Экспертиза инвестиционных проектов

 

Статья 14. Экспертиза инвестиционных проектов. 1. Все инвестиционные проекты независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Экспертиза инвестиционных проектов проводится в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности осуществляемых капитальных вложений.
2. Инвестиционные проекты, финансируемые за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также инвестиционные проекты, имеющие важное народно-хозяйственное значение, независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений подлежат государственной экспертизе, осуществляемой уполномоченными на то органами государственной власти.
Порядок проведения государственной экспертизы инвестиционных проектов определяется Правительством Российской Федерации.
3. Все инвестиционные проекты подлежат экологической экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комментарий к статье 14
1. Экспертиза инвестиционных проектов имеет две основные цели:
предотвращение создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил);
оценка эффективности осуществляемых капитальных вложений.
Если первая цель служит в большей степени интересам общества и государства, то вторая направлена на реализацию интересов участников инвестиционных проектов.
2. Порядок государственной экспертизы инвестиционных проектов определяется Правительством РФ. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. N 1008 утверждено Положение о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации.
В соответствии с данным Положением градостроительная, предпроектная и проектная документация до ее утверждения подлежит государственной экспертизе независимо от источников финансирования и формы собственности объектов строительства, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Данное Положение определяет порядок проведения государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации и утверждения последней, а также взаимоотношения заказчика (инвестора) и государственных экспертных органов в процессе проведения экспертизы.
Под градостроительной документацией понимается документация о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке, предусмотренная в главах V — IX Градостроительного кодекса РФ. Под предпроектной документацией — обоснование инвестиций, привлекаемых для строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения предприятий, зданий и сооружений. Под проектной документацией — инвестиционный проект, проект (рабочий проект) строительства, реконструкции, расширения, капитального ремонта и технического перевооружения предприятий, зданий и сооружений, а также консервации и ликвидации опасных производственных объектов.
Градостроительная и проектная документация подлежит государственной экспертизе, за исключением документации на объекты, строительные работы на которых не затрагивают их конструктивных и других характеристик надежности и безопасности и для строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, капитального ремонта, консервации и ликвидации (далее — строительство) которых не требуется разрешения.
Предпроектная документация на объекты, строительство которых осуществляется частично или полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ, государственных кредитов и кредитов, получаемых под государственные гарантии, других средств, поступающих в качестве государственной поддержки, а также на потенциально опасные и технически особо сложные объекты независимо от источников финансирования и формы собственности подлежит государственной экспертизе до утверждения этой документации.
По объектам, строительство которых осуществляется за счет собственных средств заказчика (инвестора), включая привлеченные средства, в том числе средства иностранных инвесторов, кроме потенциально опасных и технически особо сложных объектов, решение о проведении государственной экспертизы предпроектной документации принимает заказчик (инвестор).
При проведении государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации обеспечивается проверка ее соответствия исходным данным, техническим условиям и требованиям по проектированию и строительству объектов, выдаваемым органами государственного надзора и контроля и заинтересованными организациями.
Разработанная градостроительная, предпроектная и проектная документация, соответствующая указанным исходным данным, техническим условиям и требованиям, не подлежит дополнительному согласованию с органами и организациями, их выдавшими, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
На федеральном уровне государственную экспертизу данной документации проводят:
— Экспертный совет при Правительстве РФ;
— Главное управление государственной вневедомственной экспертизы при Государственном комитете РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу с участием следующих федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение специализированной экспертизы:
Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (государственная экспертиза в области предупреждения чрезвычайных ситуаций);
Министерство природных ресурсов Российской Федерации (государственная экспертиза в области охраны окружающей природной среды, использования и охраны водных объектов и недр);
Министерство труда и социального развития РФ (государственная экспертиза условий труда);
Федеральный горный и промышленный надзор России (экспертиза промышленной безопасности и рационального использования недр);
другие уполномоченные федеральные органы исполнительной власти;
федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение ведомственной экспертизы (далее — органы ведомственной экспертизы) в соответствии с положениями о разграничении функций по государственной экспертизе и утверждению предпроектной и проектной документации между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Государственным комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.
На уровне субъектов РФ государственная экспертиза градостроительной, предпроектной и проектной документации проводится организациями государственной вневедомственной экспертизы субъектов РФ с участием территориальных органов вышеуказанных министерств и ведомств.
Экспертный совет при Правительстве РФ проводит государственную экспертизу градостроительной, предпроектной и проектной документации, подлежащей рассмотрению и утверждению Правительством РФ.
Главное управление государственной вневедомственной экспертизы при Государственном комитете РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу проводит государственную экспертизу документации по объектам градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения, в том числе:
документации по градостроительному планированию развития особо охраняемых природных территорий федерального значения и свободных экономических зон;
генеральных планов городов — административных центров субъектов РФ; городов, отнесенных к историческим поселениям федерального значения; городов — курортов федерального значения; городов — научных центров; поселений с особым режимом жизнедеятельности (включая военные городки и другие закрытые административно-территориальные образования, города (поселки) при атомных и атомных тепловых электростанциях, поселения в государственных природных заповедниках, национальных и природных парках); поселений, расположенных в регионах с особо неблагоприятными экологическими условиями вследствие радиоактивного загрязнения, повышенной сейсмичностью, на территориях, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также в районах залегания полезных ископаемых;
градостроительной документации, разрабатываемой за счет средств федерального бюджета и совместного финансирования с привлечением средств бюджетов субъектов РФ;
градостроительных разделов федеральных целевых программ, программ социально-экономического развития территории РФ;
схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур федерального значения и благоустройства территорий федерального значения;
консолидированных схем градостроительного планирования.
Главное управление государственной вневедомственной экспертизы при Государственном комитете РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу проводит государственную экспертизу предпроектной и проектной документации на:
объекты, строительство которых осуществляется полностью или частично за счет средств федерального бюджета, государственных кредитов и кредитов, получаемых под государственные гарантии, а также за счет других средств, поступающих в качестве государственной поддержки;
объекты:
— находящиеся в государственной собственности;
— строящиеся за границей при техническом содействии Российской Федерации;
— находящиеся в совместном пользовании Российской Федерации и других государств и строящиеся с привлечением иностранных инвестиций;
— сооружаемые при реализации соглашений о разделе продукции;
— включенные в федеральные целевые программы социально-экономического развития регионов;
экспериментальные и базовые проекты, предназначенные для массового применения;
потенциально опасные и технически особо сложные независимо от источников финансирования и формы собственности, в том числе:
— ядерно опасные и радиационно опасные объекты (атомные электростанции, исследовательские реакторы, предприятия топливного цикла, хранилища временного и долговременного хранения ядерного топлива и радиоактивных отходов);
— объекты по уничтожению химического оружия и ракетного топлива, уничтожению и захоронению химических и других опасных отходов;
— гидротехнические сооружения 1-го и 2-го классов;
— опасные производственные объекты, предусмотренные приложением N 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
— тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше;
— линии электропередачи и подстанции напряжением 330 киловольт и выше;
— морские порты, космодромы, аэропорты с длиной основной взлетно-посадочной полосы 1800 м и более, мосты и тоннели длиной более 500 м, метрополитены;
— радиолокационные станции, радио- и телецентры, магистральные линии связи;
— общегородские объекты коммунального хозяйства в городах с расчетной численностью населения свыше 500 тыс. жителей;
— крупные объекты пищевой, перерабатывающей промышленности и сельского хозяйства, оказывающие влияние на продовольственную безопасность страны и населения или имеющие важное социальное значение;
— объекты оборонной промышленности, включая объекты по производству конверсионной продукции и продукции двойного назначения.
Организации государственной вневедомственной экспертизы субъектов РФ проводят государственную экспертизу:
градостроительной документации, градостроительных разделов целевых программ субъектов РФ и местных целевых программ, программ социально-экономического развития территорий субъектов РФ и территорий муниципальных образований, а также схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры и благоустройства территорий в части соблюдения градостроительных требований, за исключением градостроительной документации, рассматриваемой Главным управлением государственной вневедомственной экспертизы при Государственном комитете РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу;
предпроектной и проектной документации на объекты, строительство которых осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ, а также на объекты, строящиеся на их территориях, независимо от источников финансирования и формы собственности, в пределах компетенции органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и органов, осуществляющих контроль за соблюдением нормативных требований по надежности и эксплуатационной безопасности объектов, за исключением проектной документации, рассматриваемой Главным управлением государственной вневедомственной экспертизы при Государственном комитете РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.
Органы ведомственной экспертизы в пределах своей компетенции проводят в соответствии с установленным ими порядком государственную экспертизу предпроектной и проектной документации с участием организаций государственной вневедомственной экспертизы субъектов РФ и территориальных органов специализированной экспертизы.
Для проведения государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации представляются в соответствующие органы необходимые документы в 4-х экземплярах. Перечень документов для государственной экспертизы определяется нормативно-техническими требованиями.
Орган (организация) государственной экспертизы в срок не более 30 дней:
регистрирует представленные документы и проверяет их комплектность;
определяет совместно с органами специализированной экспертизы необходимость их участия в проведении государственной экспертизы, сроки подготовки заключений органов специализированной экспертизы и стоимость проведения экспертизы;
разрабатывает проекты договоров с органами специализированной экспертизы о выполнении работ в пределах общей стоимости проведения государственной экспертизы;
готовит и предварительно согласовывает с заказчиком (инвестором) проект договора о проведении государственной экспертизы;
направляет заказчику (инвестору):
— проект договора о проведении государственной экспертизы (при условии соответствия представленных документов установленным требованиям);
— уведомление о сроках представления недостающих документов (в случае несоответствия представленных документов установленным требованиям).
При неполучении от заказчика (инвестора) в течение 30 дней подписанного им договора о проведении государственной экспертизы и предусмотренной в нем оплаты экспертизы или непредставлении заказчиком (инвестором) в указанный срок запрашиваемых документов государственная экспертиза не проводится, а все документы в 7-дневный срок возвращаются заказчику (инвестору).
Продолжительность проведения государственной экспертизы устанавливается договором, но не должна превышать 3 месяцев.
В ходе экспертизы по договоренности с заказчиком (инвестором) могут быть уточнены стоимость и сроки ее проведения. Достигнутая договоренность оформляется дополнительным договором. При этом общий срок проведения государственной экспертизы не должен превышать 6 месяцев.
Сводное заключение по результатам проведения государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации содержит совокупную оценку экономической целесообразности и технической возможности реализации проектных решений с учетом требований экологической и промышленной безопасности, а также соответствия архитектурно-планировочных и инженерно-технических решений технологическим требованиям, требованиям конструктивной надежности и безопасности. В сводном заключении также устанавливаются основные технико-экономические показатели строительства объектов, к нему обязательно прилагаются заключения органов специализированной экспертизы.
Положительное сводное заключение составляется при наличии положительных заключений органов специализированной экспертизы и содержит выводы о соответствии градостроительной, предпроектной и проектной документации предъявляемым требованиям и рекомендации по ее утверждению (согласованию) с указанием основных технико-экономических показателей.
Без положительного сводного заключения утверждение градостроительной, предпроектной и проектной документации, финансирование и строительство объектов независимо от источников финансирования и формы собственности не допускаются.
Отрицательное сводное заключение содержит выводы о необходимости:
доработки градостроительной, предпроектной и проектной документации с указанием конкретных недостатков;
использования указанной документации для строительства объектов из-за ее несоответствия предъявляемым требованиям.
В первом случае заказчик (инвестор) вправе представить документы на повторную государственную экспертизу после их доработки с учетом замечаний и предложений, изложенных в сводном заключении.
Градостроительная документация утверждается в соответствии со ст. 21 — 23 Градостроительного кодекса РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Предпроектная документация утверждается заказчиком (инвестором).
Проектная документация утверждается по объектам, строительство которых осуществляется за счет средств:
федерального бюджета — Государственным комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу или в порядке, устанавливаемом этим Комитетом совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;
бюджетов субъектов РФ — в порядке, устанавливаемом органами исполнительной власти субъектов РФ;
заказчика (инвестора), как собственных, так и привлеченных, в том числе от иностранных инвесторов.
3. В Москве действует Положение о Московской государственной вневедомственной экспертизе (утв. распоряжением мэра Москвы от 10 июля 2000 г. N 725-РМ).
Московская государственная вневедомственная экспертиза (Мосгосэкспертиза) является функциональным органом Правительства Москвы, осуществляющим контроль за качеством проектно-сметной документации для строительства на территории города и эффективным использованием средств городского бюджета. Координацию и контроль за деятельностью Московской государственной вневедомственной экспертизы осуществляет премьер Правительства Москвы.
Основными задачами Мосгосэкспертизы являются:
проведение комплексной экспертизы проектов нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения предприятий, зданий и сооружений, капитального ремонта объектов в Москве независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и стоимости строительства на основании государственных норм, стандартов и правил градостроительной документации;
обеспечение экономической эффективности, высокого качества архитектурных, градостроительных и технических решений, конструктивной надежности и эксплуатационной безопасности зданий и сооружений, рационального и экономного использования всех видов ресурсов.
Государственная вневедомственная экспертиза — обязательный этап инвестиционного процесса в городском строительстве. Кредитование и финансирование строительства объектов на территории Москвы осуществляется только при наличии положительного заключения Мосгосэкспертизы по проектной документации.
Мосгосэкспертиза является юридическим лицом, аккредитованным Госстроем России, имеет гербовую печать со своим наименованием и с изображением Государственного герба РФ, самостоятельный баланс, счета в учреждениях банков, штампы, бланки и другие официальные реквизиты, необходимое имущество, финансируется за счет средств бюджета города, направляемых на капитальные вложения, и иных источников, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
В соответствии с возложенными задачами Мосгосэкспертиза выполняет следующие функции:
— проводит в установленном порядке комплексную экспертизу:
градостроительной документации, включая генеральные планы функциональных территорий; проекты планировки; проекты застройки микрорайонов, кварталов, участков;
проектов строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения предприятий, зданий и сооружений на территории города независимо от источника финансирования, форм собственности и принадлежности в части вопросов, относящихся к компетенции соответствующих органов исполнительной власти Москвы и местного самоуправления;
обоснования инвестиций, бизнес-планов и других предпроектных материалов;
сметной документации на всех этапах проектирования и строительства, расширения, реконструкции и капитального ремонта предприятий, зданий и сооружений в г. Москве;
типовых проектов;
(По указанной документации Мосгосэкспертиза готовит сводные экспертные заключения с учетом требований заключений соответствующих отраслевых и специализированных организаций или с их участием, а также результатов рассмотрения архитектурно-градостроительными органами и обсуждения общественностью проектных решений по объектам, имеющим важное градостроительное и социальное значение);
— осуществляет контроль за реализацией своих предложений и рекомендаций по улучшению проектно-сметной документации;
— определяет соответствие проектных решений проектному заданию, согласованному Мосгосэкспертизой, исходным данным, техническим условиям и требованиям по проектированию и строительству объектов, выдаваемым архитектурно-градостроительными органами, органами государственного надзора (контроля) и заинтересованными организациями при согласовании места размещения объекта, а также обоснованность указанных технических условий и требований;
— обобщает результаты экспертизы проектной документации в городе Москве и анализирует уровень качества проектирования и вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию проектно-сметного дела, его нормативной базы и методологии экспертизы. Изучает, систематизирует передовой опыт проектирования, экспертизы проектов, обеспечивает его распространение в городе;
— осуществляет работы по экспертному сопровождению проектно-сметной документации объектов производственного и непроизводственного назначения, финансируемого за счет собственных средств заказчика или кредитов банков, включая техническую и методическую помощь. Работы и расчеты выполняются на договорной основе непосредственно между заказчиком строительства и Мосгосэкспертизой;
— согласовывает утверждаемые Правительством Москвы и инвесторами задания на разработку проектов застройки и проектов строительства предприятий, зданий и сооружений;
— разрабатывает и реализует совместно с Москомархитектурой и другими городскими структурами инструкции, методические указания, эталоны по составу предпроектной и проектной документации, представляет их на согласование и утверждение в установленном порядке. Участвует в разработке Московских городских строительных норм;
— иные функции, предусмотренные соответствующим Положением.
Мосгосэкспертиза имеет право в экспертных заключениях:
— рекомендовать к утверждению проектно-сметную документацию, утверждаемую Правительством Москвы;
— согласовывать проектно-сметную документацию для утверждения в установленном порядке (по объектам федеральных органов государственной власти или строящимся за счет собственного финансирования и внутрихозяйственных резервов инвесторов);
— отклонять от согласования или возвращать на доработку проектно-сметную документацию.
При необходимости Мосгосэкспертиза вправе внести предложение в:
Правительство Москвы, а также в финансирующие организации — о применении мер и санкций финансово-кредитного воздействия к заказчикам, проектным и эксплуатирующим организациям, о приостановке (прекращении) строительства объектов, не прошедших государственную экспертизу Москвы;
органы лицензирования строительной деятельности — о приостановлении действия или аннулировании в установленном порядке лицензий на выполнение проектных работ за нарушения требований действующих нормативных документов, низкое качество проектирования и невыполнение замечаний экспертизы по доработке проектной документации, носящих обязательный характер;
Инспекцию государственного архитектурно-строительного надзора — о применении в установленном порядке штрафных санкций и мер административного взыскания к организациям, юридическим лицам за правонарушения при реализации утвержденных проектов.
Мосгосэкспертиза несет ответственность за проведение квалифицированной и объективной экспертизы проектной документации в установленные сроки, обоснованность рекомендаций по утверждению, доработке или отклонению проектов строительства с учетом оценки соответствия проектных решений требованиям СНиПов, экологических, санитарных, противопожарных и других государственных норм и правил, защиты прав и интересов граждан, юридических лиц и государства.
4. В Москве также проводится социальная экспертиза инвестиционных проектов. Так, Постановлением Правительства Москвы от 13 октября 1998 г. N 791 утверждено Положение о порядке проведения социальной экспертизы городских инвестиционных программ в части их влияния на создание и сохранение рабочих мест.
Данное Положение определяет предмет, основные критерии, обязательные требования, организацию и порядок проведения социальной экспертизы проектов городских инвестиционных программ и проектов, непосредственно и существенно влияющих на рынок труда и структуру рабочих мест. При этом социальной экспертизе подлежат все городские инвестиционные программы и проекты, представляемые на утверждение Правительства Москвы, вне зависимости от источника финансирования.
Каждый инвестиционный проект (программа) должен содержать разделы о:
численности высвобождаемых и принимаемых работников, количестве создаваемых и сохраняемых рабочих мест, стоимости одного рабочего места, уровне заработной платы;
характере влияния программы на условия занятости (расширение спроса на рабочую силу, сохранение рабочих мест, активизация высвобождения работников, вероятность увеличения предложения рабочих мест на рынке труда).
Данные показатели позволяют судить, рассчитан ли конкретный проект (программа) на:
сохранение эффективно действующих рабочих мест в различных отраслях и предприятиях;
привлечение трудовых ресурсов;
привлечение инвестиций, активизацию инвестиционной активности российских и зарубежных инвесторов в целях создания новых и сохранения эффективно действующих рабочих мест;
использование отечественных кадров или на привлечение зарубежных специалистов.
На основе полученной информации социальная экспертиза может сделать вывод о том, способствует ли данный проект (программа):
развитию малого предпринимательства, в том числе самозанятости населения;
регулированию неполной занятости;
улучшению условий труда, снижению производственного травматизма;
повышению квалификации кадрового потенциала отрасли;
трудоустройству слабозащищенных групп населения.
Городские инвестиционные программы и проекты в обязательном порядке должны содержать в представляемых на социальную экспертизу документах:
укрупненную номенклатуру, количество и балансовую стоимость создаваемых, сохраняемых, ликвидируемых и модернизируемых рабочих мест;
штатную численность работников по укрупненным профессионально-квалификационным и должностным группам — фактическую, дополнительно вводимую, сокращаемую и переквалифицируемую;
количество работников, которым в результате реализации программы требуется повышение квалификации и переподготовки;
финансовое обеспечение проекта/программы (объемы и источники финансирования, наличие инвесторов российских и зарубежных) для создания новых и сохранения эффективных рабочих мест.
Департаменты, комитеты, управления Правительства Москвы и префектуры административных округов представляют проекты городских инвестиционных программ на социальную экспертизу на этапе согласования.
Социальная экспертиза проводится Комитетом труда и занятости в сроки, установленные регламентом подготовки проектов постановлений Правительства Москвы. При необходимости Комитет создает экспертный совет и утверждает Положение об экспертном совете по проведению социальной экспертизы городских инвестиционных программ и проектов.
В целях независимости оценки возможно привлечение независимых экспертов, в том числе на договорной основе.
Заключение Комитета труда и занятости по социальной экспертизе городских инвестиционных программ и проектов носит рекомендательный характер для организаций и должностных лиц и предлагается к рассмотрению на заседаниях Правительства Москвы одновременно с проектом инвестиционной программы как его неотъемлемая часть.
5. Все инвестиционные проекты подлежат также экологической экспертизе. Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определения допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
Отдельно Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» упоминает об обязательной государственной экологической экспертизе:
проектов межгосударственных инвестиционных программ, в которых участвует Российская Федерация, и федеральных инвестиционных программ; инвестиционных программ субъектов РФ и органов местного самоуправления;
технико-экономических обоснований и проектов строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации и других проектов (независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности), осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду, в том числе материалов по созданию организаций гражданами или юридическими лицами Российской Федерации с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц;
всех видов градостроительной документации, в том числе: схем и проектов районной планировки административно-территориальных образований; генеральных планов городов, других поселений и их систем; проектов городской и поселковой административной черты, а также сельских поселений; проектов детальной планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов; проектов застройки кварталов и участков городов и других поселений и др.
Государственная экологическая экспертиза проводится при наличии в составе представляемых материалов:
документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в установленном объеме с оценкой воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;
положительных заключений и (или) документов согласований органов федерального надзора и контроля с органами местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством РФ порядке;
заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы, если он рассматривался указанными органами, и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), проведенных органами местного самоуправления.
Приказом Минприроды России от 29 декабря 1995 г. N 539 утверждена Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности, которая устанавливает требования к деятельности, необходимые для проведения и получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.
В частности, в данной Инструкции предусмотрены требования к экологическому обоснованию в предынвестиционной документации.
Предынвестиционная документация должна содержать информацию, достаточную для определения экологического риска намечаемой деятельности, оценки рациональности природопользования при различных вариантах этой деятельности.
Намечаемая деятельность должна:
быть взаимоувязана с ранее принятыми к реализации программами и проектами в части использования природных и трудовых ресурсов и учитывать долгосрочные интересы региона, функциональную значимость преобладающих ландшафтов, сложившиеся национальные традиции и культурно-историческое наследие;
соответствовать принципам устойчивого, экологически безопасного развития территории, не создавать угрозы для здоровья населения;
способствовать рациональному использованию природных ресурсов, сохранению природных богатств, уникальности природных экосистем региона и его демографических особенностей, историко-культурного наследия.
Исходные данные для экологического обоснования предынвестиционной документации могут быть получены на основе сбора опубликованных и фондовых материалов, рекогносцировочного обследования территории.
Экологическое обоснование в предынвестиционных материалах должно содержать оценку возможности развития намечаемой деятельности с учетом:
нормативов качества природной среды;
существующей системы ограничений на природопользование;
прогнозируемого состояния окружающей среды при планируемых сбросах, выбросах и отходах производства и других видах воздействия.
Прогноз экологической опасности намечаемой деятельности должен базироваться на:
анализе природно-ресурсного потенциала территорий, существующего использования природных, трудовых и других ресурсов, состояния природной среды, историко-культурного наследия;
потребности в важнейших ресурсах;
прогнозных изменениях экологической ситуации при реализации намечаемой деятельности и последствиях этих изменений для социально-экономического развития территории.
В схемах развития различных отраслей хозяйства должны быть обоснованы:
мощности планируемых производств;
районы размещения вновь создаваемых наиболее крупных объектов хозяйственной и иной деятельности, которые будут определять экологическую ситуацию в регионе;
комплекс природоохранных мероприятий, обеспечивающих снижение возможного воздействия планируемой деятельности до уровней, установленных нормативными документами.
При этом:
места размещения объектов, рекомендуемых к строительству, должны быть определены в относительно широком географическом районе, где могут быть рассмотрены несколько вариантов площадок размещения объектов;
комплекс природоохранных мероприятий (рекультивация нарушенных земель, захоронение и утилизация отходов, компенсационные мероприятия) должен содержать меры, необходимые для сохранения экологического равновесия в течение всего жизненного цикла предприятия.
Отдельные требования в Инструкции устанавливаются применительно к экологическому обоснованию в предпроектной и проектной документации на строительство объектов хозяйственной и иной деятельности.
Так, экологические требования надлежит учитывать:
при выборе площадки размещения объектов хозяйственной и иной деятельности;
при разработке технических, технологических и иных проектных решений по снижению прогнозируемого воздействия объектов на окружающую среду и мероприятий по охране природной среды.
Материалы по обоснованию выбора месторасположения объекта должны разрабатываться на вариантной основе и базироваться на детальном анализе исходной информации об источниках воздействия, о природных особенностях территории, ее историко-культурном наследии, а также состоянии экосистем в зоне воздействия объекта.
Источниками исходной информации при обосновании площадки размещения объекта могут быть материалы специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды и их территориальных подразделений, опубликованные и фондовые материалы научных организаций и ведомств, данные статистической отчетности и экологического мониторинга, инженерные изыскания и экологические данные по объектам — аналогам, расчеты и модели прогноза.
В качестве исходной информации следует также использовать кадастровые карты природных ресурсов, карты и карты — схемы компонентов природной среды (почвенные, геоботанические, животного мира и др.), карты защищенности грунтовых вод и др.; банки данных по отходам производства и потребления.
В обоснование выбора месторасположения объекта приводятся:
данные о месте расположения объекта и земельного участка, отводимого в постоянное и временное пользование;
характеристика природных условий территории в районе размещения объекта, оценка ее природно-хозяйственной ценности;
краткие сведения о современном и перспективном использовании территории (в соответствии со схемами и программами развития), в т.ч. пользовании природными ресурсами при реализации намечаемой деятельности;
ограничения по природопользованию;
информация о природных и исторических особенностях территории в зоне возможного воздействия объекта, состоянии компонентов природной среды;
характеристика намечаемой деятельности;
информация по источникам воздействия — планировочные и другие строительные нарушения, сбросы, выбросы, отходы производства (с указанием токсичности привносимых в окружающую среду загрязняющих веществ), физические и иные воздействия;
предварительная оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду, в т.ч. на особо охраняемые объекты;
рекомендуемый состав природоохранных мероприятий, формируемый на основе оптимальных (оптимизированных) значений предельно допустимых выбросов и сбросов;
предварительная оценка экологического риска размещения объекта.
Природоохранные мероприятия должны определяться по каждому компоненту природной среды и включать предложения по рациональному использованию природных ресурсов, предупреждению их истощения и загрязнения экосистем.
Приоритетным при выборе площадки размещения объекта должен быть вариант, где прогнозируемый экологический риск намечаемой деятельности будет минимальным.
Размещение экологически опасных объектов на территориях, загрязненных химическими веществами, вредными микроорганизмами и другими биологическими веществами свыше предельно допустимых концентраций, радиоактивными веществами свыше предельно допустимых уровней, не допускается до полной реабилитации указанных территорий.
В дополнение к обосновывающим материалам по выбору площадки размещения объекта следует представлять:
рекомендации по разработке экологического обоснования в проектной документации;
предложения по изучению природных особенностей территории на дальнейших этапах проектирования (при недостатке исходной информации);
предложения по организации локального (производственного) экологического мониторинга.
Материалы по экологическому обоснованию проектных решений должны быть достаточными для оценки:
прогнозируемого воздействия планируемой деятельности на окружающую среду;
рациональности использования природных ресурсов;
прогрессивности технологических решений при строительстве и эксплуатации объекта;
уровня экологической опасности применяемой и производимой продукции, а также отходов производства, возможности их размещения;
оптимальности выбранных мероприятий по охране природы и сохранению историко-культурного наследия, их эффективности и достаточности;
ущерба природной среде и населению.
Материалы обоснования проектных решений должны содержать исчерпывающую информацию о воздействии объекта на окружающую среду при его строительстве и эксплуатации в нормальном режиме работы (максимальной загрузке оборудования) и при возможных залповых и аварийных выбросах (сбросах), а также аргументацию выбора природоохранных мероприятий.
При реконструкции предприятий в материалы следует добавить сведения о произошедших изменениях в природной среде за период эксплуатации объекта. Следует также определить их причины и характер и предусмотреть мероприятия по ликвидации последствий деятельности объекта, возмещению нанесенного ущерба.
Государственная экологическая экспертиза документации конкретного объекта проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком в полном объеме и порядке, устанавливаемом Министерством природных ресурсов РФ. Она проводится специальной экспертной комиссией, образованной Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ. Результатом проведения является заключение государственной экологической экспертизы.
В соответствии с Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы (утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 698) экспертное подразделение Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ или его территориального органа в срок не более 7 дней со дня регистрации материалов уведомляет заказчика:
при соответствии представленных материалов установленным требованиям — о необходимости оплаты проведения государственной экологической экспертизы в соответствии с прилагаемыми сметой и счетом в течение 30 дней со дня получения уведомления;
при несоответствии материалов установленным требованиям — о сроках представления материалов в полном объеме.
При отсутствии документа, подтверждающего оплату проведения государственной экологической экспертизы в течение 30 дней со дня получения соответствующего уведомления, или при непредставлении в установленный срок запрашиваемых материалов экспертиза не проводится, а материалы возвращаются заказчику.
Проведение экспертизы начинается не позднее чем через месяц после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме. Срок проведения зависит от сложности объекта, устанавливаемой в соответствии с нормативными документами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, но не должен превышать 6 месяцев.
Экспертная комиссия определяет:
соответствует ли намечаемая деятельность требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов РФ по вопросам охраны окружающей природной среды;
каковы масштабы прогнозируемого воздействия на окружающую природную среду намечаемой деятельности и допустимость последней с точки зрения экологии;
достаточны ли предусмотренные меры по обеспечению экологической безопасности и сохранению природного потенциала.
При одобрении проекта сводного заключения экспертной комиссии, подготовленного ее руководителем и ответственным секретарем, квалифицированным большинством (не менее двух третей) списочного состава экспертной комиссии проект заключения (отрицательного или положительного) подписывается членами экспертной комиссии в полном составе, после чего оно является заключением, подготовленным экспертной комиссией.
При несогласии отдельных членов экспертной комиссии с заключением, подготовленным экспертной комиссией, они подписывают заключение с пометкой «особое мнение». Особое мнение оформляется экспертом в виде документа, содержащего обоснование причин несогласия эксперта с выводами заключения и указание конкретных фактов несоответствия представленных на экспертизу материалов экологическим требованиям и нормам.
Заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать обоснованные выводы о допустимости (недопустимости) воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта экспертизы.
Положительное заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать выводы о:
соответствии намечаемой деятельности экологическим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды;
допустимости намечаемого воздействия на окружающую природную среду;
возможности реализации объекта экспертизы.
Положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае:
доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
изменения условий природопользования Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ или его территориальными органами;
реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе банковскими организациями, их должностными лицами, иными юридическими лицами, а также гражданами являются в том числе финансирование и кредитование реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Отрицательное заключение, подготовленное экспертной комиссией, может содержать выводы двух видов:
о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в заключении, подготовленном экспертной комиссией;
о недопустимости реализации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований экологической безопасности намечаемой деятельности.
В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении.
Подготовленное экспертной комиссией заключение с особыми мнениями экспертов и протокол заключительного заседания передаются в экспертное подразделение для подготовки проекта приказа об утверждении этого заключения.
Государственная экологическая экспертиза считается завершенной после утверждения заключения приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ или его территориального органа.
Заключение, подготовленное экспертной комиссией, приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы со дня его утверждения. Вместе с сопроводительным письмом оно направляется заказчику в течение 5 дней со дня утверждения.
Заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.
Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ СУБЪЕКТОВ
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗАЩИТА КАПИТАЛЬНЫХ
ВЛОЖЕНИЙ
Комментарий к главе IV
Глава IV настоящего Федерального закона определяет перечень государственных гарантий прав субъектов инвестиционной деятельности; формы защиты капитальных вложений; ответственность субъектов инвестиционной деятельности; основания прекращения или приостановления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, и др.

Экспертиза инвестиционных проектов

Экспертиза как обязательный этап инвестиционного процесса, классификация ее видов. Порядок проведения государственной экспертизы инвестиционных проектов и перечень вопросов, подлежащих проверке. Классификация экспертных методов инвестиционных проектов.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 12.07.2011
Размер файла 410,0 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Содержание

1. Экспертиза как обязательный этап инвестиционного процесса

2. Экспертиза инвестиционных проектов

2.1 Основные вопросы, подлежащие проверке экспертизой

2.2 Классификация экспертных методов инвестиционных проектов

2.3 Последовательность проведения экспертизы инвестиционных проектов

Список используемой литературы

Введение

Инвестиционная стратегия является базой и фундаментом общей стратегии субъекта и всех его частных стратегий, концепций и программ развития. Каждая частная стратегия и ее проект должны пройти процедуру инвестиционного анализа и сопоставления с альтернативными проектами, должны инвестироваться.

В самом общем виде инвестиции можно определить как средства, вкладываемые с целью получения последующего дохода.

Инвестиционная деятельность — весьма рискованный вид финансового управления. Наибольшей ответственности требуют долгосрочные инвестиционные вложения, которые приносят отдачу не сразу. Чтобы определить оптимальные направления вложений капитала и выявить наиболее эффективные способы его использования в течение достаточно длительного периода со стабильной отдачей, необходима разработка стратегии инвестирования и успешная ее реализация.

Возросшее число участников инвестиционного процесса на современном этапе, многообразие потенциальных источников инвестирования, комплексный характер современных технологий и организационных решений требуют адекватного развития управления инвестиционной деятельностью.

Инвестиционный проект мероприятие, включающее комплекс действий (работ, услуг, приобретений, управленческих операций и решений), направленных на создание производственных фондов, их функционирование и получение дохода за счет реализации производимой с их помощью продукции (предоставляемых услуг).

При принятии решения об инвестировании денежных средств в проект, важную роль играет его экспертиза. Такой подход — экспертиза — позволяет обнаружить «пробелы» в накопленной информации, дополнить ее и тем самым не допустить принятия решения в условиях высокой степени информационной неопределенности.

Целью данной работы является изучение экспертизы, как обязательного этапа инвестиционного процесса.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка используемой литературы.

1. Экспертиза как обязательный этап инвестиционного процесса

В соответствии с ФЗ от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Постановления Правительства «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной предпроектной и проектной документации» все инвестиционные проекты, независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений, до их утверждения в соответствии с законодательством Российской Федерации, подлежат экспертизе.

Экспертиза — это оценка проекта в целях предотвращения строительства таких объектов, которые не отвечают требованиям государственных норм и правил или наносят ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц или государства, а также для оценки эффективности осуществляемых капитальных вложений.

Инвестиционные проекты, финансируемые за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а также инвестиционные проекты, имеющие важное народнохозяйственное значение, независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений, подлежат государственной экспертизе, осуществляемой уполномоченными на то органами государственной власти.

Сегодня экспертиза является способом прямого участия государства в инвестиционной деятельности, обязательным этапом разработки конкретного инвестиционного проекта, предшествующим утверждению проектно-сметной документации и бизнес-плана в случаях предусмотренных законодательством. Среди них:

— государственная экспертиза проектов строительства;

— государственная экспертиза градостроительной документации;

— государственная экологическая экспертиза предплановых, предпроектных и проектных материалов по объектам независимо от их сметной стоимости и принадлежности;

— экспертиза условий труда в проектах на строительство и реконструкцию объектов органами государственной экспертизы условий труда;

— государственная экспертиза проектов строительства объектов с привлечением иностранного капитала;

— государственная экспертиза технико-экономических и коммерческих предложений и обоснований целесообразности, эффективности и возможности участия российских организаций в строительстве объектов за границей на основе межправительственных соглашений об экономическом и техническом сотрудничестве;

— экспертиза при отборе для российской выставки инвестиционных проектов.

Систематизация опыта экспертной деятельности в инвестиционной сфере позволяет представить достаточно развернутую классификацию видов экспертизы (табл. 1).

Таблица 1 — Классификация видов экспертизы

Порядок проведения государственной экспертизы инвестиционных проектов определяется правительством РФ. Одним из важнейших является Градостроительный кодекс РФ, в котором определен предмет экспертизы — градостроительной документации. В основном она направлена на оценку строительной части проекта, в то время как соответствие нормам технологической части проекта определяется на основе ведомственных актов. Например, Минстрой РФ ввел единый порядок проведения экспертизы градостроительной документации и проектов строительства, суть которого сводится к следующему.

Градостроительная документация, технико-экономические обоснования и проекты на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений (далее — документация и проекты), независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности, до их утверждения подлежат экспертизе в Главгосэкспертизе России, местных (республиканских, краевых и др.) организациях вневедомственной экспертизы, отраслевых экспертных подразделениях министерств и ведомств и других специально уполномоченных на то государственных органах.

Документация и проекты утверждаются только при наличии положительного заключения органов государственных экспертиз, а в некоторых случаях — согласований органов государственного надзора.

Основной проектной стадией, подлежащей экспертизе, является ТЭО. Для технических и экологически сложных объектов, осуществляемых в особых природных условиях строительства, а также по требованию органов государственной экспертизы по рассмотренному ТЭО выполняется дополнительная детальная разработка отдельных проектных решений.

В состав экспертных комиссий входят государственная экспертная комиссия Минэкономики России, Главэкспертиза России, организации государственной вневедомственной экспертизы республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, гг.Москвы и Санкт-Петербурга, экспертные подразделения министерств и ведомств.

Государственная экспертная комиссия Минэкономики России осуществляет экспертизу ТЭО строительства объектов, имеющих важное народнохозяйственное значение (в том числе с привлечением иностранных инвесторов), определяемых Минэкономики России совместно с Госстроем России. Государственная экспертная комиссия Минэкономики России организует рассмотрение указанных ТЭО с участием Главэкспертизы России и Главного управления государственной экологической экспертизы Минприроды России.

На федеральном уровне Главэкспертиза России осуществляет экспертизу документации:

градостроительной: схем районной планировки административно-территориальных образований, если они затрагивают интересы федерального значения; генеральных планов городов с расчетной численностью населения 500 тыс. человек и более, исторических и курортных городов, городов-новостроек;

объектов, строительство которых осуществляется за счет государственных капитальных вложений, финансируемых полностью или частично из республиканского бюджета и внебюджетных фондов РФ, а также государственного кредита, согласно перечню устанавливаемому Госстроем России совместно с соответствующими министерствами и ведомствами РФ;

объектов, строительство которых осуществляется за границей при техническом содействии РФ;

объектов совместных с другими государствами-пользователями, с привлечением инофирм при финансировании строительства этих объектов из республиканского бюджета и внебюджетных фондов РФ и государственного кредита;

экспериментальных и базовых проектов и проектов массового применения, разрабатываемых по планам бюджетных работ Госстроя России;

потенциально опасных и технически особо сложных объектов по перечню, устанавливаемому Госстроем России совместно ГКЧС России, Минприроды России и с соответствующими органами государственного надзора, а также объектов, признанных особо ценным культурным наследием городов РФ независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности этих объектов.

Главэкспертиза России производит комплексную экспертизу проектов строительства и подготавливает сводное экспертное заключение с учетом заключений государственной экологической экспертизы и государственной экспертизы условий труда или с их участием, заключений отраслевой экспертизы министерств и ведомств, а также результатов общественного обсуждения по объектам, имеющим важное народнохозяйственное значение, градостроительное и социальное значение.

На уровне субъектов Федерации Организации государственной вневедомственной экспертизы республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют экспертизу документации: градостроительной, нефедерального значения; проектов строительства: объектов, строительство которых осуществляется на соответствующей территории независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности этих объектов, в части вопросов, относящихся к компетенции республиканских и местных органов управления, контроля за соблюдением нормативных требований по надежности и эксплуатационной безопасности объектов с учетом долговременных последствий.

Организации государственной вневедомственной экспертизы осуществляют выборочный контроль утвержденных проектов строительства на соответствующей территории независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности объектов и принимают участие в рассмотрении проектов строительства государственными органами управления.

На уровне отраслей и ведомств Экспертные подразделения министерств и ведомств проводят экспертизу проектов строительства по вопросам, отнесенным к их компетенции, а также подготавливают сводные экспертные заключения с учетом заключений соответствующих территориальных организаций государственной ведомственной экспертизы и государственной экологической экспертизы или с их участием.

2. Экспертиза инвестиционных проектов

2.1 Основные вопросы, подлежащие проверке экспертизой

При экспертизе инвестиционных проектов строительства проверяется:

— соответствие принятых решений обоснованию инвестиций в строительство объекта, другим предпроектным материалам, заданию на проектирование, а также исходным данным, техническим условиям и требованиям, выданным заинтересованными организациями и органами государственного надзора при согласовании места размещения объекта;

— наличие необходимых согласований проекта с заинтересованными организациями и органами государственного надзора;

— хозяйственная необходимость и экономическая целесообразность намечаемого строительства исходя из социальной потребности в результатах функционирования запроектированного объекта, конкурентоспособности его продукции (услуг) на внутреннем и внешнем рынках, наличия природных и иных ресурсов;

— выбор площадки (трассы) строительства с учетом градостроительных, инженерно-геологических, экологических и других факторов и согласований с местными органами управления в части землепользования, развития социальной и производственной инфраструктуры территорий, результатов сравнительного анализа вариантов размещения площадки (трассы);

— обоснованность определения мощности (вместимости, пропускной способности объекта), исходя из принятых проектных решений, обеспечения сырьем, топливно-энергетическими и другими ресурсами, потребности в выпускаемой продукции или предоставляемых услугах;

— обеспечение безопасности эксплуатации предприятий, зданий, сооружений и соблюдение норм и правил взрывопожарной и пожарной безопасности;

— соблюдение норм и правил по охране труда, технике безопасности и санитарным требованиям;

— достаточность инженерно-технических мероприятий по защите населения и устойчивости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

— наличие проектных решений по обеспечению условий жизнедеятельности маломобильных групп населения;

— оценка технического уровня намечаемого к строительству (расширению, техническому перевооружению, реконструкции) предприятия, производства, его материало- и энергоемкости;

— обоснованность применяемых технологий производства на основе сравнения возможных вариантов технологических процессов и схем, выбор основного технологического оборудования;

— оптимальность принятых решений по инженерному обеспечению, возможность и целесообразность использования автономных систем и вторичных энергетических ресурсов;

— наличие безотходного (малоотходного) производства на основе полного и комплексного использования сырья и отходов;

— обоснованность и надежность строительных решений (особенно при сооружении объекта в сложных инженерно-геологических условиях);

— оптимальность решений по генеральному плану, их взаимоувязка с утвержденной градостроительной документацией, рациональность решений по плотности застройки территорий и протяженности инженерных коммуникаций;

— обоснованность принятых объемно-планировочных решений и габаритов зданий и сооружений, исходя из необходимости их рационального использования для размещения производства и создания благоприятных санитарно-гигиенических и других безопасных условий работающим;

— эффективность использования площадей и объемов зданий;

экспертиза инвестиционный проект

— обеспечение архитектурного единства и высокого уровня архитектурного облика зданий и сооружений, соответствующих их градостроительным требованиям в увязке с существующей застройкой;

— оценка проектных решений по организации строительства;

— достоверность определения стоимости строительства;

— оценка эффективности инвестиций в строительство объекта и условий его реализации.

Перечисленный выше перечень вопросов требует для экспертизы комплексного проекта большое количество специалистов-экспертов разных отраслей знаний:

инженеров-машиностроителей (конструкторов машин, разработчиков технологий, приборостроителей, электронщиков и др.);

строителей (архитекторы, градостроители, специалисты по строительным конструкциям, металлическим конструкциям и т.д.);

экономистов, глубоко знающих тенденции развития отрасли, владеющих методами прогнозирования, разработки схем развития и размещения производства в отрасли, хорошо знающих балансы производства и потребления, умеющих анализировать ситуацию и экспортировать экономические расчеты, в том числе, сводные и локальные сметы и др.

В состав экспертной комиссии по экспертизе комплексных инвестиционных проектов должны также входить геологи, гидрологи, транспортники всех отраслей (железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного), специалисты топливно-энергетического комплекса и др.

Работой экспертной комиссии руководит председатель, который имеет заместителей и секретаря. Комиссия разделяется по секциям.

Каждую секцию комиссии возглавляет руководитель, который организует и отвечает за работу секции. Эксперт — это опытный специалист в отрасли, приглашаемый для исследования какой-либо проблемы в инвестиционном проекте и дачи заключения по порученному ему вопросу, за которое он несет ответственность по закону.

Предпроектной документацией является обоснование инвестиций, привлекаемых для строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения предприятий, зданий и сооружений. Проектной документацией считается инвестиционный проект, проект (рабочий проект) строительства, реконструкции, расширения, капитального ремонта и технического перевооружения предприятий, зданий и сооружений.

Законодательством предусмотрено, что проектная документация до ее утверждения подлежит государственной экспертизе независимо от источников финансирования и формы собственности предприятий, зданий и сооружений, за исключением документации на объекты, строительные работы на которых не затрагивают их конструктивных и других характеристик надежности и безопасности, для строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, капитального ремонта не требуется разрешения.

Предпроектная документация на объекты, строительство которых осуществляется частично или полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Федерации, государственных кредитов и кредитов, получаемых под государственные гарантии, других средств, поступающих в качестве государственной поддержки, а также на потенциально опасные и технически особо сложные объекты независимо от источников финансирования и формы собственности подлежит государственной экспертизе до утверждения этой документации.

По объектам, строительство которых осуществляется за счет собственных средств заказчика (инвестора), включая привлеченные средства, в том числе средства иностранных инвесторов, кроме потенциально опасных и технически особо сложных объектов, решение о проведении государственной экспертизы предпроектной документации принимает заказчик (инвестор).

Цели государственной экспертизы предпроектной и проектной документации:

— предотвращение создания объектов, строительство и использование которых нарушает права физических и юридических лиц или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке норм и правил;

— оценка эффективности капитальных вложений, направляемых на строительство объектов, осуществляемое за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации.

При проведении государственной экспертизы предпроектной и проектной документации обеспечивается проверка ее соответствия исходным данным, техническим условиям и требованиям по проектированию и строительству объектов.

Для проведения государственной экспертизы предпроектной и проектной документации по представленным документам экспертный орган:

— регистрирует документы и проверяет их комплектность;

— определяет совместно с органами специализированной экспертизы необходимость их участия в проведении экспертизы, сроки подготовки заключений органов специализированной экспертизы и стоимость проведения экспертизы;

— разрабатывает проекты договоров с органами специализированной экспертизы о выполнении работ в пределах общей стоимости государственной экспертизы;

— готовит и предварительно согласовывает с заказчиком (инвестором) проект договора о проведении экспертизы;

— направляет заказчику (инвестору) проект договора о проведении экспертизы (при условии соответствия представленных документов установленным требованиям) и уведомление о сроках представления недостающих документов (в случае несоответствия представленных документов установленным требованиям).

Экспертный орган несет ответственность за проведение квалифицированной и объективной экспертизы предпроектной и проектной документации в установленные сроки, обоснованность рекомендаций по ее утверждению, доработке или отклонению.

Экспертный орган в праве рекомендовать к утверждению, отклонять или возвращать на доработку инвестиционные проекты по результатам их экспертизы, осуществлять контроль за реализацией замечаний и предложений экспертных заключений при дальнейшем проектировании. В случае необходимости он может привлекать в установленном порядке для выполнения работ по экспертизе инженерно-технический персонал структурных подразделений министерства (ведомства), подведомственных ему предприятий, научно-исследовательских, проектных и иных организаций, а также специалистов других министерств (ведомств), создавать в необходимых случаях временные экспертные комиссии.

К компетенции экспертного органа относится и проведение выборочного контроля за качеством проектно-сметной документации, утверждаемой подведомственными министерству (ведомству) предприятиями и организациями. Он вправе

получать от структурных подразделений министерства (ведомства), подведомственных ему предприятий, организаций-заказчиков и проектных организаций все необходимые для проведения экспертизы материалы (техническую документацию, справки, расчеты, обоснования т.п.);

приглашать для участия в рассмотрении проектно-сметной документации представителей заказчиков, проектных, научно-исследовательских и других заинтересованных организаций;

вносить в соответствующие государственные органы предложения о привлечении к ответственности в соответствии с действующим законодательством руководителей проектных организаций и должностных лиц, виновных в низком качестве разработанной проектно-сметной документации, а также о лишении предприятий и организаций лицензий на выполнение проектных и изыскательных работ полностью или частично;

разрабатывать соответствующие положения, рекомендации, решения и другие документы по вопросам организации и методики проведения экспертизы для подведомственных экспертных подразделений;

проводить в установленном порядке совещания и семинары по вопросам, входящим в его компетенцию.

По результатам экспертизы готовится сводное заключение. Оно содержит совокупную оценку экономической целесообразности и технической возможности реализации проектных решений с учетом требований экологической и промышленной безопасности, а также соответствия архитектурно-планировочных и инженерно-технических решений технологическим требованиям, требованиям конструктивной надежности и безопасности. В сводном заключении устанавливаются и основные технико-экономические показатели строительства объектов.

Сводное заключение готовится на федеральном уровне. Главным управлением государственной вневедомственной экспертизы при Государственном комитете по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, а на региональном — организациями государственной вневедомственной экспертизы субъектов Федерации.

Заключение подготавливается с учетом заключений (или с участием специалистов) органов специализированной экспертизы или их территориальных органов, органов вневедомственной экспертизы, заинтересованных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, других органов и организаций, а также результатов общественного обсуждения.

Сводное заключение утверждается в порядке, установленном органом, осуществляющим государственную экспертизу, и направляется заказчику (инвестору).

К сводному заключению прилагаются являющиеся его неотъемлемой частью заключения органов специализированной экспертизы.

Положительное сводное заключение составляется при наличии положительных заключений органов специализированной экспертизы и включает в себя выводы о соответствии предпроектной и проектной документации предъявляемым требованиям и рекомендации по ее утверждению (согласованию) с указанием основных технико-экономических показателей. Без положительного сводного заключения утверждение документации, финансирование и строительство объектов независимо от источников финансирования и формы собственности не допускается.

Отрицательное сводное заключение содержит выводы о необходимости доработки документации с указанием конкретных недостатков и недопустимости использования документации для строительства объектов из-за ее несоответствия предъявляемым требованиям. В случае составления отрицательного сводного заключения в связи с необходимостью доработки документации заказчик (инвестор) вправе представить документы на повторную экспертизу при условии их доработки с учетом замечаний и предложений, изложенных в свободном заключении.

Заключение экспертизы является обязательным документом для исполнения заказчиками, подрядчиками, проектными, конструкторскими и научными организациями, заинтересованными в реализации инвестиционного проекта.

Субъекты Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти при необходимости, могут разработать и утвердить региональные отраслевые нормативные документы с учетом территориальных особенностей отраслевой специфики проектов строительства.

2.2 Классификация экспертных методов инвестиционных проектов

Сложность инвестиционного решения определяется содержанием экспертных задач, экспертными методами, квалификационными требованиями к экспертам, стоимостью экспертизы.

Можно выделить следующие классы экспертных методов: экспертные оценки, эвристический поиск, экспертный анализ. Признаками их методологического сходства и различия являются способы организации мыслительного процесса экспертов, процедура формирования экспертных суждений и коллективного заключения и др. (табл. 2).

Таблица 2 — Классификация экспертных методов

2.3 Последовательность проведения экспертизы инвестиционных проектов

Рассмотрим основные этапы проведения экспертизы инвестиционных проектов.

1. Описание общей схемы реализации проекта.

На данном этапе целью работы является:

— выявление источников доходов;

— описание того, как технически и организационно выглядит реализация инвестиционной идеи;

— определение основных участников проекта;

— выбор точки зрения, с которой будет рассматриваться проект.

Этот этап важен для корректного определения исходных данных для расчета.

2. Подготовка исходной информации для расчетов.

Для подготовки любого инвестиционного проекта необходимо подготовить информацию по следующим блокам:

— выручка от реализации (доходы);

— текущие (производственные, эксплуатационные) затраты;

Расчет не может быть точнее, чем заложенная в него информация!

3. Проведение расчетов.

Существует множество источников информации о методиках оценки проекта. В соответствии с общепринятой методикой оценки, инвестиционный проект анализируется по двум направлениям:

— финансовая состоятельность (осуществимость) проекта.

Необходимо помнить, что потоки, используемые для расчета показателей эффективности с точки зрения различных участников (менеджмент, собственник, банк) не одинаковы, следовательно, абсолютные значения показателей эффективности для различных участников проекта также отличаются между собой.

Все итоговые показатели проекта являются производными времени рассмотрения проекта (исключением является показатель окупаемости инвестиционных затрат). Следовательно, для принятия решения о привлекательности (или ее отсутствии) проекта необходимо определить, обеспечивает ли проект желаемый уровень показателей за тот срок, который данный участник проекта считает для себя приемлемым.

Таким образом, инвестиционная экспертиза — это система оценочных, поисковых или аналитических действий и выводов, проводимых по заявке заинтересованных лиц для получения независимого заключения с целью повышения уровня обоснованности принимаемых решений по вопросам регулирования и осуществления инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики.

Итак, инвестиционный проект мероприятие, включающее комплекс действий, направленных на создание производственных фондов, их функционирование и получение дохода за счет реализации производимой с их помощью продукции.

Экспертиза, как базовый подход к оценке инвестиционного проекта, является одним из основных инструментов управления проектами в целом.

Под экспертизой понимается анализ, исследование, проводимое с целью предотвращения создания проектов, использование которых либо может привести к нарушению прав физических и юридических лиц, а также интересов государства, либо не отвечает требованиям утвержденных стандартов, строительных норм и правил.

Экспертизе подлежит, помимо чисто технических аспектов, убедиться: в правильности расчета эффективности проекта; в правильности оценки воздействия на окружающую среду; в рыночной привлекательности продукции или услуг; в добросовестности экономического анализа общих последствий проекта для национальной экономики; в надежности оценки социальных последствий проекта; в организационных возможностях реализации проекта.

Изложенные в работе положения относительно организации экспертной деятельности является важным звеном эффективного управления инвестициями, более того, в реализации инвестиционной политики государства и инвесторов в условиях рынка, обеспечивая повышение уровня обоснованности принимаемых инвестиционных решений.

Экспертные подразделения министерств и ведомств проводят экспертизу проектов строительства по вопросам, отнесенным к их компетенции, в соответствии с положениями о разграничении функций по экспертизе между министерствами, ведомствами и Госстроем, подготавливают сводные экспертные заключения с учетом заключений соответствующих территориальных организаций государственной вневедомственной экспертизы и государственной экологической экспертизы или с их участием.

Результатом экспертизы является заключение, где содержатся окончательные выводы о целесообразности реализации проекта. При выявлении в результате экспертизы грубых нарушений нормативных требований, которые могут повлечь за собой снижение или потерю прочности и устойчивости зданий и сооружений или создать иные аварийные ситуации, экспертным органом может быть предложено применение в установленном порядке к организациям-разработчикам проектной документации штрафных санкций или приостановления (аннулирования) действия выданных им лицензий.

Таким образом, экспертиза инвестиционного проекта — это углубленное исследование и оценка отдельных инвестиционных качеств проекта, осуществляемое привлекаемыми высококвалифицированными специалистами в данной области знаний.

Список используемой литературы

1. Федеральный закон от 25.02.1999 №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (ред. от 23.07.2010).

2. Диаров, А.А. Инвестиционный менеджмент. Учебно-практическое пособие / А.А. Диаров, В.В. Князев. — М.: МГУТУ, 2004. — 116 с.

3. Зубченко, Л.А Иностранные инвестиции. Уч. пособие / Л.А. Зубченко. — М.: Книгодел, 2006. -160 с.

4. Колтынюк, Б.А. Инвестиции. Учебник / Б.А. Колтынюк. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А. 2003. — 848 с.

5. Мальцева, Ю.Н.Инвестиции: конспект лекций / Ю.Н. Мальцева. — М.: Эксмо, 2008. — 160 с.
6. Хачатурян, А.А. Инвестиции Учебный курс / А.А. Хачатурян. — М.: МИЭМП, 2010. 136 с.

7. Чернов, В.А. Инвестиционная стратегия: Учеб. пособие для вузов. / Чернов В.А. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 158 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Основные аспекты разработки современных инвестиционных проектов. Содержание и характеристики бизнес-планирования на современных предприятиях. Критерии эффективности инвестиционных проектов. Классификация, экспертиза, фазы развития инвестиционных проектов.

курсовая работа [53,5 K], добавлен 13.01.2011

Классификация методов оценки инвестиционных проектов. Модифицированная внутренняя норма рентабельности. Дисконтированный срок окупаемости инвестиций. Анализ инвестиционных проектов в условиях инфляции. График взаимосвязи ставки дисконтирования и риска.

контрольная работа [228,5 K], добавлен 28.05.2015

Содержание, этапы разработки и реализации инвестиционных проектов. Виды инвестиционных проектов и требования к их разработке. Показатели оценки финансовой надежности проекта. Принципы и методы оценки финансового состояния инвестиционных проектов.

курсовая работа [148,5 K], добавлен 05.11.2010

Теоретические основы методов финансирования инвестиционных проектов: понятия, основные виды, особенности и проблемы. Способы финансирования инвестиционных проектов в мировой практике. Способы финансирования инвестиционных проектов в Республике Беларусь.

курсовая работа [120,4 K], добавлен 13.05.2015

Анализ принципов расчета основных инвестиционных показателей и определение на их основе наиболее привлекательных с инвестиционной точки зрения проектов. Экспертиза данных проектов по критерию эффективности, расчет дисконтированного срока окупаемости.

курсовая работа [95,5 K], добавлен 07.11.2012

Основные принципы, положенные в основу анализа инвестиционных проектов. Критерии оценки эффективности инвестиционных проектов. Анализ методов оценки инвестиционных проектов и проектных рисков. Влияние инвестиционного проекта на деятельность предприятия.

курсовая работа [306,3 K], добавлен 11.06.2009

Понятие и классификация инвестиционных проектов, проектное финансирование. Формы инвестиционной деятельности коммерческих банков. Лизинг и форфейтинг — особые формы финансирования инвестиционных проектов. Место и роль прямых иностранных инвестиций.

Краткая характеристика экспертизы инвестиционных проектов

В процессе принятия стратегически важных управленческих решений услуги профессиональных консультантов могут оказать неоценимую помощь, поскольку при оценке целесообразности инвестиций и инвестиционной привлекательности рынков, материальных и нематериальных активов, анализе внешних и внутренних угроз и возможностей крайне важно соблюдать принципы независимости и объективности, что невозможно без участия внешних специалистов.

СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ (САЙТ) ЗАРЕГИСТРИРОВАНО РОСКОМНАДЗОРОМ, СВИДЕТЕЛЬСТВО ЭЛ № ФС77-80505 ОТ 15 МАРТА 2021 Г. ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ. ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

СООБЩЕНИЯ И КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ САЙТА РАЗМЕЩАЮТСЯ БЕЗ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РЕДАКТИРОВАНИЯ. РЕДАКЦИЯ ОСТАВЛЯЕТ ЗА СОБОЙ ПРАВО УДАЛИТЬ ИХ С САЙТА ИЛИ ОТРЕДАКТИРОВАТЬ, ЕСЛИ УКАЗАННЫЕ СООБЩЕНИЯ И КОММЕНТАРИИ ЯВЛЯЮТСЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕМ СВОБОДОЙ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ИЛИ НАРУШЕНИЕМ ИНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНА.

Источник https://www.zonazakona.ru/law/comments/art/20158/

Источник https://otherreferats.allbest.ru/finance/00136325_0.html

Источник https://www.kp.ru/guide/otsenka-investitsionnykh-proektov.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *