Как регулируются отношения в области иностранных инвестиций
Код для вставки в блог
- Маленький размер шрифта
- Нормальный размер шрифта
- Большой размер шрифта
- Включить/выключить отображение изображений Вкл Выкл
Нормативно-правовое регулирование деятельности по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в России. Деятельность Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации. Вопросы согласования сделок, связанных с иностранными инвестициями. Определение видов деятельности и технологий, имеющих важное социально-экономическое значение, а также стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства (критических технологий), для целей соответствующего регулирования. Вопросы деятельности филиалов и представительств иностранных юридических лиц. Ежегодные заседания Консультативного совета по иностранным инвестициям в России. Контакты руководителей Правительства с представителями иностранных бизнес-сообществ, руководителями компаний, осуществляющих и планирующих инвестиции в России.
Иностранные инвестиции
- Ключевые решения
- Документы и события
Календарь
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
ПН | ВТ | СР | ЧТ | ПТ | СБ | ВС |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 |
С помощью этого календаря поиск осуществляется в рамках текущего раздела. Для поиска по всему сайту воспользуйтесь сервисом «Поиск»
Подписка
На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.
На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.
Правовое регулирование иностранных инвестиций в России
Бутузова, А. С. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России / А. С. Бутузова, Е. В. Афанасьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 711-713. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17516/ (дата обращения: 17.06.2022).
Иностранные инвестиции представляют собой важный процесс, необходимый для нормального функционирования производственной деятельности любой страны. И Россия не является исключением. Конечно, данный процесс вызывает множество самых разнообразных проблем, которые сложно решить даже самым опытным специалистам. Однако эти препятствия являются лишь стимулом к нахождению, разработке новых способов достижения наилучших результатов при осуществлении инвестиционной деятельности.
Возникновение проблем с привлечением иностранных инвестиций в России связано с недостаточной разработкой правовой системы регулирования инвестиционной деятельности, правовых институтов иностранных инвестиций и неточностью толкования норм в законах. Необходимо рассмотреть сложившуюся ситуацию, так как сфера иностранного инвестирования постепенно приобретает важное значение для производственной деятельности субъектов РФ, так и для России в целом.
Следовательно, правовое регулирование имеет огромное значение для России. Поэтому и необходимо обращать внимание на данную проблему, для устранения существующих недостатков и внедрения более эффективных механизмов её функционирования.
Понятие и сущность иностранных инвестиций
В соответствии со статьей 2 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» иностранная инвестиция — это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации [1].
Нормативно-правовые акты России об иностранных инвестициях
Одним из самых главных нормативно-правовых актов, предусматривающих регулирование поступлений инвестиций от иностранных инвесторов в Российской Федерации, является Федеральный закон № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ”.
Правовые нормы в России охватывают все многообразие проблем, возникающих в связи с осуществлением иностранной инвестиционной деятельности, входят в разные отрасли права. Этим и объясняется деление законодательства РФ на специальное и универсальное.
Специальное законодательство представляет собой комплекс, состоящий из законов и подзаконных актов, осуществляющих регламентирование организации инвестиционной деятельности и ее правовой формы, легализованной в Российской Федерации. Подобными нормативно-правовыми актами являются Федеральный закон № 39-ФЗ “Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений”, принятый 25 февраля 1999 года, Федеральный закон № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ”, принятый 9 июля 1999 года и др. [2].
Универсальное законодательство содержит в себе основные принципы и общие правила, согласно которым происходит осуществление деятельности иностранных инвесторов наравне с остальными субъектами РФ, а также регулирование гражданских правоотношений в различных направлениях экономики. В качестве примеров таких нормативных актов выступают кодексы Российской Федерации, Федеральный закон “Об акционерных обществах” и другие [3].
Принципы регулирования иностранных инвестиций в России
Выделяют три основных принципа правового регулирования иностранных инвестиций:
1) Инвестиции регулируются только на федеральном уровне;
2) Осуществление равной защиты прав как иностранных инвесторов, так и российских. Данный принцип предполагает предоставление защиты каждому из инвесторов вне зависимости от формы инвестиций и их принадлежности иностранным или российским субъектам.
3) Принятие норм международных договоров о правовом регулировании иностранных инвестиций российским законодательством.
Правовые гарантии иностранных инвесторов в Российской Федерации
В Российской Федерации с помощью федеральных законов, международных договоров и иных нормативно-правовых актов обеспечивается защита интересов иностранных инвесторов.
Выделяют следующие виды правовых гарантий зарубежных инвесторов:
1) Право осуществления инвестиций в различных формах на территории РФ;
2) Право передачи своих прав и обязанностей другому лицу;
3) Право на получение компенсации при отчуждении или реквизиции имущества;
4) Право на защиту от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации;
5) Право на осуществление рационального разрешение спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиционной деятельностью;
6) Право на использование правомерных доходов от инвестиций на территории России и перевода этих доходов за пределы РФ;
7) Право на беспрепятственный вывоз из Российской Федерации имущества, документов, записей на электронных носителях, которых были ввезены в Россию в качестве иностранных инвестиций;
8) Право на приобретение выпускаемых государством и российскими коммерческими организациями ценных бумаг;
9) Право на возможное участие в процессе приватизации;
10) Право на получение земельных участков, других природных ресурсов, зданий и сооружений и иные виды недвижимого имущества;
11) Право на получение льгот по уплате таможенных платежей;
12) Право на получение льгот от органов местного самоуправления и субъектов РФ. [4]
Проблемы правового регулирования инвестиций
Несмотря на наличие нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность и многообразие гарантий, представляемых иностранным инвесторам, можно выделить ряд проблем в правовом регулировании иностранных инвестиций.
Можно выделить следующие приоритетные направления изменения правой основы инвестиционной деятельности, поступления иностранных инвестиций в РФ:
1) Более глубокий анализ гарантий, предоставляемых зарубежным инвесторам. В частности введение полноценной стабилизационной оговорки, которая представляет собой полноценную гарантию от вступления в силу федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, изменяющих налоговую нагрузку иностранных инвесторов или режим запретов, возлагаемых на них, в течении всего периода осуществления инвестиционного проекта. Так как согласно Федеральному закону № 160-ФЗ “Об иностранных инвестициях в РФ” стабильность инвестора поддерживается не более семи лет со дня начала финансирования инвестиционного проекта, кроме исключительных случаев, предусмотренных данным законом.
2) Обеспечение законодательного сотрудничества между федеральным центром и его регионами, с целью достижения соглашения в сфере регулирования инвестиционной деятельности иностранных инвесторов. Необходимо также определить различие в формах, содержании и предназначении гарантий, предоставляемых органам государственной и субъектам Российской Федерации, а также их ответственность и обязанность при осуществлении данных гарантий.
3) Развитие в российском законодательстве более эффективной системы использования международных норм, способных разрешать инвестиционные споры.
4) Обеспечение возможности разрешать споры, возникающие в процессе инвестиционной деятельности в международных арбитражных судах.
5) Разработка конкретных правовых институтов, отвечающих за предоставление выгоды от инвестиционного проекта иностранным инвестором, а также за выплату последним компенсаций в случае причинения им вреда.
6) Возможно, большое значение сыграли бы специализированные арбитражные суды, созданные для разрешения споров, возникающих при участии иностранных инвесторов. Это послужило бы к созданию атмосферы более полного доверия зарубежных инвесторов к правовой системе России, осуществляющей защиту их интересов.
7) Учреждение специального уполномоченного органа, в полномочия которого входит рассмотрение жалоб иностранных инвесторов.
8) Закрепление всех необходимых условий осуществления поступлений иностранных инвестиций, а также основных взиманий и льгот [5].
Главной чертой правового регулирования государством инвестиционных отношений является двоякая роль государства: в одних случаях оно выступает непосредственно как лицо, осуществляющее инвестиции, а в других — как лицо, обладающее властными полномочиями, гарантирующее осуществление инвестиционной деятельности. В форме инвестиционных договоров, договоров долевого участия в строительстве, строительного подряда, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, возмездного оказания услуг, государственными контрактами на выполнение подрядных работ для государственных нужд, финансовой аренды (лизинга), соглашениями о разделе продукции будут представлены отношения, связанные с осуществлением капитальных вложений.
Смешанный предпринимательский договор, содержащий наряду с гражданско-правовыми нормами также публично-правовые (налоговые, административные, в области природопользования и пр.) представляет собой соглашение о разделе продукции. Правовой режим соглашения о разделе продукции заключается в том, что инвестор освобождается от уплаты федеральных региональных и местных налогов и сборов, за исключением налога на прибыль, платежей за пользование недрами, единого социального налога и замене традиционного налогообложения разделом продукции [6].
Правовое регулирование иностранных инвестиций носит комплексный характер, который создает в практике применения права и законодательной деятельности, четко выраженные трудности. Основой правового регулирования должен быть принцип равноправия всех участников инвестиционной деятельности независимо от их отечественного или зарубежного происхождения, организационно-правовых форм и форм собственности.
4. В. Т. Батычко Международное частное право. Конспект лекций. — Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011.
5. Крупко С. Инвестиционная деятельность в субъектах Российской Федерации // Хозяйство и право. 2000. N 10.
6. Платонова Н. Проблемы законодательного регулирования соглашений о разделе продукции // Хозяйство и право. 1998. N 3, 4.
Основные термины (генерируются автоматически): инвестиционная деятельность, правовое регулирование, Россия, инвестиция, инвестор, Российская Федерация, раздел продукции, РФ, инвестиционный проект, российское законодательство.
Похожие статьи
Гарантия прав и законных интересов инвесторов в Российской.
инвестиционная деятельность, гарантия, законный интерес инвесторов, РФ, инвестор, местное самоуправление, Россия, бездействие органов, законодательство РФ, иностранный инвестор.
К вопросу об основных понятиях инвестиционной деятельности
Статья посвящена определению ключевых проблем и вопросов правого регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации. Определяется законодательная проблема инвестиционной деятельности.
К проблеме привлечения иностранных инвестиций в Российскую.
Российская Федерация, инвестиция, Россия, инвестиционная деятельность, иностранный инвестор, российский рынок, итальянская компания, иностранный капитал, инвестиционная привлекательность.
Проблемы инвестирования как концептуальное препятствие.
Ключевые слова: инвестиции, правовой статус, проблемы, инвестиционная деятельность, инвестор. В современном мире ни один здравомыслящий инвестор не будет вкладывать свои финансовые средства, рисковать ими, без наличия должных оснований.
Тенденции развития правового регулирования деятельности.
инвестиционная деятельность, инвестиция, сфера инвестиций, инвестор, Россия, иностранный капитал, РФ, Российская Федерация, инвестиционное законодательство, национальное законодательство.
Особенности государственного регулирования инвестиционной.
Принципы регулирования инвестиционной сферы в России определяются федеральными законами «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. №.
Анализ структуры и динамики прямых иностранных инвестиций.
Россия, инвестиция, Российская Федерация, мировая экономика, долл, инвестиционная привлекательность, резкий спад, инвестиционная деятельность, российская экономика, нормативно-правовая база.
Правовое регулирование специальных инвестиционных.
Российская Федерация, специальный инвестиционный контракт, Россия, территория РФ, инвестор, ненадлежащее выполнение, инвестиционный контракт, инвестиционная деятельность, Калининградская область.
Порядок регулирования иностранных инвестиций в российские.
Правовое регулирование иностранных инвестиций в России.
К проблеме привлечения иностранных инвестиций в Российскую Федерацию.
Развитие законодательства Республики Казахстан по регулированию иностранных инвестиций.
Привлечение и защита иностранных инвестиций
1. Понятие и виды иностранных инвестиций. Иностранная инвестиция — это использование в предпринимательских целях на территории России принадлежащего иностранному инвестору капитала. В качестве капитала могут выступать любые не изъятые из оборота в силу российского законодательства объекты гражданских прав, в том числе деньги, ценные бумаги, иное имущество, имущественные права, интеллектуальная собственность, услуги.
На территории России в качестве иностранного инвестора могут выступать любые субъекты права, в том числе физические и юридические лица, государства, международные организации. При этом каждый из названных субъектов должен обладать надлежащим объемом право- и дееспособности, иметь права на инвестиционную деятельность в России по своему личному закону.
Иностранные инвестиции подразделяются на две категории: прямые и портфельные. Критерием подразделения является возможность инвестора принимать участие в управлении объектом инвестирования: если такая возможность есть, то инвестиция прямая, если такой возможности нет, то инвестиция будет портфельной. Юридическое значение классификации состоит в том, что статус иностранного инвестора могут получить только прямые инвесторы.
Действующее законодательство называет следующие способы осуществления прямых иностранных инвестиций: 1) участие иностранного инвестора в уставном (складочном) капитале российского хозяйственного общества или товарищества в размере не менее 10%; 2) создание на территории России филиала иностранного юридического лица и наделение его имуществом; 3) участие в договоре лизинга на стороне арендодателя при условии, что предметом финансовой аренды будет выступать определенное оборудование , таможенная стоимость которого составляет не менее 1 млн. руб. Кроме того, с некоторой долей условности к способам осуществления прямых иностранных инвестиций можно отнести участие в реализации приоритетных инвестиционных проектов.
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54.
2. Правовой режим иностранных инвестиций и отдельные аспекты статуса инвесторов могут быть установлены как международным, так и внутригосударственным правом. Особенности осуществления инвестиционной деятельности определяются межправительственными соглашениями о поощрении и защите капиталовложений . Традиционно они предусматривают установление абсолютного режима и одного из относительных режимов инвестиций.
Для России действует более 70 таких соглашений.
Абсолютный режим предполагает обязательство государства, принимающего инвестицию, не применять дискриминационных мер к иностранной собственности, обеспечивая справедливый и равный режим управления и распоряжения этим имуществом. Абсолютный режим действует как минимальный международный стандарт защиты собственности, но из-за абстрактности содержания он не обеспечивает оптимальную защиту прав инвестора. Относительные режимы инвестиций основаны на предписаниях, позволяющих четко определить статус капиталовложения. В международном инвестиционном праве выделяются режим наибольшего благоприятствования (уравнивающий иностранных инвесторов из разных стран), национальный режим (приравнивающий иностранных и отечественных инвесторов), режим допуска (ограничивающий возможности при осуществлении инвестиционной деятельности), режим деятельности (предлагающий льготы в целях привлечения капиталов).
Российское инвестиционное законодательство закрепляет, что базовым для иностранных инвесторов является национальный режим, однако он осложняется отдельными элементами режима допуска (изъятия ограничительного характера) и режима деятельности (изъятия стимулирующего характера).
3. Инвестиционный договор — это соглашение о реализации инвестиционного проекта, сторонами которого выступают принимающее инвестиции государство и иностранный инвестор — частное лицо другого государства.
Материально-правовое регулирование инвестиционных договоров на универсальном уровне не представлено, действует несколько региональных международных договоров (Европейский союз), но Россия в них не участвует.
Коллизионные правила определяют применимое право к таким договорам с учетом концепции государственного иммунитета. Соответственно, в качестве такового всегда выступает право принимающего инвестиции государства.
В российской практике распространено несколько видов инвестиционных договоров, каждый из которых является предметом специального регулирования на уровне федерального законодательства:
1) концессионный договор — предполагает предоставление инвестору на возмездной, срочной и возвратной основе права на осуществление вида деятельности, являющегося исключительным правом государства, или прав по владению и пользованию объектом государственной собственности (в том числе созданным силами инвестора). Особенности регулирования концессионных отношений устанавливаются Законом о концессионных соглашениях;
2) соглашение о разделе продукции — представляет собой договор, в соответствии с которым инвестор обязуется осуществлять поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, предоставленном ему на возмездной и срочной основе. Закон о разделе продукции детально определяет содержание такого соглашения, а также особенности получения прибыли инвестором;
3) в силу соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне инвестор обязуется осуществить инвестиции в объеме и сроки, которые установлены соглашением, взамен на предоставление особого режима деятельности в особой экономической зоне. Особенности содержания и исполнения таких соглашений определены Законом об особых экономических зонах.
4. Особые средства защиты иностранных инвесторов представляют собой гарантии прав инвесторов, предусмотренные как внутренними, так и международными нормами. К таким средствам защиты в том числе относятся:
1) выбор применимого права к инвестиционным отношениям с участием государства, который позволяет преодолеть государственный иммунитет и подчиняет инвестиционный спор нейтральному правопорядку;
2) стабилизационная (или «дедушкина») оговорка, защищающая инвестора от неблагоприятного изменения закона, действовавшего в начале реализации инвестиционного проекта. В случаях, предусмотренных законом, действие новых норм не распространяется на иностранного инвестора в течение срока реализации инвестиционного проекта ( ст. 9 Закона об инвестициях);
3) страхование инвестиций, т.е. активация механизма возмещения инвестору его затрат на реализацию проекта при наступлении страхового случая. Наибольшую значимость имеет возможность страхования инвестиции от некоммерческих рисков в порядке, определенном Сеульской конвенцией ;
Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 11 октября 1985 г.; вступила в силу для РФ с 29 декабря 1992 г.).
4) особые механизмы рассмотрения и разрешения инвестиционных споров с участием государства. Они позволяют преодолеть юрисдикционный иммунитет государства и минимизировать возможность злоупотребления властью с его стороны. Наибольшую значимость в инвестиционной сфере имеет деятельность ИКСИД .
Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (Вашингтон, 18 марта 1965 г.).
Источник http://government.ru/rugovclassifier/586/main/
Источник https://moluch.ru/archive/88/17516/
Источник https://pravo163.ru/privlechenie-i-zashhita-inostrannyx-investicij/