Как осуществляется аудит в сфере закупок по 44-ФЗ в 2022 году

 

Аналитика госзакупок

Предлагаю следующую редакцию : «Закупки или тендер — это обозначения электронных торгов, которые проходят на интернет-площадках, где заключаются сделки между участниками торгов и заказчиками. Государственные и муниципальные закупки проходят только на восьми Федеральных электронных торговых площадках и регулируются нормами Федерального закона 44-ФЗ РФ.

Участие в торгах требует регистрации в Единой информационной системе в сфере закупок и серьёзной подготовки. Помимо изучения законов и заполнения необходимой документации, существенное значение стоит уделить аналитике тендеров.

Из чего состоит аналитика

Существует три основных составляющих в аналитике госзакупок. Для определения подходящих условий, которые приведут к выгодной сделке, необходимо провести анализ: отрасли, актуальной закупки, заказчика и поставщика. Рассматривают такие типы торгов, как:

завершённые — это состоявшиеся или отменённые закупки. Их анализ самый содержательный, так как показывает информацию успешных сделок с определёнными условиями;

текущие (актуальные) — это закупки, на стадии подачи заявок.

планируемые — это предстоящие торги. Анализируя их, участник заранее готовится к сделкам.

Анализ отрасли

Первым делом необходимо проанализировать отрасль, в тендере которой планируется участие. Оценить спрос на реализуемую продукцию или услуги. Найти госзакупки по выбранному региону. Просмотреть предлагаемые начальные максимальные цены договора заказчиков. Определить ёмкость рынка, изучив количество и частоту проводимых тендеров за определённые промежутки времени.

Анализ актуальных закупок

На данном этапе изучают текущие тендеры региона. Оценивают возможный уровень конкуренции, условия закупки и свои шансы на победу торгах. Также при необходимости осуществляется поиск партнёра для субподрядных работ в случае заключения контракта.

Анализ конкретной закупки

На этом этапе рассматриваются требования, которые заказчик установил к участникам закупки, анализируют начальную цену закупки, условия выполнения контракта, рассчитывают прибыльность в случае победы. Проводят аналитику критериев, по которым заказчик выбирает исполнителя. Изучают тендеры, в которых участвуют конкуренты. Именно на этом этапе принимают решение определяют об участии в закупке.

Зачем нужна аналитика

В результате вышеописанных процедур участник оценивает риски и отсеивает неподходящие тендеры. Анализируя информацию, повышает свои шансы на победу. Проведение аналитики позволяет будущему участнику госзакупок определить:

насколько актуален спрос на предлагаемые товары или услуги;

в каком из видов тендеров участвовать;

сильные и слабые стороны конкурентов;

выгоду от победы в конкретных торгах и прибыль от выполнения условий заказчика.

Особенности

Недобросовестные заказчики могут ограничивать круг участников торгов, создавая условия для победы своим сообщникам:

меняют русские буквы на латинские в наименовании объекта закупки или намеренно допускает ошибки в коде ОКПД2

не указывают точные условия и параметры для выполнения заказа;

ставят заведомо невыполнимые сроки исполнения контракта

Формируют понятное только своему поставщику техническое задание, готовят запутанные инструкции по заполнению заявки;

используют подставных участников для снижения минимальной цены в аукционах.

Сговор определяют, изучая историю завершённых торгов. Схему вычисляют по следующим отличиям:

победитель торгов часто выигрывает у одного поставщика;

поставщик участвует в каждой закупке заказчика;

начальная максимальная цена контракта совпадает или минимально различается с суммой, заключённой в итоговом контракте.

Если сговор очевиден или есть подозрения на нечестные сделки, необходимо обратиться в ФАС для исключения недобросовестных участников.

Успешное завершение торгов обеспечит хорошо спланированная подготовка. Провести аналитику рынка, изучить информацию о заказчике и конкурентах, найти выгодные закупки поможет Астрал.Тендер. Сервис по поиску государственных и коммерческих закупок позволяет создавать шаблоны для отбора закупок. Ищет подходящий тендер в режиме реального времени по заданным параметрам. Оставьте заявку , и наши специалисты свяжутся с вами в короткий срок.

Как проходит аудит госзакупок

Аудит в сфере закупок — это независимая проверка деятельности заказчиков с целью анализа и оценки проведенных заказов, которую выполняют контрольные ведомства.

Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной

Основные понятия

Аудит в сфере закупок представляет собой экспертно-аналитическую и информационную деятельность, которая проводится путем проверки и оценки сведений по конкретной закупке. Ведомствами аудит проводится по ФЗ-44 и охватывает все этапы закупочной деятельности заказчика, а именно: этап планирования, осуществления закупок, заключения и исполнения договора.

Планируемые к заключению, заключенные и исполненные контракты подлежат анализу в части расходования денежных средств. Рассказываем, по каким критериям в аудите оцениваются соблюдение участниками контрактной системы в сфере закупок законодательства РФ контрольными ведомствами:

  • законность;
  • целесообразность;
  • обоснованность;
  • своевременность;
  • эффективность;
  • результативность.

Другими словами, что подлежит оценке при проведении аудита в сфере закупок: выполнение условий контрактов по срокам, объему, цене, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, порядок ценообразования и эффективность системы управления контрактами.

Кто проводит

Контрактное законодательство разъясняет, кем осуществляется аудит в сфере закупок по 44-ФЗ (ч. 1 ст. 98):

  • счетной палатой (41-ФЗ от 05.04.2013);
  • контрольно-счетными органами субъектов и муниципальных образований (6-ФЗ от 07.02.2011).

Проведение проверки предполагает выполнение следующих функций:

  • обобщение результата закупочной деятельности;
  • установление причин выявленных отклонений и недостатков;
  • подготовка предложения, которое направлено на устранение нарушений и на совершенствование контрактной системы;
  • систематизация информации о реализации указанных предложений;
  • размещение в ЕИС обобщенной информации о результатах.

44-ФЗ (ст. 98) и 41-ФЗ (ст. 15) уточняют, какой орган осуществляет аудит в сфере закупок на федеральном уровне, — Счётная палата. Ведомство при проведении проверки руководствуется стандартами:

  • СГА 101 «Общие правила проведения контрольного мероприятия»;
  • СГА 302 «Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг»;
  • СГА 102 «Общие правила проведения экспертно-аналитических мероприятий».

Содержание проверки

При проведении обязательного аудита 44-ФЗ соответствующим органом составляется акт, который доводится до сведения руководителей проверяемых организаций и публикуется на сайте ЕИС. Информация о результатах экспертно-аналитической деятельности содержит в том числе следующие сведения:

  1. Количество контрольных мероприятий.
  2. Количество и сумма заказов, в том числе при проведении которых выявлены нарушения законодательства о контрактной системе, сделан вывод о нерезультативном расходовании бюджетных средств (к примеру, в нарушение ст. 34 и 94 оплачены работы, которые фактически не выполнены, или в нарушение ст. 95 допущено изменение существенных условий договора, например изменен размер авансирования, или в нарушение ст. 22 в состав расчета НМЦК включены расходы на временные здания и сооружения, которые проектом на проведение работ не предусмотрены, и т. д.).
  3. Количество выданных предписаний, обращений, направленных в правоохранительные и контрольные органы.

Также фиксируются нарушения в:

  • организации заказа (контрактные службы, комиссии, специализированные организации, централизованные заказы, совместные конкурсы и аукционы, общественное обсуждение);
  • планировании заказов;
  • документации (требования к участникам, к объекту, признаки ограничения доступа к информации, содержание извещения и документации, размер авансирования, обязательные условия в проекте контракта, порядок оценки заявок и установленные критерии, преимущества отдельных участников);
  • заключенных контрактах (соответствие договора документации и предложению участника, сроки заключения, обеспечение исполнения);
  • проведении конкретной процедуры (обеспечение заявок, антидемпинговые меры, обоснованность допуска (отказа в допуске) участников, применение порядка оценки заявок, протоколы);
  • исполнении договора (законность внесения изменений, порядок расторжения, экспертиза результатов, отчет о результатах, своевременность действий, соответствие результатов установленным требованиям).

В КонсультантПлюс эксперты делятся опытом по работе с аудитом. Вот пример одного из таких материалов.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО .

Как участвовать в тендерах, чтобы найти новых клиентов

Как участвовать в тендерах

Некоторые предприниматели уверены, что в тендерах побеждают только «свои», а другие в это время стабильно участвуют в закупках и получают клиентов. Разбираемся, что такое закупки и может ли малый бизнес в них заработать.

Содержание статьи

Что такое тендеры и какие они бывают

Начать нужно с того, что в российском законодательстве нет понятия «тендер». Это слово часто используют в обиходе, но это скорее жаргонизм. Поэтому нужно выучить и термин — «закупка». Именно это слово используют в документации.

В закупках участвуют заказчики и поставщики (участники). Первые ищут исполнителей для работуслуг или продавцов товаров. Соответственно, поставщики пытаются стать исполнителями или продавцами.

Предприниматели участвуют в 3 видах тендеров:

  • 44-ФЗ. Закон регулирует закупки государственных (муниципальных) органов и предприятий. Они тратят бюджетные деньги, и государство следит за обоснованностью трат. Бюджетники не могут что-то купить или сделать без закупок.
  • 223-ФЗ. По этим правилам закупаются компании с государственным участием. Например, Газпром или РЖД. Они тратят свои деньги, но влияют на жизнь людей. Поэтому расходы находятся под контролем, чтобы не пострадали потребители. Например, чтоб не допустить повышения тарифов из-за неэффективных затрат.
  • Коммерческие закупки. Это тендеры коммерческих заказчиков, которые самостоятельно определяют правила и критерии для выбора поставщиков.

Закупки отличаются требованиями к документации, способами проведения, сроками.

Давайте рассмотрим логику закупок с точки зрения всех сторон:

  • Государство хочет, чтобы бюджетные деньги тратились с умом. Например, чтобы ремонт школы или больницы сделала компания, которая честно заслужила это право, а не знакомые чиновников.
  • Заказчики не тратят время на поиск исполнителей, согласование деталей и цены. Они объявляют закупку, прописывают требования и стоимость. Затем смотрят претендентов и выбирают выгодное предложение.
  • Предприниматели без рекламы выходят на клиентов, которым нужны услуги или товары.

Где проходят тендеры и как выбирают победителей

Сегодня большинство закупок проходит в электронном виде на ЭТП (Электронная торговая площадка). Это платформы, где регистрируются заказчики и поставщики.

Государственные заказчики имеют право торговаться только на 8 ЭТП:

  • ЕЭТП
  • РТС-тендер
  • Сбербанк-АСТ
  • ЭТС
  • ГУП «Агентство по госзаказу РТ»
  • РАД
  • ТЭК-Торг
  • ЭТП ГПБ

Остальные выбирают любые площадки с нужными заказчиками и поставщиками. Например, B2B-Center или OTC-Tender.

Если говорить о способах проведения, то заказчики чаще всего используют 2 варианта:

  • Аукцион. Например, компания проводит обучение персонала. Назначается НМЦК (начальная максимальная цена контракта) в 1 миллион рублей. После этого собираются заявки участников. В назначенный день претенденты анонимно в онлайн-режиме снижают цены: кто-то готов выполнить заказ за 950 тысяч, а другие за 800 тысяч. Победит тот, кто предложит самую низкую цену, которую не перебьют.
  • Конкурс. Автомобильный дилер ищет клининговую компанию для салонов. Объявляет закупку и ждет предложений поставщиков. Одна компания выполнит работы за 350 тысяч в месяц, а другая за 430 тысяч. Заявки рассматривают в комплексе и выбирают более дорогое предложение. Потому что поставщик делает уборку с помощью экологичных средств и бонусом предлагает 1 раз в квартал генеральную уборку любого салона.

У этих способов есть и упрощенные варианты. Заказчики применяют «Запрос предложений», чтобы изучить рынок и узнать, какие варианты существуют. Если нужна низкая цена, то объявляют «Запрос котировок». Участники дают предложение один раз, а заказчик выбирает самое дешевое.

В каких тендерах лучше участвовать малому и среднему бизнесу

Нужно объективно оценивать шансы и возможности. Если нефтеперерабатывающий завод закупает трубы, то вряд ли заказ выполнит ИП без собственного производства. Он не пройдет квалификационный отбор и заявку отклонят на первой стадии.

Рафаил Валиев, основатель и генеральный директор ООО «Научно-производственный центр «НовАТранс» считает, что бизнес обязательно должен участвовать в тендерах:

«Для некоторых отраслей МСП тендеры могут быть ключевым каналом продаж. Наш научно-производственный центр занимается разработкой и производством аппаратных и электронных обучающих продуктов с применением VR/AR-технологий для железнодорожной отрасли, поэтому тендеры – один из важных каналов продаж с начала существования компании (более 10 лет)»

Нужно участвовать в закупках, где заказчик ищет исполнителя с подходящей компетенцией. Тем более в 44-ФЗ и 223-ФЗ есть специальные закупки для представителей МСП.

Илья Кириллов, управляющий партнер в юридическом бюро Law & Wise уверен, что небольшие компании найдут клиентов в закупках:

«Государство заинтересовано в развитии малого бизнеса, и в законе предусмотрена поддержка в рамках закупок. Это обязанность заказчиков по 44-ФЗ осуществлять 15% своих годовых закупок у МСП и (или) СОНКО (социально ориентированных некоммерческих организаций). Есть возможность проведения заказчиками закупок только среди МСП и СОНКО, что исключает необходимость конкурировать с крупными игроками рынка»

В целом лучше участвовать в тендерах как можно чаще. Конечно, не всегда будут победы, но появится опыт и возможность анализа. На самом деле у небольших предпринимателей есть шанс победить и на фоне крупных игроков.

Семен Теняев, глава группы компаний «ВБЦ» уверен, что и у небольших компаний есть преимущества:

«Существуют тендеры, где у небольших компаний и ИП есть шанс победить крупных конкурентов. Помимо преференций, прописанных в законодательстве, есть чисто конкурентные преимущества. Часто небольшой бизнес предлагает более низкую цену на товары или услуги за счет экономии на административных расходах, штате, отсутствии внутренней бюрократии, лучше настроенных бизнес-процессах»

Как стать участником тендера

В закупках участвуют юридические и физические лица, ИП, самозанятые. Все зависит от условий, которые выставляет организатор тендера. Если речь идет о крупных партиях для федеральной компании, то обычный «физик», конечно, не справится.

Для большинства закупок есть и общие требования:

  • У предпринимателя нет долгов перед бюджетом;
  • Отсутствие процедуры банкротства;
  • У руководителей нет судимости за экономические преступления;
  • Компания состоит в реестре МСП, если участвует в закупках для малого и среднего бизнеса.

Дальше нужно выбрать подходящую ЭТП и пройти регистрацию. Для этого оформляют электронную подпись и готовят пакет документов. Обычно это стандартный набор: ЕГРЮЛ, ИНН и прочее. Заказчики, в свою очередь, имеют право требовать дополнительные документы. Например, лицензию или бухгалтерский баланс.

Затем на электронной торговой площадке подбирают тендер и подают заявку на участие. После этого ждут результатов закупки и если победили, то заключают контракт.

Как участвовать в тендерах и побеждать

Нужно составить заявку так, чтобы заказчик не отклонил ее на самом первом этапе. Предложение должно быть подготовлено так, чтобы с вами было выгодно работать.

Александр Кузнецов, главный специалист Учебного центра АО «ТЭК-Торг» подчеркивает главную задачу поставщика:

«Наиболее успешная стратегия в тендере — понимание требований заказчика. Для победы нужно предложить привлекательные условия поставки, которые оцениваются по специальным критериям, установленным в документации. В каждой конкретной закупке они могут отличаться — по аукциону достаточно предложить только самую низкую цену, а вот при конкурсе заказчик может оценивать еще и срок поставки, опыт участника и другие показатели»

Кроме этого, есть и небольшие хитрости, которые помогут взять заказ не полностью, а частями. Рекомендует Семен Теняев:

«Лайфхак для небольших компаний — кооперация с другими небольшими компаниями. В большинстве тендеров это разрешено (надо смотреть документацию). Так проще получить крупный контракт. Например, заказчик установил дополнительные критерии оценки (опыт участия, наличие трудовых и квалификационных ресурсов, лицензий). У одной компании опыт, а другая поставляет товар или выполняет услуги с большой скидкой, третья обладает необходимыми лицензиями.

Подав коллективную заявку, партнеры значительно повышают шансы на победу в тендере. Можно забрать часть контракта, выступая в роли субподрядчика, если заказчик закупает широкую номенклатуру, а вы предложите генподрядчику (победителю тендера) часть товаров или услуг на взаимовыгодных условиях»

Важно анализировать закупки. Если не победили, то посмотрите, какие условия предложили конкуренты. Возможно, в следующем тендере вы скорректируете заявку.

Если говорить про аукцион, то здесь надо заранее знать, как сильно вы готовы снизить цену, чтобы сделать все быстро. Своим опытом делится Рафаил Валиев:

«У нас был аукцион, где стояла задача выиграть с минимальным снижением цены. Вместе с нами участвовал конкурент. За основу стратегии наш тендерный специалист взял метод быстрого шага со снижением по 0,5% от начальной максимальной цены. С первых минут стало понятно, что борьба будет напряженной – конкурент был настроен решительно, не отставал в шагах и не собирался сдаваться. В какой-то момент аукциона он задумался и сделал небольшую паузу в шагах, что дало нам фору и позволило шагнуть не на 0,5%, а на 1%, и этим еще больше смутить конкурента.

Когда в ходе аукциона снижение цены достигло 7%, наш тендерный специалист сумел подловить момент и сделать шаг одновременно с конкурентом. В результате у нас с конкурентом были выставлены одинаковые стоимости, но победа досталась нашей компании. По регламенту аукциона, если два участника подают одинаковую цену, то автоматически побеждает тот, кто выставил низкую стоимость раньше. По протоколу выяснилось, что мы опередили конкурента на 5 миллисекунд. То есть фактически выставили минимальную стоимость, а конкурент через 5 миллисекунд эту стоимость просто подтвердил. Таким образом, мы одержали победу и при этом сумели снизиться в цене всего на 7,5%, то есть забрали контракт по стоимости, которая была даже выше ожидаемой»

Как найти подходящий тендер

Закон требует, чтобы заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ публиковали свои закупки на сайте Единой информационной системы (ЕИС). Там через поиск можно найти закупки нужных заказчиков или посмотреть, где участвуют конкуренты. Это поможет подобрать нужный тендер.

Михаил Александров, руководитель представительства удостоверяющего центра «ИжТендер» в Санкт-Петербурге, рекомендует использовать специальные сервисы:

«С коммерческими закупками гораздо сложнее. В России более 6000 коммерческих ЭТП, где размещается информация о тендерах. Трудно вручную отслеживать такое количество площадок. Поэтому для поиска коммерческих тендеров используют специальные агрегаторы закупок или программы. Например, бесплатный сервис poisktenderov.ru»

Можно заказать тендерное сопровождение на аутсорсинге. Специалисты найдут подходящую закупку, подадут заявку и доведут дело до заключения контракта.

Какие ошибки допускают новички в тендерах

Ошибок не так много, но все они приводят к серьезным проблемам:

Ошибки в документах

Закупочная документация — это самое главное в тендерах. Малейшая ошибка дает основание для отклонения закупки. Например, заказчик написал, что размер деталей указывается в миллиметрах, а поставщик написал сантиметры. Это ошибка.

Неправильное финансовое планирование

Если участвуете в аукционе, не стоит стремиться победить любой ценой. Нужно заранее определить цену, ниже которой падать нельзя. При этом цена должна быть такая, чтобы бизнес получил прибыль. Это касается и конкурса: участвовать в тендерах нужно для денег, а не просто так.

Кроме этого, в торгах по 44-ФЗ есть обеспечение заявки и контракта. То есть надо дать заказчику денежную гарантию, что поставщик готов выполнить все условия контракта.

Поясняет Михаил Александров:

«Заказчик обязан отклонить победителя торгов, если тот на момент подписания контракта не предоставил обеспечение. Размер обеспечения определяется законом 44-ФЗ и составляет от 0,5 до 30 % НМЦ контракта. Конкретная сумма указывается в закупочной документации. Обеспечение предоставляют живыми деньгами на счет заказчика и банковской гарантией. У банка должна быть специальная аккредитация от Минфина»

Срыв сроков

В закупках все важно делать в отведенные сроки: от подписания договора до выполнения обязательств. Если с обычными контрагентами реально договориться по отсрочкам, то в закупках это трудно. Крупные государственные заказчики за любое опоздание могут разорвать договор, не оплатить работу и отправить исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков.

Мысли, что все куплено

Это не так. Закупки с каждым годом прозрачнее. Конечно, у заказчиков остаются способы отдать победу «своим» поставщикам, но это реально обжаловать в ФАС. В целом, если грамотно участвовать в тендерах, то этот канал принесет прибыль.

Участие в тендерах — это возможность найти клиентов, которые заранее заинтересованы в ваших товарах и услугах. Для начала нужно самостоятельно разобраться во всех аспектах, чтобы набраться опыта. Если закупок станет много, то можно нанять в штат отдельного тендерного специалиста.

Источник https://astral.ru/articles/torgi/23673/

Источник https://goscontract.info/shkola-goszakupok/kak-prokhodit-audit-goszakupok

Источник https://planfact.io/blog/posts/kak-uchastvovat-v-tenderah-chtoby-najti-novyh-klientov