Нормативно-правовые документы и льготы
В случае, если последующее законодательство Республики Узбекистан ухудшает условия инвестирования, то к иностранным инвестициям в течение десяти лет с момента инвестирования применяется законодательство, действовавшее на дату инвестирования. Иностранный инвестор имеет право по своему усмотрению применять те положения нового законодательства, которые улучшают условия его инвестирования.
Дополнительные гарантии и меры защиты могут предоставляться иностранным инвесторам в каждом конкретном случае при инвестировании:
- в приоритетные отрасли, обеспечивающие устойчивый экономический рост, прогрессивные структурные изменения экономики страны;
- в приоритетные проекты, обеспечивающие укрепление и расширение экспортного потенциала республики, ее интеграцию в мирохозяйственные связи;
- в проекты в сфере малого предпринимательства, реализация которых направлена на переработку сырья и материалов, производство потребительских товаров и услуг, обеспечение занятости населения.
Иностранные инвестиции и иные активы иностранных инвесторов Республики Узбекистан не подлежат национализации.
Доходы иностранного инвестора, полученные в Республике Узбекистан, могут быть реинвестированы на территории Республики Узбекистан или использованы любым иным способом по усмотрению иностранного инвестора.
- открывать, использовать и распоряжаться счетами в любой валюте, в любом банке на территории Республики Узбекистан, а также за ее пределами;
- получать и возвращать ссуды в иностранной валюте.
Иностранным инвесторам гарантируется свободный перевод денежных средств в иностранной валюте в Республику Узбекистан и из нее без каких-либо ограничений, при условии уплаты ими налогов и других обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан. Такие переводы включают в себя:
- первоначальные и дополнительные суммы для поддержания либо увеличения иностранных инвестиций;
- доход от осуществления инвестиций;
- средства, полученные в качестве возмещения за причиненные убытки в соответствии с настоящим Законом;
- платежи, осуществленные в порядке исполнения договоров;
- выручку от продажи всех или части иностранных инвестиций;
- платежи, возникающие вследствие урегулирования спора, включая любое судебное или арбитражное решение;
- заработную плату и другие выплаты работникам;
- средства из других источников, полученные в соответствии с законодательством.
В соответствии с нормами международного права государство может приостановить репатриацию средств иностранного инвестора на условиях недискриминационного применения актов законодательства в случаях неплатежеспособности и банкротства предприятия с иностранными инвестициями или защиты прав кредиторов, уголовных деяний или административных правонарушений, совершенных иностранным инвестором — физическим лицом, либо иной необходимости приостановления такой репатриации в соответствии с судебным или арбитражным решением.
Иностранный инвестор имеет право на прекращение инвестиционной деятельности в Республике Узбекистан в порядке, установленном законодательством. После прекращения инвестиционной деятельности иностранный инвестор имеет право на свободную репатриацию в денежной либо натуральной форме своих активов, полученных в результате прекращения инвестиционной деятельности, без ущерба для выполнения обязательств иностранного инвестора в отношении Республики Узбекистан либо других кредиторов.
Иностранные инвесторы могут создавать на территории Республики Узбекистан предприятия с иностранными инвестициями и пользоваться всеми правами, гарантиями и льготами, предоставленными им законодательством Республики Узбекистан.
Под предприятиями с иностранными инвестициями на территории Республики Узбекистан понимаются предприятия, в которых иностранные инвестиции составляют не менее тридцати процентов акций (долей, паев) или уставного фонда. Они действуют в любых организационно-правовых формах, не противоречащих законодательству Республики Узбекистан. Одним из участников предприятия с иностранными инвестициями обязательно является иностранный инвестор.
Предприятие с иностранными инвестициями может быть создано либо путем его учреждения, либо в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акций) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций или приобретения такого предприятия полностью, в том числе в ходе процесса приватизации.
Государство гарантирует и защищает все права иностранных инвесторов при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Республики Узбекистан.
Иностранным инвесторам и иностранным инвестициям предоставляются справедливый и равноправный режим, полная и постоянная их защита и безопасность. Такой режим не может быть менее благоприятным, чем режим, определенный в международных договорах Республики Узбекистан.
Правовой режим для иностранных инвестиций не может быть менее благоприятный, чем соответствующий режим для инвестиций, осуществляемых юридическими и физическими лицами Республики Узбекистан.
Иностранный инвестор, в соответствии с принципами международного права и законодательством Республики Узбекистан, имеет право:
- самостоятельно определять объемы, виды и направления осуществления инвестирования;
- заключать договоры с юридическими и физическими лицами для осуществления инвестиционной деятельности;
- владеть, пользоваться и распоряжаться своими инвестициями и результатами инвестиционной деятельности. По решению иностранного инвестора права владения, пользования, распоряжения инвестициями, их результатами могут быть переданы другим юридическим и физическим лицам в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан. Взаимоотношения сторон при передаче прав регулируются ими на основе договоров;
- самостоятельно принимать решение о патентовании за рубежом и в Республике Узбекистан принадлежащих ему изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, полученных в результате инвестиционной деятельности в Республике Узбекистан;
- самостоятельно и свободно распоряжаться доходом (включая его беспрепятственную репатриацию), полученным в результате инвестиционной деятельности;
- привлекать в Республику Узбекистан денежные средства в виде кредитов и займов;
- использовать средства в национальной валюте на своих счетах для приобретения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке;
- приобретать права на земельные участки в случаях и на условиях, предусмотренных законодательством;
- использовать имущество и любые имущественные права, принадлежащие ему на праве собственности, в качестве обеспечения по всем видам принятых им обязательств, включая обязательства, направленные на привлечение заемных средств, в соответствии с законодательством Республики Узбекистан;
- на получение адекватной компенсации в случае реквизиции его инвестиций и иных активов;
- получать возмещение убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) и решений органов государственного управления, органов государственной власти на местах и их должностных лиц.
Предприятия с иностранными инвестициями вправе без лицензии импортировать продукцию для собственных производственных нужд в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
Иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями в соответствии с законодательством Республики Узбекистан имеют право на свободное заключение трудовых договоров с гражданами любого иностранного государства и лицами без гражданства, проживающими за пределами Республики Узбекистан, с целью осуществления инвестиционной деятельности. Такие лица имеют право въезжать и оставаться на территории Республики Узбекистан на весь период действия трудового договора с получением соответствующих многоразовых виз.
При привлечении инвестиций, в том числе иностранных, в увеличение уставного фонда акционерных обществ, допускается уменьшение государственной доли, за исключением предприятий, размер государственного пакета акций которых установлен отдельными постановлениями Правительства.
№ 119 «О дальнейших мерах по разгосударствлению и приватизации предприятий с привлечением иностранных инвесторов в 2001-2002 гг.»
Приобретение иностранными инвесторами предприятий или пакетов акций производится за свободно конвертируемую валюту, а инвестиционные обязательства формируются как в иностранной валюте, так и в виде поставок современного технологического оборудования, стоимость которого определяется в установленном порядке.
Средства в иностранной валюте или технологическое оборудование, полученные приватизируемым предприятием в счет инвестиционных обязательств иностранного инвестора, не являются объектом обложения налогами на доходы (прибыль) и добавленную стоимость.
Постановление Кабинета Министров от 18.11.1998 г. № 477 «О мерах по стимулированию привлечения иностранного капитала при приватизации государственной собственности» пункт 4
От уплаты налога на доходы (прибыль) освобождаются производственные предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие капитальные вложения в проекты, включенные в инвестиционную программу Республики Узбекистан, в первые семь лет с момента регистрации.
Вновь создаваемые предприятия, включая предприятия с иностранными инвестициями (кроме занимающихся торговой, посреднической, снабженческо-сбытовой и заготовительной деятельностью), созданные на территории поселков, кишлаков и аулов, в первый год с момента регистрации освобождаются от уплаты налога на доходы (прибыль), во второй год уплачивают налог в размере 25 процентов и в третий год в размере 50 процентов от установленной ставки. В последующие годы налог на доходы (прибыль) уплачивается в полном размере по установленной ставке.
Прочие вновь создаваемые предприятия, включая предприятия с иностранными инвестициями (кроме занимающихся торговой, посреднической, снабженческо-сбытовой и заготовительной деятельностью), уплачивают налог в первый год с момента регистрации в размере 25 процентов и во второй год в размере 50 процентов от установленной ставки. В последующие годы налог на доходы (прибыль) уплачивается в полном размере по установленной ставке.
с 1 июня 1996 года предоставлено для предприятий с иностранными инвестициями, производящих экспортоориентированную и импортозамещающую продукцию, право на получение налогового кредита для развития производства, то есть предоставляется отсрочка по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость и земельному налогу на срок до двух лет причитающихся платежей в бюджет.
Указ Президента Республики Узбекистан от 31 мая 1996г. №1467 «О дополнительных мерах по стимулированию создания и деятельности предприятий с иностранными инвестициями» абзац 2 п.4
Совметные предприятия ГАК «Узбекенгилсаноат» в уставном фонде которых доля зарубежного инвестора составляет не менее 50 процентов, освобождены от налога на прибыль (доход) при условии реинвестирования всей суммы налога на развитие и расширение производства товаров народного потребления, в первую очередь детского ассортимента.
Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 апреля 1996г. №166 «О мерах по государственной поддержке развития легкой и местной промышленности» пункт 7
Юридические лица, специализированные на производстве товаров детского ассортимента, предметов женской гигиены и изделий художественных промыслов – 10% от налогооблагаемого дохода (прибыли).
- товары детского ассортимента, у которых в общем объеме производимых товаров в натуральном выражении товары детского ассортимента составляют не менее 60 процентов;
- предметы женской гигиены и изделия художественных промыслов, у которых в общем объеме производимых товаров предметы женской гигиены и изделия художественных промыслов составляют не менее 60 процентов.
Для предприятий-экспортеров, у которых доля экспорта товаров (работ, услуг) собственного производства за свободно конвертируемую валюту составляет:
- от 15 до 30 процентов в общем объеме реализации — установленная ставка снижается на 30%
- от 30 и более процентов в общем объеме реализации — установленная ставка снижается в 2 раза
Приложение № 5 к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28.12.2004 г. № 610 «О параметрах государственного бюджета Республики Узбекистан на 2005 год»
В части реализации товаров (работ, услуг) от налога на добавленную стоимость освобождаются услуги по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров.
В части импорта товаров (работ, услуг) от налога на добавленную стоимость освобождается технологическое оборудование, ввозимое на территорию Республики Узбекистан:
- для реализации инвестиционных проектов, финансируемых за счет иностранных кредитов под гарантию правительства;
- для вновь строящихся и реконструируемых предприятий, специализирующихся на производстве товаров народного потребления;
- иностранными инвесторами в качестве их вклада в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями;
- в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами на создание новых, а также модернизацию и техническое перевооружение действующих производств при наличии соответствующего подтверждения уполномоченного банка;
- для передачи в лизинг при наличии соответствующего подтверждения уполномоченного банка;
- для приватизируемых предприятий в счет инвестиционных обязательств иностранного инвестора;
С 1 июля 2005 года предприятия отраслей экономики, привлекающие прямые частные иностранные инвестиции освобождаются от уплаты по основной деятельности налога на доходы (прибыль), налога на имущество, налога на развитие социальной инфраструктуры и благоустройство территорий, экологического налога, единого налога для микрофирм и малых предприятий, а также обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд. Указанные налоговые льготы предоставляются при объеме прямых частных иностранных инвестиций:
- от 300 тыс. долларов США до 3 млн. долларов США — сроком на 3 года;
- свыше 3 млн. долларов США до 10 млн. долларов США — сроком на 5 лет;
- свыше 10 млн. долларов США — сроком на 7 лет.
- товары, происходящие и ввозимые из государств, с которыми установлен режим свободной торговли;
- имущество, ввозимое иностранными инвесторами в Республику Узбекистан для собственных производственных нужд, а также для личных нужд иностранных инвесторов и граждан иностранных государств, находящихся в Республике Узбекистан в соответствии с заключенными с иностранными инвесторами трудовыми договорами;
- товары, ввозимые иностранными юридическими лицами, осуществившими прямые инвестиции в экономику Республики Узбекистан на общую сумму более пятидесяти млн. долларов США, при условии, что ввозимые товары являются продукцией их собственного производства (Примечание: льготы не распространяются на потребительские товары, ввозимые в Республику Узбекистан юридическими лицами);
- товары, ввозимые для рекламы и презентаций;
- технологическое оборудование, ввозимое на таможенную территорию Республики Узбекистан:
- для реализации инвестиционных проектов, финансируемых за счет иностранных кредитов под гарантию правительства;
- для вновь строящихся и реконструируемых предприятий, специализирующихся на производстве товаров народного потребления;
- иностранными инвесторами в качестве их вклада в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями;
- в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами на создание новых, а также модернизацию и техническое перевооружение действующих производств, при наличии соответствующего подтверждения уполномоченного банка;
- для передачи в лизинг, при наличии соответствующего подтверждения уполномоченного банка.
До 1 января 2008 года предприятия и организации, специализирующиеся на производстве строительных материалов, изделий и конструкций освобождаются от уплаты таможенных платежей, за исключением сборов за таможенное оформление, при ввозе оборудования и комплектующих изделий к нему для их производства.
С 1 января 2006 года, сроком на два года от уплаты таможенных платежей, за исключением сборов за таможенное оформление освобождаются, ввозимые предприятиями ассоциации «Узстройматериалы» оборудование и вспомогательные материалы, не производимые в республике и используемые для реализации заданий, предусмотренных Указом Президента РУз №УП-3586 от 24.03.05г.
Закон Республики Узбекистан «О таможенном тарифе» аб. 11, 13, 14, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23 ч.1 ст. 33
Поставка хлопкового волокна осуществляется в строгом соответствии с подписанными договорами между внешнеторговой компанией и предприятием с иностранными инвестициями по мировым ценам, складывающимся в соответствии с котировками на Ливерпульской хлопковой бирже на дату отгрузки, со скидкой в размере 15 процентов;
Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 16.10.2003 г. N 447 «О механизме реализации хлопка-волокна предприятиям с иностранными инвестициями» пункт 2
Установить с 1 сентября 2004 года порядок, при котором предприятия с иностранными инвестициями при приобретении хлопкового волокна, наряду с требованиями, установленными постановлением Кабинета Министров от 16 октября 2003 г. N 447, производят предоплату в размере 15 процентов с окончательными расчетами в течение 60 дней с даты поставки хлопкового волокна на условиях, предусмотренных в контрактах. На оставшиеся 85 процентов стоимости хлопкового волокна открывается аккредитив или представляется банковская гарантия.
Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 03.09.2004 г. № 414 «Об утверждении положения о порядке реализации хлопкового волокна и расчетов внешнеторговых компаний с территориальными акционерными объединениями «Хлопкопром»»
сроком на 5 лет с момента регистрации предприятия с иностранными инвестициями, специализирующиеся на производстве товаров народного потребления, у которых доля иностранного капитала в уставном фонде превышает 50 процентов. Данные предприятия считаются специализирующимися на производстве товаров народного потребления, если доля собственного производства этих товаров составляет более 60 процентов от общего объема выручки от хозяйственной деятельности.
по предприятиям, которым в порядке исключения разрешено осуществлять закуп сырья за свободно конвертируемую валюту на территории Республики Узбекистан, объем обязательной продажи части валютной выручки уменьшается на сумму валютных затрат, использованных на закуп сырья и материалов внутри республики за иностранную валюту, необходимых для производства экспортируемой продукции.
Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 июня 2000г. №245 «О мерах по дальнейшему развитию и укреплению внебиржевого валютного рынка»
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
26 января 2020 года вступил в силу Закон Республики Узбекистан «Об инвестициях и инвестиционной деятельности» № ЗРУ-598, подписанный Президентом Республики Узбекистан 25 декабря 2019 года. Этот документ регулирует отношения в области инвестиций и инвестиционной деятельности, осуществляемых иностранными и отечественными инвесторами. В чем его особенности и что изменилось с принятием этого закона, рассказывает заместитель начальника юридического управления Министерства инвестиций и внешней торговли Сардор РУЗИЕВ.
– Ваше министерство является инициатором и разработчиком этого законодательного акта. С какой целью это сделано?
– Министерство инвестиций и внешней торговли Республики Узбекистан определено уполномоченным органом в области государственного регулирования инвестиций и инвестиционной деятельности. Поэтому нами и было инициировано принятие закона, который разработан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, в частности, Министерством юстиции.
Ранее в стране отношения в области инвестиций и инвестиционной деятельности регулировались тремя основными законами: «Об иностранных инвестициях», «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», принятых в 1998 году и «Об инвестиционной деятельности» от 2014 года, а также более 50 подзаконными актами.
Однако, принимая во внимание реформы, проводимые в сфере инвестиций и инвестиционной деятельности, а также исходя из того, что вышеперечисленные законы не позволяли инвесторам в полной мере свободно осуществлять инвестиции, в связи с разбросанностью действующего законодательства, министерством был разработан единый унифицированный Закон Республики Узбекистан, объединяющий в себе все лучшее из трех ранее действовавших законов.
Отмечу, что этот документ не регулирует отношения, связанные с централизованными инвестициями. Правоотношения в области концессионной деятельности, заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе продукции, инвестиционных, паевых и венчурных фондов, регулирования рынка капитала, в том числе операций с ценными бумагами, государственно-частного партнерства, специальных экономических зон регламентируются отдельными законами. Он направлен на регулирование отношений в области инвестиций и инвестиционной деятельности, осуществляемых иностранными и отечественными инвесторами.
Законом закрепляются правовые основы, принципы, виды и формы инвестиций и инвестиционной деятельности в системе законодательства Узбекистана, а также вопросы инициирования, заключения, исполнения и расторжения инвестиционного договора с правительством Республики Узбекистан. Вместе с тем, термины и определения в сфере инвестиционной деятельности приводятся в соответствие с общепризнанными международно-правовыми актами.
– В чем его отличие от ранее действующих законодательных актов, регулирующих эти отношения?
– В отличие от старых законов, в принятом документе максимально ясно и четко сформулирован понятийный аппарат, что в свою очередь закрепляет прозрачную и открытую среду для осуществления инвестиционного бизнеса. Так раньше в законодательстве отсутствовало понятие «прямые иностранные инвестиции», при этом такое словосочетание зачастую использовалось в подзаконных актах.
Закон Республики Узбекистан «Об инвестициях и инвестиционной деятельности» состоит из 12 глав и 69 статей. Он определяет меры государственной поддержки, согласно которым инвесторам может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит, инвестиционная субсидия, чего не было до принятия этого закона. Теперь государственные органы, диппредставительства и консульские учреждения республики за рубежом будут информировать и консультировать инвесторов по всем возникающим у них вопросам. На Уполномоченного при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства возложено оказание содействия в решении вопросов во внесудебном и досудебном порядке.
Кроме того, устанавливается порядок обеспечения государственных гарантий прав субъектов инвестиционной деятельности и защиты инвестиций, согласно которому государственные органы и их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность субъектов инвестиционной деятельности. Инвестиции и другие активы инвесторов не подлежат национализации, инвесторам гарантируется свободный перевод их денежных средств.
Определено, что в случае, если последующее законодательство ухудшает условия инвестирования, то к инвесторам, в предусмотренных законом случаях, в течение 10 лет применяется законодательство, действовавшее на дату инвестирования.
Важно, что иностранным инвесторам нормами нового закона предоставляются дополнительные права и гарантии. Например, условия для иностранных инвестиций не могут быть менее благоприятными, чем условия для юридических и физических лиц нашей республики или других государств. Иностранные инвесторы имеют право получать вид на жительство и (или) «инвестиционную визу», а члены их семей – гостевую визу на срок действия «инвестиционной визы» на условиях, предусмотренных решениями Президента Республики Узбекистан.
Законом обозначены правовые основы деятельности предприятий с иностранными инвестициями, например, в соответствии с ними на уровне законодательного акта впервые предусматривается мера, согласно которой иностранные инвестиции в иностранных предприятиях должны составлять не менее 15 процентов. Имущество, ввозимое для их собственных нужд, в течение двух лет с момента государственной регистрации освобождается от обложения таможенной пошлиной.
– Какие еще условия предусмотрены для привлечения инвесторов и обеспечения их продуктивной деятельности?
– Законом предусмотрено, что он будет применяться к инвестициям, осуществленным до его вступления в силу только в части наибольшего благоприятствования инвестору, то есть еще раз подтверждается, что закон нацелен на улучшение инвестиционной атмосферы в республике. Им устанавливаются меры государственной поддержки инвестиций и инвестиционной деятельности, в соответствии с которыми инвесторам может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит, при котором он может в течение определенного срока уменьшать налоговые платежи с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и процентов в соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан.
Предусмотрена и возможность получения инвестиционной субсидии в форме необходимых инженерно-коммуникационных условий, а также в качестве налоговых и таможенных льгот. Им могут быть предоставлены льготы и преференции (передача объектов на льготной или по нулевой выкупной стоимости, льготы по налогам и платежам, субсидии процентных ставок по кредитам).
– Закон подразделяет виды инвестиций по объектам назначения. С какой целью это делается?
– Инвестиции подразделяются на следующие виды:
✔капитальные – создание и воспроизводство основных фондов, в том числе строительство, модернизация, реконструкция, техническое перевооружение и развитие иных форм материального производства;
✔финансовые – приобре тение ценных бумаг, втом числе акций, корпоративных, инфраструктурных, государственных облигаций и др.;
✔социальные – развитие человеческого потенциала, навыков, производственного опыта и иных форм нематериальных благ.
Это обеспечит конкретизацию направлений инвестиций и формирование различных видов программ развития по их значимости.
– Какие формы инвестирования предусмотрены законодательством?
– Создание юридических лиц или долевое участие в их уставных фондах (уставных капиталах), в том числе путем приобретения имущества и акций (долей). Приобретение ценных бумаг, включая долговые обязательства, эмитированные резидентами Республики Узбекистан. Приобретение концессий, включая концессии на разведку, разработку, добычу или использование природных ресурсов, а также участие в соглашении о разделе продукции. Права собственности, включая такое право на объекты интеллектуальной собственности, авторские права, патенты, товарные знаки, полезные модели, промышленные образцы, фирменные наименования и ноу-хау, деловую репутацию (гудвилл), а также на объекты торговли и сферы обслуживания вместе с земельными участками, на которых они размещены. Приобретение права владения и пользования земельными участками (в том числе на основе аренды) и другими природными ресурсами.
Инвесторы могут осуществлять инвестиции и в иных формах, не противоречащих законодательству.
Инвестиционная деятельность может осуществляться посредством сочетания различных форм вложения инвестиций. Изменение форм, в которые первоначально или повторно вкладываются инвестиции, не приводит к изменению их квалификации в качестве инвестиций.
– Что такое инвестиционные ресурсы?
– К инвестиционным ресурсам относятся денежные (включая иностранную валюту) и иные финансовые средства, включая кредиты, паи, доли, акции и другие ценные бумаги; движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование, машины и другие материальные ценности) и права на них; объекты интеллектуальной собственности, в том числе запатентованные или незапатентованные (ноу-хау) технические, технологические, коммерческие и иные знания, оформленные в виде технической документации, навыков и производственного опыта, необходимые для организации того или иного вида производства, а также права владения и пользования земельными участками и другими природными ресурсами, и вытекающие из прав собственности иные вещные права.
– Какими нормами закона обеспечиваются государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защиты инвестиций?
– Документом определено, что государственные органы и их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность субъектов инвестиционной деятельности. Инвестиции и иные активы инвесторов не подлежат национализации, а также реквизиции (экспроприации), за исключением случаев стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и др.
Доходы субъекта инвестиционной деятельности могут быть, после уплаты налогов и платежей, реинвестированы или использованы любым иным способом по его усмотрению. Инвесторам гарантируется свободный перевод денежных средств в иностранной валюте в республику и из нее при условии уплаты ими налогов и платежей, в том числе конвертация валюты для репатриации.
При прекращении деятельности иностранный инвестор имеет право на свободную репатриацию в денежной или натуральной форме своих активов без ущерба для выполнения обязательств в отношении Узбекистана либо других кредиторов.
– Сколько инвестиций освоил Узбекистан в 2019 году?
– По итогам прошлого года за счет всех источников финансирования объем освоения инвестиций составил 220,7 трлн сумов, превысив годовые прогнозные показатели в 2 раза. Объемы инвестиций в основной капитал составили 189,9 трлн сумов, продемонстрировав темпы роста к аналогичному показателю 2018 года – в 1,3 раза. Доля объема инвестиций в основной капитал в структуре ВВП увеличилась до 36,2% и составила 42,1%.
Введены в эксплуатацию порядка 2,8 тысячи объектов социального, инфраструктурного и производственного назначения. Из них 145 крупных производственных объектов, 167 крупных региональных проектов, 2,5 тысячи социальных и инфраструктурных объектов.
Значительный прирост показателей инвестиционной деятельности обусловлен увеличением притока и освоения иностранных инвестиций и кредитов в объеме $13,3 млрд . Из них прямые иностранные инвестиции – $9,3 млрд (в т.ч. в основной капитал – $6,6 млрд ), средства международных финансовых институтов – $4 млрд (в т.ч. в основной капитал – $3,2 млрд ). Причем доля освоенных прямых иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций выросла до 37%.
– Из каких стран, в основном, поступали инвестиции в нашу страну и в какие отрасли они инвестировали средства из-за рубежа?
– Основными иностранными партнерами по привлечению в республику инвестиций стали КНР, Россия и Германия.
Надо обратить внимание на то, что при этом общее число стран-инвесторов в экономику Узбекистана перевалило за 50, за счет чего доля крупнейших стран-инвесторов снизилась до 34% от общего объема привлеченных прямых иностранных инвестиций и кредитов.
Активный рост привлечения прямых иностранных инвестиций по сравнению с прогнозными показателями 2018 года наблюдался в электротехнической (в 7,5 раза), металлургической (в 4,6 раза), текстильной отрасли (в 2,5 раза), кожевенно-обувной (в 2,1 раза) и нефтегазовой (в 2 раза) отраслях.
– Спасибо за подробный рассказ. Надеемся, что с принятием закона, обеспечивающего защиту прав и интересов инвесторов, их количество значительно увеличится.
Закон Республики Узбекистан от 05.05.1994 г. N 1052-XII «Об иностранных инвестициях и гарантиях деятельности иностранных инвесторов»
Настоящий Закон определяет правовые, организационно-экономические основы и порядок осуществления иностранных инвестиций на территории Республики Узбекистан. Закон обеспечивает гарантии эффективной деятельности иностранных инвесторов, направлен на привлечение и рациональное использование иностранных финансовых, материальных, интеллектуальных и других ресурсов, современной зарубежной технологии и управленческого опыта с целью содействия развитию экономики Республики Узбекистан, ее интеграции в мировую экономическую систему.
Статья 1. Иностранные инвесторы
Иностранными инвесторами в Республике Узбекистан могут быть:
иностранные юридические лица;
иностранные граждане, объединения граждан и лица без гражданства;
граждане Республики Узбекистан, постоянно проживающие за границей.
Статья 2. Иностранные инвестиции
Иностранными инвестициями являются все виды имущественных ценностей и прав на них, а также прав на интеллектуальную собственность, вкладываемых иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и Других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода).
Никакое изменение формы, в которой первоначально или повторно осуществляется вложение ценностей, не приводит к изменению их квалификации в качестве инвестиции.
Статья 3. Формы осуществления иностранных инвестиций
Иностранные инвесторы могут осуществлять инвестиции на территории Республики Узбекистан путем:
долевого участия в хозяйственных обществах и товариществах, банках, страховых организациях и других предприятиях, созданных совместно с юридическими и физическими лицами Республики Узбекистан;
создания хозяйственных обществ и товариществ, банков, страховых организаций и других предприятий, полностью принадлежащих инвесторам;
приобретения имущества, акций и других ценных бумаг;
приобретения самостоятельно или с участием юридических и физических лиц имущественных прав, включая права собственности на объекты торговли сферы обслуживания, а также жилые помещения вместе с земельными участками, на которых они размещены, владения и пользования землей (в том числе на основе аренды) и природными ресурсами.
Статья 4. Предприятия с иностранными инвестициями
Под предприятиями с иностранными инвестициями на территории Республики Узбекистан понимаются предприятия, в которых иностранные инвестиции составляют не менее 30 процентов акций (долей, паев) или уставного фонда. Они действуют в любых организационно-правовых формах, не противоречащих законодательству Республики Узбекистан.
Предприятие с иностранными инвестициями может быть создано либо путем его учреждения, либо в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акций) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций или приобретения такого предприятия полностью, в том числе в ходе процесса приватизации.
Одним из участников предприятия с иностранными инвестициями обязательно является иностранное юридическое лицо.
Предприятие с иностранными инвестициями подлежит регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан и приобретает права юридического лица с момента регистрации.
Статья 5. Филиалы и представительства предприятий
с иностранными инвестициями
Предприятие с иностранными инвестициями может создавать на территории. Республики Узбекистан дочерние предприятия, филиалы с правами юридического лица, а также представительства и другие обособленные подразделения, не являющиеся юридическими лицами, с соблюдением требований настоящего Закона.
За пределами Республики Узбекистан могут быть созданы филиалы, представительства и другие обособленные подразделения предприятий с иностранными инвестициями.
Статья 6. Хозяйственные ассоциации предприятий
Предприятия с иностранными инвестициями в соответствии с законодательством Республики Узбекистан могут на добровольных началах создавать на территории Республики Узбекистан хозяйственные ассоциации, концерны, консорциумы и другие объединения.
Статья 7. Правовой режим иностранных инвестиций
Иностранные инвестиции в Республике Узбекистан обеспечиваются государственно-правовой защитой. Правовой режим иностранных инвестиций не может быть менее благоприятным, чем соответствующий режим для аналогичных юридических и физических лиц Республики Узбекистан.
Для иностранных инвесторов, направляющих инвестиции в приоритетные отрасли экономики и регионы, законодательством Республики Узбекистан могут устанавливаться дополнительные льготы.
Статья 8. Виды деятельности
Иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями могут осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательными актами Республики Узбекистан и отвечающие целям, предусмотренным в уставах таких предприятий.
Для осуществления видов деятельности, которые в соответствии с законодательными актами Республики Узбекистан подлежат лицензированию, иностранный инвестор обязан получить лицензию в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Статья 9. Права иностранных инвесторов
Иностранный инвестор самостоятельно определяет объемы, виды и направления осуществляемых инвестиций и по своему усмотрению привлекает юридических и физических лиц для реализации инвестиций.
Иностранный инвестор вправе владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиций, включая реинвестиции и торговые операции на территории Республики Узбекистан и за ее пределами в соответствии с нормами международного права и законодательством Республики Узбекистан.
По решению иностранного инвестора права владения, пользования, распоряжения инвестициями, их результатами могут быть переданы другим юридическим и физическим лицам в установленном законодательством Республики Узбекистан порядке. Взаимоотношения сторон при передаче прав регулируются ими на основе договоров.
Иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями могут приобретать земельные участки в случаях и на условиях, предусмотренных законодательством.
Статья 10. Обязанности иностранных инвесторов
Иностранные инвесторы при осуществлении инвестиционной деятельности обязаны:
соблюдать законодательство, действующее на территории Республики Узбекистан;
уплачивать налоги и производить иные платежи в соответствии с законодательством Республики Узбекистан;
получать заключения экспертизы инвестиционных проектов в части соблюдения санитарно-гигиенических, экологических и иных требований, вытекающих из законодательства Республики Узбекистан.
Статья 11. Гарантии прав иностранных инвесторов
Республика Узбекистан гарантирует защиту прав иностранных инвесторов при осуществлении инвестиционной деятельности на территории республики в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
В случае, если последующее законодательство Республики Узбекистан ухудшает условия инвестирования, то к иностранным инвестициям в течение не более десяти лет применяется законодательство, действовавшее на момент осуществления инвестиций. Это требование не распространяется на изменение законодательства, касающегося обеспечения обороны, национальной безопасности и общественного порядка, охраны окружающей среды.
В случае принятия государственными органами Республики Узбекистан нормативных актов, ущемляющих права иностранных инвесторов, причиненные убытки возмещаются этими органами в судебном порядке.
Государственные органы и их должностные лица не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность иностранных инвесторов, осуществляемую в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
Статья 12. Гарантии от национализации и реквизиции
Иностранные инвестиции в Республике Узбекистан не подлежат национализации.
Иностранные инвестиции не подлежат реквизиции, за исключением случаев стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии. Решение о реквизиции принимается Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Выплачиваемая в этих случаях иностранному инвестору компенсация должна быть адекватной нанесенному ущербу.
Статья 13. Гарантии перевода прибыли
в иностранной валюте
Иностранным инвесторам гарантируется перевод за границу их прибыли и иных средств в иностранной валюте, полученных в результате законной деятельности, без каких-либо ограничений.
Статья 14. Гарантии использования прибыли
Прибыль иностранных инвесторов, полученная в Республике Узбекистан, может реинвестироваться на территории республики или использоваться иным образом по усмотрению собственника. Иностранные инвесторы могут иметь счета в любой валюте без ограничения в банках республики.
Иностранные инвесторы могут использовать средства в национальной денежной единице на их счетах для приобретения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.
Статья 15. Страховая защита иностранных инвестиций
Страхование инвестиций и рисков иностранных инвесторов осуществляется на добровольной основе.
Страховая защита иностранных инвестиций в Республике Узбекистан обеспечивается системой страхования, включающей в себя Национальную страховую компанию Республики Узбекистан, являющуюся официальным государственным страховым агентом, и совместные страховые компании с участием иностранных страховых организаций.
Страховые организации, осуществляющие страхование иностранных инвестиций, не отвечают по обязательствам Республики Узбекистан. Республика Узбекистан не отвечает по обязательствам страховых организаций, кроме случаев, оговоренных в соглашении сторон.
Система страхования иностранных инвестиций обеспечивает страхование иностранных инвесторов от:
экспроприации собственности, а также любых законодательных или административных мер, ведущих к изъятию собственности, потере контроля над ней или доходами, получаемыми от нее, кроме недискриминационных мер общего применения, вводимых страной в целях регулирования экономической деятельности на своей территории;
войны или гражданских волнений;
вмешательства властей страны в договорные отношения страховой организации и инвестора;
введения властями страны ограничений на конвертацию национальной валюты в другие валюты и перевод ее за пределы страны;
введения новых законоположений, имеющих дискриминационный характер в отношении отдельных групп инвесторов;
других видов рисков.
Страховая защита деятельности иностранных инвесторов обеспечивается активами страховых организаций, часть которых может помещаться в зарубежных банках, и гарантирует иностранным инвесторам всестороннюю защиту их инвестиций.
Статья 16. Валютная самоокупаемость
Все расходы предприятий с иностранными инвестициями в иностранной валюте должны обеспечиваться за счет их собственных валютных поступлений, а также других разрешенных законодательством Республики Узбекистан источников получения иностранной валюты. Их валютная самоокупаемость может быть обеспечена также в рамках создаваемых объединений, консорциумов и других организационных структур.
Статья 17. Экспорт и импорт продукции
Предприятие с иностранными инвестициями вправе без лицензии экспортировать продукцию собственного производства и импортировать продукцию для собственных производственных нужд в соответствии с законодательством Республики Узбекистан. Перечень продукции собственного производства, поставляемой на экспорт, и продукции, импортируемой предприятиями для собственных нужд, устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Валютные поступления от экспорта продукции собственного производства после уплаты установленных налогов и иных платежей остаются полностью в собственности предприятия.
Статья 18. Таможенное обложение
Имущество, ввозимое в Республику Узбекистан для собственных производственных нужд и для личных нужд иностранных работников предприятий с иностранными инвестициями, освобождается от оплаты таможенной пошлины.
Статья 19. Налогообложение
Предприятия с иностранными инвестициями, а также иностранные инвесторы уплачивают налоги и иные платежи в соответствии с законодательством Республики Узбекистан-.
Статья 20. Контроль за деятельностью предприятий
с иностранными инвестициями
Контроль за соблюдением предприятиями с иностранными инвестициями требований действующего законодательства Республики Узбекистан осуществляют налоговые и другие государственные органы со специальными функциями контроля в пределах их полномочий.
Предприятия предоставляют этим органам необходимую для контроля информацию о своей деятельности. Контролирующий орган обязан обеспечить сохранность коммерческой тайны. Разглашение коммерческой тайны преследуется по закону.
Статья 21. Учет и отчетность
Предприятие с иностранными инвестициями осуществляет учет и отчетность в порядке, установленном действующим законодательством Республики Узбекистан.
Статья 22. Обеспечение обязательств
Имущество предприятия с иностранными инвестициями может использоваться им в качестве обеспечения по всем видам его обязательств, включая привлечение заемных средств. В качестве обеспечения могут выступать его право собственности на объекты торговли и сферы обслуживания, а также жилые помещения вместе с земельными участками, на которых они размещены, имущественные права на здания, сооружения, оборудование, а также другие имущественные права, за исключением права владения и пользования землей и другими природными ресурсами.
Статья 23. Интеллектуальная собственность
Предприятия с иностранными инвестициями заключают со своими работниками договоры в отношении объектов интеллектуальной собственности, создаваемых в соответствии с заданиями, подтвержденными документацией предприятия.
Патентование изобретений и внедрение промышленных образцов предприятиями с иностранными инвестициями производятся в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.
Статья 24. Трудовые отношения
Трудовые отношения работников предприятий с иностранными инвестициями регулируются законодательством Республики Узбекистан.
Статья 25. Привлечение иностранных работников
В состав рабочих и служащих предприятия с иностранными инвестициями, его администрации, членов наблюдательного совета могут входить иностранные граждане.
Вопросы оплаты труда, предоставления отпусков, пенсионного обеспечения иностранных работников предприятия с иностранными инвестициями должны решаться в индивидуальных трудовых договорах (контрактах) с каждым из них. Заработная плата этих работников и иные доходы, полученные законным путем, могут переводиться ими в другие государства без каких-либо ограничений.
Статья 26. Социальное страхование и обеспечение
Социальное страхование работников предприятия с иностранными инвестициями и их социальное обеспечение (за исключением пенсионного обеспечения иностранных работников) регулируются законодательством Республики Узбекистан.
Предприятие с иностранными инвестициями перечисляет средства на пенсионное обеспечение иностранных работников в соответствующие фонды стран их постоянного места жительства в валюте.
Предприятие с иностранными инвестициями производит отчисления по государственному социальному страхованию работников Республики Узбекистан и иностранных работников и отчисления на пенсионное обеспечение работников Республики Узбекистан в соответствии с действующим законодательством.
Статья 27. Фонды предприятий
с иностранными инвестициями
Предприятия с иностранными инвестициями самостоятельно устанавливают перечень, порядок образования и использования фондов предприятия.
Статья 28. Реорганизация и ликвидация
Предприятие с иностранными инвестициями может быть реорганизовано или ликвидировано самостоятельно в порядке, предусмотренном законодательством Республики Узбекистан.
Считать предприятия с иностранными инвестициями, не сформировавшие в установленном порядке в течение одного года с даты государственной регистрации свой уставный фонд в размерах, предусмотренных учредительными документами, как несостоявшиеся.
Активы предприятия с иностранными инвестициями при его ликвидации подлежат налогообложению по их реальной стоимости. Оставшаяся часть распределяется между участниками предприятия с иностранными инвестициями пропорционально их доле в имуществе предприятия, если иное не предусмотрено учредительными документами.
При реорганизации и ликвидации предприятия с иностранными инвестициями увольняемым работникам гарантируется соблюдение их прав и интересов в соответствии с законодательством.
Статья 29. Разделение имущества при выходе
из предприятия с иностранными инвестициями
Иностранный инвестор в случае выхода из предприятия с иностранными инвестициями или ликвидации этого предприятия получает право на возврат своей доли в имуществе предприятия в денежной или товарной форме в соответствии с рыночной стоимостью. При этом другим участникам предоставляется право приобретения доли иностранного участника, выходящего из предприятия с иностранными инвестициями.
Статья 30. Приобретение иностранными
инвесторами права пользования землей
Иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями может предоставляться земля в аренду на срок, предусмотренный условиями договора.
При переходе права собственности на строения и сооружения вместе с этими объектами переходит и право пользования земельным участком в порядке и на условиях, устанавливаемых законодательством Республики Узбекистан.
Статья 31. Аренда
Сдача имущества в аренду иностранным инвесторам осуществляется арендодателем на основании договоров и в соответствии с законодательством.
Статья 32. Концессионные договоры
Предоставление иностранным инвесторам концессии на разведку, разработку и эксплуатацию природных ресурсов и ведение иной хозяйственной деятельности производится на основе концессионных договоров, заключаемых иностранными инвесторами с уполномоченными органами государственного управления Республики Узбекистан, в порядке, определяемом законодательством.
Концессии допускаются во всех сферах и видах деятельности, если они не запрещены законодательством Республики Узбекистан и отвечают целям заключаемых концессионных договоров.
Статья 33. Порядок рассмотрения споров
Споры между иностранными инвесторами и государственными органами Республики Узбекистан подлежат рассмотрению в судах Республики Узбекистан, если иное не предусмотрено международными договорами и соглашениями Республики Узбекистан.
Споры иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями с предприятиями, общественными объединениями и другими юридическими и физическими лицами Республики Узбекистан, споры между инвесторами и предприятиями с иностранными инвестициями по вопросам, связанным с их деятельностью, подлежат рассмотрению в хозяйственных судах Республики Узбекистан, а также по договоренности сторон — в порядке арбитражного и третейского разбирательства за границей.
Статья 34. Международные договоры и соглашения
Если международными договорами или соглашениями Республики Узбекистан установлены иные положения, чем предусмотренные законодательством Республики Узбекистан об иностранных инвестициях, то применяются положения международного договора или соглашения.
Источник https://uzsm.uz/ru/investorlar-diqqatiga/normativno-pravovye-dokumenty-i-lgoty/
Источник http://splus.uz/1147/pravovye-osnovy-investiczionnoj-deyatelnosti/
Источник https://kadrovik.uz/ru/doc?id=64278_zakon_respubliki_uzbekistan_ot_05_05_1994_g_n_1052-xii_ob_inostrannyh_investiciyah_i_garantiyah_deyatelnosti_inostrannyh_investorov&prodid=1_vse_zakonodatelstvo_uzbekistana