 23,2 15,9 18,2 31,9 1,9 1,2 1,3 2,1

кредиты российских банков 74,4 114,4 122,3 110,7 6,1 8,7 8,5 7,3

Заемные средства других организаций 64,4 94 87,5 84,6 5,3 7,2 6,1 5,6

Инвестиции из-за рубежа Н.Д Н.Д 9,4 9,0 3,3 2,8 0,7 0,6

Бюджетные средства 133,4 148,4 137,5 156,7 11,0 11,3 9,6 10,3

из федерального бюджета 57,0 70,4 58,6 79,3 4,7 5,4 4,1 5,2

из бюджетов субъектов РФ 67,8 67,6 67,2 67,0 5,6 5,2 4,7 4,4

Средства внебюджетных фондов 2,9 6,1 2,7 2,8 9,2 0,5 0,2 0,2

Прочие 273,5 204,9 232,5 182,2 22,6 15,6 16,3 12,0

средства вышестоящих организаций 237,4 135,8 168,5 138,5 19,6 10,4 11,8 9,1

средства от выпуска корпоративных облигаций н/Д 0,4 4,0 22,0 ■ 0,03 0,3 1,5

средства от эмиссии акций 13,6 15,4 41,5 5,6 1,1 1,2 2,9 0,4

средства, полученные на долевое участие в строительстве (организаций и населения) 25,9 32,5 43,1 46,7 2,1 2,5 3,0 3,1

в том числе средства населения 16,6 25,4 35,1 37,6 1,4 1,9 2,5 2,5

кращение доли кредитов российских банков частично компенсировалось резким ростом объема кредитов от иностранных банков: по сравнению с первым кварталом 2014 г. кредиты российских банков в номинальном выражении уменьшились на 11,6 млрд. руб., а иностранных — увеличились на 13,7 млрд. руб.

Доля бюджетных средств в структуре источников финансирования инвестиций по сравнению с первым кварталом 2014 г. несколько выросла (в номинальном выражении бюджетные инвестиции увеличились на 20,7 млрд. руб.). Причем тенденция сокращения доли бюджетных средств в структуре инвестиций прослеживается с 2012 г. (доля бюджетных инвестиций уменьшилась с 19,2% в 2011 г. до 16,2% в 2014 г.), а данные первого квартала не являются показательными для годовой динамики. Общее сокращение доли бюджетных инвестиций происходило за счет снижения инвестиционных ресурсов бюджетов субъектов Федерации, что также является тенденцией последних лет.

В российской практике средства вышестоящих организаций чаще всего представлены крупными холдингами, акционерными компаниями и финансово-промышленными группами с государственным участием. Ослабление активности этих институциональных инвесторов на протяжении 2013-2015 гг. крайне негативно отразилось на общей динамике инвестирования. Доля инвестиций за счет средств вышестоящих организаций в структуре источ-

ников финансирования уменьшилась с 11,8% в первом квартале 2014 г. до 9,1% в первом квартале 2015 г. Доля средств вышестоящих организаций резко снизилась в структуре инвестиций еще в 2013 г., и, судя по результатам января-марта, в 2015 г. следует ожидать нового витка падения внутрикорпоративного финансирования.

Таким образом, продолжающееся сокращение инвестиций определяется ухудшением макроэкономической обстановки, что отражается в снижении доступности инвестиционных ресурсов, ухудшении бюджетной ситуации в регионах и сужении внутреннего платежеспособного спроса (и, соответственно, ведет к уменьшению инвестиций в строительстве, торговле и сфере платных услуг).

Особую тревогу вызывает нестабильность инвестиционного спроса в сырьевом секторе обрабатывающей промышленности, поскольку именно этот сектор в значительной мере оказал поддержку внутреннему производству в первом квартале текущего года. В то же время инвестиционная ситуация в машиностроительном секторе демонстрирует определенный потенциал импортозамещения. Падение в этом секторе наблюдалось уже в январе-марте 2014 г., а инвестиционное оживление в первом квартале 2015 г. на фоне дальнейшего сокращения выпуска говорит в пользу того, что сектор достиг в инвестиционном отношении локального дна. ■

Российская экономика в 2015 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 37)

Авторы
В. Мау, А. Божечкова, А. Киюцевская, П. Трунин, С. Белев, А. Алаев, А. Мамедов, Е. Фомина, А. Абрамов, А. Шадрин, О. Изряднова, С. Дробышевский, М. Казакова, С. Цухло, Г. Идрисов, А. Каукин, Ю. Пономарев, Ю. Бобылев, Е. Гатаулина, Н. Шагайда, В. Узун, Р. Янбых, Н. Воловик, М. Баева, А. Кнобель, Л. Карачурина, Т. Клячко, И. Дежина, Г. Мальгинов, А. Радыгин, Г. Задонский, Е. Апевалова, Н. Полежаева, Г. Стерник, В. Цымбал, И. Стародубровская, К. Казенин, В. Зацепин

Серия
Российская экономика. Тенденции и перспективы

В обзоре содержится подробный анализ основных тенденций в российской экономике в 2015 г. В работе 6 крупных разделов, посвященных отдельным аспектам развития экономики России: социально-политический контекст; денежно-кредитная и бюджетная сферы; финансовые рынки; реальный сектор экономики; социальная сфера; институциональные проблемы. Работа выполнена на большом массиве статистической информации, на основе которой осуществлены оригинальные расчеты и многочисленные графические иллюстрации.

Содержание

1.1. Глобальные тренды: общее и особенное 9
1.2. Экономическая ситуация в России: отложенный кризис в условиях рентной модели 17
1.3. Антикризисная экономическая политика 19
1.4. Приоритеты и риски предстоящего периода 30

2.1. Денежно-кредитная политика (А. Божечкова, А. Киюцевская, П. Трунин) 35
2.1.1. Денежный рынок 35
2.1.2. Решения в области валютной (курсовой) политики и курсовая динамика 43
2.1.3. Инфляционные процессы 46
2.1.4. Основные решения в области денежно-кредитной политики 51
2.1.5. Платежный баланс и обменный курс рубля 54
2.2. Государственный бюджет (С. Белев, А. Мамедов, Е. Фомина) 59
2.2.1. Основные параметры бюджетной системы 59
2.2.2. Поступления основных налогов в бюджетную систему России 62
2.2.3. Характеристика расходов бюджетной системы России 67
2.2.4. Основные параметры федерального бюджета в 2015 г. и перспективы на 2016 г. 69
2.3. Межбюджетные отношения и субнациональные финансы (А. Алаев, А. Мамедов, Е. Фомина) 74
2.3.1. Анализ основных параметров консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации 74
2.3.2. Финансовая помощь из федерального бюджета 80
2.3.3. Долговая политика на региональном уровне 83

3.1. Ключевые тенденции на внутреннем фондовом рынке (А. Абрамов) 89
3.1.1. Сравнение характеристик двух российских кризисов 89
3.1.2. Текущий кризис на фоне мировых финансовых катаклизмов 92
3.1.3. Проблемы ликвидности фондового рынка 96
3.1.4. Влияние внешних санкций и замораживания внутренних пенсионных накоплений на российский финансовый рынок 100
3.1.5. Конкуренция с зарубежными фондовыми рынками 104
3.1.6. Сокращение капитализации акций российских эмитентов 108
3.1.7. Роль государства на финансовом рынке 110
3.2. Инфраструктура фондового рынка (А. Абрамов) 113
3.2.1. Расчетная инфраструктура Московской биржи 113
3.2.2. Сегментация биржевого рынка 115
3.2.3. Проекты развития и текущие операции 117
3.2.4. Структура собственности, финансы и капитализация биржи 117
3.3. Рынок акций российских компаний (А. Абрамов) 121
3.3.1. Факторы, определяющие динамику рынка акций 121
3.3.2. Сегменты внутреннего рынка акций 123
3.3.3. Институциональная структура и конкуренция на рынке акций 126
3.3.4. Влияние рынка акций на экономику 128
3.4. Рынок облигаций (А. Абрамов) 129
3.4.1. Общие характеристики внутреннего рынка облигаций 129
3.4.2. Факторы роста рынка корпоративных и региональных облигаций 131
3.4.3. Сегментация рынка корпоративных и региональных облигаций 134
3.4.4. Конкуренция на облигационном рынке 137
3.4.5. Корпоративные облигации и экономический рост 141
3.4.6. Рынок государственных ценных бумаг 141
3.5. Срочный рынок (А. Абрамов) 146
3.6. Инвесторы и финансовые посредники (А. Абрамов) 148
3.6.1. Внутренние институциональные инвесторы 148
3.6.2. Брокеры и индивидуальные внутренние инвесторы 151
3.6.3. Банковская система 156
3.6.4. Иностранные портфельные инвесторы 158
3.7. Риски на финансовом рынке (А. Абрамов) 165
3.7.1. Финансовые риски в 2015 г. 165
3.7.2. Риски высокого уровня зависимости внутреннего финансового рынка от поведения иностранных инвесторов 166
3.7.3. Риски снижения курса рубля в среднесрочной перспективе 166
3.7.4. Риски обслуживания внешнего долга банками и нефинансовыми компаниями 167
3.8. Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований (А. Шадрин) 169
3.8.1. Динамика развития рынка 169
3.8.2. Структура накопленного долга 171
3.8.3. Структура заимствований 171

4.1. Макроструктура производства (О. Изряднова) 181
4.1.1. Динамика российской экономики в 2015 г.: влияние внешнего и внутреннего спроса 181
4.1.2. Использование ВВП в 2011–2015 гг.: потребительский и инвестиционный спрос 187
4.1.3. Структура ВВП по источникам доходов 191
4.1.4. Динамика и структура производства по видам экономической деятельности 193
4.2. Декомпозиция темпов роста ВВП России в 2015–2016 гг. (С. Дробышевский, М. Казакова) 199
4.3. Российские промышленные предприятия в 2015 г. (по материалам опросов) (С. Цухло) 207
4.3.1. 2015 г.: был ли кризис в промышленности? 207
4.3.2. Динамика основных показателей российской промышленности в 2015 г. 213
4.4. Динамика производства в отдельных отраслях промышленности (Г. Идрисов, А. Каукин, Ю. Пономарев) 221
4.4.1. Конец 2014 г. – начало 2015 г. (март–апрель): неопределенность и поляризация отраслей промышленности 223
4.4.2. Апрель–сентябрь 2015 г.: формирование новых ожиданий и постепенная стабилизация экономики 225
4.4.3. Октябрь–декабрь 2015 г: ухудшение макроэкономических условий и новый виток спада 227
4.4.4. Оптовая и розничная торговля: затянувшееся падение 229
4.5. Инвестиции в основной капитал (О. Изряднова) 233
4.5.1. Условия и факторы инвестиционной деятельности 233
4.5.2. Материально-вещественные ресурсы инвестиционной деятельности 235
4.5.3. Инвестиции в основной капитал по формам собственности 238
4.5.4. Особенности финансирования инвестиций в основной капитал 239
4.5.5. Динамика инвестиций в основной капитал в 2015 г. 242
4.6. Нефтегазовый сектор (Ю. Бобылев) 244
4.6.1. Динамика мировых цен на нефть и газ 244
4.6.2. Динамика и структура производства в нефтегазовом секторе 246
4.6.3. Динамика и структура экспорта нефти и газа 249
4.6.4. Динамика цен на энергетические товары на внутреннем рынке 251
4.6.5. Перспективы российского нефтяного сектора 252
4.7. Сельское хозяйство в условиях продовольственного эмбарго (Е. Гатаулина, Н. Шагайда, В. Узун, Р. Янбых) 254
4.7.1. Производство сельскохозяйственной и пищевой продукции 254
4.7.2. Доступ населения к продовольствию 256
4.7.3. Тенденции в импорте и экспорте продовольствия и сельскохозяйственного сырья 258
4.7.4. Импортозамещение 260
4.7.5. Изменения в бюджетной поддержке АПК 264
4.8. Внешняя торговля (Н. Воловик) 271
4.8.1. Состояние мировой экономики 271
4.8.2. Условия российской внешней торговли: конъюнктура цен на основные товары российского экспорта и импорта 274
4.8.3. Основные показатели российской внешней торговли 278
4.8.4. Географическая структура российской внешней торговли 283
4.8.5. Регулирование российской внешней торговли 284
4.9. Участие России в торговых спорах ВТО (М. Баева, А. Кнобель) 289
4.9.1. Торговые споры ВТО, в которых Россия участвует в роли истца 289
4.9.2. Торговые споры ВТО, в которых Россия участвует в роли ответчика 292
4.9.3. Торговые споры ВТО, в которых Россия участвует в качестве третьей стороны 297

5.1. Уровень жизни населения (О. Изряднова) 315
5.1.1. Формирование денежных доходов 315
5.1.2. Денежные расходы населения 318
5.2. Миграционные процессы (Л. Карачурина) 320
5.2.1. Долговременная миграция 319
5.2.2. Новации в миграционном законодательстве 322
5.2.3. Внешняя трудовая миграция 325
5.2.4. Внутренняя миграция 331
5.3. Проблемы развития высшего образования (Т. Клячко) 332
5.3.1. Динамика численности студентов российских вузов 333
5.3.2. Качество высшего образования 337
5.3.3. Потребности работодателей в кадрах со средним профессиональным образованием 338
5.3.4. Занятость выпускников вузов по полученной специальности 340
5.3.5. Оценка работодателями качества базового образования работников 342
5.4. Состояние науки и инноваций(И. Дежина) 344
5.4.1. Бюджетные ограничения 344
5.4.2. Новое целеполагание в области исследований и разработок 345
5.4.3. Наука в вузах 347
5.4.4. Основные направления реформы РАН 349
5.4.5. Тенденции в сфере технологических инноваций 355
5.4.6. Новые инфраструктурные проекты 360
5.4.7. Национальная технологическая инициатива 361
5.4.8. Влияние экономических санкций 364

6.1. Состояние государственного сектора и приватизация (Г. Мальгинов, А. Радыгин) 371
6.1.1. Масштабы государственной собственности 371
6.1.2. Приватизационная политика 377
6.1.3. Совершенствование приватизационного законодательства 388
6.1.4. Присутствие государства в экономике и вопросы управления субъектами государственного сектора 393
6.1.5. Бюджетный эффект имущественной политики государства 499
6.2. Эволюция института банкротства: от несостоятельности государственных предприятий к СРО операторов электронных площадок (Е. Апевалова, Н. Полежаева, А. Радыгин) 407
6.2.1. История развития законодательства о банкротстве в постсоветской России 407
6.2.2. Законодательство о банкротстве 2014–2015 гг.: системные новации 410
6.3. Рынок недвижимости РФ 419
6.3.1. Рынок земельных участков (Г. Задонский) 419
6.3.2. Жилищное кредитование (Г. Задонский) 422
6.3.3. Динамика цен на жилую недвижимость (Г. Мальгинов, Г. Стерник) 426
6.3.4. Строительство, ввод и предложение нового жилья (Г. Мальгинов, Г. Стерник) 434
6.3.5. Прогноз развития рынка жилой недвижимости столичного региона (Г. Мальгинов, Г. Стерник) 437
6.4. Северный Кавказ: риски нарастают 441
6.4.1. Обострение ситуации вокруг внутриисламского конфликта на Северном Кавказе (И. Стародубровская) 441
6.4.2. Местное самоуправление: изменения в региональном законодательстве как источник рисков (К. Казенин) 448
6.5. Военная экономика и военная реформа в России 450
6.5.1. Экономические и политические предпосылки войн нового типа (В. Цымбал) 451
6.5.2. Информационный аспект управления обороной 453
6.5.3. Военно-техническое обеспечение Вооруженных сил (В. Цымбал) 455
6.5.4. Военно-кадровая политика (В. Цымбал) 456
6.5.5. Реформа исполнения государственного оборонного заказа 457
6.5.6. Военно-финансовая политика (В. Зацепин) 458

УДК 338(470+571)»2015″
ББК 65.9(2Рос)
Р76
Российская экономика в 2015 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 37) – Ин-т экономической политики им. Е.Т. Гайдара. – М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2016. – 472 с. : ил.
ISBN 978-5-93255-458-6

Источник https://1economic.ru/lib/100773

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/investitsii-v-realnyi-sektor-ekonomiki

Источник https://www.iep.ru/ru/publikatcii/publication/7902.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *