Статья 6. Формы государственной поддержки инвестиционной деятельности и условия ее предоставления | ГАРАНТ

 

Формы государственной поддержки инвестиционных проектов

Финансовыми формами государственной поддержки инвестиционной деятельности являются:

1) предоставление налоговых льгот

  • налоговые льготы предоставляются инвесторам, реализующим приоритетные и региональные инвестиционные проекты Ярославской области, которым определена данная форма государственной поддержки, если указанная категория налогоплательщиков определена в соответствующем законе Ярославской области;
  • по каждому приоритетному и региональному инвестиционному проекту Ярославской области могут быть предоставлены налоговые льготы по одному или нескольким налогам в соответствии с действующим законодательством

2) предоставление субсидий из областного бюджета

  • правом на получение субсидий из областного бюджета обладают инвесторы, реализующие приоритетные инвестиционные проекты Ярославской области, которым определена данная форма поддержки;
  • цели, условия, порядок предоставления и возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления определяются Правительством Ярославской области

3) установление льготных ставок арендной платы за пользование имуществом, находящимся в собственности Ярославской области и используемым при реализации приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области

  • установление льготных ставок арендной платы применяется в отношении инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты Ярославской области, которым определена данная форма государственной поддержки;
  • льготная арендная плата предусматривает снижение на 50% ставки арендной платы за пользование имуществом, находящимся в собственности Ярославской области и используемым для реализации приоритетного инвестиционного проекта Ярославской области

4) предоставление инвестиционных налоговых кредитов

  • инвестиционные налоговые кредиты предоставляются инвесторам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты Ярославской области, которым определена данная форма государственной поддержки;
  • условия и порядок предоставления инвестиционных налоговых кредитов определяются федеральным законодательством и законодательством Ярославской области;
  • решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организаций (в части суммы такого налога, подлежащей зачислению в бюджет области) и региональным налогам принимаются Правительством Ярославской области

5) предоставление государственно-правовых гарантий Ярославской области

  • государственно-правовые гарантии Ярославской области предоставляются инвесторам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты Ярославской области, которым определена данная форма государственной поддержки;
  • условия, объем, формы и порядок предоставления государственно-правовых гарантий Ярославской области определяются федеральным законодательством и законодательством Ярославской области

В отношении инвестиционных проектов Ярославской области государственная поддержка инвестиционной деятельности может осуществляться несколькими финансовыми формами.

Статья 6. Формы государственной поддержки инвестиционной деятельности и условия ее предоставления

1. Государственная поддержка инвестиционной деятельности оказывается в следующих формах:

3) информационно-консультационная и организационная.

2. Государственная поддержка инвестиционной деятельности, указанная в части 1 настоящей статьи, может быть предоставлена инвесторам, осуществляющим или планирующим осуществлять инвестиционную деятельность на территории Республики Хакасия, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия.

3. Инвестору может быть предоставлено несколько форм государственной поддержки инвестиционной деятельности.

4. Предоставление государственной поддержки инвестиционной деятельности, предусмотренной пунктами 1, 2 части 1 настоящей статьи, осуществляется при одновременном соблюдении следующих условий:

1) признание инвестиционного проекта, реализуемого инвестором, приоритетным инвестиционным проектом;

2) согласие инвестора (других юридических лиц в случаях, определенных пунктом 5 Порядка расчета бюджетного эффекта стимулирующих налоговых льгот налогоплательщика, установленного приложением к настоящему Закону (далее — Порядок) на предоставление налоговым органом уполномоченному органу по его письменному запросу информации, касающейся налогообложения деятельности инвестора (других юридических лиц в случаях, определенных пунктом 5 Порядка);

3) государственная поддержка инвестиционной деятельности может быть предоставлена в объеме, не превышающем объем инвестиций приоритетного инвестиционного проекта.

5. При предоставлении инвестору государственной поддержки инвестиционной деятельности отношения между Правительством Республики Хакасия и инвестором регулируются законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Хакасия и заключенным инвестиционным соглашением.

Полномочия органов государственной власти Республики Хакасия в сфере инвестиционной политики Статья 7. >>
Финансовая поддержка
Содержание
Закон Республики Хакасия от 5 декабря 2019 г. N 85-ЗРХ «Об инвестиционной политике в Республике Хакасия» (с изменениями.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Формы и методы государственной поддержки региональных инвестиционных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОНД / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / REGION / THE REGIONAL INVESTMENT PROJECTS / A REGIONAL INVESTMENT FUND / INVESTMENT ACTIVITIES / GOVERNMENT SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скопин А. О.

В статье автор дается обзор нормативной базы в области государственной поддержки (на федеральном уровне и уровне субъектов федерации) региональных инвестиционных проектов , осуществляемых в форме капитальных вложений. Отмечается существенная роль в софинансировании региональных инвестиционных проектов Инвестиционного фонда России, показывается роль региональных инвестиционных фондов , как нового инструмента государственной поддержки региональных инвестиционных проектов .

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Скопин А. О.

Проблемы организационного обеспечения инновационно-инвестиционных процессов при реализации инфраструктурных проектов

Институциональный механизм инвестиционной деятельности в сфере транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга

К вопросу о развитии государственно-частного партнерства в условиях региональной экономики (на примере Республики Калмыкия)

Forms and methods of state support for regional investment

The author provides an overview of the regulatory framework in the field of public support (at the federal level and at federation) regional investment projects in the form of capital investment. Marks a significant role in co-financing of regional investment projects Investment Fund of Russia, shows the role of regional investment funds, as a new instrument of government support for regional investment projects.

Текст научной работы на тему «Формы и методы государственной поддержки региональных инвестиционных проектов»

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ

В статье автор делает обзор нормативной базы в области государственной поддержки (на федеральном уровне и уровне субъектов федерации) региональных инвестиционных проектов, осуществляемых в форме капитальных вложений. Отмечает существенную роль в софинансировании региональных инвестиционных проектов Инвестиционного фонда России, показывает роль региональных инвестиционных фондов, как нового инструмента государственной поддержки региональных инвестиционных проектов.

Ключевые слова: регион, региональные инвестиционные проекты, региональный инвестиционный фонд, инвестиционная деятельность, государственная поддержка

В условиях высокой потребности сферы государственно-частного партнерства в государственной поддержке актуальными становятся вопросы инструментального обеспечения инвестиционной политики в области регионального развития. Как показывают Мнацаканян А.Г., Генне В.В. [5], опыт государств с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что важнейшая составляющая повышения эффективности государственного финансового регулирования экономики связана с внедрением рыночных механизмов и вовлечением в процесс производства общественных благ частного бизнеса. Возможности партнерства государства и бизнеса в решении подобных вопросов в нашей стране пока ограничены из-за неразвитости рыночных отношений и низкой мотивации частного сектора. Вместе с тем в долгосрочной перспективе по мере формирования и развития необходимых институциональных предпосылок такое взаимодействие способно обеспечить решение многих социально-экономических проблем.

Рассмотрим формы и методы государственной поддержки региональных инвестиционных проектов, реализуемых в виде капитальных вложений, на федеральном и региональном уровнях. Особый интерес представляет нормативно-правовая база государственной поддержки, подкрепленная практикой реализации конкретных проектов.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности на федеральном и региональном уровнях

Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, согласно Федеральному закону №Э9-ФЗ от 25.02.1999 г. [1], осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральные органы государственной власти для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, используют следующие формы и методы (табл. 1).

Формы и методы регулирования федеральными органами государственной власти

инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений

Формы государственного регулирования Методы государственного регулирования

Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений — совершенствование системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений; — установление субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера; — защита интересов инвесторов; — предоставление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации; — расширение использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения; — создание и развитие сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности; — принятие антимонопольных мер;

— расширение возможностей использования залогов при осуществлении кредитования; — развитие финансового лизинга в Российской Федерации; — проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции; — создание возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов

Прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений — разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета; — ежегодное формирование федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год и плановый период, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере инвестиционной деятельности, и ее реализации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; — размещение средств федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, либо на условиях закрепления в государственной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов; — проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации; — защита российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов; — выпуск облигационных займов, гарантированных целевых займов; — вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности; — предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, могут использовать следующие формы и методы (табл. 2).

Формы и методы регулирования органами государственной власти субъектов Российской Федерации инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений

№ Формы и методы государственного регулирования

1 разработка, утверждение и осуществление межмуниципальных инвестиционных проектов и инвестиционных проектов на объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

2 проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством;

3 предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления государственных гарантий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяется законами соответствующих субъектов Российской Федерации;

4 размещение средств бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования инвестиционных проектов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на

поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых законом о бюджете субъекта Российской Федерации, либо на условиях закрепления в собственности субъекта Российской Федерации соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов;

5 выпуск облигационных займов субъектов Российской Федерации, гарантированных целевых займов;

6 вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.

Поддержка региональных инвестиционных проектов Инвестиционным фондом РФ

Одним из важнейших инструментов финансирования региональных инвестиционных проектов является Инвестиционный фонд Российской Федерации, образованный в конце 2005 года и в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ и представляющий собой часть средств федерального бюджета, которая подлежит использованию в целях реализации инвестиционных проектов на принципах государственно-частного партнерства [2].

Бюджетные ассигнования Фонда предоставляются для реализации проектов, направленных на социально-экономическое развитие Российской Федерации в части создания и (или) развития инфраструктуры (в том числе социальной), имеющей общегосударственное значение или необходимой для выполнения в соответствии с межправительственными соглашениями обязательств Российской Федерации по созданию объектов на территории Российской Федерации, для реализации инновационных проектов, создания и (или) реконструкции объектов, планируемых к реализации в рамках концессионных соглашений, а также для финансирования подготовки и проведения конкурсов на право заключения концессионного соглашения, включая подготовку конкурсной документации, и мероприятий по подготовке территории строительства, включая выкуп земельного участка, и разработке проектной документации на объекты капитального строительства, планируемых к реализации в рамках концессионных соглашений, а также для реализации региональных инвестиционных проектов.

Результаты реализации проектов позволяют констатировать, что государственная поддержка инвестиционных проектов за счет средств Фонда стала катализатором активности частных инвесторов. С учетом материалоемкости проектов, их масштабов и комплексности, они являются важным фактором в стимулировании внутреннего спроса на отечественную продукцию в целом. Реализация проектов Фонда препятствует росту безработицы и падению производства, загружая имеющиеся производственные мощности в регионах, обеспечивая заказами проектные и строительные организации, увеличивая наполнение региональных и местных бюджетов, сохраняя покупательскую способность населения.

Новый инструмент государственной поддержки региональных инвестиционных проектов — региональные инвестиционные фонды

Новым механизмом финансовой поддержки региональных инициатив по привлечению инвестиций должны стать региональные инвестиционные фонды с участием средств федерального бюджета. Такой инструмент государственной поддержки разработан Министерством регионального развития России в соответствии с поручением, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1189, для расширения использования механизмов государственно-частного партнерства на региональном уровне.

30 октября 2010 г. постановлением Правительства Российской Федерации № 880 утверждены Правила [4], регламентирующие новый подход к предоставлению субсидий за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации при условии создания в субъектах Российской Федерации региональных инвестиционных фондов. Указанные Правила вступят в силу с 1 января 2013 года.

Как и прежде, при предоставлении субсидий из средств Инвестиционного фонда Российской Федерации будет сохранен принцип оказания поддержки конкретным проектам, соответствующим критериям бюджетной, финансовой и экономической эффективности, приоритетным направлениям развития экономики. Это условие позволяет реализовать принцип адресности поддержки, а также обеспечить достижение конкретных результатов по итогам использования субсидии. При этом в рамках нового подхода отбор таких проектов будет осуществляться самими субъектами Российской Федерации.

Основным условием для получения субсидии станет создание регионального инвестиционного фонда, по сути являющегося аналогом «федерального» Инвестиционного фонда Российской Федерации, но на уровне субъекта Российской Федерации. Для этого региональным

властям предстоит: принять необходимую для функционирования регионального инвестиционного фонда нормативную базу; провести отбор проектов; начать реализацию как минимум одного из отобранных проектов.

В целях оказания методологической поддержки Министерством регионального развития России утверждено примерное положение о региональном инвестиционном фонде (приказ от 27 мая 2011 г. № 254 [3]), которым рекомендуется руководствоваться при разработке соответствующих проектов нормативных актов субъектов Российской Федерации.

Бюджетные ассигнования регионального инвестиционного фонда предоставляются в следующих формах (рис. 1).

• Осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности (наименование субъекта Российской Федерации) или предоставления субсидий местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов;

• Осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности (наименование субъекта Российской Федерации), создаваемые в рамках концессионных соглашений, или предоставления субсидий местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов, создаваемых в рамках концессионных соглашений;

• Финансирование разработки проектной документации на объекты капитального строительства государственной собственности (наименование субъекта Российской Федерации) или предоставления субсидий местным бюджетам на софинансирование разработки проектной документации на объекты капитального строительства муниципальной собственности;

• Финансирование разработки проектной документации на объекты капитального строительства государственной собственности (наименование субъекта Российской Федерации), предполагаемые к созданию в рамках концессионных соглашений, или предоставления субсидий местным бюджетам на софинансирование разработки проектной документации на объекты капитального строительства муниципальной собственности, предполагаемые к созданию в рамках концессионных соглашений;

• Иные формы предоставления бюджетных ассигнований регионального инвестиционного фонда).

Рисунок 1 — Формы предоставления бюджетных ассигнований регионального инвестиционного

Учитывая, что поддержка региональных инвестиционных проектов является эффективным

инструментом улучшения инвестиционного климата в регионах и развития государственно-частного партнерства, а также заинтересованность субъектов Российской Федерации в реализации механизма региональных инвестиционных фондов, Министерство регионального развития России при проведении работы по формированию федерального бюджета на 2013 год и плановый период направит в Министерство финансов России предложения об увеличении объема Инвестиционного фонда Российской Федерации и выделении 20 млрд. рублей ежегодно в целях софинансирования региональных проектов государственно-частного партнерства, реализуемых через региональные инвестиционные фонды, с тем чтобы с 2013 года региональные инвестиционные фонды заработали в полную силу.

В целом можно сделать вывод, что в настоящее время нормативно-правовая база в области государственной поддержки региональных инвестиционных проектов достаточно проработана. Новые условия хозяйствования, требуют разработки новых регламентов, о чем свидетельствует разработка положения о региональных инвестиционных фондах, которые в условиях государственночастного партнерства становятся важнейшим инструментов софинансирования региональных инвестиционных проектов. В дальнейшем требуется регулярная, соответствующая времени, корректировка существующей нормативно-правовой базы и организационных механизмов ее реализации.

The author provides an overview of the regulatory framework in the field of public support (at the federal level and at federation) regional investment projects in the form of capital investment. Marks a significant role in co-financing of regional investment projects Investment Fund of Russia, shows the role of regional investment funds, as a new instrument of government support for regional investment projects.

The key words: Region, the regional investment projects, a regional investment fund, investment activities, government support

1. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями и дополнениями).

2. Информация о параметрах функционирования Инвестиционного фонда Российской Федерации // Официальный сайт регионального развития. URL http://www.minregion.ru

3. «Об утверждении примерного положения о региональном инвестиционном фонде» Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 мая 2011 г. N 254.

4. «О порядке распределения и предоставления за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение» Постановление Правительства РФ от 30 октября 2010 г. N 880.

5. Мнацаканян А.Г., Генне В.В. Особенности взаимодействия государственных и негосударственных финансов в проектах государственно-частного партнёрства на региональном уровне // Известия Калининградского государственного технического университета. 2011. № 22. С. 18-23.

Скопин А. О.-кандидат экономических наук, доцент Вятский государственный университет,mim@mcnip. ru

Forms and methods of state support for regional investment

PhD, Associate Professor

Vyatka State University

1. Federal Law of February 25, 1999 N 39-FZ «On investment activity in the Russian Federation carried out in the form of capital investments» (as amended).

2. Information about the parameters of the functioning of the Investment Fund of the Russian Federation / / Official site of regional development. URL http://www.minregion.ru

3. «On approval of the approximate position of the regional investment fund» Order of the Ministry of Regional Development of the Russian Federation of May 27, 2011 N 254.

4. «On the order of distribution and allocation within the budget of the Investment Fund of the Russian Federation to the budgets of the Russian Federation grants for projects of regional and interregional importance,» Government Resolution on October 30, 2010 N 880.

5. Mnatsakanyan A.G., Genne V.V. Features of the interaction of public and private finance projects in the public-private partnerships at the regional level / / Proceedings of the Kaliningrad State Technical University. , 2011. Number 22. S. 18-23.

Источник https://www.invest76.com/for_investor/for_investor_p_2/for_investor_p_2_p_2/

Источник https://base.garant.ru/73163698/8b7b3c1c76e91f88d33c08b3736aa67a/

Источник https://cyberleninka.ru/article/n/formy-i-metody-gosudarstvennoy-podderzhki-regionalnyh-investitsionnyh-proektov