Дальнему Востоку до 2025 года нужно 11,5 трлн рублей инвестиций — Ведомости

 

Содержание

Дальнему Востоку до 2025 года нужно 11,5 трлн рублей инвестиций

Подъем Дальнего Востока объявлен приоритетом на XXI в., добиться этого, по задумке правительства, должна помочь Национальная программа развития Дальнего Востока до 2025 г. и на перспективу до 2035 г. «Ведомости» ознакомились с ее содержанием. «Такой документ для отдельного региона появляется впервые, по сути он должен определить, чем будет жить Дальний Восток в ближайшие годы», – сообщил «Ведомостям» через представителя министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов.

Накопившиеся проблемы

«Отставания по всем сферам на Дальнем Востоке копились десятилетиями, поколения уже выросли в условиях, когда не строятся новые дома, спортивные комплексы и дома культуры, дороги, ветшают больницы», – признает Козлов.

Одна из самых больших проблем – уменьшение населения. За 27 лет оно сократилось в 1,3 раза – с 10,5 млн человек в 1991 г. до 8,1 млн в 2019 г. В последнее время отток снижается (в среднем население сокращается на 0,3–0,5% в год), но это остается ключевым фактором, сдерживающим ускорение развития макрорегиона, признают авторы программы. В первую очередь это создает дефицит рабочей силы. Запланированные инвестпроекты создадут более 130 000 новых рабочих мест и вскоре столкнутся с острой нехваткой квалифицированных кадров.

Люди хотят уехать из-за дороговизны жизни (30%), низкого развития инфраструктуры (28%), небольших доходов (23%), неблагоприятного климата (23%), некомфортной среды (19%), недостаточных возможностей для образования детей (18%) и самореализации (17%), а также сложностей с приобретением жилья (13%), показал социологический опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения.

Ожидаемая продолжительность жизни на Дальнем Востоке ниже, чем в среднем в России (70 лет вместо 73). При этом высокая смертность в трудоспособном возрасте – 589 случаев на 100 000 человек (в России – 486 случаев на 100 000). Охват профилактическими медосмотрами и диспансеризацией тоже ниже среднероссийского, выше доля медицинских организаций в неудовлетворительном состоянии, с изношенным оборудованием.

Раньше эти проблемы компенсировались более высокими зарплатами на Дальнем Востоке, но за последние годы и это преимущество регион почти утратил. Если в 1995 г. среднедушевые номинальные денежные доходы превышали среднероссийский уровень на 23,9%, то в 2018 г. – только на 10%. В то же время Дальний Восток – самый дорогой регион для жизни: здесь более высокие платежи за коммунальные услуги, транспорт, продукты питания, одежду. Рост потребительских цен на Дальнем Востоке традиционно выше среднероссийского в силу дефицита продовольствия и товаров массового потребления местного производства. Это оборачивается снижением реальных доходов населения, доля жителей с доходами ниже прожиточного минимума более высокая.

Здесь хуже развита транспортная, социальная и коммунальная и инфраструктура. Плотность автомобильных дорог в 5 раз ниже среднероссийского уровня (11,9 км на 1000 кв. км). На 1000 дошкольников – 667 мест в детсадах. И даже оптоволоконные линии связи в 63% населенных пунктов отсутствуют (в том числе в Анадыре), из-за чего цены на интернет выше.

Развитие бизнеса тормозят высокие тарифы на транспорт: доля транспортных издержек в ВРП региона вдвое выше, чем в среднем по России.

Что уже делается

Новейшая история дальневосточного региона РФ началась с 2013 г., вспоминает руководитель дальневосточной практики KPMG Ольга Сурикова. С тех пор для разворота на восток и создания привлекательных условий инвестирования было принято более 39 новых федеральных законов и более 170 нормативно-правовых актов правительства, которые гарантируют долговременность этих условий на весь срок реализации проектов, говорит она.

С 2015 г. для инвесторов на Дальнем Востоке появились территории опережающего развития (ТОР) и свободный порт Владивосток (СПВ). Резиденты таких зон получают льготы взамен на инвестиции. С момента появления ТОРов в регион пришло почти 284 млрд руб. частных инвестиций, по данным Минвостокразвития. В порту зарегистрировано еще 1252 резидента, их инвестиции – почти 640 млрд руб., рассказал представитель министерства. В 2018 г. на Дальний Восток пришлось почти 8% всех инвестиций в основной капитал, следует из данных Росстата. Для сравнения, до введения спецрежимов в 2014 г. было 6%.

За 2021–2025 гг. власти планируют потратить на развитие ТОРов 111,2 млрд руб. Но бюджетные деньги не осваиваются, а строительство инфраструктуры отстает от плана, писала Счетная палата в 2017 г. Государство тратит достаточно большие деньги на поддержку резидентов, говорил ранее замминистра финансов Илья Трунин: только по ТОРам за 2018 г. бюджеты недополучили около 2 млрд руб.

При этом регион остается недоинвестированным. Для развития хотя бы части инвестиционного потенциала Дальнего Востока к 2019 г. в инфраструктуру нужно вложить около 900 млрд руб., оценивали аналитики InfraOne, к 2025 г. дополнительно потребуется еще минимум 1 трлн руб.

Цели новой программы

Перед Дальним Востоком стоит цель – достичь темпов экономического роста на 6% в год, как у ведущих развивающихся экономик Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Об этом на прошлом Восточном экономическом форуме (ВЭФ) заявил президент Владимир Путин.

Пока такие высокие темпы роста ВРП – 5-6% в год – были в 2010-2011 гг., благодаря масштабным государственным инвестициям в инфраструктуру для подготовки саммита АТЭС 2012 г. Но затем в 2012–2017 гг. ВРП Дальнего Востока не изменился, т. е. в реальном выражении остался на уровне 2011 г. из-за падения инвестиций (-38%).

Вывести экономику на рост в 6% в год в 2019–2025 гг. можно только за счет значительного привлечения частных инвестиций в новые производства с высокой добавленной стоимостью, модернизацию предприятий обрабатывающей промышленности, транспортный и строительный комплекс, а также роста государственных инвестиций в магистральную, трансграничную, обеспечивающую и социальную инфраструктуру. Кроме того, нужно наращивать несырьевой экспорт и повышать производительность труда, пишут авторы программы. Они ставят цель привлечь за это время 11,5 трлн руб. инвестиций (в 2012–2018 гг. поступило 7 трлн руб.), увеличив их уровень в ВРП с 30% до 45–50%.

Такой приток, по расчетам чиновников, могут обеспечить нефтегазохимия, добыча полезных ископаемых, лесная и рыбная промышленность, сельское хозяйство, транспорт и логистика, авиа- и судостроение, туризм. Развитию этих секторов мешает целый ряд административных барьеров, которые планируют снять.

На реализацию всех мероприятий нужны миллиарды, признает Козлов, но сумму не называет. Деньги также понадобятся на софинансирование проектов государственно-частного партнерства (ГЧП). Проект Национальной программы на V Восточном экономическом форуме будет представлен президенту, отметил представитель министерства, в каком виде он будет подписан, решит глава государства. Возможно, не все войдет в нацпрограмму, вопросов на Дальнем Востоке столько, что разом их охватить очень сложно для бюджета страны, отмечает Козлов: «Но мы надеемся, что большинство пунктов, предложенных нами в национальной программе, будут приняты».

Налоговые льготы для инвесторов

Привлечь инвесторов Дальний Восток старается преференциальными режимами, которые должны быть не хуже, чем в других странах АТР. Так и было во время введения режимов ТОР и СПВ. Но страны АТР не стоят на месте, и российские режимы начинают уступать конкурентам.

Поэтому с 2021 г. по программе будет введена новая система налоговых льгот для резидентов ТОР и СПВ. Сейчас резиденты не платят налог на прибыль первые пять лет, а затем ставка вырастает до 12%; новая программа предлагает налог 7%, который нужно будет выплачивать с первого года. Изменения позволят регионам сразу начать получать налоговые доходы от реализации инвестпроектов, а бизнес будет платить фиксированный налог в течение всего проекта, что сделает экономику компаний более предсказуемой и эффективной, пояснял ранее Козлов.

Также инвесторам будут предложены льготный коэффициент к налогу на добычу полезных ископаемых – 0,3 на весь срок инвестпроекта, нулевая ставка налога на имущество организаций в течение пяти лет с налогового периода, в котором соответствующее имущество поставлено на баланс, и такая же схема для земельного налога. Индивидуальные предприниматели и организации, получившие статус резидента ТОР или СПВ до 2021 г., смогут добровольно перейти на новую систему налоговых льгот.

Кроме того, государство предлагает субсидировать процентную ставку по банковским гарантиям для ускоренного возмещения НДС при экспорте продукции резидентами ТОР и СПВ.

Для повышения инвестиционной привлекательности обрабатывающей промышленности предлагается ввести вычет для инвестиций в модернизацию действующего обрабатывающего предприятия. Он будет вычисляться как разница между наибольшим налоговым потоком (из налога на прибыль, налога на имущество организации и земельного налога), уплаченным в течение трех лет до модернизации производства, и потоком после модернизации.

Дальневосточный федеральный округ уже сейчас вполне конкурентоспособен по фискальным условиям, требуется скорее тонкая донастройка действующего режима, чтобы убрать барьеры для некоторых категорий проектов, считает Сурикова. Безусловно, налоговые каникулы на старте позволяют обеспечить «быстрые победы», но, как показывает международная практика, это недостаточный фактор для принятия инвестиционного решения, замечает она.

Территория концептуально проигрывает по трем основным направлениям, полагает эксперт KPMG: уровень развития инфраструктуры, доступность дешевых денег и наличие человеческих ресурсов.

На Дальнем Востоке с 2015 г. действует субсидирование частных вложений в инфраструктуру, необходимую для запуска новых производств. За счет его уже привлечено 234 млрд руб., а бюджетных денег выделено 32,5 млрд руб. С 2019 г. механизм распространен на всю Россию, а на Дальнем Востоке программа предлагает понизить минимальный порог частных инвестиций в проекты, которые могут претендовать на получение субсидии, с 1 млрд руб. до 300 млн, а перечень объектов – дополнить лесной инфраструктурой.

Программа предлагает и новые меры поддержки инвестиций в инфраструктуру – целевые налоговые льготы на сумму инвестиций. Инвесторы, самостоятельно построившие необходимые для предприятия объекты инфраструктуры, будут получать льготы по налогу на прибыль, налогу на добычу полезных ископаемых, земельному налогу и налогу на имущество организаций до тех пор, пока полностью не вернут осуществленные вложения. Соответствующий механизм должен заработать в 2020 г., говорится в проекте программы. Это важная новация, считает вице-президент ООО УК «Полюс» Сергей Журавлев: большинство золоторудных месторождений находятся на отдаленных и труднодоступных участках: без дорог, без линий электропередачи, компаниям зачастую проще и быстрее их построить самостоятельно, чем ждать, пока это сделает государство. Сейчас такие затраты могут быть компенсированы за счет бюджетных субсидий, лимиты которых ограниченны. Компенсация стоимости объектов инфраструктуры за счет налоговых льгот – это более прогрессивный механизм, который ко всему прочему уменьшает нагрузку на госбюджет и будет лучше воспринят бизнесом, объясняет Журавлев.

Дальневосточные дороги

Транспортный каркас экономики Дальнего Востока – Транссиб и БАМ – к 2020 г. уже должны увеличить провозную способность до 120 млн т в год (на 66,8 млн т больше по сравнению с уровнем 2012 г.), а к 2025 г. – до 210 млн. Модернизация входит в Комплексный план модернизации инфраструктуры.

Одновременно будет развиваться Северный морской путь, который ускорит транзит контейнерных грузов между портами Северо-Восточной Азии и Северной Европы. Для него планируют построить сверхмощный атомный ледокол «Лидер», порты-убежища и другую инфраструктуру.

В программу вошел и железнодорожный мост на Сахалин (линия Селихино – Ныш с переходом через пролив Невельского), который планируют строить по проекту ГЧП. Чтобы обеспечить загрузку этой железнодорожной линии, на Сахалине планируют создать новые портовые мощности.

Из автомобильных дорог в программе – мост через реку Лена в Якутии. Он должен быть построен до 2025 г. по концессии. Также до 2020 г. должна быть окончательно согласована схема развития инфраструктуры международных транспортных коридоров до Китая и определены механизмы ее финансирования.

Связь с Китаем также должны обеспечить два моста через реку Амур – железнодорожный переход Нижнеленинское – Тунцзян в Еврейской автономной области протяженностью 2,2 км и автомобильный переход Благовещенск – Хэйхэ протяженностью 1,3 км. Около них с российской стороны планируют сделать площадки транспортно-логистических комплексов и туристические объекты.

В самом Владивостоке достроят кольцевую автодорогу. Первый участок – дорога с мостом ул. Казанская – о. Елены – о. Русский. В Чукотском автономном округе хотят построить дорогу к одному из крупнейших в мире медно-порфировых месторождений – Баимскому (Колыма – Омсукчан – Омолон – Анадырь и подъезд к г. Билибино).

Чтобы остановить отток населения, чиновники намерены улучшить транспортную доступность: отремонтировать дороги (чтобы нормативам соответствовало 50,9% дорог) и построить новые (к 133 населенным пунктам), поддержать малую авиацию, построить и отремонтировать взлетно-посадочные полосы (80% должно соответствовать нормативам), субсидировать магистральные, региональные и местные пассажирские авиаперевозки до 100% потребности, обновить парк воздушных судов.

Границы и туризм

До 2025 г. экспорт Дальнего Востока должен вырасти в 1,5 раза до $50 млрд, а доля несырьевого экспорта – достичь 40%. Поскольку большая часть инвестпроектов Дальнего Востока ориентирована на экспорт в АТР, критическим фактором становятся пропускная скорость и качество работы таможни и пунктов пропуска. Пока из 87 пунктов функционируют 58, но большая часть из них не соответствует нормативам – их собираются реконструировать.

С августа 2017 г. туристы, приезжающие на Дальний Восток, могут оформить электронные визы без подачи бумажных документов. Пока режим работает для граждан 19 стран, в том числе Индии, Ирана, Катара, Китая, Кореи, ОАЭ, Японии. Виза позволяет туристам находиться в России до восьми дней и путешествовать по Приморскому краю, Камчатке и Сахалину. В прошлом году въездной турпоток в Приморье вырос на 25%.

Теперь возможность получить электронные визы чиновники намерены распространить на все государства, входящих в АТЭС (это 20 государств кроме России).

Стимулировать вложения в строительство гостиниц в регионе намерены субсидированием процентной ставки.

Привлечь компании и удержать жителей

Программа предлагает предоставлять в пользование месторождения нефти и газа под инвестиционные обязательства по строительству перерабатывающих мощностей или мощностей по производству сжиженного природного газа. Также чиновники готовы субсидировать процентную ставку по кредитам, взятым на локализацию производства оборудования для нефтегазохимических предприятий.

Чтобы повысить добычу полезных ископаемых, по программе государство оплатит среднемасштабное (1 : 200 000) геологическое изучение перспективных районов. Кроме того, планируется ввести заявительный принцип предоставления участков недр для геологического изучения. «Это действительно очень нужные изменения, так как это расширит и сделает более качественным наш последующий выбор участков недр для целей разведки и эксплуатации», – говорит Журавлев из группы «Полюс».

Важной новеллой стало предоставление в пользование участков по заявительному принципу. По словам Журавлева, этот механизм уже начали применять на Дальнем Востоке и благодаря этому компании, подавшие заявки, в дальнейшем, в случае обнаружения запасов и постановки их на баланс государства, имеют возможность получить на правах первооткрывателя право на разработку месторождения.

Другим важным моментом, во многом определяющим инвестиционную активность в макрорегионе, остается стоимость электроэнергии. Сейчас тариф для промышленных предприятий снижен до среднероссийского уровня, проект программы предлагает продлить эту льготу до 2028 г. «Мы очень заинтересованы в продлении действия механизма выравнивания тарифов», – признает Журавлев.

Для повышения инвестиционной привлекательности лесной промышленности будет увеличена пошлина на вывоз необработанной древесины из дальневосточных пород – до 80% с 2021 г.

Чтобы заполнить новые рабочие места и остановить отток населения, власти обещают поддержать здравоохранение, образование, культуру в регионе, продолжать программу «Дальневосточный гектар». А для иностранных работников, участвующих в инвестпроектах в спецрежимах, планируют установить трехлетний срок действия рабочих виз.

Для жителей по программе хотят организовать фельдшерско-акушерские и здравпункты даже в небольших поселениях и сократить сроки приема специалистов – 14 дней с момента записи (МРТ и КТ – 30 дней, но для тех, у кого онкология, – 14), а время приезда «скорой помощи» – до 20 мин. Для этого собираются строить (891 фельдшерско-акушерский пункт) и ремонтировать (1205) здания, закупать оборудование (13 000) и автомобили (1130). Семьям с двумя детьми и больше чиновники намерены субсидировать ставку по ипотеке (чтобы она была не выше 5%). Собираются строить и ремонтировать детские сады (112) и школы (186, и поддерживать грантами школы-флагманы), квартиры (ввод жилья должен вырасти в 1,6 раза до 3,9 млн кв. м в год), выдавать многодетным сертификаты семейного отдыха на Дальнем Востоке и запустить программу «Семейный автомобиль» (приобретение автомобиля за счет бюджетных средств семьям при рождении пятого и последующих детей) и довести «охват мероприятиями по патриотическому воспитанию не менее 50% детей и подростков».

Геостратегическая территория

Дальний Восток, согласно стратегии пространственного развития, – геостратегическая территория, напоминают авторы аналитического обзора InfraOne «Инвестиции в инфраструктуру. Дальний Восток», подготовленного для V ВЭФа. То есть регион значим для развития, территориальной целостности и безопасности страны. Его поддержка требует больших ресурсов, а низкая плотность населения, суровый климат и невысокий стартовый уровень развития инфраструктуры – еще и специфического подхода к управлению. Здесь инвесторам сложнее запустить привлекательный для финансирования проект, что определяет разного рода экономические эксперименты правительства: ТОРы, режим СПВ и др.

Нужно, чтобы программа была живая и развивалась вместе с потребностями бизнеса, замечает Журавлев, чтобы оставалась возможность ее дополнить новыми механизмами. У «Полюс золота» уже есть новое предложение – распространить налоговые льготы не только на инвестиции в новое строительство, но и в модернизацию производства. Тут масштаб и CAPEX может быть даже больше, чем при новом строительстве, поясняет Журавлев.

Если программа будет выполнена, она позволит нефтегазохимическим проектам занять существенную долю на перспективных азиатских рынках и увеличить несырьевой экспорт, считает вице-президент группы ЕСН Вадим Медведев. «Мы строим завод по производству метанола в городе Сковородино Амурской области, – передал он через представителя. – В июле подписали соглашение и стали резидентом ТОР «Свободный», в котором создан газохимический кластер». Из мер поддержки ЕСН выбрала налоговые льготы и субсидирование объектов инженерной и социальной инфраструктуры. Но инвестиции могут быть кратно больше, если будут даны гарантии неизменности регуляторной среды для новых проектов в долгосрочной перспективе, замечает он. Химические проекты наиболее капиталоемкие на Дальнем Востоке, практически на 100% экспортные и завязаны на волатильные мировые рынки. В связи с этим важна стабильность правил игры в России – «дедушкина оговорка», т. е. неухудшение условий для химических проектов, считает Медведев.

Как привлечь 11,5 трлн руб.

Национальная программа охватила почти все аспекты экономической и социальной сферы региона, доволен эксперт EY Илья Сухарников. В ней заложены амбициозные цели и по ряду направлений (таким как добыча и обработка полезных ископаемых, транспорт, машиностроение, туризм) предлагаются меры, способные кардинально изменить экономическую ситуацию на Дальнем Востоке, считает он.

Но привлечь 11,5 трлн руб. инвестиций за шесть лет возможно только при использовании механизмов ГЧП, причем проекты должны структурироваться так, чтобы они были привлекательными для инвесторов, говорит партнер Squire Patton Boggs Александр Долгов. Там, где недостаточно коммерческой привлекательности самого проекта, придется использовать выплаты бюджета (плата концедента), либо так называемые условные обязательства публичной стороны. В любом случае для государства с учетом порядка цифр, о которых идет речь, это единственная реалистичная возможность мобилизовать необходимые ресурсы, уверен он.

Основной сложностью будут воплощение всех предложенных инструментов и координация деятельности всех участников процесса, опасается Сухарников. Важно перенести центры принятия решений у всех вовлеченных участников со стороны государства и связанных с ним институтов непосредственно на Дальний Восток – для повышения оперативности, а также эффективного контроля, предлагает он.

Дальний Восток принято сравнивать с другими мировыми специальными экономическими зонами, но они уже существуют 10–20 лет, а российский регион стал активно развиваться с 2015 г., замечает Сурикова. Он проходит начальный этап запуска и настройки механизмов и условий привлечения иностранных инвестиций. Дальний Восток еще не прошел свой «инкубационный» период от «быстрых» побед к инфраструктурному и социально-экономическому прорыву, уверена она. Но борьба за капитал ужесточается, и для настоящего успеха в ближайшие два-три года региону жизненно необходимо нарастить конкурентоспособность – быть центром опережающего развития, а не казаться.

Не нужно иллюзий, программа развития одного федерального округа ничего не даст без улучшения инвестклимата в стране в целом, говорит экономист Наталья Зубаревич. Введение спецрежимов увеличило долю инвестиций на Дальний Восток с 6 до 8%, что очень мало, учитывая, что по территории это больше трети страны, напоминает она.

6 проектов, которые сделали ДФО самым инвестиционно-успешным макрорегионом страны

По итогам 2017 года рост прямых инвестиций в экономику Дальнего Востока составил 17,1%. Это лучший показатель среди федеральных округов, и беспрецедентный на фоне общероссийского уровня, который составил 4,4%. Почти половину положительного прироста инвестиций дали компании, получающие поддержку с помощью новых механизмов развития Дальнего Востока — более 101 млрд рублей. Причем более 90% этих средств вложили шесть инвесторов, сообщает ИА AmurMedia со ссылкой на пресс-службу Минвостокразвития и nadv.ru.

На Дальнем Востоке в прошедшем году зафиксирован беспрецедентный рост объёма привлечённых инвестиций: по данным Росстата, объём инвестиций в основной капитал в ДФО составил 1,217 трлн рублей или 117,1% по отношению к 2016 году. В среднем по России этот показатель составил 104,4%. Сопоставимый результат (116,4%) только у Южного федерального округа за счёт роста инвестиций в Республику Крым и Севастополь.

— Более половины 17% прироста инвестиций в основной капитал обеспечили резиденты территорий опережающего развития (ТОР) и Свободного порта Владивосток (СПВ), в том числе иностранные, вложив в экономику Дальнего Востока более 90 миллиардов рублей — 26% всех иностранных инвестиций, пришедших в Россию в минувшем году, — заявил и.о. главы Минвостокразвития России Александр Галушка. — Эти цифры наглядно подтверждают, что через небольшой период времени мы увидим рост производства на Дальнем Востока.

Лидерами среди субъектов по росту инвестиций стали Амурская область — 186 624,1 млн рублей (+36,6%), Якутия — 384 853,3 млн рублей (+35,4%) и Сахалинская область — 299 467,1 млн рублей (+17,3%).

Около 92% инвестиций в макрорегион – российские, остальные 8% — иностранные. Резиденты ТОР и СПВ, а также получающие инфраструктурную поддержку, совокупно вложили 101,5 млрд рублей.

Наталкинское золоторудное месторождение. Магаданская область

Инвестор: ПАО «Полюс»

Вложенных инвестиций: 60 млрд рублей

Наталкинское золоторудное месторождение

Наталкинское золоторудное месторождение. Фото: Пресс-служба Минвостокразвития

В Магаданской области сосредоточено более 11% запасов разведанного россыпного золота, 15% рудного золота и около 50% серебра от общих объемов разведанных запасов этих металлов в России. Поэтому неудивительно, что в структуре промышленного производства региона доминирующее место занимает именно золотодобывающая отрасль.

По итогам 2017 года область заняла второе место в России по добыче золота, добыв 33 тонны драгоценного металла.

В сентябре прошлого года состоялся запуск горно-обогатительного комбината (ГОК) по добыче и обработке природных недр на основе Наталкинского месторождения – одного из самых перспективных в регионе. Благодаря новому проекту Магаданская область сможет не менее чем на треть увеличить ежегодный объем добычи золота к сегодняшнему уровню. Таким образом, общая добыча в стране увеличится на 5%, и Россия выйдет на второе (после Китая) место в мире по производству золота.

Наталкинское месторождение размещено на водосборной территории реки Омчак, в 459 км от города Магадан. Открытие его произошло в 1944 году. Место скопления полезных ископаемых обнаружил ученый-геолог Д.Т. Асеев в 40-х годах XX века. Наталкинское золоторудное месторождение – третье в мире по величине запасов золота. Доказанные запасы руды месторождения оценивают в 319 млн тонн при содержании драгоценного металла 1,6 гр/т. В переводе на чистое золото это 507 тонн. Предполагаемые запасы – около 1145 тонн.

Проект реализует компания «Полюс», чья деятельность началась еще в далеких 70-х годах XX века. Сегодня компания занимается золотодобычей в Якутии, в Магаданской и Иркутской областях, а также в Краснодарском крае.

В 2017 году в разработку Наталкинского месторождения «Полюс» вложил около 60 млрд рублей. Общий объем вложений в месторождение составляет 126-158 млрд рублей.

Сегодня Наталкинский ГОК – самый большой проект страны в области освоения драгоценных металлов. На полную мощность производство выйдет к концу 2018 года: рудник сможет производить 13-14,6 тонны золота каждый год.

В ближайшие годы компания ожидает увеличения совокупного производства золота до 2,35–2,4 млн унций в 2018-м и до 2,8 млн унций в 2019-м, сообщил ранее гендиректор компании Павел Грачев.

По данным компании «Полюс», сейчас на производстве занято 1620 сотрудников. С выходом на проектную мощность ГОК создаст еще дополнительно около 400 рабочих мест.

Кимкано-Сутарское железорудное месторождение. Еврейская АО

Инвестор: ООО «Петропавловск – Черная Металлургия»

Вложенных инвестиций: 23,5 млрд рублей

Кимкано-Сутарское железорудное месторождение

Кимкано-Сутарское железорудное месторождение. Фото: www.eao.ru

В советское время железорудные месторождения на Дальнем Востоке не разрабатывались, поскольку местные запасы считались нерентабельными. Так, разведанные запасы железной руды в ЕАО составляют 720 млн тонн, это всего 2,5% от подтвержденных запасов России.

Первой компанией, которая начала добывать железную руду на Дальнем Востоке стала «Петропавловск – Черная Металлургия». Сегодня это единственный производитель железной руды в ДФО.

В Амурской области «Петропавловск» запустил добычу титаномагнетитовых и ильменитового концентратов в 2010 году, построив Олёкминский ГОК. В Еврейской автономии с 2015 года добывает железную руду, построив Кимкано-Сутарский ГОК.

Кимканское и Сутарское месторождения находятся в Облученском районе ЕАО. Расстояние до Биробиджана – около 130 километров. Участки были открыты в конце 1940-х – начале 50-х годов, однако их разработка началась только в 2015 году, вместе с запуском ГОКа. Балансовые запасы железной руды Кимканского месторождения оцениваются в 134,3 млн тонн, Сутарского — в 491,2 млн тонн. Ресурсная база обеспечит работу ГОКа на 80 лет.

Кимкано-Сутарский ГОК в ЕАО начал пуско-наладочные работы в 2015 году, и поэтапно вводит мощности в работу. Сейчас на основе недр Кимканского месторождения комбинат добывает концентрат с содержанием железа 65%. Объем производства — 3,2 млн тонн железорудного концентрата в год.

Группа «Петропавловск – Черная Металлургия» вложила в проект 23,5 млрд рублей. Для ЕАО, самого бедного региона Дальнего Востока, это производство стало локальным экономическим прорывом.

Сейчас Кимкано-Сутарский ГОК работает на 75% мощности и производит 10 млн тонн руды и 3,2 млн тонн железорудного концентрата в год. Во второй половине 2018 года компания закончит вторую очередь строительства и увеличит мощности до 4,5 млн тонн концентрата с содержанием железа 65%. Для этого потребуется инвестировать еще 1,6 млрд рублей.

Рудник отгружает железный концентрат за рубеж и на внутренний рынок. После открытия моста Нижнеленинское – Тунцзян в ЕАО, ГОК в основном будет ориентирован на экспорт.

Еврейская автономная область до запуска Кимкано-Сутарского ГОКа была, в основе своей, сельскохозяйственным регионом. Кроме того, субъект с бюджетными расходами около 8 млрд рублей, был дотационным более чем на 90%. Ситуация начала меняться вместе с запуском горно-обогатительного комбината.

Благодаря вводу ГОКа в работу, уровень ВРП региона за прошлый год вырос на 19%, а промышленное производство — на 41,9% (по отношению к показателям 2016 года). В прошлом году компания дала областному бюджету около 400 млн рублей налоговых отчислений, это огромные цифры для области. Налоги, поступающие в казну субъекта, позволили пропорционально снизить федеральные дотации.

Сегодня на предприятии работает больше 1400 человек. К концу года на ГОКе обещают создать еще 200 рабочих мест. Кстати, компания берет на работу местных специалистов из Биробиджана и города Облучье (ЕАО).

Производство строганных и профилированных пиломатериалов. Хабаровский край

Инвестор: RFP Group

Вложенных инвестиций: 7,5 млрд рублей

Производство строганных и профилированных пиломатериалов

Производство строганных и профилированных пиломатериалов. Фото: Пресс-служба правительства Хабаровского края

На Дальнем Востоке сосредоточена треть лесного фонда страны. Один из самых богатых ресурсом субъектов ДФО — Хабаровский край, 67% которого покрыт лесами. Общая площадь лесного фонда в субъекте — 75 млн гектаров. Это 15% от площади всех лесов Дальнего Востока.

Запас древесины в крае превышает 5 млрд кубометров — 25% от дальневосточных запасов (20 млрд кубометров).

Именно в этом регионе, на территории ТОР «Комсомольск», «Амурская лесопромышленная компания» (входит в леспромхолдинг RFP Group) разрабатывает масштабный проект — производство строганых и профилированных пиломатериалов.

RFP Group – российско-китайский холдинг. Работа холдинга началась в 1930-х годах вместе с созданием советского «Дальлеспрома». В 1990-х годах производство приватизировали. В 2004 году была создана управляющая компания RPF Group, объединившая на базе активов «Дальлеспрома» 25 лесопромышленных предприятий. Сейчас холдинг располагает лесозаготовительными площадками в Приморском и Хабаровском краях, в Амурской области и Якутии. Площадь лесного фонда – 4,5 млн гектаров. Холдинг — крупнейший лесозаготовщик Дальнего Востока: 2,4 млн кубометров в год. Основные заготавливаемые породы — лиственница и ель. Объем лесопереработки за 2017 год составил 1 млн кубометров.

Проект «Дальневосточного центра глубокой переработки древесины» обошелся в 7,5 млрд рублей. Этот завод – часть крупнейшего на Дальнем Востоке проекта по деревообработке. Первый этап был завершен в 2013 году вместе с запуском центра по производству лущеного шпона объемом 300 тысяч кубометров в год. Третий завод будет производить топливные гранулы из отходов производства мощностью до 100 тысяч тонн в год.

Общие вложения в три завода – 12 млрд рублей. Комплекс будет самостоятельно обеспечивать себя сырьем и вести безотходное производство. По информации инвестора, проект сможет окупить себя уже в 2023 году.

К первому кварталу 2019 года завод выйдет на проектную мощность – до 230 тысяч кубометров пиломатериала в год. К 2020 году инвестор планирует увеличить переработку до 400 тысяч кубометров.

Инвестор реализует проект на Дальнем Востоке благодаря удобной географии макрорегиона. Деревообрабатывающее производство развито в центральной России, но возить цельный лес через всю страну не выгодно. Дешевле перерабатывать дерево возле собственного лесного фонда. Кроме того, регион имеет огромный экспортный потенциал. Продукцию, в основном планируется продавать в страны АТР – Китай, Японию, Южную Корею.

— Большая часть лесных ресурсов RFP Group сосредоточена в Хабаровском крае, а город Амурск имеет выгодное расположение с точки зрения инфраструктуры, и в первую очередь – логистики. Здесь развита сеть автомобильных дорог, железнодорожный узел, летом – речной транспорт, что позволяет нивелировать риски при доставке сырья и отгрузке готовой продукции, — отмечает замдиректора RFP Group по развитию и инвестициям Екатерина Люкшинова.

К 2020 году проект позволит увеличить производство пиломатериалов в Хабаровском крае почти на 40%, а производство топливных гранул – на 80%.

Уже к концу прошлого года на производстве было создало 300 рабочих мест. Основной костяк сотрудников – жители Амурска и Комсомольска-на-Амуре.

Свиноводческий комплекс. Сахалинская область

Инвестор: АО «Мерси Агро Сахалин»

Вложенных инвестиций: 2,3 млрд рублей

Свиноводческий комплекс

Свиноводческий комплекс. Фото: Пресс-служба Минвостокразвития

Сахалин – регион со сложной логистикой, куда продукты питания, топливо, технику и все остальное доставляют с «большой земли». Три года назад килограмм охлажденной свинины здесь стоил около 550-600 рублей. Сейчас цена снизилась до 280 — 420 рублей благодаря работе резидента ТОР «Южная», компании «Мерси Агро Сахалин».

Компания выращивает свинину в двух свинокомплексах общей мощностью в 62 тысячи голов в поселке Таранай.

«Мерси Агро Сахалин» — дочерняя компания приморской «Мерси Инвест Групп». Кроме активов на Сахалине, холдинг ведет производство в Приморском крае в рамках ТОР «Михайловский». Мощности компании в Приморье – два свинокомплекса суммарно на 119 тысяч голов. К 2022 году инвестор планирует нарастить производство свинины в Приморском крае до 540 тысяч голов, увеличив число свинокомплексов с двух до семи.

«Мерси Агро Сахалин» вложила 2,3 млрд рублей в свиноводческий комплекс на острове. В 2015 году компания отстроила в поселке Таранай первый свинокомплекс на 12 тысяч голов. Затем инвестор вступил в ТОР «Южная». Ввод второй очереди намечен на 2018 год.

В 2018 году предприятие поставит на местный рынок около 6,5 тысячи тонн мяса. После выхода комплекса на полную мощность самообеспеченность свининой в регионе выросла с 6% до 67%. Доля импорта свинины в регионе упала с 13,8% до нуля.

Сейчас компания обеспечивает около 220 рабочих мест. Следующий этап – строительство мясоперерабатывающего завода, о котором в «Мерси Агро Сахалин» говорят с 2016 года.

— Мы ориентируемся на покупательский спрос. Потребители хотят видеть на прилавках разделанное мясо. Поэтому перед нами стоит задача — создать цех глубокой переработки сырья, и мы ее решаем. Пока выделили помещение, установили конвейерную линию и поставили оборудование для упаковки продукции, — цитирует пресс-служба правительства Сахалинской области гендиректора «Мерси Агро Сахалин» Алексея Пахомова. – 30% сырья продаем в полутушах, а мы их 540 в день выпускаем. Весь остальной объём продукции необходимо разделать и упаковать. К этому мы и стремимся.

Строительство цеха по глубокой переработке свинины инвестор начинает в 2018 году, а запускает в эксплуатацию в 2019-м.

Перспективы роста дальневосточного животноводства основаны, прежде всего, на неосвоенных потребностях региона и необходимости возить продукты из центральных регионов России.

По оценке «Национального союза свиноводов», к 2020 году объем производства свинины в ДФО увеличится до 155 тысяч тонн в убойном весе. Это в четыре раза больше показателей 2013-го года.

Кроме того, эксперты считают, что через четыре года единственной возможностью избежать переизбытка предложения на дальневосточном рынке будет экспорт свинины и другого мяса в страны АТР. А Сахалин получает географическое преимущество благодаря близости к Японии – одному из крупнейших мировых импортеров свинины.

Сельское хозяйство – один из приоритетов экономической политики Сахалинской области. К 2020 году власти региона планируют вывести местные поставки свинины на уровень 12 тысяч тонн. Такой объем закроет потребность жителей области в этом виде мяса на 100%.

Примечательно, что именно под сельское хозяйство в марте 2017 года создавали территорию опережающего развития «Южная». «Мерси Агро Сахалин» стало первым инвестором ТОР.

— Снижение отчислений в социальные фонды до 7,6% влияет на себестоимость продукции. Это важно в свиноводстве, когда между завозом маточного поголовья и началом реализации готовой продукции проходит почти год, и на протяжении этого периода нужно выплачивать сотрудникам зарплату. Но самое важное — обеспечение свинокомплексов инфраструктурой, — отмечает Александра Ганиченко.

Маслоэкстракционный завод. Амурская область

Инвестор: ООО «Амурагроцентр»

Вложенных инвестиций: 2,4 млрд рублей

Маслоэкстракционный завод

Маслоэкстракционный завод. Фото: Пресс-служба Минвостокразвития

Амурская область – соевая житница страны. Регион выращивает 35% российской сои. Только за прошлый год аграрии Приамурья собрали 1,3 млн тонн соевых бобов при всероссийском объеме 3,6 млн тонн. А в целом Дальний Восток дал почти 2 млн тонн.

Однако заводов по глубокой переработке сои в России до недавнего времени не было. Первое производство такого типа в России открылось на Дальнем Востоке. «Маслоэкстракционный завод «Амурский» построила компания «Амурагроцентр» в городе Белогорске. Завод базируется в пределах одноименной ТОР.

История компании «Амурагроцентр» началась в 1893 году, когда в Благовещенске была запущена паровая мукомольная мельница. Сейчас это одно из крупнейших предприятий, перерабатывающих зерновые агрокультуры и сою на Дальнем Востоке. В его структуру входит сеть элеваторов, мельзавод, комбикормовый завод, маслозавод, лаборатория, склады и другие объекты.

Инвестор вложил в строительство завода 2,4 млрд рублей.

— Мы рассчитываем, что предприятие окупит себя за 7-9 лет. Срок будет зависеть от ситуации на рынке, — отметил генеральный директор завода Василий Галицын. – Амурская область была выбрана именно благодаря большому количеству сырья. При этом наш основной потребитель – в западной части России, и поэтому транспортный узел Белогорска очень удобен логистически.

Сейчас резидент ТОР способен перерабатывать 800 тонн сои в сутки. В год это 240 тысяч тонн. Предприятие планирует выпускать за год 190 тысяч тонн кормового шрота, 40 тысяч тонн соевого масла, 10 тысяч тонн изолята, 6,5 тысячи тонн клетчатки и другие продукты. Кроме того, завод располагает элеватором общей емкостью единовременного хранения сырья в 100 тысяч тонн.

Интересно, что сейчас в России не производят соевый белок (изолят). Потребности российского рынка в этом продукте составляют около 40-45 тысяч тонн в год, поэтому завод реализует уникальный продукт.

Кроме того, компания уже вышла на экспортные поставки: все соевое масло забирает Китай. Шрот идет на Урал и в Сибирь, остальное – в западную часть России. Китайские партнеры завода также заинтересованы в поставках изолята, но этот вопрос будут решать власти КНР, которые могут не допустить на свой рынок российский соевый белок, соблюдая интересы местных производителей.

Сейчас на заводе работает 479 человек, при полной загрузке производства штат увеличат до 560 человек.

Цель завода на перспективу – поэтапное наращивание производства изолята до 20 и 30 тысяч тонн. При выходе на полную мощность, завод закроет потребности российского рынка в этом продукте на 65%.

Производство тарного картона и гофрированной упаковки. Приморский край

Инвестор: ООО «Промышленный парк УССУРИЙСКИЙ»

Вложенных инвестиций: 1,2 млрд рублей

Картонно-бумажный комбинат

Картонно-бумажный комбинат. Фото: Пресс-служба Минвостокразвития

В 2017 году компания «Промышленный парк УССУРИЙСКИЙ» — резидент Свободного порта Владивосток, выкупил мощности картонно-бумажного комбината в городе Уссурийск (Приморский край). Инвестор уже вложил в проект 1,2 млрд рублей, на которые модернизировал производство. Компания начала выпускать тарный картон и гофрированную упаковку из макулатуры на новом оборудовании.

Уссурийский картонно-бумажный комбинат – уникальное для Дальнего Востока предприятие целлюлозно-бумажной промышленности. Завод был спроектирован в 1986 году для выпуска качественной картонной упаковки из вторсырья — макулатуры. Комбинат является предприятием полного цикла производства бумаги, картона, гофрокартона и гофрированной упаковки.

Первый этап модернизации комбината позволил нарастить выпуск гофрированной упаковки до 5 млн квадратных метров в месяц. Инвестор поставляет гофрированную упаковку в основном рыболовным и рыбоперерабатывающим предприятиям, это одна из основных целей проекта.

— Реализация первого этапа проекта в статусе резидента Свободного порта Владивосток позволила воссоздать уникальное предприятие по производству тарного картона и гофрированной упаковки из вторичного сырья, спроектированное изначально для нужд рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей промышленности России — цитирует пресс-служба Минвостокразвития России заместителя генерального директора «Промышленного парка УССУРИЙСКИЙ» Дмитрия Раменкова.

На втором этапе инвестор намерен увеличить производственные мощности завода по выпуску бумаги и картона до 9-10 тысяч тонн в месяц при повышении качества продукции. Производство гофрированной упаковки вырастет до 18 млн квадратных метров в месяц.

Общая стоимость проекта – 2,8 млрд рублей. На сегодняшний день вложено 1,8 млрд рублей, создано 139 рабочих мест при планируемых 400.

Второй этап модернизации «УССУРИЙСКИЙ» закончит в 2018 году и вложит в него 1,4 млрд рублей.

Этот проект позволит сохранить уникальное для Дальнего Востока производство упаковки из вторичного сырья. Кроме того, производство закроет потребности Дальнего Востока в гофропродукции в части импортозамещения. Потенциальные партнеры комбината – как компании рыбной отрасли, так и местные сельхозпроизводители.

Новые проекты

В конце 2017 года Александр Галушка заявлял, что Дальний Восток за последние три года привлек инвесторов с проектами на 3,6 трлн рублей.

Проекты реализуются постепенно, и свою долю прямых вложений в 17,1% роста также внесли инвесторы, которые только готовятся к началу работы.

Крупнейшая на сегодня стройка в стране — Амурский газоперерабатывающий завод. Это будет самый большое в России предприятие по переработке природного газа. Его проектная мощность — 42 млрд кубометров газа в год. Стоимость – 950 млрд рублей. При этом «Газпром» уже вложил в стройку 18,7 млрд. Завод начали строить в 2015 году, а закончат – в 2025. Производство даст Амурской области 2657 рабочих мест. Проект входит в ТОР «Свободный».

Еще один проект-гигант — судостроительный комплекс «Звезда» в Большом Камне, Приморский край. Его стоимость – 145 млрд рублей. Верфь базируется на одноименном судостроительном и ремонтном заводе, который открыли еще 1954 году, производство там идет и сейчас. Проект реализует консорциум Роснефтегаза, Роснефти и Газпромбанка. К 2024 году, когда модернизация старого завода и строительство новых мощностей окончится, верфь будет выпускать крупнотоннажные суда, морскую технику и оборудование для разведки, добычи и транспортировки углеводородного сырья. На предприятии будут работать около 6 тысяч человек.

В Приморском крае созданы условия для работы сельскохозяйственных предприятий. Перспективные вложения в АПК Приморья оцениваются в 60 млрд рублей. Прежде всего это инвесторы ТОР «Михайловский» — «Мерси трейд», «Русагро-Приморье», «Черниговский АгроХолдинг». Компании занимаются свиноводством, разведением крупного рогатого скота, мясопереработкой и растениеводством. Так, «Русагро» планирует создать в регионе 10 свинокомплексов, «Мерси трейд» — 7, и поставлять собственную продукцию как на внутренний рынок, так и за рубеж.

Как так получилось?

Инвестиционный прорыв обеспечили не только стимулирующие законы, но и впервые созданная в России система институтов развития Дальнего Востока.

Созданием необходимой для промышленных предприятий дорожной, энергетической и коммунальной инфраструктуры занимаются Корпорация развития Дальнего Востока совместно с региональными властями. Сейчас для нынешних и будущих предприятий КРДВ создаёт более 170 объектов инфраструктуры. Речь идет о 350 километрах новых автомобильных дорог, 550 км линий электропередач, 170 км линий водо-, тепло— и газоснабжения. Всего в 2017 году было построено 28 объектов.

Для кадрового обеспечения инвесторов несколько лет назад было создано Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке (АРЧК ДВ). При содействии Агентства уже трудоустроены на дальневосточных предприятиях 10 тысяч специалистов.

В 2017 году в пяти регионах Дальнего Востока энерготарифы снижены до среднероссийского уровня. По сути, устранено неравенство, десятилетиями сдерживавшее развитие экономики макрорегиона. Так, для Чукотского АО тарифы на электроэнергию снизились почти в три раза, для Республики Саха (Якутия) — в два, для Магаданской, Сахалинской областей и Камчатского края, в среднем на треть. Экономия предприятий составила 21 млрд рублей; в 2018 году, по прогнозам, — около 35 млрд рублей. Пока эта мера действует до 2020 года. Вместе с тем для снижения себестоимости электроэнергии в ДФО разрабатывается программа развития дополнительных энергомощностей.

За четыре года принято 30 законов и 150 подзаконных актов, направленных на упрощение процедур инвестирования, снижение административных барьеров, и, что крайне важно, на закрепление действующих льгот.

Так, в начале марта правительство внесло в Госдуму ряд законопроектов. Первый из них вносит поправки в Налоговый кодекс, позволяющие продлить срок действия льготных тарифов (7,6%) страховых взносов для резидентов ТОР и СПВ, которые придут в Дальневосточный федеральный округ до 2025 года. Как пояснил Александр Галушка, «мы на десять лет продлим льготы по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, то есть пониженные ставки будут действовать до 2035 года».

Второй законопроект — о гарантиях неухудшения условий ведения бизнеса для инвестора. 10 лет он сможет работать на тех условиях, на которых заключил инвестиционное соглашение. Кроме этого, в разработке находятся законопроекты о выдаче рабочих виз для инвесторов и работников предприятий в ТОРах и СПВ на срок до 10 лет, а также о предоставлении налоговых льгот инвесторам, которые инвестируют средства в инфраструктуру, в объёме этих вложений.

В своей работе КРДВ столкнулось «с чрезмерно зарегулированными сферами земельных отношений и градостроительной деятельности». Также не позволяют гибко и рационально финансировать создание инфраструктуры действующие бюджетные правила. Предложение экспертов внести необходимые поправки в закон о ТОР нашло поддержку Правительства страны: Дмитрий Медведев поручил подготовить необходимый законопроект, чтобы упростить процедуру экспертизы проектной документации, требования к проведению изысканий для подготовки документации по планировке ТОР. Тогда корпорация сможет по ускоренному механизму получать земельные участки от муниципалитетов.

Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта (АПИ) в 2017 году впервые в России запустило информационную систему сопровождения инвестиционных проектов. Сегодня её используют все инвесторы ТОР и свободного порта. Также АПИ открыло представительство в Пекине, в процессе открытия — представительства в Шанхае, Харбине, Сеуле и Мумбаи.

Снижение административного давления

В прошлом году более половины резидентов ТОР и СПВ столкнулись с проверками со стороны контрольно-надзорных органов, хотя 80% из них проработали меньше года. Для решения этой проблемы Минвостокразвития России совместно с Генпрокуратурой, создав межведомственную рабочую группу по защите прав инвесторов Дальнего Востока, выработали ряд мер. В частности, количество внеплановых проверок сокращено до 30% от общего числа запланированных, при проверках запрещено изымать жесткие диски, чтобы не останавливать работу предприятий.

Что дальше?

В 2017 году принят ряд решений, который, как прогнозируют эксперты, должен повысить инвестиционную привлекательность регионов Дальнего Востока. В частности, государство будет стимулировать приток инвестиций в глубокую переработку водно-биологических и лесных ресурсов.

В 2017 году впервые в России заработал механизм инвестиционных квот на вылов рыбы: их получат те предприятия, которые вкладывают средства в рыбопереработку и строительство новых судов. К аукциону на дальневосточные рыбные ресурсы допущено 24 проекта стоимостью 50 млрд рублей: из них десять нацелены на строительство новых судов, и 14 — на создание современных рыбоперерабатывающих заводов.

В 2018 году инвестиционные квоты будут выделены для поддержки проектов строительства на Дальнем Востоке судов-краболовов и средне— и малотоннажных судов для вылова минтая и сельди. Впрочем, пока дальневосточные судостроители не способны конкурировать с зарубежными и российскими верфями на западе страны в создании современных высокотехнологичных судов. В связи с этим Агентству Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта поставлена задача — найти инвесторов для строительства на Дальнем Востоке специализированной рыболовной верфи.

В 2017 году было принято важное для притока инвестиций в лесопереработку решение: к 2021 году экспортная пошлина на круглый лес для тех, кто не занимается переработкой, поэтапно увеличится с 25% до 80%! Для тех же, кто осуществляет глубокую переработку древесины на Дальнем Востоке, такая пошлина составит всего 6,5%.

Кроме того, уже утвержден новый порядок преимущественного предоставления лесных участков для проектов в области глубокой переработки леса. Такие инвесторы смогут получить их без аукциона, подав заявку в Минвостокразвития России и получив одобрение правительственной подкомиссии во главе с вице-премьером — полпредом президента в ДФО Юрием Трутневым.

Куда идут иностранные инвестиции?

От помидоров до нефтегаза: какие проекты на Дальнем Востоке на деле оказались привлекательны для иностранного бизнеса

Государственная стратегия развития Дальнего Востока России основана на стремлении к экономической интеграции региона с крупнейшими экономиками Азиатско-Тихоокеанского региона. Предпринятые усилия одновременно подразумевают стимулирование экспортной деятельности существующих предприятий и формирование конкурентоспособных условий для привлечения иностранного бизнеса. Сегодня эта работа начинает приносить свои плоды.

Куда идут иностранные инвестиции?

Фото: shutterstock.com / Сахалинские нефтегазовые проекты – крупнейший пример международного сотрудничества на Дальнем Востоке

Основной принцип Минвостокразвития России – создавать на Дальнем Востоке конкурентоспособные условия для инвестирования и ведения бизнеса. По словам Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александра Галушки, практически это означает, что «налог на прибыль, например, у нас должен быть не более 11%, как в Республике Корея, страховые взносы – не более 10%, как в Японии. Сроки получения разрешения на строительство – не более 26 дней, как в США, а таможенные процедуры – как в Сингапуре. Это и есть практическая конкурентоспособность».

Новые экономические режимы на Дальнем Востоке – территории опережающего развития и Свободный порт Владивосток – позволяют бизнесу существенно оптимизировать экономическую модель при работе на Дальнем Востоке. Помимо широко применяемых льгот по оптимизации налога на прибыль и налога на имущество, эти режимы имеют, например, такую льготу, как оптимизация социальных выплат на фонд оплаты труда. Резиденты выплачивают страховые взносы в размере 7,6% вместо 30%, что дает ощутимую экономию, в особенности для проектов, в которых занят высококвалифицированный и высокооплачиваемый персонал. В целом привлекательность территорий опережающего развития обусловлена тремя основными элементами. Первый — налоговые льготы. Второй — наличие инфраструктуры. Третьей составляющей является особая система управления такими территориями. Минвостокразвития определяет основной принцип этой системы так: «Инвестор всегда прав».

Что интересно, претендовать на подобную поддержку, получив статус резидента Свободного порта или ТОРа, могут компании от мала до велика. Минимальный «порог» инвестиций составляет 500 тыс. рублей для ТОРов и 5 млн рублей для Свободного порта. При этом претендовать на льготы можно как новым компаниям, начинающим бизнес с нуля, так и существующим предприятиям, инвестирующим в технологическую модернизацию или расширение производства. Практика показывает, что малый и средний бизнес действительно начинает пользоваться льготами: среди действующих резидентов есть компании, в которых занято всего по 10–15 человек.

Сегодня Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций (АПИ) имеет разработанные стратегии инвестиционного развития всех 9 субъектов Дальнего Востока, а в портфеле проработанных инвестиционных проектов имеется более 400 проектов, структурированных по объему инвестиций и отраслям. Многие из них могут быть интересны иностранным компаниям и уже предлагаются им на различных площадках. Существенные ожидания у АПИ связаны и с созданием страновых инвестиционных платформ. Одна такая – российско-японская платформа – начинает работу в этом году, партнером с японской стороны выступает Японский банк международного сотрудничества, JBIC. Запланировано создание аналогичных инвестиционных платформ с Китаем, Индией и Республикой Корея.

Данные Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций

ЗНАКОВЫЕ ПРОЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Крупнейшим международным проектом на российском Дальнем Востоке сегодня остается разработка нефтегазовых месторождений на шельфе Сахалина. В проекте «Сахалин-1» участвуют компании из США, Японии и Индии; в проекте «Сахалин-2» – компании из США и Японии. Доля участия китайского бизнеса есть в проекте «Сахалин-3». Добываемое сырье отправляется на экспорт, а также на переработку на внутренний рынок. Вместе с тем уже сегодня, благодаря государственным мерам поддержки бизнеса на Дальнем Востоке, на территории стартуют новые, во-многом знаковые проекты международного сотрудничества.

Так, в активной стадии сегодня находится проект по созданию индийскими инвесторами угольного добывающего предприятия на Камчатке. Интерес к Крутогоровскому месторождению угля в регионе проявил холдинг TATA Group. Компания TATA Power намерена добывать на Камчатке уголь для экспорта, чтобы в том числе обеспечить топливом собственные генерирующие активы.

Инвестиции в проект оцениваются в 560 млн долларов. Объем проектного финансирования со стороны Сбербанка оценивается примерно в 400 млн долларов, причем финансирование начнется уже с 2018 года. Условием входа индийского бизнеса в проект стала система преференций, которые предоставляют инвесторам на Дальнем Востоке новые инструменты развития, в частности возможность получить преференции ТОР и необходимую инфраструктуру. Согласно проекту, после выхода на полную мощность на месторождении будут добывать до 10 млн тонн готового к реализации угля в год.

Это не единственный новый проект индийского бизнеса на Дальнем Востоке. Сегодня идет динамичная подготовка к запуску алмазогранильного предприятия во Владивостоке крупнейшего индийского холдинга KGK. Инвестор получил статус резидента Свободного порта Владивосток, на объект уже завезено необходимое оборудование, а после запуска инвестору будут предложены услуги Евразийского алмазного центра – специально созданной инфраструктуры по хранению и таможенной обработке (экспорту) ценных грузов, включая бриллианты.

Не менее динамично развивается сотрудничество с инвесторами из Японии. Один из ярких проектов с участием крупного японского консорциума – реконструкция и развитие международного аэропорта в Хабаровске. В консорциум входят Sojitz Corporation, Japan Airport Terminal Co., инвестфонд Министерства земли, инфраструктуры и транспорта Японии JOIN. Пропускная способность нового аэропорта составит до 3 млн пассажиров в год. Общая стоимость проекта – около 70 млн долларов.

В интересах инвесторов уже принят ряд беспрецедентных решений, и в частности – утверждение ФАС значений долгосрочных тарифов для объекта инфраструктуры. Также ведется работа по включению города Хабаровска в зону действия экономического режима Свободного порта. После принятия соответствующего закона инвесторы смогут воспользоваться всеми налоговыми льготами, которые дает данный режим, а сам аэропорт попадет в зону действия упрощенного визового режима для иностранных граждан.

В этой связи следует отметить, что каждый третий из проектов, подписанных в декабре прошлого года в ходе официального визита Президента России В.В. Путина в Японию, территориально относится к Дальнему Востоку. В общей сложности это 27 проектов, в том числе 10 проектов в области добычи ресурсов, 15 проектов по развитию промышленности, 1 проект в области градостроительства и 1 проект в области медицины и здравоохранения. При этом большинство промышленных проектов ориентировано на экспорт продукции.

В рамках новых механизмов развития Дальнего Востока запускаются и проекты с участием инвесторов из Республики Корея. Эта страна сегодня является крупнейшим экспортером рыбы и морепродуктов с Дальнего Востока России. Поэтому неудивительно, что корейские инвестиции приходят в рыбопромышленную отрасль.

Так, на Камчатке компания Korea Traiding & Industries Co. инвестирует около 7 млн долларов в строительство рыбоперерабатывающего комплекса мощностью 10 тыс. тонн продукции в ТОР. Сам проект («Город 415», реализуется на паритетных условиях с российским партнером) уже получил преференции резидента территории опережающего развития, в 2017 году инвестор планирует начать строительство причальной стенки, а весь комплекс должен быть введен в эксплуатацию к 2020 году. Предполагается экспортная ориентация создаваемого производства.

В общей сложности сегодня корейские инвесторы реализуют 6 проектов на территории Дальнего Востока. Общий объем инвестиций этих проектов составляет порядка 70 млн долларов. Кроме того, компания из Республики Корея намерена принять участие в строительстве Камчатской краевой больницы. Объем инвестиций составит около 200 млн долларов.

ВОЗМОЖНОСТИ ЛОКАЛЬНОГО РЫНКА ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ
Внутренний рынок российского Дальнего Востока имеет достаточно небольшой объем. Тем не менее и он позволяет развивать экономически эффективные проекты в разных отраслях. Такие проекты, основанные либо на импортозамещении, либо на технологической модернизации, могут дать инвестору гарантированную и стабильную доходность, пусть даже само производство и не будет иметь большого масштаба. Успех подобных проектов во многом зависит от уровня технологий, с которыми приходит инвестор. Именно поэтому проекты в этой сфере пользуются интересом среди иностранных партнеров.

Так, именно на внутренний рынок ориентирован один их первых проектов, реализованных в условиях территории опережающего развития, – японский тепличный комплекс JGC Evergreen. Теплицы, построенные в ТОР «Хабаровск», производят помидоры и огурцы для внутреннего рынка. Инвестор выбрал успешную маркетинговую стратегию: стоимость продукта ниже, чем у китайского импорта, а качество – выше. В результате конкурировать теплицам приходится только с сезонной продукцией местных агрохозяйств.

Агентство по привлечению инвестиций сегодня систематизирует потребности российского внутреннего рынка и предлагает инвесторам проекты по отраслям.

Во-первых, это городская инфраструктура. Потенциальный объем инвестиций в области обновления изношенной инфраструктуры ЖКХ крупнейших городов Дальнего Востока оценивается почти в 1 млрд долларов. Экономика проектов строится на тарифном регулировании, при этом на Дальнем Востоке уже есть опыт закрепления тарифов на длительный срок для обеспечения возвратности инвестиций.

Во-вторых, это локальная энергетика. Этот процесс уже идет – проекты по энергоэффективности, равно как и по снижению зависимости локальной генерации от дорогого привозного топлива, уже реализуются и дают инвесторам ожидаемый коммерческий результат. Шутка ли сказать, из-за изношенности оборудования и проблем с топливной логистикой на отдельных энергоузлах себестоимость выработки электроэнергии доходит до 2 долларов за 1 кВт-ч. Российские власти готовы сохранять существующие объемы дотаций на период окупаемости проектов, что позволяет инвестору «сложить» экономику проекта и получить свой экономический результат.

В-третьих, АПИ предлагает инвесторам, в том числе иностранным, вкладываться в развитие торговых сетей и логистики. Во многом знаковым стал 2017 год – в Хабаровске открылся гипермаркет крупной торговой сети строительно-бытовых товаров Leroy Merlin. Инвестиционная емкость отрасли, по оценкам аналитиков АПИ, сегодня составляет свыше 1,1 млрд долларов. В-четвертых, перспективным является рынок создания и развития на Дальнем Востоке высоких технологий, например по глубокой переработке местного сырья. Инвестиционная емкость этого рынка – свыше 3 млрд долларов. В этом плане интересен опыт корейской компании «Гидеон Систек» совместно с российской «Городской транспортной компанией»: инвесторы, получив статус резидента Свободного порта Владивосток, вкладывают свыше 30 млн долларов в развитие «умной» платежной системы для городского транспорта столицы Приморья.

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ – ВЫГОДА ДЛЯ БИЗНЕСА
Еще одной интересной возможностью, которую открывает для иностранных инвесторов российский Дальний Восток, является местный климат. Условия резко континентального климата Якутии или же специфические условия прибрежных районов Камчатки – это возможность разрабатывать и тестировать новые технологии, которые затем найдут применение во многих странах, в Арктике и Антарктике. Это не новая история – например, аэропорт Якутска традиционно используется лидерами мирового авиастроения для тестирования и апробации технологий в условиях экстремального холода.

Интересным является опыт японских энергетиков: благодаря поддержке японской государственной организации NEDO на Камчатке были построены современные высокотехнологичные комплексы ветровой генерации. Для инженеров компании Komaihaltec работа на Камчатке стала настоящим вызовом. Технологии, которые позволяют оборудованию «выживать» при температурах до минус 40 градусов по Цельсию, специально разрабатывались для этого проекта. Повышенные климатические требования коснулись всего: и металлоконструкций, и конструктива, и особенностей построения энергетической схемы выдачи электроэнергии. Зато благодаря реализации проекта японская компания, по сути, открыла себе дорогу на новый рынок – рынок ветровой генерации в Арктике. Технология, разработанная на Камчатке, – конкурентоспособное предложение, которое может быть теперь применено не только в России, но и в других северных странах. Более того, японская сторона заинтересована доработать свою технологию для еще более суровых условий и с этой целью намерена реализовать еще один проект ветровой генерации – на этот раз в поселке Тикси (Якутия), на побережье Северного Ледовитого океана.

Еще один пример – тепличный комплекс компании «Саюри», построенный в пригороде Якутска с участием японского инвестора «Хоккайдо Корпорейшн». Инициаторы проекта завезли на вечную мерзлоту японскую технологию выращивания овощей, дополнительно доработав ее с учетом местных климатических условий. Это был первый опыт использования оборудования в условиях морозов, доходящих до минус 60 градусов по Цельсию. Стоит отметить, что работа оборудования круглосуточно мониторится японской стороной: массивные объемы телеметрии в онлайн-режиме транслируются в Японию, и японская сторона принимает решения о точных настройках оборудования (отопление, вентиляция, полив). Первая же «зимовка» теплицы дала впечатляющий результат: оборудование прошло все климатические тесты, теплица дает урожай, на урожай есть стабильный спрос – вся произведенная продукция потребляется местным рынком.

Сегодня, благодаря государственной поддержке опережающего развития Дальнего Востока, аналогичные проекты по разработке новых технологий, равно как и создание полигонов для испытания существующего оборудования, будут множиться. Особенно перспективна в этом плане территория Якутии, ведь полигоны для климатических испытаний можно формировать там, где уже есть полноценная инфраструктура: железная дорога, автомобильная дорога, город Якутск с высокой научной базой и т. д. Уже сейчас среди потенциальных резидентов ТОР «Индустриальный парк «Кангалассы» есть иностранные компании, которые рассматривают возможность строительства испытательных полигонов для своей продукции.

Источник https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/09/03/810374-dalnemu-vostoku-2025

Источник https://amurmedia.ru/news/694898/

Источник https://www.eastrussia.ru/material/kuda-idut-inostrannye-investitsii-/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *