Анализ бюджетного финансирования инвестиций в Российской Федерации – тема научной статьи по экономике и бизнесу читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

 

Содержание

20. Бюджетное финансирование инвестиций

Бюджетное финансирование инвестиций – выделение юридическим лицам средств на инвестиционные цели из государственного бюджета.

Получить государственные инвестиции могут лишь предприятия, находящиеся в государственной собственности, а также юридические лица, связанные с реализацией государственных программ.

Это финансирование осуществляется в соответствии с уровнем принятия решений.

На федеральном уровне финансируются только федеральные программы и объекты, находящиеся в федеральной собственности; на региональном – только региональные программы и объекты, находящиеся в собственности отдельных конкретных территорий.

Прямая бюджетная поддержка может осуществляться в виде гарантий или бюджетных инвестиций и бюджетных кредитов.

Бюджетные ассигнования имеют ограниченные размеры и применяются в основном в отношении государственных предприятий и организаций, имеющих стратегическое значение.

Бюджетные инвестиции – участие государства в капитале организации.

Бюджетные кредиты (финансируются на основе возврата) – инструмент государственного стимулирования капиталовложений.

Инновацией в инвестиционной политике является переход от распределения бюджетных ассигнований на капитальное строительство между отраслями и регионами к выборочному частичному финансированию конкретных объектов и образованию на конкурсной основе состава таких объектов, что в значительной степени способствует реализации принципа: достижение максимального эффекта при минимальных затратах.

Также предприятия для финансирования инвестиционной деятельности могут использовать инвестиционный налоговый кредит, который представляет собой отсрочку уплаты налога.

Условием этого кредита является возвратность. Срок его предоставления – от одного года до пяти лет. Проценты за пользование инвестиционным налоговым кредитом устанавливаются по ставке не менее 50 и не более 75 % ставки рефинансирования Банка России. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам.

Выдается инвестиционный налоговый кредит на основании заявления предприятия и документов, подтверждающих необходимость предоставления кредита. При принятии положительного решения об инвестиционном налоговом кредите между предприятием-налогоплательщиком и органом исполнительной власти заключается договор.

В течение срока действия этого договора предприятие уменьшает налоговые платежи (но не более чем на 50 %) за каждый отчетный период до достижения размера кредита, определенного в договоре.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

23. Банковское кредитование. Бюджетное финансирование

23. Банковское кредитование. Бюджетное финансирование Банковское кредитование – позволяет преодолеть недостатки таких методов, как самофинансирование (ограниченность объемов и трудности прогнозирования) и финансирование через механизмы рынка капитала (сложность в

4.2. Учет долгосрочных инвестиций (вложений во внеоборотные активы) 4.2.1. каков порядок учета долгосрочных инвестиций?

4.2. Учет долгосрочных инвестиций (вложений во внеоборотные активы) 4.2.1. каков порядок учета долгосрочных инвестиций? Учет долгосрочных инвестиций ведется по фактическим расходам:? в целом по строительству и по отдельным объектам (зданию, сооружению и др.), входящим в него;?

Целевое финансирование

Целевое финансирование Целевое финансирование представляет собой средства, предназначенные на финансирование тех или иных мероприятий целевого назначения, а именно: содержание детских и культурно-просветительских учреждений, подготовку кадров,

28. Бюджетное устройство и виды бюджетов предприятия

28. Бюджетное устройство и виды бюджетов предприятия Бюджетное устройство предприятия представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов. Бюджетная система предприятия – это совокупность

4. Бюджетное обеспечение регионального и муниципального развития

4. Бюджетное обеспечение регионального и муниципального развития По причине объективного несовершенства рыночной модели функционирования национальной экономики возникает вполне оправданная необходимость вмешательства в нее со стороны государства. Место, занимаемое

6. Бюджетное ограничение и понятие потребительской корзины

6. Бюджетное ограничение и понятие потребительской корзины Потребитель, подчиняясь принципу рациональности предпочтения, всегда стремится к приобретению такого набора благ, который максимально отвечает его потребностям, способен принести наибольшую полезность и

38. Бюджетное обеспечение регионального и муниципального развития

38. Бюджетное обеспечение регионального и муниципального развития Наиболее распространенным видом экономических методов государственного регулирования является бюджетный, включающий и налоговый инструментарийРегулирование региональной экономики с использованием

4. Бюджетное устройство. Межбюджетные отношения

4. Бюджетное устройство. Межбюджетные отношения Бюджетное устройство– это организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуры, взаимодействие входящих в нее бюджетов.Бюджетное устройство определяется государственным устройством. Бюджетная система в

14. Бюджетное законодательство РФ

14. Бюджетное законодательство РФ Бюджетное законодательство РФсостоит из Бюджетного Кодекса, федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов

26. Бюджетное обязательство

26. Бюджетное обязательство Бюджетное обязательство– признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной

ЛЕКЦИЯ № 1. Бюджет, бюджетная система, бюджетное устройство РФ

ЛЕКЦИЯ № 1. Бюджет, бюджетная система, бюджетное устройство РФ 1. Экономическая сущность и содержание бюджетаГосударственный бюджет является механизмом, который позволяет государству проводить социальную и экономическую политику в нашей стране.Через государственный

ЛЕКЦИЯ № 3. Бюджетное законодательство РФ

ЛЕКЦИЯ № 3. Бюджетное законодательство РФ Бюджетное законодательство РФ состоит из Бюджетного Кодекса, федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных

12. Классификация инвестиций по форме собственности и другие виды инвестиций

12. Классификация инвестиций по форме собственности и другие виды инвестиций Инвестиции по форме собственности: 1) частные – вложения средств, осуществляемые гражданами, а также предприятиями негосударственных форм собственности; полностью сосредоточены на получении

2.2.2 Контроль над расходами и бюджетное планирование

2.2.2 Контроль над расходами и бюджетное планирование Несомненно, уровень контроля над региональными финансами и бюджетного планирования в регионах не на высоте. Предстоит решить, в какой мере подобное состояние является следствием недостатка контроля сверху, а в какой

Анализ бюджетного финансирования инвестиций в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Текст научной работы на тему «Анализ бюджетного финансирования инвестиций в Российской Федерации»

к.э.н., старший преподаватель Российского экономического университета

АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный климат, бюджетное финансирование, ассигнования, дотации, трансферты.

Keywords: investments, investment climate, budget financing, assignments, grants, transfers.

В той сложной экономической ситуации, в которой оказалась Россия, все более актуальным становится эффективное распределение бюджетных средств и повышение эффективности бюджетного финансирования. Бюджетное финансирование представляет собой предоставление денежных средств организациям, учреждениям и предприятия на проведение мероприятий, которые являются приоритетными для развития отечественной экономики.

Понятие «инвестиции» имеет множество трактовок. Так, по мнению В. Машкина, под инвестициями понимается «долгосрочное вложение капитала в какое-либо дело» или «вложение инвестора в объект инвестиций, делающее его участником этого объекта, при этом предметная наполненность вложения определяет характер связи инвестора с объектом инвестиций и возможные способы воздействия на этот объект»1. Но данное определение не подразумевает, что инвестор получает какую-то выгоду от данных вложений.

Известные английские ученые, такие как Г. Александр, Дж. Бейли и У. Шарп используют в своих работах более широкое определение, понимая под инвестициями способность расставаться с деньгами сегодня, чтобы получить выгоду в будущем2. Но данная трактовка не может быть распространена на безвозмездные инвестиции.

Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-Ф3 (ред. от 28.12.2013) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» закрепляет следующее определение термина: «инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта»3.

В своем исследовании под инвестициями мы будем понимать долгосрочные вложения каких-либо средств, капитала или фондов в предпринимательскую и иные виды деятельности с целью получения выгоды и дохода.

Можно отметить прямую зависимость уровня развития экономики от уровня инвестирования и наоборот. Зависимость инвестиционной деятельность от различных факторов представлена на рисунке 1.

Зависимость инвестиционной деятельности от различных факторов

1 Машкин В. Сущность инвестиционного процесса // ЭиЖ-Сибирь. 1999. — № 5 (95).

2 Шарп У.Ф., Александер Г. Дж., Бэйли, Дж.В. Инвестиции. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 1028 с.

Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-Ф3 (ред. от 28.12.2013) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22142/bb9e97fa d9d14ac66df4b6e67c453d1be3b77b4c/

На современном этапе судьба российской экономики напрямую зависит от инвестиционной политики государства. А готовность инвесторов вкладывать собственные средства в экономику зависит от существующего в стране инвестиционного климата. Под инвестиционным климатом понимают совокупность политических, экономических, социальных, культурных факторов, которые оказывают воздействие на развитие инвестиционной деятельности на территории определенной страны.

На основе данных ЦБ РФ нами разработана таблица, характеризующая объем прямых инвестиций Российской Федерации за период с 2007 по 2014 гг. (табл. 1). На основании данных таблицы видно, что ситуация в нашей стране с притоком инвестиций нестабильна. Значения темпов прироста постоянно меняются от отрицательных к положительным значениям. А самое значительное падение объема прямых инвестиций в Россию было в 2014 году (-67%).

В связи с вышесказанным, особую роль в последнее время приобретает бюджетное финансирование инвестиций. Под бюджетным финансированием понимают предоставление денежных средств организациям, учреждениям и предприятия на проведение мероприятий, которые предусмотрены бюджетом.

Прямые инвестиции Российской Федерации (по данным платежного баланса)

Период, Прямые инвестиции в Россий- Темп Темп Прямые инвестиции из Российской Темп Темп

годы скую Федерацию, млн. долл. роста, % прироста, % Федерации за рубеж, млн. долл. роста, % прироста, %

2007 55 874 — — 44 801 —

2008 74 783 133,8 +33,8 55 663 124,2 +24,2

2009 36 583 48,9 -51,1 43 281 77,6 -22,4

2010 43 168 118 +18 52 616 121,6 +21,6

2011 55 084 127,6 +27,6 66 851 127,1 +27,1

2012 50 588 91,8 -8,2 48 822 73 -27

2013 69 219 136,8 36,8 86 507 177,2 77,2

2014 22 857 33 -67 56 438 65,5 -34,5

Основными формами бюджетного финансирования являются следующие:

1) ассигнования на содержание бюджетных учреждений. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 30.03.2016) бюджетные ассигнования представляют собой предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств1;

2) средства на оплату товаров, работ и услуг, которые выполняются юридическими и физическими лицами по муниципальным и государственным контрактам;

3) трансферты населению, которые включают в себя ассигнования на реализацию обязательных выплат населению, которые установлены законодательством Российской Федерации и ее субъектов;

4) субсидии и субвенции юридическим и физическим лицам. Среди получателей субвенций могут быть как бюджеты, так и юридические лица. Субсидии могут предоставляться также и физическим лицам;

5) субвенции, дотации и субсидии нижестоящим бюджетам и государственным внебюджетным фондам. Дотация представляет собой определенную денежную сумму, которая выделяется из вышестоящего бюджета в нижестоящий бюджет и не оговаривается каким-либо целевым направлением средств2;

6) инвестиции в уставные капиталы действующих или создаваемых юридических лиц (статья 69 БК РФ).

Бюджетное финансирование основано на некоторых принципах:

— получение максимального эффекта при наименьших затратах. Поэтому бюджетное финансирование осуществляется только в те отрасли, которые могут гарантировать высокий результат;

— предоставление бюджетных средств с учетом ранее отпущенных ассигнований и для выполнения определенных производственных показателей. Это позволяет финансовым органам осуществлять контроль за деятельностью организаций, учреждений и предприятий;

— целевой характер использования бюджетных ассигнований. Соблюдение данного принципа позволяет препятствовать неэффективному использованию бюджетных средств;

— безвозвратность бюджетных ассигнований. Данный принцип означает, что полученные из бюджета средства не нужно возвращать в государственный бюджет;

— выделение бюджетных средств предоставляется бесплатно, т.е. без уплаты государству какого-либо дохода.

Система бюджетного финансирования включает в себя довольно широкий круг объектов финансирования, который представлен на рис. 2. Бюджетное финансирование — это не просто расходы денежных средств федерального бюджета, а сложная система, состоящая из объектов, форм, способов и методов распределения денежных средств государства на поддержку наиболее приоритетных и социально-значимых направлений экономической деятельности. Суть бюджетного финансирования состоит в том, что средства поступают на основе специально подготовленных документов и подготовленных нормативов в бюджетные учреждения для их содержания и поддержки. Таким образом, для учреждений поступление бюджетных средств является более гарантированным источником обеспечения и содержания, чем внебюджетное финансирование.

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 23.05.2016). — https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_19702/055a71948dbf2a4fc2478437cd89cd864ee8e6e5/

2 Проблемы бюджетного финансирования инвестиций. — http://banknt.ru/?id=784

Прежде всего бюджетное финансирование инвестиций осуществляется в рамках государственных и региональных инвестиционных программ. Федеральные целевые программы являются одним из самых эффективных инструментов воздействия государства на инвестиционную деятельность в стране и в конкретных регионах. Государственное участие в финансировании инвестиционных проектов, в первую очередь, необходимо для тех проектов, которые имеют особое значение для развития экономики России. Такое участие осуществляется в рамках государственных бюджетных ассигнований на инвестиционные цели и в пределах государственных программ (табл. 2).

Объекты бюджетного финансирования

В соответствии с данными табл. 2, можно сказать, что за период с 2009 по 2013 гг., наибольшую долю в бюджетных ассигнованиях имели Федеральные целевые программы, программы по строительству и приобретению жилья, подпрограммы развития, объекты, мероприятия, не включенные в долгосрочные (федеральные) целевые программы и мероприятия по обеспечению жильем.

Бюджетные ассигнования из федерального бюджета на капитальные вложения, в % к итогу

2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Взнос Российской Федерации в уставные капиталы 0,93 0,0004 0,49 0,75 —

Инвестиционные проекты строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства, мероприятия (укрупненные инвестиционные проекты), объекты недвижимости, включенные в государственный оборотный заказ — — 17,19 15,97 2,76

Мероприятия по обеспечению жильем 11,13 14,07 5,22 10,28 4,42

Объекты капитального строительства, мероприятия (укрупненные инвестиционные проекты), объекты недвижимости государственной собственности субъектов Российской Федерации — — 1,84 1,59 2,15

Объекты, мероприятия, не включенные в долгосрочные (федеральные) целевые программы 17,84 18,46 — — 22,63

Подпрограммы развития 19,13 19,18 32,36 32,46 32,53

Программы по строительству и приобретению жилья 22,95 22,22 22,24 15,05 15,70

Федеральные целевые программы 26,80 25,46 16,78 17,20 13,73

Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 г. 1,22 0,61 3,81 6,63 6,07

Государственная программа «Доступная среда на 2011-2015 годы» — — 0,06 0,06 —

Всего 100 100 100 100 100

Источник: составлено автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики1.

1 Федеральная служба государственной статистики. — www.gks.ru

Если рассмотреть динамику по основным объектам и программам, можно отметить, что за данный период бюджетное финансирование федеральных целевых программ снизилось в среднем на 15,4%, программ по строительству и предоставлению жилья — на 9%, мероприятий по обеспечению жильем — на 20,6%. Несмотря на это, наблюдается увеличение бюджетного финансирования подпрограмм развития, в среднем на 14,2%.

На данный момент в Российской Федерации бюджетное финансирование инвестиций осуществляется на основе подходов, которые ограничивают воздействие государства на перестройку экономики и рыночные преобразования. Можно сказать, что это связано частично с ошибочной, а иногда и неопределенной стратегией распределения бюджетных инвестиций, а также с отсутствием должного контроля за использованием бюджетных средств. При этом необходимо иметь в виду, что бюджетные средства у государства являются ограниченными. В связи с этим особую роль приобретает повышение качества распределения бюджетных средств и эффективность их использования.

Анализ динамики бюджетных ассигнований позволяет сделать следующие выводы:

— наблюдается снижение их объемов в 2009-2010 гг., что негативно сказывается на экономическом росте;

— прослеживается тенденция сокращения бюджетного финансирования в целом за 2009-2013 гг.;

— высока доля бюджетного финансирования объектов и мероприятий, не включенных в долгосрочные (федеральные) целевые программы;

— снижается бюджетное финансирование программ по строительству и приобретению жилья.

К основным проблемам бюджетного финансирования инвестиций можно отнести следующие: нехватка длинных финансовых ресурсов для экономики, отсутствие механизма планирования бюджетного финансирования, проблема административных барьеров и коррупции, снижение темпов экономического роста, ограниченные возможности финансовой системы, низкая инвестиционная привлекательность для частных инвесторов, недостаточное и бессистемное финансирование некоторых производителей, проблема согласования интересов инвесторов различных уровней, отсутствие контроля за расходованием бюджетных средств.

Двумя основными способами решения проблем бюджетного финансирования инвестиций становятся разработка инвестиционной стратегии развития государства и оценка эффективности инвестиционного проекта. Стратегия развития экономической деятельности является исходной предпосылкой формирования инвестиционной стратегии. Разработка инвестиционной стратегии условно состоит из трех основных этапов:

а) разработка нескольких альтернативных вариантов инвестиционной стратегии, в каждом из которых представлены согласующиеся друг с другом по срокам и масштабам потребности и мобилизуемые ресурсы, направления и источники финансирования инвестирования;

б) определение первоочередных источников финансирования инвестиционных проектов;

в) выбор одного из вариантов в качестве основного, который начинает играть организующую и ориентирующую роль.

Оценка эффективности бюджетного финансирования инвестиционных проектов осуществляется на основе расчета показателей по трем основным видам эффективности: бюджетной, социальной и экономической. К бюджетным показателям оценки эффективности инвестиционного проекта относят чистый дисконтированный доход бюджета и индекс доходности бюджета. Социальная эффективность определяется на основе расчета двух основных показателей: степень достижения плановых показателей и коэффициент социальной эффективности инвестиционного проекта. Экономическая эффективность инвестиций рассчитывается как отношение увеличения объема реализации продукции (услуг) к сумме вложений в уставный капитал. Расчет экономической эффективности, как правило, является дополнительным к расчетам основных показателей бюджетной и социальной эффективности инвестиционного проекта.

Что такое бюджетные инвестиции: цели и порядок предоставления государственных денег

News image

Износ основных фондов за 2018-2020 год в России составил 46,6 % (по данным Госстата). По некоторым отраслям он превысил 50 и даже 60 %. О каком экономическом росте может идти речь, если активы предприятий и организаций в таком плачевном состоянии? За счет чего им догонять и перегонять развитые страны Запада?

Для восстановления инфраструктуры и ее модернизации требуются инвестиции. Далеко не все предприятия могут себе позволить многомиллионные вливания в обновление. Бюджетные инвестиции – это деньги, которые как раз и предназначены для исправления сложившейся ситуации.

Но доступны государственные средства не всем. Вы не найдете описания этого инструмента в книгах об инвестировании, потому что частные инвесторы не могут рассчитывать на госконтракты и многомиллионные инвестиции в свои проекты. В статье поговорим о том, что такое бюджетные инвестиции, на что они тратятся, рассмотрим порядок предоставления государственных денег.

Определение

Прежде чем дать определение бюджетных инвестиций, давайте разберем классическое определение инвестиций в целом. Часто спрашиваю своих студентов, как они понимают этот термин. Ответ, как правило, один – это вложение денег в какой-то проект с целью получения прибыли. Тогда мы задаем встречный вопрос: “А если речь идет о строительстве, например, детского сада? Никакой прибыли с него нет. Значит, это уже не инвестиции?” Конечно же, инвестиции. Но определение надо уточнить.

Инвестиции – это вложения средств (движимого и недвижимого имущества, нематериальных активов, земельных участков и пр.) в объекты с целью получения прибыли или достижения другого эффекта. В качестве эффекта не всегда выступает коммерческая составляющая, но также экологическая, социальная и т. д.

И инвестирование строительства детского сада как раз преследует достижение другого эффекта. Например, снижение социальной напряженности в конкретном районе путем сокращения очереди детей в дошкольные учреждения, увеличение числа рабочих мест, получение политических очков перед выборами (почему бы и нет).

Любое предприятие и организация осуществляет инвестиционную деятельность. Без этого не выдержать в конкурентной борьбе. Источники средств могут быть разные:

  1. собственная прибыль,
  2. амортизация,
  3. заемные средства,
  4. эмиссия акций и облигаций,
  5. средства вышестоящих организаций.

В Бюджетном кодексе дано следующее определение.

Бюджетные инвестиции – это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.

Далее в статье 79 написано, что это капитальные вложения в создание объектов капитального строительства или приобретение недвижимости. Впоследствии перечисленные объекты закрепляются за государственными предприятиями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Что относится к объектам капстроительства (согласно Градостроительному кодексу):

  1. здания и сооружения, в том числе объекты, строительство которых не завершено;
  2. линейные объекты (линии электропередач и связи, автодороги, трубопроводы, ж/д линии);
  3. некапитальные строения – строения, которые могут быть разобраны и перемещены в другое место, т. е. они не имеют прочных связей с земельным участком.

Из определения можно понять, что на средства из бюджета могут рассчитывать только государственные предприятия и организации.

Однако это не так. Негосударственные юридические лица тоже имеют право на бюджетные деньги. Но в этом случае государство в лице РФ, региона или муниципального образования (смотря из какого бюджета пришли деньги) должно получить долю в уставном капитале предприятия, равную его участию в финансировании проекта.

На что тратим бюджетные деньги

Последние годы основное направление бюджетных инвестиций – дорожное хозяйство. Но эксперты ожидают изменения ситуации в связи с необходимостью исполнения последних майских указов Президента. Они предполагают вложения средств в развитие и поддержку инфраструктурных отраслей. Все финансируемые направления за последние 4 года можно проследить в таблице (по данным Минфина).

Государство, как и частный инвестор, ищет ответ на вопрос, куда вложить деньги. Бюджетные инвестиции осуществляются с целью:

  1. увеличения стоимости активов государства;
  2. повышения эффективности работы и конкурентоспособности значимых для экономики предприятий;
  3. восстановления инфраструктуры жизненно важных отраслей;
  4. снижения износа объектов недвижимости в бюджетных учреждениях.

В 2018 году государственную поддержку получили, например, такие проекты, как:

  1. Строительство участка Сокольнической линии Московского метрополитена от станции “Саларьево” до станции “Столбово” – 40,8 млрд рублей.
  2. Строительство стартового комплекса на космодроме Восточный – 38,7 млрд рублей.
  3. Строительство тоннеля под Калужским шоссе и многоуровневой развязки у ТПУ “Столбово” – 27,5 млрд рублей.
  4. Реконструкция и строительство автомобильной дороги “Варшавское шоссе – деревня Андреевское – деревня Яковлево” – 14 млрд рублей.
  5. Реконструкция автомобильной дороги М-18 “Кола” от Санкт-Петербурга до границы с Норвегией – 12 млрд рублей.

Это масштабные дорогостоящие проекты. Анализ 10 крупнейших госконтрактов показал, что 8 из 10 относятся именно к дорожному хозяйству.

Порядок получения государственной помощи

Инвестирование за счет средств бюджетов всех уровней осуществляется после заключения госконтрактов. Государство, выступая в качестве инвестора, заинтересовано в эффективности финансируемого им проекта. Эффект не обязательно должен заключаться в получении прибыли.

Эффективность инвестиций можно доказать с помощью технико-экономического обоснования – серьезного документа с подробными расчетами, куда направляется каждый рубль (направления инвестирования), какой эффект он принесет (социальный, экономический, экологический, бюджетный и пр.) и когда вернется назад (срок окупаемости проекта). Без такого обоснования получить государственные деньги невозможно.

Государственные контракты заключаются на:

  1. проектные и изыскательские работы,
  2. строительство,
  3. реконструкцию,
  4. реставрацию,
  5. техническое перевооружение,
  6. приобретение объекта.

Средства из бюджета направляются государственным заказчикам (государственным органам) или организациям, которым госорганы передали свои полномочия в рамках заключения специального соглашения или решения (акта). Такими уполномоченными выступают:

  1. Государственные корпорации и компании, которые будут инвестировать бюджетные деньги в объекты. А последние потом перейдут в собственность Российской Федерации.
  2. Юридические лица, доля в уставном капитале которых принадлежит РФ. Профинансированные за счет государства объекты потом перейдут в качестве вклада в уставный капитал такого предприятия.

Например, по госконтракту на строительство стартового комплекса на космодроме “Восточный” заказчиком выступает Дирекция космодрома “Восточный”, а исполнителем, которому переданы полномочия на выполнение заказа, – производственно-строительное объединение “Казань”.

Соглашение обязательно должно содержать:

  1. цель инвестирования;
  2. объем инвестиций, распределенных по годам и по каждому финансируемому объекту;
  3. наименование объекта, его мощность;
  4. срок строительства (реконструкции) или приобретения объекта;
  5. права и обязанности сторон сделки;
  6. ответственность;
  7. порядок проведения проверок со стороны заказчика (госоргана).

Заключение

На самом деле главная цель бюджетного финансирования – это повышение темпов роста экономики и уровня жизни людей. Но помощь со стороны государства часто сталкивается с бюрократической волокитой, отсутствием инициативы и способности принимать грамотные решения на местах. Это приводит к неосвоенности средств и возврату их обратно в бюджет. Давно замечено, что к концу года, который всегда наступает неожиданно, резко активизируются работы по госконтрактам. Будем рады, если в ближайшие годы что-то изменится.

Источник https://econ.wikireading.ru/9661

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-byudzhetnogo-finansirovaniya-investitsiy-v-rossiyskoy-federatsii

Источник https://quasa.io/ru/media/chto-takoe-byudzhetnye-investicii-celi-i-poryadok-predostavleniya-gosudarstvennyh-deneg

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *