Ст. 25.9 НК РФ. Налогоплательщики — участники региональных инвестиционных проектов

 

Содержание

Практика получения статуса участника РИП: основные требования и условия

Условия региональных инвестиционных проектов (РИП). Требования к проекту

Региональный инвестиционный проект (РИП) — инвестиционный проект, целью которого является производство товаров, при этом РИП не может быть направлен на добычу и/или переработку нефти, природного газа, производство подакцизных товаров и осуществление деятельности, по которой применяется налоговая ставка по налогу на прибыль в размере 0%. Присвоение статуса участника РИП дает право на применение налоговых льгот.

Понятия и основные требования к РИП закреплены в Налоговом кодексе. Региональное законодательство может устанавливать дополнительные требования как к участникам, так и к проектам.

В соответствии с НК РФ (глава 3.3. НК РФ, глава 25 ст. 284.3 НК РФ) РИП должен удовлетворять ряду требований, в том числе:

1. Производство товаров в результате реализации РИП осуществляется:

  1. в одном или нескольких субъектах РФ, утвержденных в НК РФ (в т. ч. Республика Тыва, Забайкальский край, Магаданская область и пр., далее – поименованные регионы)
  2. в одном или нескольких субъектах РФ, имеющих соответствующую нормативно-правовую базу

Объем инвестиций

Срок осуществления инвестиций

≥ 50 млн руб. без НДС

в течение 3 лет со дня включения организации в реестр участников РИП

за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2019 г.

≥ 500 млн руб. без НДС

в течение 5 лет со дня включения организации в реестр участников РИП

за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2021 г.

При этом законодатель предусматривает возможность сопоставления цены сделки с рыночной для определения объема вложений.

3. Каждый региональный проект реализуется единственным участником

Получение статуса участника РИП

Требования к участнику РИП

В соответствии с НК РФ, участником РИП может быть признана организация, соответствующая одному из двух перечней требований:

Таким образом, получение статуса участника РИП возможно как при включении в Реестр участников РИП, так и без него, но только для «депрессивных» регионов.

Получение статуса без включения в Реестр

Для получения статуса необходимо соблюдение следующих требований:

  • признана налоговая прибыль от реализации товаров в рамках РИП
  • выполнено требование к минимальному объему капитальных вложений
  • в налоговый орган направлено заявление о применении налоговой льготы с указанием объемов и сроков капитальных вложений, наименования производимых товаров

Заявление должно быть направлено не позднее даты предоставления налоговой декларации, в которой заявлены налоговые льготы по РИП. Организация считается получившей статус участника начиная с налогового периода, в котором одновременно соблюдены все перечисленные условия.

Включение в Реестр участников РИП

Документы для заявления

Для включения в реестр участников РИП организация направляет в уполномоченный орган заявление о включении в реестр с приложением следующих документов:

  • учредительные документы, удостоверенные в установленном порядке;
  • копия документа, подтверждающего факт внесения записи о государственной регистрации организации в ЕГРЮЛ;
  • копия свидетельства о постановке организации на учет в налоговом органе;
  • инвестиционная декларация (с приложением инвестиционного проекта);
  • иные документы, подтверждающие соответствие требованиям к региональным инвестиционным проектам и/или их участникам, установленным настоящим Кодексом и/или законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Сроки рассмотрения

Налоговым кодексом предусмотрен следующий порядок рассмотрения заявлений организаций:

Включение организации в реестр производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было принято соответствующее решение.

Внесение изменений в Реестр

В соответствии со ст. 25.12 НК РФ в сведения, содержащиеся в Реестре участников РИП, и в инвестиционную декларацию можно вносить изменения.

При этом должны соблюдаться следующие требования:

  • обосновывается необходимость изменений;
  • не изменяется цель РИП;
  • снижение общего объема финансирования не более чем на 10% от изначально заявленного;
  • не допускается изменение графика ежегодного объема инвестиций, если это приведет к невозможности реализации РИП с соблюдением установленных требований;
  • РИП должен продолжать соответствовать всем предъявляемым к нему требованиям (НК РФ и региональное законодательство).

Для внесения изменений необходимо направить заявления в произвольной форме и документы согласно перечню для включения организации в реестр.

Прекращение статуса участника РИП и последствия

Статус участника «реестрового» РИП прекращается на основании следующих причин:

  • Заявления участника РИП о прекращении статуса участника РИП — со дня, указанного в заявлении;
  • Вступившее в силу решение по результатам налоговой проверки, выявившей несоответствие РИП и/или его участника требованиям — со дня включения организации в реестр (для «внереестровых» РИП – с начала налогового периода, в котором выявлено несоответствие);
  • Внесение в ЕГРЮЛ записи о том, что организация — участник РИП находится в процессе ликвидации, — со дня, следующего за днем внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ;
  • Прекращение деятельности участника РИП в результате реорганизации в форме слияния, разделения, присоединения к другому юридическому лицу или преобразования — со дня, следующего за днем внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ;
  • Вступившее в законную силу решение арбитражного суда о признании должника банкротом — со дня, следующего за днем вступления в законную силу такого решения.

Обратим внимание, что в случае прекращения статуса по решению налоговой проверки, для «реестровых» РИП пересчет налоговых обязательств производится с начала периода, когда участник РИП стал применять льготы, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет за весь период пользования льготными ставками. Дополнительно производится начисление и уплата пеней. В остальных случаях пересчет производится только если не было выполнено требование к объему капитальных вложений.

Статья 25.9 НК РФ. Налогоплательщики — участники региональных инвестиционных проектов

1. Налогоплательщиком — участником регионального инвестиционного проекта признается:

1) российская организация, которая получила в порядке, установленном настоящей главой, статус участника регионального инвестиционного проекта и которая непрерывно в течение указанных в пунктах 2 — 5 статьи 284.3 настоящего Кодекса налоговых периодов применения налоговых ставок, установленных пунктом 1.5 статьи 284 настоящего Кодекса, отвечает одновременно следующим требованиям:

государственная регистрация юридического лица осуществлена на территории субъекта Российской Федерации, в котором реализуется региональный инвестиционный проект;

организация не имеет в своем составе обособленных подразделений, расположенных за пределами территории субъекта (территорий субъектов) Российской Федерации, в котором (которых) реализуется региональный инвестиционный проект;

организация не применяет специальных налоговых режимов, предусмотренных частью второй настоящего Кодекса;

организация не является участником консолидированной группы налогоплательщиков;

организация не является некоммерческой организацией, банком, страховой организацией (страховщиком), негосударственным пенсионным фондом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией;

организация не является резидентом особой экономической зоны любого типа или территории опережающего социально-экономического развития;

организация ранее не была участником регионального инвестиционного проекта и не является участником (правопреемником участника) иного реализуемого регионального инвестиционного проекта;

2) российская организация, которая обратилась в налоговый орган с заявлением о применении налоговой льготы по налогу на прибыль организаций и (или) с заявлением о применении налоговой льготы по налогу на добычу полезных ископаемых в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 25.12-1 настоящего Кодекса, и которая непрерывно в течение указанных в пункте 2 статьи 284.3-1 настоящего Кодекса налоговых периодов применения налоговой ставки, установленной пунктом 1.5-1 статьи 284 настоящего Кодекса, и (или) в течение налоговых периодов, указанных в пункте 2 статьи 342.3-1 настоящего Кодекса, отвечает одновременно следующим требованиям:

местом нахождения организации либо местом нахождения ее обособленного подразделения является территория одного из субъектов Российской Федерации, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 25.8 настоящего Кодекса;

организация не применяет специальных налоговых режимов, предусмотренных частью второй настоящего Кодекса;

организация не является участником консолидированной группы налогоплательщиков;

организация не является резидентом особой экономической зоны любого типа или территории опережающего социально-экономического развития;

организация не является участником (правопреемником участника) иного реализуемого регионального инвестиционного проекта.

2. Утратил силу с 1 января 2020 года. — Федеральный закон от 02.08.2019 N 269-ФЗ.

3. Организация получает статус участника регионального инвестиционного проекта:

1) в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов в порядке, установленном настоящей главой;

2) в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи начиная с налогового периода, в котором впервые одновременно соблюдены условия, предусмотренные пунктом 2 статьи 284.3-1 настоящего Кодекса. При этом включение организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов не требуется;

3) утратил силу с 1 января 2020 года. — Федеральный закон от 02.08.2019 N 269-ФЗ.

Комментарии к ст. 25.9 НК РФ

Текст комментария: «ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ()

Комментируемая статья определяет критерии признания лиц участниками инвестиционного проекта.

В частности, среди требований к участникам инвестиционного проекта — осуществление государственной регистрации юридического лица на территории субъекта Российской Федерации, в котором реализуется проект (подпункт 1 пункта 1 статьи 25.9 НК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 54 ГК РФ государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).

Соответственно, государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения юридического лица.

Учитывая изложенное, по мнению Минфина России, российская организация соответствует требованию подпункта 1 пункта 1 статьи 25.9 НК РФ в случае, если местом нахождения такой организации является субъект Российской Федерации, в котором реализуется региональный инвестиционный проект.

При осуществлении государственной регистрации изменения адреса (места нахождения) юридического лица российская организация признается соответствующей требованию подпункта 1 пункта 1 статьи 25.9 НК РФ в случае, если новым местом нахождения такой организации является субъект Российской Федерации, в котором реализуется региональный инвестиционный проект.

Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 27.02.2015 N 03-03-06/1/10128.

Ранее ФНС России в письме от 23.10.2014 N ЕД-3-3/3616@ пояснила, что в НК РФ не указано, что участником регионального инвестиционного проекта не может быть организация, созданная в другом регионе и изменившая свое место нахождения на субъект Российской Федерации, в котором реализуется такой проект.

Организация, получившая статус участника регионального инвестиционного проекта, в период применения в соответствии с пунктом 1.5 статьи 284 и пунктами 2 — 5 статьи 284.3 НК РФ пониженных налоговых ставок налога на прибыль организаций должна отвечать установленным требованиям, в частности иметь в собственности (в аренде на срок не менее чем до 1 января 2024 года) земельный участок, на котором планируется реализация регионального инвестиционного проекта.

Требование подпункта 7 пункта 1 статьи 25.9 НК РФ не содержит каких-либо исключений по его применению в отношении организаций, получивших статус участника регионального инвестиционного проекта, в связи с чем, в частности, в случае капитальных вложений в рыбную отрасль (приобретение, реконструкция, модернизация морских рыбодобывающих судов в случаях, когда технологический процесс переработки рыбопродукции осуществляется на судах и не требуется наличие земельных участков) фактически приводит к дополнительному ограничению в отношении непосредственно предмета регионального инвестиционного проекта.

С учетом изложенного, по мнению Минфина России, требование, установленное подпунктом 7 пункта 1 статьи 25.9 НК РФ, не подлежит применению в случае, если региональный инвестиционный проект не предусматривает его реализацию на земельном участке (земельных участках).

Данная позиция изложена в письме Минфина России от 19.06.2015 N 03-03-10/35706.

Задайте вопрос юристу:

+7 (499) 703-46-71 — для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 — для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Налогоплательщики — участники региональных инвестиционных проектов

Для участников региональных инвестиционных проектов предусмотрена льгота по налогу на прибыль организаций.

Понятие налогоплательщика – участника региональных инвестиционных проектов

Признание статуса региональных инвестиционных проектов позволяет применить ряд льгот. Последние призваны стимулировать приток капиталов и ускорить развитие регионов. Однако не каждая организация может полечить такой статус.

Участник регионального инвестиционного проекта должен соответствовать критериям, изложенным в ст. 25.9 НК.

Определение такого налогоплательщика базируется на его обязательных признаках. К последним относятся следующие особенности:

  • участниками региональных инвестиционных проектов могут быть только российские организации. Исходя из норм ГК, таковыми признаются юридические лица, созданные на основании законодательства РФ;
  • участниками признаются организации, получившие соответствующий статус. Законодательство предусматривает 3 способа его обретения;
  • организация должна отвечать определенным правилам, регулирующим уплату налога на прибыль на протяжении ряда налоговых периодов.

Исходя из этих характеристик, можно определить налогоплательщика-участника региональных инвестиционных проектов как российскую организацию, получившую статус участника регионального инвестиционного проекта, соответствующего установленным нормами НК критериям.

Организации, признающиеся налогоплательщиками – участниками региональных инвестиционных проектов

Существуют 3 группы российских юридических лиц, которым присваивается такой статус. Он может быть получен при внесении данных об организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов, при получении налоговых льгот, компаниями, соответствующими определенным условиям, а также при реализации специальных инвестиционных проектов.

Присвоение статуса при внесении в реестр региональных инвестиционных проектов

Статус участника такого проекта приобретается в момент его внесения в соответствующий реестр. Для таких организаций предусмотрены наиболее жесткие требования. Они содержатся в п. 1 ч. 1 ст. 25.9 НК и включают в себя следующее:

  • организация-претендент должна быть зарегистрирована на территории того субъекта РФ, где происходит реализация проекта;
  • в ее состав не должны быть включены обособленные подразделения, расположенные в иных регионах. Это условие, в совокупности с предыдущим, гарантирует то, что все ресурсы организации будут направлены на реализацию региональных инвестиционных проектов.
  • юридическое лицо не использует специальные налоговые режимы, предусмотренные законодательством о налогах;
  • юридическое лицо не участвует в консолидированной группе налогоплательщиков;
  • Организация-претендент не является оператором на финансовых рынках. К ним относятся, банки, страховщики, НПФ, клиринговые компании, а также профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • юридическое лицо не получает преференций, связанных с участием в особых экономических зонах;
  • организация-претендент никогда не участвовала в реализации региональных инвестиционных проектах. Это касается как текущих, так и готовых проектов. Кроме того, речь идет и о случаях правопреемства.

Для включения в реестр необходимо обратиться в уполномоченный орган с заявлением.

К последнему понадобится приложить учредительный документ, свидетельство о регистрации, а также о постановке на налоговый учет. Кроме того, понадобится инвестиционная декларация, приложением к которой служит сам проект.

Присвоение статуса особого налогоплательщика

Для того, чтобы получить льготы, организация должна соответствовать ряду критериев. Если она внесена в реестр участников региональных инвестиционных проектов, то важна одна из следующих характеристик:

  • компания должна проинвестировать проект на сумму не менее 50 млн. рублей за 3 года, прошедших с момента внесения в реестр;
  • организации необходимо осуществить вложения на сумму не менее 500 млн. рублей в течение 5 лет после внесения в реестр участников региональных инвестиционных проектов.

Все указанные суммы рассчитываются без учета уплаченного НДС. Кроме того, в состав осуществленных инвестиций не включаются:

  • имущество, использованное и отраженное при учете вложений участниками ранее реализуемых инвестиционных проектов;
  • недвижимые объекты созданные или приобретенные на участках, где планируется открыть производство, до даты внесения в реестр участников региональных инвестиционных проектов.

Присвоение статуса при обращении в налоговый орган

Помимо организаций, отраженных в реестре, рассчитывать на признание такого же статуса могут любые организации.

Для этого необходимо обратиться в налоговый орган по месту реализации проекта с заявлением установленной формы.

В нем необходимо указать объем осуществленных инвестиций, срок, в течение которого они были произведены, а также информацию о производимых товарах либо о планах изготавливать определенную продукцию.

Перечень требований определен в п. 2 ч. 1 ст. 25.9 НК. Он включает следующие критерии:

  • место нахождения организации или ее обособленного подразделения должно находиться на территории региона, где происходит реализация проекта. В отличие от предыдущей группы, речь идет и о юридических лицах, зарегистрированных в других регионах, но поменявших место расположения, либо открывших подразделение;
  • организация не вправе участвовать в КГН;
  • юридическое лицо не осуществляет деятельность на территориях особых экономических зон;
  • организация не может параллельно реализовывать иные региональные инвестиционные проекты, либо быть правопреемникам по ним. Отличие от включенных в реестр компаний заключается в допустимости участия в завершившихся проектах.

Дополнительные критерии для применения налоговых льгот

Как и в случае с участниками, внесенными в реестр, речь идет об объемах произведенных инвестиций и сроках, в течение которых осуществлялись вложения. Льготы могут быть применены при следующих ситуациях:

  • если объем инвестиций составил не менее 50 млн. рублей в срок не более 3-х лет с их начала и 3-х лет, предшествующих подаче заявления. Дополнительное ограничение перестало быть актуальным для новых заявителей. Ранее в расчет не принимались инвестиции произведенные до 1 января 2013 года;
  • в случаях, когда инвестировано не менее 500 млн. рублей на протяжении не более 5-ти лет с момента начала вложений и не ранее, чем за 5 лет до обращения в налоговый орган. В этой ситуации, ограничение расчетного периода 1-м января 2013 года актуально.

Участники специальных инвестиционных контрактов

Отдельную категория таких налогоплательщиков связана с заключением специального инвестиционного контракта. Они предусмотрены ч. 2 ст. 25.9 НК. Такие соглашения заключаются с участием высших органов исполнительной власти России или уполномоченными структурами.

Организация обретает соответствующий статус с даты включения в перечень, определяемый Правительством. Это приравнивает ее к участникам региональных инвестиционных проектов, поскольку с этого момента она считается включенной в соответствующий реестр. Это распространяет на организацию все правила, предусмотренные для юридических лиц, отраженных в нем.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник https://prcs.ru/praktika/status-uchastnika-regionalnyj-investproekt/

Источник https://rulaws.ru/nk-rf-chast-1/Razdel-II/Glava-3.3/Statya-25.9/

Источник https://advokat-malov.ru/nalogoplatelshhiki/nalogoplatelshhiki-uchastniki-regionalnyh-investicionnyh-proektov.html