Ритуал станет законодательным – Бизнес – Коммерсантъ

 

Похороны станут госуслугой, а ритуальные агентства внесут в государственный реестр

Депутаты Госдумы готовятся внести в феврале в нижнюю палату парламента проект нового закона о похоронном деле в России, рассказал «Ведомостям» собеседник в Госдуме, а также источник, близкий к администрации президента. Законопроект предполагает полную замену действующего с 1996 г. закона «О погребении и похоронном деле», уточнил один из источников «Ведомостей». Зампред думского комитета по строительству и ЖКХ (к его ведению относится тематика законопроекта) Светлана Разворотнева, которая участвовала в работе над инициативой, отказалась от подробных комментариев «Ведомостям», отметив, что законопроект находится на стадии доработки. Но принятие обновленной редакции закона о похоронном деле давно назрело, сказал «Ведомостям» заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов: «Защита прав граждан, потерявших близких, формирование ясного понятийного аппарата и достижений цифровизации применительно к отрасли, обеспечение государственного надзора и пресечение противоправных действий со стороны всех участников процесса – вот только некоторые задачи нового закона».

Согласно действующему закону, похоронное дело может осуществляться только специализированными службами, созданными органами местного самоуправления. На практике, отмечают разработчики законопроекта, а также участники рынка, оказание ритуальных услуг стало видом предпринимательской деятельности. «Фактически сегодня услуги по организации похорон может выполнять любой желающий, поскольку четких стандартов погребения и регламентов ритуальных услуг нет», – говорит исполнительный директор Союза похоронных организаций и крематориев Елена Андреева, знакомая с ходом разработки проекта закона. «Когда случается беда, человек обращается в ритуальную компанию, она занимается подготовкой захоронения, а кладбища занимаются самим захоронением. Агентства выбирают гроб, транспорт и т. д. И на этом рынке работает кто попало, – признает проблему руководитель комиссии по вопросам похоронного дела Общественного совета Минстроя Павел Кодыш. – Отсюда огромное количество черных компаний. И дикое завышение цен [на ритуальные услуги]».

Похоронная госуслуга

Законопроект, по словам думского собеседника «Ведомостей», предлагает установить в качестве основания для осуществления деятельности по организации похорон юрлицами и индивидуальными предпринимателями (ИП) наличие разрешения, выданного уполномоченным органом субъекта Федерации в сфере похоронного дела (таким является, к примеру, ГБУ «Ритуал»). Подача заявок предусмотрена через региональные порталы госуслуг. Все получившие разрешение организации занесут в специальный реестр, где должны быть перечислены оказываемые ими услуги, а также и их стоимость, отмечает источник «Ведомостей».

Депутатская инициатива предполагает ряд требований для внесения в реестр легальных «ритуальщиков»: регистрация юрлица или ИП, а также наличие оборудования и катафального транспортного средства, используемых для приема заказа на оказание соответствующих услуг. «В силу специфики про наши услуги заранее никто не хочет знать, психологическое состояние заказчиков усугублено стрессом, важно, чтобы было удобное информационное поле, где будет видно, в какие компании можно обратиться и выбрать удобную», – поясняет Андреева.

Кроме того, предполагается создание и реестра недобросовестных ритуальных служб, рассказывает собеседник «Ведомостей» в Госдуме. В него внесут компании, у которых отзовут разрешение на оказание соответствующих услуг.

Это возможно будет сделать, если со стороны похоронного агента зафиксировано грубое нарушение деятельности по организации процесса, а также если юрлицо, ИП или его сотрудник в течение трех лет три и более раза привлекались к административной ответственности за нарушение требований по приему заказов, утверждает источник. Это подразумевает санкции в том числе за незаконное получение информации о смерти граждан или воровство их персональных данных, добавляет он. Информация о смерти пользуется спросом у мошенников, например у черных риэлторов.

В случае принятия поправок процесс может быть забюрократизирован, опасается руководитель похоронных домов «Журавли» Илья Болтунов: «Когда вводишь какую-то регуляторную составляющую, можно путем использования админресурса отделаться от неугодных конкурентов. То есть отказывать в выдаче разрешения по надуманным основаниям, притянутым за уши».

Учет и пересчет кладбищ

Документ предполагает инвентаризацию мест захоронения, также уточняет собеседник «Ведомостей» в Госдуме. «Все кладбища, места захоронения и информацию о них внесут еще в один специальный реестр», – рассказывает он. Список сведений и форму паспорта объекта будут устанавливать уже на уровне подзаконных актов. Законопроект предлагает расширить круг лиц, ответственных за места захоронения, чтобы решить проблему брошенных могил. Ответственность могут возложить, например, на юридическое лицо, бывшее работодателем погребенного, централизованную религиозную организацию, лицо, которое осуществляет содержание государственного или муниципального кладбища, рассказывает источник.

В сентябре 2021 г. правительство России уже рекомендовало регионам провести инвентаризацию кладбищ к 2026 г. и разместить на порталах государственных и муниципальных услуг созданные по ее итогам реестры мест захоронений. До этого в России подобные решения не принимались. «Инвентаризация необходима, чтобы планировать работу по содержанию мест захоронения. Большое количество кладбищ не кадастрировано, не оформлены процедуры по инвентаризации, это все большая проблема», – говорит Андреева. Фонд «Хамовники» в 2017 г. оценивал количество бесхозных кладбищ в 85–90%.

Не исключено, что в рамках работы над инициативой органам местного самоуправления также дадут право устанавливать тарифы на содержание кладбищ, подготовку и закапывание могил, установку и демонтаж надгробий, уход за местом захоронения и проч., говорит источник «Ведомостей» в Госдуме. Сейчас цены на рынке не регулируются. «Согласно положению законопроекта, федеральное регулирование будет общим, а содержательная часть будет определяться на уровне региона: цены будут сформированы с учетом специфики региона, например климатических условий», – подчеркивает Андреева.

Будут ли кладбища частными?

Это не первая попытка привести в порядок законодательство о погребальном деле. Минстрой с 2019 г. предлагает внести поправки, разрешающие частные кладбища. В новом законопроекте такая форма, по данным источников «Ведомостей», упоминается: решение о создании частного места захоронения и правила его функционирования смогут принимать региональные власти.

На сегодняшний день официально частных кладбищ в России нет, так как категория кладбищенских земель выведена из оборота, говорит Андреева. Таким образом, для появления частных кладбищ поправки придется внести также и в Земельный кодекс. «Сейчас иногда в обиходе говорят о частных кладбищах, но это не совсем верно – просто земля передается в так называемую субаренду, чтобы инвестор содержал кладбище. Но оно все равно находится в государственном ведении», – объясняет эксперт. В любом случае, говорит Андреева, частные кладбища должны быть объектами государственно-частного партнерства. По сути, такая схема работает и сейчас: государство предоставляет частному оператору возможность получать прибыль за оказанные услуги. В пример Андреева приводит крематории. В настоящее время в стране их порядка 30, половина из них созданы на средства частного капитала. Проблема, подчеркивает Андреева, в том, что согласно действующему законодательству похоронные объекты не включены в проекты государственно-частного партнерства. Новый законопроект должен это исправить и облегчить развитие отрасли.

Ритуал станет законодательным

Отрасль негативно восприняла законопроект о похоронном бизнесе

В Госдуму сегодня внесен законопроект «О похоронном деле в РФ», который может заменить закон, не менявшийся в РФ с 1996 года. Но участники рынка ожидали более детализированной его проработки и считают, что его принятие может лишь ухудшить положение отрасли, злоупотребление доминирующим положением некоторыми компаниями усилится, а потребители столкнутся с отказами по субсидируемым государством похоронам.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Группа депутатов от «Единой России» сегодня внесла в Госдуму законопроект «О похоронном деле в РФ», который полностью заменит действующий с 1996 года закон «О погребении и похоронном деле». По словам Светланы Разворотневой, одного из авторов документа, закон установит четкие и понятые правила для всех.

Из пояснительной записки к законопроекту следует, что для осуществления организации похорон потребуется разрешение, выданное региональными властями, а контроль за ними будет передан на уровень субъектов РФ, который будет вести реестр специализированных служб, оказываемых ими ритуальных услуг и их стоимости.

Введение лицензирования похоронных служб — правильное решение, но сам механизм оценки компаний пока непрозрачен, к тому же передавать установление требований региональным властям не совсем эффективно, считает глава похоронных домов «Журавли» Илья Болтунов. По одним и тем же похоронам ряд услуг может оказываться разными регионами — например, когда смерть происходит в одном регионе, а похороны — в другом, поясняет он. А производитель из Твери не сможет продать свои товары в Москве без получения разрешения и статуса специализированной службы в столице, опасается член комиссии по профессиональной квалификации в сфере похоронного дела Национального совета при президенте РФ Антон Авдеев.

Обороты похоронного бизнеса выросли из-за высоких цен

Кроме того, законопроектом устанавливается классификация объектов похоронного назначения и требования к их созданию и функционированию, будет создан реестр кладбищ и порядок их инвентаризации. Подготовка и обустройство могил захоронения на государственных и муниципальных кладбищах будут производиться лицами, осуществляющими содержание кладбищ. К примеру, в Москве кладбищами управляет ГБУ «Ритуал», а в Подмосковье — ГБУ МО «Центр мемориальных услуг», где на вопросы «Ъ» не ответили. Будет установлено понятие паспорта захоронения или участка захоронения, а также расширен круг лиц, которые могут быть ответственны за уход за могилами, в том числе он может быть возложен на работодателя усопшего.

В целях привлечения частных инвестиций в отрасль предлагается предусмотреть возможность создавать государственно-частные партнерства и концессии. Сейчас этого законом не предусмотрено, хотя по факту крематории строятся в государственно-частном партнерстве, поясняет юрист в сфере похоронного дела Елизавета Потемкина.

Законопроект очень объемный, но глубина проработки очень низкая, а те проблемы, которые были ранее обнародованы, не были решены, полагает Илья Болтунов. «Там очень много общих и двойных формулировок, которые позволяют так или иначе трактовать некоторые его пункты»,— считает он. Например, говорит эксперт, запрет на нахождение похоронных организаций на территории моргов изначально правильный: компании, размещенные там, пользуются преимущественным положением. Но законопроектом предусмотрена возможность передавать региональным властям право выдавать разрешение на нахождение там компаний, то есть все останется на своих местах, констатирует господин Болтунов.

Законопроектом также предусмотрен пункт, согласно которому в случае, если лицо, занимающееся организацией похорон умершего, будет использовать предметы, отличные от тех, что установлены органом местного самоуправления, получит отказ от предоставления ему услуг, входящих в гарантированный перечень по погребению. Елизавета Потемкина уточняет, что если раньше близкие усопшего могли докупать венки, атрибутику или другой гроб и доплачивать за это, то сейчас такая возможность будет отсутствовать.

Кроме того, отмечает источник «Ъ» на рынке, близкие усопшего рискуют сталкиваться с отказами в похоронах, субсидируемых государством, даже если «принесут свой венок на похороны».

Новый законопроект практически дублирует документ, который в 2020 году пытался внести в Госдуму экс-депутат Антон Жарков, но проект был отклонен, говорит Антон Авдеев. Одной из причин отклонения стало то, что для реализации всех требований необходимо выделение бюджетных средств, что требовало согласования с федеральным правительством, поясняет эксперт. В новом законопроекте указывается, что дополнительных средств из бюджета не потребуется.

ВС отказал предпринимателю в праве преимущественной аренды

Владелец похоронного бизнеса много раз перезаключал договор аренды с местной больницей без торгов. Но в последний раз ему в этом праве отказали. Верховный суд признал, что это было сделано по закону.

В деле № А82-22432/2019 ИП Владимир Штукин обжалует отказ Клинической больницы № 3 Ярославской области заключать с ним новый договор аренды. Штукин занимал помещения в городском морге, где оказывал ритуальные услуги с 2000 года. За это время он заключил семь договоров без торгов. В последнем, от декабря 2018 года, было сказано, что соглашение на новый срок оформляется «в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством».

Но на этот раз департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области отказался перезаключать договор. Первая инстанция подтвердила его правоту со ссылкой на ч. 9 и 10 ст. 17.1 закона «О защите конкуренции». Пусть договоры ранее перезаключались не раз, но департамент, как собственник, вправе не соглашаться передавать имущество без торгов. Апелляция и кассация встали на сторону предпринимателя и признали отказ незаконным. Ведь у всех арендаторов есть преимущественное право заключить договор на новый срок. Его можно реализовать много раз, если нет юридических препятствий, предусмотренных в законе или договоре.

Верховный суд с выводами проверочных инстанций не согласился: судьи экономколлегии отменили акты апелляции и кассации и «засилили» позицию АС Ярославской области. Таким образом, отказ предпринимателю в заключении нового договора аренды без торгов признали законным.

Источник https://www.vedomosti.ru/society/articles/2022/02/06/908083-pohoroni-gosuslugoi

Источник https://www.kommersant.ru/doc/5270324

Источник https://pravo.ru/news/241423/