Blockchain Lawyers «Правовые аспекты работы с цифровыми правами, блокчейн-проектами и краудфандингом»
2 марта 2020 года (Москва) начнется обучение по новой программе. Организатор — Moscow Digital School. КонсультантПлюс — информационный партнер.
В России уже сформирована нормативная база для развития блокчейн-технологий: вступили в силу поправки в Гражданский кодекс РФ о цифровых правах (ФЗ от 18.03.2019 N 34-ФЗ) и закон «О краудфандинге» (ФЗ от 02.08.2019 N 259-ФЗ). Принятие Госдумой законопроекта «О цифровых финансовых активах» ожидается в весеннюю сессию 2020 года. Знание права, регулирующего новые технологии, позволит юристам на профессиональном уровне разрабатывать комплекс мер для обеспечения бизнеса и сопровождения IT-проектов.
В начале курса юристы познакомятся с устройством блокчейн-проектов: изучат технологию распределенного реестра, виды и принципы функционирования блокчейн-систем, устройство цифровых активов, смарт-контрактов и майнинга. Закрепить теорию слушатели программы смогут на практическом занятии, в ходе которого самостоятельно в сети Ethereum создадут децентрализованную автономную организацию.
На курсе слушатели рассмотрят практический опыт внедрения блокчейн-технологий в бизнес-процессы и разберут различные способы привлечения инвестиций: краудфандинг, токенизация товаров и услуг, работ и активов, криптовалюты.
Слушатели изучат гражданское, корпоративное, налоговое и уголовное право РФ и различных юрисдикций в этой сфере. Большое внимание уделяется изучению существующей судебной и правоприменительной практики. На курсе рассматриваются дела, связанные с изъятием криптовалюты при банкротстве, корпоративными вопросами, обменом криптовалют на фиатные деньги, кражей криптовалют, блокировками сайтов криптообменников и. т.д.
Отдельный модуль курса отводится для изучения регулирования электронной коммерции в России и в других юрисдикциях — слушатели изучат особенности отношений, возникающих при использовании электронного обмена данными, цифровых сделок, проблем идентификации, электронной подписи, автоматизации и исполнения сделок.
Программа обучения также включает в себя практические семинары и бизнес-игры, в рамках которых слушатели учатся готовить юридические документы, заполнять налоговую декларацию при доходе от операций, связанных с виртуальными и цифровыми активами, а также взаимодействовать с правоохранительными органами. По окончании модулей программы слушатели принимают участие в игровом третейском процессе, на котором участники выступают в роли истцов и ответчиков по спорам привлечения инвестиций.
В числе преподавателей курса специалисты, практикующие право в различных юрисдикциях:
Игорь Судец — заместитель директора департамента развития цифрового государства Минкомсвязи России;
Александр Савельев — к.ю.н., юрисконсульт IBM Россия/СНГ;
Максим Прокш — советник председателя правления Фонда «Сколково» по вопросам интеллектуальной собственности, председатель правления IPChain;
Константин Голуб — директор по связям с государственными органами Mail.Ru Group, к.ю.н.;
Валентин Кислый — юрист, эксперт центра правовых инноваций ПАО МТС;
Михаил Успенский — партнер юридической компании «Taxology»;
Роман Янковский -советник Tomashevskaya & Partners, к.ю.н;
Сергей Прилуцкий — сооснователь MixBytes;
Антон Пронин — директор центра юридических технологий Фонда «Сколково»;
Мария Аграновская — адвокат, управляющий партнер GRAD, и другие эксперты.
По окончании модулей программы Blockchain Lawyers слушатели станут частью сообщества Moscow Digital School, получат возможность советоваться с экспертами и практиками по профессиональным вопросам, работать над совместными проектами, участвовать в написании и публикации материалов в профильных СМИ, а также в проводимых школой и партнерами мероприятиях.
По результатам прохождения программы выдается удостоверение о повышении квалификации Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики.
Бонус: 10% скидка на обучение по промокоду «CONSULTANT» при оплате до 28.02.2020.
Правовое регулирование блокчейна в России и в мире
Несмотря на широкое внедрение блокчейна в разные сферы деятельности, до сих пор отсутствуют соответствующие нормативные документы. Это затрудняет юридически грамотное проведение сделок, решение в судебных инстанциях спорных вопросов. Давайте рассмотрим актуальное правовое регулирование блокчейн, перспективы создания законодательной базы.
Основы правового регулирования
Для уточнения перечня проблем нужно предварительно изучить принципы новых технологий. Блокчейн – это цепочка записей, которая формируется в ходе вычислений по установленному алгоритму. Каждый отдельный элемент (блок) содержит метки времени создания. Его добавление в общий массив происходит после совместного согласия нескольких участников децентрализованной сети. Консенсус подтверждает соответствие данных и одновременно препятствует вмешательству посторонних лиц.
Преимущества подобных систем:
- доступность широкому кругу пользователей;
- исключение посреднических операций и централизованного управления;
- повышенная надежность, обеспеченная распределенным хранением реестра;
- анонимность и бесконтрольность членов сообщества.
Любой человек, имеющий подключение к Интернету, способен загрузить специализированное ПО и начать работу. Простота и хорошая защищенность технологии пригодились для создания биткойна и других криптовалют. Только владелец сложного секретного ключа имеет полный доступ к этим денежным средствам. При соблюдении элементарной предосторожности исключено хищение в результате хакерских атак.
Сегодня технологию используют для создания «умных» контрактов, подтверждения авторства, права собственности. Финансовое обеспечение новых проектов получают с помощью краудфандинга. Механизмы первичного размещения активов (токенов) на рынке сходны с обычной IPO – публичной продажей акций.
Приведенные аспекты объясняют необходимость скорейшего исправления ситуации «правового вакуума». Новизна продукта вызывает затруднения даже в базовых определениях. Криптовалюту иногда путают с электронными деньгами. Между тем, она создается не эмиссионным центром, а участниками сети (майнерами). Ее курс определяется рыночными условиями без жесткой «привязки» к определенной фиатной валюте.
Электронные деньги, например, признаются в качестве официального платежного средства. Отечественные системы предлагают для полноценного пользования обязательную регистрацию. Это подразумевает возможность контроля государственными фискальными органами. Правовые отношения регулируются Гражданским Кодексом РФ (ст. 128).
В Федеральном законе № 161 от 27 июня 2011 года («О национальной платежной системе») дано определение электронным деньгам. Отмечена допустимость выполнения расчетных операций с ними без обязательного открытия счета в банке. Криптовалюта не может быть аналогом, так как она не имеет реального обеспечения в денежной форме. Ее применение в качестве платежного средства также не определено законодательно.
Ниже приведены типичные вопросы, которые возникают в ходе судебных разбирательств:
- Покупку криптовалюты рассматривают как операции с азартными играми, где подразумевается риск потери финансовых средств.
- Ее нельзя признать полноценными деньгами по причине затруднений с определением действительной стоимости.
- Сложно, а в некоторых случаях невозможно, идентифицировать реального владельца биткойнов или другого актива.
- Отсутствие отчетной документации (централизованного хранилища) исключает проверку истории.
Отдельно следует изучить краудфандинг. Его можно оформить обычным договором купли-продажи (в ином виде). Однако возникают затруднения с правовым статусом токенов. Законодательством РФ (ГК, ст. 142) установлен ограниченный перечень, в котором данный инструмент отсутствует. Необходимо подчеркнуть, что в некоторых странах действует полный или частичный механизм признания этой производной криптовалюты, как разновидности ценных бумаг.
Правовые основы регулирования блокчейн-технологий: мировая практика
В конце 2017 г. опубликован доклад International Bar Association (Международной ассоциации специалистов в области юриспруденции). Он не является обязательным к исполнению законодательным актом, однако дает корректные определения основным понятиям:
- блокчейну и первой криптовалюте, биткойну;
- децентрализованной организации цифровой системы;
- распределенному способу хранения данных;
- подтверждению операций с применением мультиподписей;
- одноранговой (пиринговой) схеме сети.
В частности, надо отметить отсутствие определенной стоимости виртуальной валюты. Ее часто используют для игровых расчетов. Несмотря на возможность покупки за реальные деньги, она не котируется на финансовом рынке. Криптовалюту приобретают по действующему курсу в специализированном обменном пункте, на бирже.
Однако подобные международные решения – большая редкость. Несмотря на значительный оборот криптовалют, глобальное правовое регулирование отсутствует. Отдельные государства принимают следующие практические решения:
- используют имеющиеся нормы законодательства;
- создают специальные дополняющие нормативы;
- определяют криптовалюту в качестве эквивалента стоимости вещей (услуг) без детального пояснения сути технологии;
- изучают блокчейн, собирают статистику и другие данные для подготовки изменений правовых актов.
Следует отметить, что несколько центральных банков реализуют проекты собственных криптовалют. Венесуэла, например, создает новые цифровые деньги на основе блокчейна. Планируется установить прямую зависимость курса от стоимости барреля нефти. Этим способом правительство собирается устранить разрушительные для экономики последствия роста инфляции.
Ниже перечислены другие известные мероприятия:
Страна | Год | Действия, важные особенности |
США | 2016 | Рассмотрение в Конгрессе тематического билля. Предполагается создание механизмов, обеспечивающих доступ рядовых пользователей к новым финансовым инструментам с применением блокчейна. |
США | 2016 | Решение суда о признании биткойна имуществом, а не обычными деньгами. |
ЕС | 2015 | Центральный банк Евросоюза сообщил о преждевременности создания правовых норм для обращения криптовалют. |
ЕС | 2015 | Судебное постановление о непризнании биткойна материальным активом ценной бумагой. В нем же сделано определение криптовалюты как полноценного платежного средства. |
Израиль | 2016 | Начало действия закона, в котором виртуальная валюта признана инструментом финансового рынка. Приобретение и продажа таких активов отнесена к лицензируемым видам деятельности. |
Федеральная резервная система США публиковала сообщения о работе над выпуском национальной криптовалюты. Канадский Центробанк проводил практические эксперименты с платежами. В настоящее время на основе блокчейна реализуют проекты в страховании, торговле. С применением этой технологии создают реестры собственников недвижимости, автоматизируют оформление доверенностей и другие нотариальные операции. Она находила использование для идентификации людей в рамках программ приема беженцев (Функциональное подразделение ООН, 2017 г.).
Особенности регулирования технологии на территории России
Обсуждение темы отечественными экспертами началось одновременно с появлением действующей криптовалюты в 2009 г. Первой реакцией властей России после ознакомления с технологией было рассмотрение новых запретительных мер. Можно вспомнить о предложениях в конце 2017 г., которые подразумевали установление уголовной ответственности. Формальным основанием заявлено наличие единственного законного платежного средства, российского рубля.
Но с апреля 2018 г. ситуация изменилась. Премьер-министр поручил изучить перспективы применения блокчейна для решения управленческих задач федерального уровня. Соответствующие коррекции предполагается внести в программу правительства «Цифровая экономика РФ», рассчитанную на период с 2017 до 2025 года. Специальным распоряжением она была утверждена в июле 2018 г. Через месяц началось формирование профильного комитета. Его главной задачей стало создание стандартов технологии блокчейн, систем на базе распределенного способа хранения и обработки информации. Как утверждают ответственные лица, комплексное решение поставленных задач будет не ранее, чем через 1,5-2 года.
Инициатор / дата | Законодательный документ | Особенности |
Минфин РФ/ 25.01.2018 г. | «О цифровых финансовых активах» | В проекте предложены юридически корректные определения блокчейну, иным терминам. Рекомендовано проводить монеты в учетной документации как имущество. Майнинг предполагается считать предпринимательской деятельностью с добавлением соответствующих требований в налоговое законодательство. |
Депутаты ГД/ 20.03. 2018 г. | «О цифровых финансовых активах» | Дополнительно предлагается установить систему верификации для пользователей бирж, торгующих криптовалютой. |
В. Володин, П. Крашенинников/ 26.03.2018 г. | «О внесении изменений в ГК» | Утверждение кодировок для «умных» контрактов, токенов, других тематических определений. |
Правовое регулирование технологии блокчейна в РФ Минкомсвязи желает дополнить регулятором эмиссии ICO. В проекте предполагается лицензирование предприятий и организаторов, определение достаточных условий, механизм выкупа токенов.
Директор успешной коммерческой компании должен действовать без ошибок даже в условиях недостаточной правовой определенности.Для получения необходимых знаний о технологии можно обратиться в Школу бизнеса МГИМО МИД РФ. За приемлемую плату там предоставляется квалифицированное обучение на тематических курсах.
Делитесь собственным опытом работы в сфере блокчейна и задавайте вопросы в комментариях к статье.
Что не так с законом «О ЦФА». Все про регулирование криптовалют в России
Как власти планируют контролировать майнинг, какие хотят взимать налоги за сделки с биткоином и другие детали нового документа. Подробный разбор федерального закона о цифровых финансовых активах и замечания к нему от юристов
1 января 2021 года в России вступит в силу закон «О цифровых финансовых активах» (ЦФА). В Госдуме его рассматривали более 2,5 лет, он был принят и подписан президентом Владимиром Путиным летом нынешнего года. Moscow Digital School опубликовала подробный анализ федерального закона.
Последняя версия закона «О ЦФА» существенно отличается от принятой в первом чтении. Документ был представлен с пакетом актов — проектами трех федеральных законов, касающихся непосредственного регулирования рынка криптовалют, а также уголовной и административной ответственности за нарушения новых правил. Последние акты были направлены на доработку после резко негативной реакции сообщества и бизнеса.
Пробелы в регулировании
Юристы Moscow Digital School подчеркнули, что из-за ряда пробелов в регулировании, для многих сторон криптобизнеса ситуация осталась без изменений. Многие термины, используемые криптосообществом, уже были изобретены и успешно используются в мировой практике, однако в законе о ЦФА вместо них применяются свои собственные, которые вводят новые правовые институты и создают неопределенность.
В отличие от ряда зарубежных стран, в законе нет регулирования для некоторых типов токенов и криптовалют с разным функционалом и сущностью. При этом под определение цифровой валюты в соответствии с документом «О ЦФА» могут подпадать, например, бонусы, а также используемые в электронной коммерции сертификаты. За рамками понятий остались многие виды деятельности, прежде всего, майнинг.
«Тогда как от Закона о ЦФА ожидали введения единого аппарата и понятийной правовой базы для всего криптовалютного рынка в целом, в результате он стал основой исключительно для цифровизации российских активов, выпуска цифровых дубликатов ценных бумаг по российскому праву — которые сложно выводить на международный рынок», — говорится в отчете.
В документе присутствуют противоречащие друг другу нормы. Например, согласно определению, данному в законе «О ЦФА», цифровая валюта признается средством платежа и может являться инвестицией. Однако в соответствии со ст.14, российские юридические и физические лица не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые товары, услуги или в качестве оплаты иным образом. Это противоречит признанию криптовалюты средством платежа и значительно ограничивает ее использование на территории России, а также снижает экономическую целесообразность владения криптовалютой.
Специалисты уверены, что авторам закона так и не удалось выработать адекватное определение цифровой валюты. В документе говорится: «криптовалюта — это токены, по которым отсутствует обязанная сторона». Такое определение от противного позволяет отнести к криптовалюте большое количество различных электронных записей (аккаунты, электронную валюту и так далее). Поэтому авторы дополнили, что криптовалюта — это не любые записи, а те, что могут быть либо средством платежа, либо инвестирования.
По новому закону судебная защита прав на цифровую валюту возможна лишь в случае, если она специальным образом декларировалась и с нее выплачивались налоги (п. 6 ст. 14). Неясно, как это будет проверяться — в декларации доходы от продажи цифровой валюты могут указываться совершенно по-разному, а хранение цифровой валюты (без извлечения дохода) никогда не требовалось отдельно декларировать. Вероятно, ФНС или Минфин позднее дадут разъяснения по этому поводу.
«Также, разумеется, чрезвычайно сомнительна сама идея, что для получения судебной защиты собственник цифровой валюты должен подтверждать выполнение неких публичных обязанностей — почему уплата или неуплата налогов влияет на наличие судебной защиты, то есть, по существу, на само право собственности?», — задаются вопросом в Moscow Digital School.
Пока в законе «О ЦФА» нет норм, посвященных майнингу. В конце августа Минфином был разослан в профильные ведомства пакет законопроектов о внесении поправок в еще не вступивший в силу документ. В нем косвенно упоминается добыча криптовалюты и написание софта. Однако в том же пункте установлен запрет на получение оплаты за такие действия в цифровой валюте.
На практике майнеры, как правило, получают вознаграждение именно в виде криптовалюты. Если предлагаемый пакет законопроектов будет принят, российским предпринимателям, занимающимся добычей криптовалюты, придется искать обходные пути, чтобы не попасть под административную и уголовную ответственность, которую также предлагает ввести Минфин, предупредили юристы.
Биржи и обменники
Закон о цифровых финансовых активах вводит новый субъект российского крипторынка — операторы обмена цифровых финансовых активов. Они по сути являются криптобиржами, но только для обмена токенов, которые признаются по российскому законодательству цифровыми правами. На сегодняшний день такими специальными законами являются ФЗ об инвестиционных платформах и ФЗ о ЦФА. Операторы обмена могут организовывать торговлю утилитарных цифровых прав и цифровых финансовых активов.
Существующие криптобиржи, торгующие криптовалютами, например, биткоином и Ethereum, не подпадают под определение нового субъекта и остаются неурегулированными. Закон о ЦФА прямо допускает возможность организации на территории России площадки для обмена криптовалют.
Закон устанавливает требования «деловой репутации» к исполнительным органам информационной системы, оператора обмена ЦФА. Такие требования включают отсутствие неснятой и непогашенной судимости, отсутствие за последние годы фактов привлечения к административной или уголовной ответственности в связи с банкротством, в связи с деятельностью финансовой организации, сведений о причастности лиц к экстремистской деятельности или терроризму и др.
Оператор обмена ЦФА обязан хранить информацию о сделках с ЦФА не менее 5 лет. Банк России вправе установить дополнительные требования к деятельности информационных систем и операторов обмена ЦФА, например, к операционной надежности и к предоставлению отчетности. Подобные требования могут усилить транспарентность, а также повысить безопасность.
«Однако при установлении требований должен учитываться принцип технологической нейтральности, то есть возможность использовать любые технологии безопасности, а не только те, которые разработаны или установлены государством», — подчеркнули юристы.
Закон устанавливает требования к рекламе ЦФА, в частности, необходимость предупреждать инвесторов, что предлагаемые активы являются высокорисковыми, и их приобретение может привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. Такое требование о предупреждении инвесторов о возможных рисках покупки ЦФА распространено во многих странах (Франция, Швейцария, США).
Установлено, что реклама не должна содержать обещание выплаты дохода по ЦФА, за исключением дохода, обязанность выплаты которого предусмотрена решением о выпуске. Реклама не должна содержать прогнозы роста курсовой стоимости выпускаемых ЦФА, что также является мерой защиты от введения инвестора в заблуждение, чрезмерных ожиданий в отношении инвестиций и обеспечения достоверной оценки инвестором таких инвестиций.
Закон о ЦФА не регламентирует вопросы, связанные с налогообложением цифровых финансовых активов. Вопрос налоговых последствий совершения сделок с криптовалютой остается открытым. В мире вопросы налогообложения чаще всего решаются за счет профильных разъяснений органов налоговой службы по системам уплаты налогов с операций с цифровыми активами.
«Оборот криптоактивов будет подчиняться общим правилам налогообложения, что может привести к ряду затруднений и противоречий и, очевидно, будет работать против развития нового рынка», — пояснили эксперты.
В настоящее время в России не определен подход к косвенному налогообложению криптоактивов. В мае 2018 года Минфин выразил свое мнение о налогообложении криптовалютных операций для физических лиц.
«. особый порядок налогообложения доходов физлиц при совершении операций с криптовалютами не установлен, физические лица должны самостоятельно исчислить налог и подать декларацию в инспекцию; налоговая база по операциям купли-продажи криптовалют определяется в рублях как превышение общей суммы доходов от продажи криптовалюты над общей суммой документально подтвержденных расходов на ее приобретение; до законодательного урегулирования вопросов, связанных с обращением и налогообложением криптовалют, при определении налоговой базы необходимо исходить из ст. 220 НК РФ», — говорится в письме Минфина.
Касательно корпоративного налогообложения в министерстве подчеркивали, что согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, определяемая для российских организаций в общем случае как разница между полученными доходами и произведенными расходами, квалифицируемыми в соответствии с положениями главы 25 НК РФ.
«Логика положений главы 25 НК РФ подразумевает налогообложение всех доходов, полученных налогоплательщиком при осуществлении деятельности, за исключением поименованных в ст. 251 НК РФ. При этом особый порядок налогообложения доходов при совершении операций с криптовалютой главой 25 НК РФ не установлен», — объяснили в Moscow Digital School.
Руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС при президенте РФ Антонина Левашенко предупредила, что с 1 января 2021 года криптобизнес, по сути, не сможет использовать криптовалюту для своих операций. Это значит, что ему будет невыгодно работать на территории России.
«На данный момент по смыслу закона запрещены будут именно операции по оплате в криптовалюте, теоретически операции по обмену криптовалюты на фиатные средства или другие криптовалюты (как конвертация) не ограничены. Не запрещено также и получение, например, зарплаты в криптовалютах. Смена юрисдикции крупного и не очень криптобизнеса — это то, что ожидает криптоэкономику в России, ведь ни одна из развитых стран не вводит запретов на использование криптовалют», — предупредила Левашенко.
По ее словам, поправки, предложенные Минфином, могут еще больше усугубить ситуацию. Например, ограничить возможность покупки криптовалюты, а также получения зарплаты в криптовалюте. Подобный запрет не только обесценивает криптовалюту, но и влечет отток бизнеса и капитала из России.
Больше новостей о криптовалютах вы найдете в нашем телеграм-канале РБК-Крипто.
Источник http://www.consultant.ru/about/presscenter/news/measure/article8174/
Источник https://ex4.ru/blokchejn/pravovoe-regulirovanie-blokchejna-v-rossii-i-v-mire/
Источник https://www.rbc.ru/crypto/news/5f69eab99a794753755fe0b9