Федеральный закон от 02.06.2016 г. № 154-ФЗ • Президент России

 

Федеральный закон от 02.06.2016 N 154-ФЗ (редакция от 02.07.2021) О Российском Фонде Прямых Инвестиций

Copyright © 2008-2022, TenderGURU: тендеры и закупки РФ и мира
Все права защищены. Полное или частичное копирование запрещено.
При согласованном использовании материалов сайта TenderGURU.ru необходима гиперссылка на ресурс.
Электронная почта: info@tenderguru.ru
Многоканальный телефон 8-800-555-89-39
с любого телефона из любого региона для Вас звонок бесплатный!
Или Вы можете связаться с нами в WhatsApp , Skype , Telegram

Портал отображает информацию о закупках, публикуемых в сети интернет
и находящихся в открытом доступе, и предназначен для юрлиц и индивидуальных предпринимателей,
являющихся участниками размещения государственного и коммерческого заказа.
Сайт использует Cookie, которые нужны для авторизации пользователя.
На сайте стоят счетчики Яндекс.Метрика, Google Analytics и LiveInternet,
которые нужны для статистики посещения ресурса.

Федеральный закон от 02.06.2016 г. № 154-ФЗ

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовое положение, принципы организации, цели создания и деятельности, порядок реорганизации и ликвидации акционерного общества «Управляющая компания Российского Фонда Прямых Инвестиций» (далее — Общество) и особенности порядка осуществления Обществом деятельности по доверительному управлению инвестиционными фондами, в том числе закрытым паевым инвестиционным фондом «Российский Фонд Прямых Инвестиций», предназначенным для квалифицированных инвесторов (далее — Фонд).

Статья 2. Правовое положение Общества и Фонда

1. Общество является непубличным акционерным обществом, единственным акционером которого выступает Российская Федерация.

2. Местом нахождения Общества является город Москва.

3. Полное фирменное наименование Общества на русском языке — акционерное общество «Управляющая компания Российского Фонда Прямых Инвестиций». Сокращенное фирменное наименование Общества на русском языке — АО «УК РФПИ». Устав Общества может содержать полное и сокращенное фирменные наименования Общества на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

4. Фонд является обособленным имущественным комплексом, состоящим из имущества, переданного в доверительное управление Обществу учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой Обществом.

5. Общество не отвечает по обязательствам Российской Федерации. Российская Федерация не отвечает по обязательствам Общества. На имущество Общества не может быть обращено взыскание по обязательствам Российской Федерации.

Статья 3. Правовое регулирование деятельности Общества и Фонда

1. Правовой статус и деятельность Общества, в том числе особенности порядка образования и компетенции органов управления Общества, регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми на их основе нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации (далее — Банк России), а также уставом Общества. Устав Общества не должен противоречить настоящему Федеральному закону.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Федеральный закон «Об акционерных обществах»), Федеральный закон от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» (далее — Федеральный закон «Об инвестиционных фондах»), Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», другие федеральные законы и иные нормативные акты (включая нормативные акты Банка России), касающиеся деятельности Общества, а также стандарты саморегулируемых организаций, членом которых является Общество, распространяются на деятельность Общества в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 325-ФЗ)

21. Деятельность Общества по доверительному управлению Фондом и (или) иными фондами, указанными в части 41 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также деятельность дочерних управляющих компаний по доверительному управлению фондами, указанными в части 43 статьи 5 настоящего Федерального закона, осуществляется с учетом особенностей, установленных частью 22 настоящей статьи, в случае, если все инвестиционные паи соответствующего фонда принадлежат одному или нескольким из следующих лиц:

1) Российской Федерации и (или) государственной корпорации, включенной в перечень, утверждаемый решением наблюдательного совета Общества;

2) организациям, находящимся под контролем Российской Федерации и (или) уполномоченной государственной корпорации (далее — подконтрольные организации).

(Часть введена — Федеральный закон от 01.05.2019 № 75-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 325-ФЗ)

22. В целях настоящей статьи под контролем понимается прямое или косвенное (через подконтрольных лиц, в которых контролирующему лицу прямо либо косвенно принадлежит сто процентов уставного капитала) владение акциями или долями, составляющими сто процентов уставного капитала соответствующего лица. Подконтрольным лицом является юридическое лицо, находящееся под прямым либо косвенным контролем контролирующего лица. При этом положения подпунктов 6, 7, 8 (за исключением положений о приобретении ценных бумаг, выпущенных аудиторской организацией управляющей компании паевого инвестиционного фонда, либо долей в уставном капитале такой аудиторской организации), 9, 10 (в части осуществления сделок с владельцами инвестиционных паев), 11 пункта 1 статьи 40 Федерального закона «Об инвестиционных фондах» в отношении деятельности Общества по доверительному управлению фондами, указанными в части 21 настоящей статьи, не применяются, если это предусмотрено правилами доверительного управления соответствующим фондом. При этом на Общество при осуществлении сделок, указанных в подпунктах 6, 7, 8 (за исключением сделок по приобретению ценных бумаг, выпущенных аудиторской организацией управляющей компании паевого инвестиционного фонда, либо долей в уставном капитале такой аудиторской организации), 9, 10 (в части осуществления сделок с владельцами инвестиционных паев), 11 пункта 1 статьи 40 Федерального закона «Об инвестиционных фондах» в рамках деятельности по доверительному управлению Фондом и (или) иными фондами, указанными в части 21 настоящей статьи, не распространяются обязательства по выявлению конфликта интересов и управлению конфликтом интересов, предусмотренные Федеральным законом «Об инвестиционных фондах» и (или) нормативными актами Банка России. (Часть введена — Федеральный закон от 01.05.2019 № 75-ФЗ)

23. Российская Федерация, уполномоченные государственные корпорации и их подконтрольные организации признаются квалифицированными инвесторами в отношении инвестиционных паев Фонда и (или) иных фондов, указанных в части 41 статьи 5 настоящего Федерального закона. (Часть введена — Федеральный закон от 01.05.2019 № 75-ФЗ)

3. Деятельность Общества по доверительному управлению Фондом осуществляется на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном Федеральным законом «Об инвестиционных фондах», в соответствии с правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

4. Изменения и дополнения в правила доверительного управления Фондом по вопросам, указанным в подпункте 1 пункта 9 статьи 18 Федерального закона «Об инвестиционных фондах» и отнесенным к компетенции общего собрания владельцев инвестиционных паев Фонда, могут быть внесены только по взаимному согласию Общества и владельцев инвестиционных паев Фонда. Передача прав и обязанностей по договору доверительного управления Фондом другой управляющей компании и досрочное прекращение договора доверительного управления Фондом допускаются только по взаимному согласию Общества и владельцев инвестиционных паев Фонда (за исключением случаев, если такая передача или такое досрочное прекращение осуществляется при наступлении оснований, предусмотренных подпунктом 3 статьи 30 Федерального закона «Об инвестиционных фондах»). При этом не подлежат применению положения подпунктов 2 и 3 пункта 9 статьи 18 Федерального закона «Об инвестиционных фондах». (В редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 75-ФЗ)

5. Общество вправе иметь дочерние общества, в которых оно прямо или косвенно (через подконтрольных лиц, определяемых в соответствии с частью 22 настоящей статьи) владеет акциями или долями, составляющими сто процентов уставного капитала. При этом к таким обществам не применяются правила, предусмотренные абзацем третьим пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «Об акционерных обществах». (Часть введена — Федеральный закон от 02.07.2021 № 325-ФЗ)

Статья 4. Имущество Общества и Фонда

1. Имущество Общества формируется за счет вкладов в уставный капитал Общества, доходов, получаемых от деятельности Общества, а также за счет других законных поступлений.

2. Имущество Общества обособляется от имущества, составляющего Фонд, имущества владельцев инвестиционных паев, имущества, составляющего иные инвестиционные фонды, находящиеся в доверительном управлении Общества, а также иного имущества, находящегося в доверительном управлении или по иным основаниям у Общества. Такое имущество учитывается Обществом на отдельном балансе, и по нему ведется самостоятельный учет.

3. Доходы от доверительного управления имуществом, составляющим Фонд, включаются в состав имущества Фонда и используются в соответствии с правилами доверительного управления Фондом, в которых определяются порядок и сроки выплаты дохода от доверительного управления имуществом, составляющим Фонд. (В редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 75-ФЗ)

4. Расходы, связанные с доверительным управлением имуществом, составляющим активы Фонда, оплачиваются за счет имущества Фонда. Перечень указанных расходов определяется нормативными актами Банка России. Дополнительно за счет имущества Фонда может осуществляться оплата расходов по анализу инвестиционных проектов, в том числе различных видов экспертиз, проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности и правовой экспертизы учредительных документов и деятельности хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых приобретаются либо планируются к приобретению в состав имущества Фонда, а также иных расходов в пределах размера, установленного в правилах доверительного управления Фондом.

Статья 5. Деятельность Общества

1. Общество действует в целях привлечения иностранных и российских инвестиций, высококвалифицированных кадров и инновационных технологий в экономику Российской Федерации, обеспечения развития и повышения конкурентоспособности экономики Российской Федерации, стимулирования инвестиционной деятельности путем развития взаимоотношений с иностранными инвесторами, способствования созданию и распространению благоприятного инвестиционного климата и позитивного восприятия инвестиционных возможностей Российской Федерации, а также в целях получения прибыли от своей предпринимательской деятельности.

2. Общество действует в качестве доверительного управляющего Фонда, осуществляя за счет имущества Фонда финансирование инвестиционных проектов как в Российской Федерации, так и за пределами ее территории, в том числе с участием иностранных лиц.

3. Общество реализует проекты с привлечением средств Фонда национального благосостояния в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.

4. Общество вправе осуществлять деятельность по доверительному управлению иными инвестиционными фондами помимо Фонда.

41. Положения настоящего Федерального закона о порядке осуществления доверительного управления Фондом и статусе Фонда применяются к фондам, указанным в части 4 настоящей статьи, при условии, что в отношении таких фондов, создаваемых или созданных в соответствии с Федеральным законом «Об инвестиционных фондах», принято соответствующее решение наблюдательного совета Общества. (Часть введена — Федеральный закон от 01.05.2019 № 75-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 325-ФЗ)

42. Общество вправе создавать дочерние управляющие компании, осуществляющие деятельность по доверительному управлению инвестиционными фондами. К дочерним управляющим компаниям, в которых Общество прямо или косвенно (через подконтрольных лиц, определяемых в соответствии с частью 22 статьи 3 настоящего Федерального закона) владеет акциями или долями, составляющими сто процентов уставного капитала (далее — дочерние управляющие компании), применяются положения частей 2, 21 — 23, 3, 4 статьи 3, части 4 статьи 4, частей 43 и 5 настоящей статьи, части 21 статьи 6 настоящего Федерального закона. (Часть введена — Федеральный закон от 02.07.2021 № 325-ФЗ)

43. Положения настоящего Федерального закона о порядке осуществления доверительного управления Фондом и статусе Фонда применяются к фондам под управлением дочерних управляющих компаний, указанных в части 42 настоящей статьи, при условии, что в отношении таких фондов, создаваемых или созданных в соответствии с Федеральным законом «Об инвестиционных фондах», принято соответствующее решение наблюдательного совета Общества. (Часть введена — Федеральный закон от 02.07.2021 № 325-ФЗ)

5. Общество вправе осуществлять инвестирование собственных средств, совершать сделки по передаче имущества в пользование, оказывать консультационные услуги в области инвестиций, а также осуществлять иную деятельность, направленную на достижение его целей, в том числе: (В редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 75-ФЗ)

1) приобретать доли (акции, паи) в уставном капитале хозяйственных обществ, а также инвестиционных и паевых инвестиционных фондов;

2) осуществлять управление ценными бумагами, инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами;

3) предъявлять иски и выступать ответчиком по искам в суде в связи с осуществлением деятельности по доверительному управлению паевыми инвестиционными фондами;

4) создавать филиалы и открывать представительства, а также создавать юридические лица на территории Российской Федерации и за ее пределами;

5) осуществлять иные виды деятельности.

Глава 2. Отчетность и аудит отчетности Общества

Статья 6. Учет и отчетность Общества

1. Отчетный год Общества устанавливается с 1 января по 31 декабря календарного года включительно.

2. Общество ведет бухгалтерский учет в соответствии с установленными в Российской Федерации правилами бухгалтерского учета и отчетности управляющей компании паевого инвестиционного фонда, а также составляет консолидированную финансовую отчетность. (В редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 75-ФЗ)

21. Бухгалтерская отчетность Общества составляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами, консолидированная финансовая отчетность Общества составляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности». Указанная отчетность представляется в соответствии с нормативными актами Банка России или по его требованию в порядке, установленном Банком России, а также по требованию органов государственной власти в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, и не подлежит публичному раскрытию. (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 325-ФЗ)

3. Годовой отчет Общества составляется ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, и утверждается наблюдательным советом Общества не позднее 30 июня года, следующего за отчетным. (В редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 75-ФЗ)

4. В дополнение к иным отчетам, которые Общество обязано представлять либо раскрывать в соответствии с законодательством Российской Федерации, Общество представляет учредителю (учредителям) доверительного управления Фондом отчеты о расходовании денежных средств, входящих в состав имущества Фонда, по формам, утвержденным наблюдательным советом Общества.

Статья 7. Аудит отчетности Общества

1. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность Общества и годовая консолидированная финансовая отчетность Общества подлежат обязательному аудиту. (В редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 75-ФЗ)

2. Аудиторская организация проводит обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Общества до утверждения ее наблюдательным советом Общества.

Статья 8. Ревизионная комиссия Общества

1. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества создается ревизионная комиссия.

2. Решения о назначении председателя и членов ревизионной комиссии Общества и прекращении их полномочий, в том числе о досрочном прекращении их полномочий, принимаются наблюдательным советом Общества по предложению генерального директора Общества. Члены ревизионной комиссии назначаются на срок, установленный наблюдательным советом Общества, но не более пяти лет. (В редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 75-ФЗ)

3. Порядок деятельности ревизионной комиссии Общества устанавливается внутренним документом Общества, который утверждается наблюдательным советом Общества.

Глава 3. Управление Обществом

Статья 9. Органы управления Общества

1. Органами управления Общества являются единственный акционер, наблюдательный совет, правление и генеральный директор. Правление Общества и генеральный директор Общества подотчетны наблюдательному совету Общества.

2. Генеральный директор Общества, члены правления Общества, члены наблюдательного совета Общества должны соответствовать требованиям, предъявляемым к указанным лицам в соответствии с Федеральным законом «Об инвестиционных фондах». При этом не требуется согласования с Банком России кандидатов на должность генерального директора Общества и членов наблюдательного совета Общества.

Статья 10. Единственный акционер Общества

1. Единственным акционером Общества является Российская Федерация.

2. К компетенции единственного акционера Общества относятся:

1) принятие решения о реорганизации Общества;

2) принятие решений об одобрении сделок с имуществом Общества, в совершении которых имеется заинтересованность всех членов наблюдательного совета Общества, либо в случае, если количество незаинтересованных членов наблюдательного совета Общества составляет менее определенного уставом Общества кворума для проведения заседания наблюдательного совета Общества;

3) определение количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями.

3. Решения по иным вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания акционеров в соответствии со статьей 48 Федерального закона «Об акционерных обществах», а также в соответствии с другими федеральными законами, принимаются наблюдательным советом Общества, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или уставом Общества.

4. Решения по вопросам, относящимся к компетенции единственного акционера, принимаются акционером единолично и оформляются письменно. При этом положения Федерального закона «Об акционерных обществах», определяющие сроки проведения годового собрания акционеров, к Обществу не применяются.

Статья 11. Наблюдательный совет Общества

1. Общее руководство деятельностью Общества осуществляет наблюдательный совет Общества, за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции единственного акционера Общества и исполнительных органов Общества.

2. Члены наблюдательного совета Общества назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации на срок не более пяти

Что такое РФПИ. Объясняем простыми словами

РФПИ (Российский фонд прямых инвестиций) — суверенный инвестфонд РФ. Создан, чтобы привлекать иностранный капитал в экономику России.

Для этого РФПИ в качестве соинвестора сам вкладывает деньги в российские и иностранные компании, у которых видит значимые перспективы.

Согласно сайту РФПИ, под управлением фонда находится $10 млрд. По состоянию на конец февраля 2021 года размер собственных средств превышал 2 трлн рублей. Подробную финансовую отчётность фонд перестал публиковать с 2017 года, и детали многих сделок РФПИ не раскрывает.

По заявлению фонда, за всё время существования РФПИ инвестировал в различные проекты более 200 млрд рублей. Это деньги государства и то, что удалось заработать на предыдущих сделках. Одновременно партнёры фонда вложили в те же проекты более 1,9 трлн рублей.

Основные партнёры в совместных фондах:

  • Китайская инвестиционная корпорация (CIC) — вместе создали Российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ);
  • суверенный фонд ОАЭ Mubadala;
  • суверенный фонд Саудовской Аравии Public Investment Fund (PIF);
  • Japan Bank for International Cooperation (JBIC) — вместе создали Российско-японский инвестиционный фонд.

В разные годы РФПИ инвестировал в покупку акций крупных российских компаний: «Аэрофлот», «Транснефть», «Совкомфлот», «Энел Россия», «Интер РАО», «Совкомбанк», Московская биржа, аэропорт Пулково, «Вертолёты России», «Фосагро», En+, «Полюс», «Алроса», «Лента», «Магнит», «Детский мир», «Каро фильм», Ozon и т. д.

С началом пандемии коронавируса РФПИ стал известен как поставщик отечественной вакцины от коронавируса «Спутник V».

Пример употребления на «Секрете»

«Несмотря на неудачи, успешных проектов у РФПИ больше, констатировала Екатерина Косарева. «Кроме того, РФПИ создал множество дочерних международных фондов совместно с иностранными фондами. Это говорит о доверии и признании организации дальновидной», — отметила она. Андрей Марченко называет РФПИ одним из немногих успешных инвесторов на российском рынке».

(Из материала об удачных и провальных сделках РФПИ.)

Нюансы

РФПИ создан в 2011 году по инициативе президента РФ (на тот момент — Дмитрия Медведева) и председателя правительства страны (на тот момент — Владимира Путина).

Фондом руководит управляющая компания, в которую входят члены наблюдательного совета и гендиректор. Всех их назначает президент РФ по представлению премьер-министра. С самого основания РФПИ им руководит Кирилл Дмитриев. Ранее он работал в инвестбанке Goldman Sachs и консалтинговой компании McKinsey & Company, а также руководил инвестиционными фондами Delta Private Equity и Icon Private Equity.

В наблюдательный совет РФПИ, помимо Дмитриева, входят (по состоянию на конец 2021 года):

  • глава Центробанка Эльвира Набиуллина;
  • первый вице-премьер Андрей Белоусов;
  • министр финансов Антон Силуанов;
  • министр экономического развития Максим Решетников;
  • помощник президента РФ Максим Орешкин;
  • бывший директор-распорядитель Международного валютного фонда Доминик Стросс-Кан и другие.

В 2016 году фонд инвестировал в компанию Hyperloop One, которая разрабатывает вакуумный высокоскоростной поезд по проекту Илона Маска. Сумма сделки и условия неизвестны. А в марте 2021 года РФПИ купил у Mubadala часть пакета облигаций Telegram.

Источник https://www.tenderguru.ru/zakonodatelstvo/federalnyy-zakon-ot-02-06-2016-n-154-fz-red-ot-02-07-2021-o-rossiyskom-fonde-pryamyh-investiciy-s-kommentariami

Источник http://www.kremlin.ru/acts/bank/40841

Источник https://secretmag.ru/enciklopediya/chto-takoe-rfpi-obyasnyaem-prostymi-slovami.htm