Франчайзинг в образовании: как сетям выжить в кризис
Доля франчайзинговых сетей на рынке дополнительного образования весьма заметна. По состоянию на начало года, в России было представлено не менее 150 образовательных франшиз и более 4 тысяч предприятий в этой отрасли, открытых по франшизе. Направления деятельности – самые разнообразные: от курсов иностранных языков, центров раннего развития и детских садов до секций робототехники, футбола, балета, подготовки к экзаменам и многих других дисциплин.
Пока сложно предсказать, сколько франчайзинговых сетей выживут в кризис. Но никто не сидит сложа руки – все пытаются выжить и приспособиться к новым реалиям. 27 апреля на онлайн круглом столе «Остаться в живых: поддержка франчайзи со стороны головной компании в условиях кризиса» в рамках Московского Международного Салона Образования основатели нескольких франчайзинговых сетей расскажут, как осуществляют поддержку своих франчайзи в «обычной жизни» и какие экстренные меры поддержки предпринимают сейчас, чтобы помочь партнерам остаться на плаву.
Например, мы в SmartFox, помимо создания онлайн программы занятий, обучения педагогов новому формату работы и антикризисной юридической поддержки франчайзи, смогли позволить себе полностью отменить роялти (ежемесячные платежи, которые франчайзи платят головной компании) на период карантина – это стало возможным потому, что головная компания уже давно работает полностью удаленно, и расходы оптимизированы.
В других сетях своя специфика антикризисных мер. Например, не все занятия так просто адаптируются под онлайн формат (именно поэтому нам в SmartFox пришлось создавать по сути новый продукт). Спикер круглого стола Наталия Пичугова, основатель Международной сети центров раннего развития Точка Роста и Директор по развитию Учебных центров LEGO Education Afterschool Programs, считает, что «единичному небольшому образовательному центру не под силу в кризисный период организовать быструю и слаженную работу команды методистов, потому что мало у кого в штате в принципе есть методисты. Зато у головной компании есть достаточно ресурсов для того, чтобы оперативно адаптировать программу под новый формат для всей сети.»
Своя специфика у робототехники: для этих уроков ученикам мало подключиться из дома по Zoom – необходимо специфическое дорогостоящее оборудование. Из-за этого многие секции робототехники прекратили свою работу на время карантина. Но «Лиге Роботов» удалось перевести 60% детей на дистанционное обучение и организовать доставку и ротацию оборудования на дом. Основатель сети Николай Пак расскажет на круглом столе 27 апреля, как они отладили этот процесс.
Адаптация продукта под новый формат, обучение и методическая поддержка педагогов, системы информирования и контроля сотрудников в разных сетях также отличаются.
Спикер круглого стола Александр Семенцов, основатель компании junior-projects.com (проекты Юниор, Русский балет, ЭИ Дети, ЮниорКод, Лига Блогеров, GET English), рассказывает, какой ключевой инструмент позволяет головной компании обеспечивать и контролировать одинаковое качество работы во всех филиалах и в том числе применять новые антикризисные меры:
«Мы используем систему education-erp.com. География у нас достаточно большая (22 страны и 246 городов), физически везде присутствовать невозможно. Мы сразу предвидели эту проблему и основные инвестиции направляли в развитие онлайн-платформы. Сейчас мы видим все показатели школы и без обратной связи от франчайзи (которая часто не объективна) можем понять слабые стороны конкретного филиала.»
Чтобы говорить о мерах поддержки, полезно понять, как в целом работает франчайзинг в образовании.
В чем специфика франчайзингового бизнеса в сфере образования? Она есть? Или франшизы в ресторанном/развлекательном/музыкальном/образовательном бизнесе работают по одинаковому принципу?
Общие принципы франчайзинговой модели едины в разных отраслях, но конечно же, есть специфика. Как правило, в пакет франшизы в любой отрасли входит три ключевых блока: право на использование бренда, продукт и поддержка. В поддержке есть разные подкатегории: разработка бизнес-плана, обучение открытию и ведению данного бизнеса, документация, маркетинг, юридическое сопровождение, обучение и контроль сотрудников франчайзи, организация поставок необходимых товаров и т.п.
Продукт в образовательной франшизе – это образовательная программа в виде подробных конспектов уроков и всех необходимых материалов к ним. Обязательна методическая поддержка: обучение всех педагогов франчайзи работе с данной программой, аттестация педагогов при необходимости, сопровождение по всем возникающим методическим вопросам, обновления программы. В некоторых франшизах франчайзи обязаны покупать у головной компании или ее партнеров оборудование и/или дидактические материалы для работы с программой.
Ряд российских франчайзинговых сетей успешно работает и на международной арене. Отличается ли франчайзинговый бизнес в России и за границей, рассказывает еще один участник круглого стола Андрей Лобанов, основатель и генеральный директор Международной школы программирования и математики «Алгоритмика»:
«На нашем опыте мы пока не нашли больших отличий. Есть более-менее одинаковые профайлы людей, которые хотят стать предпринимателем, одинаковые ошибки, которые они делают, и одинаковые модели того, как они подходят к бизнесу. Единственное отличие, которое видится – это то, что бизнесмены в развитых странах могут позволить себе больший срок окупаемости бизнеса. В России все ждут, что за 3-4 месяца все инвестиции будут окуплены. Что касается российской франшизы, которая выходит за рубеж, интересно отношение к бренду российского образования. Латинская Америка и Индия очень много знают про бренд российского образования и очень часто пишут в рекламе “Powered by Russia”, “Made in Russia”. Для нас это большая гордость, что российское образование в значимых кусках мира является весомым критерием и аргументом в принятии решения, куда отдать своего ребенка. Это классно!»
Николай Пак, основатель сети секций Лига Роботов, уточняет по тому же вопросу:
«Чем страна, в которой открывается филиал по франшизе, ближе к России географически и исторически, тем больше сходств и меньше различий. Бизнес-модель Лиги Роботов запускается с тем же успехом, как и при открытии новых городов в нашей стране. Но, конечно, у каждой страны есть свои особенности, которые нашим франчайзи необходимо учитывать в ведении бизнеса. Это касается и стран СНГ, где в некоторых городах возникают запросы на ведение занятий на государственном или английском языке, также возникают местные уникальные юридические и культурные вопросы. А для более далеких от России стран уже необходима адаптация под местный менталитет всего: от схем ведения бизнеса до методики занятий.»
Мы не знаем, сколько образовательных организаций выживет в этот сложный период, сколько из выживших вернутся в офлайн, и сколько франчайзеров решат в итоге отказаться от продажи франшизы и перестроят бизнес-модель в сторону развития онлайн B2C направления, раз уж все равно пришлось переработать программы под онлайн. Сейчас мы можем только ориентироваться на опыт друг друга и делать все возможное для выживания. Коллективным разумом и ресурсами держаться эффективнее – в этом франчайзи немного проще, чем остальным. Выживания нам всем.
Дарья Тимощук – основатель сети английских детских центров SmartFox
Франшиза в образовании
О престижном дипломе, открывающем радужные перспективы удачного трудоустройства в лучших компаниях, мечтает практически каждый выпускник. Но поступление в ведущие ВУЗы сопряжено с высокими финансовыми затратами (особенно, если будущий студент проживает вдали от мегаполисов, где обычно расположены престижные учебные учреждения страны). Не меньше сложностей возникает, если за заветным дипломом приходится ехать в дальнее зарубежье.
Но не только вчерашние школьники заинтересованы в получении диплома наиболее престижного ВУЗа. Получить конкурентоспособные документы об образовании мечтают многие уже опытные специалисты, которые хотят либо повысить свою квалификацию, либо освоить смежную профессию, либо кардинально сменить сферу деятельности.
Но, к большому сожалению многих россиян, их мечты и стремления разбиваются о подводные камни под названием «коммерциализация образования», которая стала обыденностью не только в западных странах, но и в России. Во многом именно пресловутый финансовый вопрос заставил многие отечественные alma-mater идти навстречу абитуриентам и приспосабливаться к современным условиям образовательного рынка ради собственного выживания. И одним из способов сделать качественное высшее образование более доступным стало внедрение франшизы в отечественную систему образования.
Что такое франшиза в образовании?
Франшиза (от французского franchise — льгота) – договор франчайзинга, предоставляющий право пользования брендом, товарным знаком, технологией, бизнес-моделью и т.д.
Франшиза в сфере образования – это фактически то же самое, что и франшиза в бизнесе. То есть, чтобы обеспечить необходимые условия для предоставления качественных образовательный услуг, ведущие учебные заведения «продают» свое «имя» на взаимовыгодных условиях коммерческим учебным заведениям, которые либо недавно открылись и нуждаются в популярности, либо не пользуются востребованностью, например, из-за непопулярных направлений обучения. Это помогает ВУЗам, нуждающимся в увеличении потока абитуриентов, привлечь внимание потенциальных студентов. При этом коммерческое образовательное партнерство выгодно не только учебным заведениям, но и обучающимся.
Благодаря договору франчайзинга популярное учебное заведение (провайдер) расширяет свою сеть, приобретает еще большую известность, и при этом не платит за рекламу, а наоборот, получает доход от продажи своего «тренда». Образовательное учреждение, работающее по франшизе, обучает студентов по программе ведущего ВУЗа, находясь за сотни и даже тысячи километров от университета-провайдера. При этом оно получает аккредитацию и берет на себя обязательство строго следовать программе приобретенного курса. Различие заключается только в части, не имеющей отношения к образовательной программе ВУЗа-провайдера: организации быта студентов, технического обеспечения и т.д. Франшизные ВУЗы также могут предлагать студентам собственные дополнительные программы обучения.
Обращаем внимание: не нужно путать университеты, работающие по образовательной франшизе с государственными учебными заведениями, работающими как филиалы, с коммерческими структурами. Хотя, дипломы в обоих случаях выпускники получают именно такого образца, как в головном учреждении.
Качество обучения: где лучше?
Преимущество обучения в образовательных учреждениях, работающих по договору франчайзинга, очевидно: студент имеет возможность получить диплом, например, Московского финансово-промышленного университета «Синергия», не выезжая за пределы своего села в Архангельской области или документ об окончании Манчестерского университета не покидая Москвы. И это открывает огромные возможности для талантливых молодых людей, которые по тем или иным причинам не могут пройти обучение в университете-провайдере.
Однако не меньше, чем финансовые и организационные вопросы, потенциальных студентов интересует, существует ли отличие в качестве преподавания между популярным университетом и ВУЗом, работающим по его франшизе.
Конечно же, сомнения в качестве услуг франшизного университета возникают, в первую очередь, из-за достаточно существенной разницы в стоимости обучения. Но расхожее мнение о том, что дороже – значит лучше, здесь не вполне уместно.
- Во-первых, качество полученных знаний и последующая квалификация по большому счету зависят от приложенных усилий студентов.
- Во-вторых, снижение затрат обусловлено не только отсутствием необходимости переезда к месту учебы. Не меньшее значение имеет как уровень средней зарплаты преподавателей в регионе проживания и обучения (а на периферии эти показатели значительно ниже), так и другие экономические факторы. Стоимость приобретенного курса и его программа при этом остаются неизменными.
Естественно, качество обучения напрямую зависит и от квалификации преподавателей. Некоторые франшизные ВУЗы имеют возможность за счет получения дополнительных средств от увеличения потока студентов не только привлечь к работе специалистов с научными степенями, но и улучшить материально-техническую базу. В этом случае стоимость обучения в нем будет выше, чем в ВУЗе, расположенном в соседнем регионе, но с менее квалифицированными преподавателями и более скромной материально-технической базой. Но при этом она все равно будет значительно ниже, чем в университет-провайдере.
Поэтому выбор здесь будет зависеть исключительно от личных предпочтений и материальных возможностей абитуриента. Главное, нужно внимательно изучить рынок образовательных услуг, выбрать оптимальный вариант и не забывать о современных технических возможностях в обучении: помните, курс лекций конкретного понравившегося преподавателя чаще всего можно прослушать не только очно, но и дистанционно.
Где найти ВУЗ, работающий по франшизе?
Таких учебных заведений в России сегодня больше, чем кажется, на первый взгляд. Например, если вы хотите получить диплом одного из зарубежных ВУЗов, то легко найти подходящий российский университет можно, если воспользоваться поисковой системой Hotcourses, которая предоставляет возможность выбрать как желаемую образовательную программу, так и направление обучения. Кроме того, если в дальнейшем вы планируете переехать для обучения и дальнейшей работы за рубеж, поисковая система даст развернутые подсказки о том, как можно попасть на учебу в Германию, США, Испанию, Италию, Австралию и другие страны, где можно получить конкурентоспособное высшее образование дешевле всего.
Отметим, что спектр образовательных услуг, предоставляемых по франшизе, не ограничивается получением основного высшего образования. Кроме основного диплома по франшизе можно получить:
Что такое франшиза в сфере образования?
Образование, получение новых знаний – важные составляющие жизни людей, особенно детей. Предоставление услуг в этой отрасли является не только прибыльным, но и полезным с социальной точки зрения бизнесом. Актуальность открытия частных детских садов, курсов, обучающих семинаров, спортивных школ объясняется нехваткой государственных учреждений. Их просто недостаточно, чтобы принять весь поток желающих учиться.
Работа в образовательной сфере актуальна не только в крупных городах, но и в небольших населенных пунктах, что позволяет задуматься об открытии, например частного детского сада. Но заниматься таким видом предпринимательства непросто – люди предъявляют повышенные требования к качеству обучения себя и своих детей. Поэтому работать в этой сфере без опыта будет сложно. Но есть и альтернативный вариант. Можно купить франшизу в сфере образования, заручившись поддержкой франчайзера и получив готовую модель не только ведения бизнеса, но и обучения.
Что представляет собой образовательная франшиза?
Инфобизнес является сегодня самой прибыльной сферой бизнеса. Ведь само по себе обучение не требует серьезных затрат. Нужно лишь иметь знания для преподавания другим людям. А когда бизнесмен начинает работать в образовательной сфере по франшизе, то все, что ему нужно сделать – правильно организовать работу и найти стартовый капитал.
Под образовательной франшизой понимается франшиза, позволяющая обучать других людей. Наиболее распространены следующие ее разновидности:
- детские сады («Бэби-клуб», «Точка Роста»);
- развивающие центры («Оранжевый слон», «Созвездие»);
- центры для детей школьного и дошкольного возраста («Юниум»);
- частные школы и лицеи (футбольная школа «Юниор», школа вокала Vocal Work, международный лицей «Ренессанс»);
- центры для проведения досуга («Научное шоу профессора Николя»);
- школы лингвистики и курсы иностранных языков («Лингвитания», «Полиглотики», ABC School);
- школы тренинга («Школа продаж Ларисы Цветовой).
Особенно актуальны сегодня школы лингвистики. Многие родители отдают своих детей на языковые курсы. Наиболее популярными языками являются:
- английский;
- французский;
- китайский;
- итальянский;
- испанский.
Большой спрос имеют и школы, развивающие у детей различные навыки: спортивные, музыкальные, танцевальные, рисования и другие.
Важно выбрать не только известную, но и действенную франшизу, которая позволит предпринимателю развиваться. Поэтому стоит обратить внимание на то, какие методики обучения использует франчайзер, применяет ли он какие-то инновационные методы и подходы.
Преимущества работы по образовательной франшизе
Образовательная франшиза будет необходима начинающему предпринимателю, если конечно сам он не является педагогом. Хотя часто и им требуется помощь в выстраивании собственного бизнеса. Приобретая франшизу, предприниматель получает следующие преимущества:
- возможность избежать многочисленных ошибок (в вопросах организации обучения, юридических и бюрократических проколов);
- наличие готовых бизнес-решений, методик обучения, избавляющих от необходимости разрабатывать их самостоятельно;
- помощь в получении лицензии;
- право использовать инновационный подход;
- возможность работать под известной маркой, что само по себе способствует привлечению клиентов;
- невысокая стоимость за возможность работать практически с готовым бизнесом;
- высокая вероятность успеха (в том числе и из-за востребованности образовательных услуг);
- наличие постоянной информационной поддержки, обновлений и усовершенствований используемых методик;
- доступ к семинарам и курсам по обучению персонала.
Недостатки
Недостатков у образовательной франшизы не так уж много. Наиболее значимыми являются:
- наличие ограничений (например, если открыть языковую школу по франшизе, то работать придется по имеющимся методикам, нельзя будет открыть дополнительные кружки, для этого придется создавать новый центр с другим направлением работы);
- высокие требования со стороны франчайзера;
- наличие риска приобрести неэффективную франшизу, зря потратив деньги.
Обзор наиболее востребованных предложений
Чтобы выбрать действительно эффективную и рабочую франшизу, необходимо подробно изучить условия сотрудничества, познакомиться с результатами работы разных франчайзеров и их франчайзи. Рассмотрим более подробно несколько образовательных франшиз.
Бэби-клуб
Компания позволяет приобрести франшизу детского сада или игрового клуба, позволяющего развиваться детям интеллектуально, проявлять себя творчески. Организация работает на рынке образовательных услуг с 2000 года, а свою франшизу запустила в 2009 году. За это время по всей стране было открыто более 250 садов и клубов.
Условия по франшизе Бэби-клуба таковы:
- паушальный взнос равен 1,2 миллионам рублей;
- роялти составляет 15 тысяч рублей в месяц;
- для открытия требуются инвестиции в размере от 3 до 8 миллионов рублей.
Такую франшизу лучше приобретать для крупных городов, чтобы бизнес смог быстро окупить себя.
Полиглотики
По этой франшизе можно открыть языковой центр для обучения детей в возрасте от 1 до 12 лет. Компания предлагает своим франчайзи уникальную методическую программу. Организация функционирует уже почти 10 лет, а свою франшизу она запустила в 2012 году. На данный момент открыто уже более 25 языковых центров по всей России.
Условия по этой франшизе выглядят так:
- паушальный взнос составляет 250 тысяч рублей;
- роялти составляет 12 тысяч рублей (в летний период плата уменьшается вдвое);
- для открытия своего центра потребуются вложения в размере от 460 до 800 тысяч рублей.
Подведем итоги
Образовательная франшиза – отличная идея для собственного бизнеса. Помощь франчайзера позволит сэкономить средства и не допустить ошибок. А повышение квалификации и курсы для педагогов непременно будут развивать потенциал сотрудников.
Источник https://vc.ru/education/123026-franchayzing-v-obrazovanii-kak-setyam-vyzhit-v-krizis
Источник https://fulledu.ru/articles/1601_franshiza-obrazovanii.html
Источник https://urlaw03.ru/business/article/franshiza-v-sfere-obrazovaniya